Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы |
Профиль | Арт-дизайн |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z54_03_02_ДПИиНП(арт-диз)-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 96 | 96 | 96 | 96 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | – создание условий для формирование у студентов устойчивых представлений о взаимосвязях теоретико-методологических аспектов реставрации памятников с методическими вопросами изучения искусствознания и знакомство с этапами реставрационного дела. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1 |
ПК-3 | способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные принципы современной реставрации - основные характеристики реставрационных направлений, учитывающиеся в процессе практической деятельности - подходы и принципы реставрации в различных исторических условиях развития общества |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать знания в анализе современных реставрациооных процессов - проанилизировать различные аспекты реставрации и ее роль в обществе - выделять и использовать базовые теоретические знания при участии в научно-прикладных исследованиях |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - работы в музеях, галереях, архивах и т. д. - методами и навыками научно-прикладных исследований при анализе реставрационных явлений - практическими навыками предметно-методологического междисциплинарного взаимодействия |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Реставрация как наука, становление, развитие, теоритическая основа | ||||||
1.1. | особенности фрмирования научной реставрации в России | Практические | 5 | 6 | ПК-3 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Историческое формирование научной реставрации | Лекции | 5 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Реставрационные центры, современное положение. Реставрационные центры Урала и Сибири. Реставрация в системе образования. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-3 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Технико-технологический аспект. Методы исследования. | ||||||
2.1. | Изучение сохранности памятников. Методы исследования и фиксирование наблюдений. | Сам. работа | 5 | 50 | ПК-3 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | 4. Технико-технологический аспект создания произведений темперной живописи, энкаустика, фреска.Материалы памятников: дерево, ткань, бумага, металл . | Сам. работа | 5 | 32 | ПК-3 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Практические операции реставрации. Профилактика. | ||||||
3.1. | Характеристика консервационных операций: укрепление, собирание основы | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
3.2. | Характеристика консервационных операций: укрепление, собирание основы | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
3.3. | Раскрытие живописи. Подведение левкаса, тонировки. Метод реконструкции. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
3.4. | Проблемы реставрационной эстетики. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
3.5. | Зачет | 5 | 0 | ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11254#section-4 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1 Что означает слово «реставрация»? а) восстановление; б) воссоздание; в) сохранение. Ответ: а. 2 Кто осуществил первую реставрацию «Троицы» Андрея Рублева в 1904 году? а) И. С. Остроухова; б) В. П. Гурьянов; И. Э. Грабарь. Ответ: б. 3 «Техника старых мастеров» предполагает… а) однослойную живопись; б) двухслойную живопись; в) многослойную живопись. Ответ: в. 4 Термин, обозначающий прием достижения наиболее достоверного изображения цвета кожи с помощью послойного наложения красок? а) лессировка; б) санкирь; в) карнация. Ответ: в. 5 «Поновление» - это… а) синоним реставрации; б) нанесение нового красочного слоя поверх поврежденного или частично утраченного старого. Ответ: б. 6 Наиболее легкоплавкий металл? а) олово; б) сталь; в) медь; г) чугун. Ответ: а. 7 Произведения из каких металлов более устойчивы к коррозии? а) серебро; б) медь; в) железо. Ответ: а. 8 Возможно ли во время реставрации восстановить утраченные детали живописи? а) возможно; б) совершенно не допустимо; в) возможно только условно при помощи тонированы. Ответ: в. 9 На какие произведения искусства оказывает наибольший вред прямое естественное освещение? а) скульптура; б) живопись; в) графика. Ответ: в. 10 Когда был основан ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря? а) 1918 г.; б) 1935 г.; в) 1990 г. Ответ: а. 11 Что входит в задачи реставратора? а) реконструкция произведения в изначальном виде; б) сохранение оригинального красочного слоя. Ответ: а. 12 Когда возникла современная научная теория реставрации? а) Вторая половина ХХ века; б) XXI в.; в) рубеж XIX-XX вв. Ответ: в. 13 Консервация – это… а) синоним реставрации; б) вид реставрационных работ. Ответ: б. 14 Термин живописи, обозначающий мягкость моделировки, плавность тональных переходов, расплывчатость, «туманность»? а) сфумато; б) карнация; в) лессировка. Ответ: а. 15 Первая стадия реставрации? а) тонировка; б) анализ состояния произведения. Ответ: а. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1 Сплав меди и цинка (до 50 %)? Ответ: латунь. 2 Термин, обозначающий металл или сплав, добавляемый ювелирами в драгоценный металл для повышения его прочности? Ответ: лигатура. 3 Чем в произведениях иконописи покрывается красочный слой? Ответ: олифа. 4 Налет, который появляется на поверхности изделий из меди и бронзы? Ответ: патина. 5 Техника живописи, заключающаяся в нанесении полупрозрачных слоев? Ответ: лессировка. 6 Техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск? Ответ: энкаустика. 7 Термин, обозначающий растрескивание красочного слоя или грунта? Ответ: кракелюр. 8 Как называется меловой грунт в иконописи? Ответ: левкас. 9 Термин русской иконописи, обозначающий первый красочный слой, покрывающий лики. Ответ: санкирь. 10 Цветная тонировка грунта? Ответ: имприматура. 11 Вид деформации иконной доски, проявляющейся в ее выгибании? Ответ: коробление. 12 Потемнение живописи вследствие впитывания связующего вещества грунтом – это… Ответ: жухлость. 13 Как называется ткань, которую наклеивают на иконную доску до наложения грунта? Ответ: паволока. 14 Как называются повреждения, появившиеся на произведении в результате его пребывания в повседневной среде человека. Ответ: следы бытования. 15 Назовите главное условие, необходимое для сохранности произведения искусства? Ответ: температурно-влажностный режим. 16 Термин русской иконописи, означающий переход от темного тона к более светлому в личном письме? Ответ: вохрение. 17 Описание и выявление основных сведений о произведении (авторство, датировка, техника, материалы и др.). Ответ: атрибуция. 18 Вид кракелюра, который проходит через все слои живописи? Ответ: сквозной кракелюр. 19 Повреждения произведения, появившиеся в следствии возникновения в нем насекомых? Ответ: энтомологические повреждения. 20 Как называются повреждения от грибка и бактерий? Ответ: микробиологические повреждения. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Вопросы к зачету 1.Понятия консервации и реставрации. 2.История становления и научной теории реставрации и консервации. 3. «Поновление» и «коммерческая реставрация». 4.История возникновения отечественных реставрационных центров. 5. Реставратор как профессия. 6. Роль температурно-влажностного режима в сохранности произведения. 7. Особенности анализа состояния сохранности произведения. 8. Виды повреждения произведений искусства. 9. Этапы реставрации произведения искусства. 10. Реставрация и консервация иконописи. 11. Реставрация и консервация масляной живописи. 12. Реставрация и консервация графики. 13. Реставрации и консервация керамики. 14.Реставрация и консервация изделий из металла. Свойства металлов. 15.Реставрация и консервация произведений декоративно-прикладного искусства из дерева. 16. Особенности реставрации ювелирных изделий. 17. Реставрация художественного стекла. 18. Реставрация памятников монументального искусства. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | АлтГУ, Фак. искусств, Каф. истории отеч. и зарубеж. искусства | Реставрация памятников живописи: [программа] | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | гл. ред. А.Н. Чистяков | Новые решения для обучения реставраторов : сборник трудов научной конференции «Инновационные технологии в образовательной деятельности вузов искусств и реставрации» | СПб : Издательство «СПбКО» // ЭБС «Университетская библиотека online», 2014 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Чистяков, А.Н. | Типология разрушений памятников культуры : | СПб : Издательство «СПбКО» // ЭБС «Университетская библиотека online», 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256087 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кимеева Т. И. , Окунева И. В. | Основы консервации и реставрации археологических и этнографических музейных предметов: | КемГУКИ, 2009 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Клокова Г.С. | Реставрация произведений станковой темперной живописи: учебное пособие для высших учебных заведений | ПСТГУ, 2016 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494979 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Степанская Т.М. | Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 | elibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | реставрация памятников темперной живописи | art-con.ru | ||
Э2 | превентивная консервация | www.gosniir.ru | ||
Э3 | реставрация монументальной живописи | www.grabar.ru | ||
Э4 | сохранение культурного наследия | www.cultradio.ru | ||
Э5 | Реставрация памятников искусства | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий. При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания: - изучают рекомендованную литературу; - выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы. Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу. Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий. Примерная схема подготовки студента к практическому занятию: 1. Ознакомиться с вопросами и заданиями. 2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине. 3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов). 4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект). 5. Выполнить задания к практическому занятию. 6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются). 7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю. На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором. При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы. 1.2. Методические рекомендации по созданию презентации Алгоритм создания презентации: 1 этап – определение цели презентации 2 этап – подробное раскрытие информации, 3 этап − основные тезисы, выводы. Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом: - первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации; - на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов; - оставшиеся слайды имеют информативный характер. Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод. Требования к оформлению и представлению презентации: 1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом. 2. Тщательно структурированная информация. 3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков. 4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац. 5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца. 6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно. 7. Графика должна органично дополнять текст. 8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут; 1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии Алгоритм создания доклада: 1 этап – определение темы доклада 2 этап – определение цели доклада 3 этап − подробное раскрытие информации 4 этап − формулирование основных тезисов и выводов. |