МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Многообразия групп

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра алгебры и математической логики
Направление подготовки02.04.01. Математика и компьютерные науки
ПрофильАлгебра и дискретная математика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план02_04_01_Математика и компьютерные науки_АиДМ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.-м.н., Зав.кафедрой, Будкин Александр Иванович

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., Доцент, Пономарев Игорь Викторович

Рабочая программа дисциплины
Многообразия групп

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 02.04.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 810)

составлена на основании учебного плана:
02.04.01 Математика и компьютерные науки
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Будкин Александр Иванович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Будкин Александр Иванович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является подготовка магистров, обладающих высокой алгебраической культурой, способных применять многообразия групп в преподавательской, научно-исследовательской деятельности, при решении прикладных задач, активно участвующих в процессах образования и науки.
Для достижения цели ставятся задачи:
овладеть понятийным аппаратом многообразий групп;
освоить методы доказательства теорем и способы решения задач теории многообразий групп; увидеть следствия полученного результата.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен создавать и исследовать новые математические модели в естественных науках, совершенствовать и разрабатывать концепции, теории и методы
ОПК-2.1 Знает основные этапы создания и исследования математических моделей в алгебре и дискретной математике.
ОПК-2.2 Умеет создавать и исследовать математическую модель на основе имеющейся качественной информации об объекте исследования.
ОПК-2.3 Владеет навыками разработки основных концепций исследования созданной математической модели в конкретной области профессиональной деятельности.
ПК-2Способен планировать свою научно-исследовательскую деятельность (НИД) и выбирать адекватные методы решения научно-исследовательских задач в области алгебры и дискретной математики.
ПК-2.1 Составляет общий план исследования и детальные планы отдельных стадий НИД.
ПК-2.2 Умеет проводить расчетно-теоретические и экспериментальные оценки методов и методик решения поставленных задач с учетом временных затрат, вычислительных и материальных ресурсов для осуществления НИД.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1 Знает основные этапы создания и исследования математических моделей в алгебре и дискретной математике.
ПК-2.1 Составляет общий план исследования и детальные планы отдельных стадий НИД.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2 Умеет создавать и исследовать математическую модель на основе имеющейся качественной информации об объекте исследования.
ПК-2.2 Умеет проводить расчетно-теоретические и экспериментальные оценки методов и методик решения поставленных задач с учетом временных затрат, вычислительных и материальных ресурсов для осуществления НИД.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.3 Владеет навыками разработки основных концепций исследования созданной математической модели в конкретной области профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Элементы теории групп
1.1. Предварительные сведения из теории групп: группа, подгруппа, циклическая группа, коммутант, центр, гомоморфизм, изоморфизм. Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Предварительные сведения из теории групп: группа, подгруппа, циклическая группа, коммутант, центр, гомоморфизм, изоморфизм. Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Предварительные сведения из теории групп: группа, подгруппа, циклическая группа, коммутант, центр, гомоморфизм, изоморфизм. Сам. работа 3 7 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Конструкции: фактор-группа, прямое и декартово произведение групп. Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Конструкции: фактор-группа, прямое и декартово произведение групп. Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Конструкции: фактор-группа, прямое и декартово произведение групп. Сам. работа 3 7 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.7. Свободная группа. Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.8. Свободная группа. Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.9. Свободная группа. Сам. работа 3 7 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Общие свойства многообразий
2.1. Слова, тождества, вербальные подгруппы. Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.2. Слова, тождества, вербальные подгруппы. Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.3. Слова, тождества, вербальные подгруппы. Сам. работа 3 7 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.4. Относительно свободные группы. Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.5. Относительно свободные группы. Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.6. Относительно свободные группы. Сам. работа 3 7 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.7. Многообразия. Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.8. Многообразия. Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.9. Многообразия. Сам. работа 3 7 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.10. Многообразия как замкнутые классы. Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.11. Многообразия как замкнутые классы. Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.12. Многообразия как замкнутые классы. Сам. работа 3 7 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.13. Подпрямо неразложимые и критические группы. Практические 3 3 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.14. N-порождённые группы и тождества от n переменных. Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.15. N-порождённые группы и тождества от n переменных. Практические 3 3 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.16. N-порождённые группы и тождества от n переменных. Сам. работа 3 7 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.17. Подпрямо неразложимые и критические группы. Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.18. Подпрямо неразложимые и критические группы. Сам. работа 3 7 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Многообразия нильпотентных групп
3.1. Описание многообразий абелевых групп. Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.2. Описание многообразий абелевых групп. Практические 3 3 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.3. Описание многообразий абелевых групп. Сам. работа 3 7 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.4. Многообразия 2-ступенно нильпотентных групп. Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.5. Многообразия 2-ступенно нильпотентных групп. Практические 3 3 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.6. Многообразия 2-ступенно нильпотентных групп. Сам. работа 3 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложение
Приложения
Приложение 1.   Многообразия групп.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Будкин А.И. Введение в теорию квазимногообразий групп: для студентов старших курсов Алтайский государственный университет, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.И. Будкин Квазимногообразия групп: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1992
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru.
Э4 Квазимногообразия групп portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.lib.asu.ru - Научная библиотека Алтайского государственного университета;
2. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система издательства «Лань»;
3. http://exponenta.ru - Образовательный математический сайт
4. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online";
5. База данных литературы информационно-методического кабинета факультета социологии АлтГУ "ФОЛИАНТ"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.