МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология научного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра дифференциальных уравнений
Направление подготовки02.04.01. Математика и компьютерные науки
ПрофильМатематическое моделирование и комплексы программ в наукоемких технологиях
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план02_04_01_Математика и компьютерные науки_ММиКПНТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Кравченко Г.В.

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Родионов Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Методология научного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 02.04.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 810)

составлена на основании учебного плана:
02.04.01 Математика и компьютерные науки
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 30.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор А.А. Папин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра дифференциальных уравнений

Протокол от 30.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор А.А. Папин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление с основными методологическими проблемами и историческим развитием математики и информатики, изучение места и роли математики в современном мире и системе наук;
формирование математического мировоззрения магистрантов;
развитие их интеллекта, общей культуры и способностей к логическому и алгоритмическому мышлению;
развитие способности самостоятельно приобретать и применять новые знания, умения, расширять и углублять свое научное мировоззрение, разрабатывать аналитичекие обзоры, использовать полученные знания при оценке последствий своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.1.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.место математики и математических дисциплин в системе научных знаний, ее взаимоотношение с философией, гуманитарными, естественнонаучными и техническими науками;
основные факты, события и идеи в ходе многовековой истории развития математики, вычислительной техники и программирования;
основные исторические этапы развития разделов математики, философско-мировоззренческие направления формирования математической мысли, основные мировые и отечественные математические школы от цивилизаций Вавилона, Египта, Китая, Индии до современной новейшей истории;
персоналии ведущих ученых в области математики и информатики;
современные тенденции развития, научные и прикладные достижения математики и информатики
3.2.Уметь:
3.2.1.понимать роль математических дисциплин в формировании мировоззрения человека;
четко представлять и понимать единство математики, несмотря на внешнюю разобщенность ее различных приложений и методов;
анализировать проблемы математики и информатики и пути их решения, разрабатывать аналитические обзоры;
использовать полученные знания, учения и компетенции при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении различных проектов;
самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.нахождения, анализа и контекстной обработки информации по истории и методологии математики и информатики;
целостного представления о внутренних и внешних исторических причинах формирования и развития основных положений, понятий, определений в математике и информатике;
по основным методологическим концепциям формирования оснований геометрии, арифметики, алгебры, математического анализа, программирования, основам методологии научного познания и системного подхода при изучении различных уровней организации материи, информации, пространства и времени;
применения IT-методов для реализации решений в области математики и информационных технологий по профильной направленности ООП магистратуры

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы научно-исследовательской деятельности
1.1. Наука как вид чесловеческой деятельности. Сущность и структура науки как особого вида знания. типология научных исследований. Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.2. Методолгические основы научных исследований. Понятие о методе и методолгии исследований. Типология методов и логика научных исследований. Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.3. Общий алгоритм проведения научных исследований.Постановка научно-практической задачи. Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.4. Особенности подготовки магистерской диссертации. Оформление магистерской диссертации. Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Формирование математики как науки
2.1. Основные этапы развития математики. Зарождение математики в древности Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.2. Математика в эпоху эллинизма. Математика в древнем Китае и Индии Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.3. Математика в средние века Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.4. Примеры задач из книги Алкуина. Профессии математиков Сам. работа 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.5. Математическое образование в средневековой Европе, квадривиум и первые университеты Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.6. Решение алгебраических уравнений 3-й и 4-й степени в XVI в. (С. Ферро, А.М. Фиоре, Л. Феррари, Н. Тарталья, Дж. Кардано), алгебра Ф. Виета Сам. работа 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.7. Математика в эпоху Возрождения Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.8. Работы Леонардо да Винчи в области прикладной математики. Теория перспективы и работы Альбрехта Дюрера Сам. работа 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Математика и научно-техническая революция XVII-XIX вв.
3.1. Математика в XVII веке. Научная революция Нового времени и механическая картина мира Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.2. Математика в XVII веке. Аналитическая геометрия Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.3. Метод флюксий И. Ньютона и учение о бесконечно малых Г. Лейбница Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.4. Создание математического анализа. Интеграционные и дифференциальные методы в XVII веке Сам. работа 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.5. Алгебра, геометрия и теория чисел в век Просвещения. Л. Эйлер, Ж. Лагранж Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.6. Создание теории вероятностей. Создание проективной геометрии Сам. работа 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.7. Математические работы К.Ф. Гаусса и О. Коши Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.8. Биографии К.Ф. Гаусса и О. Коши. Роль К.Ф. Гаусса и О. Коши в развитии математики Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.9. Математика в России до середины XIX века Лекции 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.10. Петровские реформы XVIII века и их роль в развитии математики в России Сам. работа 1 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 4. Современная математика и информатика
4.1. Основные этапы жизни математического общества в XX веке Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.2. Кризис в основаниях математики в начале XX века и попытки выхода из него Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.3. Математика в России и СССР в XX веке Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.4. Ведущие математические школы и институты XX века Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.5. Период "машинной математики" по периодизации А.Д. Александрова Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.6. История докомпьютерной вычислительной техники Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.7. История возникновения информатики Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.8. Первые компьютеры. Шифровальные аппараты Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.9. Особенности развития информатики в России Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.10. Крупнейшие советские(российские) школы информатики (Москва, Ленинград, Новосибирск, Ереван, Таганрог) Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.11. Перспективы и основные направления развития математики и информатики в XXI веке Практические 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.12. Актуальные проблемы математического образования. Проблемы науки, связанные с информацией Сам. работа 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=668

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА - см. ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА - см. ПРИЛОЖЕНИЕ

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному за семестр материала. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_МиТНИД (МиКН).doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие М.: Дашков и Ко, 2019 biblioclub.ru
Л1.2 Дрещинский В.А. Методология научных исследований: М.: Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тихонов В.А., Корнев Н.В., Ворона В.А. и др Основы научных исследований: теория и практика: учеб. пособие для вузов. М.: Гелиос АРВ, 2006
Л2.2 Ануфриев А.Ф Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы: М: Изд-во «Ось-89» , 2007
Л2.3 Новиков А.М. Методология научного исследования : Либроком, 2010 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Шимко Е.А. Основы научно-исследовательской деятельности: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Лань" https://e.lanbook.com/
Э2 ЭБС "Университетская библиотека on-line" https://biblioclub.ru/
Э3 Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru
Э4 Поисковые системы: Яндекс, Rambler, Google
Э5 Электронный курс Методология научной деятельности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com;
Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Свободная энциклопедия "Википедия": http://ru.wikipedia.org;
Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
- На лекцию приходите не опаздывая.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, запишите их и задайте по окончании лекции.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
3. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются подробно на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
4. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов и заданий у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые рассматривались на лекции не достаточно подробно, изучите их самостоятельно более углубленно, используя рекомендуемую литературу. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.