МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Метрология, стандартизация и сертификация

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_03_01_Техносферная безопасность_БЖвТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Лейтес Е.А.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Метрология, стандартизация и сертификация

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор хим.наук, доцент С.В. Темерев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой доктор хим.наук, доцент С.В. Темерев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование у студентов знаний, умений и навыков в области метрологии, стандартизации и сертификации для обеспечения эффективности производственной и других видов деятельности с учетом современного состояния и проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека;
ОПК-1.1 Знает методы и технологии защиты от чрезвычайных ситуаций применительно к сфере своей профессиональной деятельности; основные закономерности технических и технологических процессов и принципы их моделирования; основы расчетов аппаратов для осуществления процессов защиты окружающей среды и обеспечения безопасности человека с учетом современных тенденций развития вычислительной техники, информационных технологий в области обеспечения техносферной безопасности; основные понятия, категории и инструменты анализа систем обеспечения безопасности; основы современных компьютерных технологий, измерительной и вычислительной техники в области техносферной безопасности, а также инженерной защиты на потенциально опасных производственных объектах
ОПК-1.2 Использует Internet-ресурсы, полнотекстовые базы данных и каталогов, электронные журналы и патенты, поисковые ресурсы для поиска информации в области техносферной безопасности; выбирает конкретные пункты положений и должностных инструкций применительно к сфере своей профессиональной деятельности
ОПК-1.3 Проводит расчеты процессов и аппаратов защиты окружающей среды с использованием экспериментальных и справочных данных; на основании закономерностей основных технологических процессов потенциально опасных производственных объектов и процессов, протекающих в окружающей среде, правильно выбирает оптимальные типы и конструкции машин и аппаратов с учетом современных тенденций развития вычислительной техники, информационных технологий в области обеспечения техносферной безопасности
ОПК-1.4 Осуществляет моделирование возможных чрезвычайных ситуаций, возникновение опасностей и их предотвращение на потенциально опасных производственных объектах с помощью измерительной и вычислительной техники, современных компьютерных технологий
ОПК-1.5 Анализирует технологии выполнения наиболее типичных операций применительно к сфере своей деятельности; использует приемы первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций применительно к сфере своей деятельности
ОПК-1.6 Использует методы математических, химических, технологических расчетов процессов и аппаратов, методики выбора аппаратов из числа стандартных с учетом современных тенденций развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении профессиональных задач
ОПК-1.7 Осуществляет обработку и интерпретацию результатов в области техносферной безопасности, инженерной защиты на потенциально опасных производственных объектах с помощью измерительной и вычислительной техники, а также современных информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Знает методы и технологии защиты от
чрезвычайных ситуаций применительно к сфере своей
профессиональной деятельности; основные
закономерности технических и технологических
процессов и принципы их моделирования; основы
расчетов аппаратов для осуществления процессов
защиты окружающей среды и обеспечения
безопасности человека с учетом современных
тенденций развития вычислительной техники,
информационных технологий в области обеспечения
техносферной безопасности; основные понятия,
категории и инструменты анализа систем обеспечения
безопасности; основы современных компьютерных
технологий, измерительной и вычислительной техники
в области техносферной безопасности, а также
инженерной защиты на потенциально опасных
производственных объектах.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2. Использует Internet-ресурсы, полнотекстовые
базы данных и каталогов, электронные журналы и
патенты, поисковые ресурсы для поиска информации в
области техносферной безопасности; выбирает
конкретные пункты положений и должностных
инструкций применительно к сфере своей
профессиональной деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3. Проводит расчеты процессов и аппаратов
защиты окружающей среды с использованием
экспериментальных и справочных данных; на
основании закономерностей основных
технологических процессов потенциально опасных
производственных объектов и процессов,
протекающих в окружающей среде, правильно
выбирает оптимальные типы и конструкции машин и
аппаратов с учетом современных тенденций развития
вычислительной техники, информационных
технологий в области обеспечения техносферной
безопасности;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Метрология
1.1. Понятие метрологии и правовые основы метрологической деятельности. Важнейшие метрологические понятия Лекции 5 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие о методах и средствах измерений.Характеристика средств измерений Лекции 5 2
1.3. Метрологические службы - Российские и международные Лекции 5 1
1.4. Точность, правильность, прецизионность результатов анализа Лекции 5 2
1.5. Точность, правильность, прецизионность результатов анализа Практические 5 2
1.6. Классификация видов, методов измерений. Классификация средств измерений. Сам. работа 5 6
1.7. Применение статистических методов к малой выборке.Сравнение двух средних результатов. Арифметические действия с приближенными числами. Практические 5 2
1.8. Исключение данных. Q – критерий, F и G критерий Практические 5 2
1.9. Понятие метрологии и правовые основы метрологической деятельности. Важнейшие метрологические понятия Сам. работа 5 6
1.10. Точность, правильность, прецизионность результатов анализа Сам. работа 5 6
Раздел 2. Стандартизация
2.1. Понятие стандартизации. Исторические основы стандартизациию Лекции 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Правовые основы стандартизации Лекции 5 1
2.3. Обьекты стандартизации. методы стандартизации Лекции 5 2
2.4. Основные положения ГСС. Международные организации по стандартизации Лекции 5 1
2.5. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов Лекции 5 1
2.6. Понятие стандартизации. Исторические основы стандартизациию Практические 5 2
2.7. Правовые основы стандартизации Практические 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.8. Основные положения ГСС. Международные организации по стандартизации Практические 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л1.1, Л2.1
2.9. Основные положения ГСС. Международные организации по стандартизации Лекции 5 0
2.10. Понятие стандартизации. Исторические основы стандартизациию Сам. работа 5 6
2.11. Цели стандартизации.Обьекты стандартизации. методы стандартизации Сам. работа 5 6
2.12. Основные положения ГСС. Международные организации по стандартизации Сам. работа 5 6
Раздел 3. Сертификация
3.1. Сущность сертификации.Исторические основы развития сертификации. Цели сертификации. Лекции 5 1 ОПК-1.4, ОПК-1.5 Л1.1, Л2.1
3.2. Основные цели и обьекты сертификации Лекции 5 1
3.3. Развитие сертификации на международном, региональном и национальном уровне.Органы по сертификации и испытательные лаборатории. Лекции 5 1
3.4. Схемы сертификации. Системы качества. Сертификация услуг. Лекции 5 1
3.5. Обязательная и добровольная сертификация. Роль сертификации в повышении качества продукции. Лекции 5 1 ОПК-1.1, ОПК-1.4 Л1.1, Л2.1
3.6. Правила и порядок проведения сертификации. Лекции 5 1
3.7. Система аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий Лекции 5 1
3.8. Развитие сертификации на международном, региональном и национальном уровне.Органы по сертификации и испытательные лаборатории. Практические 5 2
3.9. Схемы сертификации. Системы качества. Сертификация услуг. Практические 5 2 ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л2.1
3.10. Обязательная и добровольная сертификация. Роль сертификации в повышении качества продукции. Практические 5 2
3.11. Аккредитация (процедура). Системы сертификации. Сертификат соответствия. Знак соответствия. Практические 5 4
3.12. Сущность сертификации.Исторические основы развития сертификации. Цели сертификации. Сам. работа 5 6
3.13. Обязательная и добровольная сертификация. Роль сертификации в повышении качества продукции. Сам. работа 5 8
3.14. Схемы сертификации. Системы качества. Сертификация услуг. Сам. работа 5 8 ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л1.1, Л2.1
3.15. Аккредитация (процедура). Системы сертификации. Сертификат соответствия. Знак соответствия. Сам. работа 5 8

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1074

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4

1. Метод анализа лишь тогда может давать правильные значения, когда он свободен от …
а) случайных ошибок
б) от случайных и систематических ошибок
в) от систематических ошибок
Ответ б

2. Инструментальные ошибки, ошибки метода, индивидуальные ошибки обычно относят к …
а) систематическим
б) случайным
Ответ а

3. Величина … ошибки характеризует правильность метода
а) случайной
б) систематической
Ответ б

4. Воспроизводимость измерений характеризуют …
а) случайные погрешности
б) систематические погрешности
в) систематические и случайные погрешности
Ответ а

5. Если a=0,95 это означает, что при большом числе определений результаты каждых 95 определений из100 будут попадать в доверительный интервал равный
а) х ± s г) х ± 4s
б) х ± 2s д) х ± s2
в) х ± 3s е) х ± s-1
Ответ б

6. С уменьшением числа измерений при одной и той же надежности доверительный интервал
а) уменьшается
б) увеличивается
в) остается неизменным
Ответ а

7. Нормальное распределение применимо …
а) для большого числа измерений
б) для малого числа измерений
Ответ б

8. Если результат анализа (а) вычисляется из произведения измеренных величин ( х и у), то относительная ошибка результата ( а) равна …
а) разности относительных ошибок измеренных величин ( х и у)
б) частному относительных ошибок измеренных величин ( х и у)
в) произведению относительных ошибок измеренных величин ( х и у)
г) сумме относительных ошибок измеренных величин ( х и у)
Ответ г
9. Сколько значащих цифр содержится в числе 4,2580*10-6?
а) 4; б)5; в) 6; г) 10; д) 11; е) 9
Ответ б
10. Сколько значащих цифр содержится в числе 0,000364500?
а) 4; б) 6; в) 9; г) 10; д) 8
Ответ б
11. При умножении содержащего ошибку числа на свободное от ошибки число относительная ошибка
а) увеличивается
б) уменьшается
в) остается неизменной
Ответ в
12. При умножении содержащего ошибку числа на свободное от ошибки число абсолютная ошибка
а) увеличивается
б) уменьшается
в) остается неизменной
Ответ в

13. Медиану предпочтительнее использовать:
а) при большой серии измерений
б) при небольшой серии измерений
Ответ а

14. В числе 0,03560 значащих цифр: а) 3 б) 4 в) 5 г)
Ответ в

15. Медиана выборки из четного числа значений – это …
а) среднее арифметическое ряда
б) среднее арифметическое двух срединных значений ряда
в) среднее арифметическое двух крайних значений ряда
Ответ б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1.Составляющая погрешности средства измерения, принимаемая постоянной или закономерно изменяющейся, - … погрешность
Ответ:систематическая
2.Вид сертификации, которая осуществляется только по инициативе заявителя:
Ответ добровольная
3.После проведения сертификационных испытаний испытательная лаборатория выдает заявителю…
Ответ: сертификат
4...наука об измерениях, методах и средствах обеспечения единства и требуемой точности измерений.
Ответ:метрология
5.Метрологию разделяют на три раздела ....., «Прикладная (практическая) метрология» и «Законодательная метрология».
Ответ: «Теоретическая метрология»
6......— это раздел метрологии, включающий комплексы взаимосвязанных и взаимообусловленных общих правил, а также другие вопросы, нуждающиеся в регламентации и контроле со стороны государства, направленные на обеспечение единства измерений и единообразия средств измерений.
Ответ: законодательная
7.Совокупность ... и производных единиц называется системой единиц физических величин.
Ответ: основных
8. .... — совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений, иначе говоря, организация, отдельное предприятие или отдельное структурное подразделение, на которое возложена ответственность за обеспечение единств измерений.
Ответ: Метрологическая служба
9. Слово .... в переводе с латинского означает — подтверждаю, удостоверяю
Ответ: «сертификация»
10.Нестабильность показаний прибора, т.е. алгебраическая разность между наибольшими и наименьшими результатами измерений при многократных измерениях одной и той же величины в неизменных условиях называется:...
Ответ . вариацией показани11.
11.Отклонение результатов измерений от истинного (действительного) значения измеряемой величины называется:...
Ответ: погрешностью измерений
12.Средства измерений, которые выпускаются в промышленности, подвергаются...
Ответ:Поверк
13.Условное обозначение: Национальные стандарты РФ -
Ответ: ГОСТ Р
14.. Нормативный документ, который утверждается международной организацией по стандартизации
Ответ :2. Международный стандарт
15.Процедура, посредством которой третья сто¬рона дает письменную гарантию, что услуга соответствует заданным требованиям...
Ответ: сертификация
16.Условное обозначение: Международные стандарты
Ответ: ISO (ИСО)
17.Получение информации о размере физической или нефизической величины -...
Ответ: измерение
18.После проведения сертификационных испытаний испытательная лаборатория выдает заявителю…
Ответ: сертификат
19.Погрешности делят на случайные и ...
Ответ: систематические
20.Сертификация бывает обязательная и ...
Ответ: добровольная

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
«Хорошо»: выполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
«Удовлетворительно»: выполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
«Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1074
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.М. Червяков, А.О. Пилягина, П.А. Галкин Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444677
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сергеев А.Г., Терегеря В.В. Метрология, стандартизация и сертификация в 2 ч. Часть 2. Стандартизация и сертификация:/- 3-е изд.- ,.- : Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Таренко, Б.И. Метрология, взаимозаменяемость, стандартизация и сертификация : тексты лекций / Б.И. Таренко, Р.А. Усманов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный технологический университет». - Казань : КНИТУ, 2011. - 222 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258595
Э2 Метрология, стандартизация и сертификация portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Министерство здравоохранения рф: официальный сайт. (http://www.rosminzdrav.ru)
5. Научно-практический и учебно-методический журнал бжд. (http://www.novtex.ru)
6. Нормативная документация по охране труда (http://www.tehdoc.ru)
7. Официальный сайт министерства транспорта рф. (http://www.mintrans.ru)
8. Официальный сайт мчс. (http://www.mchs.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1. Просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2. Полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3. Если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4. Психологически настроиться на лекцию.
Методические указания к практическим (семинарским) занятиям
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам (заданиям); выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных (практических) задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.

Методические указания к зачету
Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.