МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Метрология, стандартизация и сертификация

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки19.03.01. Биотехнология
ПрофильБиотехнология продуктов на основе растительного сырья
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план19_03_01_Биотехнология_БПОРС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 26
индивидуальные консультации 40
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 26 26 26 26
Консультации 40 40 40 40
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Лейтес Е.А.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Метрология, стандартизация и сертификация

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 19.03.01 Биотехнология (приказ Минобрнауки России от 10.08.2021 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
19.03.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор хим.наук, доцент С.В. Темерев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой доктор хим.наук, доцент С.В. Темерев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование у студентов знаний, умений и навыков в области метрологии, стандартизации и сертификации для обеспечения эффективности производственной и других видов деятельности с учетом современного состояния и проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен изучать, анализировать, использовать биологические объекты и процессы, основываясь на законах и закономерностях математических, физических, химических и биологических наук и их взаимосвязях
ОПК-1.1 Знает основные математические, физические, химические, биологические законы и закономерности применительно к биообъектам и процессам
ОПК-1.2 Умеет применять известные биотехнологические технологии получения биологически-активных веществ и клеточных культур в лабораторных условиях с учетом реально существующих биологических объектов
ОПК-1.3 Владеет методами математического анализа и моделирования биотехнологических процессов, основываясь на химических и биологических законах определять границы применимости полученных результатов
ОПК-5Способен эксплуатировать технологическое оборудование, выполнять технологические операции, управлять биотехнологическими процессами, контролировать количественные и качественные показатели получаемой продукции
ОПК-5.1 Знает основное и современное технологическое оборудование для осуществления работ в области биотехнологии и получения БАВ; способы управления биотехнологическими процессами; методы мониторинга растительного сырья, сопутствующих материалов и готовой продукции
ОПК-5.2 Умеет проводить контрольные измерения параметров биотехнологического процесса и изменять направление протекания процесса, измерять количественные и качественные показатели получаемой продукции
ОПК-5.3 Владеет навыками выполнения технологических операций при производстве биологически-активных веществ с использованием микробиологического синтеза, биокатализа, генной инженерии и нанобиотехнологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по стандартизации, сертификации, метрологии и управлению качеством; правила проведения контроля, испытаний и приемки продукции; организацию и техническую базу метрологического обеспечения предприятия, правила проведения метрологической экспертизы, методы и средства поверки (калибровки) средств измерений, методики выполнения измерений; способы анализа качества продукции, порядок разработки, утверждения и внедрения технических регламентов, стандартов и другой нормативно-технической документации; системы качества, порядок их разработки, сертификации, внедрения и проведения аудита,
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться методами контроля качества продукции и процессов при выполнении работ по подтверждению соответствия установленным требованиям продукции, процессов и систем качества; пользоваться методами определения точности измерений; пользоваться методами и средствами поверки (калибровки) средств измерений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с нормативной документацией по стандартизации,метрологии и сертификации; методами обработки результатов измерений в соответствии с действующими закономерностями; методами определения точности измерений;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Законодательная и нормативная база метрологии, стандартизации, сертификации.. Понятие нормативных документов (НД).
1.1. Законодательная и нормативная база метрологии, стандартизации, сертификации.. Понятие нормативных документов (НД). Лекции 5 1 ОПК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.2. Законодательная и нормативная база метрологии, стандартизации, сертификации.. Понятие нормативных документов (НД). Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Метрология – наука об измерениях.
2.1. Основы метрологии Лекции 5 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
2.2. Классификация видов, методов измерений. Классификация средств измерений. Консультации 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Классификация видов, методов измерений. Классификация средств измерений. Практические 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Погрешности измерений и оценка их характеристик.
3.1. Показатели качества: точность, правильность, прецизионность, повторяемость Лекции 5 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Основные этапы и источники погрешностей в химическом анализе. Погрешности измерений и оценка их характеристик. Лекции 5 1 Л1.1, Л2.1
3.3. Закон нормального распределения. Генеральная совокупность. Лекции 5 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.4. Применение статистических методов к малой выборке. Лекции 5 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
3.5. Сравнение двух средних результатов. Лекции 5 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.6. Исключение данных. Q – критерий, F и G критерий Лекции 5 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.7. Основные этапы и источники погрешностей в химическом анализе Практические 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
3.8. Предел обнаружения. Сам. работа 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.9. Воспроизводимость, внутрилабораторная промежуточная прецизионность. Сам. работа 5 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.10. Закон нормального распределения. Генеральная совокупность. Сам. работа 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.11. Применение статистических методов к малой выборке. Консультации 5 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.12. Исключение данных. Q – критерий, F- критерий, G-критерий Сам. работа 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.13. Метод наименьших квадратов. Сам. работа 5 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.14. Законы сложения случайных и систематических погрешностей. Сам. работа 5 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.15. Арифметические действия с приближенными числами. Консультации 5 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.16. Классификация погрешностей. Сам. работа 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Сущность стандартизации.
4.1. Цели стандартизации: безопасность, совместимость, взаимозаменяемость, единство измерений, качество. Лекции 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
4.2. Нормативные документы.Международная организация по стандартизации (ИСО). Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов. Лекции 5 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
4.3. Связь унификации и стандартизации. Типизация объекта. Основные результаты деятельности по стандартизации. П Лекции 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
4.4. Стандарт. Унификация. Методы стандартизации. Стандартизация. Объекты стандартизации. Государственный стандарт. Лекции 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
4.5. Сущность стандартизации. Исторические основы развития стандартизации. Упорядочивающая деятельность. Объекты стандартизации – продукция, процесс, услуга. Лекции 5 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
4.6. Объекты стандартизации. Область стандартизации. Практические 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
4.7. Цели стандартизации: безопасность, совместимость, взаимозаменяемость, единство измерений, качество. Сам. работа 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
4.8. Нормативные документы.Международная организация по стандартизации (ИСО). Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов. Сам. работа 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
4.9. Сущность стандартизации. Исторические основы развития стандартизации. Упорядочивающая деятельность. Объекты стандартизации – продукция, процесс, услуга. Консультации 5 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Сущность сертификации.Цели сертификации.Задачи сертификацииюю бязательная сертификация. Добровольная сертификация. Роль сертификации в повышении качества продукции.
5.1. Сущность сертификации.Цели сертификации.Задачи сертификацииюю бязательная сертификация. Добровольная сертификация. Роль сертификации в повышении качества продукции. Лекции 5 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
5.2. Сущность сертификации.Цели сертификации.Задачи сертификацииюю бязательная сертификация. Добровольная сертификация. Роль сертификации в повышении качества продукции. Практические 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
5.3. Обязательная сертификация. Добровольная сертификация. Роль сертификации в повышении качества продукции. Лекции 5 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
5.4. Обязательная сертификация. Добровольная сертификация. Роль сертификации в повышении качества продукции. Консультации 5 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Аккредитация (процедура). Системы сертификации. Сертификат соответствия. Знак соответствия. Цели сертификации
6.1. Аккредитация (процедура). Системы сертификации. Сертификат соответствия. Знак соответствия. Лекции 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
6.2. Аккредитация (процедура). Системы сертификации. Сертификат соответствия. Знак соответствия. Практические 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
6.3. Аккредитация (процедура). Системы сертификации. Сертификат соответствия. Знак соответствия. Консультации 5 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.М. Червяков, А.О. Пилягина, П.А. Галкин Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444677
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сергеев А.Г., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация и сертификация в 2 ч. Часть 2. Стандартизация и сертификация:/- 3-е изд.- ,.- : Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Таренко, Б.И. Метрология, взаимозаменяемость, стандартизация и сертификация : тексты лекций / Б.И. Таренко, Р.А. Усманов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный технологический университет». - Казань : КНИТУ, 2011. - 222 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258595
Э2 Метрология, стандартизация и сертификация portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Министерство здравоохранения рф: официальный сайт. (http://www.rosminzdrav.ru)
5. Научно-практический и учебно-методический журнал бжд. (http://www.novtex.ru)
6. Нормативная документация по охране труда (http://www.tehdoc.ru)
7. Официальный сайт министерства транспорта рф. (http://www.mintrans.ru)
8. Официальный сайт мчс. (http://www.mchs.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1. Просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2. Полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3. Если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4. Психологически настроиться на лекцию.
Методические указания к практическим (семинарским) занятиям
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам (заданиям); выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных (практических) задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.

Методические указания к зачету
Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.