МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Страноведение и регионоведение Центральной Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильПространственная аналитика и управление природопользованием в Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_География_ПАиУПвЦА-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 157
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 157 157 157 157
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.г.н., Доцент, Кротов А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Страноведение и регионоведение Центральной Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 895)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление о Центральноазиатском регионе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен выбирать и применять способы обработки и визуализации географических данных, геоинформационные технологии и программные средства для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-3.1 Владеть современными возможностями вычислительной техники и программного обеспечения при решении пространственно-временных задач в области географии
ОПК-3.2 Рассчитывать информационные показатели эффективности компьютерных алгоритмов разной объектной ориентации и пространственного охвата, применять базовые знания в рабочих ситуациях
ОПК-3.3 Применять методы обработки геоинформации - анализ и синтез географической информации: картографические, аэрокосмические, комплексные географические, методы географического районирования и прогнозирования
ОПК-4Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной, в том числе научно-исследовательской деятельности
ОПК-4.1 Реферировать научные труды в области общей и отраслевой географии, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности
ОПК-4.2 Обобщать полученные результаты в общей и отраслевой географии в контексте ранее накопленных в науке знаний
ОПК-4.3 Формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов комплексных географических, физико-географических и экономико-географических исследований
ПК-1Способен проводить комплексную географическую экспертизу проектов социально-экономической и экологической направленности на разных территориальных уровнях
ПК-1.1
ПК-1.2
ПК-1.3
ПК-1.4
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные характеристики и уровни общественно-политических систем ЦАР, современные проблемы гражданского общества, определять сферы применения личностных возможностей для решения проблемы современного общества. комплекс гражданских прав и обязанностей в обществе, применить свои знания и умения на практике сущности факторов, повлиявших на развитие ЦАР и региональных международных взаимовлияний; ключевые события в истории региональных взаимодействий и международных отношений центрально-азиатских государств
3.2.Уметь:
3.2.1.Активно, ответственно эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в обществе и применить свои знания и умения на практике Анализировать и определять современные проблемы общества, представлять механизмы и варианты их решения, предлагать собственные проекты социально значимых политических решений. выводить причинно-следственные связи, самостоятельно их формулировать; проводить параллели между особенностями социально-экономического развития государств ЦА проблем изучения исторических и современных международных отношений Центральной Азии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Аналитическими приемами обработки информации; навыками прогнозирования политического, социально- экономического развития ЦА на современном этапе. Навыками работы в коллективе, современных социально-политических проблем общества, представлять механизмы и варианты их решения, предлагать собственные проекты социально значимых политических решений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Геополитическое и геоэкономическое положение центральноазиатских территорий
1.1. Геополитическое и геоэкономическое положение центральноазиатских территорий Лекции 1 2 Л1.1
1.2. Природа история территория ресурсы, хозяйство промышленность Китая Практические 1 2 Л1.1
1.3. Сельское хозяйство услуги, население культура торговля туризм Китая Практические 1 2
1.4. Знакомство с основной и дополнительной литературой Сам. работа 1 20 Л1.1
Раздел 2. Территории Большого Алтая: состав, география, население, краткий обзор, ултраконтинентальность положения.
2.1. Территории Большого Алтая: состав, география, население, краткий обзор, ултраконтинентальность положения. Лекции 1 2 Л1.1
2.2. Природа история территория ресурсы, хозяйство промышленность Монголии Практические 1 2 Л1.1
2.3. Сельское хозяйство услуги, население культура торговля туризм Китая Практические 1 2
2.4. Знакомство с основной и дополнительной литературой Сам. работа 1 20 Л1.1
Раздел 3. Факторы повышения конкурентноспособности территорий Центральной Азии
3.1. Факторы овышения конкурентноспособности территорий Центральной Азии Лекции 1 2
3.2. Природа история территория ресурсы Алтайского региона Практические 1 2 Л1.1
3.3. Хозяйство промышленность сельское хозяйство услуги Алтайского региона Практические 1 2
3.4. Население культура торговля туризм Алтайского региона Практические 1 2
3.5. Исторические особенности геополитического положения региона Сам. работа 1 10 Л1.1
3.6. Знакомство с основной и дополнительной литературой Сам. работа 1 10 Л1.1
Раздел 4. Развитие трансграничных связей, торговли в приграничье территорий Большого Алтая. Регионоведческая характеристика хозяйства Алтайского края и ВКО.
4.1. Развитие трансграничных связей, торговли в приграничье территорий Большого Алтая. Регионоведческая характеристика хозяйства Алтайского края и ВКО. Лекции 1 2
4.2. Природа история территория ресурсы Казахстана Практические 1 2 Л1.1
4.3. Хозяйство промышленность сельское хозяйство услуги Казахстана Практические 1 2
4.4. Население культура торговля туризм Казахстана Практические 1 2
4.5. Знакомство с основной и дополнительной литературой Сам. работа 1 10 Л1.1
Раздел 5. Межгосударственные взаимодействия в регионах ЦА
5.1. Межгосударственные взаимодействия в регионах ЦА Практические 1 2 Л1.1
5.2. Знакомство с основной и дополнительной литературой Сам. работа 1 10 Л1.1
Раздел 6. Проблемы и перспективы регионов Большого Алтая в мировом хозяйстве и развитие совместных кластеров
6.1. Проблемы и перспективы регионов Большого Алтая в мировом хозяйстве и развитие совместных кластеров Практические 1 2 Л1.1
6.2. Знакомство с основной и дополнительной литературой Сам. работа 1 10 Л1.1
Раздел 7. Образование ОДКБ и сотрудничество малых и средних стран с Россией
7.1. Образование ОДКБ и сотрудничество малых и средних стран с Россией Сам. работа 1 10 Л1.1
7.2. Знакомство с основной и дополнительной литературой Сам. работа 1 10 Л1.1
Раздел 8. Образование Шанхайской организации сотрудничества и интересы Китая в регионе.
8.1. Образование Шанхайской организации сотрудничества и интересы Китая в регионе. Сам. работа 1 10 Л1.1
8.2. Знакомство с основной и дополнительной литературой Сам. работа 1 10 Л1.1
Раздел 9. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии.
9.1. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии. Сам. работа 1 17 Л1.1
9.2. Знакомство с основной и дополнительной литературой Сам. работа 1 10 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Природно-климатические и географические характеристики Центральной Азии
2. Национальный и географический ареалы Центральной Азии
3. Исторические особенности геополитического положения региона
4. Политические границы и национальные проблемы региона
5. Психологический фон Центральной Азии: проблемы национальной самоидентичности
6. Особенности внешнеполитического поведения стран региона
7. Особенности обретения независимости Казахской ССР
8. Особенности обретения независимости Узбекской ССР и Туркменской ССР
9. Особенности обретения независимости Таджикской ССР и Киргизской ССР
10. Провозглашение независимости республик Центральной Азии и создание СНГ
11. Внешняя политика Казахстана после распада СССР (1991-2000)
12. Внешняя политика Киргизстана после распада СССР (1991-2000)
13. Внешняя политика Узбекистана после распада СССР (1991-2000)
14. Внешняя политика Туркменистана после распада СССР (1991-2000)
15. Гражданская война в Таджикистане (1992-1997 гг.) и пути её урегулирования
16. Установление отношений государств Центральной Азии с Турцией, Ираном
17. Влияние США в регионе в 1991-2000 гг.
18. Внешнеполитическое сотрудничество стран Центральной Азии после событий 11 сентября
2001 г.
19. Влияние борьбы США с талибами на регионы Центральной Азии
20. Образование ОДКБ и сотрудничество стран Центральной Азии с Россией
21. Образование Шанхайской организации сотрудничества и интересы Китая в регионе
22. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии: проблема спорных
территорий.
23. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии: проблемы водных ресурсов региона
24. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии: проблема межэтнических и
религиозных противоречий
25. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии: социально-экономическая
составляющая региона
26. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии: демографическая проблема
27. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии: наркотрафик и незаконный
оборот оружия в регионе
28. Политические и экономические интересы Индии и Пакистана, Саудовской Аравии в
регионе
29. Национально-политические и экономические интересы России в Центральной Азии
30. Политика Евросоюза в Центральной Азии: этапы и эволюция стратегии
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Природно-климатические и географические характеристики Центральной Азии
2. Национальный и географический ареалы Центральной Азии
3. Исторические особенности геополитического положения региона
4. Политические границы и национальные проблемы региона
5. Психологический фон Центральной Азии: проблемы национальной самоидентичности
6. Особенности внешнеполитического поведения стран региона
7. Особенности обретения независимости Казахской ССР
8. Особенности обретения независимости Узбекской ССР и Туркменской ССР
9. Особенности обретения независимости Таджикской ССР и Киргизской ССР
10. Провозглашение независимости республик Центральной Азии и создание СНГ
11. Внешняя политика Казахстана после распада СССР (1991-2000)
12. Внешняя политика Киргизстана после распада СССР (1991-2000)
13. Внешняя политика Узбекистана после распада СССР (1991-2000)
14. Внешняя политика Туркменистана после распада СССР (1991-2000)
15. Гражданская война в Таджикистане (1992-1997 гг.) и пути её урегулирования
16. Установление отношений государств Центральной Азии с Турцией, Ираном
17. Влияние США в регионе в 1991-2000 гг.
18. Внешнеполитическое сотрудничество стран Центральной Азии после событий 11 сентября
2001 г.
19. Влияние борьбы США с талибами на регионы Центральной Азии
20. Образование ОДКБ и сотрудничество стран Центральной Азии с Россией
21. Образование Шанхайской организации сотрудничества и интересы Китая в регионе
22. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии: проблема спорных
территорий.
23. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии: проблемы водных ресурсов региона
24. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии: проблема межэтнических и
религиозных противоречий
25. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии: социально-экономическая
составляющая региона
26. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии: демографическая проблема
27. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии: наркотрафик и незаконный
оборот оружия в регионе
28. Политические и экономические интересы Индии и Пакистана, Саудовской Аравии в
регионе
29. Национально-политические и экономические интересы России в Центральной Азии
30. Политика Евросоюза в Центральной Азии: этапы и эволюция стратегии__
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Красноярова Б.А. Регионоведение: учебно-методическое пособие. Барнаул: Изд-во АлтГУ. , 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830
ENVI – лицензия Teaching License №503626-1
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине ««Страноведение и регионоведение Центральной Азии»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Страноведение и регионоведение Центральной Азии» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Страноведение и регионоведение Центральной Азии» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Практические занятия по дисциплине «Страноведение и регионоведение Центральной Азии» предусмотрены, проводятся в форме семинарских занятий.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов: не предусмотрены


8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Страноведение и регионоведение Центральной Азии» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Страноведение и регионоведение Центральной Азии»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.