МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методологии и технологии проектирования и прототипирования информационных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильУправление информационными системами в бизнесе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_Прикладная информатика_УИСвБ-2023
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 74
самостоятельная работа 151
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 15,5 21
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 16 16 24 24
Лабораторные 24 24 26 26 50 50
Сам. работа 76 76 75 75 151 151
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 144 144 252 252

Программу составил(и):
канд.техн.наук, доцент, Стерлягов С.П.

Рецензент(ы):
канд.физ.-мат.наук, доцент, Патудин В.М.

Рабочая программа дисциплины
Методологии и технологии проектирования и прототипирования информационных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 16.03.2021 г. № 7
Срок действия программы: 20212023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кожевина О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 16.03.2021 г. № 7
Заведующий кафедрой Кожевина О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – освоение методов и средств проектирования информационных систем.
Предметом изучения в рассматриваемой дисциплине являются автоматизированные информационные системы. В результате изучения дисциплины студент должен уметь проводить предпроектное обследование предприятия с целью получения комплексного описания предприятия и его бизнеса, создавать функциональную и информационную модели предприятия, выделять значимые взаимосвязи, необходимые для создания информационной системы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен управлять проектами по информатизации прикладных задач и созданию информационных систем бизнес структур
ПК-2.1 Знать методы и технологии управления проектами по информатизации прикладных задач и созданию ИС предприятий и организаций
ПК-2.2 Уметь применять современные методы и технологии управления проектами по информатизации прикладных задач и созданию ИС предприятий и организаций
ПК-4Способен проектировать архитектуру информационных систем в бизнесе
ПК-4.1 Знать методики и технологии проектирования архитектуры ИС предприятий и организаций в прикладной области
ПК-4.2 Уметь применять современные методики и технологии проектирования архитектуры ИС предприятий и организаций в прикладной области
ПК-5Способен управлять процессами разработки и сопровождения требований к информационным системам и управлению качеством их функционирования
ПК-5.1 Знать методы и технологии управления процессами разработки и сопровождения требований к информационным системам и управлению качеством их функционирования
ПК-5.2 Уметь применять методы и технологии управления процессами разработки и сопровождения требований к информационным системам и управлению качеством их функционирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• как на практике применять новые научные принципы и методы исследований;
• как формализовывать задачи прикладной области, при решении которых возникает необходимость использования количественных и качественных оценок;
• как анализировать данные и оценивать требуемые знания для решения нестандартных задач с использованием математических методов и методов компьютерного моделирования;
• как анализировать и оптимизировать прикладные и информационные процессы;
• как формировать стратегию информатизации прикладных процессов и создания прикладных ИС в соответствии со стратегией развития предприятий;
• как в условиях функционирования ИС брать на себя ответственность за выполнение производственных задач ИТ-служб, эффективно использовать современные приемы и методы работы с ИТ- персоналом;
• как использовать передовые методы оценки качества, надежности и информационной безопасности ИС в процессе эксплуатации прикладных ИС;
• как использовать информационные сервисы для автоматизации прикладных и информационных процессов;
3.2.Уметь:
3.2.1.• управлять знаниями в условиях формирования и развития информационного общества: анализировать, синтезировать и критически резюмировать и представлять информацию;
• понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
• исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и научно-технического развития информационно-коммуникационных технологий;
• исследовать закономерности становления и развития информационного общества в конкретной прикладной области;
• выбирать методологию и технологию проектирования ИС с учетом проектных рисков;
• применять современные методы и инструментальные средства прикладной информатики для автоматизированного решения прикладных задач различных классов и создания ИС;
• проектировать информационные процессы и системы с использованием инновационных инструментальных средств, адаптировать современные ИКТ к задачам прикладных ИС;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• Навыками проведения маркетингового анализа ИКТ и вычислительного оборудования для рационального выбора инструментария автоматизации и информатизации прикладных задач;
• Навыками проектирования архитектуры и сервисов информационных систем предприятий в прикладной области;
• Навыками организации работы по моделированию прикладных ИС и реинжинирингу прикладных и информационных процессов предприятия;
• Навыками принятия эффективных проектных решений в условиях неопределенности и риска;
• Навыками организации работы по моделированию прикладных ИС и реинжинирингу прикладных и информационных процессов предприятия;
• Навыками управления информационными ресурсами и информационными системами;
• Навыками управления проектами по информатизации прикладных задач и созданию ИС предприятий и организаций;
• Навыками организации и проведения переговоров с представителями заказчика и профессиональных консультаций на предприятиях и в организациях;
• Навыками использования международных информационных ресурсов и стандартов в информатизации предприятий и организаций;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие сведения об информационных системах
1.1. Общие сведения об информационных системах Лекции 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л1.2
1.2. Обзор программного обеспечения для проектирования информационных систем. Методология IDEF0. Методология IDEF1X. Лабораторные 1 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Обзор программного обеспечения для проектирования информационных систем. Методология IDEF0. Методология IDEF1X. Сам. работа 1 24 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Методологические основы проектирования информационных систем
2.1. Методологические основы проектирования информационных систем Лекции 1 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
2.2. Дополнение моделей процессов диаграммами DFD и WorkFlow (IDEF3). Разработка отчетов в BPWin. Лабораторные 1 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Дополнение моделей процессов диаграммами DFD и WorkFlow (IDEF3). Разработка отчетов в BPWin. Сам. работа 1 24 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Классификация экономической информации
3.1. Классификация экономической информации Лекции 1 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1
3.2. Создание логической модели, ERD-диаграммы. Создание физической модели, используя CASE-средства ERWin. Отчеты в ERWin. Лабораторные 1 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Создание логической модели, ERD-диаграммы. Создание физической модели, используя CASE-средства ERWin. Отчеты в ERWin. Сам. работа 1 28 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Бизнес-процессы предприятия
4.1. Бизнес-процессы предприятия Лекции 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л1.1
4.2. Изучение основных этапов проведения проектирования в Rational Rose. Диаграммы вариантов использования. Диаграммы взаимодействия. Лабораторные 2 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2
4.3. Изучение основных этапов проведения проектирования в Rational Rose. Диаграммы вариантов использования. Диаграммы взаимодействия. Сам. работа 2 20 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 5. Методологии проектирования информационных систем
5.1. Структурный подход к проектированию информационных систем Лекции 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1
5.2. Объектно-ориентированный подход к проектированию информационных систем Лекции 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.3. Диаграммы классов. Диаграммы состояний. Диаграммы пакетов, компонентов и размещения. Лабораторные 2 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2
5.4. Диаграммы классов. Диаграммы состояний. Диаграммы пакетов, компонентов и размещения. Сам. работа 2 28 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2
Раздел 6. CASE-средства
6.1. CASE-средства Лекции 2 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2
6.2. Генерация исходных текстов диаграмм. Обратное проектирование. Сравнение объектно-ориентированного и структурного методов проек-тирования. Лабораторные 2 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2
6.3. Генерация исходных текстов диаграмм. Обратное проектирование. Сравнение объектно-ориентированного и структурного методов проектирования. Сам. работа 2 27 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Во время изучения курса используется проектный метод обучения. Проект выполняется индивидуально каждым студентом. Допускается выполнение проекта группой из 2-3 человек по разрешению преподавателя.
Каждый студент должен получить практику работы в следующих ролях проектной группы:
 проектный менеджер (руководитель проекта);
 системный интегратор (архитектор проекта);
 разработчик требований;
 проектировщик логической модели (системный аналитик).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Курсовой проект, его характеристика
Наименование проекта – «Разработка проекта информационной системы с использованием объектно-ориентированного подхода».
Этапы работ:
- постановка задачи и определение требований к системе;
- разработка модели вариантов использования:
• разработка диаграмм вариантов использования;
• разработка диаграмм состояний;
- разработка модели модель анализа:
• разработка диаграммы классов анализа;
• разработка диаграмм кооперации;
• разработка диаграмм последовательности;
- разработка модели модель проектирования:
• разработка диаграммы классов;
• разработка диаграмм деятельности;
- разработка модели модель развертывания;
• разработка диаграммы компонентов;
• разработка диаграммы размещения;
- генерация кода приложения.
После выполнения проекта студенты должны предоставить пояснительную записку.
Содержание пояснительной записки.
Оглавление
1. Описание предметной области.
2. Модель вариантов использования.
2.1. Диаграммы вариантов использования.
2.2. Диаграммы состояний.
3. Модель анализа.
3.1. Диаграмма классов анализа.
3.2. Диаграммы кооперации.
3.3. Диаграммы последовательности.
4. Модель проектирования.
4.1. Диаграммы классов.
4.2. Диаграммы деятельности.
5. Модель реализации.
5.1. Диаграммы компонентов.
5.2. Диаграмма размещения.
6. Сгенерированный программный код.
7. Выводы.
Минимальные требования к содержанию.
1. Диаграммы вариантов использования - контекстная диаграмма, 3 диаграммы декомпозиции.
2. Диаграммы состояний - контекстная диаграмма интерфейса программы, 2 диаграммы декомпозиции диалоговых окон.
3. Диаграмма классов анализа - диаграмма, содержащая классы сущности (предметной области), управляющие классы ведения и обработки данных (взаимодействие с БД, расчетные процедуры, формирование сводных отчетов и т.д.), а также граничные классы интерфейса и диалоговых окон.
4. Диаграммы кооперации - 2 диаграммы детализации вариантов использования.
5. Диаграммы последовательности - 2 диаграммы детализации вариантов использования, полученные с помощью автоматического преобразования диаграмм кооперации.
6. Диаграммы классов - логическая (наименования классов, атрибутов и методов на русском языке) и физическая (с учетом выбранного языка программирования) диаграммы, содержащие классы предметной области.
7. Диаграммы деятельности - 2 диаграммы детализации методов классов.
8. Диаграммы компонентов - диаграмма структуры исходного кода и диаграмма состава компонентов на рабочем месте пользователя (клиенте).
9. Диаграмма размещения - общая диаграмма развертывания информационной системы с компонентами и интерфейсами.
10. Сгенерированный программный код - листинги автоматически сгенерированных программных кодов классов предметной области.
Задание на выполнение курсового проекта.
Выбор задания на выполнение курсового проекта выполняется из следующих вариантов либо предлагается студентами.
Варианты заданий.
1. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности судоходной компании.
2. Разработать проект информационной системы для учреждения юстиции.
3. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности малого научно-внедренческого предприятия.
4. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности компании, занимающейся видеопрокатом.
5. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности предприятия автосервиса.
6. Разработать проект информационной системы для торгово-закупочной фирмы.
7. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности отдела гарантийного ремонта товаров торговой фирмы.
8. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности отдела учета домовладений Бюро технической инвентаризации.
9. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности отдела учета квартир Бюро технической инвентаризации.
10. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности отдела учета нежилых помещений Бюро технической инвентаризации.
11. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности отдела учета налогообложения физических лиц городской налоговой инспекции.
12. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности телеателье.
13. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности Государственной автомобильной инспекции по безопасности дорожного движения города.
14. Разработать проект информационной системы для ведения реестра имущества университетского городка.
15. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности туристической компании.
16. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности регистратуры ведомственной поликлиники.
17. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности рекламного агентства.
18. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности центра оценки и продажи недвижимости.
19. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности отдела вневедомственной охраны квартир.
20 .Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности отдела приватизации жилья администрации города.
21. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности Бюро технической инвентаризации по изготовлению и выдаче технических паспортов на объекты недвижимости.
22. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности телефонной компании.
23. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности мелкооптового книжного магазина.
24. Разработать проект информационной системы для обеспечения деятельности автовокзала.
Пример задания.
Вариант 2. Разработать проект информационной системы для Учреждения юстиции с помощью объектно-ориентированного подхода. По существующему законодательству на это Учреждение возложена обязанность регистрации прав юридических и физических лиц на недвижимое имущество (здания, квартиры, земельные участки). В этом задании Вам необходимо разработать лишь часть программного комплекса, обеспечивающего регистрацию прав граждан на квартиры. Имейте в виду! В здании несколько квартир. В одной квартире - несколько собственников, причем в базе данных должна храниться история перехода квартиры от одних собственников к другим. Кадастровый номер здания однозначно определяет его среди других зданий города. Смело используйте его в качестве первичного ключа таблицы зданий.
Набор данных к варианту 2.
1. Кадастровый номер здания.
2. Адрес здания.
3. Район города.
4. Площадь земельного участка.
5. Год постройки здания.
6. Материал стен здания.
7. Материал фундамента.
8. Примечания.
9. Износ в процентах.
10. Число этажей в здании.
11. Площадь нежилых помещений.
12. Фото здания.
13. Число квартир в здании.
14. Наличие лифта.
15. Номер квартиры.
16. Номер этажа.
17. Количество комнат.
18. Общая площадь квартиры.
19. Жилая площадь квартиры.
20. Площадь балкона.
21. Высота квартиры.
22. Номер записи о праве собственности.
23. ФИО собственника.
24. Данные его паспорта.
25. Принадлежащая ему доля в %.
26. Год рождения собственника.
27. Статус в семье.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Деление информационных систем на одиночные, групповые, корпоративные, называется классификацией
+ По масштабу;
- По сфере применения;
- По способу организации.
2. Классификация информационных систем по способу организации не включает в себя один из перечисленных пунктов:
+ Корпоративные информационные системы.
- Системы на основе архитектуры файл – сервер;
- Системы на основе архитектуры клиент – сервер;
- Системы на основе многоуровневой архитектуры;
- Системы на основе интернет/интранет – технологий;
3. Как называется классификация, объединяющая в себе системы обработки транзакций; системы поддержки принятия решений; информационно-справочные системы; офисные информационные системы:
+ По сфере применения;
- По масштабу;
- По способу организации
4. Выделите требования, не предъявляемые к информационным системам:
+ Эффектность;
- Гибкость;
- Надежность;
- Безопасность
5. … - это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых означает завершение …, а также с установленными требованиями к срокам, результатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов, организационной структуре.
+ Проект;
- Процесс;
- Стадия;
- Фаза
6. Жизненный цикл ПО по методологии RAD состоит из четырех фаз:
1. фаза анализа и планирования требований;
2. фаза проектирования;
3. фаза построения;
4. фаза внедрения;
разместите фазы по порядку.
+ 1, 2, 3, 4;
- 2, 1, 3, 4;
- 1, 3, 2, 4
7. Процесс организации данных путем ликвидации повторяющихся групп и иных противоречий с целью приведения таблиц к виду, позволяющему осуществлять непротиворечивое и корректное редактирование данных:
+ Нормализация данных;
- Консолидация данных;
- Конкатенация данных.
8. Данная модель жизненного цикла ИС называется:
+ Спиральная модель жизненного цикла;
- Сетевая модель информационной системы;
- Каскадная модель жизненного цикла
9. Данная модель жизненного цикла ИС называется:
- Спиральная модель жизненного цикла;
- Сетевая модель информационной системы;
+ Каскадная модель жизненного цикла
10. Непрерывный процесс, начинающийся с момента принятия решения о создании информационной системы и заканчивающийся в момент полного изъятия ее из эксплуатации:
+ Жизненный цикл ИС;
- Разработка ИС;
- Проектирование ИС
11. Совокупность объектов реального или предполагаемого мира, рассматриваемых в пределах данного контекста, который понимается как отдельное рассуждение, фрагмент научной теории или теория в целом и ограничивается рамками информационных технологий избранной области.
+ Предметная область
- Объектная область
- База данных
- База знаний
12. … включает определение ролей участников процесса, характеристик решаемых задач, целей и использующихся ресурсов. На этом этапе определяется состав рабочей группы, при необходимости решаются вопросы дополнительной подготовки: для участников процесса проектирования.
+ Идентификация.
- Концептуализация.
- Формализация.
- Реализация.
13. … проекта подразумевает перевод формализованных методов решения задач в окончательную схему – сценарий действий программного продукта.
- Идентификация.
- Концептуализация.
- Формализация.
+ Реализация.
14. Множество взаимосвязанных элементов, каждый из которых связан прямо или косвенно с каждым другим элементом, а два любые подмножества этого множества не могут быть независимыми, не нарушая целостность, единство системы.
+ Система
- Сеть
- Совокупность
- Единство
15. Совокупность программных и языковых средств, предназначенных для управления данными в базе данных, ведения этой базы, обеспечения многопользовательского
+ СУБД
- УВД
- БДУС
- БДИС
16. Данные об объектах, событиях и процессах, это
- содержимое баз знаний;
+ необработанные сообщения, отражающие отдельные факты, процессы, события;
- предварительно обработанная информация;
- сообщения, находящиеся в хранилищах данных.
17. Какие разделы могут использоваться в символе класса на UML-диаграмме?
+ раздел атрибутов
+ раздел ассоциаций
+ раздел операций
+ раздел названия
- раздел стереотипа
18. Какой символ используется для изображения n-арной ассоциации на диаграммах UML?
- C
- A
- D
- E
+ B
19. Начало какого этапа жизненного цикла ПО знаменует собой создание диаграммы классов?
- тестирования
- анализа
+ проектирования
- внедрения
- разработки

Остальные тестовые задания расположены на едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1339
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы зачета:
Вопросы по разделу «Структурный подход при проектировании»
1. Стандарты функциональных спецификаций IDEF0, IDEF3, DFD, IDEF1X.
2. Построение контекстных диаграмм IDEF0.
3. Построение диаграмм потоков данных DFD.
4. Построение диаграмм потоков работ в методологии IDEF3.
5. Построение ER-моделей данных с использованием ERWin.
6. Основная цель использования ERWin.
7. Какие бывают виды представления модели данных?
8. Что такое сущность? Что такое атрибут?
9. Для чего существуют разделительная полоса в изображении сущности?
10. Что такое хранимое изображение?
11. Что такое Model Explorer?
12. Что такое предметная область?
13. Для чего используются дополнительные предметные области?
14. Как удалить объект только из дополнительной предметной области?
15. Что такое связь? Какие существуют виды связей? Что такое мощность связи?
16. Что такое роль атрибута?
17. Что такое внешний ключ? Что такое альтернативный ключ?
18. Что такое инверсное вхождение?
19. Что такое индекс?
20. Что такое кластеризованный индекс?
21. Для чего производится индексирование баз данных?
22. Как произвести слияние и расщепление моделей?
23. Каким образом можно скопировать работу?
24. Какое надо задать имя новой модели при расщеплении?
25. Что означает опция Cut/Paste entire dictionaries?
26. Какие условия необходимо выполнить для слияния моделей?
27. Какие бывают виды проектных слоев?
28. Каким образом можно разбить модель?
29. Что выполняет команда Derive New Model?
30. Что такое объекты физической памяти?
31. Что такое сегмент отката?
32. Что такое шаблон сообщения?
33. Что такое отчет по модели?
34. Какие существуют форматы отчетов?
35. Как сгенерировать отчет?
36. Каким образом можно экспортировать отчет в другие приложения?
37. Каким образом производится работа с информацией, ориентированной на СУБД?
38. Что такое правило валидации?
39. Как задается значение по умолчанию?
40. Как производится наследование доменов?
41. В каких целях используют домены?
42. Что такое триггер?
43. Что такое триггер ссылочной целостности?
44. Что такое макрокоманда?
45. Каким образом используются шаблоны триггеров?
46. Что выполняет триггеры Restrict и Cascade?
47. Что такое хранимая процедура?
48. Чем процедура отличается от триггера?
49. Что такое скрипт?
50. Каким образом различаются скрипты до генерации и после генерации?
51. Как работать с редактором типов данных?
52. Как экспортируются и импортируются данные между BPWin и ERWin?
53. Как связать сущности и атрибуты с процессами?
54. Что такое CRUD и IRUN?
55. Каким образом можно создать новую сущность в BPWin?
56. Как создать отчет по получившейся общей модели?
57. Какие диаграммы выступают в качестве инструментальных средств функционально-ориентированного анализа и проектирования?
58. Зачем создаются диаграммы функциональных спецификаций?
59. Определите основные понятия и конструктивные элементы диаграммы функциональных спецификаций.
60. Зачем создаются диаграммы потоков данных?
61. Определите основные понятия и конструктивные элементы диаграммы потоков данных.
62. Зачем создаются диаграммы переходов состояний?
63. Определите основные понятия и конструктивные элементы диаграммы переходов состояний.
64. Зачем создаются диаграммы «сущность-связь»?
65. Определите основные понятия и конструктивные элементы диаграммы «сущность-связь».
66. Зачем создаются системные структурные диаграммы?
67. Определите основные понятия и конструктивные элементы системной структурной диаграммы.
68. В чем заключается процесс генерации программного приложения ИС?
Вопросы по разделу «Объектно-ориентированное проектирование ИС»
69. Сущность объектно-ориентированного подхода в проектировании ИС.
70. Объектно-ориентированные технологии (концептуальный анализ и генерация моделей данных объектов, формирование баз знаний, кодогенерация и тестирование методов объектов, генерация нестандартных интерфейсов и системное тестирование).
71. Использование языка UML при проектировании сложных программных систем. Какие диаграммы используются в UML для создания моделей программной системы.
72. Основные средства языка UML.
73. Унифицированный процесс разработки программного обеспечения. Жизненный цикл унифицированного процесса.
74. Диаграмма вариантов использования, ее назначение. Рассказать о варианте использования и действующем лице. Правила построения диаграммы вариантов использования.
75. Диаграммы классов.
76. Понятие класса и объекта. Что может быть объектом. Что такое атрибут и операция.
77. Ассоциации между классами. Составление и агрегирование иерархий. Иерархия обобщения/специализации. Ограничения. Статическое моделирование контекста системы.
78. Категоризация классов с помощью стереотипов UML. Моделирование внешних классов.
79. Критерии структурирования объектов и классов. Классы и объекты моделирования приложений.
80. Внешние классы и классы границ ПО. Граничные классы и объекты.
81. Диаграммы взаимодействия (модели поведения системы).
82. Моделирование объектов взаимодействия. Нумерация последовательности сообщений на диаграмме взаимодействия.
83. Моделирование динамического взаимодействия. Моделирование динамического взаимодействия без учета состояния. Примеры моделирование динамического взаимодействия без учета состояния.
84. Конечные автоматы и переходы между состояниями. Примеры диаграмм состояний. События и условия сохранения.
85. Иерархические диаграммы состояний. Разработки диаграмм состояния на основе вариантов использования. Примеры.
86. Этапы моделирования динамического взаимодействия с учетом состояния.
87. Моделирование сценариев взаимодействия с помощью диаграмм взаимодействия и диаграмм состояния.
88. Шаблоны архитектур ПО.
89. Проблемы проектирования архитектуры ПО.
90. Критерии структурирования подсистем. Выбор сообщений, передаваемых между подсистемами.
91. Проектирование интерфейсов и операций классов.
92. Архитектурные шаблоны структур клиент-серверного ПО. Архитектурные шаблоны коммуникации для клиент-серверных архитектур.
93. Промежуточное ПО в клиент-серверных системах. Проектирование сервисных подсистем.
94. Проектирование на основе перехода от статических моделей к реляционным БД.
95. Проектирование ориентированных на сервисы архитектур ПО Программные архитектуры шаблонов брокеров.
96. Технологическая поддержка ориентированных на сервисы. Архитектурные программные шаблоны транзакций.
97. Проектирование интерфейса сервисов в сервис-ориентированной архитектуре. Координация сервисов в сервис-ориентированной архитектуре.
98. Проектирование сервис-ориентированных архитектур.
99. Проектирование распределенных программных архитектур, основанных на компонентах. Составные подсистемы и компоненты. Моделирование компонент с помощью UML.

Перечень вопросов, выносимых на экзамен
1. Современные принципы развития ИС. Основные проблемы в проектировании ИС.
2. Этапы проектирования ИС. Состав работ при проектировании ИС.
3. Поддержка процесса проектирования ИС и документирование. Состав проектной документации.
4. Цели проектирования ИС. Качество проектирования ИС. Основные параметры качества ПО.
5. Жизненный цикл ИС.
6. Эффективность технологий проектирования ИС.
7. Структурный подход к проектированию ИС.
8. Моделирование потоков данных.
9. Методология функционального проектирования.
10. Моделирование данных.
11. Инструментальные средства проектирования.
12. Компоненты пользовательского интерфейса. Стратегия разработки интерфейса.
13. Математическое обеспечение информационных систем.
14. Организационное и правовое обеспечение информационных систем.
15. Техническое и эргономическое обеспечение ИС.
16. Лингвистическое обеспечение ИС.
17. Программное обеспечение ИС.
18. Реорганизация деятельности предприятия при проектировании ИС.
19. Дайте определение CASE-технологии проектирования ИС. Какова структура CASE-средства?
20. Какие классы CASE-средств существуют? Как можно определить стратегию выбора CASE-средства?
21. Какие диаграммы выступают в качестве инструментальных средств функционально-ориентированного анализа и проектирования?
22. Зачем создаются диаграммы функциональных спецификаций? Определите основные понятия и конструктивные элементы диаграммы функциональных спецификаций.
23. Зачем создаются диаграммы потоков данных? Определите основные понятия и конструктивные элементы диаграммы потоков данных.
24. Зачем создаются диаграммы переходов состояний? Определите основные понятия и конструктивные элементы диаграммы переходов состояний.
25. Зачем создаются диаграммы «сущность-связь»? Определите основные понятия и конструктивные элементы диаграммы «сущность-связь».
26. Зачем создаются системные структурные диаграммы ? Определите основные понятия и конструктивные элементы системной структурной диаграммы.
27. В чем заключается процесс генерации программного приложения ИС?
28. В чем заключается сущность прототипной (RAD) технологии? Каковы основные возможности и преимущества быстрой разработки прототипа ИС?
29. Каскадная и спиральная модели ЖЦ ИС, их сопоставление.
30. Понятия метода и технологии проектирования ИС.
31. Методы и технологии проектирования ИС как программные продукты.
32. Основы технологии RUP (Rational Unified Process).
33. Сущность структурного подхода. Метод функционального моделирования SADT. Состав функциональной модели. Иерархия диаграмм. Типы связей между функциями.
34. Моделирование потоков данных (процессов). Внешние сущности. Системы и подсистемы. Процессы. Накопители данных. Потоки данных. Построение иерархии диаграмм потоков данных.
35. Моделирование данных. CASE-метод Баркера. Методология IDEF1.
36. Пример использования структурного подхода. Описание предметной области. Организация проекта.
37. Сущность объектно-ориентированного подхода в проектировании ИС.
38. Объектно-ориентированные технологии (концептуальный анализ и генерация моделей данных объектов, формирование баз знаний, кодогенерация и тестирование методов объектов, генерация нестандартных интерфейсов и системное тестирование).
39. Основные средства языка UML. Варианты использования (use case). Диаграммы классов. Диаграммы взаимодействия (модели поведения системы). Диаграммы состояний. Диаграммы последовательностей. Диаграммы деятельности. Диаграммы компонентов. Диаграммы размещения.
40. Сопоставление и взаимосвязь структурного и объектно-ориентированного подходов.
41. Программные средства поддержки жизненного цикла ПО.
42. Общая характеристика и классификация CASE-средств. Состояние российского рынка CASE-средств.
43. Вспомогательные средства поддержки жизненного цикла ПО (средства конфигурационного управления, средства документирования, тестирования). Примеры комплексов CASE-средств.
44. Технология внедрения CASE-средств. Определение потребностей в CASE-средствах.
45. Оценка и выбор CASE-средств. Выполнение пилотного проекта. Переход к практическому использованию CASE-средств.
46. Элементы управления проектами создания ИС. Управление требованиями к системе. Оценка затрат на проектирование ИС (метод функциональных точек).
Приложения
Приложение 1.   МИТПИС-ФОС.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Грекул В.И., Коровкина Н.Л., Левочкина Г.А. Проектирование информационных систем: учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Леоненков А. Нотация и семантика языка UML: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с Bpwin 4.0.: М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2002 biblioclub.ru
Л2.2 Гома Х. UML. Проектирование систем реального времени, параллельных и распределенных приложений: Учебное пособие М.: ДМК Пресс, 2007 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Чистов Д.В. - Отв. ред. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ: Учебник и практикум - Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://www.econ.asu.ru
Э2 2. http://www.citforum.ru
Э3 3. http://www.rcb.ru
Э4 4. http://www.intuit.ru
Э5 5. http://www.expert.ru/
Э6 6. http://www.metaquotes.ru
Э7 Курс в Moodle "Методология и технология проектирования информационных систем" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
IBM Rational Rhapsody Modeler, BizagiModeler, Bizagi Studio, Elma Community Edition
Visual Studio, Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические материалы по дисциплине расположены на едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1339