МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология научного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра алгебры и математической логики
Направление подготовки02.04.01. Математика и компьютерные науки
ПрофильАлгебра и дискретная математика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план02_04_01_Математика и компьютерные науки_АиДМ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Петров Евгений Петрович

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев Игорь Викторович

Рабочая программа дисциплины
Методология научного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 02.04.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 810)

составлена на основании учебного плана:
02.04.01 Математика и компьютерные науки
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Будкин Александр Иванович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Будкин Александр Иванович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – формирование у студентов необходимой теоретической базы и практических навыков для выполнения научных исследований.
Задачи:
1. Формирование у студента представления о научной деятельности в России и за рубежом.
2. Изучение основных принципов организации и проведения научных исследований.
3. Получение теоретических знаний и практических навыков в области применения системного анализа к научным исследованиям.
4. Применение основ научных исследований к решению фундаментальных и практических задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.2. Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Закономерности научного творчества
1.1. Понятие наука. Цели науки. Признаки научного знания. Дифференциация и интеграция в науке. Классификация наук Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Дифференциация и интеграция в науке. Классификация наук. Естественные, гуманитарные и технические науки Сам. работа 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1
1.3. Научное знание в современном мире. Наука и технологии. Развитие науки и технологий в РФ Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1
1.4. Развитие науки и технологий в РФ. О перспективных направлениях научных исследований Сам. работа 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
1.5. Развитие и структура науки в России и в мире. Система подготовки научных кадров Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1
1.6. Система подготовки научных кадров. Аспирантура. Докторантура. Ученые степени и звания. ВАК РФ. Номенклатура научных специальностей Сам. работа 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1
1.7. Процесс научного творчества: основные термины и понятия Сам. работа 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1
1.8. Этапы проведения научного исследования. Методология исследования. Методы научных исследований Лекции 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1
1.9. Методы теоретических исследований: анализ, синтез, абстрагирование и конкретизация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование. Методы эмпирического исследования: наблюдение; эксперимент; сравнение; изучение и обобщение опыта Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1
1.10. Методология исследования. Методы научных исследований Сам. работа 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1
1.11. Проявление законов логики в научном творчестве Сам. работа 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1
1.12. Ученые и педагоги о научном творчестве Сам. работа 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1
Раздел 2. Организация и проведение научного исследования
2.1. Особенности организации научных исследований по теме ВКР (магистерской диссертации) Лекции 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1
2.2. Составление индивидуального плана работы над диссертацией Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1
2.3. Особенности организации научных исследований по теме ВКР (магистерской диссертации). Составление индивидуального плана работы над диссертацией Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1
2.4. Выбор темы научного исследования. Обоснование выбора направления исследования. Степень разработанности проблемы Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1
2.5. Информационный поиск: виды и методика проведения. Обзор литературы по теме Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
2.6. Актуальность темы. Объект и предмет исследования. Цели исследования. Постановка задач исследования. Новизна и практическая значимость исследования Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1
2.7. Объект и предмет исследования. Цели исследования. Постановка задач исследования Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1
2.8. Актуальность темы. Объект и предмет исследования. Цели исследования. Постановка задач исследования. Новизна и практическая значимость исследования Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1
2.9. Теоретические исследования по диссертации Сам. работа 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1
2.10. Экспериментальные исследования Сам. работа 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1
2.11. Корректность и достоверность научных положений по диссертации Сам. работа 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1
Раздел 3. Работа над рукописью диссертации
3.1. Подготовка и оформление научного текста Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1
3.2. Рекомендации по Оформлению текста диссертации Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1
3.3. Оформление содержания, подготовка и оформление введения, подготовка и оформление основной части, подготовка и оформление заключения, оформление приложений Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1
3.4. Язык и стиль изложения материала Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1
3.5. Язык и стиль научного текста Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1
3.6. Язык и стиль изложения материала Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1
3.7. Использование стандартных словосочетаний и выражений в научном тексте. Правила применения сокращений и аббревиатур Сам. работа 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1
Раздел 4. Представление и оформление результатов исследования
4.1. Математическая обработка результатов исследования. Статистические методы обработки результатов Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1
4.2. Представление иллюстраций в тексте Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1
4.3. Оформление таблиц, рисунков, графиков, схем, диаграмм Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1
4.4. Представление иллюстраций в тексте: оформление таблиц, рисунков, графиков, схем, диаграмм; правила размещения формул в тексте Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1
4.5. Оформление библиографического списка: произведений печати и электронных ресурсов. Правила оформления библиографических ссылок в тексте. Правила цитирования Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1
4.6. Подготовка научного доклада. Публичное выступление. Речь на защите ВКР Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1
4.7. Подготовка научного доклада Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1
4.8. Речь на защите ВКР Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1
4.9. Подготовка презентаций к научному докладу Сам. работа 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1
4.10. Подготовка видеопрезентаций Сам. работа 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
4.11. Рецензия и отзыв научного руководителя на ВКР Сам. работа 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1
4.12. Анализ недостатков ВКР Сам. работа 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1
4.13. Плагиат Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
4.14. Программа проверки на плагиат/степень оригинальности работ Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
4.15. Как писать научные статьи Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1
4.16. Оформление научных статей Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1
4.17. Написание научной статьи Сам. работа 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
4.18. Индекс научного цитирования (на примере ИМИТ) Сам. работа 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3
4.19. Закон об авторском праве. Охрана интеллектуальной собственности Сам. работа 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8258.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1
Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1: Отличительными признаками научного исследования являются:
1. целенаправленность
2. поиск нового
3. систематичность
4. строгая доказательность
5. все перечисленные признаки
ОТВЕТ: 5.
2: Основная функция метода:
1. внутренняя организация и регулирование процесса познания
2. поиск общего у ряда единичных явлений
3. достижение результата
ОТВЕТ: 1.
3: _____________ - это совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности при достижении определенных результатов.
1. метод
2. принцип
3. эксперимент
4. разработка
ОТВЕТ: 1.
4: _____________ - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе, мышлении.
1. наука
2. апробация
3. концепция
4. теория
ОТВЕТ: 1.
5: _____________ - это учение о принципах, формах, методах познания и преобразования действительности, применении принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике.
1. методология
2. идеология
3. аналогия
4. морфология
ОТВЕТ: 1.
6: Все методы научного познания разделяют на группы по степени общности и широте применения. К таким группам методов НЕ относятся:
1. философские
2. общенаучные
3. частнонаучные
4. дисциплинарные
5. определяющие
ОТВЕТ: 5.
7: В структуре общенаучных методов и приемов выделяют три уровня. Из перечисленного к ним НЕ относится:
1. наблюдение
2. эксперимент
3. сравнение
4. формализация
ОТВЕТ: 4.
8: Эксперимент имеет две взаимосвязанных функции. Из представленного к ним НЕ относится:
1. опытная проверка гипотез и теорий
2. формирование новых научных концепций
3. заинтересованное отношение к изучаемому предмету
ОТВЕТ: 3.
9: К общелогическим методам и приемам познания НЕ относится:
1. анализ
2. синтез
3. абстрагирование
4. эксперимент
ОТВЕТ: 4.
10: Замысел исследования – это…
1. основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы
2. литературное оформление результатов исследования
3. накопление фактического материала
ОТВЕТ: 1.
11: При рассмотрении содержания понятия «наука» осуществляется подходы:
1. структурный
2. организационный
3. функциональный
4. структурный, организационный и функциональный
ОТВЕТ: 4.
12: Исходя из результатов деятельности, наука может быть:
1. фундаментальная
2. прикладная
3. в виде разработок
4. фундаментальная, прикладная и в виде разработок
ОТВЕТ: 4.
13: Научно-техническая политика в развитии науки может быть:
1. фронтальная
2. селективная
3. ассимиляционная
4. фронтальная, селективная и ассимиляционная
ОТВЕТ: 4.
14: Главными целями научной политики в системе образования являются:
1. подготовка научно-педагогических кадров
2. совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса
3. совершенствование планирования и финансирования научной деятельности
4. все перечисленные цели
ОТВЕТ: 1.
15: Методика научного исследования представляет собой:
1. систему последовательно используемых приемов в соответствии с целью исследования
2. систему и последовательность действий по исследованию явлений и процессов
3. совокупность теоретических принципов и методов исследования реальности
4. способ познания объективного мира при помощи последовательных действий и наблюдений
5. все перечисленные определения
ОТВЕТ: 5.
16: В формировании научной теории важная роль отводится:
1. индукции и дедукции
2. абдукции
3. моделированию и эксперименту
4. всем перечисленным инструментам
ОТВЕТ: 4.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1: Метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета:
ОТВЕТ: синтез.
2: Метод познания, при котором происходит перенос значения, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый:
ОТВЕТ: Аналогия.
3: Метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей:
ОТВЕТ: моделирование.
4: Метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям:
ОТВЕТ: дедукция.
5: Система знаний о природе, обществе и мышлении, накопленных человечеством в ходе общественно-исторической жизни, которая представляет собой особую целенаправленную деятельность по производству новых, объективных знаний – это…
ОТВЕТ: наука
6: Какие науки направлены на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды?
ОТВЕТ: фундаментальные науки.
7: Какие науки направлены на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач?
ОТВЕТ: прикладные науки.
8: Целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий, называется…
ОТВЕТ: научное исследование.
9: Обычно научное исследование состоит из трех основных этапов. Каких?
ОТВЕТ: подготовительный, исследовательский, заключительный.
10: Объект научного исследования – это…
ОТВЕТ: источник информации, необходимой для исследования.
11: Гипотеза научного исследования – это…
ОТВЕТ: предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.
12: Совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем – это…
ОТВЕТ: системный подход.
13: Использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений – это…
ОТВЕТ: метод дедукции.
14: Совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим – это…
ОТВЕТ: метод индукции.
15: Метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое – это…
ОТВЕТ: синтез.
16: Метод разделения объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения – это…
ОТВЕТ: анализ.
17: Прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов – это…
ОТВЕТ: обобщение.
18: Мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта – это…
ОТВЕТ: абстрагирование.
19: При использовании данного метода исследования источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Что это за метод?
ОТВЕТ: метод опроса.
20: При использовании данного метода некоторая группа помещается в необычную ситуацию (под воздействие определенного фактора), где можно проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя (контрольных) характеристик. Что это за метод?
ОТВЕТ: социологический эксперимент.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Становление науки и научных исследований.
2. Научная иерархия. История появления ученых степеней.
3. Развитие науки. Инновации.
4. Индекс научного цитирования.
5. Современные проблемы фундаментальной и прикладной математики.
6. Перспективные направления научных исследований.
7. Основные понятия научно-исследовательской работы. Научная терминология.
8. Актуальность, научная новизна и практическая значимость результатов исследования.
9. Особенности организации научных исследований.
10. Методология научного поиска.
11. Применение логических законов и правил.
12. Методы моделирования в научных исследованиях.
13. Ученые и педагоги о научном творчестве.
14. Обработка экспериментальных данных и описание хода исследований.
15. Представление, анализ и оценка результатов исследований; формулировка выводов и научных положений.
16. Работа над литературными источниками. Подготовка обзора литературы. Анализ источников научной информации. Поисковый аппарат реферативных и справочно-информационных изданий (в том числе на электронных носителях). Информационно-библиографические издания.
17. Современные автоматизированные информационно-поисковые системы, базы и банки данных. Использование Интернет.
18. Требования к оформлению выпускной работы бакалавра. Оформление текста работы. Оформление таблиц. Правила размещения формул в тексте. Представление иллюстраций в тексте.
19. Оформление списка используемой литературы. Правила оформления библиографических ссылок в тексте. Оформление приложений.
20. Подготовка доклада к защите впускной работы.
21. Анализ недостатков работ. Плагиат. Программы «Антиплагиат».
22. Сбор, обработка и анализ первичной информации. Применение статистических методов обработки экспериментальных данных, критериев достоверности и адекватности моделей изучаемым процессам или явлениям.
23. Оценка точности и надежности результатов эксперимента и модельных расчетов. Применение вычислительных методов.
24. Язык и стиль изложения материала. Использование словесных конструкций, стандартных словосочетаний и выражений в тексте Грамматические особенности и синтаксическое построение текста выпускной работы.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.

«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе.

«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.

«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие М.: Дашков и Ко, 2019 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новиков А.М. Методология научного исследования : Либроком, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ) www.consultant.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э5 Электронная база данных ZBMATH zbmath.org
Э6 Единый образовательный портал "Методология научных исследований" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
408Л лаборатория математического моделирования - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер Depo - 10 шт., 5 шт. с мониторами LG и 5 шт. с мониторами Philips; мультимедиа-проектор Sony - 1 шт.; МФУ Canon - 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima C - 1 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материалы по дисциплине "Методология научных исследований" представляют собой электронный учебно-методический комплекс (ЭУМКД) и предназначены для организации работы магистрантов по направлению подготовки: 01.04.02 Прикладная математика и информатика, профиль "Биокибернетика, биоинформатика и программная инженерия".
Программа курса "Методология научных исследований" определяет модель формируемых компетенций и соответствующий ей перечень результатов подготовки, набор технологий и методов развития этих компетенций с учетом требований рынка труда и будущей профессиональной деятельности. Под компетентностным подходом понимается реализация образовательной программы дисциплины, которая формирует способность обучающегося самостоятельно применять в определенном контексте полученные в процессе прохождения курса знания, умения и практические навыки. Результат освоения дисциплины – перечень сформированных компетенций, которым должен соответствовать обучающийся по завершению курса.
Компетенции обучающегося по направлению подготовки 01.04.02 Прикладная математика и информатика, профиль "Биокибернетика, биоинформатика и программная инженерия":
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;
ПК-1: Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность в биологии, экологии и медицине с использованием информационных технологий нового поколения, обеспечивающих экономически эффективное извлечение полезной информации из больших объемов разнообразных данных путем высокой скорости их сбора, обработки и анализа.
Эргономика учебного курса характеризуется удобством и логичностью навигации по элементам курса, выбранных технологий; доступностью при ограниченных возможностях (по здоровью); «мягкостью» дизайна страницы курса; наличием доступных равнозначных альтернатив по изучению конструктивных элементов курса.
Учебными планами по направлениям подготовки предусмотрены следующие виды занятий: лекции (20 часов), практические занятия (16 часов) и самостоятельная работа (72 часа). По дисциплине предусмотрен зачет.
В ходе лекционных занятий рассматриваются основные принципы и методы научных исследований, рассматривается генезис и специфика научного познания, роль методологии в познании, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовке к практическим занятиям.
В ходе практических занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки научного мышления, самостоятельной научно-исследовательской деятельности. При подготовке к практическим занятиям каждый студент должен:
– изучить рекомендованную учебную литературу;
– изучить конспекты лекций;
– подготовить ответы на все вопросы по изучаемой теме;
– письменно подготовить домашние задания, рекомендованные преподавателем при изучении тем курса.
По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме занятия.
Вопросы, не рассмотренные на лекциях и практических занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы, на которую отводится 70% времени. Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в ходе занятий методом устного опроса или посредством тестирования. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в энциклопедических словарях.
Итоговым результатом обучения по дисциплине «Методология научных исследований» является выполнение кейс-задания по теме выпускной квалификационной работы (ВКР), содержащего:
– определение темы ВКР (магистерской диссертации), выполненной в форме проекта или содержащей проект;
– определение цели, объекта, предмета и задач исследования;
– обоснование актуальности, новизны и практической значимости исследования, критический анализ степени разработанности проблемы;
– формирование библиографического списка;
– описание информационного обеспечения (базы данных) и используемых информационных технологий исследования нового поколения;
– составление индивидуального плана и описание результатов исследования;
– подготовка доклада и презентации на научную конференцию;
– подготовка научной статьи по промежуточным результатам исследования.

Зачет выставляется при условии выполнения трех заданий:
1) Сообщение с презентацией по теме ВКР (10 баллов);
2) Выступление с докладом по одной из тем курса (30 баллов);
3) Отчет с презентацией по выполненному кейс-заданию (60 баллов).
Студенты, набравшие менее 60 баллов, проходят итоговый тест и/или сдают зачет в устной форме.

Темы докладов представлены в содержании курса.
Студенты могут обсуждать проблемные вопросы на форуме электронного курса, оставлять свои замечания и предложения.