Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 09.04.03. Прикладная информатика |
Профиль | Анализ данных и разработка цифровых медиа |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_04_03_Прикладная информатика_АДРЦМ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 74 | 74 | 74 | 74 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна
1.1. | формирование у студентов представления о технологиях и ресурсах цифрового образования |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ОПК-3 | Способен анализировать профессиональную информацию, выделять в ней главное, структурировать, оформлять и представлять в виде аналитических обзоров с обоснованными выводами и рекомендациями; |
ОПК-3.1 | Знает принципы, методы и средства анализа и структурирования профессиональной информации |
ОПК-3.2 | Умеет анализировать профессиональную информацию, выделять в ней главное, структурировать |
ОПК-3.3 | Способен оформлять и представлять в виде аналитических обзоров результаты работы |
ОПК-6 | Способен исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и развития информационного общества; |
ОПК-6.1 | Знает современные проблемы и методы прикладной информатики |
ОПК-6.2 | Умеет проводить анализ проблем развития информационного общества |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
УК-1.1 | Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода |
УК-1.2 | Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели |
УК-1.3 | Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели |
УК-4 | Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия |
УК-4.1 | Определяет особенности академического и профессионального делового общения, учитывает их в профессиональной деятельности |
УК-4.2 | Эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности |
УК-4.3 | Применяет современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения |
УК-4.4 | Представляет результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | правовое обеспечение цифрового образования в России; технологии цифрового образования; цифровые образовательные ресурсы. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | создавать и использовать цифровые образовательные ресурсы |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками создания и использования цифровых образовательных ресурсов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Правовое регулирование образовательной деятельности в Российской Федерации | ||||||
1.1. | Правовое регулирование образовательной деятельности | Лекции | 2 | 2 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1 |
1.2. | Теоретические и правовые аспекты изучения образовательной деятельности в Российской Федерации | Практические | 2 | 4 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1 |
1.3. | Правовое регулирование образовательной деятельности в Российской Федерации | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1 |
Раздел 2. Современные образовательные технологии | ||||||
2.1. | Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии | Лекции | 2 | 4 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1 |
2.2. | Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии | Практические | 2 | 10 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1 |
2.3. | Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии | Сам. работа | 2 | 30 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1 |
Раздел 3. Цифровые образовательные ресурсы и платформы. | ||||||
3.1. | Цифровые образовательные ресурсы и платформы. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1 |
3.2. | Цифровые образовательные ресурсы и платформы. | Практические | 2 | 10 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1 |
3.3. | Цифровые образовательные ресурсы и платформы. | Сам. работа | 2 | 34 | ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10398 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Происходит ли в рамках гуманитарных исследований обработка больших данных? а) да, большие данные составляют основной массив гуманитарных данных б) нет, для этого пока нет соответствующих методов и технологий в) нет, в гуманитарных науках не бывает больших данных г) да, хотя таких случаев немного, но они есть Ответ: г 2. Термин «Data Science» обозначает: а) науку о данных б) статистический анализ данных в) научные данные г) большие данные Ответ: а 3. Термин «Big Data» обозначает: а) гуманитарные данные б) большие данные в) естественнонаучные данные г) метаданные Ответ: б 4. Аналитик данных – это специалист, занимающийся: а) только подготовкой данных для анализа б) только обработкой данных в) только интерпретацией результатов обработки г) всеми упомянутыми операциями Ответ: г 5. Что не входит в науку о данных? а) классическая математическая статистика б) системное программирование в) статистический анализ данных г) интеллектуальный анализ данных Ответ: б 6. Какая из характеристик не соответствует информационному обществу? а) общество, в котором доступ к получению и распространению разнообразной информации есть у каждого социума б) общество, в котором информационные данные постоянно обновляются и являются общедоступными в) общество, в котором нет необходимости соблюдать авторские права на интеллектуальные продукты г) общество, в котором связь между людьми и группами лиц мгновенна вне зависимости от их удаленности друг от друга Ответ: в 7. Какая из нижеперечисленных тенденций современного общества отрицательно влияет на человека? а) увеличение усвоенного знания и расширение кругозора б) возрастание темпов обновления во всех сферах жизни в) свободное перемещение информации, возникновение социальных сетей г) быстрое обесценивание и устаревание информации и знаний Ответ: г 8. Какого формата данных из приведенных ниже не существует? а) числовой формат б) буквенный формат в) графический формат г) тестовый формат Ответ: б 9. Какая из приведенных ниже операций с данными включает меры, направленные на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных? а) защита данных б) сортировка данных в) фильтрация данных г) формализация данных Ответ: а 10. Манипулирование данными – это: а) сознательная фальсификация данных б) действия, выполняемые над информацией, хранящейся в базе данных, например, запросы к данным в) некорректная обработка данных г) неправильная интерпретация результатов исследования Ответ: б 11. Данные, не измеряющие количественную меру того или иного признака, а только указывающие на его наличие или отсутствие, – это: а) мультимедийные данные б) метаданные в) качественные данные г) количественные данные Ответ: в 12. Что из нижеперечисленного не указывает на формат данных? а) числовые данные б) текстовые данные в) двоичные данные г) первичные данные Ответ: г 13. Гаджет – это: а) любое цифровое устройство б) цифровое устройство, наделённое повышенной функциональностью и портативностью в) набор домашней бытовой техники г) суперкомпьютер Ответ: б 14. С какими научно-техническими достижениями связана третья информационная революция? а) изобретение компьютера, появление персональных компьютеров и сети Интернет б) изобретение письменности и возможность передачи знаний на носителях в) изобретение книгопечатания, сделавшего возможным размножение информации и массовое обучение г) изобретение электричества и создание возможностей быстрой передачи информации на расстояние Ответ: г 15. Информационный взрыв – это: а) массовая оцифровка информации на бумажных носителях б) лавинообразное нарастание массы разнообразной информации в современном обществе в) всеобщее распространение грамотности г) широкой распространение мессенджеров и социальных сетей Ответ: б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Наука о способах получения, хранения и переработки информации называется ____________. Ответ: информатика 2. Наука о закономерностях и формах движения и использования информации в обществе называется ____________ информатика. Ответ: социальная 3. Процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных, состоящие из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах, называются информационными ________________. Ответ: технологиями 4. Данные, которые загружаются по мере прохождения некоторых процессов или событий, называются _____________ данными. Ответ: потоковыми 5. Данные, которые содержат сведения о составе данных, их содержании, статусе, происхождении, местонахождении, качестве, форматах и формах представления, условиях доступа и т.п., называются _______________. Ответ: метаданными 6. Операция с данными, заключающаяся в привидении данных к одинаковой форме, называется ______________________ данных. Ответ: формализацией 7. Операция с данными, заключающаяся в отсеивании данных, в которых нет необходимости, называется ______________________ данных. Ответ: фильтрацией 8. Операция с данными, заключающаяся в упорядочивании данных по заданному признаку, называется ____________________ данных. Ответ: сортировкой 9. Операция с данными, заключающаяся в организации хранения данных в удобной и легкодоступной форме, называется __________________ данных. Ответ: архивированием 10. Совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации, называется информационными _________________. Ответ: ресурсами 11. Совокупность структурированных взаимосвязанных данных, предназначенная для обеспечения информационных запросов в определенной предметной области, называется _________ данных Ответ: базой 12. Семантически наполненная совокупность данных, характеризующих тот или иной объект в базе данных, называется ___________. Ответ: записью 13. Модель базы данных, представляющая все данные в виде таблиц, в строках которых располагаются записи, а в столбцах – признаки данных, снабженные именами, называется __________________ моделью. Ответ: реляционной 14. Взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов, средств, методов и персонала, обеспечивающих динамическую информационную модель определенной предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей, называется _____________________ системой. Ответ: информационной 15. Вычислительная машина, предназначенная для передачи, хранения и обработки информации, называется ________________. Ответ: компьютер 16. Множество компьютеров, соединенных по определенным правилам линиями связи для обеспечения совместного доступа к ресурсам и обмена информацией называется компьютерной _______. Ответ: сетью 17. Форма представления данных с определенными ограничениями называется __________ данных. Ответ: форматом 18. Данные, характеризующие некоторый период времени, называются _________________ данными. Ответ: динамическими 19. Данные, представленные в числовой форме, позволяющей обрабатывать их методами математической статистики, называются _____________________ данными. Ответ: количественными 20. Данные, имеющие фиксированную структуру и хранящиеся в таблицах, в основном в базах данных, называются _______________________ данными. Ответ: структурированными КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-4: Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. В условиях перехода к профильному обучению наиболее актуальной формой индивидуальной оценки знаний учащихся считают 1) педагогические тесты 2) портфолио учебных достижений 3) рейтинговую систему оценивания 4) образовательный мониторинг Ответ: 2 2. Права учащихся образовательного учреждения определяются: 1) программой развития учреждения 2) образовательной программой 3) положением об образовательном учреждении 4) уставом образовательного учреждения Ответ: 4 3. Вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций, называется: 1) повышением квалификации 2) аттестацией 3) докторантурой 4) аспирантурой Ответ: 1 4. Нормативный документ, обеспечивающий реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, типа, вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся (воспитанников): 1) программа развития образовательного учреждения 2) основная образовательная программа образовательного учреждения 3) базисный учебный план 4) дополнительная образовательная программа Ответ: 2 5. Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации относится к метапредметным действиям: 1) регулятивным 2) коммуникативным 3) познавательным 4) личностным Ответ: 1 6. Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета, обмениваться информацией в образовательном процессе относится к метапредметным действиям: 1) регулятивным 2) коммуникативным 3) общеучебным 4) личностным Ответ: 3 7. Деятельность по преобразованию образовательной практики, за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или их компонентов: 1) педагогическая 2) инновационная 3) проектно-исследовательская 4) экспертно-аналитическая Ответ: 2 8. Построение развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия для развития ребенка в качестве субъекта деятельности: 1) социально-педагогическое проектирование 2) педагогическое проектирование 3) психолого-педагогическое проектирование 4) дидактическое проектирование Ответ: 3 9. Обязательным признаком авторской школы является: 1) расширенное содержание обучения 2) оригинальная концепция функционирования 3) наличие позитивных результатов работы педагогического коллектива по реализации концепции 4) оригинальная основополагающая идея Ответ: 4 10. Разработка и создание формальной модели педагогического процесса или его составляющих, отражающей основные идеи, методы, формы, средства, приемы – это … 1) педагогическое моделирование 2) педагогическое конструирование 3) педагогическое проектирование 4) инновационный процесс Ответ: 1 11. Педагогический процесс предполагает моделирование: 1) теоретической идеи, учебного плана, программы 2) тематического планирования 3) расписания занятий, графика контроля 4) конспектов занятий, сценариев, моделей учебных пособий Ответ: 1 12. Предметные результаты учебного занятия планируются в соответствии с: 1) перечнем основных видов деятельности раздела «Тематическое планирование» 2) предметным содержанием учебного занятия 3) содержанием раздела примерной рабочей программы «Метапредметные результаты» Ответ: 2 13. Основные компоненты Рабочей программы по учебному предмету? 1) реферат 2) список задач курса 3) содержание учебного предмета, курса Ответ: 3 14. Объектами педагогического проектирования являются: 1) педагогические системы 2) педагогический процесс 3) педагогические ситуации 4) всё выше перечисленное Ответ: 4 15. Движущими силами педагогического процесса являются: 1) противоречия развивающейся личности 2) отношения между субъектами 3) закономерности, отражающие внутренние и внешние связи 4) взаимодействия между субъектами Ответ: 1 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Что означает аббревиатура MVP в контексте разработки приложений и веб-сайтов? Ответ: Минимально жизнеспособный продукт. 2. "Гибкие ________ разработки — это подходы к созданию программного обеспечения, обеспечивающие тесное сотрудничество с заказчиком, готовность к изменениям в процессе разработки и доставку рабочего продукта в кратчайшие сроки". Укажите пропущенное слово: Ответ: методологии. 3. Какая роль у тестирования в гибких методологиях разработки? Ответ: Регулярное тестирование помогает обнаруживать ошибки и дефекты на ранних этапах 4. Какие инструменты и системы управления задачами могут быть полезными при использовании гибких методологий разработки? Ответ: Платформы для коммуникации и системы управления задачами. 5. Что такое "пользовательский интерфейс" (UI) в контексте проектирования web-приложений? Ответ: Пользовательский интерфейс (UI) относится к дизайну и визуальным элементам интерфейса приложения, таким как кнопки, цвета, шрифты. 6. Что такое "пользовательский опыт" (UX) в контексте проектирования web-приложений? Ответ: Пользовательский опыт (UX) связан с общим восприятием и удобством использования приложения. 7. Набор инструкций и функций, доступных для использования в приложении — это: Ответ: API 8. Система управления содержанием, используемая для управления контентом на веб-сайтах – это: Ответ: CMS. 9. Для какого подхода к разработке характерны гибкость в реагировании на изменения и требования клиента? Ответ: Гибкие методологии разработки ИЛИ Agile. 10. Почему оценка эффективности проектной работы важна для успешной реализации проекта? Ответ: Она важна, чтобы определить, какие аспекты проекта нужно улучшить или корректировать для достижения желаемых результатов. 11. Что подразумевается под коммуникацией проекта? Ответ: Взаимодействие и обмен информацией между участниками проекта и заинтересованными сторонами. 12. Что такое презентация проекта? Ответ: Презентация проекта - это процесс демонстрации результатов проектной работы перед заинтересованными сторонами, обычно с использованием визуальных материалов и устного выступления 13. Четко определенные условия или параметры, которые используются для оценки, достигнуты ли цели и ожидания проекта, — это: Ответ: Критерии успеха проекта. 14. Укажите термин, означающий способность проекта достигать своих целей и результатов при оптимальном использовании ресурсов, включая время, бюджет и участников. Ответ: Эффективность проекта. 15. Назовите не менее двух методов, которые могут использоваться при презентации проекта. Ответ: Методы могут включать в себя создание презентации с использованием слайдов и других цифровых материалов, демонстрацию прототипов или рабочих моделей, а также проведение встреч и обсуждение результатов с аудиторией. 16. Что включает в себя планирование эффективной презентации проекта? Ответ: Планирование презентации включает в себя определение целевой аудитории, разработку структуры и создание визуальных материалов презентации. 17. Что означает "адаптация к аудитории" в контексте презентации проекта? Ответ: Адаптация к аудитории - это учет особенностей и интересов аудитории при подготовке и проведении презентации, чтобы сделать ее более понятной и привлекательной. 18. Любые источники информации, такие как документы, базы данных, веб-сайты и другие — это: Ответ: Информационные ресурсы. 19. Создание промежуточной версии продукта с ограниченным функционалом для тестирования и обратной связи — это: Ответ: Прототипирование. 20. Какие цели преследуются при создании прототипа? Ответ: Основные цели создания прототипа включают в себя проверку идеи или дизайна продукта, уточнение требований. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен анализировать профессиональную информацию, выделять в ней главное, структурировать, оформлять и представлять в виде аналитических обзоров с обоснованными выводами и рекомендациями ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Прогностическая функция науки заключается в: а) формировании у людей научной картины мира; б) поиске и производстве новых знаний; в) составлении прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендаций по преодолению возможных конфликтов; г) в обучении, развитии и воспитании людей. ОТВЕТ: в 2. Какой признак не относится к научному стилю текста: а) точные, полученные в результате длительных наблюдений, научных экспериментов, анализа литературных источников сведения и факты; б) Фразеология выражает логические связи между частями высказывания; в) Большинство прилагательных является частью терминологических выражений; г) Частое употребление повелительного наклонения. ОТВЕТ: г 3. Верно ли, что цифровая культура находится в постоянной динамике? а). Неверно. б). Верно. Ответ: в 4. Критерии медиаграмотности и методики оценки уровня медиаграмотности населения РФ в 2014 г. были утверждены: а) Правительством Российской Федерации б) Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. в) Президентом Российской Федерации Ответ: б 5. Что включается в научно-справочный аппарат: а) ссылки б) приложения в) иллюстрации г) диаграммы Ответ: а 6. Что не относится к требованиями, предъявляемыми к речи научных произведений: а) точность б) ясность в) краткость г) эмоциональность Ответ: г 7. Информационный взрыв выражается: а) В содержании информации б) В нарушении потоков информации в) В неуклонном возрастании объема информации. Ответ : в 8. Выберите единственно правильную оформленную библиографическую запись: а) Бойченко, В. В., Медведенко, Д. В., Палиенк, О. И., Шут А.А. САПФИР 3D: учебное пособие / – Киев, 2017. – 130 с. – URL: http://library.polytech21.ru:81/files/Sapfir.2017.pdf (дата обращения: 07 октября 2019). б) Ахиезер, А. История России: конец или новое начало? / А. Ахиезер, И. Клямкин, И. Яковенко; Фонд «Либеральная миссия». 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое изд-во, 2008. – 464 с. в) Крылатых Эльмира. Перспективы развития мирового сельского хозяйства до 2050 года: возможности, угрозы, приоритеты / Э. Крылатых, Сергей Строков // Ежедневное аграрное обозрение: интернет-портал. – URL: http://agroobzor.ru/article/a-371.html (дата обращения: 25.06.2019). г) Без автора. Конституция Российской Федерации. – М.: Эксмо. – 2020. – 64 с. Ответ: б 9. Выберите единственно неверное утверждение: а) Список использованной литературы является органической частью любой учебной или научно-исследовательской работы; б) Список использованной литературы помещается в начале основного текста работы; в) Список использованной литературы позволяет автору документально подтвердить достоверность и точность приводимых в г) Список использованной литературы представляет самостоятельную ценность, так как может служить справочным аппаратом для других исследователей. Ответ: б 10. Метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний: а) экстраполяция б) контент-анализ в) ретроспективный г) анализ Ответ: б 11. Вспомогательный текст, примечание, помещаемый под основным текстом на полосе – это: а) ссылка б) сноска в) источник г) таблица Ответ: б 12. Социально-гуманитарный аспект в изучении цифровой культуры предполагает: а) Изучение широких трансформаций, происходящих в связи с распространением цифровых технологий в культуре в целом. б) Изучение феноменов и артефактов цифровой культуры в) Изучение современного мира. Ответ: а 13. Выберите единственно верное утверждение: а) науки и научные дисциплины развиваются автономно, исключая взаимодействие по разным направлениям; б) одной из важных закономерностей развития науки выступает усиление и нарастание сложности и абстрактности научного знания; в) науки и научные дисциплины развиваются закономерно. Ответ: б 14. Культурно-мировоззренческая функция науки характеризуется: а) формирование у людей научной картины мира б) определение путей и способов практического использования добытых знаний, превращение науки в производительную силу общества в) составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов г) поиске и производстве новых знаний Ответ: а 15. Исторический метод, выявляющий различия и сходство общественных явлений, называется: а) ретроспективный; б) описательно-повествовательный; в) сравнительно-исторический; г) биографический. Ответ: в КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1:Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение. «То, что произошло на самом деле и зафиксировано точным измерением его качественных и количественных параметров в знаковой форме конкретного языка науки». ОТВЕТ: Научный факт 2:Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение. «Актуальное противоречие, возникающее между теоретически незавершённым образом объекта и необходимостью его заполнения недостающими фрагментами, сторонами, связями и отношениями». ОТВЕТ: Научная проблема 3: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом. ОТВЕТ: Принцип историзма 4: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальность. ОТВЕТ: Принцип объективности 5: Дайте определение документоведению как науке. ОТВЕТ: Это наука о документе и документно-коммуникационной деятельности. Это научная дисциплина, изучающая закономерности создания и функционирования документов, разрабатывающая принципы построения документно-коммуникационных систем и методы их деятельности. 6: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– исторический источниковедческий метод анализа формуляра актового источника, который дает возможность исследовать структуру документа, расположение и соотношение его элементов ОТВЕТ: метод формулярного анализа 7: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний ОТВЕТ: контент-анализ 8: Определите автора высказывания: «Каждый человек принадлежит классу, и когда он пишет, то делает это с классовой позиции» ОТВЕТ: Карл Маркс 9: Перечислите принципы построения историографического очерка ОТВЕТ: Хронологический; Проблемный (тематический); Проблемно-хронологический 10: Вставьте пропущенное слово: «комплексное изучение документа как системного объекта, специально созданного для хранения и распространения (передачи) информации в пространстве и времени относится к ___________ документоведения». ОТВЕТ: объекту 11:Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение. «Достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области». ОТВЕТ: Теория 12:Назовите виды письменных исторических источников. ОТВЕТ: законодательные, делопроизводственные, статистические, документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма) 13: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– это подход ученого к исследованию исторической действительности с позиций определенного класса, проявляющийся в проведении в научных исследованиях интересов, взглядов, настроений этого класса. Значение принципа партийности в том, что он, выступая в качестве принципа исторического познания, открывает возможность глубже понять существующие между историческими фактами взаимосвязи и позволяет их объективно исследовать. Через принцип партийности осуществляется связь настоящего с прошлым. ОТВЕТ: Принцип партийности\классовости 14: Перечислите базовые требования к проведению историографического анализа. ОТВЕТ: корректность; объективность; аналитическая стройность и структурированность. 15: Перечислите методы, применяемые в документоведении: ОТВЕТ: Библиографический, контент-анализ, метод структурной лингвистики, метод унификации и стандартизации документов, метод формулярного анализа, метод экспертных оценок ценности документов, наукометрический метод, психолингвистический метод. 16: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– метод для исследования документопотоков и, прежде всего, научно-технической документации ОТВЕТ: наукометрический метод 17: Дайте термин согласно приведенному определению. ___________________– упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа и решения ОТВЕТ: метод редукции 18: Определите автора высказывания: «писать без гнева и пристрастия» ОТВЕТ: Цицерон 19: Перечислите науки, с которыми связано документоведение. ОТВЕТ: История, экономика, архивоведение, источниковедение, информатика. 20: Дайте определение принципу историзма. ОТВЕТ: признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и развития информационного общества ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. ______- это деятельность по реализации образовательных программ. 1. образовательная деятельность 2. воспитательная деятельность. 3. педагогическая деятельность. Ответ: 1. 2. Под электронным обучением понимается … 1. организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. 2. образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников Ответ: 1. 3. В составе национального проекта «Образование» не реализуется федеральный проект … 1. Цифровая образовательная среда. 2. Учитель будущего. 3. Цифровой университет. Ответ: 3. 4. На какие годы распространяется действующая Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации? 1. 2017-2030 гг. 2. 2020-2030 гг. 3. 2010-2025 гг. Ответ: 1. 5. Организации вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения? 1. Да, это прописано в Порядке применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ 2017 г. 2. Нет, в соответствии с Законом об образовании нельзя реализовывать программы с применением исключительно электронного обучения. Ответ: 6. Разработка, апробация и переход к массовому использованию цифровых обучающих игр и цифровых симуляторов, обеспечивающих высокую степень вовлечения обучающихся в учебный процесс, организацию соревнований на персональной и командной основе – это … 1. Геймификация образования 2. Цифровизация образования. 3. Модернизация образования. Ответ: 1. 7. Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника – это … 1. Дистанционные образовательные технологии. 2. Электронные образовательные технологии. 3. Удаленные образовательные технологии. Ответ: 1. 8. По режиму контакта во времени между участниками дистанционного обучения выделяют следующие виды обучения 1. синхронное и асинхронное 2. вербальное и невербальное. 3. традиционное и электронное. Ответ: 1. 9. Mixed Reality (MR) – это … 1. смешанная реальность 2. дополненная реальность 3. расширенная. Ответ: 1. 10. Augmented Reality (AR) – это … 1. смешанная реальность 2. дополненная реальность 3. расширенная. Ответ: 2. 11. Xtended Reality (XR) – это 1. смешанная реальность 2. дополненная реальность 3. расширенная. Ответ: 3. 12. Информационное пространство, объединяющее участников процесса обучения, которое дает возможность для удаленного образования, обеспечивает доступ к методическим материалам и информации, а также позволяет осуществлять тестирование для контроля уровня знаний обучающихся – это … 1. цифровая образовательная платформа 2. образовательный сайт 3. moodle. Ответ: 1. 13. Термин «MOOC - Massive Open Online Course» впервые был употреблен в … 1. США 2. Канада 3. Англия. Ответ: 1. 14. Какой образовательный онлайн-проект был основан в 2012 г. профессорами Стэнфордского университета? 1. Coursera 2. Khan Academy 3. XeuetangX Ответ: 1. 15. Какая цифровая образовательная платформа является зарубежной? 1. EDX 2. Uniweb 3. Универсариум Ответ: 1. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. ________- это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Ответ: инклюзивное образование. 2. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством … форм их реализации. Вставьте пропущенное слово. Ответ: сетевых. 3. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является ... Ответ: место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся. 4. Разработка, апробация и переход к массовому использованию цифровых обучающих игр и цифровых симуляторов, обеспечивающих высокую степень вовлечения обучающихся в учебный процесс, организацию соревнований на персональной и командной основе – это … Ответ: геймификация образования. 5. _______- это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Ответ: дистанционные образовательные технологии. 6. По режиму контакта во времени между участниками дистанционного обучения выделяют …. и …. обучение. Вставьте пропущенные слова. Ответ: синхронное, асинхронное. 7. _____ - это приложение искусственного интеллекта, которое позволяет компьютерам действовать без непосредственного программирования, а также учиться и совершенствоваться на основе полученного опыта без вмешательства или помощи человека. Ответ: машинное обучение. 8. Назовите технологию, в которой виртуальная реальность дополняется с помощью виртуальных изображений, анимаций, эффектов или титров. Ответ: дополненная реальность. 9. …. — это информационное пространство, объединяющее участников процесса обучения, которое дает возможность для удаленного образования, обеспечивает доступ к методическим материалам и информации, а также позволяет осуществлять тестирование для контроля уровня знаний обучающихся. Ответ: цифровая образовательная платформа. 10. В какой стране впервые был употреблен термин «MOOC (Massive Open Online Course)»? Ответ: США. 11. Какой образовательный онлайн-проект был основан в 2012 г. профессорами Стэнфордского университета? Ответ: Coursera. 12.________ — это временная горизонтальная линия, на которую в хронологическом порядке наносятся события. Обычно временная лента представляет собой шкалу с разметкой по годам с указанием того, что происходило в тот или иной период времени Ответ: лента времени. 13._________- это визуализация данных или идей, целью которой является донесение сложной информации до аудитории быстрым и понятным образом. Ответ: инфографика. 14. Термин «Data Science» обозначает … Ответ: науку о данных. 15. Лавинообразное нарастание массы разнообразной информации в современном обществе – это Ответ: информационный взрыв. 16. Цифровое устройство, наделённое повышенной функциональностью и портативностью – это … Ответ: гаджет 17. Сколько федеральных проектов входит в структуру национального проекта «Образование»? Ответ: 10. 18. В состав какой национальной программы входит федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»? Ответ: Цифровая экономика Российской Федерации. 19. Организация учебного процесса без взаимодействия в режиме реального времени преподавателя и учащегося – это … Ответ: асинхронное обучение. 20. Данные, которые оставляет пользователь при использовании интернета или цифровых устройств. Ответ: цифровой след. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 2 семестра зачета . Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий; «незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Зельдович Б. З., Сперанская Н. М. | Активные методы обучения: Учебное пособие для вузов | Юрайт, 2021 | https: //urait.ru/bcode/476277 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Технологии и ресурсы цифрового образования" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В рамках курса происходит знакомство обучающихся с современными технологиями и ресурсами цифрового образования в России. В качестве тем лекционных занятий курса определены ключевые и дискуссионные вопросы. Лекционные занятия сопровождаются презентационными материалами. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, комментарии, дискуссии. Цель практических занятий – способствовать освоению наиболее сложных теоретических проблем курса, сформировать у студентов умения и навыки работы в области проектной деятельности. На практических занятиях студенты выполняют практические задания по заранее определённым темам. При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил: внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами; найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе; после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки; продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов; продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы. Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы. Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 2 семестра зачета . Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий; «незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий. |