МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биометрические методы защиты информации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информационной безопасности
Направление подготовки10.04.01. Информационная безопасность
ПрофильИнформационная безопасность интеллектуальных автоматизированных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план10_04_01_Информационная безопасность_ИБАС-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 35
индивидуальные консультации 40
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 35 35 35 35
Консультации 40 40 40 40
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Лепендин Андрей Александрович

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Давыд Давыдович

Рабочая программа дисциплины
Биометрические методы защиты информации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 10.04.01 Информационная безопасность (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 1455)

составлена на основании учебного плана:
10.04.01 Информационная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Поляков Виктор Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информационной безопасности

Протокол от 28.06.2023 г. № 11-2022/23
Заведующий кафедрой Поляков Виктор Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины – формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по использованию современных методов биометрической защиты информации:
• основных видов биометрических признаков;
• базовых методов предварительной обработки признаков и их классификации для решения задачи моделирования субъектов при их идентификации и верификации;
• методов оценки метрик качества работы для выбора и улучшения сцществующих и проектируемых систем биометрической защиты.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен проектировать системы обеспечения информационной безопасности конкретных объектов на стадии разработки, эксплуатации и модернизации
ПК-2.1 Знает способы обеспечения информационной безопасности для конкретных объектов на стадиях разработки, эксплуатации и модернизации.
ПК-2.2 Умеет проектировать системы обеспечения информационной безопасности объекта на различных стадиях (разработки, эксплуатации и модернизации).
ПК-2.3 Владеет навыками обеспечения информационной безопасности конкретного объекта.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает способы обеспечения информационной безопасности для конкретных объектов на стадиях разработки, эксплуатации и модернизации

3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Умеет проектировать системы обеспечения информационной безопасности объекта на различных стадиях (разработки, эксплуатации и модернизации)

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Владеет навыками обеспечения информационной безопасности конкретного объекта


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в методы биометрии
1.1. Общая структура биометрической системы; Основные задачи биометрии (идентификация, верификация); Критерии биометрических параметров; Гибридные биометрические методы; Основные биометрические параметры (лицо, радужная оболочка); Основные биометрические параметры (голос, отпечатки пальцев); Поведенческие биометрические параметры Лекции 3 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Выбор открытой базы данных биометрических данных Практические 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Общая структура биометрической системы; Основные задачи биометрии (идентификация, верификация); Критерии биометрических параметров; Гибридные биометрические методы; Основные биометрические параметры (лицо, радужная оболочка); Основные биометрические параметры (голос, отпечатки пальцев); Поведенческие биометрические параметры Сам. работа 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Общая структура биометрической системы; Основные задачи биометрии (идентификация, верификация); Критерии биометрических параметров; Гибридные биометрические методы; Основные биометрические параметры (лицо, радужная оболочка); Основные биометрические параметры (голос, отпечатки пальцев); Поведенческие биометрические параметры Консультации 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Выбор и оценка качества биометрических показателей
2.1. Виды ошибок в биометрических системах. Кривые РХПУ; Качество работы биометрических систем. Понятие отрицательной аутентификации; Идентификация по порогу, идентификация при помощи ранжирования; Оценки КЛД(m) и КЛОД(m) в базовом («простом») приближении; Точные оценки КЛД(m) и КЛОД(m); Статистики ранговых отношений. Функция массы ранговой вероятности; Тестирование биометрической системы. Технологическая и сценарная оценки; Выбор биометрических параметров Лекции 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Обзор существующих методов извлечения признаков по выбранному биометрическому показателю Практические 3 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Методы классификации для задачи верификации/идентификации пользователя Практические 3 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Виды ошибок в биометрических системах. Кривые РХПУ; Качество работы биометрических систем. Понятие отрицательной аутентификации; Идентификация по порогу, идентификация при помощи ранжирования; Оценки КЛД(m) и КЛОД(m) в базовом («простом») приближении; Точные оценки КЛД(m) и КЛОД(m); Статистики ранговых отношений. Функция массы ранговой вероятности; Тестирование биометрической системы. Технологическая и сценарная оценки; Выбор биометрических параметров Сам. работа 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Виды ошибок в биометрических системах. Кривые РХПУ; Качество работы биометрических систем. Понятие отрицательной аутентификации; Идентификация по порогу, идентификация при помощи ранжирования; Оценки КЛД(m) и КЛОД(m) в базовом («простом») приближении; Точные оценки КЛД(m) и КЛОД(m); Статистики ранговых отношений. Функция массы ранговой вероятности; Тестирование биометрической системы. Технологическая и сценарная оценки; Выбор биометрических параметров Консультации 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Регистрация пользователей в биометрических системах
3.1. Регистрация субъектов в биометрической системе. Модель зоопарка; Регистрация как обучение системы; Методы интеграции биометрической информации. Булево комбинирование; Методы интеграции биометрической информации. Уровень распределений степеней принадлежности Лекции 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Регистрация субъектов в биометрической системе. Модель зоопарка; Регистрация как обучение системы; Методы интеграции биометрической информации. Булево комбинирование; Методы интеграции биометрической информации. Уровень распределений степеней принадлежности Сам. работа 3 7 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Регистрация субъектов в биометрической системе. Модель зоопарка; Регистрация как обучение системы; Методы интеграции биометрической информации. Булево комбинирование; Методы интеграции биометрической информации. Уровень распределений степеней принадлежности Консультации 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Специальные вопросы биометрической защиты информации
4.1. Оценка доверительных интервалов величин сходства. Метод бутстрапа; Доверительные интервалы в оценке КЛД и КЛОД; Крупномасштабные приложения биометрических систем; Атаки на биометрическую систему. Основные виды; Атаки презентацией. Методы обнаружения спуфинга Лекции 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Реализация и обучение модельной классифицирующей системы на основе выбранного подхода и найденных данных Практические 3 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Оценка доверительных интервалов величин сходства. Метод бутстрапа; Доверительные интервалы в оценке КЛД и КЛОД; Крупномасштабные приложения биометрических систем; Атаки на биометрическую систему. Основные виды; Атаки презентацией. Методы обнаружения спуфинга Сам. работа 3 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Оценка доверительных интервалов величин сходства. Метод бутстрапа; Доверительные интервалы в оценке КЛД и КЛОД; Крупномасштабные приложения биометрических систем; Атаки на биометрическую систему. Основные виды; Атаки презентацией. Методы обнаружения спуфинга Консультации 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2433

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2 Способен проектировать системы обеспечения информационной безопасности конкретных объектов на стадии разработки, эксплуатации и модернизации

Индикаторы достижения компетенции:
ПК-2.1: Знает способы обеспечения информационной безопасности для конкретных объектов на стадиях разработки, эксплуатации и модернизации.
ПК-2.2: Умеет проектировать системы обеспечения информационной безопасности объекта на различных стадиях (разработки, эксплуатации и модернизации).
ПК-2.3: Владеет навыками обеспечения информационной безопасности конкретного объекта.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

ВОПРОС 1. Согласно ГОСТ ISO/IEC 2382-37, биометрия – это:
а. совокупность приёмов планирования и обработки данных биологического исследования методами математической статистики
б. автоматическое распознавание индивидов, основанное на их биологических и поведенческих характеристиках
в. идентификация человека по уникальным биологическим и поведенческим характеристикам
г. верификация человека по уникальным биологическим и поведенческим характеристикам
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 2. Совершенная биометрическая характеристика для всех применений обладает следующим набором свойств:
а. конфиденциальность, целостность, доступность
б. конфиденциальность, повторяемость, доступность, универсальность, приемлемость
в. отличительность, повторяемость, доступность, универсальность, приемлемость
г. отличительность, неповторимость, доступность, универсальность, приемлемость
ОТВЕТ: в

ВОПРОС 3. Что не относится к трем принципам автоматического распознавания личности?
а. история ваших перемещений
б. что вы знаете или помните (например, свою фамилию)
в. чем вы владеете (например, электронная цифровая подпись)
г. ваша личная биометрическая характеристика
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 4. Что относится к биометрическим характеристикам?
а. топография пальца
б. температура тела
в. папиллярная структура ладони
г. химический состав крови
д. структура радужной оболочки глаза
е. динамика рукописной подписи
ОТВЕТ: а, в, д, е

ВОПРОС 5. Что не включают в себя метаданные в базе данных биометрических приложений?
а. авторизацию субъектов
б. заархивированные биометрические данные
в. историю транзакций
г. историю решений биометрического приложения
ОТВЕТ: г

ВОПРОС 6. Биометрический контрольный образец сравнивается с:
а. биометрическим кандидатом
б. биометрической моделью
в. другим биометрическим контрольным образцом
г. биометрической пробой
ОТВЕТ: г

ВОПРОС 7. В какой ситуации может понадобится серия сравнений с биометрическими контрольными образцами?
а. при биометрической регистрации
б. при биометрической верификации
в. при биометрической идентификации
ОТВЕТ: в

ВОПРОС 8. Примером биометрической модели является
а. скрытая марковская модель
б. модель бинарного дерева
в. модель гауссовой смеси
г. искусственная нейронная сеть
ОТВЕТ: а, в, г

ВОПРОС 9. Система Альфонса Бертильона использовалась до 80-х гг XIX века во Франции для …
а. идентификации подозреваемых
б. верификации полицейских
в. идентификации рецидивистов
г. верификации подсудимых
ОТВЕТ: в

ВОПРОС 10. Первые действующие системы идентификации и верификации пользователей в середине XX века использовали следующие биометрические характеристики
а. структуру кровеносного русла руки
б. походку человека
в. отпечатки пальцев
г. геометрию контура кисти руки
ОТВЕТ: в, г

ВОПРОС 11. Что сравнивается между собой при получении решения о сравнении при верификации субъекта?
а. характеристика и среднее
б. степень схожести и порог
в. среднее значение характеристики и порог
г. проба и среднее
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 12. Биометрическая регистрация – это …
а. действия по созданию и сохранению записи данных биометрической регистрации в соответствии с правилами биометрической регистрации.
б. действия по записи и предварительной обработке данных биометрической регистрации в соответствии с правилами биометрической регистрации.
в. действия по созданию и записи данных биометрической характеристики в соответствии с правилами биометрической регистрации.
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 13. При поиске в базе данных биометрических регистраций фильтрованием называется
а. удаление идентификаторов некачественных биометрических контрольных шаблонов
б. исключение идентификаторов повторяющихся биометрических контрольных шаблонов
в. исключение идентификаторов биометрического контрольного шаблона, которым не удалось достичь уровня какого-либо типа оценки
ОТВЕТ: в

ВОПРОС 14. Ошибка биометрического ложного допуска возникает при …
а. отклонении биометрического заявления, которое следовало принять
б. принятии биометрического заявления, которое следовало принять
в. отклонении биометрического заявления, которое следовало отклонить
г. принятии биометрического заявления, которое следовало отклонить
ОТВЕТ: г

ВОПРОС 15. Может ли субъект сбора биометрических данных не знать, что с его биометрической характеристики снимается сигнал?
а. да
б. нет
в. сигнал невозможно снимать непосредственно с биометрической характеристики, вопрос не имеет смысла
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание выполненных заданий в целом:
- «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем письменных работ (рефератов)
1. Методы извлечения признаков при лицевой биометрии
2. Методы извлечения признаков при биометрии на основе радужной оболочки глаза
3. Методы извлечения признаков при голосовой идентификации
4. Методы извлечения признаков в поведенческой биометрии (на примере анализа почерка)
5. Методы извлечения признаков в поведенческой биометрии (на примере анализа движений глаз)
6. Методы извлечения признаков отпечатков пальцев
7. Методы извлечения признаков рисунка кровеносных сосудов ладони
8. Открытые базы данных по лицевой биометрии
9. Открытые базы данных по голосовой биометрии
10. Открытые базы данных по поведенческой биометрии

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
- «Отлично» - Содержание и оформление соответствуют установленным требованиям и теме работы. Использованы актуальные литературные источники. Работа выполнена самостоятельно, имеет творческий характер, отличается определенной новизной. Дан обстоятельный анализ степени теоретического исследования проблемы, различных подходов к ее решению. Проблема раскрыта глубоко и всесторонне, материал изложен логично. Теоретические положения органично сопряжены с описанием практических подходов к решению описываемой проблемы. В ходе работы проведен количественный анализ, приведены таблицы сравнений, графики, диаграммы, формулы, показывающие умение формализовать результаты. Широко представлен список использованных источников по теме работы.
Представленный доклад полностью отражают суть работы и детализируют составляющие его задачи. В докладе и ответах на вопросы показано знание нормативной базы, учтены последние изменения в законодательных и нормативных документах по данной проблеме. Студент полно, правильно и грамотно ответил на поставленные в ходе дискуссии вопросы с приведением примеров и/или пояснений.

- «Хорошо» - Содержание в целом соответствует заявленной теме. Использованы актуальные литературные источники. Дан анализ степени теоретического исследования проблемы. Теоретические положения сопряжены с описанием практических решений. Представлены количественные показатели, характеризующие проблемную ситуацию. Практические рекомендации обоснованы. Составлен список использованных источников по теме работы.
Представленный доклад раскрывает суть работы без необходимой детализации составляющих его задач. В докладе и ответах на вопросы основные положения работы раскрыты на хорошем или достаточном теоретическом и методологическом уровне. Студент правильно и грамотно ответил на большинство поставленных в ходе дискуссии вопросов с редким использованием дополнительных примеров и/или пояснений.

- «Удовлетворительно» - Содержание и оформление соответствует установленным требованиям. Имеет место определенное несоответствие представленного содержания работы заявленной теме. Нарушена логика изложения материала, задачи раскрыты не полностью. В работе не полностью использованы необходимые для раскрытия темы научная литература, нормативные документы, а также материалы исследований. Теоретические положения слабо увязаны с практикой, практические рекомендации носят формальный бездоказательный характер.
Представленный доклад слабо раскрывает суть работы и составляющих его задач. Студент правильно ответил на некоторое количество поставленных в ходе дискуссии вопросов. Использование в ответах на вопросы дискуссии дополнительных примеров и/или пояснений вызывает затруднение или отсутствует.
В докладе и ответах на вопросы исследуемая проблема в основном раскрыта, но не отличается новизной, теоретической глубиной и аргументированностью.

- «Неудовлетворительно» - Содержание и оформление не соответствует установленным требованиям. Содержание не соответствует его теме. При выполнении допущены существенные теоретико-методологические ошибки. Не показаны умения анализировать получаемые результаты и самостоятельно делать логически правильные выводы. Допущено большое количество разных ошибок.
Представленный доклад не позволяет понять суть работы и составляющих его задач. Студент не способен правильно ответить на большую часть поставленных в ходе дискуссии вопросов. Использование в ответах на вопросы дискуссии дополнительных примеров и/или пояснений отсутствует полностью.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ:
ПК-2: Способен проектировать системы обеспечения информационной безопасности конкретных объектов на стадии разработки, эксплуатации и модернизации
Индикаторы достижения компетенции:
ПК-2.1: Знает способы обеспечения информационной безопасности для конкретных объектов на стадиях разработки, эксплуатации и модернизации.
ПК-2.2: Умеет проектировать системы обеспечения информационной безопасности объекта на различных стадиях (разработки, эксплуатации и модернизации).
ПК-2.3: Владеет навыками обеспечения информационной безопасности конкретного объекта.

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: как правило, 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Общая структура биометрической системы
2. Основные задачи биометрии (идентификация, верификация)
3. Критерии биометрических параметров
4. Гибридные биометрические методы
5. Поведенческие биометрические параметры
6. Виды ошибок в биометрических системах. Кривые РХПУ
7. Качество работы биометрических систем. Понятие отрицательной аутентификации
8. Идентификация по порогу, идентификация при помощи ранжирования
9. Статистики ранговых отношений. Функция массы ранговой вероятности
10. Тестирование биометрической системы. Технологическая и сценарная оценки
11. Выбор биометрических параметров
12. Регистрация субъектов в биометрической системе. Модель зоопарка
13. Регистрация как обучение системы
14. Крупномасштабные приложения биометрических систем
15. Атаки на биометрическую систему. Основные виды
16. Атаки презентацией. Методы обнаружения спуфинга

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
1. Методы регистрации основных биометрических параметров (лицо)
2. Методы регистрации основных биометрических параметров (радужная оболочка)
3. Методы регистрации основных биометрических параметров (голос)
4. Методы регистрации основных биометрических параметров (отпечатки пальцев)
5. Пример построения кривой РХПУ
6. Оценки КЛД(m) и КЛОД(m) в базовом («простом») приближении
7. Точные оценки КЛД(m) и КЛОД(m)
8. Оценка доверительных интервалов величин сходства. Описание метода бутстрапа
9. Доверительные интервалы в оценке КЛД и КЛОД
10. Методы интеграции биометрической информации. Булево комбинирование
11. Методы интеграции биометрической информации. Уровень распределений степеней принадлежности

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вихман В.В. Биометрические системы контроля и управления доступом в задачах защиты информации: учебно-методическое пособие Издательство НГТУ // ЭБС "Консультант студента", 2016 www.studentlibrary.ru
Л1.2 Бирюков А.А. Информационная безопасность: защита и нападение 2-е изд.: "ДМК Пресс" // ЭБС "Лань", 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Брюхомицкий Ю.А. Биометрические технологии идентификации личности: Учебное пособие Издательство ЮФУ // ЭБС "Консультант студента", 2017 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Биометрические методы защиты информации portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Open Office, http://www.openoffice.org/license.html
Python c расширениями PIL, Py OpenGL, https://docs.python.org/3/license.html
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
Chrome; http://www.chromium.org/chromium-os/licenses
DjVu reader, http://djvureader.org/
Scilab, http://www.scilab.org/en/scilab/licenseMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
408К лаборатория программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности; лаборатория криптографических методов защиты информации - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компью-теры: модель Компьютер Парус 945 MSI PDualCore E2140/512Mb+1024/HDD80Gb/DVD-ROM/LCD17" LG/KM - 11 единиц; мо-ниторы: марка Samsung - 3 единицы; системный блок CTR Office Celeron 2533 MHz - 3 шт.; Аппаратные средства аутентификации пользователя: элек-тронные ключи Guardant Code (4 шт.); электронный ключ Guardant Time (1 шт.); электронные ключи Guardant Stealth (3 шт.); электронные ключи Alad-din eToken PRO (10 шт.). Программно-аппаратные комплексы защиты инфор-мации: Программно-аппаратный ком-плекс «Соболь» Версия 3.0 RU.403008570.501410.001; Программно-аппаратный комплекс «Соболь» Версия 2.1 УВАЛ 00030-58-01; система защиты информации «Secret Net 2000» версии 4.0 (автономный вариант). Комплекс проекционного оборудования для препо-давателя - проектор мультимедийный "Optoma W402", проектор мультимедиа "BenQ MP626 DLP".
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции.
- бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины;
- обратить особое внимание на сущность и графическое сопровождение основных рассматриваемых теоретических положений.
Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе
- руководствоваться графиком самостоятельной работы;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;
- подготовку к экзамену необходимо проводить по экзаменационным теоретическим вопросам
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию.