Закреплена за кафедрой | Кафедра дифференциальных уравнений |
---|---|
Направление подготовки | 01.03.02. Прикладная математика и информатика |
Профиль | Математическое и компьютерное моделирование в природных и индустриальных системах |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 01_03_02_Прикладная математика и информатика_МКМПиИС-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 22 | 0 | 22 | 0 |
Сам. работа | 66 | 52 | 66 | 52 |
Итого | 108 | 72 | 108 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений
Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Папин Александр Алексеевич
1.1. | Основная цель изучения дисциплины «Математические модели в экономике» — освоение базовых представлений и знаний по экономико-математическим моделям, овладение на их основе методами анализа экономических процессов, в том числе в сфере потребления и производства. Для достижения этой цели • приобретается общее представление о математическом моделировании в экономике; • осваиваются экономико-математические модели анализа рыночного равновесия, модели микроэкономики в сфере потребления и производства, модели поведения фирмы в условиях конкуренции; • формируются навыки исследования экономических процессов с помощью экономико-математических моделей. Основное внимание уделяется изучению моделей рыночного равновесия в условиях (совершенной или несовершенной) конкуренции. При этом особое внимание уделяется бурно развивающимся сейчас моделям монополистической конкуренции типа Диксита- Стиглица-Кругмана, которые наиболее адекватно отражают реальные экономические процессы. Полученные знания позволят сформировать представление о математическом моделировании реальных экономических процессов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ПК-1 | Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность, связанную с разработкой математических моделей сложных систем, алгоритмов, методов, программного обеспечения, инструментальных средств в соответствии с профилем профессиональной деятельности с использованием современных достижений науки и техники |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | знает основные типы задач анализа отраслевых рынков и соответствующие им математические модели |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | умеет строить математические модели экономики, проводить их классификацию, анализ и упрощение умеет проводить анализ и сравнение моделей совершенной и несовершенной конкуренции, умеет проводить сравнительную статику равновесий по размеру рынка в закрытых моделях монополистической конкуренции, умеет применять аппарат исследования моделей межотраслевого баланса к решению упрощенных экономических задач |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками корректного составления систем дифференциальных и интегральных уравнений для описания экономических процессов с учетом механических и термодина-мических процессов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | 1. Экономико-математическое моделирование Модели и моделирование. Особенности математического моделирования в экономике. Основные этапы экономико- математического моделирования, их содержание и взаимосвязь. Классификация экономико-математических моделей. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1 | |
1.2. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 6 | 15 | ПК-1 | |
1.3. | 2. Модель межотраслевого баланса (МОБ) Система показателей и схема МОБ. Балансовые уравнения и их содержательный смысл. Линейная модель МОБ (модель Леонтьева). Матрица коэффициентов прямых материальных затрат, ее продуктивность. Коэффициенты косвенных и полных материальных затрат, их экономический смысл. Учет в МОБ трудовых ресурсов и основных производственных фондов. Коэффициенты прямой и полной трудоемкости и фондоемкости, их экономический смысл. Прогнозирование на основе МОБ. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1 | |
1.4. | Выполнение домашнего расчетного задания | Сам. работа | 6 | 5 | ПК-1 | |
1.5. | 3. Моделирование потребления Основные понятия теории потребления: товары, цены, доход, бюджетные ограничения. Потребительские предпочтения и их свойства. Представление предпочтений функцией полезности. Предельная полезность товаров. Товары-заменители, предельная норма и эластичность замещения. Товары-дополнители. Модель потребительского выбора. Локальное рыночное равновесие потребителя. Предельная полезность дохода. Функция индивидуального спроса, ее содержательный смысл. Эффект замещения и эффект дохода. Компенсирующее и эквивалентное изменение дохода. Функция спроса при компенсации дохода. Эластичность спроса по цене и по доходу. Факторы, влияющие на эластичность спроса. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1 | Л1.1 |
1.6. | Подготовка к контрольной работе | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-1 | |
1.7. | 4. Моделирование потребления Производственные функции и их свойства. Представление производственной функции через труд и капитал (функция Кобба-Дугласа). Средний и предельный продукт ресурса (фактора производства). Эластичность выпуска продукта, эластичность производства. Замещение ресурсов. Издержки: постоянные, переменные и валовые, средние и предельные. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1 | |
1.8. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 6 | 15 | ПК-1 | |
1.9. | 5. Моделирование рыночного спроса и предложения Понятия индивидуального и рыночного спроса и предложения. Функции рыночного спроса и предложения, их свойства. Эластичность спроса и предложения по цене. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Выигрыш потребителя и производителя. Факторы, влияющие на равновесную цену. Устойчивость состояния равновесия. Анализ рыночного равновесия. Модель общего равновесия Эрроу-Дебре. Теорема Эрроу-Дебре. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1 | |
1.10. | Выполнение домашнего расчетного задания | Сам. работа | 6 | 9 | ПК-1 | |
1.11. | 6. Базовые понятия моделей совершенной и несовершенной конкуренции Модели поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Модели оптимизации производства в краткосрочном и долгосрочном периодах конкурентной фирмы. Локальное равновесие производителя. Функции спроса на ресурсы и предложения продукции, их взаимосвязь. Траектория развития фирмы. Олигополия. Конкуренция по Курно. Конкуренция по Бертрану. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1 | |
1.12. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-1 | |
1.13. | 7. Основные понятия и гипотезы модели монополистической конкуренции Товарное разнообразие. Масса фирм. Аддитивно- сепарабельная функция полезности. Свобода входа. Баланс по труду. Замкнутые модели и модели международной торговли. Торговый баланс. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1 | |
1.14. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-1 | |
1.15. | 8. Потребитель и производитель. Элементарные функции полезности и их свойства. Примеры элементарных функций полезности (CES-функция, функции с непостоянной эластичностью). Аддитивно-сепарабельные функции полезности. Бюджетное ограничение. Обратная функция спроса. Задача производителя. Линейные и нелинейные производственные издержки. Инвестиции в НИОКР. | Лекции | 6 | 6 | ПК-1 | |
1.16. | Выполнение домашнего расчетного задания | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
указано в ФОС дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
указано в ФОС дисциплины |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
указано в ФОС дисциплины |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | С. Б. Авдашева, Н. М. Розанова | Теория организации отраслевых рынков: учеб. для вузов | М.: Изд-во Магистр, 1998 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Образовательный курс "Математические модели в экономике" на платформе MOODLE | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Программное обеспечение для проведения практических работ: Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, Adobe Reader. Microsoft Windows 7-ZipMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru; Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com; Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru; Свободная энциклопедия "Википедия": http://ru.wikipedia.org; |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3.Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к практическому занятию необходимо взять план занятия (у преподавателя). - Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу, учебники. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте научные специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, на практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом. - Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |