МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Фундаментальные основы химии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильФундаментальная и прикладная химия веществ и материалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_Химия_ФиПХВиМ-2023
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 82
самостоятельная работа 215
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 18 36 18
Практические 46 20 46 20
Сам. работа 215 147 215 147
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 324 212 324 212

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Щербакова Л.В.;к.х.к, Доцент, Маркин В.И.

Рецензент(ы):
;к.х.н., доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Фундаментальные основы химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 04.04.01 Химия (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 655)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 26.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., доктор хим. наук, проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 26.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., доктор хим. наук, проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, связанных со способностью в условиях развития науки и техники к критической переоценке накопленного опыта, творческому анализу своих возможностей, владению основами теории фундаментальных разделов химии, пониманию теоретических основ современной органической химии, что способствует формированию глубокого понимания взаимосвязей между строением органических соединений и их реакционной способностью для последующего применения полученных знаний и навыков при освоении общепрофессиональных и специальных дисциплин химического профиля подготовки и при выполнении различных видов работ в профессиональной сфере деятельности, включая научно-исследовательские и педагогические.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен выполнять комплексные экспериментальные и расчетно-теоретические исследования в избранной области химии или смежных наук с использованием современных приборов, программного обеспечения и баз данных профессионального назначения
ОПК-1.1 Знает теоретические основы избранной области химии и смежных наук; инновационные методы анализа сырья, целевых продуктов; основные принципы современных информационных технологий и программные средства, используемые для решения профессиональных задач в области химии
ОПК-1.2 Использует Internet-ресурсы, полнотекстовые базы данных и каталогов, электронные журналы и патенты, поисковые ресурсы для поиска химической; современное оборудование, программное обеспечение для решения экспериментальных задач в избранной области химии и смежных наук
ОПК-1.3 Использует методы математических, химических, технологических расчетов процессов и оптимальных условий эксперимента, методики выбора приборов из числа стандартных с учетом современных тенденций развития техники и технологий в области химии или смежных наук, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении профессиональных задач
ОПК-1.4 Владеет навыками использования расчетно- теоретических методов и профессиональных баз данных при решении профессиональных задач в избранной области химии и смежных наук
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы органической химии и способы их использования при решении конкретных химических и материаловедческих задач;
- формулировки основных терминов, свойств молекул и частиц, теоретических обоснований механизмов реакций в органическом синтезе и закономерности химических наук.
3.2.Уметь:
3.2.1.-составлять схемы органических реакций, писать их механизмы и решать типовые задачи с учетом основных понятий и общих закономерностей, формулируемых в рамках базовых химических дисциплин;
-применять знания общих и специфических закономерностей протекания органических реакций при решении профессиональных задач;
- объяснять использование навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения и доказательства для обоснования механизма органической реакции и прогнозирования возможных направлений превращений, планировать синтез и исследование свойств низко- и высокомолекулярных органических соединений различных классов с использованием представлений о механизмах органических реакций;
- собирать, систематизировать и анализировать научную литературу по заданной теме, а также применить их в ходе разбора конкретных ситуаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- использования теоретических основ органической химии при решении конкретных синтетических задач;
- навыки работы, как с учебной литературой, так специальной научно-технической информацией и результатами отдельных этапов работ с учетом теоретических основ традиционных и современных подходов к интерпретации механизмов химических превращений;
- анализа, сравнения, обобщения и доказательства и их применения для систематизации знаний теоретических основ органической химии и прогнозирования возможных направлений превращений в результате органического синтеза,
навыками использования основных теоретических представлений о механизмах для интерпретации результатов синтеза и исследования свойств низко- и высокомолекулярных органических соединений различных классов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы общей и неорганической химии
1.1. Фундаментальные основы современной химии Лекции 2 2 ОПК-1.1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.5
1.2. Строение атома, молекулы, химическая связь и энергетика химических реакций Лекции 2 2 ОПК-1.1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.5
1.3. Растворы, теория электролитической диссоциации, гидролиз Лекции 2 2 ОПК-1.1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.5
1.4. Строение вещества Практические 2 2 ОПК-1.1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.5
1.5. Химическая кинетика и равновесие Практические 2 2 ОПК-1.1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.5
1.6. Растворы Практические 2 2 ОПК-1.1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.5
1.7. Сам. работа 2 12 ОПК-1.1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Сам. работа 2 12 ОПК-1.1 Л1.1
1.9. Сам. работа 2 51 ОПК-1.1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Основы аналитической химии
2.1. Современные методы исследования химических веществ: возможности, тенденции развития, нерешенные задачи Лекции 2 0 ОПК-1.1
Раздел 3. Строение и реакционная способность органических соединений
3.1. Локализованная химическая связь Лекции 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.2. Локализованная химическая связь Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.3. Локализованная химическая связь Сам. работа 2 24 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.4. Делокализованная химическая связь Лекции 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.5. Делокализованная химическая связь Практические 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.6. Делокализованная химическая связь Сам. работа 2 24 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.7. Интермедиаты Лекции 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.8. Интермедиаты Практические 2 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.9. Интермедиаты Сам. работа 2 24 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11140

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен выполнять комплексные экспериментальные и расчетно-теоретические исследования в избранной области химии или смежных наук с использованием современных приборов, программного обеспечения и баз данных профессионального назначения

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ЗАМЕСТИТЕЛЕМ И ХАРАКТЕРОМ ЕГО ЭЛЕКТРОННОГО ЭФФЕКТА В ХЛОРЦИКЛОГЕКСАНЕ
A) +I
B) –I
C) +M
D) –M
ОТВЕТ: A

2. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ЗАМЕСТИТЕЛЕМ И ХАРАКТЕРОМ ЕГО ЭЛЕКТРОННОГО ЭФФЕКТА В ТОЛУОЛЕ
A) +I
B) –I
C) +M
D) –M
ОТВЕТ: A

3. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ЗАМЕСТИТЕЛЕМ И ХАРАКТЕРОМ ЕГО ЭЛЕКТРОННОГО ЭФФЕКТА В ХЛОРБЕНЗОЛЕ
A) –I, +М
B) +I, –М
C) +M
D) +I
ОТВЕТ: A

4. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ЗАМЕСТИТЕЛЕМ И ХАРАКТЕРОМ ЕГО ЭЛЕКТРОННОГО ЭФФЕКТА В НИРОБЕНЗОЛЕ
A) –I, +М
B) -I, –М
C) +I, +M
D) -M
ОТВЕТ: A

5. СРЕДИ НИЖЕПРИВЕДЕННЫХ ЧАСТИЦ УКАЖИТЕ НУКЛЕОФИОЛ.
A) CN-
B) CH3·
C) Br+
D) ·CH2·
ОТВЕТ: А

6. СРЕДИ НИЖЕПРИВЕДЕННЫХ ЧАСТИЦ УКАЖИТЕ РАДИКАЛ.
A) CN-
B) CH3·
C) Br+
D) ·CH2·
ОТВЕТ: B

7. СРЕДИ НИЖЕПРИВЕДЕННЫХ ЧАСТИЦ УКАЖИТЕ НАИБОЛЕЕ УСТОЙЧИВУЮ.
A) CH3·
B) CH3CH2·
C) (CH3)2CH·
D) (CH3)3C·
ОТВЕТ: D
8. СРЕДИ НИЖЕПРИВЕДЕННЫХ ЧАСТИЦ УКАЖИТЕ НАИБОЛЕЕ УСТОЙЧИВУЮ.
A) CH3+
B) CH3CH2+
C) (CH3)2CH+
D) (CH3)3C+
ОТВЕТ: D

9. СРЕДИ НИЖЕПРИВЕДЕННЫХ ЧАСТИЦ УКАЖИТЕ НАИБОЛЕЕ УСТОЙЧИВУЮ.
A) CH3–
B) CH3CH2–
C) (CH3)2CH–
D) (CH3)3C–
ОТВЕТ: A

10. УКАЖИТЕ НАИБОЛЕЕ РЕАКЦИОННОСПОСОБНОЕ СОЕДИНЕНИЕ В РЕАКЦИИ С ЭЛЕКТРОФИЛЬНЫМ РЕАГЕНТОМ
A) CH3CH=C(CH3)2
B) CH3CH=CHCH3
C) CH3CH=CH2
D) CH2=CH2
ОТВЕТ: А

11. УКАЖИТЕ НАИБОЛЕЕ РЕАКЦИОННОСПОСОБНОЕ СОЕДИНЕНИЕ В РЕАКЦИИ С НУКЛЕОФИЛЬНЫМ РЕАГЕНТОМ
A) хлорэтаналь
B) этаналь
C) ацетон
D) бутанон
ОТВЕТ: А

12. УКАЖИТЕ НАИБОЛЕЕ РЕАКЦИОННОСПОСОБНОЕ СОЕДИНЕНИЕ В РЕАКЦИИ С РАДИКАЛЬНЫМ РЕАГЕНТОМ
A) метан
B) этан
C) пропан
D) 2-метилпропан
ОТВЕТ: А

13. СРЕДИ НИЖЕПРИВЕДЕННЫХ ЧАСТИЦ УКАЖИТЕ OH-КИСЛОТУ.
A) уксусная кислота
B) ацетилен
C) анилин
D) толуол
ОТВЕТ: А

14. СРЕДИ НИЖЕПРИВЕДЕННЫХ ЧАСТИЦ УКАЖИТЕ OH-КИСЛОТУ.
A) ацетилен
B) этанол
C) анилин
D) уксусная кислота
ОТВЕТ: А


15. СРЕДИ НИЖЕПРИВЕДЕННЫХ ЧАСТИЦ УКАЖИТЕ OH-КИСЛОТУ.
A) анилин
B) этанол
C) ацетилен
D) уксусная кислота
ОТВЕТ: А


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. СМЕЩЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОТНОСТИ ХИМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ, ВОЗНИКАЮЩЕЕ ПРИ БОКОВОМ ПЕРЕКРЫВАНИИ СОСЕДНИХ р-р-ОРБИТАЛЕЙ, НАЗЫВАЕТСЯ …
ОТВЕТ: мезомерным эффектом.

2. МОЛЕКУЛА, КОТОРАЯ ПОДВЕРГАЕТСЯ ДЕЙСТВИЮ РЕАГЕНТА, НАЗЫВАЕТСЯ ...
ОТВЕТ: субстратом

3. СКОРОСТЬОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ СТАДИЯ РЕАКЦИИ НАЗЫВАЕТСЯ ...
ОТВЕТ: лимитирующей

4. РЕАКЦИЯ МЕТАНА С ХЛОРОМ НА СВЕТУ ОТНОСИТСЯ К РЕАКЦИЯМ …
ОТВЕТ: радикального замещения

5. РЕАКЦИЯ БЕНЗОЛА С ХЛОРОМ В ПРИСУТСТВИИ ХЛОРИДА АЛЮМИНИЯ ОТНОСИТСЯ К РЕАКЦИЯМ …
ОТВЕТ: электрофильного замещения.

6. РЕАКЦИЯ УКСУСНОГО АЛЬДЕГИДА С СИНИЛЬНОЙ КИСЛОТОЙ ОТНОСИТСЯ К РЕАКЦИЯМ …
ОТВЕТ: нуклеофильного присоединения

7. РЕАКЦИЯ БУТАДИЕНА-1,3 С ЭТИЛЕНОМ ОТНОСИТСЯ К РЕАКЦИЯМ …
ОТВЕТ: перециклическим ракциям

8.КАКИЕ ЭФФЕКТЫ ПРОЯВЛЯЕТ ГИДРОКСИЛЬНАЯ ГРУППА В ФЕНОЛЕ?
ОТВЕТ: отрицательный индуктивный (-I) и положительный мезомерный (+M)

9. КАКИЕ ЭФФЕКТЫ ПРОЯВЛЯЕТ ГИДРОКСИЛЬНАЯ ГРУППА В ЭТАНОЛЕ?
ОТВЕТ: отрицательный индуктивный (-I)

10. КАКИЕ ЭФФЕКТЫ ПРОЯВЛЯЕТ МЕТОКСИЛЬНАЯ ГРУППА В МЕТОКСИБЕНЗОЛЕ?
ОТВЕТ: отрицательный индуктивный (-I) и положительный мезомерный (+M)

11. КАКИЕ ЭФФЕКТЫ ПРОЯВЛЯЕТ АЛЬДЕГИДНАЯ ГРУППА В БЕНЗАЛЬДЕГИДЕ?
ОТВЕТ: отрицательный индуктивный (-I) и отрицательный мезомерный (–M)

12. К КАКОМУ КЛАССУ МОЖНО ОТНЕСТИ ХЛОРИД АЛЮМИНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕОРИЕЙ КИСЛОТ И ОСНОВАНИЙ ЛЬЮИСА?
ОТВЕТ: кислота Льюиса

13. К КАКОМУ КЛАССУ МОЖНО ОТНЕСТИ ЭТИЛАМИН В СООТВЕТСТВИИ С ТЕОРИЕЙ КИСЛОТ И ОСНОВАНИЙ ЛЬЮИСА?
ОТВЕТ: основание Льюиса

14. К КАКОМУ КЛАССУ МОЖНО ОТНЕСТИ НИТРОМЕТАН В СООТВЕТСТВИИ С ТЕОРИЕЙ КИСЛОТ И ОСНОВАНИЙ БРЁНСТЕДА?
ОТВЕТ: кислота Брёнстеда

15. К КАКОМУ КЛАССУ МОЖНО ОТНЕСТИ АЦЕТИЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ТЕОРИЕЙ КИСЛОТ И ОСНОВАНИЙ БРЁНСТЕДА?
ОТВЕТ: кислота Брёнстеда

16. К КАКОМУ КЛАССУ МОЖНО ОТНЕСТИ УКСУСНУЮ КИСЛОТУ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕОРИЕЙ КИСЛОТ И ОСНОВАНИЙ БРЁНСТЕДА?
ОТВЕТ: кислота и основание Брёнстеда

17. СРЕДИ НИЖЕПРИВЕДЕННЫХ СОЕДИНЕНИЙ ВЫБЕРИТЕ ТО, КОТОРОЕ ОБЛАДАЕТ НАИБОЛЬШЕЙ РЕАКЦИОННОЙ СПОСОБНОСТЬЮ В РЕАКЦИИ ЭЛЕКТРОФИЛЬНОГО АРОМАТИЧЕСКОГО ЗАМЕЩЕНИЯ: ТОЛУОЛ, БЕНЗОЛ, НИТРОБЕНЗОЛ
ОТВЕТ: толуол

18. СРЕДИ НИЖЕПРИВЕДЕННЫХ СОЕДИНЕНИЙ ВЫБЕРИТЕ ТО, КОТОРОЕ ОБЛАДАЕТ НАИБОЛЬШЕЙ РЕАКЦИОННОЙ СПОСОБНОСТЬЮ В РЕАКЦИИ РАДИКАЛЬНОГО ЗАМЕЩЕНИЯ: ПРОПЕН, МЕТАН, ЭТАН.
ОТВЕТ: пропен

19. СРЕДИ НИЖЕПРИВЕДЕННЫХ СОЕДИНЕНИЙ ВЫБЕРИТЕ ТО, КОТОРОЕ ОБЛАДАЕТ НАИБОЛЬШЕЙ РЕАКЦИОННОЙ СПОСОБНОСТЬЮ В РЕАКЦИИ НУКЛЕОФИЛЬНОГО ЗАМЕЩЕНИЯ, ПРОТЕКАЮЩЕЙ ПО МЕХАНИЗМУ SN1 ЗАМЕЩЕНИЯ: трет-бутилбромид, изопропилбромид, пропилбромид.
ОТВЕТ: трет-бутилбромид

20. СРЕДИ НИЖЕПРИВЕДЕННЫХ СОЕДИНЕНИЙ ВЫБЕРИТЕ ТО, КОТОРОЕ ОБЛАДАЕТ НАИБОЛЬШЕЙ РЕАКЦИОННОЙ СПОСОБНОСТЬЮ В РЕАКЦИИ ЭЛЕКТРОФИЛЬНОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ: пропилен, этилен, нитроэтилен.
ОТВЕТ: пропилен

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50% от максимально предусмотренного количества баллов, получают экзаменационную оценку автоматически в соответствии со шкалой:
«отлично» –85-100% от максимально возможного количества баллов по всем видам учебных занятий; «хорошо» – 70-84% от максимально возможного количества баллов по всем видам учебных занятий; «удовлетворительно» – 51-69% от максимально возможного количества баллов по всем видам учебных занятий; «неудовлетворительно» – ≥50% от максимально возможного количества баллов по всем видам учебных занятий.

Для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости, организуется экзамен в форме письменной контрольной работы по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменной контрольной работы формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в письменной контрольной работе для промежуточной аттестации - 10.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «отлично» –85-100% верно выполненных заданий; «хорошо» – 70-84% верно выполненных заданий; «удовлетворительно» – 51-69% верно выполненных заданий; «неудовлетворительно» – ≥50%.
Приложения
Приложение 1.   ФОС-ФОХ-2022-ФПХВМ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Реутов А.О., Курц А.Л., Бутин К.П. Органическая химия. В 4 частях.: учебник для вузов М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004-2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кери Ф., Сандберг Р. Углубленный курс органической химии: учебник для вузов М.: Химия, 1981
Л2.2 Марч Дж. Органическая химия. Реакции, механизмы и структуры: учебник для вузов М.: Мир, 1987
Л2.3 Потапов В.М. Стереохимия: учебное пособие для вузов М.: Химия, 1988
Л2.4 Ингольд К. Теоретические основы органической химии: , 1973
Л2.5 Днепровский А.С., Темникова Т.И. Теоретические основы органической химии: , 1991
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курсы вMoodle "Фундаментальные основы химии. Часть 2." portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
- Электронная библиотека ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет"
Система управления обучением на основе модульной динамической учебной среды «Moodle», предназначенная для автоматизации процессов управления обучением, предоставления доступа к электронному образовательному контенту и реализации электронных образовательных технологий. Курс "Теоретические основы органической химии" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1240

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
013К лаборатория ИК и УФ-спектроскопии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; переносная доска; переносная мультимедиа техника; комплект для прессовки таблеток с гидравлическим прессом; спектрофотометр УФ (Agilent); ИК-спектрометр Infraium FT-801; излучатель инфракрасный, SPECORD 75 IR, SPECORD UV VIS; набор кювет; комплект кювет KBr: пресс гидравлический, программный пакет Zair 3.5, программный пакет OPUS 6.5; МФУ; Фурье-спектрометр; спектрофотометр; набор химической посуды; набор реактивов; компьютер Aquarius Std MS_SC140 C2600/D512/HDD160/DVDRW/LCD - панель BenQ 17", Вытяжной шкаф.
011К лаборатория высокомолекулярных веществ; лаборатория методики преподавания химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя сушильный шкаф; раковина; дистиллятор; оборудование; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы термостат;; вискозимитр с (d=0,56 мм);весы аналитические Pioneer; весовой стол; весы технические; сушильный шкаф ES- 4610, плитки электрические; мешалки верхнеприводные и магнитные; водоструйные насосы; термометры ртутные; термостат; штативы; песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
501М лаборатория технологий туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; карты - 14 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям:
Посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом:
-каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки;
- при появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению.
Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Возможен тестовый контроль знаний, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.

Подготовка к тестовым заданиям:
Тесты составлены с учетом лекционных материалов по каждой теме дисциплины.
Цель тестов: проверка усвоения теоретического материала дисциплины (содержания и объема общих и специальных понятий, терминологии, факторов и механизмов), а также развития учебных умений и навыков.
Тесты составлены из следующих форм тестовых заданий:
1. Закрытые задания с выбором одного правильного ответа (один вопрос и четыре варианта ответов, из которых необходимо выбрать один). Цель – проверка знаний фактического материала.
2. Закрытые задания с выбором всех правильных ответов (предлагается несколько вариантов ответа, в числе которых может быть несколько правильных). Студент должен выбрать все правильные ответы.
3. Открытые задания со свободно конструируемым ответом (готовые ответы не даются, их должен получить сам тестируемый). Такая форма позволяют студентам продемонстрировать свои способности, выразить мысли, стимулирует к учебе.

На выполнения всего теста дается строго определенное время: на решение индивидуального теста, состоящего из 25 заданий отводится 40 - 45 мин. Тест считается успешно выполненным в том случае, если он оценивается в 52 - 100 баллов (по 4 балла за каждый верный ответ).
Тест выполняется на индивидуальных бланках, выдаваемых преподавателем, и сдается ему на проверку. После проверки теста оглашается ее результат (в графике контрольных мероприятий). Если тест не зачтен, то студент должен заново повторить раздел дисциплины. После этого преподаватель проверяет понимание и усвоение материала, предлагая студенту найти ошибки в ответах. Если все ошибки будут найдены и исправлены, то выставляется оценка «зачтено».


Методические указания к самостоятельной работе:
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к зачету/экзамену:
Изучение дисциплины "Фундаментальные основы химии" завершается экзаметом во 2 семестре. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету/экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете/экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету/экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
Методика применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при проведении занятий и на этапах текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине «Фундаментальные основы химии»:
Дистанционное обучение реализуется в электронно-информационной образовательной среде Университета, включающей электронные информационные и образовательные ресурсы, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства, и обеспечивающей освоение обучающимися программы в полном объеме независимо от места нахождения.
Электронное обучение (ЭО) – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и преподавателя.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и преподавателя. Дистанционное обучение – это одна из форм обучения.
При использовании ЭО и ДОТ каждый обучающийся обеспечивается доступом к средствам электронного обучения и основному информационному ресурсу в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения программы.
В практике применения дистанционного обучения по дисциплине используются методики синхронного и асинхронного обучения.
Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение обучающегося и преподавателя в режиме реального времени – on-line общение. Используются следующие технологии on-line: вебинары (или видеоконференции), удиоконференции, чаты.
Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и обучающимся в реальном времени – так называемое off-line общение, общение в режиме с отложенным ответом. Используются следующие технологии off-line:
образовательный ресурс Университета, электронная почта, рассылки, форумы.
Наибольшая эффективность при дистанционном обучении достигается при использовании смешанных методик дистанционного обучения, при этом подразумевается, что программа обучения строится как из элементов синхронной, так и из элементов асинхронной методики обучения.
Учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляется посредством:
– размещения учебного материала на образовательном сайте Университета;
– сопровождения электронного обучения;
– организации и проведения консультаций в режиме «on-line» и «off-line»;
– организации обратной связи с обучающимися в режиме «on-line» и «off-line»;
– обеспечения методической помощи обучающимся через взаимодействие участников учебного процесса с использованием всех доступных современных телекоммуникационных средств, одобренных локальными нормативными актами;
– организации самостоятельной работы обучающихся путем обеспечения удаленного доступа к образовательным ресурсам (ЭБС, материалам, размещенным на образовательном сайте);
– контроля достижения запланированных результатов обучения по дисциплине обучающимися в режиме «on-line» и «off-line»;
– идентификации личности обучающегося.
Реализация программы в электронной форме начинается с проведения организационной встречи с обучающимися посредством видеоконференции (вебинара). При этом преподаватель информирует обучающихся о технических требованиях к оборудованию и каналам связи, осуществляет предварительную проверку связи с обучающимися, создание и настройку вебинара. Преподаватель также сверяет предварительный список обучающихся с фактически присутствующими, информирует их о режиме занятий, особенностях образовательного процесса, правилах внутреннего распорядка, графике учебного процесса.
После проведения установочного вебинара учебный процесс может быть реализован асинхронно (обучающийся осваивает учебный материал в любое удобное для него время и общается с преподавателем с использованием средств телекоммуникаций в режиме отложенного времени) или синхронно (проведение учебных мероприятий и общение обучающегося с преподавателем в режиме реального времени).
Преподаватель самостоятельно определяет порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
При дистанционном обучении важным аспектом является общение между участниками учебного процесса, обязательные консультации преподавателя. При этом общение между обучающимися и преподавателем происходит удаленно, посредством средств телекоммуникаций.
В содержание консультаций входят:
– разъяснение обучающимся общей технологии применения элементов ЭО и ДОТ, приемов
и способов работы с предоставленными им учебно-методическими материалами, принципов самоорганизации учебного процесса;
– советы и рекомендации по изучению программы дисциплины и подготовке к промежуточной аттестации;
– анализ поступивших вопросов, ответы на вопросы обучающихся;
– разработка отдельных рекомендаций по изучению частей (разделов, тем) дисциплины, по подготовке к текущей и промежуточной аттестации.
Также осуществляются индивидуальные консультации обучающихся в ходе выполнения ими письменных работ.
Обязательным компонентом системы дистанционного обучения по дисциплине является электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), который включает электронные аналоги печатных учебных изданий (учебников), самостоятельные электронные учебные издания (учебники), дидактические материалы для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации, аудио- и видеоматериалы, другие специализированные компоненты (текстовые, звуковые, мультимедийные). ЭУМК обеспечивает в соответствии с программой организацию обучения, самостоятельной работы обучающихся, тренинги путем предоставления обучающимся необходимых учебных материалов, специально разработанных для реализации электронного обучения, контроль знаний. ЭУМК размещается в электронно-библиотечных системах и на образовательном сайте Университета.
При реализации программы или ее частей с применением электронного обучения и дистанционных технологий кафедра ведет учет и хранение результатов освоения обучающимися дисциплины на бумажном носителе и (или) в электронно-цифровой форме (на образовательном сайте).
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся по учебной дисциплине с применением ЭО и ДОТ осуществляется посредством собеседования (on-line), компьютерного тестирования или выполнения письменных работ (on-line или off-line).