Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Биоразнообразие, молекулярная генетика и биоресурсы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Биология_БМГиБ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Лабораторные | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 76 | 49 | 76 | 49 |
Итого | 108 | 81 | 108 | 81 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Изучить особенности биологии охотничье-промысловых птиц и зверей Алтайского края. Задачи курса - изучить состояние и динамику птиц и зверей, отнесенных к объектам охоты на территории Алтайского края; - ознакомиться с отличительными признаками, современными сведениями об особенностях биологии, рациональном использовании ресурсов |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ПК-3 | Способен осуществлять научно-исследовательские работы по оценке биологических ресурсов |
ПК-3.1 | Знает теоретические основы, методологию и методы исследования в области биоресурсоведения |
ПК-3.2 | Умеет осуществлять научно-исследовательскую работу в области биоресурсоведения |
ПК-3.3 | Владеет навыками обработки полученных результатов по оценке биологических ресурсов |
ПК-4 | Способен выделять и оценивать ресурсные группы биоразнообразия |
ПК-4.1 | Знает основные ресурсные группы биоразнообразия |
ПК-4.2 | Умеет выделять и оценивать ресурсные группы биоразнообразия |
ПК-4.3 | Владеет навыками классификации биообъектов по ресурсным группам биоразнообразия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные правовые документы в области сохранения биоресурсов; - специфику региона; - документы, регламентрирующие организацию и проведение биологических работ. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать нормативные документы в деле сохранения охотничье-промысловых ресурсов; - организовать производственно-технологические биологические работы; - провести научно-исследовательские биологические работы. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками организации биологических работ; - методиками учета численности промысловых животных; - методиками изучения боровой дичи. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. Цель и задачи изучения дисциплины. История развития охотничьих хозяйств. Биология промысловых животных как научная дисциплина, связь ее с другими науками. Предмет и задачи курса. Роль позвоночных животных в лесной экосистеме, биологическое и экономическое значение этого компонента. | ||||||
1.1. | Природные особенности Западной Сибири. Рельеф. Климат. Гидрографическая сеть. Зональность. Деление Западно-Сибирской низменности на подзоны и их характеристика | Лекции | 3 | 4 | Л2.1 | |
1.2. | Подтаежные леса, южная, средняя, северная тайга, лесотундра, тундры, лесостепь, степь. Их особенности как мест обитания наземных позвоночных различных классов. Изменение характеристик среды под влиянием деятельности человека в исторической ретроспективе и в настоящее время. | Лабораторные | 3 | 2 | Л2.3, Л2.4, Л2.1 | |
1.3. | Климатические особенности сезонов года в пределах разных подзон. Основные горные системы, реки и озера. Растительный покров, животное население, хозяйственная деятельность | Сам. работа | 3 | 8 | Л2.1 | |
Раздел 2. Заповедное дело и охрана биологического разнообразия (генетическое разнообразие, видовое разнообразие, экосистема). История развития и современные принципы сохранения биоразнообразия. Регулирование природоохранной деятельности в России и мире (Федеральные законы, нормативные правовые акты, кодексы, заповедники, национальные парки, заказники, Красные книги России и Алтайского края). Охрана и рациональное использование высших позвоночных животных в системе лесного хозяйства. | ||||||
2.1. | Ресурсы наземных позвоночных Западной Сибири: земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Регламентация использования ресурсов. Федеральные и региональные законы, постановления. | Лекции | 3 | 4 | Л2.2, Л2.1 | |
2.2. | Ресурсы наземных позвоночных Западной Сибири: земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Сравнительный объем классов, факторы среды, лимитирующие распространение представителей различных классов. Особенности распространения и возобновления. Численность, динамика, факторы, влияющие на состояние ресурсов. Характер использования ресурсов. | Лабораторные | 3 | 2 | Л2.3, Л2.2, Л2.1 | |
2.3. | Ресурсы наземных позвоночных Западной Сибири: земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Сравнительный объем классов, факторы среды, лимитирующие распространение представителей различных классов. Особенности распространения и возобновления. Численность, динамика, факторы, влияющие на состояние ресурсов. Характер использования ресурсов. | Лабораторные | 3 | 4 | Л1.1 | |
2.4. | Регламентация использования ресурсов. Федеральные и региональные законы, постановления и др. Федеральные законы «О животном мире», «Об охране окружающей среды», «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Об особо охраняемых природных территориях». Красные Книги РФ и Алтайского края. Объекты животного мира, занесенные в Красные Книги. | Сам. работа | 3 | 8 | Л1.1 | |
Раздел 3. Систематика лесных видов зверей и птиц. Основные особенности распространения лесных птиц и млекопитающих. Защитные условия и кормовые ресурсы леса. Биологические основы охотничьего промысла. | ||||||
3.1. | Земноводные и пресмыкающиеся. Ресурсные виды. Особенности распространения и возобновления. Численность, динамика, факторы, влияющие на состояние ресурсов. Характер использования ресурсов. | Лекции | 3 | 2 | Л2.3, Л2.1 | |
3.2. | Класс Земноводные. Отряд Бесхвостые амфибии: семейство Жабы (серая жаба); семейство Лягушки (остромордая и сибирская лягушки). Внешние полевые признаки. Мероприятия по восстановлению численности видов. | Лабораторные | 3 | 2 | Л2.1 | |
3.3. | Класс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые: семейство Гадюковые змеи (гадюка обыкновенная). Токсинологическая характеристика и яды гадюк. Заготовки обыкновенной гадюки для получения яда в промышленных масштабах. Деятельность зоокомбинатов и серпентариев по отлову и эксплуатации ресурса. | Сам. работа | 3 | 17 | Л2.1 | |
Раздел 4. Биология основных видов охотничье-промысловых зверей: внешний вид (размеры,окраска, наличие или отсутствие полового диморфизма; морфологические адаптации к обитанию в лесной среде); географическое распространение; особенности экологии и поведения; роль в лесных экосистемах и значение для человека. | ||||||
4.1. | Птицы. Охотничьи ресурсы тетеревиных, водоплавающих, луго-болотные. Распространение, экология, использование, контроль и охрана. Млекопитающие: копытные (лось, северный олень); хищные (соболь, рысь, колонок, горностай, росомаха); зайцеобразные и грызуны. Генетическая структура населения лося, соболя, медведя. Факторы, её определяющие. | Лекции | 3 | 2 | Л1.1 | |
4.2. | Млекопитающие. Основные отряды и семейства, их характеристика и объем, характер использования. Парнокопытные (лось, северный олень); хищные (соболь, рысь, колонок, горностай, норка, росомаха, выдра, медведь); зайцеобразные и грызуны (бобр, белка, ондатра). Динамика численности промысловых видов, основные факторы, её обуславливающие. Влияние антропогенных факторов на состояние и распределение ресурсов млекопитающих. Мероприятия по восстановлению численности видов. | Лабораторные | 3 | 4 | Л1.1 | |
4.3. | Птицы. Основные виды тетеревиных, водоплавающих, луго-болотных птиц, относящихся к объектам охоты. Систематическое положение. Внешние признаки видов. Распространение с учетом зональной приуроченности, биология (места обитания, сроки миграции, размножения, линьки, плодовитость, питание, отрицательные факторы, ограничивающие численность и распространение. Правила охоты на птиц. Методы количественного учета тетеревиных, водоплавающих и луго-болотных птиц в разные периоды жизненного цикла. Биотехнические мероприятия, направленные на улучшение условий обитания и увеличение численности. Меры по контролю и охране. Мониторинг, регуляторный отстрел, по-видовая охота. Охраняемые виды водоплавающих и луго-болотных птиц. | Лабораторные | 3 | 6 | Л2.3, Л1.1 | |
4.4. | Генетическая структура населения лося, соболя, медведя. Факторы, её определяющие. Генетические аспекты состояния эксплуатируемых видов: инбридинг и эффект «бутылочного горлышка» в популяциях диких животных; гибридизация в природе и её последствия; полиморфность и мономорфность в окраске мехового покрова; влияние селективного изъятия на генетическую структуру популяций. Генетическая структура населения лося, соболя, медведя Западной Сибири. Факторы, её определяющие. | Сам. работа | 3 | 16 | Л2.3, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1344 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен осуществлять научно-исследовательские работы по оценке биологических ресурсов. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен выделять и оценивать ресурсные группы биоразнообразия. Вопросы и задания для оценки сформированности компетенции: ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: 1. Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется a. Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» b. Федеральным законом «О животном мире» c. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» d. Федеральным законом «Об охотничьем хозяйстве» 2. Можно ли истреблять ружейным способом в течение сезона охоты вредных для охотничьего хозяйства животных a. можно при любом законном нахождении в угодьях в целях охоты, если виды этих животных указаны в охотничьей путевке b. нельзя без соответствующего разрешения арендатора охотугодий c. можно в любой день и в любых охотугодьях, так как они наносят ущерб охотничьему хозяйству d. можно при любом законном нахождении в угодьях с целью охоты 3. К охотничьим ресурсам относится: a. лось b. осетр c. зубр d. тигр 4. К орудиям охоты относится: a. капканы b. ловчие ямы c. яды d. ловчие петли 5. Охота – деятельность, связанная с: a. с поиском охотничьих ресурсов b. с организацией охотхозяйств c. с охраной охотничьих ресурсов d. с регулированием популяций охотничьих животных 6. Документ, удостоверяющий право на добычу охотничьих ресурсов: a. охотничий билет b. охотничий сертификат c. охотничье удостоверение d. паспорт охотника Ключ к тестам № вопроса ответ 1 а 2 а 3 а 4 а 5 а 6 а КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА: 1. Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется: 2. Охота – деятельность, связанная с: 3. Какие охотничьи угодья характеризуются большим разнообразием зверей и птиц? 4. В первую группу биотехнических мероприятий входят: 5. К числу биотехнических мероприятий второй группы относятся: 6. Какие мероприятия не способствуют увеличению экологической емкости местообитаний: 7. Этап индивидуальных приспособлений расселившихся или завезѐнных животных к условиям нового района их обитания: 8. Метизация – это: 9. На выращивании каких зверей направлено звероводство: 10. Вид скрещивания когда приплод не имеет пленной ценности и забивается на шкуру: 11. Основной объект звероводства-это: 12. Какие корма скармливают в период сильных морозов и глубокоснежья: 13. Что относится к минеральной подкормке: 14. Какое из биотехнических мероприятий проводится в лесной зоне: КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1.Специально уполномоченные органы по охране и регулированию использования видов животных и растений, включенных в перечень «крас¬нокнижных». 2.Способы и цели управления популяциями охотничьих животных. 3.Заказники, заповедники и национальные парки. Определение, предназначение, различия. Назовите известные вам заказники и заповедники. 4.Фонд охотничьих ресурсов, определение, содержание. 5.Охотхозяйственная продукция и её ассортимент. 6.Общедоступые охотничьи угодья и нормы отвода площадей под них. 7.Основы регулирования добычи дичи, какие нормы добычи и кем устанавливают. 8.Подкормка животных, её дополнительные задачи. 9.Комплексное природопользование, его суть и преимущества. 10.Кабарга, проблемы и пути сохранения. 11.Трофическая пирамида и перспективные охотхозяйственные виды. 12.Основы техники добычи дичи самоловами. 13.Способы учета медведей. 14.Лесной Кодекс и его статьи, регулирующие охоту. 15.История развития промысловых охотничьих хозяйств. 16.Место и значение охотничьего хозяйства в природопользовании. 17.Бонитировка охотничьих угодий. Бальная оценка угодий. 18.Послепромысловые учеты дичи. Виды учитываемых животных и способы. 19.Биологическая и хозяйственная продуктивность угодий. 20.Дичесберегающие технологии и механизмы при уборке урожая. 21.Особозащитные участки леса. Предназначение, порядок их выделения вокруг глухари-ных токов, барсучьих поселений и гнезд «краснокнижников». 22.Основные характеристики популяций, изменения фактического прироста и факторы, влияющие на него. 23.Лесоохотничьи хозяйства Алтайского края. Опыт, недостатки в работе и перспективы 24.Перечень видов зверей и птиц, включенных в Красную Книгу Алтайского края. 25.Предпромысловые учеты пушных зверей (ондатра, белка телеутка). 26.Весенние учеты численности дичи (лосей по дефекациям, учеты околоводных зверей, боровой птицы на токах). 27.Отличия охотничьего хозяйства от лесного и сельского. 28.Летне-осенние учеты дичи. 29.Учет оленей на реву. 30.Зимние учеты численности дичи. Виды учитываемых животных. 31.Учеты численности дичи на пробных площадках. Виды учитываемых животных. 32.Пропускная способность охотничьих хозяйств, её формы, и расчет для водоплавающих и тетеревиных. 33.Пропускная способность охотничьих хозяйств по В.Козлову, её расчет для зайцев. 34.Проблемы сочетания лесного и охотничьего хозяйства. 35.Оценка состояния популяций рябчика. 36.Результаты акклиматизации животных в Алтайском крае. 37.Плотность населения дичи и численность, суть понятий и применяемые показатели. 38.Показатели уровня освоения угодий и охотничьих ресурсов. 39.Оценка урожая хвойных и её значение для прогноза численности белки. 40.Разведение гоголя: размеры, устройство и размещение дуплянок. 41.Эффект Леопольда. Формула расчета качества угодий по этому показателю. 42.Галечники, их предназначения, особенности размещения и нормы на единицу площади. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Охотничьи ресурсы России и их воспроизводство.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Рябицев В.К. | Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: справочник-определитель | Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2001 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Барышников Г. Я., Антюфеева Т. В., Коршунов Е. П., Крылатова А. Е. | Охотничьи ресурсы Алтайского края и их рациональное использование: монография | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Красная книга Алтайского края (особо охраняемые природные территории): | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002. | http://oopt.aari.ru/ref/544 | |
Л2.3 | Ирисова Н.Л. | Проблемы сохранения генофонда животных: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 | 6 |
Л2.4 | редкол.: С. И. Авцинов и др. | Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории: | Администрация Алт. края, Упр. природ. ресурсов и охраны окруж. среды Алт. края, 2009 | http://oopt.aari.ru/ref/544 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Охотничье-промысловые ресурсы региона | www.ex-situ.ru | ||
Э2 | Охотничье-промысловые ресурсы региона | www.zoomet.ru | ||
Э3 | Охотничье-промысловые ресурсы региона | zapoved.ru | ||
Э4 | Охотничье-промысловые ресурсы региона | www.edu.ru | ||
Э5 | Охотничье-промысловые ресурсы региона | biodat.ru | ||
Э6 | Курс в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/); Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
423Л | препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования | Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные. |
405Л | лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР |
404Л | лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Охотничье-промысловые ресурсы региона». Дисциплина «Охотничье-промысловые ресурсы региона» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Водные биоресурсы региона и их охрана». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |