МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Охотничье-промысловые ресурсы, их оценка и охрана

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 39 66 39
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
доктор биологических наук, профессор, Снигирев С.И.

Рецензент(ы):
доктор биологических наук, профессор, Мацюра А.В.

Рабочая программа дисциплины
Охотничье-промысловые ресурсы, их оценка и охрана

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить особенности биологии охотничье-промысловых птиц и зверей Алтайского края.
Задачи курса
- изучить состояние и динамику птиц и зверей, отнесенных к объектам охоты на территории Алтайского края;
- ознакомиться с отличительными признаками, современными сведениями об особенностях биологии, рациональном использовании ресурсов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3.02Способен осуществлять деятельность по обеспечению рационального использования, охране и воспроизводству охотничьих животных и охране охотничьих угодий
ПК-3.02.1 Знает биологию охотничьих животных, методики сбора информации об охотничьих животных и правила их учета, а также принципы воспроизводства
ПК-3.02.2 Умеет анализировать данные о распределении и численности животных, планировать мероприятия по их охране и воспроизводству
ПК-3.02.3 Владеет навыками определения видовой принадлежности животных, анализа состояния популяций охотничьих животных и мониторинг охотничьих угодий
ПК-4.02Способен осуществлять работы по гидробиологическому контролю рыбохозяйственных водоёмов
ПК-4.02.1 Знает теоретические основы гидробиологии и контроля рыбохозяйственных водоёмов
ПК-4.02.2 Умеет проводить сбор, фиксацию и определение видов гидробионтов
ПК-4.02.3 Владеет методами диагностики видовой принадлежности гидробионтов и навыками применения методик расчета стандартных биологических параметров
ПК-5.02Способен проводить ихтиологические наблюдения, мониторинг водных биоресурсов, а также участвовать в мероприятиях по обеспечению рационального использования и охране водных биоресурсов и среды их обитания
ПК-5.02.1 Знает особенности биологии рыб и видовой состав ихтиофауны региона; биологические основы регулировании рыболовства
ПК-5.02.2 Умеет применять методики полевых ихтиологических исследований, рассчитывать ущерб, нанесённым водным биоресурсам; анализировать эффективность действующей системы регулирования рыболовства
ПК-5.02.3 Владеет навыками ведения банка данных мониторинга водных биоресурсов; методами анализа уловов, оценки экологического состояния среды обитания водных биоресурсов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные правовые документы в области сохранения биоресурсов;
- специфику региона;
- документы, регламентрирующие организацию и проведение биологических работ.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать нормативные документы в деле сохранения охотничье-промысловых ресурсов;
- организовать производственно-технологические биологические работы;
- провести научно-исследовательские биологические работы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками организации биологических работ;
- методиками учета численности промысловых животных;
- методиками изучения боровой дичи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Цель и задачи изучения дисциплины. История развития охотничьих хозяйств. Биология промысловых животных как научная дисциплина, связь ее с другими науками. Предмет и задачи курса. Роль позвоночных животных в лесной экосистеме, биологическое и экономическое значение этого компонента.
1.1. Природные особенности Западной Сибири. Рельеф. Климат. Гидрографическая сеть. Зональность. Деление Западно-Сибирской низменности на подзоны и их характеристика Лекции 7 6 Л2.1
1.2. Подтаежные леса, южная, средняя, северная тайга, лесотундра, тундры, лесостепь, степь. Их особенности как мест обитания наземных позвоночных различных классов. Изменение характеристик среды под влиянием деятельности человека в исторической ретроспективе и в настоящее время. Лабораторные 7 4 Л2.2, Л2.1
1.3. Климатические особенности сезонов года в пределах разных подзон. Основные горные системы, реки и озера. Растительный покров, животное население, хозяйственная деятельность Сам. работа 7 6 Л2.1
Раздел 2. Заповедное дело и охрана биологического разнообразия (генетическое разнообразие, видовое разнообразие, экосистема). История развития и современные принципы сохранения биоразнообразия. Регулирование природоохранной деятельности в России и мире (Федеральные законы, нормативные правовые акты, кодексы, заповедники, национальные парки, заказники, Красные книги России и Алтайского края). Охрана и рациональное использование высших позвоночных животных в системе лесного хозяйства.
2.1. Ресурсы наземных позвоночных Западной Сибири: земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Регламентация использования ресурсов. Федеральные и региональные законы, постановления. Лекции 7 4 Л2.1
2.2. Ресурсы наземных позвоночных Западной Сибири: земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Сравнительный объем классов, факторы среды, лимитирующие распространение представителей различных классов. Особенности распространения и возобновления. Численность, динамика, факторы, влияющие на состояние ресурсов. Характер использования ресурсов. Лабораторные 7 4 Л2.2, Л2.1
2.3. Ресурсы наземных позвоночных Западной Сибири: земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Сравнительный объем классов, факторы среды, лимитирующие распространение представителей различных классов. Особенности распространения и возобновления. Численность, динамика, факторы, влияющие на состояние ресурсов. Характер использования ресурсов. Лабораторные 7 4 Л1.1
2.4. Регламентация использования ресурсов. Федеральные и региональные законы, постановления и др. Федеральные законы «О животном мире», «Об охране окружающей среды», «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Об особо охраняемых природных территориях». Красные Книги РФ и Алтайского края. Объекты животного мира, занесенные в Красные Книги. Сам. работа 7 6 Л1.1
Раздел 3. Систематика лесных видов зверей и птиц. Основные особенности распространения лесных птиц и млекопитающих. Защитные условия и кормовые ресурсы леса. Биологические основы охотничьего промысла.
3.1. Земноводные и пресмыкающиеся. Ресурсные виды. Особенности распространения и возобновления. Численность, динамика, факторы, влияющие на состояние ресурсов. Характер использования ресурсов. Лекции 7 4 Л2.2, Л2.1
3.2. Класс Земноводные. Отряд Бесхвостые амфибии: семейство Жабы (серая жаба); семейство Лягушки (остромордая и сибирская лягушки). Внешние полевые признаки. Мероприятия по восстановлению численности видов. Лабораторные 7 2 Л2.1
3.3. Класс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые: семейство Гадюковые змеи (гадюка обыкновенная). Токсинологическая характеристика и яды гадюк. Заготовки обыкновенной гадюки для получения яда в промышленных масштабах. Деятельность зоокомбинатов и серпентариев по отлову и эксплуатации ресурса. Сам. работа 7 13 Л2.1
Раздел 4. Биология основных видов охотничье-промысловых зверей: внешний вид (размеры,окраска, наличие или отсутствие полового диморфизма; морфологические адаптации к обитанию в лесной среде); географическое распространение; особенности экологии и поведения; роль в лесных экосистемах и значение для человека.
4.1. Птицы. Охотничьи ресурсы тетеревиных, водоплавающих, луго-болотные. Распространение, экология, использование, контроль и охрана. Млекопитающие: копытные (лось, северный олень); хищные (соболь, рысь, колонок, горностай, росомаха); зайцеобразные и грызуны. Генетическая структура населения лося, соболя, медведя. Факторы, её определяющие. Лекции 7 4 Л1.1
4.2. Млекопитающие. Основные отряды и семейства, их характеристика и объем, характер использования. Парнокопытные (лось, северный олень); хищные (соболь, рысь, колонок, горностай, норка, росомаха, выдра, медведь); зайцеобразные и грызуны (бобр, белка, ондатра). Динамика численности промысловых видов, основные факторы, её обуславливающие. Влияние антропогенных факторов на состояние и распределение ресурсов млекопитающих. Мероприятия по восстановлению численности видов. Лабораторные 7 4 Л1.1
4.3. Птицы. Основные виды тетеревиных, водоплавающих, луго-болотных птиц, относящихся к объектам охоты. Систематическое положение. Внешние признаки видов. Распространение с учетом зональной приуроченности, биология (места обитания, сроки миграции, размножения, линьки, плодовитость, питание, отрицательные факторы, ограничивающие численность и распространение. Правила охоты на птиц. Методы количественного учета тетеревиных, водоплавающих и луго-болотных птиц в разные периоды жизненного цикла. Биотехнические мероприятия, направленные на улучшение условий обитания и увеличение численности. Меры по контролю и охране. Мониторинг, регуляторный отстрел, по-видовая охота. Охраняемые виды водоплавающих и луго-болотных птиц. Лабораторные 7 6 Л2.2, Л1.1
4.4. Генетическая структура населения лося, соболя, медведя. Факторы, её определяющие. Генетические аспекты состояния эксплуатируемых видов: инбридинг и эффект «бутылочного горлышка» в популяциях диких животных; гибридизация в природе и её последствия; полиморфность и мономорфность в окраске мехового покрова; влияние селективного изъятия на генетическую структуру популяций. Генетическая структура населения лося, соболя, медведя Западной Сибири. Факторы, её определяющие. Сам. работа 7 14 Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытого типа

1.Лисицы как представители отряда Хищных могут представлять угрозу для человека тем, что:
а) нападают на домашний мелкий рогатый скот
б) уничтожают диких копытных
в) являются источником заражения бешенством
г) переносят туляремию
Ответ: в
2.Уничтожение волка в результате охоты на некоторых территориях России привело к:
а) уменьшению численности копытных
б) уменьшению численности грызунов
в) вспышкам заболеваний среди растений
г) увеличению численности копытных
Ответ: а
3.Представители семейства Cervidae характеризуются:
а) ценным мехом
б) очень крупными размерами
в) ежегодно отрастающими рогами
г) диетическим мясом
Ответ: в
4.Основным ограничивающим фактором сохранения численности косуль в зимний период является:
а) глубокий снежный покров
б) снижение количества корма
в) низкие температуры
г) малая доступность воды
Ответ: а
5.Зайцы в отличие от кроликов:
а) имеют более густой мех
б) имеют узкий ареал
в) плохо переносят высокие температуры
г) имеют низкую плодовитость
Ответ: г


Задания с открытым ответом

1.Почему охота на копытных разрешена только в осеннее-зимний период?
(вырастает молодняк, животные набирают хорошую упитанность)
2.Какова плодовитость у лосей?
(1-2 лосёнка)
3.Какие мероприятия проводятся в охотхозяйствах для сохранения поголовья копытных?
(выкладывание веточного корма на подкормочных площадках, обеспечение животных комбикормами и солью, проведение дегельминтных мероприятий)
4.Перечислите 5 представителей млекопитающих нашего региона, которые входят в группу охотничье-промысловых животных?
(лисица, соболь, рысь, косуля, лось, марал)
5.Дайте определение понятия «Хищнические зубы»
(это увеличенные в размерах коренные зубы представителей отряда Хищных – в верхней челюсти последний предкоренной, в верхней - первый коренной)
6.Какие половозрастные группы промысловых млекопитающих должны максимально сохраняться при определении квот добычи и почему?
(это полновозрастные самки, которые могут размножаться, и молодняк, как ремонтное поголовье)
7.Обыкновенная норка является типичным околоводным обитателем – с хорошим качеством меха, перепонками между пальцами и любовью к воде. Верно ли это утверждение?
Да
Нет
8.Почему зайцев в отличие от кроликов не одомашнили?
(низкая плодовитость, одиночный образ жизни)
9.След волка от следа собаки отличается тем, что…..
(подушечки 2 и 5 пальцев не перекрываются с подушечками 3 и 4)
10.Перечислите грызунов и зайцеобразных нашего региона, которые являются промысловыми животными (не менее трех).
(ондатра, сурки, заяц-русак, заяц-беляк)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение ФОС.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Специально уполномоченные органы по охране и регулированию использования ви-дов животных и растений, включенных в перечень «крас¬нокнижных».
2. Способы и цели управления популяциями охотничьих животных.
3. Заказники, заповедники и национальные парки. Определение, предназначение, разли-чия. Назовите известные вам заказники и заповедники.
4. Фонд охотничьих ресурсов, определение, содержание.
5. Охотхозяйственная продукция и её ассортимент.
6. Общедоступые охотничьи угодья и нормы отвода площадей под них.
7. Основы регулирования добычи дичи, какие нормы добычи и кем устанавливают.
8. Подкормка животных, её дополнительные задачи.
9. Комплексное природопользование, его суть и преимущества.
10. Кабарга, проблемы и пути сохранения.
11. Трофическая пирамида и перспективные охотхозяйственные виды.
12. Основы техники добычи дичи самоловами.
13. Способы учета медведей.
14. Лесной Кодекс и его статьи, регулирующие охоту.
15. История развития промысловых охотничьих хозяйств.
16. Место и значение охотничьего хозяйства в природопользовании.
17. Бонитировка охотничьих угодий. Бальная оценка угодий.
18. Послепромысловые учеты дичи. Виды учитываемых животных и способы.
19. Биологическая и хозяйственная продуктивность угодий.
20. Дичесберегающие технологии и механизмы при уборке урожая.
21. Особозащитные участки леса. Предназначение, порядок их выделения вокруг глуха-риных токов, барсучьих поселений и гнезд «краснокнижников».
22. Основные характеристики популяций, изменения фактического прироста и факторы, влияющие на него.
23. Лесоохотничьи хозяйства Алтайского края. Опыт, недостатки в работе и перспективы
24. Перечень видов зверей и птиц, включенных в Красную Книгу Алтайского края.
25. Предпромысловые учеты пушных зверей (ондатра, белка телеутка).
26. Весенние учеты численности дичи (лосей по дефекациям, учеты околоводных зверей, боровой птицы на токах).
27. Отличия охотничьего хозяйства от лесного и сельского.
28. Летне-осенние учеты дичи.
29. Учет оленей на реву.
30. Зимние учеты численности дичи. Виды учитываемых животных.
31. Учеты численности дичи на пробных площадках. Виды учитываемых животных.
32. Пропускная способность охотничьих хозяйств, её формы, и расчет для водоплаваю-щих и тетеревиных.
33. Пропускная способность охотничьих хозяйств по В.Козлову, её расчет для зайцев.
34. Проблемы сочетания лесного и охотничьего хозяйства.
35. Оценка состояния популяций рябчика.
36. Результаты акклиматизации животных в Алтайском крае.
37. Плотность населения дичи и численность, суть понятий и применяемые показатели.
38. Показатели уровня освоения угодий и охотничьих ресурсов.
39. Оценка урожая хвойных и её значение для прогноза численностибелки.
40. Разведение гоголя: размеры, устройство и размещение дуплянок.
41. Эффект Леопольда. Формула расчета качества угодий по этому показателю.
42. Галечники, их предназначения, особенности размещения и нормы на единицу площа-ди.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рябицев В.К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: справочник-определитель Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2001
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Барышников Г. Я., Антюфеева Т. В., Коршунов Е. П., Крылатова А. Е. Охотничьи ресурсы Алтайского края и их рациональное использование: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.2 Ирисова Н.Л. Проблемы сохранения генофонда животных: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 6
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Охотничье-промысловые ресурсы региона www.ex-situ.ru
Э2 Охотничье-промысловые ресурсы региона www.zoomet.ru
Э3 Охотничье-промысловые ресурсы региона zapoved.ru
Э4 Охотничье-промысловые ресурсы региона www.edu.ru
Э5 Охотничье-промысловые ресурсы региона biodat.ru
Э6 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных
405Л лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Охотничье-промысловые ресурсы региона».
Дисциплина «Охотничье-промысловые ресурсы региона» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Водные биоресурсы региона и их охрана». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.