МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные проблемы информатики и вычислительной техники

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра вычислительной техники и электроники
Направление подготовки09.04.01. Информатика и вычислительная техника
ПрофильНейроинформационные технологии и робототехнические системы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_01_Информатика и вычислительная техника_НТиРС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 78 51 78 51
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Скурыдин Ю.Г.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Мансуров А.В.

Рабочая программа дисциплины
Современные проблемы информатики и вычислительной техники

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.01 Информатика и вычислительная техника (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 918)

составлена на основании учебного плана:
09.04.01 Информатика и вычислительная техника
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 28.08.2023 г. № 110/22-23
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра вычислительной техники и электроники

Протокол от 28.08.2023 г. № 110/22-23
Заведующий кафедрой к.ф-м.н., Пашнев Владимир Валентинович, доц., зав. кафедрой "Вычислительной техники и электроники"


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса «Современные проблемы информатики и вычислительной техники» является углубление общего информационного образования и информационной культуры студентов, применительно к самым последним исследованиям в области IT.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен применять на практике новые научные принципы и методы исследований;
ОПК-4.1 Знает новые научные принципы и методы исследований.
ОПК-4.2 Умеет применять на практике новые научные принципы и методы исследований.
ОПК-4.3 Владеет навыками применения новых научных принципов и методов исследования для решения профессиональных задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.новые научные принципы и методы исследований
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике новые научные принципы и методы исследований
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применения новых научных принципов и методов исследования для решения профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Краткий обзор проблемных направлений в информатике
1.1. Интеллектуальные системы Метаданные Технологии кодирования и сжатия данных Тенденции в проектировании систем Автоматизированные системы Элементная база вычислительной техники Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.7, Л2.11, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.8, Л1.3
1.2. Изучение дополнительной литературы Сам. работа 3 5 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.8, Л1.3
Раздел 2. Системы искусственного интеллекта и их роль в становлении информационного общества
2.1. Семантический Web, Метаданные, Модель метаданных RDF, Язык RDFS, Дублинское ядро, Языки онтологий, Язык OWL, Web-2.0 Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.12, Л1.1, Л2.13, Л1.2, Л1.3, Л2.6
2.2. Практическая работа №1 Практические 3 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.13, Л1.2, Л1.3
2.3. Изучение дополнительной литературы Сам. работа 3 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л2.13, Л2.14, Л1.2, Л1.3, Л2.6
Раздел 3. Метаданные и онтологии
3.1. Способы представления знаний, Введение в управление знаниями, Data Mining, Задачи обработки текстовой информации, Классификация, Кластеризация, Метод ближайшего соседа, Метод анализа иерархий, Онтологии, Средства построения онтологий, IDEF5, Системы управления знаниями, Онтологическая СУЗ Лекции 3 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.7, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6
3.2. Практическая работа №2 Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6
3.3. Изучение дополнительной литературы Сам. работа 3 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.7, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.6
Раздел 4. Основы применения эволюционных методов
4.1. Эволюционные методы, Простой генетический алгоритм, 3.4. Генетическое программирование, Метод комбинирования эвристик, Примеры применения генетических методов Лекции 3 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.5, Л2.15, Л2.1
4.2. Практическая работа №3 Практические 3 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л2.8, Л2.16, Л2.3, Л1.3, Л2.15
4.3. Изучение дополнительной литературы Сам. работа 3 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.15
Раздел 5. Методы кодирования и сжатия данных
5.1. Информация, Количество информации, Информационная энтропия, Коэффициент избыточности сообщения, Кодирование информации, Теоремы Шеннона, Коды для текстовых документов, Моментальные коды, Сжатие данных, Методы сжатия и форматы данных, Методы MPEG, Вейвлеты, Вейвлет-преобразование Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.7, Л2.11, Л2.12, Л1.1, Л2.4, Л2.13, Л2.14, Л1.2, Л2.8, Л2.16, Л2.3, Л1.3, Л2.6, Л2.5, Л2.15, Л2.1, Л2.9, Л2.10, Л2.2
5.2. Практическая работа №4 Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.3. Изучение дополнительной литературы Сам. работа 3 5 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.7, Л2.11, Л2.12, Л1.1, Л2.4, Л2.13, Л2.14, Л1.2, Л2.8, Л2.16, Л2.3, Л1.3, Л2.6, Л2.5, Л2.15, Л2.1, Л2.9, Л2.10, Л2.2
Раздел 6. Синергетика и информатика
6.1. Теории эволюции, Динамические системы, Термодинамическая энтропия, Диссипативные структуры, Хаос, Хаотические системы, Бифуркации, Фракталы, Самоорганизация, Синергетика, Теория катастроф Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.9
6.2. Практическая работа №5 Практические 3 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.9
6.3. Изучение дополнительной литературы Сам. работа 3 6 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.9
Раздел 7. Основы проектирования систем
7.1. Развитие систем управления предприятиями, Системы управления бизнес-процессами, Архитектурное проектирование систем, Объектно-ориентированное программирование. Компонентно-ориентированные технологии, Сетевые службы, Сервис-ориентированная архитектура, Разработка, управляемая моделями, Рефакторинг, Паттерны проектирования, Метамодель Методика IDEF0, Методика IDEF3, UML, Meta-Object Facility, Методика проектирования информационных систем на основе UML, Структурные диаграммы UML 2.0, Поведенческие диаграммы UML 2.0, Описание процессов с помощью ARIS eEPC, XML Metadata Interchange, Преобразование диаграммы классов UML в XML Schema Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.5, Л2.15
7.2. Практическая работа №6 Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3
7.3. Изучение дополнительной литературы Сам. работа 3 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л2.7, Л2.11, Л2.12, Л1.1, Л2.4, Л2.13, Л2.14, Л1.2, Л2.8, Л2.16, Л2.3, Л1.3, Л2.6, Л2.5, Л2.15, Л2.1, Л2.9, Л2.10, Л2.2
Раздел 8. Автоматизированные системы
8.1. Суперкомпьютеры XXI века Тенденции в развитии вычислительных систем Протокол IPv6 Интернет-2 Мультиплексирование по длинам волн (WDM) LDAP Технологии Grid Архитектуры Grid Спецификации WSRF Лекции 3 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.2
8.2. Практическая работа №7 Практические 3 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.2
8.3. Изучение дополнительной литературы Сам. работа 3 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2
Раздел 9. Перспективы развития информационных технологий и систем
9.1. Суперкомпьютеры XXI века Тенденции в развитии вычислительных систем Протокол IPv6 Интернет-2 Мультиплексирование по длинам волн (WDM) LDAP Технологии Grid Архитектуры Grid Спецификации WSRF Лекции 3 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.2
9.2. Практическая работа №8 Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.15, Л2.10, Л2.2
9.3. Изучение дополнительной литературы Сам. работа 3 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.15, Л2.10, Л2.2
Раздел 10. Перспективы развития элементной базы информационных систем
10.1. Нанотехнологии Графен Углеродные нанотрубки, память на углеродных нанотрубках Лекции 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.2
10.2. Практическая работа №9 Практические 3 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.2
10.3. Изучение дополнительной литературы Сам. работа 3 7 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.10, Л2.2
Раздел 11. Аттестация

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1395

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4 "Способен применять на практике новые научные принципы и методы исследований"

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. … основаны на выявлении и представлении в компьютере человеческих знаний
а. Экспертные системы
б. Многоагентные системы
в. Генетические алгоритмы
Правильный ответ а
Вопрос 2. Приемником информации может служить
а. только человек
б. человек или иной объект материального мира
в. человек или иной объект материального и нематериального мира
Правильный ответ б
Вопрос 3. Информация в обыденном смысле – это …
а. сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления
б. формализованный продукт преобразования зарегистрированных сигналов в известные (субъекту) понятия
в. сведения об объектах или явлениях окружающей среды, запрашиваемые в случае возникновения необходимости
Правильный ответ в
Вопрос 4. Комплекс из формализованного описания часто встречающейся задачи проектирования, удачного решения данной задачи и рекомендаций по применению полученного решения в различных ситуациях – это …
а. паттерн проектирования
б. рефакторинг
в. синергетика
Правильный ответ а
Вопрос 5. Использование мощных вычислительных систем, доступных в коммуникационной среде как объединение множества компьютеров в единый вычислительный ресурс, называется …
а. монокомпьютингом
б. метакомпьютингом
в. суперкомпьютером
Правильный ответ б
Вопрос 6. Источниками информации могут служить ...
а. только живые объекты материального мира
б. любые объекты материального и нематериального мира
в. любые объекты материального мира
Правильный ответ в
Вопрос 7. Информация как существующая реальность таких же категорий, каковыми являются энергия и вещество – это …
а. атрибутивная точка зрения на информацию
б. обыденная точка зрения на информацию
в. функциональная точка зрения на информацию
Правильный ответ а
Вопрос 8. Существование информационных процессов в неорганической природе ...
а. не отрицается
б. отрицается
в. не отрицается при соблюдении определенных условий
Правильный ответ б
Вопрос 9. Создание глобального информационного пространства ...
а. не имеет смысла
б. невозможно
в. является одним из признаков информационного общества
Правильный ответ в
Вопрос 10. Информационное общество - это общество, в котором большинство работающих занято...
а. производством, хранением, переработкой и реализацией информации
б. производством и реализацией информации
в. производством, переработкой и хранением информации
Правильный ответ а
Вопрос 11. Финальным состоянием эволюционирующих физических систем является …
а. полная детерминированность
б. динамический хаос
в. статическое равновесие
Правильный ответ б
Вопрос 12. На использовании Web-служб, технологий и средств SOAP, WSDL и UDDI основан …
а. объектно-ориентированный подход к проектированию информационных систем
б. компонентно-ориентированный подход к проектированию информационных систем
в. сервисно-ориентированный подход к проектированию информационных систем
Правильный ответ в
Вопрос 13. На принципах сборки программного обеспечения из независимо разработанных и повторно-используемых составных частей основан …
а. компонентно-ориентированный подход к проектированию информационных систем
б. объектно-ориентированный подход к проектированию информационных систем
в. сервисно-ориентированный подход к проектированию информационных систем
Правильный ответ а
Вопрос 14. Целевая машина – это …
а. программно-аппаратная платформа, на которой выполняется компиляция
б. программно-аппаратная платформа, для которой выполняется компиляция
в. не программно-аппаратная платформа
Правильный ответ б
Вопрос 15. Энтропия в общем понимании - это ...
а. показатель неопределенности, беспорядка, однообразия, хаоса, неравновесности в систем
б. показатель определенности, порядка, разнообразия, хаоса, равновесия в системе
в. показатель неопределенности, беспорядка, разнообразия, хаоса, равновесия в системе
Правильный ответ в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
"зачтено" - верно выполнено не менее 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено не более 50% заданий
"отлично" - верно выполнено 85..100% заданий; "хорошо" - верно выполнено 70..84% заданий; "удовлетворительно" - верно выполнены 50..69% заданий; "неудовлетворительно" - верно выполнены менее 50% заданий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Задание 1. Пояснить, какой вид компьютерных систем основан на выявлении и представлении в компьютере человеческих знаний
Правильный ответ: на выявлении и представлении в компьютере человеческих знаний основаны экспертные системы
Задание 2. Пояснить, является ли верным утверждение о том, что человек или иной объект материального и нематериального мира могут служить приемниками информации
Правильный ответ: высказанное утверждение является ошибочным, так как объект нематериального мира не может служить приемником информации
Задание 3. Пояснить, что называется информацией
Правильный ответ: информацией называются сведения об объектах или явлениях окружающей среды, запрашиваемые в случае возникновения необходимости
Задание 4. Пояснить, что называется паттерном проектирования
Правильный ответ: паттерном проектирования называется комплекс из формализованного описания часто встречающейся задачи проектирования, удачного решения данной задачи и рекомендаций по применению полученного решения в различных ситуациях
Задание 5. Пояснить, является ли верным утверждение о том, что источниками информации могут быть любые объекты материального и нематериального мира
Правильный ответ: высказанное утверждение является ошибочным, так как объекты нематериального мира не могут быть источниками информации ввиду невозможности биологических процессов, которые могут быть использованы для синтеза, приема, обработки, хранения и передачи информации
Задание 6. Пояснить, возможно ли существование информационных процессов в неорганической природе
Правильный ответ: существование информационных процессов в неорганической природе невозможно, так как в неорганической природе невозможны биологические процессы, которые могут быть использованы для синтеза, приема, обработки, хранения и передачи информации, а создание автоматизированных систем из неорганических компонентов невозможно без участия человека
Задание 7. Пояснить, является ли верным утверждение о том, что создание глобального информационного пространства представляет собой один из признаков информационного общества
Правильный ответ: да, высказанное утверждение является правильным, так как информационное общество предполагает существование в условиях глобального информационного пространства
Задание 8. Пояснить, какой работой занято большинство работников в информационном обществе
Правильный ответ: в информационном обществе большинство работников занято обеспечением процессов производства, хранения, переработки и реализации информации
Задание 9. Пояснить понятие целевой машины
Правильный ответ: целевая машина - это программно-аппаратная платформа, для которой выполняется компиляция
Задание 10. Пояснить понятие энтропии
Правильный ответ: энтропия - это показатель неопределенности, беспорядка, разнообразия, хаоса, равновесия в системе
Задание 11. Пояснить, что называется графеном
Правильный ответ: графен - это пленка углерода толщиной в один атом со строго упорядоченной гексагональной кристаллической структурой
Задание 12. Пояснить, что называется MAC-адресом
Правильный ответ: МАС-адрес - это уникальный идентификатор узла, предусмотренный протоколом IPv6
Задание 13. Пояснить, является ли верным утверждение о том, что в основе Internet-2 лежит использование протокола IPv6 и технологии ATM и SONET (Synchronous Optical Network)
Правильный ответ: высказанное утверждение является правильным, так как сеть Internet-2 является развитием сети Internet, и основана на использовании более современного и широкого протокола IPv6, а также технологиях ATM и SONET, реализующих более эффективные варианты передачи данных
Задание 14. Пояснить, что определяется под названием Data Mining
Правильный ответ: Data Mining - это направление в области искусственного интеллекта, связанное с поиском в больших объемах данных скрытых закономерностей
Задание 15. Пояснить, что называется катастрофой в любой системе
Правильный ответ: катастрофой называется скачкообразное изменение состояния системы, возникающее при плавном изменении условий
Задание 16. Пояснить, является ли верным утверждение о том, что отражение материального мира в сознании живых существ – это функциональная точка зрения на информацию
Правильный ответ: высказанное утверждение является правильным, так как отражение материального мира в сознании является следствием протекания функциональных процессов в живом организме
Задание 17. Пояснить, является ли верным утверждение о том, что фуллерен в форме футбольного мяча характеризуется максимальной стабильностью
Правильный ответ: высказанное утверждение является правильным, так как форма объекта, близкая к сферической, является наиболее оптимальной с точки зрения стабильности, прочности и затрат энергии на поддержание такой формы
Задание 18. Пояснить, что является уелью информатики
Правильный ответ: целью информатики является изучение структуры и общих свойств информации с выявлением закономерностей процессов коммуникации
Задание 19. Перечислите в правильном хронологическом порядке представленные в списке достижения человеческой цивилизации: 1. изобретение колеса; 2. изобретение радио; 3. изобретение компьютера; 4. овладение огнем;
5. изобретение паровой машины
Правильный ответ: 4 - 1 - 5 - 2 - 3
Задание 20. Пояснить, является ли верным утверждение о том, что правовую основу информационного общества составляют законы и нормативные акты
Правильный ответ: высказанное утверждение является правильным, так как законы и нормативные акты в любом правовом государстве устанавливают правовую основу общества, в том числе и информационного общества

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
"Отлично"/зачтено. Ответ полный, развернутый. Суть передана исчерпывающе и точно, принятая терминология полностью сохранена. Ошибок нет.
"Хорошо"/зачтено. Ответ полный, но краток. Суть передана точно, но имеются неточности в использовании терминологии. Ошибки незначительны.
"Удовлетворительно"/зачтено. Ответ неполный. Значительные неточности в применении терминологии. Студент владеет частью материала.
"Неудовлетворительно"/не зачтено. Ответа нет, либо он не раскрывает сути требуемого. Студент не владеет материалом.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости). Тест для зачета размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1395). Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Вопрос 1. … основаны на выявлении и представлении в компьютере человеческих знаний
а. Экспертные системы
б. Многоагентные системы
в. Генетические алгоритмы
Правильный ответ а
Вопрос 2. Приемником информации может служить
а. только человек
б. человек или иной объект материального мира
в. человек или иной объект материального и нематериального мира
Правильный ответ б
Вопрос 3. Информация в обыденном смысле – это …
а. сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления
б. формализованный продукт преобразования зарегистрированных сигналов в известные (субъекту) понятия
в. сведения об объектах или явлениях окружающей среды, запрашиваемые в случае возникновения необходимости
Правильный ответ в
Вопрос 4. Комплекс из формализованного описания часто встречающейся задачи проектирования, удачного решения данной задачи и рекомендаций по применению полученного решения в различных ситуациях – это …
а. паттерн проектирования
б. рефакторинг
в. синергетика
Правильный ответ а
Вопрос 5. Использование мощных вычислительных систем, доступных в коммуникационной среде как объединение множества компьютеров в единый вычислительный ресурс, называется …
а. монокомпьютингом
б. метакомпьютингом
в. суперкомпьютером
Правильный ответ б
Вопрос 6. Источниками информации могут служить ...
а. только живые объекты материального мира
б. любые объекты материального и нематериального мира
в. любые объекты материального мира
Правильный ответ в
Вопрос 7. Информация как существующая реальность таких же категорий, каковыми являются энергия и вещество – это …
а. атрибутивная точка зрения на информацию
б. обыденная точка зрения на информацию
в. функциональная точка зрения на информацию
Правильный ответ а
Вопрос 8. Существование информационных процессов в неорганической природе ...
а. не отрицается
б. отрицается
в. не отрицается при соблюдении определенных условий
Правильный ответ б
Вопрос 9. Создание глобального информационного пространства ...
а. не имеет смысла
б. невозможно
в. является одним из признаков информационного общества
Правильный ответ в
Вопрос 10. Информационное общество - это общество, в котором большинство работающих занято...
а. производством, хранением, переработкой и реализацией информации
б. производством и реализацией информации
в. производством, переработкой и хранением информации
Правильный ответ а
Вопрос 11. Финальным состоянием эволюционирующих физических систем является …
а. полная детерминированность
б. динамический хаос
в. статическое равновесие
Правильный ответ б
Вопрос 12. На использовании Web-служб, технологий и средств SOAP, WSDL и UDDI основан …
а. объектно-ориентированный подход к проектированию информационных систем
б. компонентно-ориентированный подход к проектированию информационных систем
в. сервисно-ориентированный подход к проектированию информационных систем
Правильный ответ в
Вопрос 13. На принципах сборки программного обеспечения из независимо разработанных и повторно-используемых составных частей основан …
а. компонентно-ориентированный подход к проектированию информационных систем
б. объектно-ориентированный подход к проектированию информационных систем
в. сервисно-ориентированный подход к проектированию информационных систем
Правильный ответ а
Вопрос 14. Целевая машина – это …
а. программно-аппаратная платформа, на которой выполняется компиляция
б. программно-аппаратная платформа, для которой выполняется компиляция
в. не программно-аппаратная платформа
Правильный ответ б
Вопрос 15. Энтропия в общем понимании - это ...
а. показатель неопределенности, беспорядка, однообразия, хаоса, неравновесности в систем
б. показатель определенности, порядка, разнообразия, хаоса, равновесия в системе
в. показатель неопределенности, беспорядка, разнообразия, хаоса, равновесия в системе
Правильный ответ в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ТЕСТА
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколов А.В. Информационное общество в виртуальной и социальной реальности : СПб: Алетейя // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Губарев В.В. Информатика : прошлое, настоящее, будущее [Электронный ресурс]: Учебное пособие М.: РИЦ "Техносфера", 2011 // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE" biblioclub.ru
Л1.3 Ракитов А.И. Философия компьютерной революции [Электронный ресурс]: Научная литература М.: Директ-Медиа, 2013 // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE", 2 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Болодурина И., Волкова Т. Проектирование компонентов распределенных информационных систем [Электронный ресурс]: Учебное пособие Оренбург: ОГУ, 2012 // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE", 2 biblioclub.ru
Л2.2 Войтович И.Д., Корсунский Д.М. Наноэлектронная элементная база информатики. Качественно новые направления [Электронный ресурс]: Учебная литература для вузов М.: ИНТУИТ, 2016 // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE", 2 biblioclub.ru
Л2.3 Павлов С.И. Системы искусственного интеллекта Ч. 2 [Электронный ресурс]: Учебное пособие Томск: ТГУСУР, 2011 // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE", 2 biblioclub.ru
Л2.4 Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний: Логос, 2010 znanium.com
Л2.5 Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем [Электронный ресурс]: Учебное пособие М.: ИНТУИТ, 2005 // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE", 2 biblioclub.ru
Л2.6 Добров Б.В., Иванов В.В., Лукашевич Н.В., Соловьев В.Д. Онтологии и тезаурусы : модели, инструменты, приложения [Электронный ресурс]: Учебное пособие М.: ИНТУИТ, 2009 // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE" biblioclub.ru
Л2.7 Кудинов Ю. И., Пащенко Ф. Ф. Основы современной информатики: учеб. пособие для вузов СПб.: Лань, 2009
Л2.8 Исакова А.И., Исакова М.Н. Информационные технологии [Электронный ресурс]: Учебное пособие Томск: Эль Контент. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE", 2012 biblioclub.ru
Л2.9 Шапиро С.В. Основы синергетики: Учебное пособие Уфа: УГУЭС, 2012 // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE" biblioclub.ru
Л2.10 Войтович И.Д., Корсунский Д.М. Наноэлектронная элементная база информатики на основе полупроводников и ферромагнетиков [Электронный ресурс]: Учебная литература для вузов М.: ИНТУИТ, 2016 // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE", 2 biblioclub.ru
Л2.11 В. Л. Матросов [и др.] Теоретические основы информатики: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
Л2.12 Глухих И.Н. Интеллектуальные информационные системы: учеб. пособие для высш. проф. образования М.: Академия, 2010
Л2.13 Смолин Д. В. Введение в искусственный интеллект: Конспект лекций М.: Физматлит, 2007 // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE", 2 biblioclub.ru
Л2.14 Емельянов В. В., Курейчик В.В., Курейчик В. М. Теория и практика эволюционного моделирования [Электронный ресурс]: М.: Физматлит, 2003 // "Электронная библиотечная система ONLINE" biblioclub.ru
Л2.15 Сотник С.Л. Проектирование систем искусственного интеллекта [Электронный ресурс]: Профессиональная литература М.: ИНТУИТ, 2007 // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE", 2 biblioclub.ru
Л2.16 Павлов С.И. Системы искусственного интеллекта. Ч. 1: Учебное пособие Томск: ТГУСУР, 2011 // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE" biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Современные проблемы информатики и вычислительной техники" на Образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
LibreOffice
Условия использования: https://ru.libreoffice.org/about-us/license/
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Образовательный портал АлтГУ, ресурс http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1395
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В качестве исходных данных для семинарских занятий каждый из студентов получает не менее пяти тем из перечня:

История развития систем искусственного интеллекта. Проблемы искусственного интеллекта
Системы искусственного интеллекта в аспекте представления и обработки знаний. Нечеткие множества
Системы искусственного интеллекта в аспекте представления и обработки знаний. Экспертные системы
Системы искусственного интеллекта в аспекте представления и обработки знаний. Нейрокибернетика (генетические алгоритмы)
Обзор языков искусственного интеллекта. Проблема выбора языка искусственного интеллекта
Системы управления знаниями, примеры их реализации
Data Mining, в т.ч. примеры реализации
Особенности автоматической обработки текстовой информации
Решение задачи классификации. Методы классификации. Проблемы решения задачи классификации
Онтологии
Проблемы передачи информации на расстояние
Проблемы оцифровки аналоговых данных
Проблемы хранения информации
Поколения мобильной связи. Проблемы и перспективы
Стратегия развития микропроцессоров
Криптовалюты. История, виды, проблемы, перспективы
Проблемы дистанционного управления сложными техническими системами
Проблемы личности в цифровом обществе
Проблемы обработки больших данных
Проблемы кодировки символов
Графические форматы данных
Гипертекст. Проблемы создания гипертекстовых документов
Языки гипертекстовой разметки. История, проблемы, перспективы
Системы представления метаданных. Проблемы представления метаданных
Языки метаданных и онтологий
Проблемы автоматизированного проектирования
Эволюционные методы как способ решения задачи оптимизации и структурного синтеза
Примеры применения генетических методов. Проблемы применения генетических методов
Трактовки понятия «энтропия»
Способы представления данных (числа, символы, изображения, звук, видео). Проблемы представления данных
Сжатие данных. Проблемы сжатия данных
Проблемы сжатия изображений
Методы сжатия данных. Проблемы выбора метода сжатия
Проблемы обработки графических данных
Проблемы обработки текстовых данных
Форматы видео. История, виды, проблемы, перспективы
Форматы аудио. История, виды, проблемы, перспективы
Текстовые форматы. История, виды, проблемы, перспективы
Вейвлеты – понятие, история, применение
Синергетика в информатике
Фракталы – понятие, история, применение
Автоматизированные системы управления предприятиями. Моделирование производственных ситуаций – проблемы, технологии, перспективы
Автоматизированные системы управления предприятиями. Управление складами – проблемы, технологии, перспективы
Автоматизированные системы управления предприятиями. Управление снабжением – проблемы, технологии, перспективы
Автоматизированные системы управления предприятиями. Управление продажами – проблемы, технологии, перспективы
Автоматизированные системы управления предприятиями. Управление спросом и производством
Системы электронного бизнеса. Проблемы ведения электронного бизнеса
Графические языки описания бизнес-процессов
Обзор сред разработки программного обеспечения
Среды разработки программного обеспечения. История, виды, проблемы, перспективы
Проблемы обработки научных данных
Проблемы обработки метеорологических данных
Проблемы разработки информационных систем
Языки программирования. Проблемы выбора языка программирования
Современные и перспективные АСУТП
Протокол (технология) SOAP
Современные и перспективные САПР
Сервис-ориентированная архитектура информационных систем
Рефракторинг как изменение внутренней структуры ПО. Проблемы рефакторинга
Паттерны (шаблоны) проектирования
Методика IDEF для концептуального проектирования
Методы объектного проектирования информационных систем. История, виды, проблемы, перспективы
Описание процессов с помощью ARIS eEPC
Интеграция информационных систем. Проблемы интеграции ИС
Work Flow как набор технологий интеграции процессов для проектирования информационных систем
Обзор суперкомпьютеров
GRID-технологии
Тенденции в развитии суперкомпьютеров
Протокол IPv6
Интернет-2
Мультиплексирование по длинам волн
Оптическая литография — технологии, проблемы, перспективы
Графеновый транзистор
Нанотрубки
Наноэлектроника
Современные и перспективные системы обработки данных
Современные и перспективные графические системы
Современные и перспективные языки программирования
Многоядерные процессоры
Многопроцессорные системы
Проблемы и перспективы информатизации предприятий
Проблемы и перспективы безопасности информационных систем
Мультисервисные сети
Мобильная связь четвертого и пятого поколений
Развитие параллельных вычислений
Международные стандарты в области информационных технологий и систем
Спецификации международных консорциумов в области информационных технологий и систем
Информационные технологии на транспорте
Проблемы и перспективы развития операционных систем
Свободное программное обеспечение – проблемы и перспективы
Негативное влияние развития информационных технологий
Технология электронной цифровой подписи
Корпоративные системы поиска информации (IRS)
Проблемы поиска информации. Открытые системы поиска информации
Проблемно-ориентированные информационные системы
Распределенная обработка данных
Сети типа LAN и WAN. История, виды, проблемы, перспективы
Молекулярные компьютеры
Биокомпьютеры
Роль информации в эволюционных процессах физических и биологических систем
Структура предметной области информатики
Позиционирование информатики в системе современной науки
Философия информации и философские основы информатики
Информатика как техническая наука
Оптические компьютеры
Информатика как естественная наука
Информатика как гуманитарная наука
Магнитооптические технологии хранения данных
Технологии беспроводного электропитания
Когнитивные вычислительные системы
Стратегия развития процессоров Intel. Прошлое, настоящее, будущее
Технологии энергосбережения в вычислительных системах
Тенденции развития микропроцессорной техники
Тенденции развития архитектур баз данных
Тенденции развития средств защиты конфиденциальной информации
Особенности анализа и прогнозирования средствами информационных технологий
Интеграция неоднородных источников информации
Правовые основы информационных систем
Перспективные методы поиска информации
Интерфейс человек-компьютер
Перспективы развития мобильных вычислительных устройств
Проблемы виртуальной реальности
Интернет как коммуникативная среда. Философские проблемы Интернета
Проблемы становления информационного общества
Применение информационных технологий при решении прикладных задач. Проблемы и перспективы
Архитектурно независимое программирование
Трактовки понятия информации
Синергетический подход в информатике
Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики
Платежные системы. История, проблемы, перспективы
Вопросы компьютерной этики
Проблема личности в информационном обществе
Правовые проблемы информатизации
Криптовалюта. История, проблемы, перспективы
Проблемы и перспективы развития платежных систем
Языки программирования будущего
Проблемы обучения информатике
Вопросы и технологии защиты персональных данных
Проблемы несанкционированного сбора информации при работе в сети Интернет
Интернет-торговля. История, проблемы, перспективы
Обзор стандартов кодирования символьной информации. Проблемы кодировки символов
Системы биометрической идентификации человека
Информационные системы управления предприятием
Системы дистанционного обучения
Перспективы развития языков программирования
Системы диагностики психофизического состояния человека
Декларативная парадигма в программировании. Особенности, проблемы, перспективы
Проблема доступности программного обеспечения
Интернет как глобальная среда непрерывного образования
Вопросы биометрической идентификации личности
Проблемы точности при обработке данных
Квантовые компьютеры
Архитектуры аппаратных платформ вычислительных систем
Проблема доступности информации
Структура и закономерности формирования информационного потенциала общества
Обзор проблем информационного общества
Виды конфиденциальной информации
Логика на пневматических элементах
Проблема взаимодействия мышления человека и искусственного интеллекта
Проблема терминологической неопределенности в информатике
Интернет-вычисления
Виртуальные центры обработки данных. Назначение, особенности работы, примеры
Сервисы для Cloud computing
Новые технологии передачи данных
Развитие технологий программирования
Проблемы и перспективы облачных технологий
Особенности развития систем извлечения знаний
Проблемы уязвимости сетевых потоков данных
Проблемы спама
Проблемы обработки информации
Проблемы хранения информации
Проблемы организации взаимодействия между информационными технологиями и потребностями общества в решении прикладных задач
Парадигмы программирования
Информационные технологии в условиях промышленного производства
Троичная логика и попытки ее использования в информационных системах. Проблемы и перспективы троичной логики
Перспективы развития операционных систем
Проблемы системы «Умный дом»
Технологии беспроводной передачи данных
Проблемы и технологии распознавания речи
Проблемы и технологии распознавания изображений
Проблема замены мозга искусственным органом
Цифровое рабство
Проблемы выбора в потоке информации
Проблемы поиска информации
Проблемы передачи информации
Новые и перспективные источники энергии
Новые и перспективные варианты элементной базы вычислительных систем
Новые и перспективные варианты сенсорных устройств
Виртуальные лаборатории
Автоматизированные рабочие места (АРМ)
Современные подходы к автоматизации производственных процессов
Технологии передачи информации. История, проблемы, перспективы
Электронная цифровая подпись. История, технологии, перспективы
Видеокарты. История, архитектура, перспективы
Интерфейсы информационных систем
Нейронные сети. Проблемы нейронных сетей
Информационные технологии в условиях промышленного производства
Процессоры «Байкал». История, история, особенности, перспективы
Процессоры «Эльбрус». История, особенности, перспективы
Современные российские микропроцессоры. Обзор
Проблемы техпроцесса при проектировании и изготовлении микропроцессорной техники
Облачные хранилища информации. Проблемы и перспективы применения
RAW-формат
Программные средства обработки изображений. Проблемы обработки изображений
Видеохостинг. Проблемы видеохостинга
Аудиохостинг. Проблемы аудиохостинга
Хостинг изображений. Проблемы хостинга изображений
Социальные сети. Проблемы социальных сетей
Тенденции и проблемы развития средств мобильной связи
Контекстная реклама
Беспилотный транспорт – проблемы, технологии, перспективы
Проблемы нейролингвистического программирования
Проблемы дистанционного обучения
Проблемы дистанционной работы
Рефакторинг. Проблемы и перспективы
Системы управления знаниями
Информационно-обучающие системы
Информационно-аналитические системы
Системы автоматизированного управления
Системы распределенных вычислений
Проблемы маршрутизации в сетях передачи данных
Проблема достоверности информации в сети Интернет
Проблемы свободнораспространяемого программного обеспечения
Проблемы выбора программного обеспечения
Фрактальные антенны
Проблема избыточности информации
Биоинформационные системы
Оптические каналы передачи данных. История, технологии, перспективы
Самообучающиеся интеллектуальные системы
Бионические протезы (искусственные органы)
Интерфейс «мозг-компьютер»
Смартфоны и утечка персональных/биометрических данных

По каждой из выбранных тем студент самостоятельно выполняет подборку и систематизацию информации, по результатам которой готовит выступление на очередном семинарском занятии в аудитории. В качестве основных критериев оценивания подготовки темы следует рассматривать актуальность, со-временность, полноту, научность, доступность представляемой информации.
Дополнительным средством промежуточного контроля служит выполнение восьми тематических тестовых заданий.
В качестве меры итогового контроля использован контрольный тест. Задания тематического и итогового (семестрового) теста, а также дополнительный материал, который может быть использован при подготовке, расположены на странице онлайн-курса, представленной на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1395).
Оценка «зачтено» по итогам всего курса выставляется в случае получения студентом положительных оценок за подготовку и выступление по всем выбранным темам на семинарских занятиях, получения положительных оценок по результатам тематического тестирования по всем темам, а также получения положительной оценки по результатам выполнения итогового (семестрового) теста.