МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровые технологии в биохимии и биотехнологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиохимия и прикладная биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биология_БХиПБТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Д.Б.Н., Профессор, Яковлев Р.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Цифровые технологии в биохимии и биотехнологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 06.04.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 934)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Галина Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Соколова Галина Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: формирование умений и навыков разработки новых направлений научных исследований и определения сферы применения результатов научно-исследовательских работ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен формировать новые направления научных исследований и определять сферы применения результатов научно-исследовательских работ
ПК-4.1 Знает современные методы исследований и анализа научных данных
ПК-4.2 Умеет планировать и организовывать научные исследования, оформлять результаты научно- исследовательских работ
ПК-4.3 Владеет навыками определения сферы применения результатов научно-исследовательских работ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Знает требования, предъявляемые к проектной работе методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта;
3.2.Уметь:
3.2.1.- Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цели и структура презентации
1.1. Цель презентации. Основные функции презентации. Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
1.2. Виды презентаций. Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
1.3. Основные средства, специфические особенности, условия и границы применения различных видов презентаций. Сам. работа 2 20 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Алгоритм разработки презентации
2.1. Алгоритм разработки презентации Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
2.2. Разработка средств и приемов контроля хода презентации. Практические 2 8 Л2.1, Л1.1
2.3. Типичные ошибки, имеющие место при презентации; способы их устранения. Сам. работа 2 20 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Принципы создания слайдов и их дизайн.
3.1. Обязательные элементы мультимедийной презентации. Дизайн презентации Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
3.2. Визуализация данных Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
3.3. Анимация объектов и переходов Сам. работа 2 20 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Методы и приемы эффективной презентации
4.1. Основные приемы управления вниманием аудитории Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
4.2. Особенности проведения презентаций для малых, средних и больших групп Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
4.3. Психолингвистическое программирование Сам. работа 2 16 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания
1. Интернет (Internet) –
а глобальная система
б система объединённых компьютерных сетей
в локальная система
г закрытая система

2. Биоинженерия рассматривает применение инженерных принципов и методов в:
а биологии
б политологии
в медицине
г химии
д истории

3. Биосфера заполнена
а инфраструктурой
б живыми организмами
в минералами
г человеком

4. Хромосомы
а находятся в клетках
б хранят наследственную информацию
в не делятся
г находятся вне живого организма

5. База цитирования
а Sci-hub
б Elibrary
в Web of Science
г Scopus
д yandex

6. Базы данных нуклеотидных последовательностей
а GenBank
б EBI
в DDBJ
г SSPS
д dbSNP

7. Машинный код –
а система команд
б системная ошибка
в транслитерация знаков

8. Секвенирование следующего поколения
а NGS
б GPS
в rbcL
г TRNA

9. Биноминальная система номенклатуры
а Двойное название
б Тройное название
в Смежное название
г Незаконная система

10. Уровни организации жизни
а молекулярный,
б многоэтажный
в органно-тканевой
г биогенный
д биосферный

11. Биотоп – это
а участок суши или водоема
б участок только водоема
в участок антропогенный

12. GBIF - глобальная информационная система по
а биоразнообразию
б разнообразию папоротников
в безобразию
г зооразнообразию

13. Компьютерное программное обеспечение для проведения статистического анализа молекулярной эволюции
а MEGA
б Statistica
в Excel
г FAST

Задания открытого типа

1. Термин «биоинформатика» ввел ….
2. Глобальное хранение биологической информации осуществляется в … банках .
3. Первая программная система аннотации геномов была создана в … году
4. К основному виду моделей данных относится Иерархическая
5. IP-адрес бывает периодический?
6. ! на языке «поисковиков» означает поиск конкретного слова по точной словоформе
7. «”… …”» на языке "поисковиков" означает точное совпадение
8. «filetype: » на языке «поисковиков» указывает на тип документа
9. Абсолютный глобальный лидер поисковых машин интернета Yandex
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Роль современных методов в биологии для понимания развития жизни на планете Земля.
2. Полезное программное обеспечение для работы специалиста биолога.
3. Современные возможностей сети Интернет для биолога.
4. Дайте краткий обзор программному обеспечению для работы с сетью Интернет.
5. Роль поисковых систем сети Интернет для организации НИР биолога?
6. Роль информационных технологий и информационный компьютерных технологий в биологической науке и образовании.
7. Роль сети Интернет для специалиста-биолога.
8. Индивидуальная составляющая специализации биолога и её место в сети Интернет.
9. Биологическая эволюция и микроэволюционные процессы.
10. Современные исследования в области биоинженерии.
11. Современные исследования в области биоинформатики.
12. Специализированные сайты по биологии, краткая характеристика и роль для исследований.
13. Будущее проекта «Дерево жизни».
14. Функционал генбанков сети Интернет и особенности их пользовательской организации.
15. Специализированные сайты по биологии, краткая характеристика и роль для исследований.
16. Биологическая эволюция и микроэволюционные процессы.
17. Достижения современной биоинформатики – кросс-дисциплинарный подход.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Какова роль информационных технологий и компьютерных технологий в биологической науке и образовании?
2. Перечислите виды прикладных и профессиональных программ в образовании и биологической науке и дайте характеристику их прикладного использования.
3. Дате краткую характеристику возможностей сети Интернет. Какова роль сети Интернет для специалиста-биолога?
4. Дайте краткий обзор программному обеспечению для работы с сетью Интернет?
5. Какие основные принципы и особенности работы в поисковых системах сети Интернет?
6. Какие вы знаете программы для поиска и основные принципы их работы?
7. Какие особенности поиска электронных изданий и электронных научных изданий по биологической тематике в сети Интернет?
8. Перечислите разновидности сайтов содержащих ЭНИ и дайте им краткую характеристику?
9. Как можно классифицировать биологические ресурсы в сети Интернет? возможности баз цитирования?
10. Какие разновидности БД по биологии вы знаете в сети Интернет (привести примеры для каждой группы)?
11. Что такое индивидуальная составляющая специализации биолога и её место в сети Интернет.
12. Раскрыть понятие биоинженерии (биологическая инженерия) и роль современных методов в биологии для понимания развития жизни на планете Земля?
13. Что такое объект исследования? Уровни организации жизни.
14. Функции и назначения ДНК и РНК?
15. Ген, генотип и геном?
16. Понятие боинформатики. Методы редактирования биологической информации и выравнивание нуклеотидных последовательностей.
17. Программирование в биологии. Сферы применения.
18. Система управления контентом.
19. Возможности секвенирования ДНК.
20. Систематика живых организмов. Биологическая эволюция и микроэволюционные процессы.
21. Биологическое разнообразие. Понятие вида и видовое богатство.
22. Программы для молекулярно-эволюционного генетического анализа.
23. Что такое филогенетическое дерево и «дерево жизни». Какие этапы при построении филогенетического дерева выделяют?
24. Какие вы знаете генбанки в сети Интернет и особенности их пользовательской организации?
25. Какие бывают разновидности презентаций и в чем их принципиальное различие?
26. Перечислите основные технические требования при оформлении классических презентаций?
27. В чем заключается интерактивный подход образовании и роль в этом мультимедиа технологий; перечислите полезное программное обеспечение для работы специалиста биолога?
28. Перечислите этапы работы над презентацией и дайте краткую характеристику каждому.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 П. В. Кийко Цифровые технологии: учебное пособие Омск : Омский ГАУ, 2023 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Минакова Н.Н. проектная деятельность: , portal.edu.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Интернет-ресурсы, мультимедийный проектор


Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru
http://www.rsl.ru
http://www.gpntb.ru
http://www.nlr.ru
http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины