МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии и ресурсы цифрового образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильАнализ данных и разработка цифровых медиа
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_Прикладная информатика_АДРЦМ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 74
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 74 74 74 74
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Неженцева Н.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., Профессор, Владимиров В.Н.

Рабочая программа дисциплины
Технологии и ресурсы цифрового образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов представления о технологиях и ресурсах цифрового образования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен анализировать профессиональную информацию, выделять в ней главное, структурировать, оформлять и представлять в виде аналитических обзоров с обоснованными выводами и рекомендациями;
ОПК-3.1 Знает принципы, методы и средства анализа и структурирования профессиональной информации
ОПК-3.2 Умеет анализировать профессиональную информацию, выделять в ней главное, структурировать
ОПК-3.3 Способен оформлять и представлять в виде аналитических обзоров результаты работы
ОПК-6Способен исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и развития информационного общества;
ОПК-6.1 Знает современные проблемы и методы прикладной информатики
ОПК-6.2 Умеет проводить анализ проблем развития информационного общества
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
УК-4Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.1 Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности
УК-4.2 Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности
УК-4.3 Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения
УК-4.4 Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правовое обеспечение цифрового образования в России;
технологии цифрового образования;
цифровые образовательные ресурсы.
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать и использовать цифровые образовательные ресурсы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками создания и использования цифровых образовательных ресурсов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правовое регулирование образовательной деятельности в Российской Федерации
1.1. Правовое регулирование образовательной деятельности Лекции 2 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1
1.2. Теоретические и правовые аспекты изучения образовательной деятельности в Российской Федерации Практические 2 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1
1.3. Правовое регулирование образовательной деятельности в Российской Федерации Сам. работа 2 10 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1
Раздел 2. Современные образовательные технологии
2.1. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии Лекции 2 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1
2.2. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии Практические 2 10 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1
2.3. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии Сам. работа 2 30 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1
Раздел 3. Цифровые образовательные ресурсы и платформы.
3.1. Цифровые образовательные ресурсы и платформы. Лекции 2 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1
3.2. Цифровые образовательные ресурсы и платформы. Практические 2 10 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1
3.3. Цифровые образовательные ресурсы и платформы. Сам. работа 2 34 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10398

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Происходит ли в рамках гуманитарных исследований обработка больших данных?
а) да, большие данные составляют основной массив гуманитарных данных
б) нет, для этого пока нет соответствующих методов и технологий
в) нет, в гуманитарных науках не бывает больших данных
г) да, хотя таких случаев немного, но они есть
Ответ: г
2. Термин «Data Science» обозначает:
а) науку о данных
б) статистический анализ данных
в) научные данные
г) большие данные
Ответ: а
3. Термин «Big Data» обозначает:
а) гуманитарные данные
б) большие данные
в) естественнонаучные данные
г) метаданные
Ответ: б
4. Аналитик данных – это специалист, занимающийся:
а) только подготовкой данных для анализа
б) только обработкой данных
в) только интерпретацией результатов обработки
г) всеми упомянутыми операциями
Ответ: г
5. Что не входит в науку о данных?
а) классическая математическая статистика
б) системное программирование
в) статистический анализ данных
г) интеллектуальный анализ данных
Ответ: б
6. Какая из характеристик не соответствует информационному обществу?
а) общество, в котором доступ к получению и распространению разнообразной информации есть у каждого социума
б) общество, в котором информационные данные постоянно обновляются и являются общедоступными
в) общество, в котором нет необходимости соблюдать авторские права на интеллектуальные продукты
г) общество, в котором связь между людьми и группами лиц мгновенна вне зависимости от их удаленности друг от друга
Ответ: в
7. Какая из нижеперечисленных тенденций современного общества отрицательно влияет на человека?
а) увеличение усвоенного знания и расширение кругозора
б) возрастание темпов обновления во всех сферах жизни
в) свободное перемещение информации, возникновение социальных сетей
г) быстрое обесценивание и устаревание информации и знаний
Ответ: г
8. Какого формата данных из приведенных ниже не существует?
а) числовой формат
б) буквенный формат
в) графический формат
г) тестовый формат
Ответ: б
9. Какая из приведенных ниже операций с данными включает меры, направленные на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных?
а) защита данных
б) сортировка данных
в) фильтрация данных
г) формализация данных
Ответ: а
10. Манипулирование данными – это:
а) сознательная фальсификация данных
б) действия, выполняемые над информацией, хранящейся в базе данных, например, запросы к данным
в) некорректная обработка данных
г) неправильная интерпретация результатов исследования
Ответ: б
11. Данные, не измеряющие количественную меру того или иного признака, а только указывающие на его наличие или отсутствие, – это:
а) мультимедийные данные
б) метаданные
в) качественные данные
г) количественные данные
Ответ: в
12. Что из нижеперечисленного не указывает на формат данных?
а) числовые данные
б) текстовые данные
в) двоичные данные
г) первичные данные
Ответ: г
13. Гаджет – это:
а) любое цифровое устройство
б) цифровое устройство, наделённое повышенной функциональностью и портативностью
в) набор домашней бытовой техники
г) суперкомпьютер
Ответ: б
14. С какими научно-техническими достижениями связана третья информационная революция?
а) изобретение компьютера, появление персональных компьютеров и сети Интернет
б) изобретение письменности и возможность передачи знаний на носителях
в) изобретение книгопечатания, сделавшего возможным размножение информации и массовое обучение
г) изобретение электричества и создание возможностей быстрой передачи информации на расстояние
Ответ: г
15. Информационный взрыв – это:
а) массовая оцифровка информации на бумажных носителях
б) лавинообразное нарастание массы разнообразной информации в современном обществе
в) всеобщее распространение грамотности
г) широкой распространение мессенджеров и социальных сетей
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Наука о способах получения, хранения и переработки информации называется ____________.
Ответ: информатика
2. Наука о закономерностях и формах движения и использования информации в обществе называется ____________ информатика.
Ответ: социальная
3. Процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных, состоящие из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах, называются информационными ________________.
Ответ: технологиями
4. Данные, которые загружаются по мере прохождения некоторых процессов или событий, называются _____________ данными.
Ответ: потоковыми
5. Данные, которые содержат сведения о составе данных, их содержании, статусе, происхождении, местонахождении, качестве, форматах и формах представления, условиях доступа и т.п., называются _______________.
Ответ: метаданными
6. Операция с данными, заключающаяся в привидении данных к одинаковой форме, называется ______________________ данных.
Ответ: формализацией
7. Операция с данными, заключающаяся в отсеивании данных, в которых нет необходимости, называется ______________________ данных.
Ответ: фильтрацией
8. Операция с данными, заключающаяся в упорядочивании данных по заданному признаку, называется ____________________ данных.
Ответ: сортировкой
9. Операция с данными, заключающаяся в организации хранения данных в удобной и легкодоступной форме, называется __________________ данных.
Ответ: архивированием
10. Совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации, называется информационными _________________.
Ответ: ресурсами
11. Совокупность структурированных взаимосвязанных данных, предназначенная для обеспечения информационных запросов в определенной предметной области, называется _________ данных
Ответ: базой
12. Семантически наполненная совокупность данных, характеризующих тот или иной объект в базе данных, называется ___________.
Ответ: записью
13. Модель базы данных, представляющая все данные в виде таблиц, в строках которых располагаются записи, а в столбцах – признаки данных, снабженные именами, называется __________________ моделью.
Ответ: реляционной
14. Взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов, средств, методов и персонала, обеспечивающих динамическую информационную модель определенной предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей, называется _____________________ системой.
Ответ: информационной
15. Вычислительная машина, предназначенная для передачи, хранения и обработки информации, называется ________________.
Ответ: компьютер
16. Множество компьютеров, соединенных по определенным правилам линиями связи для обеспечения совместного доступа к ресурсам и обмена информацией называется компьютерной _______.
Ответ: сетью
17. Форма представления данных с определенными ограничениями называется __________ данных.
Ответ: форматом
18. Данные, характеризующие некоторый период времени, называются _________________ данными.
Ответ: динамическими
19. Данные, представленные в числовой форме, позволяющей обрабатывать их методами математической статистики, называются _____________________ данными.
Ответ: количественными
20. Данные, имеющие фиксированную структуру и хранящиеся в таблицах, в основном в базах данных, называются _______________________ данными.
Ответ: структурированными

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-4: Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. В условиях перехода к профильному обучению наиболее актуальной формой индивидуальной оценки знаний учащихся считают
1) педагогические тесты
2) портфолио учебных достижений
3) рейтинговую систему оценивания
4) образовательный мониторинг
Ответ: 2
2. Права учащихся образовательного учреждения определяются:
1) программой развития учреждения
2) образовательной программой
3) положением об образовательном учреждении
4) уставом образовательного учреждения
Ответ: 4
3. Вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций, называется:
1) повышением квалификации
2) аттестацией
3) докторантурой
4) аспирантурой
Ответ: 1
4. Нормативный документ, обеспечивающий реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, типа, вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся (воспитанников):
1) программа развития образовательного учреждения
2) основная образовательная программа образовательного учреждения
3) базисный учебный план
4) дополнительная образовательная программа
Ответ: 2
5. Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации относится к метапредметным действиям:
1) регулятивным
2) коммуникативным
3) познавательным
4) личностным
Ответ: 1
6. Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета, обмениваться информацией в образовательном процессе относится к метапредметным действиям:
1) регулятивным
2) коммуникативным
3) общеучебным
4) личностным
Ответ: 3
7. Деятельность по преобразованию образовательной практики, за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или их компонентов:
1) педагогическая
2) инновационная
3) проектно-исследовательская
4) экспертно-аналитическая
Ответ: 2
8. Построение развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия для развития ребенка в качестве субъекта деятельности:
1) социально-педагогическое проектирование
2) педагогическое проектирование
3) психолого-педагогическое проектирование
4) дидактическое проектирование
Ответ: 3
9. Обязательным признаком авторской школы является:
1) расширенное содержание обучения
2) оригинальная концепция функционирования
3) наличие позитивных результатов работы педагогического коллектива по реализации концепции
4) оригинальная основополагающая идея
Ответ: 4
10. Разработка и создание формальной модели педагогического процесса или его составляющих, отражающей основные идеи, методы, формы, средства, приемы – это …
1) педагогическое моделирование
2) педагогическое конструирование
3) педагогическое проектирование
4) инновационный процесс
Ответ: 1
11. Педагогический процесс предполагает моделирование:
1) теоретической идеи, учебного плана, программы
2) тематического планирования
3) расписания занятий, графика контроля
4) конспектов занятий, сценариев, моделей учебных пособий
Ответ: 1
12. Предметные результаты учебного занятия планируются в соответствии с:
1) перечнем основных видов деятельности раздела «Тематическое планирование»
2) предметным содержанием учебного занятия
3) содержанием раздела примерной рабочей программы «Метапредметные результаты»
Ответ: 2
13. Основные компоненты Рабочей программы по учебному предмету?
1) реферат
2) список задач курса
3) содержание учебного предмета, курса
Ответ: 3
14. Объектами педагогического проектирования являются:
1) педагогические системы
2) педагогический процесс
3) педагогические ситуации
4) всё выше перечисленное
Ответ: 4
15. Движущими силами педагогического процесса являются:
1) противоречия развивающейся личности
2) отношения между субъектами
3) закономерности, отражающие внутренние и внешние связи
4) взаимодействия между субъектами
Ответ: 1
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что означает аббревиатура MVP в контексте разработки приложений и веб-сайтов?
Ответ: Минимально жизнеспособный продукт.
2. "Гибкие ________ разработки — это подходы к созданию программного обеспечения, обеспечивающие тесное сотрудничество с заказчиком, готовность к изменениям в процессе разработки и доставку рабочего продукта в кратчайшие сроки". Укажите пропущенное слово:
Ответ: методологии.
3. Какая роль у тестирования в гибких методологиях разработки?
Ответ: Регулярное тестирование помогает обнаруживать ошибки и дефекты на ранних этапах
4. Какие инструменты и системы управления задачами могут быть полезными при использовании гибких методологий разработки?
Ответ: Платформы для коммуникации и системы управления задачами.
5. Что такое "пользовательский интерфейс" (UI) в контексте проектирования web-приложений?
Ответ: Пользовательский интерфейс (UI) относится к дизайну и визуальным элементам интерфейса приложения, таким как кнопки, цвета, шрифты.
6. Что такое "пользовательский опыт" (UX) в контексте проектирования web-приложений?
Ответ: Пользовательский опыт (UX) связан с общим восприятием и удобством использования приложения.
7. Набор инструкций и функций, доступных для использования в приложении — это:
Ответ: API
8. Система управления содержанием, используемая для управления контентом на веб-сайтах – это:
Ответ: CMS.
9. Для какого подхода к разработке характерны гибкость в реагировании на изменения и требования клиента?
Ответ: Гибкие методологии разработки ИЛИ Agile.
10. Почему оценка эффективности проектной работы важна для успешной реализации проекта?
Ответ: Она важна, чтобы определить, какие аспекты проекта нужно улучшить или корректировать для достижения желаемых результатов.
11. Что подразумевается под коммуникацией проекта?
Ответ: Взаимодействие и обмен информацией между участниками проекта и заинтересованными сторонами.
12. Что такое презентация проекта?
Ответ: Презентация проекта - это процесс демонстрации результатов проектной работы перед заинтересованными сторонами, обычно с использованием визуальных материалов и устного выступления
13. Четко определенные условия или параметры, которые используются для оценки, достигнуты ли цели и ожидания проекта, — это:
Ответ: Критерии успеха проекта.
14. Укажите термин, означающий способность проекта достигать своих целей и результатов при оптимальном использовании ресурсов, включая время, бюджет и участников.
Ответ: Эффективность проекта.
15. Назовите не менее двух методов, которые могут использоваться при презентации проекта.
Ответ: Методы могут включать в себя создание презентации с использованием слайдов и других цифровых материалов, демонстрацию прототипов или рабочих моделей, а также проведение встреч и обсуждение результатов с аудиторией.
16. Что включает в себя планирование эффективной презентации проекта?
Ответ: Планирование презентации включает в себя определение целевой аудитории, разработку структуры и создание визуальных материалов презентации.
17. Что означает "адаптация к аудитории" в контексте презентации проекта?
Ответ: Адаптация к аудитории - это учет особенностей и интересов аудитории при подготовке и проведении презентации, чтобы сделать ее более понятной и привлекательной.
18. Любые источники информации, такие как документы, базы данных, веб-сайты и другие — это:
Ответ: Информационные ресурсы.
19. Создание промежуточной версии продукта с ограниченным функционалом для тестирования и обратной связи — это:
Ответ: Прототипирование.
20. Какие цели преследуются при создании прототипа?
Ответ: Основные цели создания прототипа включают в себя проверку идеи или дизайна продукта, уточнение требований.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен анализировать профессиональную информацию, выделять в ней главное, структурировать, оформлять и представлять в виде аналитических обзоров с обоснованными выводами и рекомендациями
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Прогностическая функция науки заключается в:
а) формировании у людей научной картины мира;
б) поиске и производстве новых знаний;
в) составлении прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендаций по преодолению возможных конфликтов;
г) в обучении, развитии и воспитании людей.
ОТВЕТ: в
2. Какой признак не относится к научному стилю текста:
а) точные, полученные в результате длительных наблюдений, научных экспериментов, анализа литературных источников сведения и факты;
б) Фразеология выражает логические связи между частями высказывания;
в) Большинство прилагательных является частью терминологических выражений;
г) Частое употребление повелительного наклонения.
ОТВЕТ: г
3. Верно ли, что цифровая культура находится в постоянной динамике?
а). Неверно.
б). Верно.
Ответ: в
4. Критерии медиаграмотности и методики оценки уровня медиаграмотности населения РФ в 2014 г. были утверждены:
а) Правительством Российской Федерации
б) Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
в) Президентом Российской Федерации
Ответ: б
5. Что включается в научно-справочный аппарат:
а) ссылки
б) приложения
в) иллюстрации
г) диаграммы
Ответ: а
6. Что не относится к требованиями, предъявляемыми к речи научных произведений:
а) точность
б) ясность
в) краткость
г) эмоциональность
Ответ: г
7. Информационный взрыв выражается:
а) В содержании информации
б) В нарушении потоков информации
в) В неуклонном возрастании объема информации.
Ответ : в
8. Выберите единственно правильную оформленную библиографическую запись:
а) Бойченко, В. В., Медведенко, Д. В., Палиенк, О. И., Шут А.А. САПФИР 3D: учебное пособие / – Киев, 2017. – 130 с. – URL: http://library.polytech21.ru:81/files/Sapfir.2017.pdf (дата обращения: 07 октября 2019).
б) Ахиезер, А. История России: конец или новое начало? / А. Ахиезер, И. Клямкин, И. Яковенко; Фонд «Либеральная миссия». 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое изд-во, 2008. – 464 с.
в) Крылатых Эльмира. Перспективы развития мирового сельского хозяйства до 2050 года: возможности, угрозы, приоритеты / Э. Крылатых, Сергей Строков // Ежедневное аграрное обозрение: интернет-портал. – URL: http://agroobzor.ru/article/a-371.html (дата обращения: 25.06.2019).
г) Без автора. Конституция Российской Федерации. – М.: Эксмо. – 2020. – 64 с.
Ответ: б
9. Выберите единственно неверное утверждение:
а) Список использованной литературы является органической частью любой учебной или научно-исследовательской работы;
б) Список использованной литературы помещается в начале основного текста работы;
в) Список использованной литературы позволяет автору документально подтвердить достоверность и точность приводимых в
г) Список использованной литературы представляет самостоятельную ценность, так как может служить справочным аппаратом для других исследователей.
Ответ: б
10. Метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний:
а) экстраполяция
б) контент-анализ
в) ретроспективный
г) анализ
Ответ: б
11. Вспомогательный текст, примечание, помещаемый под основным текстом на полосе – это:
а) ссылка
б) сноска
в) источник
г) таблица
Ответ: б
12. Социально-гуманитарный аспект в изучении цифровой культуры предполагает:
а) Изучение широких трансформаций, происходящих в связи с распространением цифровых технологий в культуре в целом.
б) Изучение феноменов и артефактов цифровой культуры
в) Изучение современного мира.
Ответ: а
13. Выберите единственно верное утверждение:
а) науки и научные дисциплины развиваются автономно, исключая взаимодействие по разным направлениям;
б) одной из важных закономерностей развития науки выступает усиление и нарастание сложности и абстрактности научного знания;
в) науки и научные дисциплины развиваются закономерно.
Ответ: б
14. Культурно-мировоззренческая функция науки характеризуется:
а) формирование у людей научной картины мира
б) определение путей и способов практического использования добытых знаний, превращение науки в производительную силу общества
в) составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов
г) поиске и производстве новых знаний
Ответ: а
15. Исторический метод, выявляющий различия и сходство общественных явлений, называется:
а) ретроспективный;
б) описательно-повествовательный;
в) сравнительно-исторический;
г) биографический.
Ответ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1:Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение.
«То, что произошло на самом деле и зафиксировано точным измерением его качественных и количественных параметров в знаковой форме конкретного языка науки».
ОТВЕТ: Научный факт
2:Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение.
«Актуальное противоречие, возникающее между теоретически незавершённым образом объекта и необходимостью его заполнения недостающими фрагментами, сторонами, связями и отношениями».
ОТВЕТ: Научная проблема
3: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом.
ОТВЕТ: Принцип историзма
4: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальность.
ОТВЕТ: Принцип объективности
5: Дайте определение документоведению как науке.
ОТВЕТ: Это наука о документе и документно-коммуникационной деятельности. Это научная дисциплина, изучающая закономерности создания и функционирования документов, разрабатывающая принципы построения документно-коммуникационных систем и методы их деятельности.
6: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– исторический источниковедческий метод анализа формуляра актового источника, который дает возможность исследовать структуру документа, расположение и соотношение его элементов
ОТВЕТ: метод формулярного анализа
7: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний
ОТВЕТ: контент-анализ
8: Определите автора высказывания: «Каждый человек принадлежит классу, и когда он пишет, то делает это с классовой позиции»
ОТВЕТ: Карл Маркс
9: Перечислите принципы построения историографического очерка
ОТВЕТ: Хронологический; Проблемный (тематический); Проблемно-хронологический
10: Вставьте пропущенное слово: «комплексное изучение документа как системного объекта, специально созданного для хранения и распространения (передачи) информации в пространстве и времени относится к ___________ документоведения».
ОТВЕТ: объекту
11:Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение.
«Достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области».
ОТВЕТ: Теория
12:Назовите виды письменных исторических источников.
ОТВЕТ: законодательные, делопроизводственные, статистические, документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма)
13: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– это подход ученого к исследованию исторической действительности с позиций определенного класса, проявляющийся в проведении в научных исследованиях интересов, взглядов, настроений этого класса. Значение принципа партийности в том, что он, выступая в качестве принципа исторического познания, открывает возможность глубже понять существующие между историческими фактами взаимосвязи и позволяет их объективно исследовать. Через принцип партийности осуществляется связь настоящего с прошлым.
ОТВЕТ: Принцип партийности\классовости
14: Перечислите базовые требования к проведению историографического анализа.
ОТВЕТ: корректность; объективность; аналитическая стройность и структурированность.
15: Перечислите методы, применяемые в документоведении:
ОТВЕТ: Библиографический, контент-анализ, метод структурной лингвистики, метод унификации и стандартизации документов, метод формулярного анализа, метод экспертных оценок ценности документов, наукометрический метод, психолингвистический метод.
16: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– метод для исследования документопотоков и, прежде всего, научно-технической документации
ОТВЕТ: наукометрический метод
17: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа и решения
ОТВЕТ: метод редукции
18: Определите автора высказывания: «писать без гнева и пристрастия»
ОТВЕТ: Цицерон
19: Перечислите науки, с которыми связано документоведение.
ОТВЕТ: История, экономика, архивоведение, источниковедение, информатика.
20: Дайте определение принципу историзма.
ОТВЕТ: признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и развития информационного общества
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. ______- это деятельность по реализации образовательных программ.
1. образовательная деятельность
2. воспитательная деятельность.
3. педагогическая деятельность.
Ответ: 1.
2. Под электронным обучением понимается …
1. организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
2. образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников
Ответ: 1.
3. В составе национального проекта «Образование» не реализуется федеральный проект …
1. Цифровая образовательная среда.
2. Учитель будущего.
3. Цифровой университет.
Ответ: 3.
4. На какие годы распространяется действующая Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации?
1. 2017-2030 гг.
2. 2020-2030 гг.
3. 2010-2025 гг.
Ответ: 1.
5. Организации вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения?
1. Да, это прописано в Порядке применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ 2017 г.
2. Нет, в соответствии с Законом об образовании нельзя реализовывать программы с применением исключительно электронного обучения.
Ответ:
6. Разработка, апробация и переход к массовому использованию цифровых обучающих игр и цифровых симуляторов, обеспечивающих высокую степень вовлечения обучающихся в учебный процесс, организацию соревнований на персональной и командной основе – это …
1. Геймификация образования
2. Цифровизация образования.
3. Модернизация образования.
Ответ: 1.
7. Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника – это …
1. Дистанционные образовательные технологии.
2. Электронные образовательные технологии.
3. Удаленные образовательные технологии.
Ответ: 1.
8. По режиму контакта во времени между участниками дистанционного обучения выделяют следующие виды обучения
1. синхронное и асинхронное
2. вербальное и невербальное.
3. традиционное и электронное.
Ответ: 1.
9. Mixed Reality (MR) – это …
1. смешанная реальность
2. дополненная реальность
3. расширенная.
Ответ: 1.
10. Augmented Reality (AR) – это …
1. смешанная реальность
2. дополненная реальность
3. расширенная.
Ответ: 2.
11. Xtended Reality (XR) – это
1. смешанная реальность
2. дополненная реальность
3. расширенная.
Ответ: 3.
12. Информационное пространство, объединяющее участников процесса обучения, которое дает возможность для удаленного образования, обеспечивает доступ к методическим материалам и информации, а также позволяет осуществлять тестирование для контроля уровня знаний обучающихся – это …
1. цифровая образовательная платформа
2. образовательный сайт
3. moodle.
Ответ: 1.
13. Термин «MOOC - Massive Open Online Course» впервые был употреблен в …
1. США
2. Канада
3. Англия.
Ответ: 1.
14. Какой образовательный онлайн-проект был основан в 2012 г. профессорами Стэнфордского университета?
1. Coursera
2. Khan Academy
3. XeuetangX
Ответ: 1.
15. Какая цифровая образовательная платформа является зарубежной?
1. EDX
2. Uniweb
3. Универсариум
Ответ: 1.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. ________- это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Ответ: инклюзивное образование.
2. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством … форм их реализации. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: сетевых.
3. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является ...
Ответ: место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
4. Разработка, апробация и переход к массовому использованию цифровых обучающих игр и цифровых симуляторов, обеспечивающих высокую степень вовлечения обучающихся в учебный процесс, организацию соревнований на персональной и командной основе – это …
Ответ: геймификация образования.
5. _______- это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Ответ: дистанционные образовательные технологии.
6. По режиму контакта во времени между участниками дистанционного обучения выделяют …. и …. обучение. Вставьте пропущенные слова.
Ответ: синхронное, асинхронное.
7. _____ - это приложение искусственного интеллекта, которое позволяет компьютерам действовать без непосредственного программирования, а также учиться и совершенствоваться на основе полученного опыта без вмешательства или помощи человека.
Ответ: машинное обучение.
8. Назовите технологию, в которой виртуальная реальность дополняется с помощью виртуальных изображений, анимаций, эффектов или титров.
Ответ: дополненная реальность.
9. …. — это информационное пространство, объединяющее участников процесса обучения, которое дает возможность для удаленного образования, обеспечивает доступ к методическим материалам и информации, а также позволяет осуществлять тестирование для контроля уровня знаний обучающихся.
Ответ: цифровая образовательная платформа.
10. В какой стране впервые был употреблен термин «MOOC (Massive Open Online Course)»?
Ответ: США.
11. Какой образовательный онлайн-проект был основан в 2012 г. профессорами Стэнфордского университета?
Ответ: Coursera.
12.________ — это временная горизонтальная линия, на которую в хронологическом порядке наносятся события. Обычно временная лента представляет собой шкалу с разметкой по годам с указанием того, что происходило в тот или иной период времени
Ответ: лента времени.
13._________- это визуализация данных или идей, целью которой является донесение сложной информации до аудитории быстрым и понятным образом.
Ответ: инфографика.
14. Термин «Data Science» обозначает …
Ответ: науку о данных.
15. Лавинообразное нарастание массы разнообразной информации в современном обществе – это
Ответ: информационный взрыв.
16. Цифровое устройство, наделённое повышенной функциональностью и портативностью – это …
Ответ: гаджет
17. Сколько федеральных проектов входит в структуру национального проекта «Образование»?
Ответ: 10.
18. В состав какой национальной программы входит федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»?
Ответ: Цифровая экономика Российской Федерации.
19. Организация учебного процесса без взаимодействия в режиме реального времени преподавателя и учащегося – это …
Ответ: асинхронное обучение.
20. Данные, которые оставляет пользователь при использовании интернета или цифровых устройств.
Ответ: цифровой след.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 2 семестра зачета .
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зельдович Б. З., Сперанская Н. М. Активные методы обучения: Учебное пособие для вузов Юрайт, 2021 https: //urait.ru/bcode/476277
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Технологии и ресурсы цифрового образования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках курса происходит знакомство обучающихся с современными технологиями и ресурсами цифрового образования в России.
В качестве тем лекционных занятий курса определены ключевые и дискуссионные вопросы. Лекционные занятия сопровождаются презентационными материалами. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, комментарии, дискуссии.
Цель практических занятий – способствовать освоению наиболее сложных теоретических проблем курса, сформировать у студентов умения и навыки работы в области проектной деятельности. На практических занятиях студенты выполняют практические задания по заранее определённым темам.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами; найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе; после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки; продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 2 семестра зачета .
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.