МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные модели бизнеса и стратегии управления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильУправление информационными системами в бизнесе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_Прикладная информатика_УИСвБ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Самсонов Руслан Александрович

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Современные модели бизнеса и стратегии управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н.,доцент Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н.,доцент Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Современные модели бизнеса и стратегии управления" являются:
• Сформулировать методологическую базу, знать общую концепцию и основные
принципы стратегического управления бизнесом и организацией;
• Знать основные методы стратегического анализа и прогнозирования характеристик микро- и макросреды организации, её внутренней среды, знать методы оценки конкурентоспособности организации;
• Уметь формулировать миссию организации и на её основе формировать иерархическую структуру целей и задач организации в краткосрочном и долгосрочном периодах;
• Овладеть методами формулирования альтернативных стратегий достижения поставленных целей и выбора приоритетных стратегий развития организации;
• Изучить приёмы управления реализацией принятых стратегий развития, осуществление стратегического контроля и внесение стратегических изменений в действующие стратегии по ходу их реализации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5Способен управлять процессами разработки и сопровождения требований к информационным системам и управлению качеством их функционирования
ПК-5.1 Знать методы и технологии управления процессами разработки и сопровождения требований к информационным системам и управлению качеством их функционирования
ПК-5.2 Уметь применять методы и технологии управления процессами разработки и сопровождения требований к информационным системам и управлению качеством их функционирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы теоретических, методологических и методических положений по разработке современных моделей бизнеса и стратегий развития организации;
Теоретические, методологические и методические основы разработки современных моделей бизнеса и стратегий развития организации.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять полученные знания по проектированию современных моделей бизнеса и стратегий развития организации на практике.
Разрабатывать и оценивать современные модели бизнеса и стратегии развития организации.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методами и технологиями проектирования современных моделей бизнеса и стратегий развития организаций.
Навыками и опытом проектирования современных моделей бизнеса и стратегий развития организаций
способность разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их выполнение

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология и общая концепция стратегического анализа и управления в бизнесе
1.1. Стратегия как объект.Методология и общая концепция стратегического управления Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
1.2. Стратегия как объект.Методология и общая концепция стратегического управления Практические 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.3. Стратегия как объект. Методология и общая концепция стратегического управления Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Анализ микро- и макроокружения организации и её внутренняя среда
2.1. Стратегия как обобщающая модель действий, необходимых для достижения целей фирмы.Анализ микро- и макроокружения организации и её внутренняя среда. Лекции 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
2.2. Стратегия как обобщающая модель действий, необходимых для достижения целей фирмы.Анализ микро- и макроокружения организации и её внутренняя среда. Практические 2 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
2.3. Стратегия как обобщающая модель бизнеса, необходимых для достижения целей фирмы.Анализ микро- и макроокружения организации и её внутренняя среда. Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Формирование миссии и стратегических целей организации
3.1. Стратегия как набор правил для принятия решений.Формирование миссии и стратегических целей организации. Лекции 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
3.2. Стратегия как набор правил для принятия решений.Формирование миссии и стратегических целей организации. Практические 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.3. Стратегия как набор правил для принятия решений. Формирование миссии и стратегических целей организации. Сам. работа 2 13 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
Раздел 4. Разработка и выбор стратегии развития организации
4.1. Стратегия как план управления фирмой. Разработка и выбор стратегии развития организации Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
4.2. Стратегия как план управления фирмой. Разработка и выбор стратегии развития организации Практические 2 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
4.3. Стратегия как план управления фирмой. Разработка и выбор стратегии развития организации Сам. работа 2 20 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.4
Раздел 5. Управление реализацией стратегии и конроль
5.1. Управление реализацией стратегии и конроль. Эффективность стратегического менеджмента и лидеры стратегических изменений. Лекции 2 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
5.2. Управление реализацией стратегии и конроль. Эффективность стратегического менеджмента и лидеры стратегических изменений. Практические 2 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4
5.3. Управление реализацией стратегии и конроль. Эффективность стратегического менеджмента и лидеры стратегических изменений. Сам. работа 2 22 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ:
ПК-5: Способен управлять процессами разработки и сопровождения требований к информационным системам и управлению качеством их функционирования
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. С чего необходимо начинать разработку стратегии?
А - с формулирования миссии;
Б - с определения параметров будущей продукции;
В - с определения будущего рынка;
Г - с определения целей.
2. Какими должны быть стратегические цели?
А - реалистичными;
Б - окончательными;
В - выраженными количественно;
Г - масштабными.
3. От каких ресурсов организации должно отталкиваться стратегическое планирование?
А - рыночных ресурсов;
Б - оперативных ресурсов;
В - финансовых ресурсов;
Г - человеческих ресурсов;
Д - всех названных ресурсов.
4. Управление, путем ранжирования стратегических задач
А - неэффективно;
Б - эффективно;
В - эффективно в сельхозпредприятиях.
Г - все зависит от ситуации.
5. Какой должна быть стратегия?
А - спланированной раз и навсегда;
Б - гибкой, развивающейся;
В - предусматривающей все варианты развития;
Г - исключающей риск.
6. Практикующие менеджеры считают стратегическое планирование
А - первостепенным делом;
Б - второстепенным делом;
В - делом не заслуживающим внимания.
Е - неактуальным делом.
7. Кризис доверия к стратегическому планированию объясняется
А - невысокой профессиональной подготовкой менеджеров;
Б - несоответствием классической теории стратегического планирования современным условиям;
В - тем, что стратегическое планирование приносит мало пользы организации.
Г - тем, что стратегическое планирование слишком сложно.
8. Организации, которые не разрабатывают стратегических планов, могут успешно работать
А - путем поддержания динамического равновесия со своим окружением;
Б - путем реализации непрерывных инноваций;
В - путем частой смены руководства,
Г - путем перетряхивания кадров.
9. Наиболее перспективны сегодня
А - дискретно развивающиеся организации;
Б - самообучающиеся организации;
В - эволюционно развивающиеся организации.
Г - бюрократические организации.
10. Передовые организации
А - приспосабливают внешнее окружение к себе;
Б - стремятся приспособиться к внешнему окружению;
В - делают то и другое одновременно;
Г - подражают лидерам.
11. Место компании на конкурентном рынке определяется
А - тем, что она умеет делать;
Б - тем, что она умеет делать хорошо;
В - тем, что она умеет делать лучше своих конкурентов.
Г - умением генерировать идеи
12. Корпоративная стратегия должна быть
А - рискованной во что бы то ни стало;
Б - уникальной;
В - имитирующей действия конкурентов.
Г - имитирующей действия мировых лидеров.
13. Стратегия должна принести позитивный результат
А - немедленно;
Б - через длительный промежуток времени;
В - на ранних стадиях реализации.
Г - через месяц.
14. Стратегия должна быть
А - принята персоналом корпорации как данность;
Б - содержать стимулы для каждого;
В - доведена до персонала в качестве приказа;
Г - правильно понятой.
15. Стратегическое планирование для организации
А - первостепенное дело
Б - дело, не требующее внимания менеджеров
В - второстепенное дело
Г - все зависит от менеджеров
16. В современных условиях реализуется на практике
А - большинство сформулированных стратегий
Б - меньшинство сформулированных стратегий
В - половина сформулированных стратегий
Г - все зависит от ситуации
17. Практикующие менеджеры на первое место по значимости ставят
А - организацию
Б - прибыль
В - персонал
Г - бизнес
18. Стратегия гарантирует организации
А - безбедное существование
Б - победу над конкурентами
В - успех
Г - она не является панацеей
19. Наиболее выгодно
А - создание «рефлексивной» структуры организации
Б - дискретное развитие организации
В - эволюционное развитие организации
Г - следовать классической теории стратегического планирования.
20. Условия, в которых вынуждены жить сегодня организации
А - трудно прогнозируемы
Б - точно прогнозируемы
В - прогнозируемы на ближайшую перспективу
Г - все зависит от квалификации менеджеров
21. Лучшая стратегия требует
А - приспособления организации к внешней среде
Б - создания удобного для себя рынка
В - ничего из названного
22. Конкурентное преимущество организации точнее всего определяется
А - силой бренда
Б - лояльностью потребителей
В - имиджем
Г - легкостью, с которой конкуренты могут ее превзойти




ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какие виды стратегий различают в зависимости от выбранного объекта стратегического управления:
Ответ: корпоративная стратегия, бизнес-стратегия, функциональная стратегия.

2. Назовите основное различие между долгосрочным и стратегическим планированием:
Ответ: в системе долгосрочного планирования считается, что будущее может быть предсказано методом экстраполяции сложившихся тенденций.

3. Что характеризует такой этап в развитии методологии стратегического управления как управление на основе гибких экстренных решений?
Ответ: стратегическое планирование.

4. Какую последовательность действий предполагает стратегическое управление?
Ответ: постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов, реализацию стратегии и контроль за ее исполнением;

5. При планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации – это принцип…
Ответ: полноты планирования.

6. Какой вид планирования строится на генеральном целевом и стратегическом планировании?
Ответ: долгосрочное планирование.

7. Необходимо ли проводить анализ внутренней среды организации для разработки ее стратегии?
Ответ: да

8. Фирма проводит интенсивные маркетинговые усилия для того, чтобы с данным товаром на данном рынке завоевать лучшее положение – это стратегия…
Ответ: центрированной диверсификации.

9. Рост осуществляется за счет производства нового продукта, который будет реализовываться на уже освоенном рынке – это стратегия…
Ответ: вперед идущей вертикальной интеграции;

10. Расширение за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые предполагается реализовывать на новых рынках – это стратегия…
Ответ: конгломеративной диверсификации.

11. Что должна учитывать философия стратегии организации?
Ответ: ценности, менталитет высшего руководства и организационную культуру.

12. Необходимо ли разработать систему бюджетов на этапе разработки программы развития (одной из этапов стратегического планирования)?
Ответ: да.

13. Какой раздел стратегического плана фирмы предполагает наличие следующих данных – анализ организационно-технического уровня производства, анализ социального развития коллектива, анализ деятельности фирмы в области охраны окружающей среды?
Ответ: стратегия обеспечения производства;

14. Для кого в первую очередь разрабатывается миссия организации?
Ответ: для потребителей, сотрудников и руководства.


15. Конкретными, достижимыми, ориентированными во времени, согласованными должны быть…
Ответ: цели компании;

16. Определение «графоаналитический метод управления процессами создания любых систем» относится к понятию…
Ответ: сетевого планирования.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.3 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - Стратегический менеджент https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4185. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 60.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.





5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – Стратегический менеджмент https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4185
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.И. Панов, И.О. Коробейников, В.А. Панов. Стратегический менеджмент: Учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2017, 11.05.2017 biblioclub.ru
Л1.2 Долгов, А. И. Стратегический менеджмент: учебник М. : ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
Л1.3 А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд ; под ред. М.И. Соколовой, Л.Г. Зайцева. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии : учебник М. : Юнити-Дана, 2015, 11.05.2017 : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436856
Л1.4 А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова. Управление изменениями: Учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017, 2020 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 сост. О. Г. Голева, Н. В. Шевцова Стратегический менеджмент: учеб. пособие / АлтГУ, Рубцовский ин-т (фил.) Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные ресурсы:
Э2 1. www.aup.ru (Административно-управленческий портал).
Э3 2. www.fcsm.ru (Федеральная служба по финансовым рынкам).
Э4 3. www.cfin.ru (Корпоративный менеджмент).
Э5 4. www.kommersant.ru (Коммерсант).
Э6 5. www.raexpert.ru («ЭкспертРА»).
Э7 6. www.change-russia.com (Ассоциация менеджеров по управлению изменениями).
Э8 7. www.amr.ru (Ассоциация менеджеров России).
Э9 8. www.stplan.ru (Стратегическое управление и планирование).
Э10 9. www.StrategPlann.ru (Стратегическое планирование и стратегическое управление).
Э11 10. www.InvenTech.ru (Центр креативных технологий).
Э12 Курс в Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.