МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математические модели в биологии и медицине

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки01.03.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильМатематическое и компьютерное моделирование в природных и индустриальных системах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план01_03_02_Прикладная математика и информатика_МКМПиИС-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 28 20 28
Лабораторные 36 0 36 0
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 116 144 116

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Математические модели в биологии и медицине

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 9)

составлена на основании учебного плана:
01.03.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Папин Александр Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Папин Александр Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью учебной дисциплины является формирование у студентов необходимых биоэкологических, гносеологических и
математических компетенций на базе предшествующих и полученных знаний, умений, навыков в области теоретической и
практической математики, биологии и медицины.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность, связанную с разработкой математических моделей сложных систем, алгоритмов, методов, программного обеспечения, инструментальных средств в соответствии с профилем профессиональной деятельности с использованием современных достижений науки и техники
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы построения физических и математических моделей
3.2.Уметь:
3.2.1.применять методы и принципы построения физических и математических моделей к конкретным процессам
и явлениям
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами математической физики и прикладной математики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Математические модели биологии
1.1. Математические модели биологии Лекции 8 2 ПК-1 Л1.2
1.2. Решение задач, изучение дополнительной литературы Сам. работа 8 6 ПК-1 Л2.1
Раздел 2. Приложения линейных динамических систем
2.1. Приложения линейных динамических систем Лекции 8 2 ПК-1 Л1.2
2.2. Решение задач, изучение дополнительной литературы Сам. работа 8 6 ПК-1 Л2.1
Раздел 3. Одномерные динамические системы с дискретным временем. Элементы анализа систем с непрерывным временем
3.1. Одномерные динамические системы с дискретным временем. Элементы анализа систем с непрерывным временем Лекции 8 2 ПК-1 Л1.2
3.2. Сам. работа 8 6 ПК-1 Л2.1
Раздел 4. Элементы теории межпопуляционных отношений
4.1. Элементы теории межпопуляционных отношений Лекции 8 2 ПК-1 Л1.2
4.2. Решение задач, изучение дополнительной литературы Сам. работа 8 6 ПК-1 Л2.1
Раздел 5. Математические модели распространения эпидемий
5.1. Математические модели распространения эпидемий Лекции 8 2 ПК-1 Л1.2
5.2. Решение задач, изучение дополнительной литературы Сам. работа 8 6 ПК-1 Л2.1
Раздел 6. Биологические осциляторы
6.1. Биологические осциляторы Лекции 8 2 ПК-1 Л1.2
6.2. Решение задач, изучение дополнительной литературы Сам. работа 8 6 ПК-1 Л2.1
Раздел 7. Многомерные модели с непрерывным и дескретным временем
7.1. Многомерные модели с непрерывным и дескретным временем Лекции 8 2 ПК-1 Л1.2
7.2. Решение задач, изучение дополнительной литературы Сам. работа 8 6 ПК-1 Л2.1
Раздел 8. Модели предбиологической эволюции. Динамика неоднородных популяций
8.1. Модели предбиологической эволюции. Динамика неоднородных популяций Лекции 8 2 ПК-1 Л1.2
8.2. Решение задач, изучение дополнительной литературы Сам. работа 8 6 ПК-1 Л2.1
Раздел 9. Пространственно неоднородные модели. Волновые решения. Системы ѕреакция–диффузияї в ограниченной области
9.1. Пространственно неоднородные модели. Волновые решения. Системы ѕреакция–диффузияї в ограниченной области Лекции 8 2 ПК-1 Л1.2
9.2. Решение задач, изучение дополнительной литературы Сам. работа 8 6 ПК-1 Л2.1
Раздел 10. Распределенная модель предбиологической эволюции. Пространственно неоднородная модель "загрязнение–природа"
10.1. Распределенная модель предбиологической эволюции. Пространственно неоднородная модель "загрязнение–природа" Лекции 8 10 ПК-1 Л1.2
10.2. Решение задач, изучение дополнительной литературы Сам. работа 8 7 ПК-1 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
указано в ФОС дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
указано в ФОС дисциплины
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
указано в ФОС дисциплины
Приложения
Приложение 1.   ФОС_ММвБиМ.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Джеймс Мюррей Математическая биология: учебник М. ; Ижевск : Ин-т компьютер. исслед, 2009
Л1.2 Братусь А.С., Новожилов А.С., Родина Е.В. Дискретные динамические системы и математические модели в экологии: Учебное пособие М.: МИИТ, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Васильева А.Б., Медведев Г.Н., Тихонов Н.А., Уразгильдина Т.А. Дифференциальные и интегральные уравнения, вариационное исчисление в примерах и задачах: учеб. пособие СПб.: Лань, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Образовательный курс Математические модели в биологии и медицине на платформе MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения практических работ: Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, Adobe Reader.
Microsoft Windows
7-ZipMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com;
Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Свободная энциклопедия "Википедия": http://ru.wikipedia.org;

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к практическому занятию необходимо взять план занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу, учебники.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте научные специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, на практическом занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.