МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные технологии в декоративно-прикладном искусстве

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz54_03_02_ДПИиНП(арт-диз)-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 197
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
курсовая работа: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 197 197 197 197
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат исторических наук, доцент, Бочковская В.И.

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Современные технологии в декоративно-прикладном искусстве

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016г. N 10 (с изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями от 13.07.2017)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - практическое освоение студентами особенностей, традиционных художественных и современных технологических приемов декоративно-прикладного искусства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью применять методы научных исследований при создании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, обосновывать новизну собственных концептуальных решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать свойства материалов, применяемых при изготовлении изделий; процесс изготовления предметов; приемы исполнения гуашевой росписи изделий декоративно-прикладного искусства (по видам); специфику профессионального материального воплощения авторских проектов изделий декоративно-прикладного искусства (по видам); правила техники безопасности при изготовлении изделия декоративно-прикладного искусства (по видам).
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь выполнять изделия декоративно-прикладного искусства на высоком профессиональном уровне; применять знания и навыки в области материаловедения, специальной технологии, исполнительского мастерства в процессе копирования, варьирования и самостоятельного выполнения изделий декоративно-прикладного искусств.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками изготовления самостоятельно разработанных проектов изделий декоративно-прикладного искусства; применения технологических и эстетических традиций при исполнении современных изделий декоративно-прикладного искусства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сувенирная продукция в народном искусстве
1.1. Актуальные проблемы регионального художественного образования; современные отечественные и зарубежные концепции теории обучения. История сувенира. Критерии определения сувенира. Лекции 3 2 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Разработать таблицу классификации сувениров: по тематике; по способу использованию; по преобладающему материалу; по промышленно-отраслевой принадлежности; по целевой направленности Сам. работа 3 12 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Экономическое значение сувенирной отрасли для региона. Социальное и культурное значение сувенирной отрасли для региона. Сам. работа 3 12 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Разработать презентацию: сувенирная продукция Алтайского края Сам. работа 3 12 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Анализ маркетинговых иссследований Сам. работа 3 7 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Региональный бренд на внутреннем и международном рынке
2.1. Значение бренда региона для международного рынка Сам. работа 3 4 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Проектирование сувенира
3.1. Анализ сувенирной продукции Алтайского края Сам. работа 3 12 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Виды материалов, используемые в производстве сувениров
4.1. Разработка эскизов изделия из кости и рога Сам. работа 3 12 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Региональные поделочные камни для изготовления сувениров: камни поделочные (цветные); твердые поделочные камни; средние по твердости поделочные камни; мягкие камни для изготовления сувениров; камни органического происхождения; камни искусственные (синтетические). Практические 3 2 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.3. Разработка эскизов изделия из поделочного камня Сам. работа 3 6 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.4. Традиционные и современные пластичные и литьевые материалы: металлы и сплавы; пластмассы; керамика; стекло; полимерная глина; металлические глины. Сам. работа 3 12 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.5. Разработка эскиза изделия из полимерной глины Сам. работа 3 6 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.6. Технология обработки кожи: кожа, выделка кожи; инструменты для работы с кожей; приемы работы с кожей; сувенирные изделия из кожи. Сам. работа 3 6 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.7. Изготовление сувенирного изделия из полимерной глины Практические 3 2 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.8. Изготовление сувенирного изделия из кожи Практические 3 2 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.9. Разработка эскиза изделия в технике пэчворк Сам. работа 3 12 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.10. Изготовление изделия в технике пэчворк Практические 3 2 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.11. Разработка эскиза блюда с геометрической резьбой Сам. работа 3 2 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.12. Технологии обработки растительных материалов для изготовления сувениров: лоза, береста, соломка Сам. работа 3 12 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.13. Современные и традиционные технологии обработки пластичных материалов: глина природная, дообжиговое декорирование, декорировании изделий после обжига, обжиг керамических изделий, полимерная глина, металлические глины Сам. работа 3 12 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.14. Современные и традиционные технологии обработки литьевых материалов для изготовления сувениров: гипс, металл, пластик, двухкомпонентные смолы. Сам. работа 3 12 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.15. Современные и традиционные способы изготовления форм для тиражирования: понятие тиражирования; виды форм и их применение; изготовление гипсовых форм с барельефов; пропитка и изоляция гипсовых форм; эластичные и комбинированные формы; силикон для изготовления литьевой формы, характеристики силиконов; разрезная силиконовая форма; разъемная форма из силикона. Сам. работа 3 12 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.16. Изготовление разъемной формы их силикона Сам. работа 3 12 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Современные тенденции в сувенирной продукции
5.1. Перспективы российского рынка сувенирной продукции Сам. работа 3 22 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Функция народного искусства.
1. познавательная,
2. семантическая.
3. игровая.

Правильный ответ: 2

2. Русские народные промыслы это...
1. духовная и материальная культура русских в её традиционном и внепрофессиональном аспекте.
2. форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад.

3. художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его
жизнь, воззрения, идеалы.

Правильный ответ: 2

3. Из каких цветов состоит Мезенская роспись?
1. черный и желтый.
2. черный и белый.
3. черный и красный.

Правильный ответ: 3

4. Какая миниатюра исполняется темперой на папье-маше?
1. федоскинская.
2. холуйская.
3. палехская.

Правильный ответ: 3

5. Какая игрушка изготавливается из мягких пород дерева?
1. богородская.
2. кожлянская.
3. жбанниковская.

Правильный ответ: 1

6. Как называется традиционное ремесло, в котором из капового нароста изготавливаются различные изделия?
1. богородская резьба.
2. капокорешковый промысел.
3. абрамцево - кудринская резьба.

Правильный ответ: 2

7. Что представляет из себя Дымковская игрушка?
1. деревянную игрушку-свистульку.
2. глиняную расписную куклу.
3.глиняную игрушку, расписанную и обожжённую в печи.

Правильный ответ: 3

8. Скань – это…
1. ажурные или напаянные на металлический фон узоры из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки, также с дополнением зерни (маленьких серебряных или золотых шариков) и эмали?.
2. народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне ЖостовоМытищинского района Московской области.
3. морозный рисунок на окнах.

Правильный ответ: 1

9. Вологодским кружевом называют...

1. вид кружева, в котором основные изображения выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся тесьмой, чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.
2. вид декоративно-прикладного искусства, чьи сюжетные изображения, близкие к художественному и образному строю иконы и фрески, сочетаются с литургическими и вкладными надписями.
3. вышивка, выполненная на ткани из льна, в которой нити основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки.

Правильный ответ: 1

10. В каком народном расписном промысле основными сюжетами являются: цветочные букеты, в котором встречаются и пышные садовые, и мелкие полевые цветы и пейзажи, изображающие уральскую природу или старинные города?
1.городецкая роспись.
2. тагильский поднос.
3. жостовская роспись.

Правильный ответ: 2

11. Декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненная чёрным и красным (изредка зелёным) цветом по золотистому фону, с использованием серебряного оловянного порошка – это ...
1. жостовская роспись.
2. гжель.
3. хохлома.

Правильный ответ: 3

12. Богиня из пантеона Владимира – покровительница женских ремёсел…
1. Берегиня.
2. Макошь.
3. Лада.

Правильный ответ: 2

13. Символ восходящего Ярилы-Солнца в Арийских Ведах…
1. посолонь.
2. инглия.
3. коловрат.

Правильный ответ: 3

14. Цвет символизирующий «нетленное совершенство»...
1. черный.
2. серый.
3. белый.

Правильный ответ: 3


15. Народный промысел, изготавливающий посуду с кобальтовым рисунком…
1. дымка.
2. гжель.
3. городец.

Правильный ответ: 2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Функция народного искусства…

Правильный ответ: семантическая.

2. Образы народного искусства, изображающие человеческие фигуры...

Правильный ответ:зооморфные.

3. Промысел, в котором традиционно все игрушки, кроме «люботы» – свистульки…

Правильный ответ:филимоновский.
4. Двухцветная северная роспись…

Правильный ответ: мезенская.

5. Центр изготовления лаковой миниатюры…
Правильный ответ: Палех.

6. Название камня, из которого сделана «Царица ваз»...
Правильный ответ: Ревнёвская яшма.

7. Основатель камнерезного дела на Алтая...

Правильный ответ: Демидов.

8. Нагрудное украшение в виде ленты из бисера...

Правильный ответ: гайтан.

9. Ткачество, по внешнему виду напоминающее вышивку вперед иглой…

Правильный ответ: закладное.

10. Плоское квадратное приспособление для ткачества поясов...

Правильный ответ: дощечки.

11. Тканая узорная ткань в очень мелкую цветную клетку…

Правильный ответ: пестрядь.

12. Центр золотошвейных промыслов...

Правильный ответ: Торжок.

13. Способам получения узорной ткани отно¬сится при котором узор вырезался на деревянной доске и затем отпечатывался на ткань…

Правильный ответ: набойка.

14. Приспособление для плетения кружев…

Правильный ответ: коклюшки.

15. Не является центром традиционного кружевоплетения…

Правильный ответ:Полхов Майдан.

16. Автор исследования «Народное искусство как часть культуры: теория и практика»…

Правильный ответ:М.А. Некрасова.

17. Мастерица по бисероплетению, работы которой внесены в книгу «Художественные промыслы и ремёсла Алтайского края»…

Правильный ответ: Н.Т. Дамер.

18. Барнаульский мастер резьбы по бересте...

Правильный ответ: В.М. Романов.

19. Барнаульский мастер резьбы по дереву...

Правильный ответ: С.Г. Мозговой.

20. Барнаульский мастер-гончар…

Правильный ответ: В.В. Гычев.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Промежуточная аттестация студентов проводится по окончании изучения дисциплины, в виде курсового проектирования. При оценивании также учитываются результаты тестирования в течение семестра.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Молотова Виктория Николаевна Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие Форум, 2018 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ, Фак. искусств, Каф. истории отеч. и зарубеж. искусства Общее материаловедение: прогр. и метод. рекомендации для студентов оч. формы обучения 051000 - декоративно-прикладное искусство и дизайн Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кузнецов, П.А. Современные технологии коммерческой рекламы : практическое пособие ЭБС «Университетская библиотека online», biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://birch-bark.info/articles-ru/76-guidelines-for-plaiting-products-from-birch-bark-author-pyatkov-ai-ru.html
Э2 http://spleteno.ru/technology/11-beresta/17-pletenie-iz-beresty.html
Э3 http://pletenielozy.ru/
Э4 http://www.lozahobby.ru/
Э5 http://fictionbook.ru/pages/read_book_online/?art=184570&show_reminders_subscr=1&pagenum=1
Э6 http://www.xliby.ru/hobbi_i_remesla/pletenie_beresta_solomka_trostnik_loza_i_drugie_materialy/p1.php
Э7 http://do.gendocs.ru/docs/index-286252.html
Э8 http://mosgonchar.ru/programma-po-obucheniyu-rabote-na-goncharnom-kruge.html
Э9 http://www.coolreferat.com/
Э10 http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/istorija-glinjanyh-igrushek.html
Э11 http://www.patlah.ru/etm/etm-01/teh%20glina/goncar%20kryg/goncar%20kryg.htm
Э12 Курс "Современные технологии в декоративно-прикладном искусстве" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.