МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по экологическому мониторингу

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкологический мониторинг и экобезопасность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Экология и природопользование_ЭМиЭБ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 32 32 32 32
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, Бобина И.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., Зам.дир. по научной работе ИВЭП СО РАН, Безматерных Д.М.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по экологическому мониторингу

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 897)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - ознакомление студентов с различными методами оценки качества окружающей среды и способствовать развитию практических навыков работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен применять экологические методы исследований для решения научно-исследовательских и прикладных задач профессиональной деятельности
ОПК-3.1 Знает современные методы и подходы в изучении экологических проблем
ОПК-3.2 Умеет оценивать экологическое состояние окружающей среды в зависимости от уровня техногенной нагрузки
ОПК-3.3 Владеет навыками применения экологических методов для решения прикладных задач в профессиональной деятельности
ПК-2Способен проводить экологический мониторинг состояния окружающей среды и оценивать влияние хозяйственной деятельности человека на экосистемы различного уровня
ПК-2.1 Знает методы проведения экологического мониторинга и оценки состояния окружающей среды
ПК-2.2 Умеет оценивать степень влияния и ущерба техногенного характера для окружающей среды
ПК-2.3 Владеет навыками проведения экологического мониторинга состояния окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает методы проведения экологического мониторинга и оценки состояния окружающей среды;
Знает современные методы и подходы в изучении экологических проблем.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет оценивать степень влияния и ущерба техногенного характера для окружающей среды;
Умеет оценивать экологическое состояние окружающей среды в зависимости от уровня техногенной нагрузки.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Умеет оценивать степень влияния и ущерба техногенного характера для окружающей среды;
Владеет навыками применения экологических методов для решения прикладных задач в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экологический мониторинг и оценка состояния атмосферного воздуха
1.1. Расчет загрязнения атмосферы Лабораторные 2 4 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.4, Л2.2, Л1.6
1.2. Методика расчета ПДВ в атмосферу Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.4, Л2.2, Л1.6
1.3. Оценка качества снежного покрова Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.4, Л2.2, Л1.6
1.4. Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны обыкновенной для оценки загрязнения атмосферы Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.4, Л2.2, Л1.6
1.5. Определение содержания свинца в хвойных иголках. Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.4, Л2.2, Л1.6
1.6. Основные принципы биоиндикации. Виды-биоиндикаторы. Отбор проб атмосферного воздуха. Биоиндикация загрязнения наземных экосистем, природных вод, почв. Определение состояния окружающей среды по комплексу признаков у хвойных. Физико-химические методы оценки экологического состояния воздушной среды. Сам. работа 2 20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.4, Л2.2, Л1.6
Раздел 2. Экологический мониторинг и оценка состояния вод
2.1. Расчет предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водную среду Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.4, Л2.2, Л1.6
2.2. Расчет необходимой степени очистки сточных вод на локальных очистных сооружениях Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.4, Л2.2, Л1.6
2.3. Химический анализ поверхностных вод Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.4, Л2.2, Л1.6
2.4. Биоиндикация загрязнения природных вод Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.4, Л2.2, Л1.6
2.5. Сам. работа 2 20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.4, Л2.2, Л1.6
Раздел 3. Экологический мониторинг и оценка состояния почв
3.1. Обработка и нормирование результатов мониторинга почв Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.4, Л2.2, Л1.6
3.2. Определение массы и объема осадка, образовавшегося после очистки бытовых сточных вод, используемого в качестве удобрения для сельскохозяйственного объекта Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.4, Л2.2, Л1.6
3.3. Сам. работа 2 18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.4, Л2.2, Л1.6
Раздел 4. Оценка экологического риска
4.1. Оценка экологического риска предприятий Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.4, Л2.2, Л1.6
4.2. Расчет характеристик риска для здоровья населения Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.4, Л2.2, Л1.6
4.3. Оценка риска угрозы здоровью при воздействии пороговых токсикантов Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.4, Л2.2, Л1.6
4.4. Оценка риска при воздействии беспороговых токсикантов (не радиоактивных канцерогенов) Лабораторные 2 2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.4, Л2.2, Л1.6
4.5. Сам. работа 2 18 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.5, Л1.4, Л2.2, Л1.6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Мониторинг, позволяющий оценить современное состояние всей природной системы Земля называется:
1. Глобальный
2. Региональный
3. детальный
4. локальный
5. биосферный
2. Мониторинг, наблюдающий за параметрами геосферы называется:
1. биоэкологический
2. климатический
3. геоэкологический
4. геосферный
3. Мониторинг промышленных выбросов существляется гос. Службой:
1.ЕГСМ
2. ГСН
3.Госкомэкология
4. ГЭМ
5. СИАК
4. Основные производственно - хозяйственный нормативы для воздушной среды– это:
1. ПДУ
2. ПДК
3. ПДС
4. ПДВ
5. ВСС
5. Экологической нормой (по статическому признаку) называют такое состояние земель, когда общая площадь нарушенных земель менее:
1. 5 %
2. от 5 до 20 %
3. от 20 до 50 %
4. более 50 %
6. Метод измерения концентрации вещества в растворе, основанный на изменении электрохимических параметров (потенциал, ток) называется:
1. аэрокосмическим
2. колориметрическим
3. титриметрических
4. биоиндикационным
5. вольтамперометрическим
7.К шумам относятся акустические колебания с частотой:
1.0-20 Гц
2.20-200 Гц
3.200-2000 Гц
4.20-20000 Гц
5. более 20000 Гц
8. Величина, учитывающая чувствительность к облучению различных тканей человека
1.поглощенная доза
2. энергетическая экспозиция
3. уровень интенсивности
4. экивалентная доза
5. эффективная доза ионизирующего излучения
9. К источникам естественных электромагнитных полей относится:
1. электромагнитное поле земли
2. бытовая техника
3. воздушные линии электропередач
4. солнечные лучи
5. морские волны
10.Для регистрации ионизирующих излучений и измерения их параметров используют:
1.шумомеры
2.люксометры
3.дозиметры
4. Фотоэлектроколориметры (ФЭК)
5. хроматографы
11.Инфразвук - это акустические колебания с частотой:
1.0-20 Гц
2.20-200 Гц
3.200-2000 Гц
4.20000-1000 М Гц
5. более 20000 Гц
12. Тяжелые металлы относятся к загрязнениям:
1.Микробиологическим
2. Энергетическим
3. Химическим
4. Макробиологическим
13.Мониторинг, позволяющий оценить современное состояние природной среды в отдельных крупных районах называется:
1. Глобальный
2. Региональный
3. детальный
4. локальный
5. биосферный
14. Мониторинг, наблюдающий за состоянием и изменением климата называется:
1. биоэкологический
2. климатический
3. геоэкологический
4. геосферный
15. Сбором информации о фактических и ожидаемых неблагоприятных изменениях состояния окружающей природной среды занимается гос. Служба:
1.ЕГСМ
2. ГСН
3.Госкомэкология
4. ГЭМ
5. СИАК
16. Экологическим кризисом (по статическому признаку) называют такое состояние земель, когда общая площадь нарушенных земель менее:
1. 5 %
2. от 5 до 20 %
3. от 20 до 50 %
4. более 50 %
17. Метод измерения концентрации вещества в растворе, основанный на титровании называется:
1. аэрокосмическим
2. колориметрическим
3. титриметрических
4. биоиндикационным
5. вольтамперометрическим
18. Стационарные посты служат для наблюдения за
1 загрязнением воздуха под заводскими трубами
2. наиболее загрязняемых местах города
3. границами парковых зон
4. местами плотной застройки
5. загрязнением почвы под заводскими трубами
19. К дистанционному методу экологического мониторинга относится:
1. аэрокосмическим
2. колориметрическим
3. титриметрических
4. биоиндикационным
5. вольтамперометрическим
20. Подфакельные посты служат для наблюдения за
1 загрязнением воздуха под заводскими трубами
2. наиболее загрязняемых местах города
3. границами парковых зон
4. местами плотной застройки
5. загрязнением почвы под заводскими трубами
21.Человек слышит акустические колебания с частотой:
1.0-20 Гц
2.20-20000 Гц
3.200-2000 Гц
4.2000-20000 Гц
5. более 20000 Гц
22.Единица измерения для уровня интенсивности звука это:
1. Гц
2. м2
3. дБ
4. Вольт
5. Грей
23. По всей РФ имеют единое значения-
1. ПДВ
2. ПДС
3. ПДК
4. ВСВ
5. ВСС
24. Процессы стратификации характеризуются критерием
1. Вехнэра
2. Фебера
3. Бофорта
4. Ричардсона
5.Израэль
25. Чужеродные биоте вещества называются
1. Персистентные
2. Органические
3. Неорганические
4. Биологические
5. Микробиологические
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Состав атмосферного воздуха.
2. Характеристики атмосферных слоев.
3. Озоновый слой планеты.
4. Роль углекислого газа в окружающей среде.
5. Особенности лишайников как тест-объектов.
6. Виды лишайников, применяемых при биотестировании.
7. Устойчивость лишайников к загрязнениям.
8. Примеси, влияющие на прозрачность и мутность воды.
9. Пути поступления кислорода в водные объекты.
10. Почему в зимний и летний периоды в водоемах содержится различное количество растворенного кислорода?
11. Источники загрязнения почв.
12. Источники образования отходов в машиностроении.
13. Методы определения токсичности почв.
14. Пути миграции ионов тяжелых металлов в почве.
15. Виды тест-объектов, применяемых при биотестировании почв.
16. Воздействие шума на живые организмы. Уровни воздействия.
17. Разноуровневая биоиндикация, специфика использования каждого уровня.
18. Использование метода флуктуирующей асимметрии для оценки состояния среды.
19. Почвенные беспозвоночные как индикаторы состояния среды.
20. Основные виды прогнозов и методы прогнозирования.
21. Явления, возникающие у растений под влиянием загрязнения воды
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету
1. Экологический мониторинг. Его задачи, структура.
2. Классификация видов мониторинга.
3. Санитарно-гигиенические показатели. Экологические критерии. Оценка степени антропогенных изменений природных сред. Предельно допустимые концентрации (ПДК), предельно допустимые выбросы (ПДВ), предельно допустимые уровни (ПДУ), их преимущества и недостатки.
4. Биотическая концепция оценки окружающей среды и ее преимущества.
5. Экологические основы биоиндикации.
6. Традиционные методы санитарно-гигиенического контроля окружающей среды, их достоинства и недостатки.
7. Виды антропогенного воздействия на окружающую среду.
8. Специфическая и неспецифическая биоиндикация.
9. Факторы среды, обуславливающие мутагенез.
10. Разноуровневая биоиндикация, специфика использования каждого уровня.
11. Факторы среды, обуславливающие канцерогенез.
12. Принципы подбора биоиндикаторов.
13. Признаки нарушения в экосистемах деструкционных процессов.
14. Видовое разнообразие как показатель состояния экосистем.
15. Растения и их признаки, используемые при биоиндикации атмосферных загрязнений.
16. Птицы – индикаторы болезней леса.
17. Почвенные беспозвоночные как индикаторы состояния среды.
18. Использование птиц для оценки состояния среды.
19. Насекомые – фитофаги как индикаторы загрязнения среды.
20. Биоиндикация радиоактивных загрязнений.
21. Индикаторы серийных стадий сукцессий лесных экосистем.
22. Параметры лесных экосистем, используемые при биологической индикации.
23. Использование амфибий для оценки состояния среды.
24. Техногенные сукцессии, их признаки, стадии.
25. Мелкие млекопитающие как индикаторы состояния среды.
26. Использование метода флуктуирующей асимметрии для оценки состояния среды.
27. Климатический мониторинг.
28. Мониторинг загрязнения.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бобина И. В., Соколова Г.Г., Шарлавева Е. А. Большой практикум по экологии Ч. 1 Экологический мониторинг воды: учебное пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.2 Бобина И. В, Соколова Г. Г., Шарлаева Е. А. Большой практикум по экологии Ч. 2. Экологический мониторинг состояния почв: Учебное пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.3 И. В. Бобина, Г. Г. Соколова, Е. А. Шарлаева, Р. В. Яковлев Большой практикум по экологии: Ч. 3 : Экологический мониторинг качества воздушной среды: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2019 elibrary.asu.ru
Л1.4 Иваненко Н.В., Ярусова С.Б. Экологический мониторинг: практикум: учебное пособие ВГУЭС, 2018 e.lanbook.com
Л1.5 Зубарева О.Н. Обследование, мониторинг и экологическая оценка территорий: учебное пособие СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2017 e.lanbook.com
Л1.6 И. В. Ефремов, Н. Н. Рахимова Техногенные системы и экологический риск: Практикум: практикум ОГУ, 2015 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколова Г.Г., Шарлаева Е.А. Практикум по биоиндикации экологического состояния окружающей среды: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006
Л2.2 Е. Г. Бобренко, Л. В. Коржова Охрана окружающей среды : учебное пособие , 2019 e.lanbook.com
Л2.3 Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru
Э2 http://www.biblioclub.ru
Э3 http://www.ecolife.ru
Э4 http://elibrary.ru
Э5 Курс в Moodle "Научно-исследовательский практикум по экологическому мониторингу" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Интернет-ресурсы, мультимедийный проектор
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://ecoportal.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
201Л лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.