МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Использование, охрана и восстановление лесных экосистем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкологический мониторинг и экобезопасность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Экология и природопользование_ЭМиЭБ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., Доц., Овчарова Н.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., Профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Использование, охрана и восстановление лесных экосистем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 897)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева Марина Михайловна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева Марина Михайловна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1.1. Сформировать представление о текущем состоянии и ключевых тенденция развития лесного комплекса в мире и в России как об области практической деятельности, имеющей биологические, социально- экономические и правовые основы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен планировать и организовывать научно-иследовательскую работу по изучению биразноообразия, оценке качества и экобезопасности окружающей среды
ПК-1.1 Знает основные принципы организации научно-исследовательской работы в сфере изучения биоразнообразия и устойчивости природных экосистем
ПК-1.2 Умеет планировать научно-исследовательскую работу по изучению биоразнообразия и оценке качества и экобезопасности окружающей среды
ПК-1.3 Владеет навыками организации научно-исследовательской работы по оценке качества и экобезопасности окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает требования международных и российских стандартов в области экологического менеджмента, а также подходы к определению значимых экологических аспектов и связанных с ними экологических воздействий.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет проводить оценку экологических рисков и мероприятия по предупреждению и минимизации последствий проявления антропогенных и природных факторов экологической опасности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Имеет навыки определения неблагоприятных влияний (рисков) и потенциальных благоприятных влияний (возможностей) на окружающую среду и планирование действий в их отношении.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Характеристика лесного комплекса Российской Федерации и в мировом масштабе.
1.1. Текущее состояние и ключевые тенденции развития лесного комплекса в мире и в России. Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Основные хозяйственные сферы лесного комплекса: лесное хозяйство и лесная промышленность. Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.3. Площади мирового лесного покрова. Общие сведения. Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.4. Леса России. Общая классификация лесной растительности Российской Федерации. Лесотипологическая характеристика лесных фитоценозов России. Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.5. Лесная растительность Алтайского края и её общая характеристика. Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Целевое видение лесного комплекса, цели и задачи стратегии развития лесного комплекса.
2.1. Ведение лесного хозяйства на принципах устойчивого управления лесами, сохранения экологической и социальной роли лесов. Лекции 4 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2
2.2. Удовлетворение лесным хозяйством общественных потребностей в древесном сырье и других лесных ресурсах. Лекции 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2
2.3. Современные технологии использования и воспроизводства лесов, охраны и защиты лесов от пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов, противодействия незаконным рубкам и обороту незаконно заготовленной древесины. Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Государственное управление лесами.
3.1. Правовая основа для формирования рыночных отношений в лесном хозяйстве и конкурентной среды в области освоения лесов. Лекции 4 0 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Перечень видов использования лесов. Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Лесной кодекс Российской Федерации. Сам. работа 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Управление лесами, имеющими существенное социально-экологическое значение (городские леса, леса "зеленого пояса" вокруг населенных пунктов - лесопарковые и зеленые зоны). Сам. работа 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2
3.5. Система мониторинга лесов (федеральная государственная информационная система "Информационная система дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства", лесопожарный и лесопатологический мониторинг, мониторинг радиационной обстановки в лесах, мониторинг воспроизводства лесов). Сам. работа 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2
3.6. Охрана и защита лесов. Системы платежей за пользование лесами. Варианты и подходы к определению платы за использование лесов, в том числе рентный подход. Сам. работа 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Лесная промышленность. Удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении экологических и социальных функций леса.
4.1. Характеристика наиболее распространенного вида использования лесов - заготовка древесины. Обеспечение глубокой переработки добываемой древесины на базе строительства новых и расширения существующих предприятий по переработке древесины. Лекции 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2
4.2. Производство пиломатериалов. Основные объемы экспорта российских пиломатериалов. Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2
4.3. Целлюлозно-бумажная промышленность. Практические 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2
4.4. Производство древесных плит: древесноволокнистые плиты, древесно-стружечные плиты и ориентированно-стружечные плиты. Сам. работа 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2
4.5. Производство мебели, фанеры. Лесохимия. Деревянное домостроение. Мировой спрос на пеллеты, используемые в качестве биотоплива. Сам. работа 4 9 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-1: Способен планировать и организовывать научно-исследовательскую работу по изучению биоразнообразия, оценке качества и экобезопасности окружающей среды.

ПК-1.1 Знает основные принципы организации научно-исследовательской работы в сфере изучения биоразнообразия и устойчивости природных экосистем
ПК-1.2 Умеет планировать научно-исследовательскую работу по изучению биоразнообразия и оценке качества и экобезопасности окружающей среды
ПК-1.3 Владеет навыками организации научно-исследовательской работы по оценке качества и экобезопасности окружающей среды

Тестовые задания

1. Главный нормативный акт, определяющий особенности использования и охраны лесных ресурсов – это:
а) Лесной кодекс РФ;
б) Земельный кодекс РФ;
в) Водный кодекс РФ;
г) Административный кодекс РФ;

2. Требования пожарной безопасности в лесу регламентируются?
а) Лесным кодексом;
б) правилами пожарной безопасности в лесах;
в) правилами санитарной безопасности в лесах;
г) лесотаксационными документами

3. Какое юридическое понимание леса закреплено в законодательстве Российской Федерации?
а) лес – совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение;
б) лес – это природный ресурс или экосистема;
в) лес является объектом недвижимости;
г) лес – это биогеоценоз, где доминируют древесные жизненные формы

4. Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются:
а) лесхозы;
б) лесничества;
в) леспромхозы;
г) лесокомбинаты.

5. Простым по форме является лесное насаждение:
А) состоящее из одной лесообразующей породы;
Б) с низкой полнотой древостоя;
В) состоящее из одноярусного древостоя;
Г) состоящее из двухъярусного древостоя.

6. Лес с преобладанием в его составе мелколистных пород деревьев:
А) бор;
Б) суборь;
В) мелколиственный лес;
Г) хвойный лес.

7. Напочвенный слой, образовавшийся в лесу из растительного опада:
а) лишайниковый покров;
б) моховой покров;
в) живой напочвенный покров;
г) лесная подстилка.

8. Наиболее влаголюбивые породы:
а) дуб и липа
б) можжевельник и фисташка
в) сосна и акация
г) ива и ольха

9. В лесах заповедников допускаются только:
a) прочие рубки, соответствующие заповедному режиму;
б). рубки промежуточного пользования;
в) прочие рубки и рубки промежуточного пользования;
г) не допускаются никакие рубки.

10. К какому классу относят деревья, у которых крона сужена, часто недоразвита, односторонне развита?
а) отмирающие или мертвые;
б) угнетенные;
в) доминирующие;
г) передоминирующие

Задания открытого типа

1. Отдельная отрасль, занимающаяся изучением проблем лесных биоценозов – это…

2. Группа растений в лесу, произрастающих в тени деревьев, которые образуют древесный полог, состоящий из кустарников и низких деревьев, которые никогда не вырастают до высоты основного древостоя – это …

3...– это растения, в т. ч. древесные, произрастающие на наименее плодородных почвах:

4. Класс бонитета – показатель продуктивности насаждения в определенных лесорастительных условиях, определяют с учетом….


5. Вид лесного пожара, распространяющийся по напочвенному покрову – …

6. … особый метод лесопользования, при котором на месте вырубленного леса высаживается новый, это единственный интенсивный способ использования лесов


7. Учет и всесторонняя материальная оценка лесных ресурсов, определение технических характеристик (таксационного описания и плана) насаждений, определение их возраста, запаса (количества) древесины, прироста и объема отдельных деревьев и их частей – это

8. …– это рубка главного пользования, при которой весь древостой вырубается за один прием

9. Лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства относятся к …


10. Отрасль народного хозяйства в функции которой входит: изучение и учёт лесов, их воспроизводство, охрана от пожаров, вредителей и болезней, регулирование лесопользования, контроль за использованием лесных ресурсов –….



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Леса и лесные ресурсы России.
2. Структура и динамика лесов и земель лесного фонда РФ.
3. Ресурсно-экологический потенциал лесов РФ.
4. Состояние и проблемы лесного комплекса РФ.
5. Характеристика текущего состояния и ключевых тенденций развития лесного комплекса в мире и в России
6. Принципы, цели и задачи лесной политики. Роль государства в регулировании лесных отношений.
7. Основные направления развития лесного законодательства. Совершенствование организационной и функциональной структуры управления лесами.
8.Совершенствование экономического механизма управления лесами, системы лесного планирования.
9. Международные конвенции и процессы по устойчивому управлению лесами.
10. Законодательство и устойчивое управление лесами в России. Полномочия органов государственной власти в области лесных отношений.
11. Понятие использования лесов. Виды использования лесов, связанные и не связанные с предпринимательской деятельностью.
12. Право собственности и иные права на лесные участки.
13. Нормативно-правовая основа охраны и защиты лесов. Понятие охраны и защиты лесов.
14. Правила пожарной безопасности в лесах. Мониторинг пожарной опасности, тушение лесных пожаров.
15. Правила санитарной безопасности в лесах.
16. Лесопатологический мониторинг.
17. Нормативно-правовая основа управления лесами.
18. Лесные планы субъектов РФ. Лесохозяйственные регламенты лесничеств. Проекты освоения лесов. Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов.
19. Государственный кадастровый учет лесных участков.
20.Нормативно-правовая основа воспроизводства лесов. Понятие воспроизводства лесов.
Правила ухода за лесами.
21. Нормативно-правовая основа государственного лесного контроля и надзора. Ответственность за нарушение лесного законодательства.
22. Нормативно-правовая основа исчисления платы за использование лесов по видам использования.
23. Нормативно-правовая основа проведения лесоустройства. Понятие лесоустройства. Содержание лесоустройства.
24. Законодательная основа сертификации в России. Инициативы в области сертификации лесов в России. Деятельность неправительственных экологических организаций.
25. Участие население и общественности в лесоуправлении.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Лес как природная система на разных уровнях. Роль учения В.Н. Сукачева о лесных биогеоценозах в познании природы леса.
2. Факторы лесообразования. Понятие о лесном фитоценозе (насаждении). Компоненты насаждения: древостой, подрост, подлесок, напочвенный покров. Распределение фитомассы в насаждении.
3. Некоторые аспекты влияния человека на лес. Сознательное и бессознательное влияние на лес. Основные направления влияния человека на лес негативного и позитивного характера. Современное состояние лесов России в связи с воздействием антропогенных факторов.
4. Средообразующая (эколого-защитная) роль леса. Категории защитных лесов в соответствии с Лесным Кодексом РФ (2006 г.). Водоохранные и почвозащитные леса.
5. Возобновление леса. Биология, экология и география возобновления леса. Семенное возобновление. Семенная продуктивность леса. Возобновление под пологом леса и в условиях открытого места. Роль живого напочвенного покрова, подлеска и подстилки под пологом леса и в условиях открытого места. Вегетативного размножение леса. Методы изучения и оценки возобновления леса. Существующие подходы к установлению критериев оценки и составлению шкал успешности возобновления леса.
6. Рубка - форма активного воздействия на леса, позитивные и негативные последствия ее.
7. Системы рубок. Сущность рубок главного пользования, рубок ухода и комплексных рубок. Назначение систем рубок, задачи рубок в лесах разного назначения.
8. Цели, задачи и сущность лесоустройства. Роль проф. М.М. Орлова. Методы лесоустройства и лесоинвентаризации. Экономическое, лесоводственное, лесотаксационное обоснования проведения лесоустройства. Установление таксационных нормативов для лесоинвентаризации. Хозяйственное разделение лесного фонда.
9. Формы лесного хозяйства. Теоретические основы и организационные системы регулирования лесопользования. Анализ организационно-технических категорий лесохозяйственного производства (оборот хозяйства, оборот рубки, возраст рубки).
10. Классификация видов пользования лесом. Назначение и обоснование хозяйственных мероприятий. Состав выходных документов лесоустройства. Основные положения лесного законодательства России.
11. История развития лесоводства в России. Основные деятели и ученые, вложившие вклад в формирование и становление лесного дела в России: И.Т. Посошков, В.Н. Татищев, С.П. Крашенников, М.В. Ломоносов, А.Т. Болотов, Г.Ф. Морозов, Ф.К. Арнольд и др.
12. История развития лесоводства за рубежом.
13. Экологические функции леса (водоохранная, водорегулирующая, почвообразующая, поддержание биоразнообразия, климообразующая, санитарногигиеническая и рекреационная).
14. Переработка и использование лесохимического сырья (дегтекурение и углежжение, смолоскипидарное производство, пиролиз, газификация древесины, производство эфирных масел, хлорофилло-каротиновой пасты и хвойно-витаминной муки, канифольно-экстракционное производство, гидролизное производство, производство целлюлозы, получение талловой канифоли).
15. Общие положения Лесного кодекса. Использование лесов.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Галушин В.М., Константинов В.М., Жигарев И.А., Челидзе Ю.Б., Константинов В.М. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
Л1.2 Барышников Г.Я., Н. В. Краснослабодцева Природно-хозяйственный каркас переходной зоны Алтая : Монография Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
Л1.3 М. М. Силантьева, Н. В. Карлова, О. Н. Мироненко Основы экологии, природопользования, охраны природы и экологического права: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Д. Н. Голотвин, С. И. Обиремко, А. Я. Троцковский Организационно-экономические и пространственные аспекты развития лесного комплекса Алтайского края: монография Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 редкол.: С. И. Авцинов и др. Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории: энциклопедия Барнаул, 2009 7
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "АлтГУ" elibrary.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 Правовая поддержка по всем направлениям природопользования и экологическому праву (кодексы, законы и другие материалы). СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э4 Красная книга Алтайского края. Растения и грибы www.altairegion22.ru
Э5 База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)». Содержит данные о распространении животных, растений, грибов и микроорганизмов на планете, изображения в природе и коллекциях www.gbif.org
Э6 Справочник. Информационная система "Биоразнообразие России. Ботаника" www.binran.ru
Э7 Курс "Moodle" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Лекции в электронном варианте в «PowerPoint» по всем разделам.
Видеопроектор, ноутбук, переносной экран. На компьютере должны быть установлены средства MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "АлтГУ" http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru/
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/
Красная книга Алтайского края. Растения и грибы http://www.altairegion22.ru/territory/info/redbook/
База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)». Содержит данные о распространении животных, растений, грибов и микроорганизмов на планете, изображения в природе и коллекциях https://www.gbif.org
Справочник. Информационная система «Биоразнообразие России. Ботаника http://www.binran.ru/resources/archive/biodiv/
Лесной форум Гринпис России http://www.forestforum.ru/
Российский национальный совет по лесной сертификации http://www.pefc.ru/
Российский центр защиты леса http://www.rcfh.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Использование, охрана и восстановление лесных экосистем» является формирование представления о текущем состоянии и ключевых тенденция развития лесного комплекса в мире и в России как об области практической деятельности, имеющей биологические, социально- экономические и правовые основы. Задачами дисциплины являются: создание представления о международных и российских стандартах в области экологического менеджмента, а также подходы к определению значимых экологических аспектов и связанных с ними экологических воздействий; формирование умения проводить оценку экологических рисков и мероприятия по предупреждению и минимизации последствий проявления антропогенных и природных факторов экологической опасности; обучение навыкам определения неблагоприятных влияний (рисков) и потенциальных благоприятных влияний (возможностей) на окружающую среду и планирование действий в их отношении.
Дисциплина состоит из 4 разделов. При знакомстве с разделом – «Характеристика лесного комплекса Российской Федерации и в мировом масштабе» для магистранта важным является знакомство с текущем состоянием и ключевыми тенденциями развития лесного комплекса в мире и в России. В разделе «Целевое видение лесного комплекса, цели и задачи стратегии развития лесного комплекса» обучающиеся учатся давать определение лесного хозяйства на принципах устойчивого управления лесами, сохранения экологической и социальной роли лесов. При освоении раздела «Государственное управление лесами» рассматриваются особенности правовой основы для формирования рыночных отношений в лесном хозяйстве и конкурентной среды в области освоения лесов. В разделе «Лесная промышленность. Удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении экологических и социальных функций леса» обучающиеся знакомятся с характеристикой наиболее распространенного вида использования лесов - заготовка древесины, а также производство пиломатериалов, целлюлозно-бумажная промышленность, производство древесных плит, мебели, фанеры.