МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы медицинских знаний

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_03_01_Техносферная безопасность_БЖвТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.м.н, доцент, Пашков А.П.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Стручева Н.Е.

Рабочая программа дисциплины
Основы медицинских знаний

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев С.В., д.х.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев С.В., д.х.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Выработать у будущих специалистов сознательное и ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека;
ОПК-1.1 Знает методы и технологии защиты от чрезвычайных ситуаций применительно к сфере своей профессиональной деятельности; основные закономерности технических и технологических процессов и принципы их моделирования; основы расчетов аппаратов для осуществления процессов защиты окружающей среды и обеспечения безопасности человека с учетом современных тенденций развития вычислительной техники, информационных технологий в области обеспечения техносферной безопасности; основные понятия, категории и инструменты анализа систем обеспечения безопасности; основы современных компьютерных технологий, измерительной и вычислительной техники в области техносферной безопасности, а также инженерной защиты на потенциально опасных производственных объектах
ОПК-1.2 Использует Internet-ресурсы, полнотекстовые базы данных и каталогов, электронные журналы и патенты, поисковые ресурсы для поиска информации в области техносферной безопасности; выбирает конкретные пункты положений и должностных инструкций применительно к сфере своей профессиональной деятельности
ОПК-1.3 Проводит расчеты процессов и аппаратов защиты окружающей среды с использованием экспериментальных и справочных данных; на основании закономерностей основных технологических процессов потенциально опасных производственных объектов и процессов, протекающих в окружающей среде, правильно выбирает оптимальные типы и конструкции машин и аппаратов с учетом современных тенденций развития вычислительной техники, информационных технологий в области обеспечения техносферной безопасности
ОПК-1.4 Осуществляет моделирование возможных чрезвычайных ситуаций, возникновение опасностей и их предотвращение на потенциально опасных производственных объектах с помощью измерительной и вычислительной техники, современных компьютерных технологий
ОПК-1.5 Анализирует технологии выполнения наиболее типичных операций применительно к сфере своей деятельности; использует приемы первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций применительно к сфере своей деятельности
ОПК-1.6 Использует методы математических, химических, технологических расчетов процессов и аппаратов, методики выбора аппаратов из числа стандартных с учетом современных тенденций развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении профессиональных задач
ОПК-1.7 Осуществляет обработку и интерпретацию результатов в области техносферной безопасности, инженерной защиты на потенциально опасных производственных объектах с помощью измерительной и вычислительной техники, а также современных информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает методы и технологии защиты от чрезвычайных ситуаций применительно к сфере своей профессиональной деятельности; основные закономерности технических и технологических процессов и принципы их моделирования; основы расчетов аппаратов для осуществления процессов защиты окружающей среды и обеспечения безопасности человека с учетом современных тенденций развития вычислительной техники, информационных технологий в области обеспечения техносферной безопасности; основные понятия, категории и инструменты анализа систем обеспечения безопасности; основы современных компьютерных технологий, измерительной и вычислительной техники в области техносферной безопасности, а также инженерной защиты на потенциально опасных производственных объектах.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использует Internet-ресурсы, полнотекстовые базы данных и каталогов, электронные журналы и патенты, поисковые ресурсы для поиска информации в области техносферной безопасности; выбирает конкретные пункты положений и должностных инструкций применительно к сфере своей профессиональной деятельности.
Проводит расчеты процессов и аппаратов защиты окружающей среды с использованием экспериментальных и справочных данных; на основании закономерностей основных технологических процессов потенциально опасных производственных объектов и процессов, протекающих в окружающей среде, правильно выбирает оптимальные типы и конструкции машин и аппаратов с учетом современных тенденций развития вычислительной техники, информационных технологий в области обеспечения техносферной безопасности.
Осуществляет моделирование возможных чрезвычайных ситуаций, возникновение опасностей и их предотвращение на потенциально опасных производственных объектах с помощью измерительной и вычислительной техники, современных компьютерных технологий.
Анализирует технологии выполнения наиболее типичных операций применительно к сфере своей деятельности; использует приемы первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций применительно к сфере своей деятельности.
Использует методы математических, химических, технологических расчетов процессов и аппаратов, методики выбора аппаратов из числа стандартных с учетом современных тенденций развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении профессиональных задач.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Осуществляет обработку и интерпретацию результатов в области техносферной безопасности, инженерной защиты на потенциально опасных производственных объектах с помощью измерительной и вычислительной техники, а также современных информационных технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Основные понятия, цели и задачи дисциплины. Оценка состояния пострадавшего. Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Здоровье и факторы, его определяющие. Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Понятие о неотложных состояниях при дисфункции сердечно-сосудистой системы Лекции 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях, связанных с нарушением функции сердечно-сосудистой системы Практические 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Здоровье. Здоровый образ жизни Сам. работа 1 22 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Понятие о неотложных состояниях при дисфункции желудочно-кишечного тракта, дыхательной и выделительной системы Лекции 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях, связанных с нарушением функции дыхательной и желудочно-кишечного тракта Практические 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях, связанных с нарушением функции выделительной системы, повышении температуры тела и развитии судорожного синдрома Практические 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. Неотложные состояния при заболеваниях внутренних органов Сам. работа 1 16 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.10. Травмы Лекции 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.11. Остановка кровотечения и правила наложения повязок Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.12. Инфекционные заболевания Лекции 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.13. Актуальные аспекты инфекций, передаваемые половым путём Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.14. Травмы. Оказание первой помощи Сам. работа 1 18 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.15. Охрана материнства и детства Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.16. Правила и особенности применения лекарственных средств в, зависимости от формы выпуска, возраста пациента. Особенности путей введения лекарственных средств Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.17. Роль педагога в формировании здоровья школьников различного возраста, профилактике заболеваний различных органов и систем. Совместная деятельность образовательных учреждений и семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни населения Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.18. Охрана материнства и детства Сам. работа 1 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8969
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1) Инкубационный период при гриппе равен:
1. 1-2 дням
2. 0,5-1 часу
3. 1-2 часам
4. 10-20 часов
Ответ: 1.
2) Продолжительность искусственного активного иммунитета определяется:
1. месяцами
2. годами
3. неделями
4. днями
Ответ: 2.
3) К условиям эффективного искусственного дыхания относятся:
1. проходимость дыхательных путей, правильный ритм и глубина дыхания, профилактика перелома ребер
2. использование нашатырного спирта, ритмическое вдыхание, массаж грудной клетки
3. максимальная вентиляция легких, массаж грудной клетки, профилактика перелома ребер
4. максимальная вентиляция легких, использование нашатырного спирта
Ответ: 1.
4) Первая помощь при открытой травме обязательно включает:
1. остановку кровотечения, антисептическую повязку, уменьшение боли
2. тугую повязку, холод, уменьшение боли
3. холод, остановку кровотечения, тугую повязку
4. уменьшение боли, тепло, тугую повязку
Ответ: 1.
5) При ранениях возможны следующие виды кровотечений:
1. артериальное, венозное, капиллярное, наружное, внутреннее
2. наружное венозное, внутреннее артериальное, капиллярное
3. артериальное и венозное
4. наружное артериальное, внутреннее венозное, капиллярное
Ответ: 1.
6) Признаками эффективности комплекса сердечно-легочной реанимации являются:
1. появление сознания, расширение зрачков
2. сужение зрачков, появление пота
3. появление самостоятельных вдохов
4. появление судорожных движений, покраснение кожи
Ответ: 3.
7) Заразный период инфекционного заболевания — это период ...
1. выделения из организма возбудителя
2. до начала специфического лечения инфекционного заболевания
3. до принятия мер карантина против инфекционного заболевания
4. совпадающий с разгаром инфекционного заболевания
Ответ: 1.
8) Ушиб — это повреждение мягких тканей, при котором ...
1. не нарушаются функции органов
2. не нарушается целостность кожных покровов
3. нарушаются функции органов
4. нарушается целостность кожных покровов
Ответ: 2.
9) Главным звеном в профилактике пищевых токсикоинфекций является:
1. своевременная и широкая иммунизация населения
2. эффективная дезинфекция, дезинсекция и дератизация помещений
3. обязательное выполнение населением правил личной гигиены
4. санитарно-гигиенический контроль за качеством пищевых продуктов
Ответ: 4.
10) Искусственный иммунитет возникает:
1. при введении в организм вакцин или сывороток
2. в тех случаях, когда болезнь протекает при высокой температуре
3. в тех случаях, когда инфекционный больной не получает медикаментозное лечение
4. в тех случаях, когда инфекционный больной получает медикаментозное лечение
Ответ: 1.
11) Жгут на конечности можно накладывать не более чем на:
1. два часа зимой и четыре часа летом
2. один час зимой и летом
3. один час зимой и два часа летом
4. полчаса зимой и один час летом
Ответ: 4
12) Признаками клинической смерти являются:
1. отсутствие дыхания и сердечной деятельности, широкие зрачки, холодная кожа
2. отсутствие дыхания и пульса, сохранение глазных рефлексов
3. отсутствие сознания, дыхания и пульса, теплая кожа
4. потеря сознания, слабое дыхание, отсутствие пульса
Ответ: 1.
13) Растяжение связок происходит вследствие
1. продольного резкого механического воздействия на сустав
2. резкого движения, чрезмерного или неестественного для определенного сустава
3. сильной механической травмы сустава
4. поперечного резкого механического воздействия на сустав
Ответ: 2.
14) Главными признаками почечной колики являются:
1. ноющие боли в пояснице с отражением в бедро, обычное мочеиспускание
2. приступообразные боли в пояснице с отражением в мочеиспускательный канал и бедро, частое и болезненное мочеиспускание
3. приступообразные боли в пояснице с отражением в мочеиспускательный канал и бедро, редкое и болезненное мочеиспускание
4. ноющие боли в пояснице с отражением в мочеиспускательный канал, редкое и болезненное мочеиспускание
Ответ: 2.
15) Для импровизированного жгута подходят следующие материалы:
1. прочный шнур, резиновая трубка, кусок бинта
2. полоса материи, прочная проволока, провод
3. резиновая трубка, провод, ремень
4. резиновая трубка, ремень, полоса материи
Ответ: 4.
16) Профилактика обширной кровопотери при ранениях достигается:
1. применением сердечно-сосудистых средств, ограничением движений, наложением жгута
2. применением тепла, временной остановкой кровотечения, ограничением движений
3. временной остановкой кровотечения, наложением давящей асептической повязки, применением холода
4. наложением жгута, обработкой раны йодом, наложением фиксирующей повязки
Ответ: 3.
17) Стенокардия — это приступы болей сердца, вызванные ...
1. тромбозом сосудов сердца
2. сужением коронарных сосудов
3. гипотонией
4. гипертонией
Ответ: 2.
18) Первая помощь должна оказываться в следующей последовательности:
1. транспортировка в лечебное учреждение — диагностика повреждения — определение средств и способов помощи — оказание помощи — профилактика осложнений
2. прекращение воздействия повреждающего фактора — оказание помощи — подготовка к транспортировке — профилактика осложнений — транспортировка в лечебное учреждение
3. первичная диагностика повреждения — оказание экстренной помощи — применение лечебных средств — транспортировка в лечебное учреждение
4. прекращение воздействия повреждающего фактора — первичная диагностика повреждения — определение средств и способов помощи — оказание помощи — транспортировка в лечебное учреждение
Ответ: 4.
19) Реанимация — это:
1. восстановление только что угасших функций жизнеспособности организма
2. восстановление жизнеспособности центральной нервной системы пострадавшего
3. восстановление пульса и дыхания пострадавшего
4. стимуляция функций жизнеспособности организма
Ответ: 1.
20) Иммобилизация костей в месте перелома при оказании первой помощи достигается способом наложения
1. шин
2. гипса
3. давящей повязки
4. тугой повязки
Ответ: 1.
21) Укажите, какие части дыхательной системы входят в состав верхних дыхательных путей.
1. ротовая часть глотки.
2. гортань.
3. носовая часть глотки.
4. трахея.
Ответ: 1.
22) Основной структурной единицей всех живых организмов является…
1. ДНК
2. Клетка
3. Орган
4. Органоид
Ответ: 2.
23) К соединительной ткани относятся:
1. Мышечная
2. Нервная
3. Эпителиальная
4. Костная
Ответ: 4.
24) Две системы управления организмом человека:
1. Нервная и Эндокринная системы
2. Нервная и Кровеносная системы
3. Нервная и Пищеварительная системы
4. Нервная и Опорно-двигательная системы
Ответ: 1.
25) Центры условных рефлексов располагаются:
1. В среднем мозге
2. В спинном мозге
3. В продолговатом мозге
4. В больших полушариях
Ответ: 4.
26) Рецепторы зрительного анализатора:
1. Свободные нервные окончания
2. Тельца Мейсснера и Руффини
3. Колба Краузе и тельце Пачини
4. Палочки и колбочки
Ответ: 4.
27) Клетки, транспортирующие кислород
1. Тромбоциты
2. Лейкоциты
3. Эритроциты
4. Мегакариоциты
Ответ: 3.
28) Клетки, участвующие в свертывании крови
1. Тромбоциты
2. Лейкоциты
3. Эритроциты
4. Мегакариоциты
Ответ: 1.
29) Сосуды , несущие кровь от сердца
1. Вены
2. Капиляры
3. Артерии
4. Венулы
Ответ: 3.
30) Газообмен происходит ..
1. В трахее
2. В бронхах
3. В легких
4. В бронхиолах
Ответ: 3.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1) Антигенами называются:…………….
Ответ: чужеродные для организма агенты (микробы, ткани другого организма) и вещества.
2) Антитела для прививок получают из:…………….
Ответ: сыворотки крови животного или человека, имеющих иммунитет к данному заболеванию
3) Артериальное давление представляет собой ...
Ответ: давление крови, обусловленное ритмическими сокращениями сердца и эластичностью стенок артерий
4) Асфиксией называется:……………….
Ответ: состояние полной остановки дыхания вследствие парселинга дыхательного центра или закупорки дыхательных путей
5) Биологической смертью называется:………..
Ответ: состояние, которое наступает после клинической смерти и характеризуется развитием необратимых изменений в органах и тканях
6) Большинство инфекционных заболеваний имеют следующие последовательно сменяющиеся периоды:
Ответ: инкубационный — продромальный — активное проявление заболевания — выздоровление
7) Влияние тепловых процедур на организм человека заключается в том, что они…
Ответ: снимают спазм гладкой мускулатуры, увеличивают приток крови и лимфы к месту воспаления
8) Влияние холодовых процедур на организм заключается в том, что они….
Ответ: вызывают сужение сосудов, уменьшают отечность ткани, понижают чувствительность нервных окончаний
9) Возбудителем сифилиса являются:…
Ответ: трепонемы
10) Возбудитель инфекционной болезни — это…………..
Ответ: патогенный микроб, вызывающий определенное заболевание
11) Вывих — это…..
Ответ: смещение суставных концов костей
12) Гамма-глобулином называется…….
Ответ: препарат с наиболее высоким содержанием антител против определенного возбудителя
13) Гипертонический криз — это………….
Ответ: внезапный, резкий подъем артериального давления
14) Главной системой, страдающей от ВИЧ-инфекции, является….
Ответе: иммунная
15) Главными признаками раны являются……
Ответ: боль, кровотечение, расхождение краев кожи или слизистой оболочки
16) Какое кровотечение можно остановить давящей повязкой?
Ответ: венозное
17) Дезинфекция — это ………………….
Ответ: способы и средства, уничтожающие возбудителей инфекционных заболеваний во внешней среде
18) Из-за чего возникает диабетическая кома?
Ответ: недостатка сахара в тканях мозга
19) Как возникает естественный иммунитет?
Ответ: после перенесенного инфекционного заболевания
20) Закрытым переломом кости называется……
Ответ: повреждение кости с нарушением её целостности и сохранением кожного покрова
21) Инфаркт миокарда — это…………….
Ответ: омертвение ограниченного участка мышцы сердца вследствие прекращения её кровоснабжения
22) К угрожающим жизни осложнениям открытых переломов относятся:
Ответ: шок, сепсис, кровотечение
23) Календарь прививок — это…
Ответ: список заболеваний, против которых детей вакцинируют с указанием сроков вакцинации и ревакцинации
24) Лихорадка — это состояние при ...
Ответ: повышенной температуре тела (выше 38°С)
25) Неотложными состояниями называются состояния…………
Ответ: угрожающие жизни человека
26) Как называется кратковременная потеря сознания на период от нескольких секунд до минуты?
Ответ: обморок
27) Первая помощь при отморожении включает:….
Ответ: медленное отогревание водой, мягкий массаж, прием анальгетиков, наложение стерильной повязки
28) Первая помощь при легочном кровотечении включает:…….
Ответ: абсолютный покой, полусидячее положение, холод на грудь
29) Реакция на воздействие чрезвычайных раздражителей психического, химического или физического происхождения – это….
Ответ: шок
30) Капиллярные кровотечения обычно останавливаются:
Ответ: наложением асептической повязки на рану
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособие для пед. вузов М.: Фонд "Мир", 2009 156
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Назарова Е.Н. , Жилов Ю.Д. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: : учеб. для вузов. М. : Академия, , 2012.
Л2.2 Назарова Е.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для вузов М. : Академия, , 2012.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы медицинских знаний portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.