МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология научного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильФундаментальная и прикладная химия веществ и материалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_Химия_ФиПХВиМ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.-м.н., профессор, Безносюк Сергей Александрович;к.ф.-м.н., доцент, Терентьева Юлия Владимировна

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Плотников Владимир Александрович

Рабочая программа дисциплины
Методология научного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 04.04.01 Химия (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 655)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Безносюк Сергей Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Безносюк Сергей Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить магистрантов с методологией и технологией научно-исследовательской деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
- Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
- Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели.
- Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение в методологию научно-исследовательской деятельности. Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Основы научно-исследовательской деятельности.
2.1. Основы научно-исследовательской деятельности. Наука как вид человеческой деятельности.Сущность и структура науки как особого вида знания.Основы научно-исследовательской деятельности. Типология научных исследований. Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
2.2. Основы научно-исследовательской деятельности. Наука как вид человеческой деятельности. Сам. работа 1 2 Л1.1, Л1.2
2.3. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 1 2 Л1.1, Л1.2
2.4. Научное исследование: понятие, виды, этапы Практические 1 2 Л1.1, Л1.2
2.5. Основы научно-исследовательской деятельности. Сущность и структура науки как особого вида знания. Сам. работа 1 10 Л1.1, Л1.2
2.6. Основы научно-исследовательской деятельности. Типология научных исследований. Сам. работа 1 10 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. История науки
3.1. История науки. Доклассический период науки. Период классической науки.История науки. Становление и развитие неклассической науки. Понятие научной революции. Тенденции развития науки. Понятие научной революции. Тенденции развития науки Лекции 1 4 Л1.1, Л1.2
3.2. История науки. Доклассический период науки. Период классической науки.История науки. Становление и развитие неклассической науки. Сам. работа 1 4 Л1.1, Л1.2
3.3. Понятие научной революции. Тенденции развития науки Сам. работа 1 4 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Методологические основы научных исследований.
4.1. Методологические основы научных исследований. Понятие о методе и методологии исследования. Уровни методологии.Логика научного исследования. Алгоритм научного исследования Лекции 1 6 Л1.1, Л1.2
4.2. Методологические основы научных исследований. Универсалии науки Сам. работа 1 2 Л1.1, Л1.2
4.3. Типология методов научных исследований Сам. работа 1 4 Л1.1, Л1.2
4.4. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 1 4 Л1.1, Л1.2
4.5. Методология научного исследования Практические 1 2 Л1.1, Л1.2
4.6. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 1 6 Л1.1, Л1.2
4.7. Методы научного исследования Практические 1 4 Л1.1, Л1.2
4.8. Теоретические исследования Сам. работа 1 4 Л1.1, Л1.2
4.9. Эмперические исследованияЛекция Сам. работа 1 4 Л1.1, Л1.2
4.10. Основы теории экспериментаЛекция Сам. работа 1 4 Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Планирование и организация научных исследований
5.1. Общие требования и организация магистерской подготовки. Планирование и организация научных исследований Лекции 1 6 Л1.1, Л1.2
5.2. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 1 6 Л1.1, Л1.2
5.3. Работа с информацией в рамках научного исследования Практические 1 4 Л1.1, Л1.2
5.4. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 1 6 Л1.1, Л1.2
5.5. Представление результатов научного исследования Практические 1 4 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ":
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=859

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Наука - это ...
А) выработка и теоретическая систематизация объективных знаний
B) учения о принципах построения научного познания
C) учения о формах построения научного познания
D) стратегия достижения цели
Ответ: A.

2. Методология науки - это ...
A) система методов, функционирующих в конкретной науке
B) целенаправленное познание
C) воспроизведение новых знаний
D) учение о принципах построения научного познания
Ответ: А.

3. Семиотика - это ...
A) наличие информации, которая должна использоваться при обучении конкретной дисциплине
B) воспроизведение новых знаний
C) учение о формах построения научного познания
D) стратегия достижения цели
Ответ: A.

4. Основу методологии научного исследования составляет:
A) диагностический метод
B) общий метод
C) обобщение общественной практики
D) совокупность правил какого-либо искусства
Ответ: A.

5. Резюме (от франц. resumer ― излагать вкратце) -
A) это выводы.
B) это заключение.
C) это практические рекомендации.
D) это краткое, в виде выводов, изложение содержания работы, чаще всего статьи, доклада.
Ответ: D.

6. Приложения представляют собой часть текста,
A) имеющую дополнительное значение, но необходимую для более полного освещения темы: размещаются в конце издания.
B) размещаются в начале издания.
C) размечаются в конце каждой главы.
D) имеющую дополнительное значение.
Ответ: A.

7. За единицу объема рукописи принимается авторский лист,
A) равный 10 тыс. печатных знаков
B) равный 30 тыс. печатных знаков
C) равный 20 тыс. печатных знаков
D) равный 40 тыс. печатных знаков (22-23 машинописные страницы, напечатанные через два интервала).
Ответ: D.

8. Важное качество для автора научного текста ―
A) умение писать.
B) ясность, умение писать доступно и доходчиво.
C) умение писать доходчиво.
D) ясность.
Ответ: B.

9. Автор диссертации выступает
A) во втором лице единственного числа
B) от нейтрального лица
C) в единственном лице
D) во множественном числе и вместо "я" употребляет "мы", стремясь отразить свое мнение как мнение научной школы, научного направления
Ответ: D.

10. Еще одно необходимое требование к написанию научной работы ―
A) умение избегать повторов, излишней детализации, словесной шелухи.
B) умение избегать повторов.
C) краткость, умение избегать повторов, излишней детализации, употребления лишних слов, без надобности +
Ответ: C.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Наблюдение, эксперимент и сравнение относятся к основным _______ методам исследования.
Ответ: эмпирическим.

2. Методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук относятся к ________ методам исследования.
Ответ: частно-научным.

3. Диалектический и метафизический методы относятся к _______ методам исследования.
Ответ: философским.

4. _______ - это система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата.
Ответ: метод.

5. Методика научного исследования – это …
Ответ: система последовательных действий, модель исследования.

6. Метод научного исследования – это …
Ответ: способ исследования, способ деятельности.

7. Рабочая гипотеза – это …
Ответ: временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала.

8. Гипотеза научного исследования – это …
Ответ: предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.

9. Тема научного исследования – это …
Ответ: уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел.

10. Цель научного исследования – это …
Ответ: краткая и точная формулировка того, что автор намеревается сделать в рамках исследования.

11. Тема научного исследования должна быть …
Ответ: точно сформулированной.

12. Предмет научного исследования – это …
Ответ: более конкретный источник информации, необходимой для исследования; то, что находится в границах предмета.

13. Объект научного исследования – это …
Ответ: источник информации, необходимой для исследования.

14. Проблема научного исследования – это …
Ответ: то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке.

15. Внедрение результатов исследования в практику происходит на ________ этапе научного исследования.
Ответ: заключительном (третьем).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Композиционное построение публичной речи выглядит следующим образом
A) основная часть, заключение, выводы
B) вступление, основная часть, заключение
C) зачин, повествование, вывод
D) начало, конец
Ответ: B.

2. Что из перечисленного ниже НЕ может быть средством привлечения внимания в публичном выступлении?
A) изложение цели выступления, обзор главных моментов, о которых предстоит говорить
B) обращение к речи предыдущего оратора
C) критика аудитории за их неумение или нежелание слушать
D) юмористическое замечание
Ответ: C.

3. Издания, предназначенные для педагогических целей, в которых рассматриваются проблемы того или иного учебного курса на научной основе и даются рекомендации по выполнению практических заданий – это…
A) аннотации
B) рецензии
C) тезисы доклада
D) учебные и методические пособия
Ответ: D.

4. Ведение записей прочитанного может осуществляться с помощью составления:
A) конспекта
B) плана
C) рецензии
D) аннотации
E) всего перечисленного
Ответ: E.

5. Осмысление текста достигается следующими приемами:
A) понимания отдельных слов и словосочетаний
B) понимания предложений
C) понимания текстовых суждений
D) всеми названными приемами
Ответ: D.

6. Чтение научной и специальной литературы должно сопровождаться:
A) ведением записей
B) переписыванием текста источника
C) заучиванием наизусть
Ответ: A.

7. При чтении литературы исследователь часто прибегает к выпискам, способствующим систематическому накапливанию нужных сведений. В выписках находят отражение:
A) отдельные мысли
B) статистические данные
C) примеры
D) все перечисленное
Ответ: D.

8. При составлении конспекта исследователю необходимо умело сокращать текст. Для этого:
A) уплотнять словесные формулировки той или иной части текста при сохранении важных мыслей
B) записывать в виде тезисов отдельные смысловые части
C) выражать текст в виде схем, таблиц
D) сокращать написание слов
E) использовать все перечисленное
Ответ: E.

9. Аудиовизуальные документы включают в себя:
A) фонодокумент
B) видеодокумент
C) кинодокумент
D) фотодокумент
E) все перечисленные виды
Ответ: E.

10. Выступление по материалу курсовой работы должно занимать:
A) 10-15 минут
B) 3-5 минут
C) 20-30 минут
D) 30-40 минут
Ответ: A.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Если оратор в начале речи приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом, то он использует _________ способ аргументации.
Ответ: нисходящий.

2. Издания, предназначенные для педагогических целей, в которых рассматриваются проблемы того или иного учебного курса на научной основе и даются рекомендации по выполнению практических заданий – это …
Ответ: учебные и методические пособия
Ответ: D.

3. В библиографическом описании научного произведения приводятся только ____________ элементы
Ответ: обязательные.

4. Статьи и материалы о теории исследований, а также прикладного характера, предназначенные научным работникам, публикуются в ___________ журналах
Ответ: научных.

5. ___________ - это научное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам.
Ответ: монография.

6. Для написания курсовой работы необходимо использовать ___________ источников.
Ответ: 15-20.

7. Рецензия, аннотация, тезисы доклада, учебное и методическое пособия относятся к ______________ источникам информации.
Ответ: литературным.

8. Сборник научных статей – это …
Ответ: издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения.

9. Рецензия – это …
Ответ: критический обзор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов.

10. Что подразумевается под: "комплексом наук, разрабатывающих теоретические основы и практические приемы повышения урожайности, улучшение качества продукции, снижение ресурсоемкости производства и охраны окружающей среды"?
Ответ: Агрономия.

11. Какие виды познавательной деятельности использует человек?
Ответ: Изучение, исследование и испытание.

12. Что означает: "свойство объектов одного класса отличаться друг от друга по одному и тому же признаку даже в однородных совокупностях"?
Ответ: Изменчивость.

13. Что означает: "часть объектов генеральной совокупности, включенных в обследование для характеристики совокупности по нужным признакам"?
Ответ: Выборка.

14. Какие этапы научного планирования выделяются при проведении исследований?
Ответ: Планирование, закладка эксперимента, накопление первичных данных, математический анализ с последующим формулированием выводов и предложений производству.

15. Какие методы предназначены для накопления первичных данных об объектах исследования?
Ответ: Наблюдение и эксперимент.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы докладов

1. Методология, как учение об организации деятельности: общие сведения.

2. Принципы научного познания: принципы детерминизма, соответствия и дополнительности.

3. Этап постановки (формулирования) проблемы.

4. Объект, предмет и тема исследования.

5. Исследовательский подходы: общие сведения, содержательный и формальный, логический и исторический подходы.

6. Качественный и количественный, феноменологический и сущностный, единичный и общий (обобщенный) подходы.

7. Этап определения цели исследования.

8. Этап формирования (выбора) критериев оценки достоверности результатов исследования.

9. Критерии оценки достоверности результатов теоретического исследования.

10. Критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования.

11. Стадия моделирования (построения гипотезы).

12. Стадия конструирования исследования.

13. Стадия проведения исследования: общие сведения, теоретический этап: анализ и систематизация литературных данных.

14. Отработка понятийного аппарата.

15. Построение логической структуры теоретического исследования: общие сведения, система классификаций.

16. Построение логической структуры теории (концепции).

17. Эмпирический этап.

18. Этап апробации результатов.

19. Этап оформления результатов: общие сведения, реферат, научная статья, научный отчет, научный доклад.

20. Методическое пособие, монография , тезисы докладов и выступлений на конференциях.

21. Основные формы организации устного научного общения.

22. Изучение литературы, документов и результатов деятельности.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ":
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=859

Пример оценочного средства
1.Понятие, сущность и специфика научного исследования.
2. Постановка проблемы и темы научного исследования, обоснование актуальности и новизны исследования.
3. Постановка цели и задачи научного исследования. Объект и предмет научного исследования.
4. Основные особенности проведения научного исследования в различных предметных областях (технических, экономических науках).
5. Общие методы и приемы научного познания.
6. Сущность и методы эмпирического исследования.
7. Сущность и методы теоретического исследования.
8. Наблюдение, как научный метод проведения исследования.
9. Эксперимент. Сущность проведения научных экспериментов.
10.Однофакторный и многофакторный эксперимент. Проблема применения однофакторного эксперимента для изучения сложных систем.
11. Научный метод: сравнение. Возможности выбора объектов для сравнения.
12. Индуктивно-эмпирический метод.
13. Аксиоматический и гепотетико-дедуктивный подходы.
14. Метод экспертных оценок.
15. Метод анализа документов. Различные вариации и возможности использования метода.
16. Метод синектики.
17. Методы повышения надежности информации.
18. Проблема выбора методов научного исследования с учетом качества информации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горелов, Н. А. Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Дрещинский, В. А. Методология научных исследований : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Методология и технологии научно-исследовательской деятельности (04.04.01)» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
Редактор изображений Gimp(http://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru - электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ
http://www.rsl.ru - РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru - БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru - ГПНТБ Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru - БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru - РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru - Научная электронная библиотека РФФИ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Как работать над конспектом после лекции
Какими бы замечательными качествами в области методики ни обладал лектор, какое бы большое значение на занятиях ни уделял лекции слушатель, глубокое понимание материала достигается только путем самостоятельной работы над ним.
Самостоятельную работу следует начинать с доработки конспекта, желательно в тот же день, пока полученная информация еще хранится в памяти. Как правило, через 10 ч после лекции в памяти остается не более 30-40 % материала.
С целью доработки необходимо, в первую очередь, прочитать записи, восстановить текст в памяти, а также исправить описки, расшифровать не понятные сокращения, заполнить пропущенные места, понять текст, вникнуть в его смысл. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе, разрешая в ходе чтения, возникшие ранее затруднения, вопросы, а также дополнения и исправляя свои записи.
Записи должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В ходе доработки конспекта углубляются, расширяются и закрепляются знания, а также дополняется, исправляется и совершенствуется конспект.
Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используется при подготовке к практическому занятию. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к выводу с карандашом в руках всех утверждений и формул, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы, предложенные в конце лекции преподавателем или помещенные в рекомендуемой литературе. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Эта рекомендация, как и требование систематической и серьезной работы над всем лекционным курсом, подлежит безусловному выполнению. Потери логической связи как внутри темы, так и между ними приводит к негативным последствиям: материал учебной дисциплины перестает основательно восприниматься, а творческий труд подменяется утомленным переписыванием. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний. Очень полезным в практике самостоятельной работы, является предварительное ознакомление с учебным материалом. Даже краткое, беглое знакомство с материалом очередной лекции дает многое. Студенты получают общее представление о ее содержании и структуре, о главных и второстепенных вопросах, о терминах и определениях. Все это облегчает работу на лекции и делает ее целеустремленной.


Подготовка к практическому занятию
Студент должен четко уяснить, что именно с лекции начинается его подготовка к практическому занятию. Вместе с тем, лекция лишь организует мыслительную деятельность, но не обеспечивает глубину усвоения программного материала.
При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
1-й – организационный,
2-й – закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
– уяснение задания на самостоятельную работу;
– подбор рекомендованной литературы;
– составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к семинару рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В начале семинара студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные явления и факты. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для решения практических задач.


Как работать с рекомендованной литературой
Успех в процессе самостоятельной работы, самостоятельного чтения литературы во многом зависит от умения правильно работать с книгой, работать над текстом.
Опыт показывает, что при работе с текстом целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом (не запоминать, а понять общий смысл прочитанного) материале. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом.
Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др.
Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним.
Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов.
План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В процессе изучения материала источника, составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым, удобным для работы.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов (СРС) под руководством преподавателя является составной частью «самостоятельная работа студентов», принятого в высшей школе. СРС под руководством преподавателя представляет собой вид занятий, в ходе которых студент, руководствуясь методической и специальной литературой, а также указаниями преподавателя, самостоятельно выполняет учебное задание, приобретая и совершенствуя при этом знания, умения и навыки практической деятельности. При этом взаимодействие студента и преподавателя приобретает вид сотрудничества: студент получает непосредственные указания преподавателя об организации своей самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию руководства через консультации и контроль.
Познавательная деятельность студентов при выполнении самостоятельных работ данного вида заключается в накоплении нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта (опыта действий по известному алгоритму) путем осуществления переноса знаний, умений и навыков. Суть заданий работ этого вида сводится к поиску, формулированию и реализации идей решения. Это выходит за пределы прошлого формализованного опыта и в реальном процессе мышления требует от обучаемых варьирования условий задания и усвоенной ранее учебной информации, рассмотрения ее под новым углом зрения. В связи с этим самостоятельная работа данного вида должна выдвигать требования анализа незнакомых студентом ситуаций и генерирования новой информации для выполнения задания.

Методические указания для подготовки к зачету
Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
В период подготовки к зачету студенты могут получить у преподавателя индивидуальные и групповые консультации.
Подготовка к зачету – это завершающий, наиболее активный этап самостоятельной работы студента над учебным курсом.