Закреплена за кафедрой | Кафедра информатики |
---|---|
Направление подготовки | 01.03.02. Прикладная математика и информатика |
Профиль | Математическое и компьютерное моделирование в природных и индустриальных системах |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 01_03_02_Прикладная математика и информатика_МКМПиИС-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра информатики
Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Заведующий кафедрой Козлов Денис Юрьевич
1.1. | Целями освоения дисциплины являются: - систематизация и актуализация знаний школьного курса информатики; - изучение базовых понятий и терминов информатики; - формирование базовых знаний в области основ алгоритмизации; - выработка навыков решения типичных задач с использованием информационных технологий. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
УК-6 | Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни |
УК-6.1 | Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента |
УК-6.2 | Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути |
УК-6.3 | Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности |
УК-6.4 | Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные понятия и термины науки информатики - основные понятия в области алгоритмизации, свойства алгоритмов; - нормативно-правовые документы и стандарты в области информационных систем и технологий |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять полученные знания при решении прикладных задач; - осуществлять целенаправленный поиск информации с использованием сети Интернет; - использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий; - решать стандартные задачи с применением информационно-коммуникационных технологий |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - работы с компьютером как со средством управления информацией; - работы с компьютером как со средством обработки информации; - приемами чтения, построения и записи алгоритмов; - поиска информации для решения задач профессиональной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретический блок | ||||||
1.1. | Место информатики в системе наук. Информация и ее свойства. | Лекции | 1 | 4 | Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
1.2. | Кодирование информации. Представление информации. Количество и единицы измерения информации | Лекции | 1 | 2 | Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
1.3. | Логические основы информатики | Лекции | 1 | 2 | Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
1.4. | Арифметические основ информатики | Лекции | 1 | 2 | Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
1.5. | Архитектура ЭВМ. Программное обеспечение | Лекции | 1 | 4 | Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
1.6. | Основы алгоритмизации | Лекции | 1 | 2 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
1.7. | Основы компьютерных сетей. Поиск информации | Лекции | 1 | 4 | Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
1.8. | Информатизация. Проблемы информационного общества | Сам. работа | 1 | 24 | Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
1.9. | Свойства информации. Информационные процессы | Сам. работа | 1 | 24 | Л1.3, Л1.1, Л1.2 | |
1.10. | Измерение информации. Различные подходы к измерению количества информации | Сам. работа | 1 | 24 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 2. Практический блок | ||||||
2.1. | Вводное занятие. Входное тестирование. Основы работы с ОС | Лабораторные | 1 | 2 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.2. | Практикум по работе с офисным пакетом. Тектовый редактор | Лабораторные | 1 | 6 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.3. | Электронные таблицы. Обработка и визуализация данных | Лабораторные | 1 | 6 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.4. | Итоговый тест | Лабораторные | 1 | 2 | Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8529 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ: 1. Что можно отнести к программным продуктам? * Системы программирования, операционные системы, прикладные пакеты программ * Периферийные устройства, линии связи, различные материальные ресурсы 2. Наука о закономерностях и формах движения и использования информации в обществе – это… * социальная информатика * теоретическая информатика * теория алгоритмов 3. Что является предметом изучения информатики? * информация * компьютер * алгоритмы 4. Назовите основную единицу измерения информации * бит * байт * бод 5. При каком подходе к измерению информации количество информации не зависит от смысла сообщения? * алфавитный * вероятностный * цифровой 6. В каком виде данные представляются в компьютере? * числовой * текстовый * графический * цифровой 7. При каком подходе к измерению информации количество информации не зависит от смысла сообщения? * алфавитный * вероятностный * цифровой 8. Верно ли, что любая информация в памяти компьютера кодируется нулями и единицами? * верно * неверно 9. Какой код не используется для представления положительных и отрицательных чисел в машинах? * прямой * обратный * дополнительный 10. В какой системе счисления значение каждого знака в числе зависит от позиции, которую занимает знак в записи числа? * позиционная * непозиционная * с плавающей точкой 11. Какой цифре соответствует запись латинской буквой H? * 17 * 10 * 7 12. К какому виду ПО относится операционная система? * прикладное * системное * инструментальные программные средства 13. К каким программам относятся программы, предназначенные для обслуживания и настройки компьютера? * служебные * стандартные * специальные * настраиваемые 14. Какие утилиты используются для исправления ошибок и для оптимизации работы компьютерной системы? * средства диагностики * средства компьютерной безопасности * антивирусные программы 15. В чем заключается функция интерпретатора? * переводит и выполняет программу строка за строкой * читает и переводит программу целиком * создает законченный машинный вариант * интерпретирует данные КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: "зачтено" – верно выполнено 50%, "не зачтено" - менее 50% заданий. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце каждого семестра зачета по всему изученному за семестр материала. Зачет проводится в виле теста. Перечень вопросов для промежуточной аттестации для 1 семестра. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ: 1. Укажите виды информационно-поисковых систем: • документальные • фактографические • информационно-логические • групповые • сетевые 2. Укажите пути получения информации: • работа с литературными источниками • привлечение к работе консультантов или экспертов • поиск информации в автоматизированных информационных системах • собственные наблюдения 3. Обычная Web-страница представляет собой: • текстовый файл с расширением txt или doc • текстовый файл с расширением htm или html • двоичный файл • графический файл • мультимедиа файл 4. Панель ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ не содержит: • надпись • переключатель • кнопка • таблицы 5. Эффективность дистанционного обучения зависит от: • эффективности взаимодействия преподавателя и учащихся • используемых педагогических технологий • используемых методических материалов и способов их доставки • эффективности обратной связи • эффективности выхода в информационные сети 6. Самый популярный сервис сети Интернет: • WWW • http • ftp 7. Верно ли, что цель любой информационной технологии – это производство информации для анализа человеком и принятия на ее основе решения по выполнению какого-либо действия? • верно • неверно 8. Что из перечисленного не является поисковой системой Интернета: • abc.ru • rambler.ru • yandex.ru • aport.ru 9. Персональный компьютер – это… • устройство для работы с текстами • электронное вычислительное устройство для обработки чисел • устройство для хранения информации любого вида • многофункциональное электронное устройство для работы с информацией и решения задач пользователя 10. В момент включения персонального компьютера программа тестирования персонального компьютера записана в… • оперативной памяти • регистрах процессора • в микросхеме BIOS • на внешнем носителе 11. Персональный компьютер не будет функционировать, если отключить… • дисковод • оперативную память • мышь • принтер 12. Отличительная черта открытого программного обеспечения: • Исходный код программ распространяется бесплатно • Исходный код программ доступен для просмотра и изменения • Исходный код программ можно продавать неограниченному числу пользователей 13. К прикладным программам общего назначения относятся: • текстовые и графические редакторы • системы управления базами данных (СУБД) • программы сетевого планирования и управления • оболочки экспертных систем и систем искусственного интеллекта • средства разработки приложений • бухгалтерские программы 14. Прикладные программы называют … • утилитами • приложениями • драйверами • браузерами 15. Самая известная программа оптического распознавания текстов • Prompt • Fine Reader • Fine Writer • Stylus КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Зачтено: Даны верные ответы на не менее 67% вопросов. Не зачтено: Даны правильные ответы на менее 67% вопросов. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_ЦифрКульт.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Алябышева, Ю. А. [и др.] | Теоретические основы информатики: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Гаврилов, М. В. | Информатика и информационные технологии: учебник для прикладного бакалавриата | Издательство Юрайт, 2019 | https://www.biblio-online.ru/bcode/431772 |
Л1.3 | А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер | Информатика: учеб. пособие для пед. вузов | М.: Академия, 2009 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Алябышева, Ю. А. / Ю. А. Алябышева | Основы информатики: практикум | АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Цифровая культура | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
ОС Windows 10 MS Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru Университетская библиотека Онлайн http://www.biblioclub.ru/ Электронно-библиотечная система «Лань» http://e.lanbook.com/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания Лабораторные работы, где студенты максимально активно участвуют в практическом приложении изучаемого материала дисциплины. - Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения решения, поставленных задач, не просто читайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Задания практического характера: продумайте план их выполнения или решения . - При возникновении трудностей в процессе работы взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. |