Закреплена за кафедрой | Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций |
---|---|
Направление подготовки | 09.04.03. Прикладная информатика |
Профиль | Управление информационными системами в бизнесе |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 09_04_03_Прикладная информатика_УИСвБ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 75 | 75 | 75 | 75 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н.,доцент Рудакова О.Ю.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины "Современные модели бизнеса и стратегии управления" являются: • Сформулировать методологическую базу, знать общую концепцию и основные принципы стратегического управления бизнесом и организацией; • Знать основные методы стратегического анализа и прогнозирования характеристик микро- и макросреды организации, её внутренней среды, знать методы оценки конкурентоспособности организации; • Уметь формулировать миссию организации и на её основе формировать иерархическую структуру целей и задач организации в краткосрочном и долгосрочном периодах; • Овладеть методами формулирования альтернативных стратегий достижения поставленных целей и выбора приоритетных стратегий развития организации; • Изучить приёмы управления реализацией принятых стратегий развития, осуществление стратегического контроля и внесение стратегических изменений в действующие стратегии по ходу их реализации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-5 | Способен управлять процессами разработки и сопровождения требований к информационным системам и управлению качеством их функционирования |
ПК-5.1 | Знать методы и технологии управления процессами разработки и сопровождения требований к информационным системам и управлению качеством их функционирования |
ПК-5.2 | Уметь применять методы и технологии управления процессами разработки и сопровождения требований к информационным системам и управлению качеством их функционирования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основы теоретических, методологических и методических положений по разработке современных моделей бизнеса и стратегий развития организации; Теоретические, методологические и методические основы разработки современных моделей бизнеса и стратегий развития организации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Применять полученные знания по проектированию современных моделей бизнеса и стратегий развития организации на практике. Разрабатывать и оценивать современные модели бизнеса и стратегии развития организации. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Методами и технологиями проектирования современных моделей бизнеса и стратегий развития организаций. Навыками и опытом проектирования современных моделей бизнеса и стратегий развития организаций способность разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их выполнение |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методология и общая концепция стратегического анализа и управления в бизнесе | ||||||
1.1. | Стратегия как объект.Методология и общая концепция стратегического управления | Лекции | 2 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4 | |
1.2. | Стратегия как объект.Методология и общая концепция стратегического управления | Практические | 2 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 | |
1.3. | Стратегия как объект. Методология и общая концепция стратегического управления | Сам. работа | 2 | 10 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 | |
Раздел 2. Анализ микро- и макроокружения организации и её внутренняя среда | ||||||
2.1. | Стратегия как обобщающая модель действий, необходимых для достижения целей фирмы.Анализ микро- и макроокружения организации и её внутренняя среда. | Лекции | 2 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4 | |
2.2. | Стратегия как обобщающая модель действий, необходимых для достижения целей фирмы.Анализ микро- и макроокружения организации и её внутренняя среда. | Практические | 2 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4 | |
2.3. | Стратегия как обобщающая модель бизнеса, необходимых для достижения целей фирмы.Анализ микро- и макроокружения организации и её внутренняя среда. | Сам. работа | 2 | 10 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 | |
Раздел 3. Формирование миссии и стратегических целей организации | ||||||
3.1. | Стратегия как набор правил для принятия решений.Формирование миссии и стратегических целей организации. | Лекции | 2 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4 | |
3.2. | Стратегия как набор правил для принятия решений.Формирование миссии и стратегических целей организации. | Практические | 2 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 | |
3.3. | Стратегия как набор правил для принятия решений. Формирование миссии и стратегических целей организации. | Сам. работа | 2 | 13 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4 | |
Раздел 4. Разработка и выбор стратегии развития организации | ||||||
4.1. | Стратегия как план управления фирмой. Разработка и выбор стратегии развития организации | Лекции | 2 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4 | |
4.2. | Стратегия как план управления фирмой. Разработка и выбор стратегии развития организации | Практические | 2 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4 | |
4.3. | Стратегия как план управления фирмой. Разработка и выбор стратегии развития организации | Сам. работа | 2 | 20 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.4 | |
Раздел 5. Управление реализацией стратегии и конроль | ||||||
5.1. | Управление реализацией стратегии и конроль. Эффективность стратегического менеджмента и лидеры стратегических изменений. | Лекции | 2 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4 | |
5.2. | Управление реализацией стратегии и конроль. Эффективность стратегического менеджмента и лидеры стратегических изменений. | Практические | 2 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4 | |
5.3. | Управление реализацией стратегии и конроль. Эффективность стратегического менеджмента и лидеры стратегических изменений. | Сам. работа | 2 | 22 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ: ПК-5: Способен управлять процессами разработки и сопровождения требований к информационным системам и управлению качеством их функционирования ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. С чего необходимо начинать разработку стратегии? А - с формулирования миссии; Б - с определения параметров будущей продукции; В - с определения будущего рынка; Г - с определения целей. 2. Какими должны быть стратегические цели? А - реалистичными; Б - окончательными; В - выраженными количественно; Г - масштабными. 3. От каких ресурсов организации должно отталкиваться стратегическое планирование? А - рыночных ресурсов; Б - оперативных ресурсов; В - финансовых ресурсов; Г - человеческих ресурсов; Д - всех названных ресурсов. 4. Управление, путем ранжирования стратегических задач А - неэффективно; Б - эффективно; В - эффективно в сельхозпредприятиях. Г - все зависит от ситуации. 5. Какой должна быть стратегия? А - спланированной раз и навсегда; Б - гибкой, развивающейся; В - предусматривающей все варианты развития; Г - исключающей риск. 6. Практикующие менеджеры считают стратегическое планирование А - первостепенным делом; Б - второстепенным делом; В - делом не заслуживающим внимания. Е - неактуальным делом. 7. Кризис доверия к стратегическому планированию объясняется А - невысокой профессиональной подготовкой менеджеров; Б - несоответствием классической теории стратегического планирования современным условиям; В - тем, что стратегическое планирование приносит мало пользы организации. Г - тем, что стратегическое планирование слишком сложно. 8. Организации, которые не разрабатывают стратегических планов, могут успешно работать А - путем поддержания динамического равновесия со своим окружением; Б - путем реализации непрерывных инноваций; В - путем частой смены руководства, Г - путем перетряхивания кадров. 9. Наиболее перспективны сегодня А - дискретно развивающиеся организации; Б - самообучающиеся организации; В - эволюционно развивающиеся организации. Г - бюрократические организации. 10. Передовые организации А - приспосабливают внешнее окружение к себе; Б - стремятся приспособиться к внешнему окружению; В - делают то и другое одновременно; Г - подражают лидерам. 11. Место компании на конкурентном рынке определяется А - тем, что она умеет делать; Б - тем, что она умеет делать хорошо; В - тем, что она умеет делать лучше своих конкурентов. Г - умением генерировать идеи 12. Корпоративная стратегия должна быть А - рискованной во что бы то ни стало; Б - уникальной; В - имитирующей действия конкурентов. Г - имитирующей действия мировых лидеров. 13. Стратегия должна принести позитивный результат А - немедленно; Б - через длительный промежуток времени; В - на ранних стадиях реализации. Г - через месяц. 14. Стратегия должна быть А - принята персоналом корпорации как данность; Б - содержать стимулы для каждого; В - доведена до персонала в качестве приказа; Г - правильно понятой. 15. Стратегическое планирование для организации А - первостепенное дело Б - дело, не требующее внимания менеджеров В - второстепенное дело Г - все зависит от менеджеров 16. В современных условиях реализуется на практике А - большинство сформулированных стратегий Б - меньшинство сформулированных стратегий В - половина сформулированных стратегий Г - все зависит от ситуации 17. Практикующие менеджеры на первое место по значимости ставят А - организацию Б - прибыль В - персонал Г - бизнес 18. Стратегия гарантирует организации А - безбедное существование Б - победу над конкурентами В - успех Г - она не является панацеей 19. Наиболее выгодно А - создание «рефлексивной» структуры организации Б - дискретное развитие организации В - эволюционное развитие организации Г - следовать классической теории стратегического планирования. 20. Условия, в которых вынуждены жить сегодня организации А - трудно прогнозируемы Б - точно прогнозируемы В - прогнозируемы на ближайшую перспективу Г - все зависит от квалификации менеджеров 21. Лучшая стратегия требует А - приспособления организации к внешней среде Б - создания удобного для себя рынка В - ничего из названного 22. Конкурентное преимущество организации точнее всего определяется А - силой бренда Б - лояльностью потребителей В - имиджем Г - легкостью, с которой конкуренты могут ее превзойти ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Какие виды стратегий различают в зависимости от выбранного объекта стратегического управления: Ответ: корпоративная стратегия, бизнес-стратегия, функциональная стратегия. 2. Назовите основное различие между долгосрочным и стратегическим планированием: Ответ: в системе долгосрочного планирования считается, что будущее может быть предсказано методом экстраполяции сложившихся тенденций. 3. Что характеризует такой этап в развитии методологии стратегического управления как управление на основе гибких экстренных решений? Ответ: стратегическое планирование. 4. Какую последовательность действий предполагает стратегическое управление? Ответ: постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов, реализацию стратегии и контроль за ее исполнением; 5. При планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации – это принцип… Ответ: полноты планирования. 6. Какой вид планирования строится на генеральном целевом и стратегическом планировании? Ответ: долгосрочное планирование. 7. Необходимо ли проводить анализ внутренней среды организации для разработки ее стратегии? Ответ: да 8. Фирма проводит интенсивные маркетинговые усилия для того, чтобы с данным товаром на данном рынке завоевать лучшее положение – это стратегия… Ответ: центрированной диверсификации. 9. Рост осуществляется за счет производства нового продукта, который будет реализовываться на уже освоенном рынке – это стратегия… Ответ: вперед идущей вертикальной интеграции; 10. Расширение за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые предполагается реализовывать на новых рынках – это стратегия… Ответ: конгломеративной диверсификации. 11. Что должна учитывать философия стратегии организации? Ответ: ценности, менталитет высшего руководства и организационную культуру. 12. Необходимо ли разработать систему бюджетов на этапе разработки программы развития (одной из этапов стратегического планирования)? Ответ: да. 13. Какой раздел стратегического плана фирмы предполагает наличие следующих данных – анализ организационно-технического уровня производства, анализ социального развития коллектива, анализ деятельности фирмы в области охраны окружающей среды? Ответ: стратегия обеспечения производства; 14. Для кого в первую очередь разрабатывается миссия организации? Ответ: для потребителей, сотрудников и руководства. 15. Конкретными, достижимыми, ориентированными во времени, согласованными должны быть… Ответ: цели компании; 16. Определение «графоаналитический метод управления процессами создания любых систем» относится к понятию… Ответ: сетевого планирования. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. 5.3 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - Стратегический менеджент https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4185. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 60. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – Стратегический менеджмент https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4185 |
Приложения |
Приложение 1.
ПМ ФОС Совр мод бизн_СМиМ_зач.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А.И. Панов, И.О. Коробейников, В.А. Панов. | Стратегический менеджмент: Учебное пособие | М. : Юнити-Дана, 2017, 11.05.2017 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Долгов, А. И. | Стратегический менеджмент: учебник | М. : ФЛИНТА, 2021 | biblioclub.ru |
Л1.3 | А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд ; под ред. М.И. Соколовой, Л.Г. Зайцева. | Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии : учебник | М. : Юнити-Дана, 2015, 11.05.2017 | : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436856 |
Л1.4 | А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова. | Управление изменениями: Учебник | М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017, 2020 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | сост. О. Г. Голева, Н. В. Шевцова | Стратегический менеджмент: учеб. пособие / АлтГУ, Рубцовский ин-т (фил.) | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014, 2014 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронные ресурсы: | |||
Э2 | 1. www.aup.ru (Административно-управленческий портал). | |||
Э3 | 2. www.fcsm.ru (Федеральная служба по финансовым рынкам). | |||
Э4 | 3. www.cfin.ru (Корпоративный менеджмент). | |||
Э5 | 4. www.kommersant.ru (Коммерсант). | |||
Э6 | 5. www.raexpert.ru («ЭкспертРА»). | |||
Э7 | 6. www.change-russia.com (Ассоциация менеджеров по управлению изменениями). | |||
Э8 | 7. www.amr.ru (Ассоциация менеджеров России). | |||
Э9 | 8. www.stplan.ru (Стратегическое управление и планирование). | |||
Э10 | 9. www.StrategPlann.ru (Стратегическое планирование и стратегическое управление). | |||
Э11 | 10. www.InvenTech.ru (Центр креативных технологий). | |||
Э12 | Курс в Мудл | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания. Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы. Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса. При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. |