Закреплена за кафедрой | Кафедра алгебры и математической логики |
---|---|
Направление подготовки | 02.04.01. Математика и компьютерные науки |
Профиль | Алгебра и дискретная математика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 02_04_01_Математика и компьютерные науки_АиДМ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра алгебры и математической логики
Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Будкин Александр Иванович
1.1. | Для успешного освоения дисциплины магистрант должен иметь подготовку по курсам алгебры и математической логики в объеме программ 1 уровня ВПО. К предварительной подготовке магистров относятся курсы: теория групп, алгебра. Целью изучения дисциплины является подготовка магистров, обладающих высокой алгебраической культурой, способных применять данную дисциплину в преподавательской, научно-исследовательской деятельности, при решении прикладных задач, активно участвующих в процессах образования и науки. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ОПК-3 | Способен самостоятельно создавать прикладные программные средства на основе современных информационных технологий и сетевых ресурсов, в том числе отечественного производства |
ОПК-3.1 | Знает основные положения и концепции современных информационных технологий. |
ОПК-3.2 | Умеет создавать программные средства для решения стандартных математических задач, в частности, задач алгебры и дискретной математики. |
ОПК-3.3 | Имеет практические навыки самостоятельного выбора эффективных инструментов создания программных средств для решения задач профессиональной деятельности. |
ПК-1 | Способен демонстрировать базовые знания математических и естественных наук при решении фундаментальных и прикладных задач в области алгебры и дискретной математики. |
ПК-1.1 | Знает фундаментальные основы в области математических и естественных наук. |
ПК-1.2 | Умеет решать стандартные задачи алгебры и дискретной математики. |
ПК-1.3 | Владеет навыками математического моделирования с использованием прикладных программных комплексов. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОПК-3: Знает основные положения и концепции современных информационных технологий ПК-1: Знает фундаментальные основы в области математических и естественных наук. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-3:Знает основные положения и концепции современных информационных технологий. ПК-1:Умеет решать стандартные задачи алгебры и дискретной математики. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОПК-3:Имеет практические навыки самостоятельного выбора эффективных инструментов создания программных средств для решения задач профессиональной деятельности. ПК-1:Знает фундаментальные основы в области математических и естественных наук. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Использование симметрической группы при решении задач по элементарной математики | ||||||
1.1. | Элементарные свойства подстановок. | Лекции | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Элементарные свойства подстановок. | Практические | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Элементарные свойства подстановок. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Игра в 15 и аналогичные игры. Алгоритмические методы | Лекции | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Игра в 15 и аналогичные игры.Алгоритмические методы | Практические | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Игра в 15 и аналогичные игры.Алгоритмические методы | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Задачи на раскрашивание многогранников. Алгоритмические методы | Лекции | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Задачи на раскрашивание многогранников. Алгоритмические методы | Практические | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Задачи на раскрашивание многогранников. Алгоритмические методы | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Задачи о количестве ожерелий. Алгоритмические методы | Лекции | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Задачи о количестве ожерелий. Алгоритмические методы | Практические | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Задачи о количестве ожерелий. Алгоритмические методы | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
Раздел 2. Применение многочленов в элементарной математике | ||||||
2.1. | Деление многочленов. Теорема Безу. | Лекции | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2 |
2.2. | Деление многочленов. Теорема Безу. | Практические | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2 |
2.3. | Деление многочленов. Теорема Безу. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2 |
2.4. | Уравнения 3-й степени. | Лекции | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2 |
2.5. | Уравнения 3-й степени. | Практические | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2 |
2.6. | Уравнения 3-й степени. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2 |
2.7. | Применение формулы Кардано при составлении нестандартных задач по элементарной математике. | Лекции | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2 |
2.8. | Применение формулы Кардано при составлении нестандартных задач по элементарной математике. | Практические | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2 |
2.9. | Применение формулы Кардано при составлении нестандартных задач по элементарной математике. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2 |
2.10. | Задачи на делимость. | Лекции | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2, Л1.3 |
2.11. | Задачи на делимость. | Практические | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2, Л1.3 |
2.12. | Задачи на делимость. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2, Л1.3 |
Раздел 3. Применение симметрических многочленов в элементарной математике | ||||||
3.1. | Основные свойства симметрических многочленов. | Лекции | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2 |
3.2. | Основные свойства симметрических многочленов. | Практические | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2 |
3.3. | Основные свойства симметрических многочленов. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2 |
3.4. | Применение симметрических многочленов при решении систем уравнений. | Лекции | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2 |
3.5. | Применение симметрических многочленов при решении систем уравнений. | Практические | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2 |
3.6. | Применение симметрических многочленов при решении систем уравнений. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2 |
3.7. | Применение симметрических многочленов при решении иррациональных уравнений. | Лекции | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2 |
3.8. | Применение симметрических многочленов при решении иррациональных уравнений. | Практические | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2 |
3.9. | Применение симметрических многочленов при решении иррациональных уравнений. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2 |
3.10. | Применение симметрических многочленов при решении задач на формулы Виета. | Лекции | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2 |
3.11. | Применение симметрических многочленов при решении задач на формулы Виета. | Практические | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2 |
3.12. | Применение симметрических многочленов при решении задач на формулы Виета. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2 |
Раздел 4. Элементы теории чисел | ||||||
4.1. | Делимость, разложение натуральных чисел в произведение степеней простых чисел | Лекции | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2, Л1.3 |
4.2. | Делимость, разложение натуральных чисел в произведение степеней простых чисел | Практические | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2, Л1.3 |
4.3. | Делимость, разложение натуральных чисел в произведение степеней простых чисел | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2, Л1.3 |
4.4. | Задачи на бесконечность множества простых чисел | Лекции | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2, Л1.3 |
4.5. | Задачи на бесконечность множества простых чисел | Практические | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2, Л1.3 |
4.6. | Задачи на бесконечность множества простых чисел | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2, Л1.3 |
4.7. | Задачи на делимость целых чисел. | Лекции | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2, Л1.3 |
4.8. | Задачи на делимость целых чисел. | Практические | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2, Л1.3 |
4.9. | Задачи на делимость целых чисел. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2, Л1.3 |
4.10. | Сравнения в элементарной математике. | Лекции | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2 |
4.11. | Сравнения в элементарной математике. | Практические | 4 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2 |
4.12. | Сравнения в элементарной математике. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приложение |
Приложения |
Приложение 1.
Элементарная математика в контексте высшей.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А.Г. Курош | Теория групп: учеб. пособие | СПб.: Лань, 2005 | |
Л1.2 | Курош А.Г. | Курс высшей алгебры: Учебник | СПб.: Лань, 2013 // ЭБС «Лань» | e.lanbook.com |
Л1.3 | Бухштаб А.А. | Теория чисел: Учебные пособия | Издательство "Лань", 2015 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кострикин А.И. | Введение в алгебру. Часть 3: Основные структуры алгебры.: учеб. пособие | М.: МЦМНО, 2009 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=62951 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru; | |||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com; | |||
Э3 | электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru. | |||
Э4 | Теория групп | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. http://www.lib.asu.ru - Научная библиотека Алтайского государственного университета; 2. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система издательства «Лань»; 3. http://exponenta.ru - Образовательный математический сайт 4. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online"; 5. База данных литературы информационно-методического кабинета факультета социологии АлтГУ "ФОЛИАНТ" |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом. - Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |