Закреплена за кафедрой | Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия |
Специализация | Аналитическая химия; Органическая химия; Физическая химия и технологии материалов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 04_05_01_Фундаментальная и прикладная химия_Профили-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 16 | 16 | 16 | 16 |
Консультации | 50 | 50 | 50 | 50 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев С.В., профессор, д.х.н.
1.1. | формирование представлений о теоретических основах химико-аналитического контроля и решаемых аналитических задач при их использовании в профессиональной научно-исследовательской и производственной деятельности в области экологического мониторинга живых и техносферных систем; закрепление, обобщение, углубление и расширение химических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин, приобретение новых знаний и формирование умений и навыков, необходимых для изучения специальных технологических дисциплин. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-4 | Способен выбирать и использовать методы исследования и технические средства для решения технологических задач химической направленности |
ПК-4.1 | Умеет планировать отдельные стадии исследования при наличии общего плана решения технологической задачи химической направленности |
ПК-4.2 | Владеет техническими средствами и методами исследования для решения задач химической направленности |
ПК-5 | Способен проводить эксперимент и наблюдения при решении исследовательских задач и оформлять результаты исследования |
ПК-5.1 | Знает методы проведения экспериментов и наблюдений для решения исследовательских задач |
ПК-5.2 | Умеет использовать технические средства и методы исследования (из набора имеющихся) для решения поставленных задач |
ПК-5.3 | Владеет приемами оформления результатов исследований |
ПК-6 | Способен проводить работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований |
ПК-6.1 | Умеет проводить анализ научных данных, результатов экспериментов и наблюдений |
ПК-6.2 | Владеет приемами теоретического обобщения научных данных, результатов экспериментов и наблюдений |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает методы проведения экспериментов и наблюдений для решения исследовательских задач |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет планировать отдельные стадии исследования при наличии общего плана решения технологической задачи химической направленности Умеет использовать технические средства и методы исследования(из набора имеющихся)для решения поставленных задач Умеет проводить анализ научных данных, результатов экспериментов и наблюдений |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет техническими средствами и методами исследования для решения задач химической направленности Владеет приемами оформления результатов исследований Владеет приемами теоретического обобщения научных данных, результатов экспериментов и наблюдений |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Химико-аналитический контроль живых и техносферных систем | ||||||
1.1. | Водные экосистемы как объект химико-аналитического контроля. | Лекции | 7 | 2 | ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
1.2. | Подготовка образцов к анализу. Химический состав компонентов живых и техносферных систем. | Лекции | 7 | 2 | ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
1.3. | «Сухое» и «мокрое» озоление. Современные системы подготовки биологических образцов к анализу инструментальными методами. | Сам. работа | 7 | 1 | ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
1.4. | Методы отбора образцов воды | Практические | 7 | 4 | ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
1.5. | Приоритетные токсиканты экосистем. Методы аналитического контроля лабильных показателей химического состава живых и техносферных систем. | Лекции | 7 | 2 | ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
1.6. | Инструментальные методы анализа неорганических токсикантов в природных водах. | Сам. работа | 7 | 1 | ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
1.7. | Методы отбора образцов почвы | Практические | 7 | 4 | ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.2, Л2.1 |
1.8. | Вода, воздух и почва как объекты химико-аналитического контроля | Лекции | 7 | 4 | ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
1.9. | Особенности отбора и подготовки образцов почв. А,В,С генетические горизонты почвенного профиля в биогеохимии. Методы химико-аналитического контроля биогенных элементов в биогеохимии. | Сам. работа | 7 | 1 | ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
1.10. | Экстракционно-инструментальные методы аналитического контроля химических показателей экосистем. | Лекции | 7 | 2 | ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
1.11. | Экстракционно-инструментальные методы аналитического контроля химических показателей экосистем. | Консультации | 7 | 30 | ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Высокоэффективная жидкостная хроматография – эффективный метод химико-аналитического контроля качества природных систем. | Сам. работа | 7 | 1 | ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
1.13. | Гибридные методы анализа - основа химико-аналитического контроля состояния экосистем. | Лекции | 7 | 2 | ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
1.14. | Гибридные методы анализа - основа химико-аналитического контроля состояния экосистем. | Практические | 7 | 10 | ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.3 |
1.15. | Рентгенофлуоресцентный, гамма-спектрометрический методы аналитического контроля безопасности техносферных объектов. | Сам. работа | 7 | 1 | ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
1.16. | Гибридные методы анализа - основа химико-аналитического контроля состояния экосистем. | Консультации | 7 | 6 | ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.17. | Методы масс-спектрометрии в химико-аналитическом контроле экологической безопасности техносферных систем. | Лекции | 7 | 2 | ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
1.18. | Электрохимические сенсоры в системах химико-аналитического контроля химического состава вод. | Сам. работа | 7 | 1 | ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
1.19. | Атомная спектрометрия – эффективный метод химико-аналитического контроля состояния экосистем. | Лекции | 7 | 2 | ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
1.20. | Атомная спектрометрия | Практические | 7 | 6 | ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.21. | Атомная спектрометрия – эффективный метод химико-аналитического контроля состояния экосистем. | Консультации | 7 | 14 | ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.2, Л2.1, Л1.3 |
1.22. | Методы титриметрии в аналитическом контроле химического состава экосистем. | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
1.23. | Эмиссионная спектрометрия – эффективный метод химико-аналитического контроля состояния экосистем. | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10142 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен выбирать и использовать методы исследования и технические средства для решения технологических задач химической направленности. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. К физико-химическим методам анализа относят: 1. титриметрический; 2. гравиметрический; 3. кондуктометрический; Ответ: 3. 2. Методы анализа, основанные на взаимодействии электромагнитного излучения с веществом, называются: 1. хроматографические; 2. спектроскопические; 3. электрохимические; 4. масс-спектрометрические. Ответ: 2. 3. Спектр поглощения вещества – это графическая зависимость: 1. интенсивности излучения раствора от длины волны излучаемого света; 2. оптической плотности раствора от длины волны падающего света; 3. пропускания раствора от концентрации вещества в растворе; 4. оптической плотности от концентрации вещества в растворе. Ответ: 2. 4. Немонохроматичность источника излучения приводит к следующим отклонениям от основного закона светопоглощения: 1. положительным; 2. истинным; 3. отрицательным; 4. химическим. Ответ: 3. 5. Спектроскопический метод анализа, основанный на поглощении атомами в основном состоянии резонансного излучения, испускаемого первичным источником, называется: 1. молекулярно-абсорбционный; 2. атомно-абсорбционный; 3. молекулярно-эмиссионный; 4. атомно-эмиссионный. Ответ: 2. 6. Метод атомно-абсорбционной спектроскопии основан на поглощении излучения оптического диапазона: 1. невозбужденными молекулами; 2. возбужденными одноатомными ионами; 3. невозбужденными свободными атомами; 4. возбужденными свободными атомами. Ответ: 3. 7. Атомные спектры поглощения являются: 1. широкополосными; 2. линейчатыми; 3. слабоструктурированными; 4. нет верного ответа. Ответ: 2. 8. Для атомно-абсорбционного определения алюминия в качестве источника первичного излучения используется лампа с полым катодом, который изготовлен из: 1. платины; 2. алюминия; 3. графита; 4. стекла. Ответ: 2. 9. Для анализа твердых проб в атомно-эмиссионной спектроскопии наиболее пригодны следующие типы атомизаторов: 1. пламя; 2. электрическая дуга; 3. электрическая искра; 4. плазма. Ответ: 2,3. 10. Метод молекулярной абсорбционной спектроскопии в УФ- и видимой областях спектра называют: 1. спектрофотометрия; 2. флуориметрия; 3. рефрактометрия; 4. масс-спектрометрия. Ответ: 1 11. Группа оптических методов анализа, основанных на явлении люминесценции, называется: 1. атомно-эмиссионная спектроскопия; 2. люминесцентная спектроскопия; 3. молекулярно-абсорбционная спектроскопия; 4. спектрофотометрия. Ответ: 2 12. Переход из возбужденного состояния молекулы в невозбужденное, сопровождающийся излучением энергии, имеющий самую большую длительность во времени называется: 1. флуоресценция; 2. колебательная релаксация; 3. внутренняя конверсия; 4. фосфоресценция. Ответ: 4 13. Детектирующим устройством флуориметра является: 1. фотоэлемент; 2. фотоумножитель; 3. фотопластинка; 4. нет верного ответа. Ответ: 2 14. Метод ИК-спектроскопии используется для: 1. обнаружения веществ; 2. количественного анализа; 3. определения примесей; 4. нет верного ответа. Ответ: 1,2,3 15. Электрохимические методы основаны: 1. на применении электрохимических реакций; 2. на взаимодействии электромагнитного излучения с веществом; 3. на использовании веществом электромагнитного излучения; 4. нет верного ответа. Ответ: 1 16. Электрохимическим методом, не связанным с протеканием электродных реакций, называется: 1. вольтамперометрия; 2. электрогравиметрия; 3. кулонометрия; 4. кондуктометрия. Ответ: 4 17. Индикаторный электрод - это: 1. электрод, потенциал которого не зависит от концентрации вещества; 2. электрод, потенциал которого зависит от концентрации вещества и состава раствора; 3. электрод, потенциал которого зависит от природы растворителя; 4. нет верного ответа. Ответ: 2 18. Электрод сравнения - это: 1. электрод, который изменяет потенциал с изменением состава раствора; 2. электрод, который должен обладать постоянным потенциалом и не зависит от состава раствора; 3. электрод, который обладает высоким электрическим сопротивлением; 4. электрод, изготовленный из графита. Ответ: 2 19. Потенциометрия основана на измерении: 1. зависимости электродного потенциала от активности определяемого иона; 2. силы диффузионного тока; 3. электропроводности; 4. количества электричества. Ответ: 1 20. Кулонометрический метод анализа основан на измерении: 1. силы тока; 2. электрической проводимости; 3. количества электричества, протекающего через электрохимическую ячейку; 4. потенциала электрода. Ответ: 3 21. Вольтамперометрический метод анализа основан на измерении: 1. количества электричества; 2. электрической проводимости раствора; 3. силы диффузионного тока; 4. электродного потенциала раствора. Ответ: 3 22. Количественный полярографический анализ основан на: 1. измерении электропроводности раствора; 2. измерении диффузионного тока как функции концентрации определяемого вещества; 3. измерении ЭДС раствора; 4. нет верного ответа. Ответ: 2 23. Метод прямой кондуктометрии основан на измерении: 1. напряжения в цепи; 2. силы тока; 3. удельной электропроводности растворов электролитов; 4. потенциала электрода. Ответ: 3 24. В основу классификации хроматографических методов положены следующие признаки: 1. техника выполнения хроматографирования; 2. природа сорбента; 3. агрегатное состояние фаз; 4. объем пробы и концентрация в ней анализируемых веществ. Ответ: 1,3 25. К группе хроматографических методов, в которых подвижной фазой является жидкость, относится: 1. газо-адсорбционная; 2. газо-жидкостная; 3. жидкостная; 4. нет верного ответа. Ответ: 3 26. Экспресс-метод определения органических и неорганических ионогенных соединений, сочетающий ионообменное разделение с высокочувствительным кондуктометрическим детектированием, называется: 1. лигандообменная хроматография; 2. ион-парная хроматография; 3. ионная хроматография; 4. нет верного ответа. Ответ: 3 27. К параметрам удерживания в хроматографических методах относят: 1. площадь хроматографического пика; 2. удерживаемый объем; 3. предел детектирования; 4. время удерживания. Ответ: 2,4 28. Основными этапами гравиметрии являются: 1. взятие и растворение навески; 2. приготовление и добавление индикатора; 3. получение осаждаемой формы; 4. продольная диффузия. Ответ: 1,3 29. К основным приемам (способам) титрования относятся: 1. прямое титрование; 2. повторное титрование; 3. обратное титрование; 4. титрование по Фишеру. Ответ: 1,3 30. Метод электрогравиметрии основан на измерении: 1. массы вещества, осажденного при действии органического реагента и последующего прокаливания осадка; 2. массы вещества, выделившегося в процессе электролиза; 3. массы вещества, выделившегося в осадок при обработке анализируемого раствора избытком серной кислоты; 4. нет верного ответа. Ответ: 2 ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен проводить эксперимент и наблюдения при решении исследовательских задач и оформлять результаты исследования. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6: Способен проводить работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5. |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. Ю.А. Золотова | Основы аналитической химии: учеб. для вузов: в 2 т., т.2 | М.: Академия, 2010 | chembaby.com |
Л1.2 | под ред. Ю.А. Золотова | Основы аналитической химии: учеб. для вузов: в 2 т., т.1 | М.: Академия, 2010 | chembaby.com |
Л1.3 | АлтГУ | Анализ воды и водных экосистем: лабораторный практикум для студентов 4 -го курса химического факультета | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н. Г. Никитина, А. Г. Борисов, Т. И. Хаханина. | Аналитическая химия и физико-химические методы анализа : учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2020 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Химико-аналитический контроль живых и техносферных систем | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий. При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания: - изучают рекомендованную литературу; - выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы. Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу. Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий. Примерная схема подготовки студента к практическому занятию: 1. Ознакомиться с вопросами и заданиями. 2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине. 3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов). 4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект). 5. Выполнить задания к практическому занятию. 6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются). 7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю. На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором. При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы. |