Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 09.04.03. Прикладная информатика |
Профиль | Цифровые технологии анализа данных для устойчивого развития регионов Северной и Центральной Азии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_04_03_Прикладная информатика_ЦТАД_ЦА-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 13,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 30.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Понькина Е.В.
1.1. | является получение знаний и практических навыков, отработка на практике этапов проектирования и командной работы по разрабатке прикладных цифровых технологий анализа данных и цифровых сервисов для информационной поддержки проектов устойчивого развития территорий Северной и Центральной Азии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-2 | Способен разрабатывать и реализовывать прикладные проекты по анализу данных (включая большие данные), осуществлять сбор и организовывать хранение данных, подбирать методы, технологии и программные средства обработки данных, выполнять экономическое обоснование реализации проекта и анализ его эффективности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные методологические принципы разработки ицфровых технологий анализа данных и цифровых сервисов обеспечения информацией для решения прикладных задач, связанных с устойчивым развитием территории, включающим функции пространственного анализа и моделирования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять на практике подходы, методы, технологии проектирования и разработки цифровых сервисов, прикладных алгоритмов анализа динных и программ, ставить задачи разработки и организовать работу в команде. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами, технологиями сбора и обработки данных (включая большие данные), разработки прикладных цифровых сервисов и ИТ проектов в прикладной области. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методы анализа временных рядов | ||||||
1.1. | Анализ проблемной ситуации. Проблемы устойчивого развития регионов, цели устойчивого развития согласно конвенции ООН. Классификация прикладных задач разработки цифровых сервисов анализа данных (примеры реализации успешных ИТ проектов на практике). Формирование проектных гупп и определение проблемной ситуации и вида задачи. | Лекции | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.8, Л2.1, Л3.2, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.5, Л3.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л1.1, Л2.3 |
1.2. | Задача анализа погодных условий. Варианты цифровых сервисов и спецификация индикаторов по анализу климатических условий на основе данных открытых источников. | Лекции | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.8, Л2.1, Л3.2, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.5, Л3.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л1.1, Л2.3 |
1.3. | Задача анализа динамики расхода ГСМ по результатам непрерывного мониторинга. Работа с базой данных, формирование массивов данных, обоснование результирующих индикаторов, индикаторы "слива топлива", экономические индикаторы. Прогнозирование расхода ГСМ на основе трендовых адаптивных моделей. Оценка выбросов парниковых газов на основе данных потребеления топлива. Проектирование результирующих критериев и интерфейса вывода результатов (варианты dashboards). | Лекции | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.8, Л2.1, Л3.2, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.5, Л3.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л1.1, Л2.3 |
1.4. | Проектирование сервиса непрерывного мониторинга расхода электроэнергии на промышленном предприятии. Оценка выбросов парниковых газов на основе данных по расходу электроэнергии. Проектирование результирующих критериев и интерфейса вывода результатов (варианты dashboards). | Лекции | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.8, Л2.1, Л3.2, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.5, Л3.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л1.1, Л2.3 |
1.5. | Имитационное моделирование процесса орошения. Использование сервисов почвенно-гидрологического и климатического мониторинга в практических задачах. Оценка экономических эффектов в системе орошения и оптимального режима расхода водных ресурсов. | Лекции | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.3, Л2.5, Л3.1, Л2.6, Л2.2, Л1.1 |
1.6. | Разработка прикладного Dashboard по анализу климатических данных в среде Yandex.DataLence. | Практические | 4 | 6 | ПК-2 | Л2.8, Л2.1, Л3.2, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.5, Л3.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л1.1, Л2.3 |
1.7. | Выполнение типового расчетного задания 1. | Сам. работа | 4 | 20 | ПК-2 | Л2.8, Л2.1, Л3.2, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.5, Л3.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л1.1, Л2.3 |
1.8. | Разработка прикладного Dashboard по анализу расхода ГСМ и выбросу парниковых газов данных в среде Yandex.DataLence. | Практические | 4 | 6 | ПК-2 | Л2.8, Л2.1, Л3.2, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.5, Л3.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л1.1, Л2.3 |
1.9. | Выполнение типового расчетного задания 2. | Сам. работа | 4 | 20 | ПК-2 | Л2.8, Л2.1, Л3.2, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.5, Л3.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л1.1, Л2.3 |
1.10. | Разработка прикладного Dashboard по анализу расхода электроэнегрии и выбросу парниковых газов данных в среде Yandex.DataLence. | Практические | 4 | 6 | ПК-2 | Л2.8, Л2.1, Л3.2, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.5, Л3.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л1.1, Л2.3 |
1.11. | Выполнение типового расчетного задания 3. | Сам. работа | 4 | 18 | ПК-2 | Л2.8, Л2.1, Л3.2, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.5, Л3.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л1.1, Л2.3 |
1.12. | Разработку модуля прогнозирования / имитации параметров водопотребления и анализ на основе систем орошения. Оценка общих результатов, подведение итогов, презентация и защита проектов. | Практические | 4 | 4 | ПК-2 | Л2.8, Л2.1, Л3.2, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.5, Л3.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л1.1, Л2.3 |
1.13. | Выполнение типового расчетного задания 4. Оценка общих результатов, подведение итогов, подготовка к презентации проекта. Подготовка в зачету. | Сам. работа | 4 | 18 | ПК-2 | Л2.8, Л2.1, Л3.2, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.5, Л3.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л1.1, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_2021_Разработка_ИТ_УР_09_04_03.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Проектирование информационных систем. Проектный практикум: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015 | biblioclub.ru | |
Л1.2 | Чистов Д.В. - Отв. ред. | ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ: Учебник и практикум - Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Васюткина И.А., Трошина Г.В., Бычков М.И., Менжулин С.А. | Разработка приложений на C# с использованием СУБД PostgreSQL: учебное пособие | Издательство НГТУ, 2015 | www.studentlibrary.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Абрамов Г.В., Медведкова И.Е., Коробова Л.А. | Проектирование информационных систем: | Воронеж: Воронежский государственный ун-т инженерных технологий // ЭБС "ONLINE", 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Разработка приложений для смартфонов на ОС Аndroid: Учебная литература для ВУЗов | Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 | biblioclub.ru | |
Л2.3 | Шёниг Г. -Ю. | PostgreSQL 11. Мастерство разработки: Уровень образования: Бакалавриат, Специалитет | Издательство "ДМК Пресс, 2020 | e.lanbook.com |
Л2.4 | Соколова В.В. | ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. РАЗРАБОТКА МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.5 | Сильвен Р. | Android NDK. Разработка приложений под Android на С/С++: Научно-популярная литература | Издательство "ДМК Пресс", 2012 | e.lanbook.com |
Л2.6 | Дэвид Хеффельфингер | Разработка приложений Java EE 6 в NetBeans 7: Самоучители и руководства | Издательство "ДМК Пресс", 2013 | e.lanbook.com |
Л2.7 | Соколова В. В. | Разработка мобильных приложений: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство Томского политехнического университета, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.8 | Маркин А. В. | Построение запросов и программирование на SQL.: Учебное пособие | М.: Диалог-МИФИ, 2008 | ЭБС "Университетская библиотека online" http://www.biblioclub.ru/book/89077/ |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Саймон Ригс, Ханну Кросинг | Администрирование PostgreSQL 9. Книга рецептов: Самоучители и руководства | Издательство "ДМК Пресс", 2013 | e.lanbook.com |
Л3.2 | The PostgreSQL Global Development Group | Документация к PostgreSQL 10.0: Документация | , | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система "Лань" . http://e.lanbook.com | |||
Э2 | Научная электронная библиотека "Elibrary". http://elibrary.ru | |||
Э3 | Электронная библиотечная система издательства "Юрайт". http://biblio-online.ru | |||
Э4 | Издательство МЦНО (свободно-распространяемые книги). www.mccme.ru/free-books | |||
Э5 | УМКД на открытом образовательном портале АлтГУ | public.edu.asu.ru | ||
Э6 | МООК Разработка ИТ проектов устойчивого развития территорий на платформе Stepik | stepik.org | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, PostGres, Microsoft Windows, 7-zip, Acrobat Reader, NextGis, сервисы Google, R, Python.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru; Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com; Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru; Свободная энциклопедия "Википедия": http://ru.wikipedia.org; Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
107Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного выполнения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Практическое (лабораторное) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в освоении теории и методов. - Для подготовки к семинару необходимо просмотреть лекционный конспект, отметить наиболее непонятные моменты, прочитать литературу рекомендуемую преподавателем. - При использовании литературы важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при защите результатов типовых расчетных заданий не просто пересказывайте конспект лекции, содержание презентации или задания, но и проявите больше красноречия, используйте дополнительные сведения об изучаемом объекте, чтобы украсить ваше выступление. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания. |