МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Реставрация и консервация памятников искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
ПрофильАрт-дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz54_03_02_ДПИиНП(арт-диз)-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., ст.преп., Булгаева Г.Д.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Реставрация и консервация памятников искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.– создание условий для формирование у студентов устойчивых представлений о взаимосвязях теоретико-методологических аспектов реставрации памятников с методическими вопросами изучения искусствознания и знакомство с этапами реставрационного дела.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные принципы современной реставрации
- основные характеристики реставрационных направлений, учитывающиеся в процессе практической деятельности
- подходы и принципы реставрации в различных исторических условиях развития общества

3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать знания в анализе современных реставрациооных процессов
- проанилизировать различные аспекты реставрации и ее роль в обществе
- выделять и использовать базовые теоретические знания при участии в научно-прикладных исследованиях

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- работы в музеях, галереях, архивах и т. д.
- методами и навыками научно-прикладных исследований при анализе реставрационных явлений
- практическими навыками предметно-методологического междисциплинарного взаимодействия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Реставрация как наука, становление, развитие, теоритическая основа
1.1. особенности фрмирования научной реставрации в России Практические 5 6 ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Историческое формирование научной реставрации Лекции 5 2 ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.3. Реставрационные центры, современное положение. Реставрационные центры Урала и Сибири. Реставрация в системе образования. Сам. работа 5 6 ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Технико-технологический аспект. Методы исследования.
2.1. Изучение сохранности памятников. Методы исследования и фиксирование наблюдений. Сам. работа 5 50 ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.2. 4. Технико-технологический аспект создания произведений темперной живописи, энкаустика, фреска.Материалы памятников: дерево, ткань, бумага, металл . Сам. работа 5 32 ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Практические операции реставрации. Профилактика.
3.1. Характеристика консервационных операций: укрепление, собирание основы Сам. работа 5 2 ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Характеристика консервационных операций: укрепление, собирание основы Сам. работа 5 2 ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.3. Раскрытие живописи. Подведение левкаса, тонировки. Метод реконструкции. Сам. работа 5 2 ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.4. Проблемы реставрационной эстетики. Сам. работа 5 2 ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.5. Зачет 5 0 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11254#section-4

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1 Что означает слово «реставрация»?
а) восстановление; б) воссоздание; в) сохранение.
Ответ: а.
2 Кто осуществил первую реставрацию «Троицы» Андрея Рублева в 1904 году?
а) И. С. Остроухова; б) В. П. Гурьянов; И. Э. Грабарь.
Ответ: б.
3 «Техника старых мастеров» предполагает…
а) однослойную живопись; б) двухслойную живопись; в) многослойную живопись.
Ответ: в.
4 Термин, обозначающий прием достижения наиболее достоверного изображения цвета кожи с помощью послойного наложения красок?
а) лессировка; б) санкирь; в) карнация.
Ответ: в.
5 «Поновление» - это…
а) синоним реставрации; б) нанесение нового красочного слоя поверх поврежденного или частично утраченного старого.
Ответ: б.
6 Наиболее легкоплавкий металл?
а) олово; б) сталь; в) медь; г) чугун.
Ответ: а.
7 Произведения из каких металлов более устойчивы к коррозии?
а) серебро; б) медь; в) железо.
Ответ: а.
8 Возможно ли во время реставрации восстановить утраченные детали живописи?
а) возможно; б) совершенно не допустимо; в) возможно только условно при помощи тонированы.
Ответ: в.
9 На какие произведения искусства оказывает наибольший вред прямое естественное освещение?
а) скульптура; б) живопись; в) графика.
Ответ: в.
10 Когда был основан ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря?
а) 1918 г.; б) 1935 г.; в) 1990 г.
Ответ: а.
11 Что входит в задачи реставратора?
а) реконструкция произведения в изначальном виде; б) сохранение оригинального красочного слоя.
Ответ: а.
12 Когда возникла современная научная теория реставрации?
а) Вторая половина ХХ века; б) XXI в.; в) рубеж XIX-XX вв.
Ответ: в.
13 Консервация – это…
а) синоним реставрации; б) вид реставрационных работ.
Ответ: б.
14 Термин живописи, обозначающий мягкость моделировки, плавность тональных переходов, расплывчатость, «туманность»?
а) сфумато; б) карнация; в) лессировка.
Ответ: а.
15 Первая стадия реставрации?
а) тонировка; б) анализ состояния произведения.
Ответ: а.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1 Сплав меди и цинка (до 50 %)?
Ответ: латунь.
2 Термин, обозначающий металл или сплав, добавляемый ювелирами в драгоценный металл для повышения его прочности?
Ответ: лигатура.
3 Чем в произведениях иконописи покрывается красочный слой?
Ответ: олифа.
4 Налет, который появляется на поверхности изделий из меди и бронзы?
Ответ: патина.
5 Техника живописи, заключающаяся в нанесении полупрозрачных слоев?
Ответ: лессировка.
6 Техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск?
Ответ: энкаустика.
7 Термин, обозначающий растрескивание красочного слоя или грунта?
Ответ: кракелюр.
8 Как называется меловой грунт в иконописи?
Ответ: левкас.
9 Термин русской иконописи, обозначающий первый красочный слой, покрывающий лики.
Ответ: санкирь.
10 Цветная тонировка грунта?
Ответ: имприматура.
11 Вид деформации иконной доски, проявляющейся в ее выгибании?
Ответ: коробление.
12 Потемнение живописи вследствие впитывания связующего вещества грунтом – это…
Ответ: жухлость.
13 Как называется ткань, которую наклеивают на иконную доску до наложения грунта?
Ответ: паволока.
14 Как называются повреждения, появившиеся на произведении в результате его пребывания в повседневной среде человека.
Ответ: следы бытования.
15 Назовите главное условие, необходимое для сохранности произведения искусства?
Ответ: температурно-влажностный режим.
16 Термин русской иконописи, означающий переход от темного тона к более светлому в личном письме?
Ответ: вохрение.
17 Описание и выявление основных сведений о произведении (авторство, датировка, техника, материалы и др.).
Ответ: атрибуция.
18 Вид кракелюра, который проходит через все слои живописи?
Ответ: сквозной кракелюр.
19 Повреждения произведения, появившиеся в следствии возникновения в нем насекомых?
Ответ: энтомологические повреждения.
20 Как называются повреждения от грибка и бактерий?
Ответ: микробиологические повреждения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету
1.Понятия консервации и реставрации.
2.История становления и научной теории реставрации и консервации.
3. «Поновление» и «коммерческая реставрация».
4.История возникновения отечественных реставрационных центров.
5. Реставратор как профессия.
6. Роль температурно-влажностного режима в сохранности произведения.
7. Особенности анализа состояния сохранности произведения.
8. Виды повреждения произведений искусства.
9. Этапы реставрации произведения искусства.
10. Реставрация и консервация иконописи.
11. Реставрация и консервация масляной живописи.
12. Реставрация и консервация графики.
13. Реставрации и консервация керамики.
14.Реставрация и консервация изделий из металла. Свойства металлов.
15.Реставрация и консервация произведений декоративно-прикладного искусства из дерева.
16. Особенности реставрации ювелирных изделий.
17. Реставрация художественного стекла.
18. Реставрация памятников монументального искусства.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 АлтГУ, Фак. искусств, Каф. истории отеч. и зарубеж. искусства Реставрация памятников живописи: [программа] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
Л1.2 гл. ред. А.Н. Чистяков Новые решения для обучения реставраторов : сборник трудов научной конференции «Инновационные технологии в образовательной деятельности вузов искусств и реставрации» СПб : Издательство «СПбКО» // ЭБС «Университетская библиотека online», 2014 biblioclub.ru
Л1.3 Чистяков, А.Н. Типология разрушений памятников культуры : СПб : Издательство «СПбКО» // ЭБС «Университетская библиотека online», 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256087
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кимеева Т. И. , Окунева И. В. Основы консервации и реставрации археологических и этнографических музейных предметов: КемГУКИ, 2009 biblioclub.ru
Л2.2 Клокова Г.С. Реставрация произведений станковой темперной живописи: учебное пособие для высших учебных заведений ПСТГУ, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494979
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 реставрация памятников темперной живописи art-con.ru
Э2 превентивная консервация www.gosniir.ru
Э3 реставрация монументальной живописи www.grabar.ru
Э4 сохранение культурного наследия www.cultradio.ru
Э5 Реставрация памятников искусства portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.