МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Природно-ресурсный потенциал регионального развития стран Центральной Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильПространственная аналитика и управление природопользованием в Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_География_ПАиУПвЦА-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.г.н., профессор кафедры экономической географии и картографии, Егорина А.В.;

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Природно-ресурсный потенциал регионального развития стран Центральной Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 895)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Евгений Петрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Евгений Петрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать представление студентам о природно-ресурсном потенциале регионального развития стран Центральной Азии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной, в том числе научно-исследовательской деятельности
ПК-4 Способен осуществлять деятельность по реализации комплекса мероприятий по организационным изменениям, с учетом потребностей участников деловых отношений и географических характеристик территории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1 знает теоретические основы природопользоваия, природы как единого целого и её потенциальных возможностей, а также обработки пространственных данных, связанных с использованием природных ресурсов.
ИПК-4.1. Умеет обосновывать управленческие решения и обеспечивать проведение изменений в организации с учетом
географических характеристик территории региона осуществления деятельности организации
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2 умеет использовать теоретические знания в области природохозяйственных мероприятий,
рационального природопользования, экономики и правовых основ ООС.
ИПК-4.2. Определяет основные направления организационных
изменений с учетом изменений природных и экономикогеографических характеристик территории
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3 владеет навыками анализа, оценки состояния ООС, прогнозирования и моделирования её составляющих.
ИПК-4.3. Разрабатывает требования к ресурсному обеспечению
бизнес-анализа, с учетом потребностей участников деловых отношений и географических характеристик территории

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Природно-ресурсный потенциал региона как основа его устойчивого развития
1.1. Природно-ресурсный потенциал региона как основа его устойчивого развития Лекции 2 1 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Природно-ресурсный потенциал региона как основа его устойчивого развития Практические 2 4 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.3. Природно-ресурсный потенциал региона как основа его устойчивого развития Сам. работа 2 10 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Природные или естественные ресурсы. Их классификация.
2.1. Природные или естественные ресурсы. Их классификация. Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Природные или естественные ресурсы. Их классификация. Практические 2 4 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.3. Природные или естественные ресурсы. Их классификация. Сам. работа 2 9 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Природные ресурсы горных территорий.Горы – области формирования речного стока. Сток – ресурс глобального значения
3.1. Природные ресурсы горных территорий.Горы – области формирования речного стока. Сток – ресурс глобального значения Лекции 2 1 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Природные ресурсы горных территорий.Горы – области формирования речного стока. Сток – ресурс глобального значения Практические 2 4 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Природные ресурсы горных территорий.Горы – области формирования речного стока. Сток – ресурс глобального значения Сам. работа 2 9 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Биологическое и ландшафтное разнообразие природных территорий России и его сохранение
4.1. Биологическое и ландшафтное разнообразие природных территорий России и его сохранение Лекции 2 1 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2
4.2. Биологическое и ландшафтное разнообразие природных территорий России и его сохранение Практические 2 4 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2
4.3. Биологическое и ландшафтное разнообразие природных территорий России и его сохранение Сам. работа 2 6 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Земельные ресурсы
5.1. Земельные ресурсы Лекции 2 1 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2
5.2. Земельные ресурсы Практические 2 4 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2
5.3. Земельные ресурсы Сам. работа 2 5 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Водные ресурсы
6.1. Водные ресурсы Лекции 2 1 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2
6.2. Водные ресурсы Практические 2 2 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2
6.3. Водные ресурсы Сам. работа 2 5 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Ресурсы Мирового океана. Экологические риски и их факторы
7.1. Ресурсы Мирового океана. Экологические риски и их факторы Лекции 2 1 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2
7.2. Ресурсы Мирового океана. Экологические риски и их факторы Практические 2 2 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2
7.3. Ресурсы Мирового океана. Экологические риски и их факторы Сам. работа 2 5 ОПК-4, ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Отто О.В., Барышников Г.Я. Природно-ресурсный потенциал переходных зон горных сооружений (на примере Алтайского края). : монография Изд-во АлтГУ, 2007
Л2.2 Отто О.В., Барышников Г.Я. Природно-ресурсный потенциал переходных зон горных сооружений (на примере Алтайского края): монография Барнаул, 2007
Л2.3 Барышников Г.Я.,Отто О.В. Природно-ресурсный потенциал переходных зон горных сооружений (на примере Алтайского края): Монография Изд-во АлтГУ, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на Едином образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830
ENVI – лицензия Teaching License №503626-1
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине ««Природно-ресурсный потенциал регионального развития стран Центральной Азии»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Природно-ресурсный потенциал регионального развития стран Центральной Азии» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Природно-ресурсный потенциал регионального развития стран Центральной Азии» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Практические занятия по дисциплине «Природно-ресурсный потенциал регионального развития стран Центральной Азии» предусмотрены, проводятся в форме семинарских занятий.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов: не предусмотрены


8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Природно-ресурсный потенциал регионального развития стран Центральной Азии» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Природно-ресурсный потенциал регионального развития стран Центральной Азии»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.