МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химико-аналитический контроль живых и техносферных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияАналитическая химия; Органическая химия; Физическая химия и технологии материалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_Фундаментальная и прикладная химия_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 16
индивидуальные консультации 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 16 16 16 16
Консультации 50 50 50 50
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор. хим. наук, зав. кафедрой, Темерев С.В.

Рецензент(ы):
канд. хим. наук, доцент, Стручева Н.Е.

Рабочая программа дисциплины
Химико-аналитический контроль живых и техносферных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 652)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев С.В., профессор, д.х.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев С.В., профессор, д.х.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о теоретических основах химико-аналитического контроля и решаемых аналитических задач при их использовании в профессиональной научно-исследовательской и производственной деятельности в области экологического мониторинга живых и техносферных систем;
закрепление, обобщение, углубление и расширение химических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин, приобретение новых знаний и формирование умений и навыков, необходимых для изучения специальных технологических дисциплин.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен выбирать и использовать методы исследования и технические средства для решения технологических задач химической направленности
ПК-4.1 Умеет планировать отдельные стадии исследования при наличии общего плана решения технологической задачи химической направленности
ПК-4.2 Владеет техническими средствами и методами исследования для решения задач химической направленности
ПК-5Способен проводить эксперимент и наблюдения при решении исследовательских задач и оформлять результаты исследования
ПК-5.1 Знает методы проведения экспериментов и наблюдений для решения исследовательских задач
ПК-5.2 Умеет использовать технические средства и методы исследования (из набора имеющихся) для решения поставленных задач
ПК-5.3 Владеет приемами оформления результатов исследований
ПК-6Способен проводить работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований
ПК-6.1 Умеет проводить анализ научных данных, результатов экспериментов и наблюдений
ПК-6.2 Владеет приемами теоретического обобщения научных данных, результатов экспериментов и наблюдений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает методы проведения экспериментов и наблюдений для решения исследовательских задач
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет планировать отдельные стадии исследования при наличии общего плана решения технологической задачи химической направленности
Умеет использовать технические средства и методы исследования(из набора имеющихся)для решения поставленных задач
Умеет проводить анализ научных данных, результатов экспериментов и наблюдений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет техническими средствами и методами исследования для решения задач химической направленности
Владеет приемами оформления результатов исследований
Владеет приемами теоретического обобщения научных данных, результатов экспериментов и наблюдений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Химико-аналитический контроль живых и техносферных систем
1.1. Водные экосистемы как объект химико-аналитического контроля. Лекции 7 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.2. Подготовка образцов к анализу. Химический состав компонентов живых и техносферных систем. Лекции 7 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.3. «Сухое» и «мокрое» озоление. Современные системы подготовки биологических образцов к анализу инструментальными методами. Сам. работа 7 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.4. Методы отбора образцов воды Практические 7 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.5. Приоритетные токсиканты экосистем. Методы аналитического контроля лабильных показателей химического состава живых и техносферных систем. Лекции 7 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.6. Инструментальные методы анализа неорганических токсикантов в природных водах. Сам. работа 7 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.7. Методы отбора образцов почвы Практические 7 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.2, Л2.1
1.8. Вода, воздух и почва как объекты химико-аналитического контроля Лекции 7 4 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.9. Особенности отбора и подготовки образцов почв. А,В,С генетические горизонты почвенного профиля в биогеохимии. Методы химико-аналитического контроля биогенных элементов в биогеохимии. Сам. работа 7 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.10. Экстракционно-инструментальные методы аналитического контроля химических показателей экосистем. Лекции 7 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.11. Экстракционно-инструментальные методы аналитического контроля химических показателей экосистем. Консультации 7 30 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Высокоэффективная жидкостная хроматография – эффективный метод химико-аналитического контроля качества природных систем. Сам. работа 7 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.13. Гибридные методы анализа - основа химико-аналитического контроля состояния экосистем. Лекции 7 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.14. Гибридные методы анализа - основа химико-аналитического контроля состояния экосистем. Практические 7 10 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.15. Рентгенофлуоресцентный, гамма-спектрометрический методы аналитического контроля безопасности техносферных объектов. Сам. работа 7 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.16. Гибридные методы анализа - основа химико-аналитического контроля состояния экосистем. Консультации 7 6 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.17. Методы масс-спектрометрии в химико-аналитическом контроле экологической безопасности техносферных систем. Лекции 7 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.18. Электрохимические сенсоры в системах химико-аналитического контроля химического состава вод. Сам. работа 7 1 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.19. Атомная спектрометрия – эффективный метод химико-аналитического контроля состояния экосистем. Лекции 7 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.20. Атомная спектрометрия Практические 7 6 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.21. Атомная спектрометрия – эффективный метод химико-аналитического контроля состояния экосистем. Консультации 7 14 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.22. Методы титриметрии в аналитическом контроле химического состава экосистем. Сам. работа 7 2 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.23. Эмиссионная спектрометрия – эффективный метод химико-аналитического контроля состояния экосистем. Сам. работа 7 8 ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-4.1, ПК-4.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10142

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен выбирать и использовать методы исследования и технические средства для решения технологических задач химической направленности.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. К физико-химическим методам анализа относят:
1. титриметрический;
2. гравиметрический;
3. кондуктометрический;
Ответ: 3.
2. Методы анализа, основанные на взаимодействии электромагнитного излучения с веществом, называются:
1. хроматографические;
2. спектроскопические;
3. электрохимические;
4. масс-спектрометрические.
Ответ: 2.
3. Спектр поглощения вещества – это графическая зависимость:
1. интенсивности излучения раствора от длины волны излучаемого света;
2. оптической плотности раствора от длины волны падающего света;
3. пропускания раствора от концентрации вещества в растворе;
4. оптической плотности от концентрации вещества в растворе.
Ответ: 2.
4. Немонохроматичность источника излучения приводит к следующим отклонениям от основного закона светопоглощения:
1. положительным;
2. истинным;
3. отрицательным;
4. химическим.
Ответ: 3.
5. Спектроскопический метод анализа, основанный на поглощении атомами в основном состоянии резонансного излучения, испускаемого первичным источником, называется:
1. молекулярно-абсорбционный;
2. атомно-абсорбционный;
3. молекулярно-эмиссионный;
4. атомно-эмиссионный.
Ответ: 2.
6. Метод атомно-абсорбционной спектроскопии основан на поглощении излучения оптического диапазона:
1. невозбужденными молекулами;
2. возбужденными одноатомными ионами;
3. невозбужденными свободными атомами;
4. возбужденными свободными атомами.
Ответ: 3.
7. Атомные спектры поглощения являются:
1. широкополосными;
2. линейчатыми;
3. слабоструктурированными;
4. нет верного ответа.
Ответ: 2.
8. Для атомно-абсорбционного определения алюминия в качестве источника первичного излучения используется лампа с полым катодом, который изготовлен из:
1. платины;
2. алюминия;
3. графита;
4. стекла.
Ответ: 2.
9. Для анализа твердых проб в атомно-эмиссионной спектроскопии наиболее пригодны следующие типы атомизаторов:
1. пламя;
2. электрическая дуга;
3. электрическая искра;
4. плазма.
Ответ: 2,3.
10. Метод молекулярной абсорбционной спектроскопии в УФ- и видимой областях спектра называют:
1. спектрофотометрия;
2. флуориметрия;
3. рефрактометрия;
4. масс-спектрометрия.
Ответ: 1
11. Группа оптических методов анализа, основанных на явлении люминесценции, называется:
1. атомно-эмиссионная спектроскопия;
2. люминесцентная спектроскопия;
3. молекулярно-абсорбционная спектроскопия;
4. спектрофотометрия.
Ответ: 2
12. Переход из возбужденного состояния молекулы в невозбужденное, сопровождающийся излучением энергии, имеющий самую большую длительность во времени называется:
1. флуоресценция;
2. колебательная релаксация;
3. внутренняя конверсия;
4. фосфоресценция.
Ответ: 4
13. Детектирующим устройством флуориметра является:
1. фотоэлемент;
2. фотоумножитель;
3. фотопластинка;
4. нет верного ответа.
Ответ: 2
14. Метод ИК-спектроскопии используется для:
1. обнаружения веществ;
2. количественного анализа;
3. определения примесей;
4. нет верного ответа.
Ответ: 1,2,3
15. Электрохимические методы основаны:
1. на применении электрохимических реакций;
2. на взаимодействии электромагнитного излучения с веществом;
3. на использовании веществом электромагнитного излучения;
4. нет верного ответа.
Ответ: 1
16. Электрохимическим методом, не связанным с протеканием электродных реакций, называется:
1. вольтамперометрия;
2. электрогравиметрия;
3. кулонометрия;
4. кондуктометрия.
Ответ: 4
17. Индикаторный электрод - это:
1. электрод, потенциал которого не зависит от концентрации вещества;
2. электрод, потенциал которого зависит от концентрации вещества и состава раствора;
3. электрод, потенциал которого зависит от природы растворителя;
4. нет верного ответа.
Ответ: 2
18. Электрод сравнения - это:
1. электрод, который изменяет потенциал с изменением состава раствора;
2. электрод, который должен обладать постоянным потенциалом и не зависит от состава раствора;
3. электрод, который обладает высоким электрическим сопротивлением;
4. электрод, изготовленный из графита.
Ответ: 2
19. Потенциометрия основана на измерении:
1. зависимости электродного потенциала от активности определяемого иона;
2. силы диффузионного тока;
3. электропроводности;
4. количества электричества.
Ответ: 1
20. Кулонометрический метод анализа основан на измерении:
1. силы тока;
2. электрической проводимости;
3. количества электричества, протекающего через электрохимическую ячейку;
4. потенциала электрода.
Ответ: 3
21. Вольтамперометрический метод анализа основан на измерении:
1. количества электричества;
2. электрической проводимости раствора;
3. силы диффузионного тока;
4. электродного потенциала раствора.
Ответ: 3
22. Количественный полярографический анализ основан на:
1. измерении электропроводности раствора;
2. измерении диффузионного тока как функции концентрации определяемого вещества;
3. измерении ЭДС раствора;
4. нет верного ответа.
Ответ: 2
23. Метод прямой кондуктометрии основан на измерении:
1. напряжения в цепи;
2. силы тока;
3. удельной электропроводности растворов электролитов;
4. потенциала электрода.
Ответ: 3
24. В основу классификации хроматографических методов положены следующие признаки:
1. техника выполнения хроматографирования;
2. природа сорбента;
3. агрегатное состояние фаз;
4. объем пробы и концентрация в ней анализируемых веществ.
Ответ: 1,3
25. К группе хроматографических методов, в которых подвижной фазой является жидкость, относится:
1. газо-адсорбционная;
2. газо-жидкостная;
3. жидкостная;
4. нет верного ответа.
Ответ: 3
26. Экспресс-метод определения органических и неорганических ионогенных соединений, сочетающий ионообменное разделение с высокочувствительным кондуктометрическим детектированием, называется:
1. лигандообменная хроматография;
2. ион-парная хроматография;
3. ионная хроматография;
4. нет верного ответа.
Ответ: 3
27. К параметрам удерживания в хроматографических методах относят:
1. площадь хроматографического пика;
2. удерживаемый объем;
3. предел детектирования;
4. время удерживания.
Ответ: 2,4
28. Основными этапами гравиметрии являются:
1. взятие и растворение навески;
2. приготовление и добавление индикатора;
3. получение осаждаемой формы;
4. продольная диффузия.
Ответ: 1,3
29. К основным приемам (способам) титрования относятся:
1. прямое титрование;
2. повторное титрование;
3. обратное титрование;
4. титрование по Фишеру.
Ответ: 1,3
30. Метод электрогравиметрии основан на измерении:
1. массы вещества, осажденного при действии органического реагента и последующего прокаливания осадка;
2. массы вещества, выделившегося в процессе электролиза;
3. массы вещества, выделившегося в осадок при обработке анализируемого раствора избытком серной кислоты;
4. нет верного ответа.
Ответ: 2
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен проводить эксперимент и наблюдения при решении исследовательских задач и оформлять результаты исследования.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6: Способен проводить работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Ю.А. Золотова Основы аналитической химии: учеб. для вузов: в 2 т., т.2 М.: Академия, 2010 chembaby.com
Л1.2 под ред. Ю.А. Золотова Основы аналитической химии: учеб. для вузов: в 2 т., т.1 М.: Академия, 2010 chembaby.com
Л1.3 АлтГУ Анализ воды и водных экосистем: лабораторный практикум для студентов 4 -го курса химического факультета Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Г. Никитина, А. Г. Борисов, Т. И. Хаханина. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Химико-аналитический контроль живых и техносферных систем portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.