МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Операционный менеджмент

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильУправление IT-проектами; ERP-системы и прикладное программирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_Прикладная_информатика_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат экономических наук, доцент, Рудакова Оксана Юрьевна

Рецензент(ы):
кандидат экономических наук, доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Операционный менеджмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- сформировать системное представление о сущности и содержании операционного менеджмента, его целях, задачах, методологии, месте и роли в системе экономических наук и практическом менеджменте;
- научить координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения конкретных целей организации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9Способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций с заинтересованными участниками проектной деятельности и в рамках проектных групп.
ОПК-9.1 Знает инструменты и методы коммуникаций в проектах; каналы коммуникаций в проектах; модели коммуникаций в проектах; технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии, основы конфликтологии, технологии подготовки и проведения презентаций
ОПК-9.2 Умеет осуществлять взаимодействие с заказчиком в процессе реализации проекта; принимать участие в командообразовании и развитии персонала
ОПК-9.3 Владеет навыками проведения презентаций, переговоров, публичных выступлений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-9.1: Знает инструменты и методы коммуникаций в проектах; каналы коммуникаций в проектах; модели коммуникаций в проектах; технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии, основы конфликтологии, технологии подготовки и проведения презентаций
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-9.2: Умеет осуществлять взаимодействие с заказчиком в процессе реализации проекта; принимать участие в командообразовании и развитии персонала
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-9.3: Владеет навыками проведения презентаций, переговоров, публичных выступлений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы операционного менеджмента
1.1. Операционный менеджмент: функции, методы и принципы Лекции 2 2 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Операционный менеджмент: функции, методы и принципы Практические 2 4 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Операционный менеджмент: функции, методы и принципы Сам. работа 2 10 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Операционный процесс- основа деятельности предприятия Лекции 2 4 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Операционный процесс- основа деятельности предприятия Практические 2 4 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Операционный процесс- основа деятельности предприятия Сам. работа 2 10 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Управленческие решения в операционном менеджменте Лекции 2 2 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Управленческие решения в операционном менеджменте Практические 2 4 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Управленческие решения в операционном менеджменте Сам. работа 2 12 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Обеспечение эффективности операционной деятельности
2.1. Обеспечение эффективности операционной деятельности Лекции 2 4 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Обеспечение эффективности операционной деятельности Практические 2 6 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Обеспечение эффективности операционной деятельности Сам. работа 2 14 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Планирование и организация операционной деятельности Лекции 2 4 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Планирование и организация операционной деятельности Практические 2 8 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Планирование и организация операционной деятельности Сам. работа 2 20 ОПК-9.1, ОПК-9.2, ОПК-9.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См п1. По характеру поведения издержки различают:
а) постоянные и переменные;
б) постоянные и прямые;
в) косвенные и переменные;
г) косвенные и прямые.
2. По факту отнесения на себестоимость различают:
а) переменные и постоянные издержки;
б) переменные и косвенные издержки;
в) прямые и постоянные издержки;
г) прямые и косвенные издержки.
3. Переменные издержки – это:
а) издержки, которые не меняются, когда меняется уровень производства и продаж за какой-то определенный период времени;
б) издержки непосредственно связанные с производством и реализацией конкретного вида продукции;
в) издержки связанные с производством одновременно нескольких видов продукции, так что невозможно непосредственно выделить ту часть издержек, которая приходится на конкретный вид продукции;
г) издержки, которые меняются прямо пропорционально увеличению или уменьшению объема производства и продаж.
4. Издержки, связанные с продажей продукции – это:
а)сумма затрат на оплату труда основного производственного персонала, непосредственно связанного с производством готового продукта;
б) сумма затрат на обслуживание производства на предприятии;
в) сумма затрат предприятия, связанные с сохранением готовой продукции на складе, продвижением товара на рынок и доставкой товара потребителю;
г) сумма затрат, связанных с общим управлением предприятием.
5. Какое из ниже перечисленных неравенств верное:
а) маржинальная прибыль < валовая прибыль < чистая прибыль;
б) маржинальная прибыль > валовая прибыль > чистая прибыль;
в) маржинальная прибыль > валовая прибыль = чистая прибыль;
г) маржинальная прибыль = валовая прибыль > чистая прибыль.
6. Запас прочности характеризует:
а) размера возможного увеличения объема реализации продукции при благоприятной конъюнктуре товарного рынка, который позволяет ему осуществлять прибыльную деятельность;
б) размера возможного снижения объема реализации продукции при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, который позволяет ему осуществлять прибыльную деятельность;
в) размера возможного снижения переменных издержек при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, который позволяет ему осуществлять прибыльную деятельность;
г) размера возможного снижения постоянных издержек при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, который позволяет ему осуществлять прибыльную деятельность.
7. Какое определение «Точки безубыточности» неверно:
а) это критический объем продаж («мертвая точка»);
б) это объем реализации, при котором предприятие не имеет ни убытков, ни прибыли;
в) это объем реализации, который обеспечивает получение целевой прибыли;
г) это объем реализации, при котором маржинальная прибыль равна постоянным издержкам.
8. Производственные накладные издержки – это:
а)сумма затрат предприятия, связанные с сохранением готовой продукции на складе, продвижением товара на рынок и доставкой товара потребителю;
б) сумма затрат на обслуживание производства на предприятии;
в) сумма затрат на оплату труда основного производственного персонала, непосредственно связанного с производством готового продукта;
г) сумма затрат, связанных с общим управлением предприятием.
9. Прямые издержки – это:
а) издержки связанные с производством одновременно нескольких видов продукции, так что невозможно непосредственно выделить ту часть издержек, которая приходится на конкретный вид продукции;
б) издержки, которые не меняются, когда меняется уровень производства и продаж за какой-то определенный период времени;
в) издержки, которые меняются прямо пропорционально увеличению или уменьшению объема производства и продаж;
г) издержки непосредственно связанные с производством и реализацией конкретного вида продукции.
10. Что относится к недостаткам АВС - метода:
а) увеличивает число учетных единиц, используемых для аккумуляции накладных расходов;
б) известная произвольность в выборе базового показателя;
в) изменяет восприятие менеджером многих видов накладных расходов;
г) изменяет базу, использующуюся для начисления накладных расходов на продукцию.
11. Эффект производственного левериджа – это:
а) зависимость прироста объема реализации от прироста прибыли;
б) зависимость прироста прибыли от прироста объема реализации;
в) объем реализации, при котором маржинальная прибыль равна постоянным издержкам;
г) размера возможного снижения объема реализации продукции при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, который позволяет ему осуществлять прибыльную деятельность.
12. Классическая цепочка ценностей состоит из … ключевых видов деятельности:
а) шести;
б) четырех;
в) пяти;
г) семи.
14. Система производственного менеджмента - это:
а) закрытая система;
б) открытая система;
в) управляющая подсистема;
г) относительно обособленная подсистема.
15. Объекты управления – это:
а) производственные ресурсы, их источники, производственные отношения;
б) операционные ресурсы и производственные службы;
в) производственные службы и производственные отношения;
г) операционные менеджер и производственные службы.
16. Субъекты управления – это:
а) операционные ресурсы, их источники, производственные отношения;
б) операционные ресурсы и производственные службы;
в) операционные менеджер и производственные службы;
г) директор, операционный менеджер и производственные службы.
17. К функциям объекта управления относятся:
а) прогнозирование и планирование;
б) регулирование, анализ и оценка;
в) учет затрат и результатов;
г) воспроизводственная, производственная и контрольная.
18. К функциям субъекта управления относятся:
а) регулирование, анализ и оценка;
б) учет затрат и результатов;
в) воспроизводственная, производственная и контрольная;
7) прогнозирование, планирование, регулирование, анализ, оценка, учет затрат и результатов.
19. Расчетно - аналитический метод планирования заключается в том, что:
а) на основе анализа показателей прогнозируют их уровень на будущий период времени;
б) планы составляются в нескольких вариантах для выбора оптимальных решений;
в) планы позволяют дать количественную оценку взаимосвязи между показателями производства и факторами, влияющими на их числовое значение.
20.Нормативный метод планирования заключается в том, что:
а) на основе анализа показателей прогнозируют их уровень на будущий период времени;
б) потребность предприятия в операционных ресурсах и источники их образования определяют на основе заранее установленных норм и нормативов;
в) планы позволяют дать количественную оценку взаимосвязи между показателями производства и факторами, влияющими на их числовое значение.
21.Какие бюджеты относятся к основным:
а) бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и расчетный баланс;
б) бюджеты продаж, бюджет материальных и трудовых затрат, бюджет управленческих и коммерческих расходов;
в) бюджеты распределения прибыли и бюджеты отдельных проектов;
г) налоговый бюджет.
22.Бюджетирование - это:
а) процесс разработки бюджетов, планов и смет;
б) бюджетный регламент и механизмы бюджетного контроля;
в) технология производственного планирования.
23.Способ передачи деталей, при котором обработка производится партиями, а переход с операции на операцию только после обработки всей партии:
а) параллельный;
б) последовательный;
в) смешанный;
г) нет правильного ответа.
24. В единичном и мелкосерийном производстве обычно применяют:
а) последовательный вид движения;
б) параллельный;
в) последовательный и смешанный;
г) нет правильного ответа.
25. Основной ПП разделяется на следующие функции:
а) заготовительная, обрабатывающая и сборочная;
б) заготовительная, обрабатывающая и реализующая;
в) заготовительная и транспортная;
г) нет правильного ответа.
26. Участки оборудования располагаются в порядке ТП:
а) согласованность;
б) прямоточность;
в) ритмичность;
г) нет правильного ответа.
27. Длительность производственного цикла это:
а) время, в течение которого обрабатываемые изделия находятся в производстве;
б) промежуток времени между обработкой двух деталей;
в) интервал времени между очередными выпусками равного количества изделий;
г) нет правильного ответа.
28. Параллельно-последовательный вид движения:
а) с операции на операцию детали передаются поштучно или небольшими партиями;
б) с операции на операцию детали передаются только всей партией;
в) отдельные детали в партии частично одновременно обрабатываются на двух или нескольких операциях;
г) нет правильного ответа.
29. Параллельный вид движения применяется:
а) только в серийном производстве;
б) в единичном и массовом производстве;
в) в крупносерийном и массовом производстве;
г) нет правильногоответа
30. Производственный процесс протекает:
а) только во времени;
б) во времени и в пространстве;
в) только в пространстве;
г) нет правильного ответа.
31. Законченная часть ТП, выполняемая на одном рабочем месте:
а) технологический переход;
б) технологическая операция;
в) вспомогательный переход;
г) нет правильного ответа
32. Основной ПП -это:
а) процесс изготовления продукции, которая будет использоваться внутри предприятия;
б) процесс, в результате которого исходное сырье и материалы превращаются в продукцию;
в) совокупностьорудий производства, необходимых для выполнения ТП;
г) нет правильного ответа.
33. Технологический процесс - это:
а) процесс, в результате которого изменяется форма, размеры, свойства изделия;
б) процесс, который не приводит к изменению формы, размеров, и свойств изделия;
в) законченная часть технологического перехода;
г) нет правильногоответа.
34. Процесс труда, в результатекоторого никакойпродукции не создается, это:
а) вспомогательный ПП;
б) основной ПП;
в) обслуживающий ПП;
г) нет правильного ответа
35.Нетехнический процесс, это:
а) процесс,которыйприводит к изменению формы, размеров и свойств изделия;
б) комплексполезных действий по реализации готовой продукции;
в) процесс,который не приводит к изменению форм, размеров и свойств изделия;
г) нет правильного ответа.
36. Изделие, это:
а) законченная часть ТП, выполняемая на одном рабочем месте;
б) любой предмет труда, подлежащий изготовлению на производстве;
в) основная структурная единица ПП;
г) нетправильногоответа.
37. Длительность производственногоцикла определяется по формуле:
а) Тц=Тосн+Тобс+Тпер
б) Тц= Т осн+ Т всп + Т шт.к
в) Тп= Т обс+Т пз
г) нет правильного ответа.
38.Одновременное выполнение во времени разных частей единого сложного ПП, это:
а)параллельность.
б)согласованность.
в) пропорциональность.
г)нет правильногоответа
39.Производственный процесс, это:
а) совокупностьвзаимосвязанныхпроцессовтрудав результате которого исходныематериалыпревращаются в готовые изделия.
б) часть ТП заключающая в себеработы по изменению состояния изделия.
в)комплекс полезных действий по производству и реализации готовых изделий.
г) нет правильного ответа.
40. Создаетусловия для равномерного выпуска продукции в течениевсего плановогопериода:
а) ритмичность.
б) параллельность.
в) пропорциональность.
г) нетправильного ответа.
41. Новая техника в процессе создания проходит следующие этапы:
а) научное исследование, техническую разработку, материальное освоение.
б) научное исследование, проектно-техническую разработку, производственное освоение.
в) научное исследование, проектно-техническую разработку, организационную подготовку.
г) нет правильного ответа.
42 .Степень детализации конструкции зависит от:
а) типа детали.
б) типа производства.
в) нет правильного ответа.
43. Начальным этапом проектирования изделия является разработка:
а) технического задания.
б) эскизного проекта.
в) технического проекта.
г) н ет правильного ответа.
44. Процесс экспериментирования применяется при:
а) Массовом производстве.
б) Серийном производстве.
в) Единичном производстве.
г) Массовом и серийном производстве.
д) Нет правильного ответа.
45.Затраты, зависимые от метода обработки, называются:
а) Технологической себестоимостью.
б) Плановой себестоимостью.
в) Нет правильного ответа.
46. Назначение изделия, область применения, эксплуатационные, технические и экономические требования определяет:
а) Техническое задание.
б) Технический проект.
в) Эскизный проект.
г) Нет правильного ответа.
47.Общий вид изделия, его основная идея определяет:
а) Техническое задание.
б) Технический проект.
в) Эскизный проект.
г) Рабочий проект.
д) Нет правильного ответа.
48.Расчет геометрических форм и размеров деталей, выбор материалов и заготовок определяется при составлении:
а) Технического задания.
б) Технического проекта.
в) Эскизного проекта.
г) Нет правильного ответа.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Определить продолжительность операционного и производственного циклов предприятия, исходя из следующих данных:
Средний период оборота запасов сырья, материалов 25 дней;
Средний период оборота незавершенного производства 8 дней;
Средний период оборота запасов готовой продукции 19 дней;
Средний период оборота дебиторской задолженности 20 дней;
Средний период денежных активов 3 дня;
Средний период оборота кредиторской задолженности 16 дней.

2. Годовая потребность в сырье, определяющая объем его закупки составляет 10000 руб., средняя стоимость размещения одного заказа – 120 руб., средняя стоимость хранения единицы товара – 6 руб. Определить: оптимальный размер партии поставки; оптимальный размер производственных запасов; количество поставок.

3. Рассчитайте оптимальный размер заказа и требуемое количество заказов в течение года, если стоимость выполнения одной партии заказа равна 200 руб., годовая потребность в сырье – 20 тыс. т., затраты по хранению - 10% цены приобретения, а цена одной тонны сырья составляет 5 тыс. руб.

4. Предприятие за плановый период намерено произвести 1000 изделий и реализовать их по цене 4200 руб. Постоянные затраты за период составят 550 тыс. руб., переменные 2600 руб. / шт. Рассчитайте:
1) маржинальную прибыль и уровень маржинальной прибыли;
2) точку безубыточности в натуральных и стоимостных единицах;
3) запас прочности.

5. На предстоящий год предприятие планирует реализовать продукцию на сумму 950 тыс. руб., при этом переменные издержки составят 665 тыс. руб., а постоянные – 190 тыс. руб. Определите:
1. Насколько изменится прибыль предприятия, если произойдет снижение объема реализации на 20%?
2. Процент снижения выручки, при котором предприятие полностью лишиться прибыли и окажется в точке безубыточности?

6. Ежемесячно предприятие продает 2500 изделий по цене 500 руб. / шт. Переменные затраты составляет 60% цены изделия. Постоянные затраты – 250 тыс. руб. Определить, сколько единиц необходимо продать, чтобы получить прибыль 200 тыс. руб. дополнительно.

7 Условно-постоянные годовые расходы в компании равны 120 тыс. руб., отпускная цена единицы продукции – 160 руб., переменные расходы на единицу продукции – 100 руб.
Рассчитайте точку безубыточности в натуральных единицах. Как изменится значение этого показателя, если: а) постоянные расходы увеличатся на 15%; б) отпускная цена возрастет на 20 руб.; в) переменные расходы возрастут на 10%.

8. ОАО реализует двигатели внутреннего сгорания. Объем продаж в месяц составляет 170 штук. Цена одного двигателя 80 тыс. рублей. Выручка от реализации составляет 13600 тыс. рублей. Переменные затраты составляет 8400 тыс. рублей. Постоянные затраты – 4600 тыс. рублей. Определить:
1. Какой будет прибыль, при увеличении выручки на 10%.
2. Сколько единиц продукции необходимо продать, чтобы получить прибыль 150 тыс. рублей дополнительно.

9. Предприятие за плановый период намерено произвести 5000 изделий и реализовать их по цене 600 руб. Постоянные затраты за период составят 550 тыс. руб., переменные 450 руб. / шт. Рассчитайте точку безубыточности в натуральных и стоимостных единицах, отобразите ее графически.

10. ЗАО реализует лакокрасочные изделия. Объем продаж в месяц составляет 800 тыс. руб. Переменные затраты в общей себестоимости составляет 70%. Постоянные затраты составляют 230 тыс. рублей. Предприятие планирует увеличить валовую прибыль на 25 %. Определить объем реализации, чтобы обеспечить получение запланированной суммы прибыли.

11. Каким должен быть розничный товарооборот предприятия для получения рентабельности в размере 3 % к обороту, если оборот товаров в покупных ценах может составить 3 миллиона рублей, постоянный издержки – 200 тыс.руб., уровень переменных издержек сложился в размере 5,7 % к обороту. Размер НДС – 18 %.

12. Предприятие имеет следующие данные:
Стоимость основных средств на начало года - 47405 руб.,
Стоимость основных средств на конец года - 48385 руб.,
Накопленный износ - 20069 руб.,
Введено в эксплуатацию основных средств - 6570 руб.,
Выбыло основных средств - 5581 руб.
Рассчитать коэффициенты: обновления, ввода и выбытия основных средств.

Полный перечень вопросов и заданий размещен на Цифровом портале АлтГУ в одноименном курсе по ссылке https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2450
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См пВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Становление операционного менеджмента как научной дисциплины
2. Операционный менеджмент: объект, предмет и задачи
3. Функции, методы и принципы ПМ
4. Понятие предприятия, его задачи и основные признаки
5. Предприятие как система и объект управления.
6. Типология предприятий.
7. Общая и производственная структура предприятия. Типы и виды.
8. Организационные структуры управления: общее понятие, содержание, формы.
9. Линейная и функциональная организационные структуры: преимущества, недостатки, сферы применения.
10. Линейно-штабная и линейно-функциональная организационные структуры: преимущества, недостатки, сферы применения.
11. Дивизиональная организационная структура управления: преимущества, недостатки, сферы применения.
12. Адаптивные (матричная и проектная) организационные структуры управления: преимущества, недостатки, сферы применения.
13. Внешняя и внутренняя среда предприятия
14. Производственный процесс: основные понятия и определения
15. Классификация производственных процессов
16. Методы выполнения производственных процессов.
17. Организация движения производственных процессов
18. Принципы рациональной организации производственного процесса
19. Типы производства и их технико-экономическая характеристика
20. Формы организации производства
21. Экономическое содержание и структура хозяйственных средств
22. Обновление ОПФ в процессе простого и расширенного воспроизводства
23. Показатели состояния, движения и эффективности использования производственных фондов
24. Показатели экстенсивного, интенсивного и интегрального использования производственных фондов
25. Состав, структура и оборачиваемость оборотных средств
26. Операционный, производственный и финансовый цикл предприятия.
27. Управление запасами. Оптимизация размера запасов.
28. Информационные системы управления запасами
29. Организация управления производственными запасами на предприятии
30. Основные экономические показатели деятельности предприятия
31. Точка безубыточного ведения хозяйства
32. Управление трудовыми ресурсами
33. Содержательные концепции мотивации
34. Функции и принципы и способы стимулирования
35. Методы управления персоналом и их классификация
36. Современные методы управления персоналом
37. Организация труда как составляющая цикла операционного менеджмента
38. Сущность управленческих решений и их классификация
39. Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений
40. Планирование производства
41. Формирование производственного плана
42. Планирование производственных мощностей
43. Управление запасами. Основные модели определения запасами.
44. Производственная стратегия как составная часть процесса планирования.
45. Издержки производства как один из основных операционных приоритетов.
46. Управление затратами производства. Классификация издержек.
47. АВС - система в управлении запасами товарно-материальных ценностей.
48. Реализация производственной стратегии на базе сбалансированной системы показателей (ССП).
49. Суть ключевых показателей эффективности деятельности организации.
50. Международные стандарты качества управления производством.
51. Совершенствование бизнес-процессов по системе «шесть сигм». Бережливое производство.
52. Планирование производства.
53. Основы инновационной деятельности организации.
54. Организационно-технологическая подготовка производства.
55. Управление ресурсосбережением. Выбор стратегии ресурсосбережения.
56. Анализ финансового состояния организации с позиций конкурентоспособности.
57. Методика расчета эффективности управления организацией.
58. Оценка устойчивости функционирования организации как индикатор ее конкурентоспособности.
59. Организация производственных процессов в пространстве и времени.
60. Характеристика типов организации производства.
61. Основы формирования коллектива и организации трудовых процессов.
62. Производственная система. Структура производственной системы.
63. Планирование производственных мощностей.
64. Организация производственного процесса.
65. Спрос и его прогнозирование.
66. Календарное планирование производства.
67. Планирование и контроль. Система «точно - в срок».

Полный перечень вопросов и заданий размещен на Цифровом портале АлтГУ в одноименном курсе по ссылке https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2450
Приложения
Приложение 1.   ПМ_ ПК7_Мен_экз.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.А. Сергеева, А.С. Брысаев Инновационный и производственный менеджмент в условиях глобализации экономики : Учебное пособие Казань : Издательство КНИТУ, 2013, 03.07.2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270287
Л1.2 И. Н. Иванов Производственный менеджмент. Теория и практика в 2 ч.: учебник для академического бакалавриата — М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/082AA38D-6186-4414-93AB-2392F2C77748.
Л1.3 А.Д. Воронин, А.В. Королев Управление операционной логистической деятельностью : Учебное пособие Минск : Вышэйшая школа, 2014, 03.07.2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Герчикова, И.Н Менеджмент: Учебник М. : Юнити-Дана, 2015, 03.07.2017 biblioclub.ru
Л2.2 Л. С. Леонтьевой, В. И. Кузнецова Производственный менеджмент : учебник и практикум для вузов М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. (Административно-управленческий портал). www.aup.ru
Э2 2. (Федеральная служба по финансовым рынкам). www.fcsm.ru
Э3 3. (Корпоративный менеджмент). www.cfin.ru
Э4 4. (Коммерсант). www.kommersant.ru
Э5 5. («ЭкспертРА»). www.raexpert.ru
Э6 6. (Ассоциация менеджеров по управлению изменениями). www.change-russia.com
Э7 7. (Ассоциация менеджеров России). www.amr.ru
Э8 8. (Стратегическое управление и планирование). www.stplan.ru
Э9 9. (Стратегическое планирование и стратегическое управление). www.StrategPlann.ru
Э10 10. (Центр креативных технологий). www.InvenTech.ru
Э11 Курс в Moodle " Операционный (производственный ) менеджмент" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Алтайского государственного университета.
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной
дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Подробные методические рекомендации по изучению курса представлены в ЭУМК на образовательном портале в системе MOODLE http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2450