МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спектроскопические методы анализа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки18.03.01. Химическая технология
ПрофильХимическое, фармацевтическое и косметическое производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план18_03_01_Химическая технология_ХФиКП-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 132
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Лабораторные 36 36 36 36
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 132 132 132 132
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд. хим. наук, Доцент, Функ Т.В.

Рецензент(ы):
канд. хим. наук, Доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Спектроскопические методы анализа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 18.03.01 Химическая технология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
18.03.01 Химическая технология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение студентами теоретическими основами наиболее распространенных методов исследования органических соединений, применять их в расшифровке структуры органических соединений, ознакомиться со спецификой спектров растительных полимеров, а также знать области применения методов УФ-, ИК- и ЯМР-спектроскопии и используемых методик исследования веществ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять выполнение научных исследований и разработок в области технологии синтеза химических веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств
ПК-1.1 Умеет проводить химико-технологический процесс в соответствии с методами и способами, применяемыми на производстве
ПК-1.2 Знает методы организации экспериментов в области технологи и синтеза химических веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные базы данных ИК-, УФ-и ЯМР-спектров;
- основные источники информации по спектроскопии
- основные блоки ИК-спектрометре и УФ-спектрофотометре;
- основные приемы работы на ИК-спектрометре и УФ-спектрофотометре
3.2.Уметь:
3.2.1.- работать с научно-технической информацией, использовать российский и международный опыт в профессиональной деятельности.
- работать на ИК-спектрометре и УФ-спектрофотометре.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками поиска научно-технической информацией
- навыками выполнения эксперимента с использованием спектроскопического оборудования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика физических методов исследования веществ.
1.1. Общая характеристика физических методов исследования веществ. Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Техника безопасности при проведении лабораторных работ. Лабораторные 8 4 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.3. Общая характеристика физических методов исследования веществ. Сам. работа 8 20 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Ультрафиолетовая (электронная) спектроскопия.
2.1. Основные принципы и законы УФ-спектроскопии. Лекции 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.2. Ультрафиолетовые спектры экстрактивных веществ. Лабораторные 8 8 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.3. Ультрафиолетовая (электронная) спектроскопия. Практические 8 8 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.4. УФ-спектры основных классов органических соединений. Сам. работа 8 24 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Инфракрасная (колебательная) спектроскопия.
3.1. Теоретические основы метода колебательной спектроскопии.Колебание отдельных классов органических соединений. Лекции 8 8 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
3.2. Пробоподготовка в ИК-спектроскопии Лабораторные 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
3.3. Приставки в ИК-спектроскопии. МНПВО Лабораторные 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
3.4. ИК-спектры экстрактивных веществ. Лабораторные 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
3.5. ИК-спектры целлюлозы, крахмала, продуктов их модифицирования Лабораторные 8 6 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
3.6. Инфракрасная (колебательная) спектроскопия. Практические 8 8 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
3.7. Анализ ИК- спектров отдельных классов органических соединений. Сам. работа 8 44 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Спектроскопия ядерного магнитного резонанса.
4.1. Основы теории ЯМР-спектроскопии. Химический сдвиг. Спин-спиновое взаимодействие (ССВ).Спектры высокого разрешения. Применение метода ЯМР-спектроскопии при исследовании основных компонентов древесины. Лекции 8 8 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
4.2. Спектроскопия ядерного магнитного резонанса. Практические 8 8 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
4.3. Анализ ЯМР-спектров органических веществ. Сам. работа 8 44 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10550

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять выполнение научных исследований и разработок в области технологии синтеза химических веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Количественное определение комбинированных препаратов спектрофотометрическим методом возможно, если:
а) соблюдается принцип аддитивности для смеси веществ
б) лекарственные вещества имеют индивидуальные области поглощения
в) выполняется основной закон светопоглощения для всех компонентов смеси
г) лекарственные вещества не взаимодействуют друг с другом в растворе
д) спектры веществ перекрываются и не имеют индивидуальные области поглощения
Правильный ответ: а

2. Отличие УФ-спектрофотометрии от фотоколориметрии заключается в:
а) зависимости светопоглощения от толщины раствора
б) способах расчета концентрации вещества
в) используемой области оптического спектра
г) зависимости светопоглощения от концентрации вещества в растворе
д) подчинении основному закону светопоглощения
Правильный ответ: в

3. Спектрофотометрический метод используется:
а) для идентификации соединений
б) для определения показателя преломления света исследуемым веществом
в) для определения плотности вещества
г) для исследования строения вещества
д) для определения количественного содержания анализируемых веществ или компонентов смеси
Правильный ответ: а

4. В каких ниже перечисленных методах используется избирательное поглощение электромагнитного светового излучения анализируемым веществом:
а) рефрактометрия
б) поляриметрия
в) нефелометрия
г) спектрофотометрия в инфракрасной области
д) колориметрия
Правильный ответ: г

5. Основоположниками ядерного магнитного резонанса являются:
а) М. В. Ломоносов и Д. И. Менделеев;
б) Л. Полинг и А. Байер;
в) Э. Перселл и Ф. Блох;
г) И. Ньютон и Н. Бор.
Правильный ответ: в

6. Величина оптической плотности (оптического светопоглощения) выражается:
а) в нанометрах (нм)
б) в безразмерной величине
в) в ангстремах
г) в обратных сантиметрах (см-1)
д) в процентах
Правильный ответ: б

7. В ЯМР-спектроскопии определяют:
а) напряженность поля;
б) энергию поля;
в) магнитную восприимчивость;
г) магнитную индукцию.
Правильный ответ: г

8. На качество спектров оказывает влияние следующее свойство растворителя:
а) вязкость;
б) показатель преломления;
в) сольватационные свойства;
г) вязкость, сольватационные свойства.
Правильный ответ: а

9. Как расшифровывается аббревиатура УФ-спектроскопия?
а) спектроскопия ядерного магнитного резонанса;
б) инфракрасная спектроскопия;
в) масс-спектрометрия;
г) ультрафиолетовая спектроскопия.
Правильный ответ: г

10. На какие типы подразделяются нормальные колебания?
а) валентные;
б) параллельные;
в) деформационные;
г) угловые.
Правильный ответ: а, в

11. В ПМР-спектре смеси циклогексана, тетраметилсилана и бензола содержатся три пика при δ= 0; 7,27; и 1,4 м. д. Определите, какой сигнал относится к какому растворителю:
а) 0 м. д. - циклогексан; 1,4 м. д. - тетраметилсилан; 7,27 м. д. - бензол;
б) 1,4 м. д. - циклогексан; 0 м. д. - тетраметилсилан; 7,27 м. д. - бензол;
в) 7,27 м. д. - циклогексан; 0 м. д. - тетраметилсилан; 1,4 м. д. - бензол;
г) 7,27 м. д. - циклогексан; 7,27 м. д. - тетраметилсилан; 0 м. д. - бензол.
Правильный ответ: б

12. В ПМР-спектре наблюдается система сигналов, относящихся к алифатическому
соединению: дублет и квартет. Определите сочетание групп:
а) – СН2 – СН2 –;
б) – СН=СН2;
в) – СН – СН3;
г) СН3 – СН3.
Правильный ответ: в

13. Молекулы О2, Сl2 неактивны в ИК-спектре потому, что:
а) отсутствуют валентные колебания;
б) отсутствуют свободные орбитали для перехода электронов;
в) дипольный момент равен нулю;
г) отсутствуют группы симметрии.
Правильный ответ: в

14. В спектрофотометрии для сравнительной оценки чувствительности реакции используют оптическую плотность раствора:
а) значение λmax;
б) молярный коэффициент погашения ( ξ);
в) коэффициент пропускания (Т).
Правильный ответ: б

15. Основным критерием соблюдения основного закона поглощения является:
а) независимость el от С; +
б) пропорциональная зависимость e l от С;
в) независимость lg Io / It от концентрации;
г) зависимость lg Io / It от l;
д) зависимость lg It / Io от l.
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Область электромагнитных волн, соответствующая ближней зоне УФ-области, лежит в диапазоне...
Правильный ответ: 200-400 нм.

2. Укажите длины волн, соответствующие спектральной области УФ-спектроскопии.
Правильный ответ: 180 – 760 нм

3. Под «областью отпечатков пальцев» в ИК-спектроскопии подразумевают диапазон спектра...
Правильный ответ: 1500 – 600 см-1.

4. Какое вещество используется для приготовления таблеток для записи ИК-спектров?
Правильный ответ: бромид калия

5. Укажите типичную область колебаний О-Н-группы, см-1:
Правильный ответ: 3650-3200

6. Укажите типичную область колебаний C=О-группы, см-1:
Правильный ответ: 1760-1690

7. Укажите типичную область колебаний N-H-группы, см-1:
Правильный ответ: 3500-3300

8. . Укажите типичную область колебаний C-O-группы, см-1:
Правильный ответ: 1300-1050.

9. Вклад в константу экранирования, влияющий на значения химического сдвига, обусловлен:
Правильный ответ: диамагнитной составляющей

10. Применение спектрофотометрии в УФ и видимой областях спектра основано на ___________ электромагнитного излучения соединениями, содержащими хромофорные и ауксохромные группировки.
Правильный ответ: поглощении

11. Инфракрасные спектры возникают в результате __________ движения молекул при поглощении энергии:
Правильный ответ: колебательного

12. Частота, соответствующая колебанию определенной связи, мало изменяющейся при переходе от одной молекулы к другой, называется __________.
Правильный ответ: характеристической

13. Области применения ИК-спектроскопии:
Правильный ответ: регистрация различных функциональных групп в молекулах

14. Приборы для получения ИК-спектров называются __________.
Правильный ответ: ИК-спектрометр

15. Гомоядерной называется система, образованная:
Правильный ответ: только протонами

16. Укажите формы валентных колебаний:
Правильный ответ: симметричная и ассиметричная.

17. По каким основным характеристикам устанавливается структура соединения в ЯМР-спектроскопии?
Правильный ответ: мультиплетностью, химическим сдвигом, интегральной интенсивностью.

18. Кюветы для ИК-спектроскопии изготавливают из...
Правильный ответ: KCl и NaBr

19. Совпадение ИК-спектра исследуемого вещества со спектральной кривой эталона свидетельствует о:
Правильный ответ: идентичности двух веществ

20. Если в методе ИК-спектроскопии использовать в качестве раствора сравнения основное вещество исследуемого раствора, то в результате регистрируется спектр:
Правильный ответ: примеси

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и лабораторные работы, набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ф.А. Халиуллин, А.Р. Валиева, В.А. Катаев Инфракрасная спектроскопия в фармацевтическом анализе: учебное пособие ГЭОТАР-Медиа, 2017 www.studentlibrary.ru
Л1.2 Е.В. Пашкова, Е. Волосова, А.Н. Шипуля и др. Спектральные методы анализа : учебное пособие: Ставропольский государственный аграрный университет, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т.И. Романюк, А.Е. Чусова, И.В. Новикова Методы исследования сырья и продуктов растительного происхождения (теория и практика) : учебное пособие : Воронеж : Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2014. - 161 с. , 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=336061
Л2.2 А.А. Звеков, В.А. Невоструев, А.В. Каленский Спектральные методы исследования в химии : учебное пособие : Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2015. - 124 с., 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Е.А. Кириллова, В.С. Маряхина Методы спектрального анализа : учебное пособие : Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2013. - 105 с, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258856
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Спектральные базы данных «Spectral Database for Organic Compounds, SDBS», National Institute of Advanced Science and Technology (AIST), Japan – http://www.aist.go.jp. http://riodb01.ibase.aist.go.jp/sdbs/cgi-bin/direct_frame_ top.cg
Э2 Специальная база данных поиска по химической формуле «Search for Species Data by Chemical Formula», The National Institute of Standards and Technology (NIST), USA – http://webbook.nist.gov. http://webbook.nist.gov/chemistry/ form-ser.htm
Э3 Моделирование ЯМР-спектров. Демонстрационная версия программы gnmrdemo. [Электронный ресурс].
Э4 Электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ www.lib.asu.ru
Э5 РГБ Российская государственная библиотека www.rsl.ru
Э6 БЕН Библиотека естественных наук ben.irex.ru
Э7 ГПНТБ Государственная научно-техническая библиотека www.gpntb.ru
Э8 БАН Библиотека Академии наук ban.pu.ru
Э9 РНБ Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э10 Научная электронная библиотека РФФИ www.elibrary.ru
Э11 Электронная библиотека на сервере химфака МГУ www.chem.msu.su
Э12 Библиотека МГУ www.lib.msu.su
Э13 Библиотека химической литературы www.kge.msu.ru
Э14 Журналы издательства SpringerLink www.springerlink.com
Э15 Журналы издательства Nature Publishing Group www.nature.com
Э16 Архив журнала Cambridge University Press journals.cambridge.org
Э17 Ресурсы издательства Taylor&Francis www.tandfonline.com
Э18 Электронные справочники и энциклопедии издательства Springer www.springerlink.com
Э19 Журналы Оксфордского университета www.oxfordjournals.org
Э20 Курсы в Moodle "Спектроскопические методы анализа" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011;
Adobe Reader https://wwwimages2.adobe.com/content/dam/acom/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
7-Zip https://www.7-zip.org/license.txt;
Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106аК учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS.
013К лаборатория ИК и УФ-спектроскопии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; переносная доска; переносная мультимедиа техника; комплект для прессовки таблеток с гидравлическим прессом; спектрофотометр УФ (Agilent); ИК-спектрометр Infraium FT-801; излучатель инфракрасный, SPECORD 75 IR, SPECORD UV VIS; набор кювет; комплект кювет KBr: пресс гидравлический, программный пакет Zair 3.5, программный пакет OPUS 6.5; МФУ; Фурье-спектрометр; спектрофотометр; набор химической посуды; набор реактивов; компьютер Aquarius Std MS_SC140 C2600/D512/HDD160/DVDRW/LCD - панель BenQ 17", Вытяжной шкаф.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1. Просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2. Полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3. Если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4. Психологически настроиться на лекцию.

Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам (заданиям); выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных (практических) задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.