МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерные технологии в науке

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильФундаментальная и прикладная химия веществ и материалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_Химия_ФиПХВиМ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 22 22 22 22
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Маркин В.И.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.;к.х.н., доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Компьютерные технологии в науке

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 04.04.01 Химия (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 655)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить студентов с современными информационными технологиями, техническими средствами и программным обеспечением, необходимым для осуществления научной деятельности в выбранной предметной области; подготовить к практическому использованию информационных технологий в при решении профессиональных задач в своей профессиональной области; освоение студентами основ информационных технологий, получение практических навыков их использования при проведении научных исследований и в образовательной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен проводить работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований
ПК-1.1 Знает теоретические основы и методологию получения научно-технической информации по теме исследований и разработок; возможности используемых теоретических, экспериментальных и инструментальных методов исследования, принципы обработки полученных в исследовании новых результатов и их применимость к конкретным системам в области химии
ПК-1.2 Умеет проводить анализ научных данных, результатов экспериментов и 15 наблюдений химических и технологических процессов
ПК-1.3 Владеетнавыками теоретического обобщение научных данных, результатов экспериментов и наблюдений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.информационные ресурсы сети Интернет и локальные базы данных для научных исследований;
технологии хранения, обработки, распространения и представления информации;
специализированное программное обеспечение для проектирования технологических процессов
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать информационные сети для решения исследовательских задач по химии;
применять современные компьютерные технологии, применяемыми при обработке результатов научных экспериментов
применять современные информационные технологии в образовании
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками извлечения актуальной научно-технической информации из электронных библиотег, каталогов, баз данных;
работать на современной научной аппаратуре для проведения научных исследований;
методами работы с современным программным обеспечением

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современные информационные технологии
1.1. Информатизация общества Лекции 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
1.2. Информатизация общества Сам. работа 2 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
Раздел 2. Международные информационные базы данных для научных исследований
2.1. Особенности работы с БД Elibrary.ru Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
2.2. Методы работы с БД Elibrary.ru Лабораторные 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
2.3. Методы работы с БД Elibrary.ru Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
2.4. Особенности работы с МБД Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
2.5. Методы работы с БД Scopus Лабораторные 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
2.6. Методы работы с БД Scopus Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
2.7. Особенности работы с БД WoS Лабораторные 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
2.8. Особенности работы с БД WoS Сам. работа 2 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
2.9. Особенности работы с патентными БД Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
2.10. Международные патентыне БД (Россия, США, ЕС) Лабораторные 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
2.11. Международные патентыне БД (Россия, США, ЕС) Сам. работа 2 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
2.12. Методы работы синформационными системамикрупнейших международных издательств Лабораторные 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
2.13. Методы работы синформационными системамикрупнейших международных издательств Сам. работа 2 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
2.14. Агрегаторы научной информации Лабораторные 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
2.15. Агрегаторы научной информации Сам. работа 2 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=142

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен планировать и осуществлять научно-исследовательскую деятельность и выбирать методы решения научно-исследовательских задач в выбранной области квантовых технологий химии, физикохимии, биохимии в составе научного коллектива

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Устройством ввода является...
1) Сканер
2) Принтер
3) Стример
4) Дисплей
ОТВЕТ 1

2. Какую функцию выполняют периферийные устройства?
1) управление работой ПК по заданной программе
2) хранение информации
3) ввод и выдачу информации
4) обработку информации
ОТВЕТ 3

3. Какой из способов подключения к Интернет обеспечивает наибольшие возможности для доступа к информационным ресурсам?
1) постоянное соединение по оптоволоконному каналу
2) удаленный доступ по коммутируемому телефонному каналу
3) постоянное соединение по выделенному телефонному каналу
4) терминальное соединение по коммутируемому телефонному каналу
ОТВЕТ 1

4. Задан адрес электронной почты в сети Интернет: user_name@int.glasnet.ru. Каково имя владельца электронного адреса?
1) int.glasnet.ru
2) user_name
3) glasnet.ru
4) ru
ОТВЕТ 2

5. Браузеры (например, Microsoft Internet Explorer) являются...
1) серверами Интернет
2) антивирусными программами
3) трансляторами языка программирования
4) средством просмотра web-страниц
ОТВЕТ 4

6. В качестве гипертекстовых ссылок можно использовать ...
1) только слово
2) только картинку
3) любое слово или любую картинку
4) слово, группу слов или картинку, при подведении мыши к которым ее курсор принимает форму человеческой руки
ОТВЕТ 4

7. Гипертекст - это ...
1) очень большой текст
2) текст, набранный на компьютере
3) текст, в котором используется шрифт большого размера
4) Структурированный текст, в котором могут осуществляться переходы по выделенным меткам
ОТВЕТ 4

5. Программным продуктом для создания презентаций является …
1) MS Project
2) MS Publisher
3) MS Word
4) MS PowerPoint
ОТВЕТ 4

6. MS Word – это…
1) текстовый процессор
2) графический редактор
3) программа создания презентаций
4) почтовая программа
ОТВЕТ 1

7. В каком из перечисленных ниже форматов не позволяет сохранять данные MS Word?
1) doc
2) rtf
3) ppt
ОТВЕТ 3

8. Для создания химических структурных формул следует использовать программу …
1) ChemWindow
2) Photoshop
3) MS Word
3) SmartDraw
ОТВЕТ 1

9. Научная электронная библиотека в сети Интернет имеет адрес …
1) www.chem.asu.ru/elib.html
2) www.chem.msu.su/rus/elibrary/
3) www.elibrary.ru
4) www.fips.ru
ОТВЕТ 3

10. Основным источником патентной информации в России в сети Интернет является сайт …
1) www.fips.ru
2) www.elibrary.ru
3) www.uspto.gov
4) ep.espacenet.com/
ОТВЕТ 1

11. Программа SmartDraw используется для создания …
1) презентаций
2) организационных диаграмм и блок-схем
3) химических структур
4) проведения квантово-химических расчетов
ОТВЕТ 2

12. Специализированная поисковая система для поиска научной информации в сети Интернет – …
1) www.scopus.com
2) www.yandex.ru
3) www.google.com
4) www.rambler.ru
ОТВЕТ 1

13. Крупнейший Интернет-ресурс научно-технической и медицинской информации
1) www.google.com
2) www.sciencedirect.com
3) www.wikipedia.org
4) www.springer.com
ОТВЕТ 2


14. Для проведения квантово-химических расчетов можно использовать …
1) ChemWindow
2) HyperChem
3) ISISDraw
4) SmartDraw
ОТВЕТ 2

25. Специализированной программой, которую можно использовать для визуального представления экспериментальных данных в виде графиков и диаграмм является …
1) SmartDraw
2) MS Word
3) SigmaPlot
4) ISISDraw
ОТВЕТ 3


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что такое фактчекинг?
ОТВЕТ: Процесс проверки достоверности фактов и информации.

2. Можно ли с помощью поисковых платформ, например, Яндекс, искать определенное слово только в PDF-файлах, размещенных на определенном сайте?
ОТВЕТ: можно с помощью поисковых операторов.

3. Каким символом разделяются имена пользователя и сервера в адресе электронной почты?
ОТВЕТ: @

4. Как следует использовать функцию «Ответить всем» в электронном письме?
ОТВЕТ: Использовать функцию "Ответить всем" только в случае необходимости, чтобы все участники переписки видели ответ

5. Что означают буквы “https” в адресе сайта и изображение замка в адресной строке?
ОТВЕТ: сайт для обмена информацией использует шифрование

6. Вам понадобилась новая программная утилита для вашего компьютера. Какую предосторожность следует принять при ее загрузке из интернета?
ОТВЕТ: Загрузить программу только с официального веб-сайта разработчика или надежного источника.

7. Где можно найти полные тексты статей ученых России и ближнего зарубежья?
ОТВЕТ: Электронная библиотека www.elibrary.ru

8. К какому типу баз данных относится БД Электронная библиотека www.elibrary.ru?
ОТВЕТ: полнотекстовая

9. К какому типу баз данных относится БД Scopus?
ОТВЕТ: библиографическая база данных

10. Для чего нужен DOI?
ОТВЕТ: DOI - цифровой идентификатор объекта нужен для идентификации и поиска научных публикаций.

11. В каком формате чаще всего представлены полные тексты научных статей?
ОТВЕТ: pdf-формат

12. Что такое электронное приложение к статье?
ОТВЕТ: Электронное приложение к статье – это неотъемлемая часть статьи, но размещается только в электронном виде на сайте журнала и содержит дополнительный информационный материал (первичные экспериментальные данные, дополнительные данные, мультимедиа и т.д.).

13. Что такое патент?
ОТВЕТ: Патент — охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения.

14. Кем выдается патент?
ОТВЕТ: Патент выдаётся государственным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности; например, в Российской Федерации таким органом является Роспатент, в США — Бюро по регистрации патентов и торговых марок США.

15. Что такое научный журнал?
ОТВЕТ: Научный журнал (рецензируемый или реферируемый научный журнал) — журнал, в котором присылаемые статьи перед публикацией представляются на рецензирование независимым специалистам, которые обычно не входят в состав редакции журнала и ведут исследования в областях, близких с тематикой статьи.

16. Какие программы можно использовать для обработки экспериментальных данных?
ОТВЕТ: MS Excel, Microcal Origin, SPSS (PASW), Statistica, SigmaPlot и др.

17. Какую количественную характеристику деятельности ученого Вы знаете?
ОТВЕТ: Индекс Хирша, число цитирований.

18. Какую количественную характеристику «престижности» научного журнала?
ОТВЕТ: импакт фактор

19. Что такое цитируемость?
ОТВЕТ: количество ссылок на данную статью, ученого, журнал и др.

20. Какие базы данных (издательства) научной информации Вам еще известны?
ОТВЕТ: БД WoS, Springer, Elsevier и др.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50% от максимально предусмотренного количества баллов, получают зачет автоматически.

Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачетное задание в форме письменной контрольной работы по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменной контрольной работы формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в письменной контрольной работе для промежуточной аттестации - 10.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – <50% верно выполненных заданий; «незачтено» – ≥50%.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.М. Блюмин, Н.А. Феоктистов Мировые информационные ресурсы: учеб.пособие , 2015 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Компьютерный расчет процесса ректификации : учебное пособие / Ф.Р. Гариева, А.А. Караванов, Р.Р. Мусин и др. ; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». - Казань : Издательство КНИТУ, 2014. - 99 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427941
Э2 Мусин, И.Н. Применение ЭВМ в технологии переработки полимеров : учебное пособие / И.Н. Мусин, Т.В. Макаров ; Казанский государственный технологический университет. - Казань : Издательство КНИТУ, 2010. - 107 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259030
Э3 Харлампиди, Х.Э. Общая химическая технология. Методология проектирования химико-технологических процессов. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. e.lanbook.com
Э4 Рудакова, Л.В. Информационные технологии в аналитическом контроле биологически активных веществ. [Электронный ресурс] / Л.В. Рудакова, О.Б. Рудаков. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2015. — 364 с. e.lanbook.com
Э5 Электронная библиотека www.elibrary.ru
Э6 БД Scopus www.scopus.com
Э7 БД Web of Science webofknowledge.com
Э8 Роспатент www.fips.ru
Э9 The United States Patent and Trademark Office (USPTO) Гиперссылка www.uspto.gov
Э10 European Patent Organisation ep.espacenet.com
Э11 Курсы в Moodle "Компьютерные технологиии в науке" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Антивирус Касперского Security RE 1500-2499 SN: 17E0-180619-066044 890-369 (до 2022);
Microsft Windows 7 Windows 7 Professional, № 47774570 от 03.12.2010 (бессрочно);
Microsoft Office 2010 Office 2010 Standart, № 61823557 от 22.04.2013 (бессрочно);
Open Office http://www.openoffice.org/license.html (бессрочно),
7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt (бессрочно),
AcrobatReader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf (б, GIMP https://docs.gimp.org/2.8/ru/ (бессрочно),
Mozila FireFox https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/ (бессрочно),
Chrome http://www.chromium.org/chromium-os/licenses (бессрочно),
DjVu reader http://djvureader.org/ (бессрочно),
Smart Notebook http://www.whiteboardblog.co.uk/2010/12/smart-notebook-licence-and-activation/ (бессрочно)Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека
БД Scopus
БД Web of Science
Федеральный институт промышленной собственности Гиперссылка
The United States Patent and Trademark Office (USPTO) Гиперссылка
European Patent Organisation Гиперссылка
Издательство Springer
Издательство Wiley
Издательство Elsevier
J-STAGE system
SciELO - Scientific Electronic Library
IngentaConnect

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.