МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии сохранения и репрезентации историко-культурного наследия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильАнализ данных и разработка цифровых медиа
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_Прикладная информатика_АДРЦМ-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 107
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 107 107 107 107
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Чекрыжова Оксана Ивановна

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Технологии сохранения и репрезентации историко-культурного наследия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение теоретических положений, основных понятий, приемов/техник и цифровых технологий сохранения и презентации историко-культурного наследия, а также формирование навыков создания реконструкций памятников историко-культурного наследия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ОПК-6 Способен исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и развития информационного общества;
ОПК-7 Способен использовать методы научных исследований и математического моделирования в области проектирования и управления информационными системами;
ПК-3 Способен проектировать цифровые медиа-ресурсы в области сохранения и репрезентации историко-культурного наследия
ПК-4 Способен внедрять гуманитарные цифровые медиа-ресурсы в области сохранения и репрезентации историко-культурного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. - определение, классификацию и типологию культурного наследия;
- теоретические и институциональные основы сохранения и презентации культурного наследия.
3.2.Уметь:
3.2.1.презентовать проекты в области историко-культурного наследия в научной и популярной форме.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. - цифровыми технологиями сохранения и презентации историко-культурного наследия;
- навыками создания научных реконструкций памятников историко-культурного наследия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Историко-культурное наследие: определение, история формирования.
1.1. Законодательная база сохранения культурного наследия Лекции 2 2 УК-2, УК-3, УК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.2. Проблемы сохранения историко-культурного наследия Практические 2 4 УК-2, УК-3, УК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.1
1.3. Законодательная база сохранения культурного наследия Сам. работа 2 20 УК-2, УК-3, УК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Опыт и технологии сохранения и репрезентации культурного наследия
2.1. Сохранение культурного наследия (исторический опыт) Лекции 2 4 УК-2, УК-3, УК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.1
2.2. Технологии в сохранеТехнологии сохранения и репрезентации историко-культурного наследиянии культурного наследия Практические 2 6 УК-2, УК-3, УК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.1
2.3. Технологии сохранения и репрезентации историко-культурного наследия Сам. работа 2 20 УК-2, УК-3, УК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Технологии репрезентации историко-культурного наследия
3.1. Методики реконструкции Лекции 2 4 УК-2, УК-3, УК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.1
3.2. Методики реконструкции Практические 2 6 УК-2, УК-3, УК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.1
3.3. Методики реконструкции Сам. работа 2 30 УК-2, УК-3, УК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.1
3.4. Работа с визуальными и картографическими источниками Лекции 2 4 УК-2, УК-3, УК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.1
3.5. Работа с визуальными и картографическими источниками Практические 2 8 УК-2, УК-3, УК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.1
3.6. Технологии 3Д Лекции 2 2 УК-2, УК-3, УК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.1
3.7. Технологии 3Д Практические 2 6 УК-2, УК-3, УК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.1
3.8. Работа с визуальными и картографическими источниками Сам. работа 2 37 УК-2, УК-3, УК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Историко-культурное наследие как культурологический феномен
Теотетические основы понятия историко-культурное наследие
Законодательная база сохранения историко-культурного наследия РФ
Опыт сохранения историко культурного наследия
Организация мероприятий по сохранению историко-культуроного наследия РФ
Сохранение историко-культурного наследия мировой опыт
Современные технологии сохранения историко-культурного наследия
Технологии репрезентации историко-культурного наследия
Роль музея в сохранении и репрезентации историко-культурного насделия
Современные технологии репрезентации историко-культурного наследия
Технологии реконструкции и визуализации историко-культурного наследия
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Опыт сохранения историко-культурныого наследия (в различные эпохи по выбору)
Сохранение мирового историко-культурного наследия
Личность исследователя и его роль в сохранении историко-культурного наследия
3Д технологии и их роль в сохранении и репрезентации историко-культурного наследия
Современные технологии визуализации данных в репрезентации историко-культурного наследия
Современные технологии реконструкции объектов историко-культурного значения

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Конкретные примеры оценочных средств представлены в ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Алексеев Ю.В., Сомов Г.Ю.// Университетская библиотека "Онлайн" Объекты культурного наследия : Учебник Т. 1, 2 Москва: Проспект, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Полякова М.А. Охрана культурного наследия России: учеб. пособие для вузов Дрофа, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle " Технологии сохранения и репрезентации историко-культурного наследия" portal.edu.asu.ru
Э2 Издательство «Лань». Электронно-библиотечная система e.lanbook.com
Э3 Университетская библиотека online biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью настоящего курса является формирование у студентов знаний теоретических основ, практических навыков и умений использования современных технологий и базовым набором компетенций в области сохранения и репрезентации историко-культурного наследия. В рамках настоящего курса происходит знакомство обучающихся с современными проблемами и тенденциями развития трехмерного моделирования, ГИС-технологий и др. причем на первый план выходят его гуманитарные аспекты в контексте сохранения и виртуализации историко-культурного наследия. С этой точки зрения дисциплина предполагает изучение студентами одного из важнейших направлений своей будущей профессиональной деятельности.

В ходе прохождения рассматриваемой учебной дисциплины обучающимся следует обратить внимание прежде всего на чисто технические возможности сохранения и репрезентации объектов историко культурного наследия , широко распространенного в современной прикладной информатике, а также на связь с общими проблемами виртуальных исторических реконструкций, связанных с сохранением культурно-исторического наследия.
В рамках учебной дисциплины большое внимание уделяется одному из наиболее перспективных методов исторической реконструкции – компьютерному моделированию материальных объектов, основанному на методологии и методике 3D-реконструкции. Следует обратить внимание обучающихся, что в курсе изучается мировой опыт в этой области, поэтому значительное внимание уделяется анализу материалов исследований в области виртуальных реконструкций, созданных в зарубежных и российских научных центрах.
В рамках учебной дисциплины даются основы формирования и верификации источниковой базы. Необходимо уяснить, что именно этот момент во многом определяет уровень научности проводимой реконструкции, а, значит и возможности использования ее результатов на практике.
Курс заканчивается экзаменом, в ходе которого студенты должны подтвердить как теоретические, так и практические знания.