МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геоинформационные системы и технологии в управлении природопользованием

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильПространственная аналитика и управление природопользованием в Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_География_ПАиУПвЦА-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Скрипко В.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Геоинформационные системы и технологии в управлении природопользованием

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 895)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 05.06.2023 г. № 27
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 05.06.2023 г. № 27
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.организовать деятельность студентов по изучению методов создания ГИС и использования их для информационного обеспечения принятия решений в управлении природопользованием, получение практических навыков использования ГИС-технологий для решения конкретных задач в области природопользования и охраны окружающей среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен самостоятельно проводить комплексные и отраслевые географические исследования, формулировать и проверять достоверность научных гипотез и инновационных идей в избранной области географии и смежных наук
ОПК-1.1 Формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования в области общей и отраслевой географии
ОПК-1.2 Получать новые достоверные факты на основе экспедиционных наблюдений, научного анализа данных
ОПК-1.3 . Проводить географические исследования отраслевых, региональных, национальных и глобальных проблем, разрабатывать рекомендации по их разрешению
ОПК-2Способен оценивать и прогнозировать развитие и взаимодействие природных, производственных и социальных систем на глобальном, региональном и локальном уровнях в избранной области географии
ОПК-2.1 Оценивать состояние, устойчивость и прогнозировать развитие природных, природно-хозяйственных и социально- экономических территориальных систем и комплексов
ОПК-2.2 Оценивать воздействия на окружающую среду, выявлять и диагностировать проблемы охраны природы и системы взаимодействия общества и природы, решать эколого- географические задачи, связанные с устойчивым развитием
ОПК-2.3 Проводить анализ частных и общих проблем рационального использования природных условий и ресурсов, управления природопользованием
ПК-1Способен проводить комплексную географическую экспертизу проектов социально-экономической и экологической направленности на разных территориальных уровнях
ПК-1.1
ПК-1.2
ПК-1.3
ПК-1.4
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы геоинформационных технологий, применяемых для решения профессиональных задач в сфере управления природопользованием
3.2.Уметь:
3.2.1.подбирать и применять методы геоинформатики, разрабатывать алгоритмы для решения прикладных задач в сфере управления природопользованием
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения методами ГИС-анализа необходимыми для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Геонформационное обеспечение системы принятия решений в области природопользования
1.1. Существующее информационное обеспечение системы принятия решений в области природопользования Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Геоинформатика. Географические информационные системы. Геоинформационные технологии. Данные. Информация. Знания. Пространственные данные. Пространственные объекты. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Концептуальные модели представления географической информации в ГИС. Ввод данных в ГИС. Источники пространственных данных для ГИС. Устройства для преобразования аналоговой пространственной информации в цифровую форму. Программы-векторизаторы. Растровая и векторная модели пространственных данных. Тип геометрии и размерность вектоных данных. Пиксел и его пространственное разрешение. Грид. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Пространственная привязка и оцифровка топографической карты Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Хранение данных в ГИС. Функции системы управления базами данных (СУБД). Задачи и функции СУБД в ГИС. Основные модели баз данных. Базовые понятия реляционных баз данных. Язык реляционных баз данных SQL – функции и основные возможности. Сам. работа 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Пространственная привязка и оцифровка почвенной карты. Заполнение атрибутивной базы данных Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Качество данных и контроль ошибок. Типы ошибок в данных и их источники. Позиционная точность данных. Точность атрибутивных данных. Логическая непротиворечивость, полнота, происхождение. Особенности интеграции разнотипных данных. Преобразование систем координат (проекций). Трансформирование векторных и растровых изображений. Сам. работа 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Использование программы Google Earth для анализа и картографирования динамики географических объектов Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.9. Создание аналитических карт по данным атрибутивных таблиц БД. Классификация. Метод уникальных (отдельных) значений. Интервальные шкалы: метод естественных интервалов, метод равных классов (или квантилей), метод равных интервалов, метод стандартных отклонений. Метод плотности точек. Метод масштабируемых символов. Локализованная диаграмма. Цветовая шкала Сам. работа 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.10. Геоинформационное картографирование статистических данных Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.11. Создание тематических карт на основе методов пространственного моделирования в ГИС. Математико-картографическое моделирование. Представление географических полей. Аппроксимация. Интерполяция на основе функции расстояний (по регулярной сетке) и триангуляция Делоне. Способы выбора точек для построения модели. Создание карт рельефа и произвольных карт на основе ЦМР. Построение изолинейных карт. Отображение рельефа шкалой послойной окраски. Построение карт светотеневой отмывки рельефа, углов наклона поверхности, экспозиции склона. Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.12. Создение и анализ ЦМР ипроизводных от нее поверхностей методами триангуляции Делоне и растровой интерполяции Хатчинсона. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.13. Автоматизированная генерализация тематических карт. Семантическая (для атрибутивных данных) и геометрическая (для позиционных данных) генерализация. Методы классификации для семантической генерализации. Элементы генерализации линий: упрощение, сглаживание, перемещение, структурирование, слияние, локальная обработка. Генерализация в интерактивном режиме. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.14. Генерализация точечных, линейных и полигональных векторных объектов. Генерализация растров. Практические 2 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.15. Картометрические функции. Измерение расстояний, площадей и периметров замкнутых контуров, и определение взаимного положения точечных, линейных и полигональных объектов (например, линий и полигонов). Определение положения центральной точки полигона и скелетизация. Построение системы картографических знаков и размещение надписей. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.16. Рассчет геометрических характеристик пространственных объектов средствами ГИС. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Использование ГИС в принятии управленческих решений
2.1. Использование ГИС в принятии управленческих решений Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Использование ГИС в принятии управленческих решений Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Геоинформационный анализ антропогенной трансформации ландшафтов территории административного района Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Базовые понятия и представления ГИСУП. Характеристика концепции ГИС в управлении природопользованием. Эволюционное развитие информационных методов исследования объектов, основанных на сочетании геоинформационных систем и управленческих информационных систем (АСУ). Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Аспекты и подходы к созданию ГИС УП. Основные аспекты создания элементов ГИСУП: инструментальный, технологический, технологический. Информационные технологии и их виды: инструментальные ГИС, ГИС-технологии, прикладные ГИС. Подходы к созданию ГИС управления природопользованием. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Составление аналитического обзора существующих примеров реализации ГИС для поддержки принятия управленческих решений в сфере природопользования. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Специфические особенности природопользования как объекта информационного управления. Содержание основных понятий и определений, которые формируют представление об управлении природопользованием как информационном процессе. Особенности современного подхода к управлению. Основные этапы технологии управления, как информационного процесса. Типы ГИСУП по технологическим этапам (по С. Л. Широковой, 2003). Характеристику принципиальной структуры ГИСУП. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.8. Разработка блок-схеы структуры ГИС в управлении природпользованием. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.9. Подходы к проектированию ГИСУП. Показатели, используемые в ГИСУП. Типы моделей в зависимости от характера оцениваемой информации. Отображение показателей качества окружающей среды. Подходы, используемые при анализе альтернативных стратегий управления. Сам. работа 2 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.10. Проектирование ГИС для решения прикладных задач в сфере управления природопользованием Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2398

ОПК-1: Способен самостоятельно проводить комплексные и отраслевые географические исследования, формулировать и проверять достоверность научных гипотез и инновационных идей в избранной области географии и смежных наук
1. Какие факторы могут повлиять на экологическую устойчивость?
a) Только климатические изменения и использование возобновляемых источников энергии.
b) Климатические изменения, изменение использования земли, уровень загрязнения, исчерпание природных ресурсов и другие
c) Только уровень загрязнения и антропогенное воздействие.
d) Изменение климата и прогнозирование природных катастроф.
Ответ: b) Климатические изменения, изменение использования земли, уровень загрязнения, исчерпание природных ресурсов и другие.
2. Какие факторы оказывают влияние на географическое распределение биологического разнообразия на планете?
a) Только климатические условия.
b) Климат, географическая изоляция, геологические процессы, человеческая деятельность
c) Только человеческая деятельность.
d) Географическая изоляция и климатические изменения.
Ответ: b) Климат, географическая изоляция, геологические процессы, человеческая деятельность
3. Какая роль геоинформационных систем (ГИС) в исследованиях природопользования и экологии?
a) ГИС используются только для создания карт.
b) ГИС позволяют интегрировать и анализировать пространственные данные
c) ГИС не имеют применения в исследованиях природопользования.
d) ГИС используются только для архитектурного проектирования.
Ответ: b) ГИС позволяют интегрировать и анализировать пространственные данные
4. Что такое "геоинформационное моделирование"?
a) Геоинформационное моделирование - это создание географических карт с использованием компьютерных программ.
b) Геоинформационное моделирование - это процесс создания компьютерных моделей, которые позволяют прогнозировать воздействие различных сценариев на окружающую среду и ресурсы
c) Геоинформационное моделирование - это создание анимаций географических объектов.
d) Геоинформационное моделирование - это исключительно теоретическая дисциплина и не имеет практического применения.
Ответ: b) Геоинформационное моделирование - это процесс создания компьютерных моделей, которые позволяют прогнозировать воздействие различных сценариев на окружающую среду и ресурсы
5. Какие вызовы и проблемы связаны с сохранением биоразнообразия в условиях изменяющейся окружающей среды, и какие стратегии могут быть применены для его защиты?
a) Сохранение биоразнообразия не представляет особых вызовов.
b) Вызовы включают изменение климата, утрату мест обитания, инвазию видов, загрязнение
c) Защита биоразнообразия возможна только путем разработки новых генетических видов.
d) Биоразнообразие не может быть сохранено в условиях изменяющейся окружающей среды.
Ответ: b) Вызовы включают изменение климата, утрату мест обитания, инвазию видов, загрязнение и др. Стратегии могут включать в себя создание заповедников, восстановление утраченных мест обитания, контроль инвазивных видов и устойчивое использование природных ресурсов.
6. Стратегии сохранения биоразнообразия могут включать в себя (выберите все верные): а) создание заповедников, b) восстановление утраченных мест обитания, c) контроль инвазивных видов, d) устойчивое использование природных ресурсов. Ответ: a), b), c), d)
7. Какие геоинформационные методы можно использовать для анализа изменений в использовании земель и оценки их воздействия на окружающую среду?
a) Геоинформационные методы не применяются в анализе изменений в использовании земель.
b) Методы включают анализ многолетних спутниковых снимков, создание карт изменений земельного покрытия, моделирование воздействия на биоразнообразие и мониторинг изменений в использовании земель.
c) Геоинформационные методы используются только для геологических исследований.
d) Геоинформационные методы ограничены анализом городских территорий.
Ответ: b) Методы включают анализ многолетних спутниковых снимков, создание карт изменений земельного покрытия, моделирование воздействия на биоразнообразие и мониторинг изменений в использовании земель.
8. Какие методы физической географии используются для изучения климата и климатических изменений?
a) Геоинформационные методы.
b) Методы метеорологии и климатологии, изучение климатических архивов и создание климатических моделей.
c) Методы археологии.
d) Изучение горных систем.
Ответ: b) Методы метеорологии и климатологии, изучение климатических архивов и создание климатических моделей.
9. Какие методы используются для мониторинга биоразнообразия в экосистемах?
a) Только методы исследования почвы.
b) Методы обследования фауны и флоры, биомассы и биоиндикаторов, а также молекулярные методы для анализа генетического разнообразия.
c) Методы исследования атмосферы.
d) Методы космической астрономии.
Ответ: b) Методы обследования фауны и флоры, биомассы и биоиндикаторов, а также молекулярные методы для анализа генетического разнообразия.
10. Какие методы исследования используются для анализа состояния почвенных ресурсов и определения их пригодности для сельского хозяйства?
a) Методы археологии.
b) Методы анализа минерального состава почв, изучение структуры почвенного покрова и определение уровня загрязнения.
c) Методы исследования космических тел.
d) Методы генетической биологии.
Ответ: b) Методы анализа минерального состава почв, изучение структуры почвенного покрова и определение уровня загрязнения.
11. Какие методы исследования используются для анализа водных ресурсов и мониторинга качества воды в реках и озерах?
a) Методы астрономии.
b) Методы исследования метеорологических явлений.
c) Методы анализа водных образцов, изучение физико-химических параметров воды и мониторинг биоиндикаторов.
d) Методы архитектурного проектирования.
Ответ: c) Методы анализа водных образцов, изучение физико-химических параметров воды и мониторинг биоиндикаторов.
12. Какие методы исследования применяются для анализа воздействия антропогенной деятельности на экосистемы и природные ресурсы?
a) Только методы исследования астрономических объектов.
b) Методы мониторинга загрязнения воздуха, почвы и воды, а также анализ изменений в биоразнообразии и экосистемах.
c) Методы археологии.
d) Методы исследования планетарных явлений.
Ответ: b) Методы мониторинга загрязнения воздуха, почвы и воды, а также анализ изменений в биоразнообразии и экосистемах.
13. Какие методы анализа используются для оценки эффективности программ и проектов в области природопользования и охраны окружающей среды?
a) Только статистические методы.
b) Методы экономической оценки, анализа затрат и выгод, а также оценка социальных и экологических последствий.
c) Методы астрономии.
d) Методы исследования фауны.
Ответ: b) Методы экономической оценки, анализа затрат и выгод, а также оценка социальных и экологических последствий.
14. Какие методы исследования применяются для анализа воздействия климатических изменений на природные экосистемы и человеческую деятельность?
a) Только методы анализа атмосферы.
b) Методы мониторинга изменений в температуре, осадках, морских уровнях и анализ исторических данных, а также моделирование климатических сценариев.
c) Методы исследования археологических находок.
d) Методы исследования космических явлений.
Ответ: b) Методы мониторинга изменений в температуре, осадках, морских уровнях и анализ исторических данных, а также моделирование климатических сценариев.
15. Какие методы исследования используются для анализа воздействия загрязнения воздуха на здоровье человека и экосистемы?
a) Методы исследования космических объектов.
b) Методы анализа атмосферных выбросов, мониторинг концентрации загрязнителей в воздухе и изучение последствий для здоровья и экосистем.
c) Методы астрономии.
d) Методы генетической биологии.
Ответ: b) Методы анализа атмосферных выбросов, мониторинг концентрации загрязнителей в воздухе и изучение последствий для здоровья и экосистем.
16. Какие методы анализа применяются для оценки устойчивости использования природных ресурсов и разработки стратегий управления ими?
a) Только методы сравнительного анализа.
b) Методы оценки потребления и износа природных ресурсов, анализа технологических инноваций и разработки сценариев управления.
c) Методы астрономического наблюдения.
d) Методы исследования архитектурных проектов.
Ответ: b) Методы оценки потребления и износа природных ресурсов, анализа технологических инноваций и разработки сценариев управления.
17. Какие методы исследования используются для оценки уровня загрязнения почв и водных экосистем токсичными веществами?
a) Только методы археологии.
b) Методы анализа образцов почвы и воды на содержание токсинов, мониторинг изменений биоиндикаторов и анализ воздействия на экосистемы.
c) Методы исследования астрономических явлений.
d) Методы генетической биологии.
Ответ: b) Методы анализа образцов почвы и воды на содержание токсинов, мониторинг изменений биоиндикаторов и анализ воздействия на экосистемы.
18. Что представляет собой метод оценки экологической ниши в исследованиях?
a) Экспериментальный метод изучения живых организмов.
b) Описание процессов миграции животных в природе.
c) Анализ роли определенного вида в экосистеме и его потребностей в ресурсах.
d) Изучение физических характеристик ландшафтов.
Ответ: c) Анализ роли определенного вида в экосистеме и его потребностей в ресурсах
18. Какой метод используется для изучения популяционной динамики в экологических исследованиях и включает в себя оценку рождаемости, смертности и миграции в популяции?
a) Метод центральных мест.
b) Генетический анализ.
c) Демографический метод.
d) Поиск факторов изоляции.
Ответ: c) Демографический метод
19. Какой из следующих показателей часто используется в экологических исследованиях для оценки стабильности экосистемы и выявления воздействия на нее изменений?
a) Производительность экосистемы.
b) Концентрация кислорода в воде.
c) Количество видов.
d) Скорость роста растений.
Ответ: c) Количество видов
20. Что представляет собой "голубая экономика"?
a) Экономика, связанная с разработкой сельского хозяйства.
b) Экономика, ориентированная на использование морских ресурсов и устойчивое управление океанами.
c) Экономика, основанная на использовании водородных технологий.
d) Экономика, ориентированная на поддержку стран Африки.
Ответ: b) Экономика, ориентированная на использование морских ресурсов и устойчивое управление океанами

1. Для оценки эффективности программы по реставрации экосистем, необходимо провести комплексное исследование, учитывая биоразнообразие, популяционную динамику и степень ____________. (деградации)
2. Исследования по геоэкологии позволяют выявлять уязвимые зоны, подверженные опасности в результате _________ активности. (антропогенной)
3. Экологические сценарии развития региона должны учитывать возможные изменения в _________ , что прописано в оценочных докладах Росгидромета. (климате)
4. Для минимизации негативного воздействия на окружающую среду, необходимо внедрять экологически ___________ технологии в промышленность. (чистые)
5. Природопользование требует соблюдения принципов устойчивого развития и использования ресурсов с учетом ___________ оценки, подкрепленной финансовыми бумагами и стратегией природопользователей. (экономической)
6. Борьба с инвазивными видами требует разработки стратегий контроля и ___________ их воздействия на биоразнообразие на ограниченной площади с целью принятия решений о вмешательстве и разработки мер воздействия. (мониторинга)
7. Программы по охране окружающей среды включают в себя мероприятия по восстановлению природных ареалов и уменьшению ______ для охраняемых видов, и обратно, созданию новых возможностей. (угроз)
8. Оценка экологической устойчивости сельского хозяйства включает в себя анализ воздействия использования пестицидов на почвенную____________, так как именно за счет отдельных ее представителей происходит распространение заболеваний растений. (микрофлору)
9. Геоэкологическое моделирование позволяет прогнозировать изменения в природной среде в результате различных ____________ развития: от негативных до позитивных. (сценариев)
10. Для управления водными ресурсами необходимо проводить мониторинг качества воды и ____________ водных экосистем за счет активным мер по контролю интродуцированных видов и поддержке ценных видов организмов. (восстановление)
11. Экологическая этика играет важную роль в формировании ценностей и принятии ___________ в отношении управления природными ресурсами. (решений)
12. Важно разрабатывать интегрированные стратегии по охране окружающей среды, которые учитывают интересы настоящего и будущих____________ и сохранения биоразнообразия. (поколений)
13. Для эффективной реабилитации земель, загрязненных химическими веществами, необходимо использовать методы фиторемедиации и биоремедиации с учетом специфики прошлого ___________. (загрязнения)
14. Реализация стратегий экологического управления требует участия всех стейкхолдеров и ____________ в обсуждении и принятии решений. (коллаборации)
15. Какие ключевые параметры окружающей среды стоит учитывать при проектировании и строительстве геоэкологических систем для предотвращения возможных ____________, которые могут привести к гибели людей и серьёзным экономическим потерям (катастроф)?

ОПК-2: Способен оценивать и прогнозировать развитие и взаимодействие природных, производственных и социальных систем на глобальном, региональном и локальном уровнях в избранной области географии
1. Какой тип данных чаще всего используется при работе с изображениями в геоинформационном мониторинге? a) Векторные данные b) Растровые данные c) Табличные данные d) Текстовые данные Верный ответ: b
2. Какой из следующих инструментов наиболее подходит для автоматической классификации изображений на основе их пиксельных значений? a) GPS b) Искусственные нейронные сети c) GPS d) Прокладка маршрутов Верный ответ: b
3. Какая из следующих способов интерполяции наиболее подходит для создания гладких поверхностей на основе разреженных геоданных? a) Метод кратчайших соседей (nearest neighbor) b) Интерполяция полиномами c) IDW (Inverse Distance Weighting) d) Буферизация Верный ответ: c
4. Какой инструмент ГИС позволяет объединить данные с различных источников, чтобы создать новую базу данных с учетом пространственных отношений? a) Геокодирование b) Дистанционное зондирование c) Геоинформационная система (ГИС) d) Геостатистика Верный ответ: c
5. Какие космические миссии предоставляют данные высокого разрешения для геоинформационного мониторинга, прежде всего, с использованием мультиспектральных снимков? a) MODIS и Sentinel b) Hubble Space Telescope c) International Space Station (ISS) d) GPS Верный ответ: a
6. Какой из следующих методов обработки растра используется для устранения шума и улучшения качества изображений? a) Метод главных компонент (PCA) b) Пространственная фильтрация c) Децимация d) Триангуляция Верный ответ: b
7. Какая из следующих операций чаще всего выполняется при автоматической классификации изображений? a) Растяжение контраста (contrast stretching) b) Морфологические операции c) Выделение регионов интереса (ROI) d) Слияние изображений Верный ответ: b
8. Какой инструмент ГИС позволяет анализировать изменения в использовании земли на основе данных из разных временных точек? a) GPS b) Растровая аналитика c) Картографический проекционный анализ d) Мультигодовой анализ Верный ответ: b
9. Какой тип геоинформационных анализов используется для прогнозирования будущих значений на основе имеющихся данных? a) Пространственная интерполяция b) Пространственная экстраполяция c) Пространственная классификация d) Пространственная регрессия Верный ответ: b
10. Какие из следующих геоинформационных инструментов могут использоваться для мониторинга и анализа изменений в растительном покрове? a) NDVI (Normalized Difference Vegetation Index) b) Геодезический GPS c) Геостатистика d) Пространственная интерполяция Верный ответ: a
11. Какие из ниже перечисленных факторов могут повлиять на точность классификации изображений при использовании методов машинного обучения? a) Разрешение снимков b) Влажность воздуха c) Температура почвы d) Скорость ветра Верный ответ: a
12. Какие из ниже перечисленных инструментов ГИС могут использоваться для анализа и моделирования распространения загрязнений водных ресурсов? a) Разработка туристических маршрутов b) Гидрологическая модель c) Геокодирование d) Карта звездного неба Верный ответ: b
13. Какие космические миссии предоставляют многолетние архивы данных для анализа изменений в окружающей среде и климате? a) MODIS и Landsat b) GPS и Глонасс c) Sentinel и Hubble Space Telescope d) ИСЗ и Союз Верный ответ: a
14. Какой метод интерполяции обычно используется для создания поверхностей на основе точечных данных о высоте, например, при создании цифровой модели рельефа (DEM)? a) Метод кратчайших соседей (nearest neighbor) b) IDW (Inverse Distance Weighting) c) Дистанционное зондирование d) Растеризация Верный ответ: b
15. Какие инструменты ГИС могут использоваться для анализа смены земельного использования и выявления изменений в природной среде? a) Разработка приложений для мобильных устройств b) Геостатистика и многокритериальный анализ c) GPS-навигация и геокодирование d) Съемка астрономических объектов Верный ответ: b
16. Какой метод классификации изображений основан на измерении спектральных характеристик пикселей и их сравнении с известными эталонами? a) Автоматическая классификация b) Полуавтоматическая классификация c) Метод максимальной правдоподобности d) Ручная классификация Верный ответ: a
17. Какой из следующих инструментов ГИС позволяет создавать тематические карты, отображающие распределение классов на изображении? a) Разработка мобильных приложений b) Геокодирование c) Классификация изображений d) Маршрутизация Верный ответ: c
18. Какой метод экстраполяции используется для прогнозирования значений на непосредственно следующий временной шаг на основе предыдущих данных? a) Пространственная экстраполяция b) Прогнозирование с помощью регрессии c) Метод наименьших квадратов d) Пространственная интерполяция Верный ответ: b
19. Какие факторы могут влиять на качество спутниковых снимков, таких как Landsat и Sentinel? a) Геомагнитные бури b) Фаза Луны c) Погодные условия d) Все вышеперечисленное Верный ответ: d
20. Какой инструмент ГИС часто используется для определения оптимальных местоположений для строительства объектов инфраструктуры? a) Анализ сетей b) Геокодирование c) Картирование маршрутов d) Интерполяция Верный ответ: a
21. Какие методы анализа изображений могут использоваться для обнаружения изменений в природной среде, такие как лесные пожары или разрушения? a) Поиск объектов с помощью методов машинного обучения b) Определение координат с помощью GPS c) Геокодирование d) Астрономические наблюдения Верный ответ: a
22. Какие из ниже перечисленных методов обработки растра используются для усреднения значений пикселей и сглаживания изображений? a) Метод максимальной правдоподобности b) Фильтрация c) Морфологические операции d) Геостатистика Верный ответ: b
23. Какие инструменты ГИС могут использоваться для анализа и прогнозирования изменений в климатических условиях и их воздействия на экосистемы? a) Геостатистика и геоаналитика b) Геокодирование и маршрутизация c) Пространственная классификация и интерполяция d) Астрономические наблюдения Верный ответ: a
24. Какой метод классификации изображений основан на ручной разметке объектов на изображении? a) Автоматическая классификация b) Полуавтоматическая классификация c) Ручная классификация d) Метод максимальной правдоподобности Верный ответ: c
25. Какие из ниже перечисленных инструментов ГИС могут использоваться для создания трехмерных моделей местности и городских ландшафтов? a) Геокодирование b) Растровая аналитика c) Пространственная экстраполяция d) Облака точек LiDAR Верный ответ: d
26. Какой инструмент ГИС позволяет находить оптимальные маршруты для перемещения между точками, учитывая различные ограничения, такие как дорожные сети и препятствия? a) Геостатистика b) Пространственная интерполяция c) Анализ сетей d) Растровая аналитика Верный ответ: c
27. Какие из следующих методов анализа пространственных данных могут использоваться для определения характеристик поверхности Земли, таких как наклон, экспозиция и высота? a) Пространственная интерполяция b) Геостатистика c) Анализ растровых данных d) Метод кратчайших соседей (nearest neighbor) Верный ответ: b
28. Какой инструмент ГИС позволяет преобразовать адреса или местоположения в координаты на карте? a) Геостатистика b) Пространственная экстраполяция c) Геокодирование d) Астрономические наблюдения Верный ответ: c
29. Какой тип данных широко используется для представления информации о ландшафтах, границах земельных участков и других пространственных объектах? a) Растровые данные b) Табличные данные c) Геоаналитические данные d) Векторные данные Верный ответ: d
30. Какой метод интерполяции наиболее подходит для предсказания значений в точках, находящихся вне зоны известных данных? a) Интерполяция полиномами b) Пространственная экстраполяция c) Метод кратчайших соседей (nearest neighbor) d) Геостатистика Верный ответ: b

1. Методы обработки __________ данных включают в себя операции фильтрации, сглаживания и выделения границ для анализа геоспецифических явлений.
Ответ: растровых
2. Автоматическая классификация изображений основана на использовании алгоритмов ____________ обучения, таких как методы опорных векторов и нейронные сети, для разделения пикселей на классы.
Ответ: машинного
3. Полуавтоматическая классификация изображений требует участия пользователя для создания ___________ наборов данных и настройки параметров классификации.
Ответ: обучающих
4. ____________ растровых данных позволяет заполнять пробелы в измерениях, используя методы, такие как кригинг и сглаживание сплайнами.
Ответ: интерполяция
5. _____________ растровых данных позволяет прогнозировать значения за пределами имеющихся данных и может использоваться для оценки будущих изменений.
Ответ: экстраполяция
6. Исследования в области геоинформационного мониторинга активно применяют методы глубокого _________ для улучшения точности классификации и анализа изображений.
Ответ: обучения
7. _________ миссии, такие как MODIS, Landsat и Sentinel, предоставляют богатый источник данных для геоинформационного мониторинга Земли.
Ответ: космические
8. MODIS (Moderate Resolution Imaging Spectroradiometer) обеспечивает ежедневное наблюдение за всей поверхностью Земли с относительно высокой пространственной и спектральной ____________ способностью.
ответ: разрешающей
9. Landsat специализируется на мультиспектральных съемках с ________ разрешающей способностью и имеет более чем 40-летнюю историю мониторинга.
Ответ: высокой
10. Спутниковая миссия Sentinel, осуществляемая __________ космическим агентством, обеспечивает открытый доступ к высококачественным данным о среде.
Ответ: Европейским
11. Геоинформационные системы (ГИС) позволяют _________, анализировать и визуализировать данные множества источников для более глубокого понимания географических явлений.
Ответ: интегрировать
12. Геоаналитика применяет __________ методы и пространственный анализ для извлечения знаний из ГИС-данных.
Ответ: статистические
13. __________ обработки космических снимков, такие как ENVI и ArcGIS, позволяют анализировать и обрабатывать изображения с высокой эффективностью.
Ответ: инструменты
14. Remote Sensing Toolkit (RSTK) – ___________ комплекс, предоставляющий библиотеки и инструменты для работы с данными космических снимков, включая MODIS и Landsat.
Ответ: программный
15. Для мониторинга изменений в природных ресурсах и экосистемах широко используются инструменты геоинформационной экологии.
16. Геоинформационный _______ может применяться для выявления и контроля природных бедствий, таких как наводнения, пожары и землетрясения.
Ответ: мониторинг
17. Мультиспектральные изображения позволяют анализировать характеристики поверхности Земли в разных ___________ диапазонах, что полезно для сельского хозяйства и лесоуправления.
Ответ: спектральных
18. Техники свертки и фильтрации применяются для улучшения качества изображений и удаления _______.
Ответ: шумов
19. Использование многосенсорных данных с различных платформ, включая спутники и беспилотные летательные _______, позволяет получать более полную информацию о земной поверхности.
Ответ: аппараты
20. Геоинформационный анализ позволяет оптимизировать ________ транспорта, управлять лесными массивами и прогнозировать заболевания растений.
Ответ: маршруты
21. Пространственное моделирование позволяет прогнозировать течение ________ процессов, таких как распространение эпидемий или движение засухи.
Ответ: природных
22. Методы ________-ориентированной классификации используют информацию о форме и структуре объектов для более точной классификации земельных покровов.
Ответ: объектно
23. Геоинформационный мониторинг может применяться для контроля изменений в _______ среде, таких как расширение застройки и уровень загрязнения воздуха.
Ответ: городской
24. Технологии геопространственной аналитики, такие как ___ Data и искусственный интеллект, значительно улучшают способности анализа данных ГИС.
Ответ: Big
25. Геостатистические методы, такие как кригинг, используются для предсказания пространственных _________ в различных показателях, таких как температура и уровень воды.
Ответ: изменений
26. __________ данных дистанционного зондирования и метеорологических станций позволяет более точно моделировать погодные явления и изменения климата.
Ответ: интеграция
27. Применение геоинформационных инструментов в агрокультуре позволяет улучшить урожайность и оптимизировать использование удобрений и воды, что позволяет достичь уровня ______ земледелия.
Ответ: точного


ПК-1: Способен проводить комплексную географическую экспертизу проектов социально-экономической и экологической направленности на разных территориальных уровнях
1. Какие данные могут быть использованы для оценки климатических условий на определенной территории? a) Высотные данные b) Спутниковые снимки c) Метеорологические измерения d) Гравиметрические данные Верный ответ: c
2. Какой метод выбора местоположения для производственных объектов позволяет учесть экологические и социальные факторы? a) Метод анализа сетей b) Метод анализа иерархий c) Метод главных компонент d) Метод многокритериального анализа Верный ответ: d
3. Какой метод обработки информации может использоваться для обнаружения загрязненной нефтепродуктами территории с помощью спутниковых снимков? a) Дифференциальная интерферометрия b) Полуавтоматическая классификация c) Интерполяция Верный ответ: b
4. Какой инструмент ГИС может использоваться для мониторинга и анализа пожаров на территории? a) Картографический редактор b) Анализ сетей c) Растровая аналитика d) Кластерный анализ Верный ответ: c
5. Какой статистический метод может использоваться для анализа последствий катастрофических явлений, таких как наводнения или землетрясения? a) Т-тест b) Анализ дисперсии c) Регрессионный анализ d) Временные ряды Верный ответ: d
6. Какой инструмент ГИС может быть использован для оценки качества природных ресурсов, таких как водные ресурсы или почвы? a) Геостатистика b) Картирование маршрутов c) Пространственная интерполяция d) Гравиметрия Верный ответ: a
7. Какой метод ГИС используется для определения опасности рисков на территории и принятия мер по их уменьшению? a) Метод главных компонент b) Пространственный анализ c) Геостатистика d) Метод многокритериального анализа Верный ответ: b
8. Какой метод обработки информации о климате используется для построения карт температурных изменений на больших территориях? a) Геостатистика b) Регрессионный анализ c) Интерполяция d) Гравиметрия Верный ответ: c
9. Какой инструмент ГИС позволяет оптимизировать маршруты доставки грузов на основе географических данных? a) Геостатистика b) Анализ сетей c) Пространственная интерполяция d) Картографический редактор Верный ответ: b
10. Какой метод обработки информации о рельефе используется для создания трехмерных моделей местности? a) Интерполяция b) Цифровая фотограмметрия c) Ручная классификация d) Геостатистика Верный ответ: b
11. Какой метод обработки информации о климате используется для анализа временных рядов климатических данных? a) Геостатистика b) Анализ временных рядов c) Интерполяция d) Картирование маршрутов Верный ответ: b
12. Какой метод ГИС может использоваться для анализа зон охраны природных объектов и жилой застройки? a) Растровая аналитика b) Анализ сетей c) Пространственный анализ d) Гравиметрия Верный ответ: c
13. Какой метод ГИС может использоваться для анализа зон охраны природных объектов и жилой застройки? a) Геостатистика b) Гравиметрия c) Пространственный анализ d) Ручная классификация Верный ответ: c
14. Какой инструмент ГИС может быть использован для анализа последствий катастрофических паводков? a) Картирование маршрутов b) Геоаналитические инструменты c) Растровая аналитика d) Пространственный анализ Верный ответ: c
15. Что представляют собой растровые данные в Геоинформационных системах? a) Данные, представленные в виде точек с координатами b) Данные, представленные в виде матрицы пикселей c) Данные, описывающие географические объекты линиями и полигонами d) Данные, описывающие атрибуты объектов Верный ответ: b
16. Что такое "геореференцирование" в Геоинформационных системах? a) Геореференцирование - это процесс создания новых географических объектов. b) Геореференцирование - это процесс установления связи между данными и координатами на карте. c) Геореференцирование - это процесс анализа пространственных данных. d) Геореференцирование - это процесс визуализации данных на карте. Верный ответ: b
17. Что такое "слои данных" в Геоинформационных системах? a) Категории данных, такие как рельеф, водные объекты и растительность b) Специализированные компьютеры для анализа геоданных c) Графические объекты, такие как линии и полигоны d) Числовые данные, представленные в виде таблиц Верный ответ: a
18. Что такое "метаданные" в контексте Геоинформационных систем? a) Метаданные - это числовые данные, описывающие координаты географических объектов. b) Метаданные - это графические изображения объектов на карте. c) Метаданные - это описательная информация о данных, включая их источник, формат, точность и другие характеристики. d) Метаданные - это абстрактные математические модели географических объектов. Верный ответ: c
19. Какие пространственные операции могут быть выполнены в Геоинформационных системах? a) Только суммирование числовых данных b) Объединение географических объектов, наложение слоев, вычисление расстояний и площадей c) Только построение графиков и диаграмм d) Только ввод данных с GPS Верный ответ: b
20. Что такое географические координаты и какие две основные системы координат используются в ГИС? a) Географические координаты - это числа, описывающие размер и форму Земли. Основные системы координат: десятичные градусы и минуты. b) Географические координаты - это буквенные обозначения местоположения, используемые в навигации. Основные системы координат: A, B, C, D. c) Географические координаты - это числа, описывающие расположение точки на Земле в десятичных градусах. Основные системы координат: градусы-минуты-секунды и десятичные градусы. d) Географические координаты - это числа, описывающие высоту над уровнем моря. Основные системы координат: метры и футы. Верный ответ: c
21. Какие данные могут быть представлены с использованием векторных геоданных в ГИС? a) Геологические данные о составе почвы b) Изображения облаков снимаемые со спутника c) Контурные данные о реках и озерах d) Текстовые описания погодных условий Верный ответ: c

1. Методы обработки информации о рельефе в ГИС позволяют создавать ______ модели местности (ЦММ) и анализировать характеристики местоположения для размещения объектов.
Ответ: цифровые
2. Выбор местоположения для производственных объектов включает в себя анализ _________ ресурсов, транспортных маршрутов и влияния на окружающую среду.
Ответ: доступности
3. Учет зон охраны природных объектов и жилой застройки в ГИС позволяет соблюдать законы и нормативы, регулирующие использование _________ участков.
Ответ: земельных
4. Геоинформационные системы используются для анализа и прогноза _______, а также для определения наиболее подверженных возгоранию регионов.
Ответ: пожаров
5. ГИС позволяют анализировать последствия _________ явлений, таких как наводнения и землетрясения, и оценивать их воздействие на окружающую среду.
Ответ: катастрофических
6. _______ качества природных ресурсов и их объемов с помощью ГИС позволяет оптимизировать их управление и использование.
Ответ: оценка
7. ГИС используются для оценки опасностей и рисков природных и __________ угроз, связанных с размещением производственных объектов.
Ответ: антропогенных
8. Геоинформационные системы помогают определять возможности организации ________ производства на различных географических объектах, учитывая их специфику.
Ответ: промышленного
9. Анализ пространственных данных о _________ позволяет выявлять места с высоким риском схода лавин и опасных склонов.
Ответ: рельефе
10. Анализ местоположения для экологически ответственных объектов учитывает ______ от природных заповедников и биосферных резерватов.
Ответ: удаленность
11. В ГИС можно интегрировать данные о биоразнообразии и распределении видов для разработки планов _________ и восстановления природы.
Ответ: охраны
12. Геоинформационные системы используются для мониторинга изменений земельного покрытия и выявления незаконных ________ лесов.
Ответ: рубок
13. Для определения зон охраны природных объектов и жилой застройки учитывается геодезическая информация и ___________ границ территорий в виде кадастровых участков.
Ответ: координаты
14. Анализ загрязненных нефтепродуктами территорий позволяет определить масштабы экологического ___________ и планировать мероприятия по реабилитации.
Ответ: ущерба
15. Геоинформационные системы используются для создания карт рисков и идентификации зон повышенной опасности для ________.
Ответ: населения
16. Оценка ________ или состояния природных ресурсов включает в себя анализ состава почвы, воды и воздуха в экосистемах.
Ответ: качества
17. ГИС могут помочь в анализе рисков, связанных с размещением химически опасных объектов. Они могут учитывать такие факторы, как близость к населенным пунктам, особенности ландашфта, направление ветра и распространение опасных веществ при _____.
Ответ: авариях
18. ГИС могут помочь оптимизировать распределение ___________ ресурсов, таких как пожарные станции и скорая помощь, чтобы обеспечить быстрое реагирование в случае аварии на опасном объекте.
Ответ: административных
19. Геоинформационные системы помогают определять наилучшие пути и места для максимальной ________ размещения производственных сил.
Ответ: эффективности
20. _________ системы облегчают принятие обоснованных решений в области природопользования и экологии, учитывая сложные взаимосвязи между различными аспектами природы и человеческой деятельности.
Ответ: геоинформационные

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Основные понятия геоинформатики
2. Ввод данных в ГИС
3. Типы и источники пространственных данных
4. Представление пространственных объектов в БД.
5. Системы управления базами данных в ГИС
6. Качество данных и контроль ошибок
7. Особенности интеграции разнотипных данных
8. Преобразование систем координат (проекций). Трансформирование векторных и растровых изображений.
9. Пространственные и атрибутивные запросы к БД.
10. Создание аналитических карт по данным атрибутивных таблиц БД.
11. Создание тематических карт на основе методов пространственного моделирования в ГИС.
12. Картометрические функции.
13. Построение системы картографических знаков и размещение надписей.
14. Основные концепции ГИС в управлении природопользованием.
15. Аспекты создания элементов ГИСУП: инструментальный, технологический, техноло-гический.
16. Основные подходы к созданию ГИС управления природопользованием.
17. Основные понятия и определения, которые формируют представление об управлении природопользованием как информационном процессе.
18. Особенности современного подхода к управлению.
19. Основные этапы технологии управления, как информационного процесса.
20. Типы ГИСУП по технологическим этапам (по С. Л. Широковой, 2003)
21. Характеристика принципиальной структуры ГИСУП.
22. Главные показатели, используемые в ГИСУП.
23. Типы моделей в зависимости от характера оцениваемой информации.
24. Отображение показателей качества окружающей среды
25. Характеристика подходов при анализе альтернативных стратегий управления.
26. Оценка состояния качества окружающей среды.
27. Организация информационной поддержки реализации стратегии управления

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К.В. Шошина, Р.А. Алешко Геоинформационные системы и дистанционное зондирование.Ч.1.: учебное пособие Архангельск : ИД САФУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=312310
Л1.2 О.И. Жуковский Геоинформационные системы: учебное пособие Томск: Эль Контент, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Д.А. Ловцов; А.М. Черных Геоинформационные системы: учебное пособие Москва: Российская академия правосудия, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Зеливянская О.Е. Геоинформационные системы: лабораторный практикум Ставрополь : СКФУ, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 GIS-Lab: Геоинформационные системы и Дистанционное зондирование Земли – неформальное сообще-ство специалистов в области ГИС и ДЗЗ gis-lab.info
Э2 Геоинформационный портал ГИС-Ассоциации www.gisa.ru
Э3 NextGIS: Открытые геотехнологии: nextgis.ru
Э4 QGIS: Свободная географическая информационная система с открытым кодом: www.qgis.org
Э5 GeoFAQ: советы по ГИС, САПР, СУБД www.geofaq.ru
Э6 Лаборатория АгроГИС-технологий. Консультации по ГИС Калуга: npk-kaluga.ru
Э7 курс на открытом образовательнос портале "Геоинформационные системы и технологии в управлении природопользованием" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader
(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TO
U-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/),
(бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Справочная информационная система ArcGIS Resources online: http://resources.arcgis.com/ru/help/
2. Онлайн-энциклопедия «Вики-GIS-Lab»: http://wiki.gis-lab.info/w/Категория:Опубликованные_статьи

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно знакомится с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, или дополняет конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов
Лабораторные занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на приобретение практических умений и навыков. Лабораторные занятия проводятся на компьютерах, что позволяет студентам привить практические навыки работы с различными ГИС-приложениями, получить опыт самостоятельной работы.
Каждая лабораторная работа содержит название темы, практическое задание, описание порядка выполнения работы. В зависимости от подготовленности учебной группы и отдельных студентов преподаватель вправе перераспределить учебные часы между лабораторными работами.
Справочный материал содержит сведения, необходимые студенту для выполнения лабораторной работы, а также может содержать пример выполнения задания. Задание выполняется студентом на компьютере и сохраняется в виде файла в папке, указанной преподавателем. Преподаватель проверяя результат задания, задает контрольные вопросы и просит выполнить отдельные операции, позволяющие выяснить степень самостоятельности выполнения и уровень овладения требуемыми умениями и навыками.

8.3. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие в лабораторных работах.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.