Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 09.04.03. Прикладная информатика |
Профиль | Анализ данных и разработка цифровых медиа |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_04_03_Прикладная информатика_АДРЦМ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна
1.1. | Получить представление о цифровых гуманитарных науках (Digital Humanities) как способе адаптации гуманитарных наук к цифровому обществу и цифровым технологиям хранения и трансляции информации |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
УК-4 | Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия |
УК-4.1 | Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности |
УК-4.2 | Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности |
УК-4.3 | Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения |
УК-4.4 | Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях |
УК-5 | Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия |
УК-5.1 | Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества, многообразия культур и цивилизаций |
УК-5.2 | Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания |
УК-5.3 | Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | – место и роль Digital Humanities в современном образовательном пространстве; – области применения Digital Humanities в исторической и общегуманитарной сфере. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – использовать компьютер для цифрового представления любых гуманитарных ресурсов; – выбирать соответствующие компьютерные технологии обработки в соответствии со спецификой исходных данных. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | – участия в сетевых проектах создания и представления гуманитарных ресурсов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1 Цифровые гуманитарные науки | ||||||
1.1. | Становление информационного общества и гуманитарные науки | Лекции | 1 | 4 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | История становления и развития направления Digital Humanities | Лекции | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Цифровые гуманитарные науки: проекты | Лекции | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Цифровая публичная история | Лекции | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Основные термины и определения | Практические | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Цифровые гуманитарные науки, историческая информатика, прикладная информатика: соотношение | Практические | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Существует ли цифровая история? | Практические | 1 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Методы и технологии: математика, статистика, моделирование | Практические | 1 | 4 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Методы и технологии: цифровая картография | Практические | 1 | 4 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Методы и технологии: базы данных и информационные системы | Практические | 1 | 4 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Цифровые гуманитарные науки и сохранение культурного наследия: сайты, 3D-моделирование, цифровая археография | Практические | 1 | 4 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Изучение литературы и источников по курсу | Сам. работа | 1 | 76 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6308 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-4: Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Какая из характеристик не соответствует информационному обществу? а) общество, в котором доступ к получению и распространению разнообразной информации есть у каждого социума б) общество, в котором информационные данные постоянно обновляются и являются общедоступными в) общество, в котором нет необходимости соблюдать авторские права на интеллектуальные продукты г) общество, в котором связь между людьми и группами лиц мгновенна вне зависимости от их удаленности друг от друга Ответ: в 2. Какая из нижеперечисленных тенденций современного общества отрицательно влияет на человека? а) увеличение усвоенного знания и расширение кругозора б) возрастание темпов обновления во всех сферах жизни в) свободное перемещение информации, возникновение социальных сетей г) быстрое обесценивание и устаревание информации и знаний Ответ: г 3. Гаджет – это: а) любое цифровое устройство б) цифровое устройство, наделённое повышенной функциональностью и портативностью в) набор домашней бытовой техники г) суперкомпьютер Ответ: б 4. С какими научно-техническими достижениями связана третья информационная революция? а) изобретение компьютера, появление персональных компьютеров и сети Интернет б) изобретение письменности и возможность передачи знаний на носителях в) изобретение книгопечатания, сделавшего возможным размножение информации и массовое обучение г) изобретение электричества и создание возможностей быстрой передачи информации на расстояние Ответ: г 5. Информационный взрыв – это: а) массовая оцифровка информации на бумажных носителях б) лавинообразное нарастание массы разнообразной информации в современном обществе в) всеобщее распространение грамотности г) широкой распространение мессенджеров и социальных сетей Ответ: б 6. Одним из наиболее популярных средств хранения, обработки и визуализации данных являются электронные таблицы: а) Microsoft Excel б) Microsoft Word в) Google Chrome г) Keynote Ответ: а 7. Одной из наиболее популярных программ подготовки и просмотра презентаций является: а) MapInfo б) Microsoft PowerPoint в) Safari г) Pages Ответ: б 8. Что из нижеперечисленного не является презентацией результатов научных исследований? а) доклад б) статья в) компьютерная презентация г) частная беседа Ответ: г 9. Что из нижеперечисленного не является правилом создания презентаций? а) иллюстративные материалы должны быть простыми и доступными для каждого зрителя в аудитории б) слайды должны быть гармонично смонтированы и ни в коем случае не перегружены информацией в) презентация может быть полностью составлена из текстовых фрагментов доклада г) каждый слайд необходимо посвящать одной теме, одному факту или одной идее Ответ: в 10. Допустимы ли в презентации звуковые и видеофрагменты? а) нет, этого делать нельзя ни в коем случае б) нет, это запрещено правилами проведения конференций в) да, допустимы, но в крайне умеренном количестве г) да, это обязательное условие проведения презентаций Ответ: в 11. Первые электронно-вычислительные машины появились: а) в 1930–х гг. б) в 1940–х гг. в) в 1950–х гг. г) в 1960–х гг. Ответ: б 12. Гипертекст – это: а) текстовый файл большого объема б) электронный текст с гиперссылками в) полнотекстовая база данных г) текстовый файл размещенный на web–сайте Ответ: б 13. Массовые персональные компьютеры появились: а) в 1960–е гг. б) в 1970–е гг. в) в 1980–е гг. г) в 1990–е гг. Ответ: в 14. Для виртуальной реконструкции объектов историко-культурного наследия используется метод: а) анализа баз данных б) 3D–моделирования в) информационного поиска г) web–программирования Ответ: б 15. Слова «В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики» принадлежат: а) Галилео Галилею б) Иммануилу Канту в) Карлу-Фридриху Гауссу г) Альберту Эйнштейну Ответ: б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Информация, циркулирующая в неживой природе, называется __________________ информацией. Ответ: элементарной 2. Информация, циркулирующая в живой природе, называется ____________________ информацией. Ответ: биологической 3. Созданная, осмысленная и используемая человеческим обществом (социумом) информация – это ______________ информация. Ответ: социальная. 4. Наука о способах получения, хранения и переработки информации называется ____________. Ответ: информатика 5. Процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных, состоящие из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах, называются информационными ________________. Ответ: технологиями 6. Совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации, называется информационными _________________. Ответ: ресурсами 7. Совокупность структурированных взаимосвязанных данных, предназначенная для обеспечения информационных запросов в определенной предметной области, называется _________ данных Ответ: базой 8. Семантически наполненная совокупность данных, характеризующих тот или иной объект в базе данных, называется ___________. Ответ: записью 9. Модель базы данных, представляющая все данные в виде таблиц, в строках которых располагаются записи, а в столбцах – признаки данных, снабженные именами, называется __________________ моделью. Ответ: реляционной 10. Взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов, средств, методов и персонала, обеспечивающих динамическую информационную модель определенной предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей, называется _____________________ системой. Ответ: информационной 11. Презентация, как и любой другой продукт, созданный автором, является его ___________________ собственностью. Ответ: интеллектуальной 12. Базовой информационной технологией для использования в гуманитарных исследованиях является технология _______ данных. Ответ: баз 13. Всемирная система объединённых компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных, получила название _____________. Ответ: Интернет 14. Наборы данных, которые достаточно сложны, объемны, быстро изменяемы и слишком слабо структурированы для того, чтобы быть обработанными с помощью ручных, традиционных методов, получили название ___________ данных. Ответ: больших 15. Свойство информационно-поисковых систем, характеризующее адекватность полученных ответов на запрос, называется ____________________. Ответ: релевантность 16. База данных биографического характера называется ______________________ базой данных. Ответ: просопографической 17. Программное обеспечение, которое разработано для решения конкретных задач пользователя называется _______________ программным обеспечением. Ответ: прикладным 18. Компьютерная программа, позволяющая проводить вычисления с данными, представленными в виде двумерных массивов, имитирующих бумажные таблицы, называется электронными _____________. Ответ: таблицами. 19. Наука и технологии создания искусственных систем, способных решать интеллектуальные задачи, получили название искусственный _______________. Ответ: интеллект 20. Направление искусственного интеллекта, цель которого – смоделировать аналитические механизмы, осуществляемые человеческим мозгом, – носит название ________________. Ответ: нейросеть КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Какой вид цифровой практики не входит в цифровую гуманитаристику? а) практика цифрового чтения б) практика цифрового письма в) практики цифрового участия г) практика цифрового слушания Ответ: г 2. В каком году был создан первый интернет-браузер (Mosaic), появление которого назвали «вторым рождением Интернета»? а) в 1957 г. б) в 1984 г. в) в 1993 г. г) в 2000 г. Ответ: в 3. Какой браузер является наиболее востребованным в современном интернете? а) Google Chrome б) Safari в) Mozilla Firefox г) Opera Ответ: а 4. Годом рождения российского интернета считается: а) 1984 г. б) 1990 г. в) 1994 г. г) 2010 г. Ответ: б 5. Представление данных в некоторой визуальной форме, позволяющей человеку погрузиться в данные и работать с их визуальным представлением называется: а) кластер-анализом б) факторным анализом в) типологией г) визуальным анализом Ответ: г 6. Какой из перечисленных ниже моментов несовместим с визуальной аналитикой? а) возможность непосредственного генерирования гипотез б) использование чувственных человеческих навыков для анализа в) прямое взаимодействие с данными г) полное отсутствие навыков аналитической работы Ответ: г 7. Разделение объектов на классы в соответствии с определенными правилами называется: а) типологией б) иерархией в) классификацией г) детализацией Ответ: в 8. Представление данных в некоторой визуальной форме, позволяющей человеку погрузиться в данные и работать с их визуальным представлением называется: а) кластер-анализом б) факторным анализом в) типологией г) визуальным анализом Ответ: г 9. Какой из перечисленных ниже моментов несовместим с визуальной аналитикой? а) возможность непосредственного генерирования гипотез б) использование чувственных человеческих навыков для анализа в) прямое взаимодействие с данными г) полное отсутствие навыков аналитической работы Ответ: г 10. Оцифровка – это: а) цифровая трансформация общества б) массовая компьютеризация общества в) внедрение математических методов в гуманитарные науки г) процесс преобразования информации в цифровой формат Ответ: г 11. Происходит ли в рамках гуманитарных исследований обработка больших данных? а) да, большие данные составляют основной массив гуманитарных данных б) нет, для этого пока нет соответствующих методов и технологий в) нет, в гуманитарных науках не бывает больших данных г) да, хотя таких случаев немного, но они есть Ответ: г 12. Термин «Data Science» обозначает: а) науку о данных б) статистический анализ данных в) научные данные г) большие данные Ответ: а 13. Термин «Big Data» обозначает: а) гуманитарные данные б) большие данные в) естественнонаучные данные г) метаданные Ответ: б 14. Аналитик данных – это специалист, занимающийся: а) только подготовкой данных для анализа б) только обработкой данных в) только интерпретацией результатов обработки г) всеми упомянутыми операциями Ответ: г 15. Что не входит в науку о данных? а) классическая математическая статистика б) системное программирование в) статистический анализ данных г) интеллектуальный анализ данных Ответ: б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. «Манифест цифровой гуманитаристики» был опубликован в Париже в ________ году. Ответ: 2011 2. Междисциплинарное научное направление, в фокусе изучения которого находятся процессы бытования исторического знания в обществе, называется ___________ историей. Ответ: публичной 3. Данные, которые загружаются по мере прохождения некоторых процессов или событий, называются _____________ данными. Ответ: потоковыми 4. Данные, которые содержат сведения о составе данных, их содержании, статусе, происхождении, местонахождении, качестве, форматах и формах представления, условиях доступа и т.п., называются _______________. Ответ: метаданными 5. Операция с данными, заключающаяся в привидении данных к одинаковой форме, называется ______________________ данных. Ответ: формализацией 6. Операция с данными, заключающаяся в отсеивании данных, в которых нет необходимости, называется ______________________ данных. Ответ: фильтрацией 7. Операция с данными, заключающаяся в упорядочивании данных по заданному признаку, называется ____________________ данных. Ответ: сортировкой 8. Операция с данными, заключающаяся в организации хранения данных в удобной и легкодоступной форме, называется __________________ данных. Ответ: архивированием 9. Форма представления данных с определенными ограничениями называется __________ данных. Ответ: форматом 10. Данные, характеризующие некоторый период времени, называются _________________ данными. Ответ: динамическими 11. Данные, представленные в числовой форме, позволяющей обрабатывать их методами математической статистики, называются _____________________ данными. Ответ: количественными 12. Данные, имеющие фиксированную структуру и хранящиеся в таблицах, в основном в базах данных, называются _______________________ данными. Ответ: структурированными 13. Ряды данных, показывающих количественную меру того или иного признака у разных объектов некой совокупности, называются ___________________ рядами. Ответ: вариационными. 14. Ряды количественных показателей, характеризующих величину того или иного признака у одних и тех же объектов в разное время, называются __________________ рядами. Ответ: динамическими 15. Значение признака в вариационном ряду, встречающееся наиболее часто, называется ________. Ответ: мода 16. Значение признака, которое приходится на середину вариационного ряда, называется ___________. Ответ: медиана 17. Значение, получаемое в результате сложения всех элементов вариационного ряда с делением суммы на общее число элементов, называется средней ____________________. Ответ: арифметической 18. Разница наибольшего и наименьшего значений признака в вариационном ряду называется __________ вариации. Ответ: размахом 19. В дискретном вариационном ряду значения признака отличаются на ____________ величину. Ответ: конечную 20. Долговременная тенденция изменения динамического (временного) ряда называется временным __________. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 1 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий; «незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н.В. Волков, Т.Л. Серебрякова | Компьютерные технологии в научных исследованиях: Учебное пособие | Азбука, 2016 // ЭБС Алтайского госуниверситета | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3312 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. В. Н. Владимирова, И. М. Гарсковой | Круг идей: базы данных в исторических исследований : [сб. науч. тр.] / АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики, Ассоциация "История и компьютер" : сборник научных статей | Барнаул, Азбука, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Российская ассоциация цифровых гуманитарных наук | dhrussia.ru | ||
Э2 | Институт человека цифровой эпохи | ihde.tsu.ru | ||
Э3 | Центр цифровой гуманитаристики Пермского университета | dh.psu.ru | ||
Э4 | Центр цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ | hum.hse.ru | ||
Э5 | Digital humanities — что это? | sciencepop.ru | ||
Э6 | От цифры к смыслу | chrdk.ru | ||
Э7 | Изучаем Digital Humanities | dhumanities.ru | ||
Э8 | Курс в Moodle "Цифровые гуманитарные науки" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
307М | кабинет кафедры всеобщей истории и международных отношений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 24 посадочных места; рабочее место преподавателя; тумба; доска магнитно-маркерная; карты; учебно-наглядные пособия |
311М | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 единица; компьютеры – 13 единиц: марка ASUS Intet Pentiumu - 1 единица; марка ACT - 1 единица; марка Арситек - 1 единица; марка in win – 1 единица; марка АСТ POWER, модель Р-511 – 1 единица; марка Aquarius модель Pro P30 946 – 3 единицы; марка КламаС Офис модель Intel Core i3-2100 – 1 единица; марка Aquaruius модель Elt E50 S54 – 2 единицы; марка АСТ POWER – 1 единица; марка Intel Core2 Duo – 1 единица; мониторы: марка Philips модель 190S6 – 2 единицы; марка Acer модель AL1917 – 4 единицы; марка Samsung 2ms – 1 единица, Samsung 943n - 1 единица, марка Acer модель V233h – 2 единицы; марка Sony – 1 единица; марка Samsung модель SyncMaster 943 – 2 единицы; сканер: EPSON GT 20000 B11B195021 – 1 единица; сканер: HP Scanjet automatic document feeder C771A – 1 единица; сканер: HP Scanjet 2400 – 2 единицы; сканер: HP Scanjet G4010 – 1 единица; лазерный ксерокс: Xerox Phaser 4500n – 1 единица; телевизор ЖК Samsung 46" LE46B530P7W; учебно-наглядные пособия и литература |
Цель дисциплины – сформировать у магистрантов представление о цифровых гуманитарных науках (Digital Humanities) как способе адаптации гуманитарных наук к цифровому обществу и цифровым технологиям хранения и трансляции информации. Курс «Цифровые гуманитарные науки» посвящен различным аспектам применения компьютерных технологий в гуманитарных науках и гуманитарной сфере. На основе изучения курса осуществляется формирование двух универсальных (УК-4 и УК-5) компетенций. При изучении вводных тем особое внимание следует обратить на значение информации в современном мире и на определение и содержание понятия «информационное общество». Компьютер в информационном обществе перестает быть просто счетно-решающей машиной, а становится универсальным инструментом – как по своим функциям, так и по сферам применения. Компьютерные сети стали стержнем современной научно-образовательной инфраструктуры. Важным моментом является изучение соотношения таких дисциплин и междисциплинарных областей, как цифровые гуманитарные науки (Digital Humanities), историческая информатика и прикладная информатика в гуманитарных науках. Необходимо понять, что эти три направления не отрицают, а дополняют друг друга. Что касается цифровой истории, то ее статус является весьма неопределенным. Разделы о методах и технологиях цифровых гуманитарных наук является весьма важным в изучаемом курсе. Следует иметь в виду, что базовой здесь является технология создания и анализа баз данных – это ключ к постижению самых современных технологий компьютерного анализа гуманитарных данных. Практика гуманитарных исследований показывает, что создание и использование баз данных возможно с использованием различных программных средств. Для корректного применения их нужно ориентироваться в соответствующих областях информационных технологий (и в первую очередь в технологии баз данных), и это важно не только при самостоятельной разработке машиночитаемых источников, но и для взаимодействия при необходимости с профессиональными разработчиками информационных систем. Проблема обработки количественных данных неизбежно встает в большинстве исторических исследований, даже если они связаны со сферами, далекими, на первый взгляд, от цифр. В рамках курса рассматриваются некоторые приемы обработки количественных данных источников. Моделирование рассматривается в общих чертах. Выясняются виды моделей, типы математических моделей и границы их использования. Особое внимание уделяется быстро развивающимся видам моделирования – геоинформационному и 3D-моделированию. Курс также знакомит магистрантов с ролью и местом цифровых гуманитарных наук в сохранении и распространении культурного наследия. Затрагиваются вопросы применения цифровых технологии в изучении и репрезентации исторических текстов, а также проблемы сравнительно нового направления – компьютерной археографии. При подготовке к зачету следует обратить внимание прежде всего на современные тенденции в развитии гуманитарных наук, на понимание цифровой гуманитаристики как межпредметной области исследования, а также на соотношение цифровой гуманитаристики с такими дисциплинами, как историческая информатика и прикладная информатика в гуманитарных науках. При сдаче зачета учитываются оба направления подготовки по рассматриваемой дисциплине – как теоретическое, так и практическое. Оцениваются не только знания в чистом виде, но и их понимание и использование в практической деятельности. |