МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные технологии разработки и принятия управленческих решений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильПространственная аналитика и управление природопользованием в Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_География_ПАиУПвЦА-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.э.н., профессор, Воронкова Ольга Юрьевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Современные технологии разработки и принятия управленческих решений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 895)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является формирование у обочучающихся компетенции в области современных технологий разработки и принятия управленческого решения любого уровня и в любой области экономической деятельности.
задачами изучения дисциплины являются:
- изучение теоретических основ и современных коцепций разработки и принятия управленческих решений в любой области;
- формирование умений находить, анализировать и использовать информацию для разработки управленческих решений с использованием формализованных и неформализованных методов;
- формирование навыков анализа и оценки последствий выбора альтернатив с учетом возможных рисков и выгод, обоснования выбора управленческого решения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен выявлять и анализировать бизнес-проблемы организаций в сфере природопользования, выяснять потребности заинтересованных сторон производить обоснование управленческих решений
ПК-3.1 Умеет выявлять, анализировать и классифицировать бизнес-проблемы организаций в сфере природопользования и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации
ПК-3.2 Определяет подходы к проведению бизнес-анализа, работе с заинтересованными сторонами и информацией, полученной, с учетом факторов территориального развития
ПК-3.3 Разрабатывает планы проведения и требования к проведению бизнес-анализа с учетом факторов территориального развития, собирает информацию, анализирует и оценивает эффективность проводимого бизнес-анализа в организации
ПК-4Способен осуществлять деятельность по реализации комплекса мероприятий по организационным изменениям, с учетом потребностей участников деловых отношений и географических характеристик территории
ПК-4.1 Умеет обосновывать управленческие решения и обеспечивать проведение изменений в организации с учетом географических характеристик территории региона осуществления деятельности организации
ПК-4.2 Определяет основные направления организационных изменений с учетом изменений природных и экономико- географических характеристик территории
ПК-4.3 Разрабатывает требования к ресурсному обеспечению бизнес-анализа, с учетом потребностей участников деловых отношений и географических характеристик территории
УК-6Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
УК-6.1 Проводит самоанализ и самооценку, и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки определяет направления повышения личной эффективности в профессиональной деятельности
УК-6.2 Выстраивает индивидуальную образовательную траекторию развития; планирует свою профессионально- образовательную деятельность; критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач; применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания
УК-6.3 . Владеет навыками эффективного целеполагания; приемами саморегуляции, регуляции поведения в сложных, стрессовых ситуациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теории и концепции разработки и принятия управленческих решений;
- современные технологии при разработке и принятия управленческих решений;
- процесс, этапы разработки и принятия управленческих решений;
- социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
- методы руководства коллективом;
3.2.Уметь:
3.2.1.- действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;
- применять современные технологии разработки и принятия управленческих решений в своей профессиональной деятельности;
-руководить коллективом в сфере профессиональной деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
- способностью выявлять и анализировать бизнес-проблемы организаций в сфере природопользования, выяснять потребности заинтересованных сторон производить обоснование управленческих решений
- способностью осуществлять деятельность по реализации комплекса мероприятий по организационным изменениям, с учетом потребностей участников деловых отношений и географических характеристик территории



4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические и методически основы современных технологий разработки управленческих решений, методология разработки и принятия управленческих решений
1.1. Теоретические основы и современные концепции разработки и формирования управленческих решений Лекции 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1
1.2. Теоретические основы и современные концепции разработки и формирования управленческих решений Практические 2 12 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1
1.3. Теоретические основы и современные концепции разработки и формирования управленческих решений Сам. работа 2 40 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Информационно-аналитическое и организационное обеспечение процесса разработки и принятия управленческих решений, современные технологии разработки и принятия управленческих решений
2.1. Информационно-аналитическое и организационное обеспечение процесса разработки и принятия управленческих решений Лекции 2 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1
2.2. Информационно-аналитическое и организационное обеспечение процесса разработки и принятия управленческих решений Практические 2 12 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1
2.3. Информационно-аналитическое и организационное обеспечение процесса разработки и принятия управленческих решений Сам. работа 2 36 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7994#section-12

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция УК-6: Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
Тестовые задания (выбор вариантов)
1. В процессе выполнения функции планирования принимаются решения:
1. О предназначении, миссии и целях организации и ее подразделений
2. О нуждах и потребностях подчиненных
3. Насколько мы преуспели в достижении поставленных целей
ОТВЕТ: 1

2. В процессе организации деятельности принимаются решения:
1. Как часто следует измерять значения ключевых показателей
2. Пределах и распределении властных полномочий
3. Каналах сбыта и распределения продукции
ОТВЕТ: 2

3. В процессе мотивации принимаются решения:
1. Какие изменения следует внести в работу организации, если цели ее деятельности не достигаются в полной мере
2. Бюджете организации
3. Мерах для повышения производительности труда персонала
ОТВЕТ: 3

4. Верно ли следующее утверждение: Интуитивные решения - это решения, принимаемые на основе ощущения того, что оно правильное.
1. Верно
2. Неверно
ОТВЕТ: 1

5. Верно ли следующее утверждение: Рациональные решения принимаются на основе знаний и накопленного опыта. В основе решений подобного типа лежит прогноз будущих результатов решения, основанный на аналогии с прошлыми ситуациями и результатами прошлых решений.
1. Верно
2. Неверно
ОТВЕТ: 2

6. Верно ли следующее утверждение: Рациональный подход предполагает формирование всех возможных разумных альтернатив решения, разработку критериев их оценки и выбор на этой основе предпочтительного варианта.
1. Верно
2. Неверно
ОТВЕТ: 1

7. Расположите уровни принятия решений по нарастанию сложности (1 – рутинный, 2- адаптационный, 3 – селективный):
1. 1-2-3
2. 1-3-2
3. 2-1-3
ОТВЕТ: 2

8. Навык неукоснительного следования процедуре необходим при:
1. Адаптационных решениях
2. Селективных решениях
3. Рутинных решениях
ОТВЕТ: 3

9. Использование определенных методик принятия решений в типовых ситуациях характерно для:
1. Запрограммированного решения
2. Рационального решения
3. Незапрограммированного решения
ОТВЕТ: 1

10. Выберите правильный вариант:
1. Незапрограммированные решения принимаются для того, чтобы справиться с новыми или неточно определенными проблемами.
2. Примером запрограммированных решений могут служить решения, связанные с открытием филиалов, слиянием подразделений, введением новых производств, изменением организационной структуры, предложением новых товаров или услуг, проведением значительного сокращения штатов, введением новой системы оплаты труда.
3. Осуществление всех процедур, связанных с принятием запрограммированных решений, предполагает, что руководители не уверены в том, что они используют действительно правильные методики, которые должны не только тщательно обосновываться, но и постоянно совершенствоваться.
ОТВЕТ: 1

11. Верно ли следующее утверждение: Незапрограммированные решения принимаются для того, чтобы справиться с новыми или неточно определенными проблемами.
1. Верно
2. Неверно
ОТВЕТ: 1

12. При нарастании уровня неопределённости происходит смещение:
1. От запрограммированных решений к незапрограммированным
2. От незапрограммированных решений к запрограммированным
ОТВЕТ: 1

13. Мягкие проблемы:
1. Описываются качественно и не имеют единственного решения
2. Поддаются количественному анализу и имеют единственное решение
ОТВЕТ: 1

14. Проблемы, которые затрагивают интересы людей (групп людей) в организации и, следовательно, потенциально могут изменить их организационное поведение, с высокой долей вероятности будут:
1. Жёсткими
2. Мягкими
ОТВЕТ: 2

15. Мягкие проблемы просты, имеют одно ясное решение и хорошо структурирована:
1. Верно
2. Неверно
ОТВЕТ: 2

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Что означает «цель не поддается декомпозиции»?
ОТВЕТ: цель нельзя разбить на подцели.

2. Рекомендуется или запрещается критиковать идеи во время мозгового штурма?
ОТВЕТ: запрещается.

3. Кто во время мозгового штурма имеет приоритет в очерёдности выступлений?
ОТВЕТ: приоритет на выступление у тех, у кого идея возникла под влиянием предыдущего выступления.

4. По принципу моделирования выделяют ….. модели.
ОТВЕТ: аналитические и имитационные.

5. С какого этапа начинается принятие рационального решения?
ОТВЕТ: определение проблемы.

6. Управленческое решение – это выбор альтернативы…….
ОТВЕТ: действий.

7. Управленческое решение – это конечный продукт управленческой деятельности?
ОТВЕТ: нет.

8. Управленческое решение – это промежуточный продукт управленческой деятельности?
ОТВЕТ: да.

9. Управленческое решение – это концентрированное выражение процесса … ОТВЕТ: управления.

10. Управленческое решение – это инструмент … субъекта на объект
ОТВЕТ: воздействия.

11. Классификация решений – это инструмент управления их реализацией? ОТВЕТ: да.

12. Долгосрочные и стратегические решения – это идентичные понятия? ОТВЕТ: нет.

13. Форма принятия решений влияет на их качество?
ОТВЕТ: да.

14. Модели теории игр первоначально использовались в ………. сфере. ОТВЕТ: военной.

15. Модели линейного программирования применяются для оптимизации распределения ……… ресурсов.
ОТВЕТ: дефицитных.

16. Модели математической статистики применяются при ………. характере влияния факторов на ситуацию.
ОТВЕТ: вероятностном.

17. Модели управления запасами могут применяться для управления ситуациями в коммерческих и …………… организациях.
ОТВЕТ: некоммерческих.

18. Идентификация проблемы – это стадия моделирования?
ОТВЕТ: да.

19. Модель ситуации отражает все ее детали?
ОТВЕТ: нет.

20. Регулируемая обратная связь – это преимущество метода Дельфи? ОТВЕТ: да.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция ПК-3: Способен выявлять и анализировать бизнес-проблемы организаций в сфере природопользования, выяснять потребности заинтересованных сторон производить обоснование управленческих решений
Тестовые задания (выбор вариантов)
1. Менеджеры склонны в большей степени рассматривать проблему как жёсткую, когда имеется положительный опыт решения подобных проблем
1. Верно
2. Неверно
ОТВЕТ: 1

2. Можно ли применять концепцию инкрементализма, если мы имеем дело с мягкими проблемами, где не только невозможно построение алгоритмов, но и зачастую трудно определенно выстроить последовательность действий для решения проблемы
1. Можно
2. Нельзя
ОТВЕТ: 1
3. Эквифинальность — это представление о том, что в случае высокой неопределенности при принятии решений существует:
1. Несколько эквивалентных путей достижения организационных целей
2. Один оптимальный путь достижения организационных целей
ОТВЕТ: 1

4. Допустимо ли изменение целей при принятии решений методом инкрементализма:
1. Допустимо
2. Недопустимо
3. Допустимо только в направлении превышения изначально поставленных целей
ОТВЕТ: 1

5. Логический инкрементализм – это:
1. Последовательность действий, логически связанных и управляемых достижением определенных организационных целей
2. Инкрементализм, базирующийся на решениях, основанных на суждениях
ОТВЕТ: 1

6. К качественной оценке при анализе ситуации относятся:
1. нормы налогообложения
2. темпы инфляции
3. цены на природные ресурсы
4. появление новых технологий
5. правовые ограничения
6. дефицит бюджета
ОТВЕТ: 4,5

7. Отметьте правила мозгового штурма:
1. запрет на критику идей
2. каждый участник может выступить только один раз
3. приоритет на выступление у тех, у кого идея возникла под влиянием предыдущего выступления
4. обязательное подробное обоснование идеи
5. возможно зачитать заранее подготовленный список
ОТВЕТ: 1,3

8. Поставьте этапы принятия рационального решения в верном порядке:
а. определение проблемы
б. сбор фактов
в. идентификация решения
г. выполнение решения и проверка
1. абвг
2. агбв
3. бавг
4. авбг
ОТВЕТ: 1

9. Наиболее удачное определение управленческого решения - это:
1. инструмент управленческой деятельности;
2. продукт управленческой деятельности;
3. выбранный (утвержденный) вариант управленческих действий
4. форма воздействия субъекта на объект;
5. управленческий документ.
ОТВЕТ: 3

10. Классификация решений – это:
1. ранжирование решений;
2. оценка качества решений;
3. группировка решений по каким-либо признакам;
4. структуризация решений.
ОТВЕТ: 3

11. Группа решений, выделенная по способу их фиксации - это:
a) формализованные и неформализованные;
b) корректируемые и некорректируемые;
c) документированные и недокументированные;
d) стратегические и тактические.
ОТВЕТ: 3

12. Группа решений, выделенная по форме принятия их – это:
1. долгосрочные и краткосрочные;
2. стратегические и тактические;
3. индивидуальные и коллегиальные;
4. глобальные и локальные.
ОТВЕТ: 3

13. Детерминированные решения – это решения, принятые в условиях:
1. риска;
2. стабилизации производства;
3. определенности;
4. конкуренции.
ОТВЕТ: 3

14. Где формируется эффективность решения?
1. на стадии утверждения;
2. на стадии реализации;
3. на стадии разработки;
4. на всех стадиях.
ОТВЕТ: 2,3

15. Что означает «цель не поддается декомпозиции»?
1. цель нельзя разбить на подцели
2. без достижения этой цели нельзя перейти к следующему этапу
3. цель нельзя объединить с другими целями
ОТВЕТ: 1


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Метод получения согласованного мнения – это разновидность метода Дельфи?
ОТВЕТ: да.

2. Экспертная классификация – это метод получения……….. экспертных оценок.
ОТВЕТ: количественных.
3. Ранжирование альтернатив – это метод получения………….. экспертных оценок.
ОТВЕТ: качественных.

4. Отношение покупателя к продукту – это профильная характеристика покупателя? ОТВЕТ: да.

5. Значимость для поставщика объема продукции – это фактор его конкурентной силы? ОТВЕТ: да.

6. Содержание налогового законодательства – это фактор……….. воздействия на организацию.
ОТВЕТ: прямого.

7. Уровень занятости в стране – это фактор ………… воздействия на организацию.
ОТВЕТ: косвенного.

8. Ситуационный и системный подходы – это взаимоисключающие управленческие механизмы.
ОТВЕТ: нет.

9. Ситуационный и системный подходы – это…………. управленческие механизмы.
ОТВЕТ: взаимодополняющие.

10. Риск – это вероятностная категория?
ОТВЕТ: да.

11. Хранение финансовых средств в нескольких банках – это инструмент ………… риска.
ОТВЕТ: диверсификации.

12. Создание страхового фонда организации – это инструмент ………… ущерба от риска.
ОТВЕТ: компенсации.

13. Реализация решения более трудоемка относительно разработки?
ОТВЕТ: да.

14. Реализация решения более ресурсоёмка относительно разработки? ОТВЕТ: да.

15. Выполнение инструктивно-методических мероприятий – это процедура стадии…………. реализацией решения.
ОТВЕТ: управления.

16. Сроки разработки решения превышают сроки их реализации?
ОТВЕТ: нет.

17. Мониторинг основных параметров реализации решения – это стадия ………… выполнения решения.
ОТВЕТ: контроля.

18. Эффективность решений – это надежный инструмент оценки деятельности аппарата управления организацией?
ОТВЕТ: да.

19. Рост масштабов организации, количество проблем могут снизить возможности иерархического контроля?
ОТВЕТ: да.

20. Сбои в коммуникационных процессах снижают возможности иерархического контроля?
ОТВЕТ: да.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Проверяемая компетенция ПК-4: Способен осуществлять деятельность по реализации комплекса мероприятий по организационным изменениям, с учетом потребностей участников деловых отношений и географических характеристик территории

Тестовые задания (выбор вариантов)
1. Что означает «цель не поддается декомпозиции»?
1. цель нельзя разбить на подцели
2. без достижения этой цели нельзя перейти к следующему этапу
3. цель нельзя объединить с другими целями
ОТВЕТ: 1

2. В процессе выполнения функции планирования принимаются решения:
1. О предназначении, миссии и целях организации и ее подразделений
2. О нуждах и потребностях подчиненных
3. Насколько мы преуспели в достижении поставленных целей
ОТВЕТ: 1

3. Где формируется эффективность решения?
1. на стадии утверждения;
2. на стадии реализации;
3. на стадии разработки;
4. на всех стадиях.
ОТВЕТ: 2,3

4. В процессе организации деятельности принимаются решения:
1. Как часто следует измерять значения ключевых показателей
2. Пределах и распределении властных полномочий
3. Каналах сбыта и распределения продукции
ОТВЕТ: 2

5. Детерминированные решения – это решения, принятые в условиях:
1. риска;
2. стабилизации производства;
3. определенности;
4. конкуренции.
ОТВЕТ: 3

6. В процессе мотивации принимаются решения:
1. Какие изменения следует внести в работу организации, если цели ее деятельности не достигаются в полной мере
2. Бюджете организации

7. Группа решений, выделенная по форме принятия их – это:
1. долгосрочные и краткосрочные;
2. стратегические и тактические;
3. индивидуальные и коллегиальные;
4. глобальные и локальные.
ОТВЕТ: 3

8. Верно ли следующее утверждение: Интуитивные решения - это решения, принимаемые на основе ощущения того, что оно правильное.
1. Верно
2. Неверно
ОТВЕТ: 1

9. Группа решений, выделенная по способу их фиксации - это:
a) формализованные и неформализованные;
b) корректируемые и некорректируемые;
c) документированные и недокументированные;
d) стратегические и тактические.
ОТВЕТ: 3

10. Верно ли следующее утверждение: Рациональные решения принимаются на основе знаний и накопленного опыта. В основе решений подобного типа лежит прогноз будущих результатов решения, основанный на аналогии с прошлыми ситуациями и результатами прошлых решений.
1. Верно
2. Неверно
ОТВЕТ: 2

11. Классификация решений – это:
1. ранжирование решений;
2. оценка качества решений;
3. группировка решений по каким-либо признакам;
4. структуризация решений.
ОТВЕТ: 3

12. Верно ли следующее утверждение: Рациональный подход предполагает формирование всех возможных разумных альтернатив решения, разработку критериев их оценки и выбор на этой основе предпочтительного варианта.
1. Верно
2. Неверно
ОТВЕТ: 1

13. Наиболее удачное определение управленческого решения - это:
1. инструмент управленческой деятельности;
2. продукт управленческой деятельности;
3. выбранный (утвержденный) вариант управленческих действий
4. форма воздействия субъекта на объект;
5. управленческий документ.
ОТВЕТ: 3

14. Расположите уровни принятия решений по нарастанию сложности (1 – рутинный, 2- адаптационный, 3 – селективный):
1. 1-2-3
2. 1-3-2
3. 2-1-3
ОТВЕТ: 2

15. Поставьте этапы принятия рационального решения в верном порядке:
а. определение проблемы
б. сбор фактов
в. идентификация решения
г. выполнение решения и проверка
1. абвг
2. агбв
3. бавг
4. авбг
ОТВЕТ: 1

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Кто во время мозгового штурма имеет приоритет в очерёдности выступлений?
ОТВЕТ: приоритет на выступление у тех, у кого идея возникла под влиянием предыдущего выступления.

2. Сбои в коммуникационных процессах снижают возможности иерархического контроля?
ОТВЕТ: да.

3. Рекомендуется или запрещается критиковать идеи во время мозгового штурма?
ОТВЕТ: запрещается.

4. Рост масштабов организации, количество проблем могут снизить возможности иерархического контроля?
ОТВЕТ: да.

5. Что означает «цель не поддается декомпозиции»?
ОТВЕТ: цель нельзя разбить на подцели.

6. Эффективность решений – это надежный инструмент оценки деятельности аппарата управления организацией?
ОТВЕТ: да.

7. По принципу моделирования выделяют ….. модели.
ОТВЕТ: аналитические и имитационные.

8. Мониторинг основных параметров реализации решения – это стадия ………… выполнения решения.
ОТВЕТ: контроля.

9. С какого этапа начинается принятие рационального решения?
ОТВЕТ: определение проблемы.

10. Сроки разработки решения превышают сроки их реализации?
ОТВЕТ: нет.

11. Управленческое решение – это выбор альтернативы…….
ОТВЕТ: действий.

12. Выполнение инструктивно-методических мероприятий – это процедура стадии…………. реализацией решения.
ОТВЕТ: управления.

13. Управленческое решение – это конечный продукт управленческой деятельности?
ОТВЕТ: нет.

14. Реализация решения более ресурсоёмка относительно разработки? ОТВЕТ: да.

15. Риск – это вероятностная категория?
ОТВЕТ: да.

16. Управленческое решение – это промежуточный продукт управленческой деятельности?
ОТВЕТ: да.

17. Ситуационный и системный подходы – это…………. управленческие механизмы.
ОТВЕТ: взаимодополняющие.

18. Управленческое решение – это концентрированное выражение процесса … ОТВЕТ: управления.

19. Ситуационный и системный подходы – это взаимоисключающие управленческие механизмы.
ОТВЕТ: нет.

20. Управленческое решение – это инструмент … субъекта на объект
ОТВЕТ: воздействия.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.








5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7994#section-12
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 20.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения
Приложение 1.   ФОС Географ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Методы принятия управленческих решений Методы принятия управленческих решений : Учебное пособие В.И. Катаева, М.С. Козырев, 17.05.2017 biblioclub.ru
Л1.2 Карданская, Н.Л. Принятие управленческого решения=Managementdecisionmaking : Учебник для вузов М. :Юнити-Дана, , 2017 biblioclub.ru
Л1.3 К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин. Управленческие решения : учебник М. : «Дашков и К", 2023 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Э.А. Понуждаев, М.Э. Понуждаева. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение : учебное пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015, 11.05.2017 biblioclub.ru
Л2.2 Харитонова, И.В. Основы теории принятия управленческих решений : учебник Архангельск : САФУ, 2015, 17.05.2017 biblioclub.ru
Л2.3 Филинов-Чернышев, Н. Б. Разработка и принятие управленческих решений : учебник и практикум для вузов М. Издательство Юрайт, 2017, 2018 www.biblio-online.ru/book/B67EEE48-5249-427A-9FB4-E7895DAF9336.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал "Экономика, социология, менеджмент"
Э2 www.fd.ru – Журнал "Финансовый директор"
Э3 www.finam.ru – Финансовая информация
Э4 www.finanaliz.ru – Финансовый анализ
Э5 www.finansmag.ru – Журнал "Финанс."
Э6 www.finansy.ru – Публикации по экономике и финансам
Э7 www.finmarket.ru – Информационное агентство
Э8 www.fira.ru – база данных по российским компаниям
Э9 Современные технологии разработки и принятия управленческих решений portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной
дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.

Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.