МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Создание и обработка цифрового аудио и видео

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильАнализ данных и разработка цифровых медиа
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_Прикладная информатика_АДРЦМ-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 113
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 113 113 113 113
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.и.н., Профессор, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Создание и обработка цифрового аудио и видео

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.— Знакомство будущих специалистов с технологиями и методами обработки аудио и видео контента, а также применение полученных знаний для создания собственной аудио и видеопродукции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен проектировать цифровые медиа-ресурсы в области сохранения и репрезентации историко-культурного наследия
ПК-3.1 Знает основные способы проектирования гуманитарных цифровых медиаресурсов
ПК-3.2 Умеет создавать структуру и содержание гуманитарных цифровых медиаресурсов
ПК-3.3 Владеет навыками проектирования элементов гуманитарных цифровых медиаресурсов
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– Знает теоретические аспекты представления графических данных на носителях информации, методы и средства обработки графики.
– Знает теоретические аспекты представления анимационных данных на носителях информации, методы и средства обработки анимации.
– Знает теоретические аспекты представления видео на носителях информации, методы и средства обработки видео.
3.2.Уметь:
3.2.1.– Умеет применять методы обработки изображений в прикладных системах;
– Умеет применять методы обработки звуковых данных в прикладных системах;
– Умеет применять методы обработки видеоматериалов в прикладных системах.
– применять линейно-конструктивное построение, колористику, приемы художественной композиции, современную шрифтовую культуру, способы проектной графики, современные компьютерные технологии и инструменты цифрового дизайна при проектировании моушн- дизайна;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– Владеет навыками основных приемов создания, конвертации и редактирования видео, навыками работы и настройки средств обработки видео
— Владеет навыками основных приемов создания, конвертации и редактирования анимации, навыками работы и
настройки средств обработки анимационных данных

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цифровые технологии: Области применения цифровых технологий
1.1. Краткий экскурс в историю развития цифровых технологий. Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Особенности цифрового образования. Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Стратегия развития цифровой образовательной среды в Российской Федерации. Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Мультимедиа-технологии. Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Области применения и значение мультимедиа-приложений для решения социально-экономических задач. Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Мультимедиа в системе гипертекста World Wide Web. Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Системы мультимедиа и их взаимосвязь. Понятие о принципах и методах разработки цифровых технологий. Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Цифровые технологии и развитие систем мультимедиа. Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Элементы мультимедиа как информационные объекты различного содержания: текстовая, графическая, иллюстрации, звуковая, видео, анимация. Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Понятия о методах создания технологий мультимедиа; гиперссылки, гипертекст, гипермедиа, режим интерактивного интерфейса, система «виртуальной реальности». Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Понятия о методах производства мультимедиа продукции: CD-ROM и DVD. Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Области применения продуктов мультимедиа. Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Компьютерная графика.
2.1. Понятие растра, пиксела. Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Типы компьютерной графики. Векторная и растровая графика. Понятие векторной и растровой графики. Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Многообразие форматов графических файлов. Типы графических объектов изображения. Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Принципы и методы создания неподвижных изображений. Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Способы создание графических файлов и их форматы. Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Движущие изображения. Методы и способы создания файлов движущих изображений. Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Сжатие файлов изображения. Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Анимация. Виды и методы анимации. Технология анимации. Форматы анимационных файлов. Создание анимации, анимационной сцены. Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Форматы звуковых файлов: Форматы звуковых файлов. Возможность преобразования форматов. Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Понятие анимации: Понятие анимации. Основные подходы, принципы и методы анимации. Анимация в мультимедиа системах. Основные типы и виды анимации. Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Презентации.
3.1. Понятие мультимедиа презентации: Основные типы мультимедиа презентаций. Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Инструментальные средства создания мультимедиа презентаций. Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Основные подходы к созданию мультимедиа презентации. Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Язык HTML.
4.1. Язык HTML: Язык HTML. Разработка HTML - страниц. Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Основные правила верстки HTML-страниц. Версии HTML. Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. Изучение литературы по курсу. Подготовка к экзамену Сам. работа 3 113 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Марченко И.О. Мультимедиа технологии: учебно-методическое пособие Издательство НГТУ, 2017 www.studentlibrary.ru
Л1.2 Боресков, А. В. Компьютерная графика: учебник и практикум для среднего профессионального образования Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Брокшмидт К. Введение в разработку приложений для Windows 8 с использованием HTML, CSS и JavaScript: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 Курс в Moodle "Создание и обработка цифрового аудио и видео"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
311М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 единица; компьютеры – 13 единиц: марка ASUS Intet Pentiumu - 1 единица; марка ACT - 1 единица; марка Арситек - 1 единица; марка in win – 1 единица; марка АСТ POWER, модель Р-511 – 1 единица; марка Aquarius модель Pro P30 946 – 3 единицы; марка КламаС Офис модель Intel Core i3-2100 – 1 единица; марка Aquaruius модель Elt E50 S54 – 2 единицы; марка АСТ POWER – 1 единица; марка Intel Core2 Duo – 1 единица; мониторы: марка Philips модель 190S6 – 2 единицы; марка Acer модель AL1917 – 4 единицы; марка Samsung 2ms – 1 единица, Samsung 943n - 1 единица, марка Acer модель V233h – 2 единицы; марка Sony – 1 единица; марка Samsung модель SyncMaster 943 – 2 единицы; сканер: EPSON GT 20000 B11B195021 – 1 единица; сканер: HP Scanjet automatic document feeder C771A – 1 единица; сканер: HP Scanjet 2400 – 2 единицы; сканер: HP Scanjet G4010 – 1 единица; лазерный ксерокс: Xerox Phaser 4500n – 1 единица; телевизор ЖК Samsung 46" LE46B530P7W; учебно-наглядные пособия и литература

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель дисциплины – освоить систему методов и конкретных приемов получения научного знания и презентации его в формах, адекватных запросам научного сообщества.
С общей целью тесно связана основная практическая задача, решаемая учебной дисциплиной, – подготовка студентов к осмыслению основ написания, оформления и презентации курсовых (а также любых других письменных творческих работ), а как итог – и выпускной квалификационной работы.
В рамках настоящего курса происходит знакомство обучающихся с современными проблемами и тенденциями развития науки в целом (включая фундаментальную и прикладную как тесно взаимосвязанные ее элементы), в том числе гуманитарной, основными программами и проектами гуманитарных исследований в России и за рубежом. Обучающие получают представление о подходах, принципах и методах современных научных исследований, их иерархии и месте в методологической системе представления.
На основе изучения курса осуществляется формирование одной универсальной (УК-3) и одной профессиональной (ПК-3) компетенций.
Студентам также необходимо понять, что теме организации и проведения научных исследований всегда уделялось достаточно много места обучении, поэтому при подготовке к итоговой аттестации по курсу они смогут опереться на значительное количество учебных и методических пособий, однако, выбирать из них необходимо, в большинстве случаев последние работы, поскольку именно они учитывают современные методологические достижения.