МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Охотничьи ресурсы России и их воспроизводство

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиоразнообразие, молекулярная генетика и биоресурсы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биология_БМГиБ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 76 49 76 49
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
доктор биологических наук, профессор, Снигирев С.И.

Рецензент(ы):
доктор биологических наук, профессор, Мацюра А.В.

Рабочая программа дисциплины
Охотничьи ресурсы России и их воспроизводство

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 06.04.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 934)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить особенности биологии охотничье-промысловых птиц и зверей Алтайского края.
Задачи курса
- изучить состояние и динамику птиц и зверей, отнесенных к объектам охоты на территории Алтайского края;
- ознакомиться с отличительными признаками, современными сведениями об особенностях биологии, рациональном использовании ресурсов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен осуществлять научно-исследовательские работы по оценке биологических ресурсов
ПК-3.1 Знает теоретические основы, методологию и методы исследования в области биоресурсоведения
ПК-3.2 Умеет осуществлять научно-исследовательскую работу в области биоресурсоведения
ПК-3.3 Владеет навыками обработки полученных результатов по оценке биологических ресурсов
ПК-4Способен выделять и оценивать ресурсные группы биоразнообразия
ПК-4.1 Знает основные ресурсные группы биоразнообразия
ПК-4.2 Умеет выделять и оценивать ресурсные группы биоразнообразия
ПК-4.3 Владеет навыками классификации биообъектов по ресурсным группам биоразнообразия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные правовые документы в области сохранения биоресурсов;
- специфику региона;
- документы, регламентрирующие организацию и проведение биологических работ.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать нормативные документы в деле сохранения охотничье-промысловых ресурсов;
- организовать производственно-технологические биологические работы;
- провести научно-исследовательские биологические работы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками организации биологических работ;
- методиками учета численности промысловых животных;
- методиками изучения боровой дичи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Цель и задачи изучения дисциплины. История развития охотничьих хозяйств. Биология промысловых животных как научная дисциплина, связь ее с другими науками. Предмет и задачи курса. Роль позвоночных животных в лесной экосистеме, биологическое и экономическое значение этого компонента.
1.1. Природные особенности Западной Сибири. Рельеф. Климат. Гидрографическая сеть. Зональность. Деление Западно-Сибирской низменности на подзоны и их характеристика Лекции 3 4 Л2.1
1.2. Подтаежные леса, южная, средняя, северная тайга, лесотундра, тундры, лесостепь, степь. Их особенности как мест обитания наземных позвоночных различных классов. Изменение характеристик среды под влиянием деятельности человека в исторической ретроспективе и в настоящее время. Лабораторные 3 2 Л2.3, Л2.4, Л2.1
1.3. Климатические особенности сезонов года в пределах разных подзон. Основные горные системы, реки и озера. Растительный покров, животное население, хозяйственная деятельность Сам. работа 3 8 Л2.1
Раздел 2. Заповедное дело и охрана биологического разнообразия (генетическое разнообразие, видовое разнообразие, экосистема). История развития и современные принципы сохранения биоразнообразия. Регулирование природоохранной деятельности в России и мире (Федеральные законы, нормативные правовые акты, кодексы, заповедники, национальные парки, заказники, Красные книги России и Алтайского края). Охрана и рациональное использование высших позвоночных животных в системе лесного хозяйства.
2.1. Ресурсы наземных позвоночных Западной Сибири: земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Регламентация использования ресурсов. Федеральные и региональные законы, постановления. Лекции 3 4 Л2.2, Л2.1
2.2. Ресурсы наземных позвоночных Западной Сибири: земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Сравнительный объем классов, факторы среды, лимитирующие распространение представителей различных классов. Особенности распространения и возобновления. Численность, динамика, факторы, влияющие на состояние ресурсов. Характер использования ресурсов. Лабораторные 3 2 Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.3. Ресурсы наземных позвоночных Западной Сибири: земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Сравнительный объем классов, факторы среды, лимитирующие распространение представителей различных классов. Особенности распространения и возобновления. Численность, динамика, факторы, влияющие на состояние ресурсов. Характер использования ресурсов. Лабораторные 3 4 Л1.1
2.4. Регламентация использования ресурсов. Федеральные и региональные законы, постановления и др. Федеральные законы «О животном мире», «Об охране окружающей среды», «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Об особо охраняемых природных территориях». Красные Книги РФ и Алтайского края. Объекты животного мира, занесенные в Красные Книги. Сам. работа 3 8 Л1.1
Раздел 3. Систематика лесных видов зверей и птиц. Основные особенности распространения лесных птиц и млекопитающих. Защитные условия и кормовые ресурсы леса. Биологические основы охотничьего промысла.
3.1. Земноводные и пресмыкающиеся. Ресурсные виды. Особенности распространения и возобновления. Численность, динамика, факторы, влияющие на состояние ресурсов. Характер использования ресурсов. Лекции 3 2 Л2.3, Л2.1
3.2. Класс Земноводные. Отряд Бесхвостые амфибии: семейство Жабы (серая жаба); семейство Лягушки (остромордая и сибирская лягушки). Внешние полевые признаки. Мероприятия по восстановлению численности видов. Лабораторные 3 2 Л2.1
3.3. Класс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые: семейство Гадюковые змеи (гадюка обыкновенная). Токсинологическая характеристика и яды гадюк. Заготовки обыкновенной гадюки для получения яда в промышленных масштабах. Деятельность зоокомбинатов и серпентариев по отлову и эксплуатации ресурса. Сам. работа 3 17 Л2.1
Раздел 4. Биология основных видов охотничье-промысловых зверей: внешний вид (размеры,окраска, наличие или отсутствие полового диморфизма; морфологические адаптации к обитанию в лесной среде); географическое распространение; особенности экологии и поведения; роль в лесных экосистемах и значение для человека.
4.1. Птицы. Охотничьи ресурсы тетеревиных, водоплавающих, луго-болотные. Распространение, экология, использование, контроль и охрана. Млекопитающие: копытные (лось, северный олень); хищные (соболь, рысь, колонок, горностай, росомаха); зайцеобразные и грызуны. Генетическая структура населения лося, соболя, медведя. Факторы, её определяющие. Лекции 3 2 Л1.1
4.2. Млекопитающие. Основные отряды и семейства, их характеристика и объем, характер использования. Парнокопытные (лось, северный олень); хищные (соболь, рысь, колонок, горностай, норка, росомаха, выдра, медведь); зайцеобразные и грызуны (бобр, белка, ондатра). Динамика численности промысловых видов, основные факторы, её обуславливающие. Влияние антропогенных факторов на состояние и распределение ресурсов млекопитающих. Мероприятия по восстановлению численности видов. Лабораторные 3 4 Л1.1
4.3. Птицы. Основные виды тетеревиных, водоплавающих, луго-болотных птиц, относящихся к объектам охоты. Систематическое положение. Внешние признаки видов. Распространение с учетом зональной приуроченности, биология (места обитания, сроки миграции, размножения, линьки, плодовитость, питание, отрицательные факторы, ограничивающие численность и распространение. Правила охоты на птиц. Методы количественного учета тетеревиных, водоплавающих и луго-болотных птиц в разные периоды жизненного цикла. Биотехнические мероприятия, направленные на улучшение условий обитания и увеличение численности. Меры по контролю и охране. Мониторинг, регуляторный отстрел, по-видовая охота. Охраняемые виды водоплавающих и луго-болотных птиц. Лабораторные 3 6 Л2.3, Л1.1
4.4. Генетическая структура населения лося, соболя, медведя. Факторы, её определяющие. Генетические аспекты состояния эксплуатируемых видов: инбридинг и эффект «бутылочного горлышка» в популяциях диких животных; гибридизация в природе и её последствия; полиморфность и мономорфность в окраске мехового покрова; влияние селективного изъятия на генетическую структуру популяций. Генетическая структура населения лося, соболя, медведя Западной Сибири. Факторы, её определяющие. Сам. работа 3 16 Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1344

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен осуществлять научно-исследовательские работы по оценке биологических ресурсов.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен выделять и оценивать ресурсные группы биоразнообразия.

Вопросы и задания для оценки сформированности компетенции:

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

1. Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется
a. Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов»
b. Федеральным законом «О животном мире»
c. Федеральным законом «Об охране окружающей среды»
d. Федеральным законом «Об охотничьем хозяйстве»
2. Можно ли истреблять ружейным способом в течение сезона охоты вредных для охотничьего хозяйства животных
a. можно при любом законном нахождении в угодьях в целях охоты, если виды этих животных указаны в охотничьей путевке
b. нельзя без соответствующего разрешения арендатора охотугодий
c. можно в любой день и в любых охотугодьях, так как они наносят ущерб охотничьему хозяйству
d. можно при любом законном нахождении в угодьях с целью охоты
3. К охотничьим ресурсам относится:
a. лось
b. осетр
c. зубр
d. тигр
4. К орудиям охоты относится:
a. капканы
b. ловчие ямы
c. яды
d. ловчие петли
5. Охота – деятельность, связанная с:
a. с поиском охотничьих ресурсов
b. с организацией охотхозяйств
c. с охраной охотничьих ресурсов
d. с регулированием популяций охотничьих животных
6. Документ, удостоверяющий право на добычу охотничьих ресурсов:
a. охотничий билет
b. охотничий сертификат
c. охотничье удостоверение
d. паспорт охотника

Ключ к тестам
№ вопроса ответ
1 а
2 а
3 а
4 а
5 а
6 а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется:
2. Охота – деятельность, связанная с:
3. Какие охотничьи угодья характеризуются большим разнообразием зверей и птиц?
4. В первую группу биотехнических мероприятий входят:
5. К числу биотехнических мероприятий второй группы относятся:
6. Какие мероприятия не способствуют увеличению экологической емкости местообитаний:
7. Этап индивидуальных приспособлений расселившихся или завезѐнных животных к условиям нового района их обитания:
8. Метизация – это:
9. На выращивании каких зверей направлено звероводство:
10. Вид скрещивания когда приплод не имеет пленной ценности и забивается на шкуру:
11. Основной объект звероводства-это:
12. Какие корма скармливают в период сильных морозов и глубокоснежья:
13. Что относится к минеральной подкормке:
14. Какое из биотехнических мероприятий проводится в лесной зоне:

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1.Специально уполномоченные органы по охране и регулированию использования видов животных и растений, включенных в перечень «крас¬нокнижных».
2.Способы и цели управления популяциями охотничьих животных.
3.Заказники, заповедники и национальные парки. Определение, предназначение, различия. Назовите известные вам заказники и заповедники.
4.Фонд охотничьих ресурсов, определение, содержание.
5.Охотхозяйственная продукция и её ассортимент.
6.Общедоступые охотничьи угодья и нормы отвода площадей под них.
7.Основы регулирования добычи дичи, какие нормы добычи и кем
устанавливают.
8.Подкормка животных, её дополнительные задачи.
9.Комплексное природопользование, его суть и преимущества.
10.Кабарга, проблемы и пути сохранения.
11.Трофическая пирамида и перспективные охотхозяйственные виды.
12.Основы техники добычи дичи самоловами.
13.Способы учета медведей.
14.Лесной Кодекс и его статьи, регулирующие охоту.
15.История развития промысловых охотничьих хозяйств.
16.Место и значение охотничьего хозяйства в природопользовании.
17.Бонитировка охотничьих угодий. Бальная оценка угодий.
18.Послепромысловые учеты дичи. Виды учитываемых животных и способы.
19.Биологическая и хозяйственная продуктивность угодий.
20.Дичесберегающие технологии и механизмы при уборке урожая.
21.Особозащитные участки леса. Предназначение, порядок их выделения вокруг глухари-ных токов, барсучьих поселений и гнезд «краснокнижников».
22.Основные характеристики популяций, изменения фактического прироста и факторы, влияющие на него.
23.Лесоохотничьи хозяйства Алтайского края. Опыт, недостатки в работе и перспективы
24.Перечень видов зверей и птиц, включенных в Красную Книгу Алтайского края.
25.Предпромысловые учеты пушных зверей (ондатра, белка телеутка).
26.Весенние учеты численности дичи (лосей по дефекациям, учеты околоводных зверей, боровой птицы на токах).
27.Отличия охотничьего хозяйства от лесного и сельского.
28.Летне-осенние учеты дичи.
29.Учет оленей на реву.
30.Зимние учеты численности дичи. Виды учитываемых животных.
31.Учеты численности дичи на пробных площадках. Виды учитываемых животных.
32.Пропускная способность охотничьих хозяйств, её формы, и расчет для водоплавающих и тетеревиных.
33.Пропускная способность охотничьих хозяйств по В.Козлову, её расчет для зайцев.
34.Проблемы сочетания лесного и охотничьего хозяйства.
35.Оценка состояния популяций рябчика.
36.Результаты акклиматизации животных в Алтайском крае.
37.Плотность населения дичи и численность, суть понятий и применяемые показатели.
38.Показатели уровня освоения угодий и охотничьих ресурсов.
39.Оценка урожая хвойных и её значение для прогноза численности
белки.
40.Разведение гоголя: размеры, устройство и размещение дуплянок.
41.Эффект Леопольда. Формула расчета качества угодий по этому показателю.
42.Галечники, их предназначения, особенности размещения и нормы на
единицу площади.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рябицев В.К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: справочник-определитель Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2001
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Барышников Г. Я., Антюфеева Т. В., Коршунов Е. П., Крылатова А. Е. Охотничьи ресурсы Алтайского края и их рациональное использование: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.2 Красная книга Алтайского края (особо охраняемые природные территории): Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002. http://oopt.aari.ru/ref/544
Л2.3 Ирисова Н.Л. Проблемы сохранения генофонда животных: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 6
Л2.4 редкол.: С. И. Авцинов и др. Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории: Администрация Алт. края, Упр. природ. ресурсов и охраны окруж. среды Алт. края, 2009 http://oopt.aari.ru/ref/544
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Охотничье-промысловые ресурсы региона www.ex-situ.ru
Э2 Охотничье-промысловые ресурсы региона www.zoomet.ru
Э3 Охотничье-промысловые ресурсы региона zapoved.ru
Э4 Охотничье-промысловые ресурсы региона www.edu.ru
Э5 Охотничье-промысловые ресурсы региона biodat.ru
Э6 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
405Л лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Охотничье-промысловые ресурсы региона».
Дисциплина «Охотничье-промысловые ресурсы региона» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Водные биоресурсы региона и их охрана». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.