МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Клеточная инженерия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиохимия и прикладная биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биология_БХиПБТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Хлебова Л.П.

Рецензент(ы):
к.с.-х.н., уч.сек.ФГБНУ ФАНЦА, Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Клеточная инженерия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 06.04.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 934)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - сформировать современные представления о технологиях и достижениях клеточной инженерии растений, животных и человека

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен разрабатывать новые и модифицировать существующие биотехнологические процессы получения БАВ с использованием микроорганизмов, клеточных культур, животных и растений
ПК-2.1 Знает основные классы БАВ и методы их получения, способы культивирования организмов
ПК-2.2 Умеет анализировать отечественный и зарубежный опыт в области технологий получения БАВ, модифицировать существующие биотехнологические процессы получения БАВ
ПК-2.3 Владеет методами культивирования живых организмов и навыками планирования и организации проведения исследовательских работ в области биотехнологических процессов получения БАВ
ПК-4Способен формировать новые направления научных исследований и определять сферы применения результатов научно-исследовательских работ
ПК-4.1 Знает современные методы исследований и анализа научных данных
ПК-4.2 Умеет планировать и организовывать научные исследования, оформлять результаты научно- исследовательских работ
ПК-4.3 Владеет навыками определения сферы применения результатов научно-исследовательских работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные классы БАВ и методы их получения, способы культивирования организмов;
Знает современные методы исследований и анализа научных данных
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет анализировать отечественный и зарубежный опыт в области технологий получения БАВ, разрабатывать новые и модифицировать существующие биотехнологические процессы получения БАВ;
Умеет планировать и организовывать научные исследования, оформлять результаты научно-исследовательских работ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет методами культивирования живых организмов и навыками планирования и организации проведения исследовательских работ в области биотехнологических процессов получения БАВ;
Владеет навыками определения сферы применения результатов научно-исследовательских работ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы клеточной инженерии
1.1. Общие представления о культуре клеток растений и животных Лекции 3 4 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.2. Биотехнологии на основе культур клеток и тканей растений Сам. работа 3 4 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 2. Обеспечение асептических условий в технологии культур клеток растений и животных
2.1. Условия асептики при выполнении работ с культурами клеток Лекции 3 4 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.2. Организация работы в ламинарном боксе Сам. работа 3 4 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 3. Культуры растительных клеток
3.1. Каллусные и суспензионные культуры. Культуры одиночных клеток и протопластов Сам. работа 3 5 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 4. Технологии использования культуры клеток и тканей растений
4.1. Получение биологически активных веществ из культур клеток растений Лекции 3 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1
4.2. Организация биотехнологической лаборатории Лабораторные 3 4 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1
4.3. Подготовка питательных сред для культивирования in vitro растительных клеток и тканей Лабораторные 3 4 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1
4.4. Стерилизация растительного материала Лабораторные 3 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1
4.5. Получение первичного каллуса Лабораторные 3 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1
4.6. Индукция стеблевого органрогенеза и получение регенерантов в культуре каллусной ткани картофеля Лабораторные 3 4 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 5. Культуры клеток животных и человека
5.1. Типы культур животных клеток Лабораторные 3 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1
5.2. Системы культивирования животных клеток Лабораторные 3 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1
5.3. Физиолого-биохимические основы культивирования клеток животных и человека Сам. работа 3 12 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 6. Технологии использования культуры клеток животных и человека
6.1. Получение биологически активных веществ с помощью культуры животных клеток Лекции 3 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1
6.2. Использование культур клеток животных и человека в медицине Сам. работа 3 12 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 7. Клеточная инженерия и биобезопасность
7.1. Безопасность и правовое регулирование в области клеточной инженерии Сам. работа 3 12 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
тестовые здания к разделу «Гибридизация соматических клеток растений»
1. Верно ли следующее утверждение?
Энзиматический способ слияния протопластов был разработан Г. Циммерманом в 1981 году.
а) верно
б) неверно
2. Цибрид – это
а) продукт слияния цитоплазмы и ядер обоих протопластов
б) содержит цитоплазму обоих родителей, а ядро одного родителя
в) продукт слияния, имеющий полный набор хромосом одного из партнеров и часть хромосом другого партнера
г) продукт слияния только цитоплазмы обоих родителей, сопровождающегося деградацией ядер
3. Соматический гибрид – это:
а) продукт слияния цитоплазмы и ядер обоих протопластов
б) содержит цитоплазму обоих родителей, а ядро одного родителя
в) продукт слияния, имеющий полный набор хромосом одного из партнеров и часть хромосом другого партнера
г) продукт слияния только цитоплазмы обоих родителей, сопровождающегося деградацией ядер
4. Ассиметричный гибрид – это:
а) продукт слияния цитоплазмы и ядер обоих протопластов
б) содержит цитоплазму обоих родителей, а ядро одного родителя
в) продукт слияния, имеющий полный набор хромосом одного из партнеров и часть хромосом другого партнера
г) продукт слияния только цитоплазмы обоих родителей, сопровождающегося деградацией ядер
5. Верно ли следующее утверждение?
При соматической гибридизации гибриды могут быть получены путем слияния трех и более родительских клеток
а) верно
б) неверно
6. Для индукции слияния протопластов используют
а) низкие значения рН – низкая концентрация Са2+
б) высокие значения рН – низкая концентрация Са2+
в) ПЭГ – низкие значения рН – высокая концентрация Са2+
г) ПЭГ – низкая концентрация Са2+
д) ПЭГ – высокие значения рН – высокая концентрация Са2+
7. Ассиметричные гибриды, образующиеся при слиянии протопластов, обладают характеристиками по сравнению с ассиметричными гибридами:
а) менее плодовиты
б) более устойчивы
в) менее жизнеспособны
г) более жизнеспособны
д) более плодовиты
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы для рефератов
1. Цели создания клеточных ассоциаций растений.
2. Эндосимбиотические ассоциации.
3. Экзосимбиотические ассоциации с водорослями, грибами, азотфиксаторами.
4. Ассоциации с клубеньковыми бактериями.
5. Ассоциации со свободноживущими азотфиксаторами.
6. Цианобактерии в искусственных ассоциациях с растительными клетками.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену
1. Понятие «культуры клеток». Принципы культивирования эукариотических клеток.
2. Направления практического использования культур растительных клеток.
3. Условия асептики при выполнении работ с культурами клеток. Контроль стерильности и контаминации клеточных культур.
4. Ламинар-боксы, варианты подачи воздуха в рабочем объеме, классы биологической безопасности.
5. Способы стерилизации посуды, инструментов, питательных сред при работе с культурами клеток.
6. Основные компоненты питательных сред и их назначение при культивировании клеток растений.
7. Каллусные и суспензионные культуры растительных клеток in vitro.
8. Изолированные протопласты. Их получение и особенности культивирования.
9. Гибридизация соматических клеток растений.
10. Клеточная селекция in vitro. Причины и механизмы сомаклональной изменчивости.
11. Андрогенез и гиногенез in vitro.
12. Искусственные ассоциации растительных клеток с микроорганизмами.
13. Цианобактерии в искусственных ассоциациях с растительными клетками.
14. Преимущества использования клеточных культур в качестве продуцентов БАВ по сравнению с интактными растениями.
15. Факторы, влияющие на накопление БАВ культивируемыми клетками растений.
16. Режимы культивирования растительных клеток в биореакторах.
17. Этапы работ по созданию промышленных технологий для получения БАВ с помощью культивируемых клеток растений.
18. Особенности культивирования клеток животных. Типы культур клеток животных в зависимости от их происхождения.
19. Первичные культуры животных клеток, их характеристики.
20. Диплоидные штаммы клеток, их преимущества по сравнению с первичными культурами.
21. Типы питательных сред для культивирования клеток животных.
27. Монослойные культуры клеток животных и человека: преимущества и недостатки.
22. Роллерное культивирование животных клеток.
23. Преимущества и недостатки культур животных клеток в качестве продуцентов БАВ по сравнению с микроорганизмами.
24. Иммобилизация растительных клеток.
25. Иммобилизация животных клеток.
26. Клонирование животных, задачи клонирования. Технология переноса ядер соматических клеток.
27. Гибридизация животных клеток. Гибридомная технология.
28. Методы создания химер животных.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Генетические основы селекции растений Клеточная инженерия: Научные монографии Белорусская наука, 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Вечернина Н. А. Биотехнология растений: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009
Л1.3 Хлебова Л.П., Яценко Е.С., Сперанская Н.Ю. Практикум по биотехнологии. Культура клеток, тканей и органов: Алт. гос. ун-т, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Глик Б., Пастернак Дж. Молекулярная биотехнология: Принципы и применение: – М.: Мир,, 2002.
Л2.2 В.С. Шевелуха Сельскохозяйственная биотехнология : М.: Высш. шк, 1998
Л2.3 Вечернина Н.А. Методы биотехнологии в селекции, размножении и сохранении генофонда растений: – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://elibrary.ru
Э2 http://annualreviews.org
Э3 Курс в Moodle "Клеточная инженерия" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
122Л лаборатория микробиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; микроскоп монокулярный Микмед 1 – 6 шт.; термостат с охлаждением ТСО – 1/80; иономер Анион – 7000; камера климатическая ICN750L Memmert; микроскоп Альтами – 2 шт.; микроскоп Бимам ЕСС-Р-11; бокс абактериальной воздушной среды 2 класса биологической безопасности БАВнп-01; шкаф для хранения абораторной посуды и реактивов – 1 шт.; набор реактивов и химической посуды для микробиологии и биотехнологии; раковина.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программой курса предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции (вводная, тематические), лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов. Предполагаемые формы самостоятельной работы студентов: различные виды домашних заданий, подготовка к лабораторным занятиям, выполнение рефератов.
В курсе «Пищевая химия» предусмотрено использование словесных (лекция, объяснение, беседа, дискуссия, обсуждение) и наглядных (демонстрация схем, таблиц) методов обучения.
Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме контрольных работ, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Уровень знаний и способность самостоятельно мыслить могут быть оценены при обсуждении тематических выступлений, в ходе дискуссии или беседы. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя.