МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные информационные технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиохимия и прикладная биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биология_БХиПБТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доц., Кравченко Г.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Современные информационные технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 06.04.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 934)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование базовых знаний и навыков по применению современных информационнных технологий на основе библиографической культуры, с применеием информационно-коммуникационных технологий (текстовых документов, презентационных материалов в соответсвии с требованиями стандартов).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен формировать новые направления научных исследований и определять сферы применения результатов научно-исследовательских работ
ПК-4.1 Знает современные методы исследований и анализа научных данных
ПК-4.2 Умеет планировать и организовывать научные исследования, оформлять результаты научно- исследовательских работ
ПК-4.3 Владеет навыками определения сферы применения результатов научно-исследовательских работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- понятие информационных технологий;
- понятие предачи, обработки и накопления информации;
- виды информационных технологий и разновидности информационных компьютерных технологий.
3.2.Уметь:
3.2.1.- осуществлять выбор необходимого вида программы для выполнения конкретных задач в своей профессиональной деятельности;
- применять информационные технологии для достижения практических целей;
- использовать возможности сети Интернет для организации своей исследовательской научной работы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способами защититы персонального компьютера;
- способами обеспечения бесперебойной работы компьютера;
- практическими навыками работы с библиографическими списками.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Текстовые редакторы и электронные талицы
1.1. Обработка информации в текстовом редакторе (на примере пакета программ MS Office: Word), редактирование, форматирование и начальная верстка текста. Сам. работа 1 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2
1.2. Обработка информации в текстовом редакторе (на примере пакета программ MS Office: Word), редактирование, форматирование и начальная верстка текста. Лекции 1 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
1.3. Обработка информации в электронных таблицах (на примере пакета программ MS Office: Excel), ввод данных, форматирование, работа с формулами и форматами. Практические 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2
Раздел 2. Презентации, Сеть Интернет и графика
2.1. Понятие презентации и её основное содержание; классификация всего разнообразия мира презентаций; особенности работы с цветом, стилем изложения, шрифтом, иллюстративным рядом. Лекции 1 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
2.2. Сеть Интернет для биолога: правила и приемы адресного поиска информации, полезные ресурсы для биолога Практические 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1
2.3. Сеть Интернет для биолога: поиск научной литературы и организация НИРС Практические 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1
2.4. Понятие презентации и её основное содержание; классификация всего разнообразия мира презентаций; особенности работы с цветом, стилем изложения, шрифтом, иллюстративным рядом. Сам. работа 1 22 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Графические редакторы
3.1. Виды компьютерной графики и форматы, цветовые модели, работа с растровой графикой на примере редактора Paint.net. Лекции 1 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
3.2. Графические редакторы Сам. работа 1 22 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2
3.3. Виды компьютерной графики и форматы, цветовые модели, работа с растровой графикой на примере редактора Paint.net. Практические 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1
3.4. Работа с растровой графикой на примере Paint.net, ч 1 Практические 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1
3.5. Работа с растровой графикой на примере Paint.net, ч 2 Практические 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Молекулярная филогения
4.1. Построение филогенетических деревьев живых организмов Сам. работа 1 22 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
4.2. Построение филогенетических деревьев живых организмов Лекции 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
4.3. Решение задач с помощью алгоритмов программы Mega Практические 1 3 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3
4.4. Дендриты, особенности построения, их биологический смысл Практические 1 3 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1085

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4
Способен формировать новые направления научных исследований и определять сферы применения результатов научно-исследовательских работ

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Какое утверждение про формат jpg верно?
а) полностью сохраняет качество исходного изображения при конвертировании, помнит разрешение и размер печатного оттиска;
б) наиболее громоздкий тип совершенно несжатой растровой графики;
в) позволяет создавать изображения на прозрачном фоне и хранить несколько изображений в одном файле для вывода анимации на экран;
г) компактный, искажение качества.

2. При увеличении физических размеров изображения (размер в пикселях остается постоянным) разрешение
а) уменьшается;
б) увеличивается;
в) не изменяется;
г) изменяется на -1.

3. В каких единицах обычно измеряется разрешение экрана монитора?
а) пиксели/дюйм;
б) пиксели/см;
в) сантиметры;
г) пиксели.

4. Интернет – это
а) глобальная система объединённых компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных;
б) программный компонент, предоставляющий доступ к определённым ресурсам или услугам;
в) маршрутизируемый (имеющий заданный маршрут следования информации) в сетях связи обмен данных;
г) программное обеспечение для просмотра веб-сайтов, то есть для запроса веб-страниц.

5. Сервер – это
а) компьютер, подключенный к сети через поставщика услуг Интернета;
б) мощный компьютер, обеспечивающий получение информации клиентом;
в) некоммерческая американская организация, занимающаяся раздачей IP-адресов;
г) уникальный адрес страницы в Интернете.

6. Пиксель – основной элемент
а) векторной графики;
б) фрактальной графики;
в) растровой графики;
г) двухмерной графики.

7. Какая цветовая модель объясняет порождение цветов не как результат сложения, а как результат вычитания базовых цветов?
а) RGB;
б) LAB;
в) HSB;
г) CMYK.

8. Какие цвета являются базовыми в модели RGB?
а) красный, зеленый и синий;
б) голубой, пурпурный, желтый;
в) оранжевый, фиолетовый, салатовый;
г) черный, белый, желтый.

9. Какой графический редактор считается простейшим, и в нем нет многих возможностей и функций, присущих современным профессиональным графическим редакторам?
а) Adobe Photoshop;
б) Paint;
в) GIMP;
г) Corel Draw.

10. Какая иллюстрация представляет собой набор геометрических примитивов?
а) фигурная;
б) векторная;
в) линейная;
г) растровая.

11. Какой графический формат применяется для хранения растровой графики без сжатия данных?
а) GIF;
б) TIFF;
в) JPEG;
г) BMP.

12. Как называется юридическое лицо, оказывающие услуги связи на основании лицензии; поставщик информационных услуг и доступа к глобальной сети?
а) медиакомпания;
б) коммутатор;
в) ритейлер;
г) провайдер.

13. Как определён IP-адрес?
а) это набор из четырех чисел, разделенных точками, не превышающих предельного значения 255;
б) это набор из трех чисел, разделенных точками, не превышающих предельного значения 196;
в) это набор из восьми чисел, разделенных точками, не превышающих предельного значения 168;
г) это набор из двух чисел, разделенных точками, не превышающих предельного значения 154.

14. Какие вредоносные программы заражают объекты файловой системы, внедряя свой машинный код внутрь них?
а) вирусы;
б) черви;
в) трояны;
г) обманщики.

15. Как принято называть вредоносные программы, которые несанкционированно создают свои копии на доступных областях информации, постепенно занимая все свободное место?
а) муравьи;
б) черви;
в) тараканы;
г) клопы.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Какие цвета являются базовыми в модели RGB?

2. Какая цветовая модель объясняет порождение цветов как результат сложения базовых цветов?

3. Как называется глобальная система объединённых компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных?

4. Как называется набор из четырех чисел, разделенных точками, не превышающих предельного значения 255?

5. Как называется юридическое лицо, оказывающие услуги связи на основании лицензии; поставщик информационных услуг и доступа к глобальной сети?

6. Как называется мощный компьютер, обеспечивающий получение информации клиентом?

7. Как называется стандартизированный язык гипертекстовой разметки документов для просмотра веб-страниц в браузере?

8. Как называется известный бесплатный программный продукт, предназначенный для создания и редактирования трехмерной графики, включающий в себя средства моделирования, скульптинга, анимации, симуляции, рендеринга, постобработки и монтажа видео со звуком, компоновки с помощью «узлов»?

9. Как называются разнообразные данные, поступающие с более высокой скоростью, объем которых постоянно растет?

10. Как называется программа, которая позволяет хранить и обрабатывать информацию в структурированном виде?

11. Пользователь построил по табличным данным диаграмму. Все ячейки таблицы сделал защищенными и включил Защиту листа. Будет ли защищена диаграмма? Обоснуйте свой ответ.

12. Какие вредоносные программы заражают объекты файловой системы, внедряя свой машинный код внутрь них?

13. Как называется дерево, отражающее эволюционные взаимосвязи между различными видами или другими сущностями, имеющими общего предка?

14. Что называется прочитанной последовательностью генетического кода?

15. В какой специализированной программе построить филогенетическое дерево?


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета с оценкой по всему изученному материалу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера.

Перечень вопросов для промежуточной аттестации:
1. Какова роль информационных технологий и информационный компьютерных технологий в биологической науке и образовании?
2. Перечислите виды мультимедиа технологий в образовании и биологической науке и дайте характеристику их прикладного использования.
3. Какие бывают разновидности презентаций и в чем их принципиальное различие?
4. Перечислите основные технические требования при оформлении классических презентаций; в чем заключается интерактивный подход образовании и роль в этом мультимедиа технологий?
5. Чем необходимо руководствоваться при подготовке урока с использованием информационных технологий?
6. Перечислите виды самостоятельной творческой деятельности студента, школьника, педагога при использовании различных видов информационных технологий (метод проектов, создание сайтов и пр.).
7. Перечислите полезное программное обеспечение для работы специалиста биолога.
8. Какие задачи позволяет решить новый стандарт образования по биологии?
9. Перечислите этапы работы над презентацией и дайте краткую характеристику каждому.
10. Дайте краткую характеристику возможностей сети Интернет. Какова роль сети Интернет для специалиста-биолога?
11. Дайте краткий обзор программному обеспечению для работы с сетью Интернет.
12. Перечислите основные принципы и особенности работы в поисковых системах сети Интернет?
13. Какими возможностями обладает «Google» для биолога?
14. Какие вы знаете программы для поиска информации? Перечислите основные принципы их работы.
15. Перечислите особенности поиска электронных изданий и электронных научных изданий по биологической тематике в сети Интернет?
16. Перечислите разновидности сайтов содержащих ЭНИ и дайте им краткую характеристику?
17. Как можно классифицировать биологические ресурсы в сети Интернет?
18. Назовите программы для создания и чтения следующего типа файлов: pdf, djvu.
19. Какие разновидности БД по биологии вы знаете в сети Интернет (приведите примеры для каждой группы)?
20. Что такое индивидуальная составляющая специализации биолога и её место в сети Интернет?
21. Что такое цифровой образовательный ресурс (ЦОР) и его место в системе преподавания биологии?
22. Какие вы знаете возможности электронной научной библиотеки Алтайского государственного университета?
23. Какое место занимает Интернет при подготовки современного урока по биологии?
24. Перечислите виды графики. В чем их принципиальное различие?
25. Дайте характеристику понятиям разрешение и размер изображения.
26. Какие вы знаете виды цветовых моделей? Дайте краткую их характеристику.
27. Расшифруйте понятие индексирования в среде компьютерной графики.
28. Дайте характеристику популярным форматам компьютерной графики.
29. Дайте характеристику фрактальной графики и её роли в биологических исследованиях.
30. Что такое филогенетическое дерево?
31. Какие этапы при построении филогенетического дерева выделяют?
32. Какие вы знаете генбанки в сети Интернет. Перечислите особенности их пользовательской организации.
33. Проанализируйте возможные методы формирования биологических понятий с использованием таких технологий, как интеллект-карты, AR-кейсы, мобильные технологии.
34. Проанализируйте методы формирования информационной грамотности на уроке биологии по выбранной вами теме.
35. Предложите педагогический замысел рефлексивного семинара по методике биологии, посвященного формированию основных биологических понятий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рудер, Д., Я.И. Грачева Информатика: Учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Новожилов О.П. Информатика : учеб. пособие М. : Юрайт, 2014
Л1.3 Иванов А.Л. Эволюция и филогения растений: учебное пособие М.: Берлин : Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276518http://doi.org/10.23681/276518
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бесчастнов, Н. П Цветная графика: ВЛАДОС, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Биометрика [Электронный ресурс]. www.biometrica.tomsk.ru.
Э2 Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова Биологический факультет Кафедра биофизики www.biophys.msu.ru
Э3 МБЦ Scopus www.scopus.com
Э4 НБЦ НЭБ "Elibrary" elibrary.ru
Э5 Академия Google scholar.google.ru
Э6 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru
МБЦ Scopus [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.scopus.com. – Загл. с экрана.
НБЦ НЭБ "Elibrary" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/authors.asp. – Загл. с экрана.
Академия Google [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scholar.google.ru/. – Загл. с экрана.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа курса «Современные информационные технологии» предусматривает 4 раздела.
В первом разделе рассматриваются возможности программы MS PowerPoint для создания презентаций. На первом занятии студенты знакомятся с панелью инструментов программы, усваивают элементарные навыки по созданию презентаций. Типы презентаций, нюансы создания, типичные ошибки. Раскрываются цель и задачи дисциплины. На последующих занятиях студентам предлагаются более сложные практические задания (создание 3D фигур, применение различных форм заливки фигур, анимация текста и фигур, создание презентаций по заданным темам). Также студентам предлагается лекция («Методические указания по созданию презентаций для научного доклада»).
Во втором разделе основной упор сделан на освещении электронных научных изданий в сети Интернет по биологическим направлениям (работа с ресурсами сети Интернет, метод проектов). Подробно рассматривается Научная электронная библиотека «E-library» - российский информационный портал в области науки, медицины, технологии и образования. На платформе аккумулируются полные тексты и рефераты научных статей и публикаций.
В третьем и четвертом разделах основное изложение материала относится к практическому применению знаний в своей научной работе и учебе. Студентам необходимо подготовить в графической компьютерной среде схему биологического процесса или явления (графологическая структура); обработать в графических редакторах и продемонстрировать на конкретных примерах своего научного исследования эффективность использования новых решений в графических средах (обработка графики); подготовить макет плаката по своей НИР в компьютерной графической среде (метод проектов).
Материал закрепляется в ходе лабораторных занятий, посвященных созданию презентаций, серфингу в сети Интернет для формирования своих образовательных навыков и компетенций.
Лабораторные занятия играют ключевую роль в реализации дидактических задач курса, связанных со структурой и содержанием курса информационных технологий в биологии.
Наиболее важной задачей лабораторных занятий является формирование профессиональных умений и ключевых компетенций. При этом специальное занятие организуется в форме представления презентаций по своей научной работе, интерактивного занятия.

На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания

Лабораторное занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы и выполняют задания на компьютере.
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Если к занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.

Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на занятии, изучите их самостоятельно.