МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Элементарная математика в контексте высшей

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра алгебры и математической логики
Направление подготовки02.04.01. Математика и компьютерные науки
ПрофильАлгебра и дискретная математика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план02_04_01_Математика и компьютерные науки_АиДМ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.-м.н., Зав.кафедрой, Будкин А.И.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., Доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Элементарная математика в контексте высшей

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 02.04.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 810)

составлена на основании учебного плана:
02.04.01 Математика и компьютерные науки
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Будкин Александр Иванович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Будкин Александр Иванович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Для успешного освоения дисциплины магистрант должен иметь подготовку по курсам алгебры и математической логики в объеме программ 1 уровня ВПО. К предварительной подготовке магистров относятся курсы: теория групп, алгебра.
Целью изучения дисциплины является подготовка магистров, обладающих высокой алгебраической культурой, способных применять данную дисциплину в преподавательской, научно-исследовательской деятельности, при решении прикладных задач, активно участвующих в процессах образования и науки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен самостоятельно создавать прикладные программные средства на основе современных информационных технологий и сетевых ресурсов, в том числе отечественного производства
ОПК-3.1 Знает основные положения и концепции современных информационных технологий.
ОПК-3.2 Умеет создавать программные средства для решения стандартных математических задач, в частности, задач алгебры и дискретной математики.
ОПК-3.3 Имеет практические навыки самостоятельного выбора эффективных инструментов создания программных средств для решения задач профессиональной деятельности.
ПК-1Способен демонстрировать базовые знания математических и естественных наук при решении фундаментальных и прикладных задач в области алгебры и дискретной математики.
ПК-1.1 Знает фундаментальные основы в области математических и естественных наук.
ПК-1.2 Умеет решать стандартные задачи алгебры и дискретной математики.
ПК-1.3 Владеет навыками математического моделирования с использованием прикладных программных комплексов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3: Знает основные положения и концепции современных информационных технологий
ПК-1: Знает фундаментальные основы в области математических и естественных наук.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3:Знает основные положения и концепции современных информационных технологий.
ПК-1:Умеет решать стандартные задачи алгебры и дискретной математики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3:Имеет практические навыки самостоятельного выбора эффективных инструментов создания программных средств для решения задач профессиональной деятельности.
ПК-1:Знает фундаментальные основы в области математических и естественных наук.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Использование симметрической группы при решении задач по элементарной математики
1.1. Элементарные свойства подстановок. Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Элементарные свойства подстановок. Практические 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Элементарные свойства подстановок. Сам. работа 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Игра в 15 и аналогичные игры. Алгоритмические методы Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Игра в 15 и аналогичные игры.Алгоритмические методы Практические 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Игра в 15 и аналогичные игры.Алгоритмические методы Сам. работа 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Задачи на раскрашивание многогранников. Алгоритмические методы Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Задачи на раскрашивание многогранников. Алгоритмические методы Практические 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Задачи на раскрашивание многогранников. Алгоритмические методы Сам. работа 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Задачи о количестве ожерелий. Алгоритмические методы Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Задачи о количестве ожерелий. Алгоритмические методы Практические 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Задачи о количестве ожерелий. Алгоритмические методы Сам. работа 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Применение многочленов в элементарной математике
2.1. Деление многочленов. Теорема Безу. Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
2.2. Деление многочленов. Теорема Безу. Практические 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
2.3. Деление многочленов. Теорема Безу. Сам. работа 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
2.4. Уравнения 3-й степени. Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
2.5. Уравнения 3-й степени. Практические 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
2.6. Уравнения 3-й степени. Сам. работа 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
2.7. Применение формулы Кардано при составлении нестандартных задач по элементарной математике. Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
2.8. Применение формулы Кардано при составлении нестандартных задач по элементарной математике. Практические 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
2.9. Применение формулы Кардано при составлении нестандартных задач по элементарной математике. Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
2.10. Задачи на делимость. Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.3
2.11. Задачи на делимость. Практические 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.3
2.12. Задачи на делимость. Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Применение симметрических многочленов в элементарной математике
3.1. Основные свойства симметрических многочленов. Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
3.2. Основные свойства симметрических многочленов. Практические 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
3.3. Основные свойства симметрических многочленов. Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
3.4. Применение симметрических многочленов при решении систем уравнений. Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
3.5. Применение симметрических многочленов при решении систем уравнений. Практические 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
3.6. Применение симметрических многочленов при решении систем уравнений. Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
3.7. Применение симметрических многочленов при решении иррациональных уравнений. Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
3.8. Применение симметрических многочленов при решении иррациональных уравнений. Практические 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
3.9. Применение симметрических многочленов при решении иррациональных уравнений. Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
3.10. Применение симметрических многочленов при решении задач на формулы Виета. Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
3.11. Применение симметрических многочленов при решении задач на формулы Виета. Практические 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
3.12. Применение симметрических многочленов при решении задач на формулы Виета. Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
Раздел 4. Элементы теории чисел
4.1. Делимость, разложение натуральных чисел в произведение степеней простых чисел Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.3
4.2. Делимость, разложение натуральных чисел в произведение степеней простых чисел Практические 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.3
4.3. Делимость, разложение натуральных чисел в произведение степеней простых чисел Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.3
4.4. Задачи на бесконечность множества простых чисел Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.3
4.5. Задачи на бесконечность множества простых чисел Практические 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.3
4.6. Задачи на бесконечность множества простых чисел Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.3
4.7. Задачи на делимость целых чисел. Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.3
4.8. Задачи на делимость целых чисел. Практические 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.3
4.9. Задачи на делимость целых чисел. Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.3
4.10. Сравнения в элементарной математике. Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
4.11. Сравнения в элементарной математике. Практические 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2
4.12. Сравнения в элементарной математике. Сам. работа 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.Г. Курош Теория групп: учеб. пособие СПб.: Лань, 2005
Л1.2 Курош А.Г. Курс высшей алгебры: Учебник СПб.: Лань, 2013 // ЭБС «Лань» e.lanbook.com
Л1.3 Бухштаб А.А. Теория чисел: Учебные пособия Издательство "Лань", 2015 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кострикин А.И. Введение в алгебру. Часть 3: Основные структуры алгебры.: учеб. пособие М.: МЦМНО, 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=62951
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru.
Э4 Теория групп portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.lib.asu.ru - Научная библиотека Алтайского государственного университета;
2. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система издательства «Лань»;
3. http://exponenta.ru - Образовательный математический сайт
4. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online";
5. База данных литературы информационно-методического кабинета факультета социологии АлтГУ "ФОЛИАНТ"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.