МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и когнитивно-поведенческая психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_Клиническая психология_ПДиКПП-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. биол.н., доцент, Яценко Михаил Владимирович

Рецензент(ы):
канд. психол.н., Доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Психология безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.01 Клиническая психология (приказ Минобрнауки России от 26.05.2020 г. № 683)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. психол.н., доцент Кузьмина Анна Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой канд. психол.н., доцент Кузьмина Анна Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических знаний в области психологии конфликта, а также формирование и развитие у обучаемых навыков и умений решения конкретных задач по разрешению конфликтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие, структуру, виды конфликта в различных межличностных, личностно-групповых и межгрупповых отношениях; способы анализа конфликтной ситуации в различных типах межличностных и социальных отношениях; понятие конфликтного типа личности, конструктивную и деструктивную форму конфликтного взаимодействия.
3.2.Уметь:
3.2.1.диагностировать структурные компоненты конфликта с целью выбора способа его разрешения; выбирать и реализовывать способы разрешения конфликтов в различных типах межличностных и социальных отношениях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет методами оценки, анализа и разрешения конфликтов межличностного, личностно-группового и межгруппового характера; методами приема и подачи обратной связи в конфликтных ситуациях; методами анализа эффективности переговорного процесса при решении конфликта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Конфликт как предмет изучения в психологической науке
1.1. Теоретические подходы к изучению конфлмикта Лекции 10 4 УК-8 Л1.1, Л2.1
1.2. Теоретические подходы к изучению конфлмикта Лабораторные 10 6 УК-8 Л1.1, Л2.1
1.3. Теоретические подходы к изучению конфлмикта Сам. работа 10 8 УК-8 Л1.1, Л2.1
1.4. Понятие, структура,функции, виды конфликта. Развитие конфликта. Лабораторные 10 6 УК-8 Л1.1, Л2.1
1.5. Понятие, структура,функции, виды конфликта. Развитие конфликта. Лекции 10 4 УК-8 Л1.1, Л2.1
1.6. Пеоведенческие стратегии в конфликтных ситуациях. Сам. работа 10 8 УК-8 Л1.1, Л2.1
1.7. Конфликтные типы личности. Сам. работа 10 8 УК-8 Л1.1, Л2.1
1.8. Понятие, структура,функции, виды конфликта. Развитие конфликта. Сам. работа 10 8 УК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Виды конфликтов.
2.1. Внутриличностные конфликты. Лекции 10 4 УК-8 Л1.1, Л2.1
2.2. Межличностные конфликты. Сам. работа 10 2 УК-8 Л1.1, Л2.1
2.3. Организационные конфликты. Лекции 10 4 УК-8 Л1.1, Л2.1
2.4. Особенности внутриличностных и межличностных конфликтов. Лабораторные 10 4 УК-8 Л1.1, Л2.1
2.5. Организационные конфликты. Сам. работа 10 8 УК-8 Л1.1, Л2.1
2.6. Конфликты в больших социальных группах. Лекции 10 2 УК-8 Л1.1, Л2.1
2.7. Конфликты в больших социальных группах. Лабораторные 10 2 УК-8 Л1.1, Л2.1
2.8. Виды конфликтов. Сам. работа 10 8 УК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Методы управления конфликтами.
3.1. Виды методов разрешения конфликтов. Лабораторные 10 4 УК-8 Л1.1, Л2.1
3.2. Переговоры как эффективный метод разрешения конфликтов. Сам. работа 10 8 УК-8 Л1.1, Л2.1
3.3. Методы управления и разрешения конфликтов. Лекции 10 2 УК-8 Л1.1, Л2.1
3.4. Методы разрешения и управления конфликтами. Сам. работа 10 8 УК-8 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Психология безопасности portal.edu.asu.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие конфликтов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за конфликтами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных конфликтных ситуаций.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа конфликтов.
5. Условиями допуска к зачету по дисциплине являются обязательное посещение лекционных и практических занятий, тестирование, подготовка доклада, выполнение практических заданий.