МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Анализ информационных процессов предприятия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильУправление информационными системами в бизнесе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_Прикладная информатика_УИСвБ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков О. В.

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Юдинцев А. Ю.

Рабочая программа дисциплины
Анализ информационных процессов предприятия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 16.03.2021 г. № 7
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор экон. наук, профессор Кожевина О. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 16.03.2021 г. № 7
Заведующий кафедрой доктор экон. наук, профессор Кожевина О. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса — формирование у студентов необходимой теоретической базы и практических навыков, которые позволят всесторонне и системно видеть и строить архитектуру предприятия: от бизнес-уровня до технологической архитектуры.
Главная задача курса сформировать целостное представление о принципах и методах построения архитектуры предприятия, помочь овладеть практическим опытом проектирования разных уровней архитектуры с применением современных программных продуктов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен управлять проектами по информатизации прикладных задач и созданию информационных систем бизнес структур
ПК-2.1 Знать методы и технологии управления проектами по информатизации прикладных задач и созданию ИС предприятий и организаций
ПК-2.2 Уметь применять современные методы и технологии управления проектами по информатизации прикладных задач и созданию ИС предприятий и организаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.состав архитектуры предприятия;
основы проектирования и моделирования бизнеса;
основы проектирования и моделирования информационных процессов;
основы проектирования программной инфраструктуры;
о принципах, и методологиях описания архитектуры предприятия;
об управлении активами;
распространённые методики анализа архитектуры предприятия.
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать предприятие;
моделировать бизнес-процессы, документировать другие уровни и срезы бизнеса предприятия;
проектировать информационные модели предприятия;
моделировать информационные потоки предприятия;
управлять активами компании;
применять стандарты ITIL, CobIT и методологии ITSM.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками построения полной модели компании;
навыками проектирования и моделирования бизнеса;
навыками проектирования баз данных и моделирования информационных процессов;
навыками проектирования программной инфраструктуры;
навыками управления активами компании.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Основные понятия архитектуры предприятия. Домены архитектуры предприятия. Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Бизнес-архитектура
2.1. Полная бизнес-модель компании. Шаблоны организационного бизнес-моделирования. Построение организационно-функциональной модели компании. Построение модели описания бизнес-архитектуры. Метрики в бизнес-моделировании. Инструментальные средства организационного моделирования. Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Построение бизнес-архитектуры компании. Лабораторные 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л1.2
2.4. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л1.2
2.5. Метод структурного анализа и проектирования (SADT). Стандарт моделирования процессов BPMN. Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2
2.6. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л2.2
2.7. Построение бизнес-процессов в среде BizAgi Modeler. Лабораторные 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2
2.8. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 2 12 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.2
Раздел 3. Информационная архитектура
3.1. Основные элементы информационной архитектуры. Основные модели информационной архитектуры. Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л1.2
3.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л1.2
3.3. Информационная архитектура предприятия. Лабораторные 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2
3.4. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2
Раздел 4. Методики описания архитектур
4.1. Контекст разработки архитектуры предприятия. Модель Захмана. Модель описания ИТ-архитектуры Gartner. Методика META Group. Модель «4+1». NASCIO Architecture Toolkit. Стратегическая модель архитектуры, SAM. Методика TOGAF. Архитектурные концепции и методики Microsoft. Краткое сравнение различных методик. Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.1, Л1.2
4.2. Моделирование предприятия в IBM WebSphere Business Modeler. Лабораторные 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2
4.3. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2
4.4. Моделирование деятельности предприятия в IBM WebSphere Business Modeler. Лабораторные 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2
4.5. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6514.
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Проверяемая компетенция: ПК-2: Способен управлять проектами по информатизации прикладных задач и созданию информационных систем бизнес структур.

Тестовые задания (выбор одного из вариантов):
1. Миссия компании определяется как компромисс интересов рынка и компании.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
2. BPMN поддерживает модульное проектирование.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
3. Как называется элемент описания компании, который закрепляет ответственность структурных подразделений за выполнение основных бизнес-функций, а также функций менеджмента, связанных с управлением этими процессами?
Выберите один ответ:
• модель структур данных
• матрица коммерческой ответственности
• матрица функциональной ответственности
• бизнес-потенциал компании
• функционал компании
4. Построение детализированной модели позволяет создавать различные внутрифирменные регламенты.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
5. SADT поддерживает декомпозицию.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
6. Событие начала процесса обязательно должно присутствовать на диаграмме BPMN.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
7. Как называется набор видов коммерческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей конкретных сегментов рынка?
Выберите один ответ:
• модель структур данных
• матрица коммерческой ответственности
• матрица функциональной ответственности
• бизнес-потенциал компании
• функционал компании
8. BPMN поддерживает декомпозицию.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
9. Построение бизнес-модели компании начинается с описания основных бизнес-процессов.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
10. Как называется элемент описания компании, который фиксирует перечень и форматы документов, сопровождающих процессы в компании, а также задаёт форматы описания объектов внешней среды, компонентов и регламентов самой компании?
Выберите один ответ:
• матрица функциональной ответственности
• функционал компании
• матрица коммерческой ответственности
• модель структур данных
• бизнес-потенциал компании

Правильные ответы:
1. Верно
2. Верно
3. матрица функциональной ответственности
4. Верно
5. Верно
6. Верно
7. бизнес-потенциал компании
8. Неверно
9. Неверно
10. модель структур данных

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Как называется язык, основанный на формате XML, который позволяет описывать логику бизнес-процессов через использование веб-сервисов? (BPEL)
2. Два и более абстрактных процесса на одной диаграмме BPMN называются ...
(совместными / сollaboration / глобальными)
3. Как называется нотация, которая раскрывает понятие и определяет семантику схем бизнес-процессов и объединяет лучшие методы, разработанные в сфере моделирования процессов? (BPMN)
4. Каким термином называется концепция, используемая для создания (описания) системы или абстрактное описание системы, её структуры, компонентов и их взаимосвязей и семейство руководящих принципов, концепций, правил, шаблонов, интерфейсов и стандартов, используемых при построении совокупности необходимых информационных технологий? (архитектура)
5. Как называется язык, основанный на формате XML, определяющий модель и грамматику для описания поведения бизнес-процессов и протоколов их взаимодействия между собой, основанных на веб-сервисах, в терминах длительных, обладающих состоянием взаимодействий между процессом и его партнёрами? (BPEL)
6. Для построения диаграмм потоков данных предназначена методология (DFD)
7. Как называется предметная область архитектуры предприятия, которая определяет, какие данные необходимы для поддержания бизнес-процессов? (архитектура данных)
8. Какое число элементов одного типа на одной диаграмме рекомендует SADT?
(от 3 до 7)
9. Как называются виды деятельности, которые не добавляют ценности продукту непосредственно? (поддерживающие)
10. Как называется элемент нотации BPMN, который используется для ветвления потоков? (шлюз / gateway)
11. Как называется предметная область архитектуры предприятия, которая определяет функциональный и компонентный состав информационной системы? (архитектура приложений)
12. Как называются автономные модульные приложения, основанные на веб-технологиях, предназначенные для реализации бизнес-процессов? (веб-сервисы)
13. Как называется предметная область архитектуры предприятия, которая определяет, как реализуются основные функции компании, включая организационные и функциональные структуры, роли и ответственности? (бизнес-архитектура)
14. Как называется матрица, которая закрепляет ответственность подразделений и специалистов за выполнение бизнес-функций при реализации процессов коммерческой деятельности, а также функций менеджмента, связанных с управлением этими процессами? (матрица функциональной ответственности)
15. Как называются в BPMN процессы, действия которых имеют связи за пределами частного бизнес-процесса? (абстрактными / абстрактные процессы)
16. Как называются виды деятельности, которые не добавляют ценности продукту непосредственно? (поддерживающие виды деятельности / поддерживающие)
17. Как называется матрица, которая закрепляет ответственность структурных подразделений за получение дохода в компании от реализации коммерческой деятельности? (матрица коммерческой ответственности / коммерческой ответственности)
18. Как называется модель, представленная в виде матрицы, задающей систему отношений между классификаторами в любой их комбинации? (матрица проекций)
19. Какой тип сбоев можно описать на диаграммах BPMN? (исключительные ситуации бизнеса)
20. Как называются виды деятельности, которые создают или добавляют ценность конечному продукту? (основные виды деятельности / основные)
21. Как называется деятельность предприятия, предусматривающая производство потребительской продукции или услуги, ради которых оно было создано и механизм, посредством которого предприятие достигает своих целей и задач? (миссия)
22. Как называется предметная область архитектуры предприятия, которая определяет используемые технические средства и решения? (системная архитектура)
23. Как называется видение, принципы, модели и стандарты, которые обеспечивают процессы создания, использования и поддержания информации, относящиеся к деятельности предприятия? (информационная архитектура)
24. Как называется перечень бизнес-функций, функций менеджмента и функций обеспечения, требуемых для поддержания на регулярной основе указанных видов коммерческой деятельности? (функционал компании)
25. Какой метод программирования положен в основу SADT? (разделяй и властвуй)
26. Какие события в BPMN называют триггерами? (события внутри процесса / внутренние / внутри процесса)
27. Как называется общее решение некоторой повторяющейся проблемы в определённом контексте? (шаблон)
28. Как называется подход, который обеспечивает управление и доступ к данным и метаданным независимо от их внутренней логической структуры и физических границ их расположения, в целях организации взаимодействия систем и различных подразделений внутри организации и с внешними организациями? (федеративное управление информацией)
29. Как называется стандартизированный набор требований, компонентов и сервисов, которые в совокупности формируют необходимую адекватную инфраструктуру для данной прикладной системы и реализации логики бизнес-процессов? (инфраструктурный шаблон)
30. Как называется модульный подход к разработке программного обеспечения, основанный на использовании сервисов (служб) со стандартизированными интерфейсами? (сервис-ориентированная архитектура / SOA)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех лабораторных работ в течение семестра и (возможно) сертификата курса на Интуит, а также итогового теста, если недостаточно баллов для получения зачёта.
Пример оценочного средства итогового теста в виде тестовых заданий представлен в 5.1

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Иванов О. Е. Архитектура предприятия: учебное пособие Поволжский государственный технологический университет, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Глод О. Д. Архитектура предприятия: учебное пособие Южного федерального университета, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493052
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Матяш С. А. Корпоративные информационные системы: учебное пособие Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435245
Л2.2 Тельнов Ю. Ф., Фёдоров И. Г. Инжиниринг предприятия и управление бизнес-процессами. Методология и технология: учебное пособие ЮНИТИ-ДАНА, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Анализ информационных процессов предприятия portal.edu.asu.ru
Э2 IBM developerWorks www.ibm.com
Э3 Object Management Group - UML www.uml.org
Э4 Архитектура предприятия www.intuit.ru
Э5 Оптимизация бизнес-процессов www.intuit.ru
Э6 Курс в Moodle "Архитектура предприятий и информационных систем" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OpenOffice/Libre Office,
Firefox/Chrome/Chromium/Edge,
ОРГ-МАСТЕР (учебная версия),
Fox Manager BPA (демо-версия),
BizAgi Modeler,
IBM WebSphere Business Modeler Advanced,
IBM Rational Data Architect,
Microsoft Windows.
7-Zip.
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не предусмотрены.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
407аС лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка MSI модель MS7267 - 14 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6514