МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория групп

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра алгебры и математической логики
Направление подготовки02.04.01. Математика и компьютерные науки
ПрофильАлгебра и дискретная математика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план02_04_01_Математика и компьютерные науки_АиДМ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.м.н., профессор, Вараксин А.И.

Рецензент(ы):
к.ф.м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория групп

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 02.04.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 810)

составлена на основании учебного плана:
02.04.01 Математика и компьютерные науки
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является развить способность использовать методы математического и алгоритмического моделирования при решении теоретических и прикладных задач , обладающих высокой алгебраической культурой, способных применять теорию групп в преподавательской, научно-исследовательской деятельности, при решении прикладных задач, активно участвующих в процессах образования и науки.
Для достижения цели ставятся задачи:
овладеть понятийным аппаратом теории групп;
освоить методы доказательства теорем и способы решения задач теории групп.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен создавать и исследовать новые математические модели в естественных науках, совершенствовать и разрабатывать концепции, теории и методы
ОПК-2.1 Знает основные этапы создания и исследования математических моделей в алгебре и дискретной математике.
ОПК-2.2 Умеет создавать и исследовать математическую модель на основе имеющейся качественной информации об объекте исследования.
ОПК-2.3 Владеет навыками разработки основных концепций исследования созданной математической модели в конкретной области профессиональной деятельности.
ПК-2Способен планировать свою научно-исследовательскую деятельность (НИД) и выбирать адекватные методы решения научно-исследовательских задач в области алгебры и дискретной математики.
ПК-2.1 Составляет общий план исследования и детальные планы отдельных стадий НИД.
ПК-2.2 Умеет проводить расчетно-теоретические и экспериментальные оценки методов и методик решения поставленных задач с учетом временных затрат, вычислительных и материальных ресурсов для осуществления НИД.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1. Знает основные этапы создания и исследования математических моделей в алгебре и дискретной математике.
ПК-2.1. Составляет общий план исследования и детальные планы отдельных стадий НИД.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2. Умеет создавать и исследовать математическую модель на основе имеющейся качественной информации об объекте исследования.
ПК-2.2. Умеет проводить расчетно-теоретические и экспериментальные оценки методов и методик решения поставленных задач с учетом временных затрат, вычислительных и материальных ресурсов для осуществления НИД.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.3. Владеет навыками разработки основных концепций исследования созданной математической модели в конкретной области профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Абелевы группы
1.1. Основные понятия комбнаторной теории групп. Четверная группа Клейна. Определение порождающих элементов и определяющих соотношений. Лекции 1 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Основные понятия комбнаторной теории групп. Практические 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Построенние группы по порождающим и определяющим соотношениям. Фндаментальные проблемы Дэна. Лекции 1 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Построенние группы по порождающим и определяющим соотношениям. Практические 1 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Основные понятия комбнаторной теории групп. Четверная группа Клейна. Определение порождающих элементов и определяющих соотношений. Построенние группы по порождающим и определяющим соотношениям. Сам. работа 1 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3
Раздел 2. Свободные группы
2.1. Определение и основные свойства свободных групп Лекции 1 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Определение и основные свойства свободных групп Практические 1 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Определение и основные свойства свободных групп Сам. работа 1 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Преобразования Тице
3.1. Связь двух представлений группы. Определение и свойства преобразований Тице. Сам. работа 1 9 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Связь двух представлений группы. Определение и свойства преобразований Тице. Лекции 1 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Граф группы
4.1. Определение и общие свойства графа группы. Лекции 1 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
4.2. Определение и общие свойства графа группы. Сам. работа 1 9 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
4.3. Определение и общие свойства графа группы. Практические 1 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
4.4. Определение и общие свойства нильпотентных групп. Сам. работа 1 9 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
4.5. Определение и общие свойства графа группы. Сам. работа 1 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
4.6. Определение и общие свойства графа группы. Сам. работа 1 9 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
4.7. Определение и общие свойства графа группы. Сам. работа 1 9 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1
4.8. Определение и общие свойства графа группы. Сам. работа 1 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4191
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2:
ПК-2: Способен создавать и исследовать математические модели в естественных науках, промышленности и бизнесе, с учетом возможностей современных информационных технологий и программирования и компьютерной техники.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Сколько элементов второго порядка содержит циклическая группа порядка 6 ?
а) 1, б) 2, в) 3, г) 4, д) 5
Ответ: а
Вопрос 2. Сколько подгрупп порядка 3 содержит циклическая группа порядка 6 ?
а) 0, б) 2, в) г, в) 4, г) 1
Ответ: г
Вопрос 3. Сколько подгрупп порядка 5 содержит циклическая группа порядка 24 ?
а) 0, б) 2, в) г, в) 4, г) 1
Ответ: а
Вопрос 4. Сколько подгрупп порядка 4 содержит циклическая группа порядка 24?
Ответ: г
Вопрос 5. Какова длина верхнего центрального ряда нильпотентной группы ступени 5?
а) 2, б) 3, в) 5, г) 6, д) бесконечный
Ответ: 6
Вопрос 6. Какова длина нижнего центрального ряда нильпотентной группы ступени 5?
а) 1, б) 2, в) 3, г) 4, д) 5, е) 6
Ответ: е
Вопрос 7. Какова ступень нильпотентности абелевой группы?
а) 1, б) 2, в) 3, г) 4, д) 5, е) 0
Ответ: а
Вопрос 8. Пусть G – группа треугольных матриц порядка 3 с единичной главной диагональю и нулями под ней над полем из трёх элементов. Сколько элементов содержит центр этой группы?
а) 1, б) 2, в) 3, г) 4, д) 5, е) 6
Ответ: в
Вопрос 9. Каков порядок фактор-группы неединичной нильпотентной группы без кручения по её центру?
а) 1, б) может быть любым, в) бесконечный, г) только простое число
Ответ: в
Вопрос 10. Сколько существует неабелевых свободных групп?
а) 1, б) 2, в) 3, г) 0, д) бесконечное множество
Ответ: д
Вопрос 11. Сколько существует неединичных абелевых свободных групп?
а) 0, б) 35, в) 5, г) 1, д) бесконечное множество
Ответ: г
Вопрос 12. Чему равен индекс коммутанта свободной абелевой группы ранга 2
а) 1, б) 5, в) 7, г) бесконечный
Ответ: г
Вопрос 13. Каков порядок полупрямого произведения групп порядка 2 и 3?
а) 2, б) 3, в) 8, г)9, д))бесконечный, е)6
Ответ: е
Вопрос 14. Прямое произведение двух групп является их прямым произведением?
а) да, б) нет, в) не всегда
Ответ: а
Вопрос 15. Сколько сервантных подгрупп содержит бесконечная циклическая группа?
а) 0, б) 2, в) 4, г) 1
Ответ: б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какая группа является абелевой?
Ответ: в которой любые элементы перестановочны.
Вопрос 2. Чему равно (ab)-1 в группе?
Ответ: (ab)-1 = b-1 a-1.
Вопрос 3. Что такое подгруппа данной группы?
Ответ: Непустое подмножество H группы G называется её подгруппой, если а) произведение любых двух элементов из H содержится в H, б) обратный элемент к каждому элементу из H содержится в H.
Вопрос 4. Какая группа является циклической?
Ответ: которая порождается одним элементом.
Вопрос 5. Что такое порядок группы?
Ответ: это количество элементов в ней.
Вопрос 6. Что означает, что элементы a и b сопряжены в группе G?
Ответ: элементы a и b сопряжены в группе G, если существует элемент g из G такой, что a=bg.
Вопрос 7. Что такое коммутант группы G?
Ответ: это подгруппа, порождённая всевозможными коммутаторами [a,b], где a,b из G.
Вопрос 8. Что такое центр группы ?
Ответ: множество всех элементов, перестановочных с каждым элементом данной группы.
Вопрос 9. Какая группа является 2-ступенно нильпотентной?
Ответ: неабелева группа, у которой коммутант содержится в центре.
Вопрос 10. Приведите примеры коммутаторных тождеств.
Ответ: например, [xy, z] = [x, z]y[y, z].
Вопрос 11. Пусть G = гр(a1, a2, . . . , an) — 2-ступенно нильпотентная группа, порождённая элементами a1, a2, . . . , an. Какими элементами порождается коммутант этой группы?
Ответ: коммутант G? порождается всеми коммутаторами вида [ai , aj ], 1 ? i < j ? n.
Вопрос 12. Что такое гомоморфизм?
Ответ: Отображение ? : A ? B группы A в группу B называется гомоморфизмом, если для любых a, b ? A справедливо: 1) ?(ab) = ?(a)?(b), 2) ?(a-1) = (?(a))-1.
Вопрос 13. Что такое изоморфизм групп?
Ответ: это взаимно однозначный гомоморфизм.
Вопрос 14. Сформулировать теорему о гомоморфизмах.
Ответ: Пусть ? : A ? B - гомоморфизм группы A на группу B. Тогда B изоморфна A/ ker ?.
Вопрос 15. Сформулировать теорему Ремака.
Ответ: Пусть Ni (i ? I) нормальные подгруппы группы G и их пересечение равно единичной подгруппе. Тогда G изоморфна некоторой подгруппе декартова произведения фактор-групп G/Ni.
Вопрос 16. Что такое класс сопряжённых элементов?
Ответ: множество всех элементов группы, сопряжённых с данным элементом.
Вопрос 17. Что такое p-группа?
Ответ: это любая группа порядка pn для некоторого n, p – простое число.
Вопрос 18. Сформулировать теорему о центре p-группы.
Ответ: центр неединичной p-группы нетривиален.
Вопрос 19. Сформулировать теорему Силова 1.
Ответ: всякая конечная группа содежит силовскую p-подгруппу.
Вопрос 20. Сформулировать теорему Силова 2.
Ответ: силовские p-подгруппы сопряжены.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2:
Способен создавать и исследовать новые математические модели в естественных науках, совершенствовать и разрабатывать концепции, теории и методы

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Сколько элементов второго порядка содержит симметрическая группа S3?
а) 1, б) 2, в) 3, г) 4, д) 5
Ответ: в
Вопрос 2. Сколько подгрупп порядка 3 содержит группа S3 ?
а) 0, б) 2, в) г, в) 4, г) 1
Ответ: г
Вопрос 3. Сколько подгрупп порядка 4 содержит группа S3 ?
а) 0, б) 2, в) г, в) 4, г) 1
Ответ: а
Вопрос 4. Чему равен порядок элемента (1,2)(3,4,5) группы S5 ?
а) 2, б) 3, в) 5, г) 6, д) бесконечный
Ответ: г
Вопрос 5. Чему равен порядок элемента 1+i мультипликативной группы комплексных чисел?
а) 2, б) 3, в) 5, г) 6, д) бесконечный
Ответ: д
Вопрос 6. Сколько элементов содержит центр группы S3 ?
а) 1, б) 2, в) 3, г) 4, д) 5, е) 6
Ответ: а
Вопрос 7. Сколько элементов содержит коммутант группы S3 ?
а) 1, б) 2, в) 3, г) 4, д) 5, е) 6
Ответ: в
Вопрос 8. Сколько элементов содержит класс сопряжённых с (1,2) элементов группы S3 ?
а) 1, б) 2, в) 3, г) 4, д) 5, е) 6
Ответ: в
Вопрос 9. Каков порядок фактор-группы G/H, если |G|=36, |H|=12?
а) 1, б) 3, в) 4, г) 9, д) 12
Ответ: б
Вопрос 10. Каков порядок централизатора элемента (1,2) группы S3 ?
а) 1, б) 2, в) 3, г) 4, д) 6
Ответ: б
Вопрос 11. Сколько элементов порядка 5 содержит прямое произведение циклических групп порядка 3 и 5?
а) 0, б) 35, в) 5, г) 4, д) 3
Ответ: г
Вопрос 12. Сколько силовских 5-подгрупп содержит группа порядка 35?
а) 1, б) 5, в) 7, г) 35
Ответ: а
Вопрос 13. Является ли подгруппа, порождённая элементом (1,2,3), нормальной в S3?
а) да, б) нет
Ответ: а
Вопрос 14. В группе порядка 28 подгруппы порядков 4 сопряжены?
а) да, б) нет, в) могут быть как сопряжёнными так и несопряжёнными
Ответ: а
Вопрос 15. Каков порядок силовской 2-подгрупы группы порядка 24?
а) 0, б) 2, в) 4, г) 8
Ответ: г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Описание свободных абелевых групп.
Ответ: это прямые произведения бесконечных циклических групп.
Вопрос 2. Описание конечно порождённых абелевых групп.
Ответ: прямые произведения циклических групп.
Вопрос 3. Описание полных абелевых групп.
Ответ: это прямые произведения аддитивных групп рациональных чисел и квазициклических.
Вопрос 4. Привести пример полной абелевой группы.
Ответ: квазициклическая группа.
Вопрос 5. Сформулировать первую теорему Прюфера.
Ответ: абелева p-группа конечного периода разлагается в прямое произведение циклических подгрупп.
Вопрос 6. Привести примеры сервантных подгрупп прямого произведения циклических групп.
Ответ: каждый сомножитель.
Вопрос 7. Сформулировать теорему Прюфера-Куликова.
Ответ: если сервантная подгруппа абелевой группы G имеет конечный период, то она выделяется в G прямым сомножителем.
Вопрос 8. Чему равен нормализатор силовской подгруппы конечной группы?
Ответ: самой группе.
Вопрос 9. Всегда ли силовская подгруппа нормальна?
Ответ: Нет, не всегда.
Вопрос 10. Всегда ли силовская подгруппа конечной нильпотентной группы нормальна?
Ответ: Всегда.
Вопрос 11. Сформулировать теорему Нильсена_Шрейера о подгруппах свободных групп.
Ответ: всякая подгруппа свободной группы свободна.
Вопрос 12. Какая неединичная свободная группа является абелевой?
Ответ: ранга 1.
Вопрос 13. Какие отображения свободных порождающих свободной группы в данную группу продолжаемы до гомоморфизма?
Ответ: любые.
Вопрос 14. Сформулировать теорему о фактор-группе нильпотентной группы без кручения по центру.
Ответ: фактор-группа нильпотентной группы без кручения по центру не имеет кручения.
Вопрос 15. Что можно сказать о двух элементах нильпотентной группы без кручения, n-ые степени которых совпадают?
Ответ: они равны.
Вопрос 16. Предположим, что m-ая степень одного элемента перестановочна с n-ой степенью другого в нильпотентной группе без кручения. Что можно сказать об этих элементах?
Ответ: они перестановочные.
Вопрос 17. Сформулировать теорему о подгруппе нильпотентной группы, порождённой коммутантом этой группы и ещё одним элементом.
Ответ: её ступень нильпотентности меньше ступени нильпотентности данной группы.
Вопрос 18. Чему равен центр неабелевой свободной группы?
Ответ: совпадает с единичной подгруппой.
Вопрос 19. Может ли центр неабелевой нильпотентной группы быть единичной подгруппой?
Ответ: нет.
Вопрос 20. Что такое разрешимая группа?
Ответ: группа, у которой ряд коммутантов конечен.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
* «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
* «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Раздел 1. Абелевы группы
1. Теорема о подгруппах свободных абелевых групп.
2. Конечно порожденные абелевы группы. Теорема Коши.
3. Полные абелевы группы.
Раздел 2. Простейшие свойства групп
4. Теорема Лагранжа, нормальная подгруппа.
5. Классы сопряженных элементов. Централизатор.
6. Коммутант, центр, 2-ступенно нильпотентные группы
7. Коммутаторные тождества
Раздел 3. Конечные группы
8. Теоремы Силова.
9. Описание групп порядка pq.
Раздел 4. Свободные группы
10. Свободные группы. Теорема Нильсена-Шрайера.
11. Коммутант группы. Ряды централов и коммутантов. Теорема Магнуса.
Раздел 5. Нильпотентные и разрешимые группы
12. Определение и общие свойства нильпотентных групп.
13. Общие свойства нильпотентных групп.
14. Конечные нильпотентные группы. Теоремы Бернсайда-Виланда и Фраттини.
15. Конечно порождённые нильпотентные группы.
16. Нильпотентные группы без кручения.
17. Полупрямые произведения групп

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Экзамен:
Отлично(повышенный уровень):выполнено 85-100 % заданий, дано полное, развернутое решение;
Хорошо(базовый уровень):выполнено 70-84 % заданий, дано правильное решение; однако были допущены неточности в ходе решения;
Удовлетворительно(пороговый уровень):выполнено 50-69 % заданий, дано неполное решение, в ответе содержится ошибка;
Неудовлетворительно(уровень не сформирован): выполнено 0-49 % заданий, ответ отсутствует или неполный, при решении допущены существенные ошибки.

Зачет:
Зачтено: Студентом дан полный, в логической последо-вательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.

Не зачтено:Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.И. Каргаполов, Мерзляков Ю.И. Основы теории групп: учеб. пособие СПб.: Лань, // ЭБС «Лань», 2009 http://e.lanbook.com/book/177
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кострикин А.И. Введение в алгебру. Часть 3: Основные структуры алгебры.: учеб. пособие М.: МЦМНО, 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=62951
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru.
Э4 Теория групп portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.lib.asu.ru - Научная библиотека Алтайского государственного университета;
2. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система издательства «Лань»;
3. http://exponenta.ru - Образовательный математический сайт
4. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online";
5. База данных литературы информационно-методического кабинета факультета социологии АлтГУ "ФОЛИАНТ"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.