Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы |
Профиль | Арт-дизайн |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z54_03_02_ДПИиНП(арт-диз)-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 197 | 197 | 197 | 197 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.
1.1. | Цель дисциплины - практическое освоение студентами особенностей, традиционных художественных и современных технологических приемов декоративно-прикладного искусства. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.3 |
ПК-7 | способностью применять методы научных исследований при создании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, обосновывать новизну собственных концептуальных решений |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знать свойства материалов, применяемых при изготовлении изделий; процесс изготовления предметов; приемы исполнения гуашевой росписи изделий декоративно-прикладного искусства (по видам); специфику профессионального материального воплощения авторских проектов изделий декоративно-прикладного искусства (по видам); правила техники безопасности при изготовлении изделия декоративно-прикладного искусства (по видам). |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Уметь выполнять изделия декоративно-прикладного искусства на высоком профессиональном уровне; применять знания и навыки в области материаловедения, специальной технологии, исполнительского мастерства в процессе копирования, варьирования и самостоятельного выполнения изделий декоративно-прикладного искусств. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть навыками изготовления самостоятельно разработанных проектов изделий декоративно-прикладного искусства; применения технологических и эстетических традиций при исполнении современных изделий декоративно-прикладного искусства. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Сувенирная продукция в народном искусстве | ||||||
1.1. | Актуальные проблемы регионального художественного образования; современные отечественные и зарубежные концепции теории обучения. История сувенира. Критерии определения сувенира. | Лекции | 3 | 2 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Разработать таблицу классификации сувениров: по тематике; по способу использованию; по преобладающему материалу; по промышленно-отраслевой принадлежности; по целевой направленности | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Экономическое значение сувенирной отрасли для региона. Социальное и культурное значение сувенирной отрасли для региона. | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Разработать презентацию: сувенирная продукция Алтайского края | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Анализ маркетинговых иссследований | Сам. работа | 3 | 7 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Региональный бренд на внутреннем и международном рынке | ||||||
2.1. | Значение бренда региона для международного рынка | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Проектирование сувенира | ||||||
3.1. | Анализ сувенирной продукции Алтайского края | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Виды материалов, используемые в производстве сувениров | ||||||
4.1. | Разработка эскизов изделия из кости и рога | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Региональные поделочные камни для изготовления сувениров: камни поделочные (цветные); твердые поделочные камни; средние по твердости поделочные камни; мягкие камни для изготовления сувениров; камни органического происхождения; камни искусственные (синтетические). | Практические | 3 | 2 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Разработка эскизов изделия из поделочного камня | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Традиционные и современные пластичные и литьевые материалы: металлы и сплавы; пластмассы; керамика; стекло; полимерная глина; металлические глины. | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.5. | Разработка эскиза изделия из полимерной глины | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.6. | Технология обработки кожи: кожа, выделка кожи; инструменты для работы с кожей; приемы работы с кожей; сувенирные изделия из кожи. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.7. | Изготовление сувенирного изделия из полимерной глины | Практические | 3 | 2 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.8. | Изготовление сувенирного изделия из кожи | Практические | 3 | 2 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.9. | Разработка эскиза изделия в технике пэчворк | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.10. | Изготовление изделия в технике пэчворк | Практические | 3 | 2 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.11. | Разработка эскиза блюда с геометрической резьбой | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.12. | Технологии обработки растительных материалов для изготовления сувениров: лоза, береста, соломка | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.13. | Современные и традиционные технологии обработки пластичных материалов: глина природная, дообжиговое декорирование, декорировании изделий после обжига, обжиг керамических изделий, полимерная глина, металлические глины | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.14. | Современные и традиционные технологии обработки литьевых материалов для изготовления сувениров: гипс, металл, пластик, двухкомпонентные смолы. | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.15. | Современные и традиционные способы изготовления форм для тиражирования: понятие тиражирования; виды форм и их применение; изготовление гипсовых форм с барельефов; пропитка и изоляция гипсовых форм; эластичные и комбинированные формы; силикон для изготовления литьевой формы, характеристики силиконов; разрезная силиконовая форма; разъемная форма из силикона. | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.16. | Изготовление разъемной формы их силикона | Сам. работа | 3 | 12 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Современные тенденции в сувенирной продукции | ||||||
5.1. | Перспективы российского рынка сувенирной продукции | Сам. работа | 3 | 22 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Функция народного искусства. 1. познавательная, 2. семантическая. 3. игровая. Правильный ответ: 2 2. Русские народные промыслы это... 1. духовная и материальная культура русских в её традиционном и внепрофессиональном аспекте. 2. форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. 3. художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы. Правильный ответ: 2 3. Из каких цветов состоит Мезенская роспись? 1. черный и желтый. 2. черный и белый. 3. черный и красный. Правильный ответ: 3 4. Какая миниатюра исполняется темперой на папье-маше? 1. федоскинская. 2. холуйская. 3. палехская. Правильный ответ: 3 5. Какая игрушка изготавливается из мягких пород дерева? 1. богородская. 2. кожлянская. 3. жбанниковская. Правильный ответ: 1 6. Как называется традиционное ремесло, в котором из капового нароста изготавливаются различные изделия? 1. богородская резьба. 2. капокорешковый промысел. 3. абрамцево - кудринская резьба. Правильный ответ: 2 7. Что представляет из себя Дымковская игрушка? 1. деревянную игрушку-свистульку. 2. глиняную расписную куклу. 3.глиняную игрушку, расписанную и обожжённую в печи. Правильный ответ: 3 8. Скань – это… 1. ажурные или напаянные на металлический фон узоры из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки, также с дополнением зерни (маленьких серебряных или золотых шариков) и эмали?. 2. народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне ЖостовоМытищинского района Московской области. 3. морозный рисунок на окнах. Правильный ответ: 1 9. Вологодским кружевом называют... 1. вид кружева, в котором основные изображения выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся тесьмой, чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток. 2. вид декоративно-прикладного искусства, чьи сюжетные изображения, близкие к художественному и образному строю иконы и фрески, сочетаются с литургическими и вкладными надписями. 3. вышивка, выполненная на ткани из льна, в которой нити основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Правильный ответ: 1 10. В каком народном расписном промысле основными сюжетами являются: цветочные букеты, в котором встречаются и пышные садовые, и мелкие полевые цветы и пейзажи, изображающие уральскую природу или старинные города? 1.городецкая роспись. 2. тагильский поднос. 3. жостовская роспись. Правильный ответ: 2 11. Декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненная чёрным и красным (изредка зелёным) цветом по золотистому фону, с использованием серебряного оловянного порошка – это ... 1. жостовская роспись. 2. гжель. 3. хохлома. Правильный ответ: 3 12. Богиня из пантеона Владимира – покровительница женских ремёсел… 1. Берегиня. 2. Макошь. 3. Лада. Правильный ответ: 2 13. Символ восходящего Ярилы-Солнца в Арийских Ведах… 1. посолонь. 2. инглия. 3. коловрат. Правильный ответ: 3 14. Цвет символизирующий «нетленное совершенство»... 1. черный. 2. серый. 3. белый. Правильный ответ: 3 15. Народный промысел, изготавливающий посуду с кобальтовым рисунком… 1. дымка. 2. гжель. 3. городец. Правильный ответ: 2 ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Функция народного искусства… Правильный ответ: семантическая. 2. Образы народного искусства, изображающие человеческие фигуры... Правильный ответ:зооморфные. 3. Промысел, в котором традиционно все игрушки, кроме «люботы» – свистульки… Правильный ответ:филимоновский. 4. Двухцветная северная роспись… Правильный ответ: мезенская. 5. Центр изготовления лаковой миниатюры… Правильный ответ: Палех. 6. Название камня, из которого сделана «Царица ваз»... Правильный ответ: Ревнёвская яшма. 7. Основатель камнерезного дела на Алтая... Правильный ответ: Демидов. 8. Нагрудное украшение в виде ленты из бисера... Правильный ответ: гайтан. 9. Ткачество, по внешнему виду напоминающее вышивку вперед иглой… Правильный ответ: закладное. 10. Плоское квадратное приспособление для ткачества поясов... Правильный ответ: дощечки. 11. Тканая узорная ткань в очень мелкую цветную клетку… Правильный ответ: пестрядь. 12. Центр золотошвейных промыслов... Правильный ответ: Торжок. 13. Способам получения узорной ткани отно¬сится при котором узор вырезался на деревянной доске и затем отпечатывался на ткань… Правильный ответ: набойка. 14. Приспособление для плетения кружев… Правильный ответ: коклюшки. 15. Не является центром традиционного кружевоплетения… Правильный ответ:Полхов Майдан. 16. Автор исследования «Народное искусство как часть культуры: теория и практика»… Правильный ответ:М.А. Некрасова. 17. Мастерица по бисероплетению, работы которой внесены в книгу «Художественные промыслы и ремёсла Алтайского края»… Правильный ответ: Н.Т. Дамер. 18. Барнаульский мастер резьбы по бересте... Правильный ответ: В.М. Романов. 19. Барнаульский мастер резьбы по дереву... Правильный ответ: С.Г. Мозговой. 20. Барнаульский мастер-гончар… Правильный ответ: В.В. Гычев. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена. Промежуточная аттестация студентов проводится по окончании изучения дисциплины, в виде курсового проектирования. При оценивании также учитываются результаты тестирования в течение семестра. |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Молотова Виктория Николаевна | Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие | Форум, 2018 | znanium.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | АлтГУ, Фак. искусств, Каф. истории отеч. и зарубеж. искусства | Общее материаловедение: прогр. и метод. рекомендации для студентов оч. формы обучения 051000 - декоративно-прикладное искусство и дизайн | Изд-во АлтГУ, 2011 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Кузнецов, П.А. | Современные технологии коммерческой рекламы : практическое пособие | ЭБС «Университетская библиотека online», | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://birch-bark.info/articles-ru/76-guidelines-for-plaiting-products-from-birch-bark-author-pyatkov-ai-ru.html | |||
Э2 | http://spleteno.ru/technology/11-beresta/17-pletenie-iz-beresty.html | |||
Э3 | http://pletenielozy.ru/ | |||
Э4 | http://www.lozahobby.ru/ | |||
Э5 | http://fictionbook.ru/pages/read_book_online/?art=184570&show_reminders_subscr=1&pagenum=1 | |||
Э6 | http://www.xliby.ru/hobbi_i_remesla/pletenie_beresta_solomka_trostnik_loza_i_drugie_materialy/p1.php | |||
Э7 | http://do.gendocs.ru/docs/index-286252.html | |||
Э8 | http://mosgonchar.ru/programma-po-obucheniyu-rabote-na-goncharnom-kruge.html | |||
Э9 | http://www.coolreferat.com/ | |||
Э10 | http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/istorija-glinjanyh-igrushek.html | |||
Э11 | http://www.patlah.ru/etm/etm-01/teh%20glina/goncar%20kryg/goncar%20kryg.htm | |||
Э12 | Курс "Современные технологии в декоративно-прикладном искусстве" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |