Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 09.04.03. Прикладная информатика |
Профиль | Цифровые технологии анализа данных для устойчивого развития регионов Северной и Центральной Азии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_04_03_Прикладная информатика_ЦТАД_ЦА-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 13,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Понькина Е.В.
1.1. | формирование компетенций в области анализа структурных изменений территориального развития регионов за счет ознакомления с теоретическими и практическими аспектами работы с панельными данными и моделями на основе панельных данных, технологий пакетной обработки больших массивов данных временных рядов, полученных из различных источников. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-1 | Способен использовать и разрабатывать методы, модели, алгоритмы и цифровые технологии, а также различные инструментальные средства сбора, анализа и обработки данных различной природы для решения прикладных задач устойчивого развития территорий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | методы панельного моделирования, спецификации панельных моделей, панельные модификации тестов, выявления структурных изменений многомерных данных. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | формировать панельные данные как объединение кросссекционных и временных рядов, исследовать структуру данных, представленных в виде панели, оценивать модели панельных данных, проводить спецификацию панельных моделей, интерпретировать результаты панельного моделирования, проверять адекватность построенных моделей панельных данных, формулировать и ставить задачи обработки данных для выявления структурных изменений исследуемых процессов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками спецификации панельных моделей между фиксированными эффектами по времени, между обобщенными эффектами, между случайными эффектами по времени, навыками анализа панельных данных как для сбалансированных, так и для ротационных панелей, построением моделей панельных данных, интерпретации результатов панельного моделирования, приемами обоснования используемой методологии для решения прикладных задач устойчивого развития территорий. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в панельные данные и анализ структурных изменений | ||||||
1.1. | Введение в панельные данные. Основные элементы анализа панельных данных. Преимущества использования панельных данных. Трудности, возникающие при работе с панельными данными. Приемы и технологии сбора массива панельных данных (big data). | Лекции | 4 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Банки и базы панельных данных. Методы работы с панельными данными. Формирование массива данных для оценки структурных изменений в социально-экономическом развитии регионов Северной и Центральной Азии. | Практические | 4 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Чтение литературы. Выполнение задания. | Сам. работа | 4 | 18 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Моделирование по панельным данным и количественный анализ структурный изменений | ||||||
2.1. | Введение в моделирование на основе панельных данных. Виды и спецификация моделей. Анализ причинных связей в панельных данных - Тест Грейнджера. | Лекции | 4 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Способы построение моделей по панельным данным. Выявление структурных связей. Разработка концептуальной модели структуры. | Практические | 4 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Чтение литературы. Выполнение задания. | Сам. работа | 4 | 18 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
2.4. | Методы оценки качества моделей на панельных данных. Панельные тесты и виды оценок. Сравнительный анализ оценок. | Лекции | 4 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
2.5. | Методы расчета оценки качества моделей. Тестирование видов моделей, обтбор наиболее информативной модели. | Практические | 4 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
2.6. | Чтение литературы. Выполнение задания. | Сам. работа | 4 | 18 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
2.7. | Использование моделей на панельных данных для анализа структурных изменений территориального развития регионов | Лекции | 4 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
2.8. | Моделирование структурных изменений территориального развития регионов. Интерпретация результатов. | Практические | 4 | 10 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
2.9. | Чтение литературы. Выполнение задания. | Сам. работа | 4 | 22 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС - Матем методы анализа_.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Елисеева И. И. | Эконометрика: учеб. для магистров | М.: Юрайт, 2014 | |
Л1.2 | Подкорытова О.А., Соколов М.В. | АНАЛИЗ ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Миркин Б.Г. | ВВЕДЕНИЕ В АНАЛИЗ ДАННЫХ. Учебник и практикум: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кийко П. В., Щукина Н. В. | Эконометрика. Продвинутый уровень: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Воскобойников Ю.Е. | Эконометрика в Excel. Модели временных рядов: учебное пособие: Учебные пособия | Издательство "Лань", 2018 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Онлайн курс на едином образовательном портале АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 10 (x64), Mocrosoft Office, Google Colab, R.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru; Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com; Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru; Свободная энциклопедия "Википедия": http://ru.wikipedia.org; Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
107Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
1. Лекция. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 2.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 3. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 4. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |