Закреплена за кафедрой | Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии |
---|---|
Направление подготовки | 20.03.01. Техносферная безопасность |
Профиль | Безопасность жизнедеятельности в техносфере |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 20_03_01_Техносферная безопасность_БЖвТ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой доктор хим.наук, доцент С.В. Темерев
1.1. | Целью дисциплины является формирование у студентов знаний, умений и навыков в области метрологии, стандартизации и сертификации для обеспечения эффективности производственной и других видов деятельности с учетом современного состояния и проблем. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-1 | Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека; |
ОПК-1.1 | Знает методы и технологии защиты от чрезвычайных ситуаций применительно к сфере своей профессиональной деятельности; основные закономерности технических и технологических процессов и принципы их моделирования; основы расчетов аппаратов для осуществления процессов защиты окружающей среды и обеспечения безопасности человека с учетом современных тенденций развития вычислительной техники, информационных технологий в области обеспечения техносферной безопасности; основные понятия, категории и инструменты анализа систем обеспечения безопасности; основы современных компьютерных технологий, измерительной и вычислительной техники в области техносферной безопасности, а также инженерной защиты на потенциально опасных производственных объектах |
ОПК-1.2 | Использует Internet-ресурсы, полнотекстовые базы данных и каталогов, электронные журналы и патенты, поисковые ресурсы для поиска информации в области техносферной безопасности; выбирает конкретные пункты положений и должностных инструкций применительно к сфере своей профессиональной деятельности |
ОПК-1.3 | Проводит расчеты процессов и аппаратов защиты окружающей среды с использованием экспериментальных и справочных данных; на основании закономерностей основных технологических процессов потенциально опасных производственных объектов и процессов, протекающих в окружающей среде, правильно выбирает оптимальные типы и конструкции машин и аппаратов с учетом современных тенденций развития вычислительной техники, информационных технологий в области обеспечения техносферной безопасности |
ОПК-1.4 | Осуществляет моделирование возможных чрезвычайных ситуаций, возникновение опасностей и их предотвращение на потенциально опасных производственных объектах с помощью измерительной и вычислительной техники, современных компьютерных технологий |
ОПК-1.5 | Анализирует технологии выполнения наиболее типичных операций применительно к сфере своей деятельности; использует приемы первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций применительно к сфере своей деятельности |
ОПК-1.6 | Использует методы математических, химических, технологических расчетов процессов и аппаратов, методики выбора аппаратов из числа стандартных с учетом современных тенденций развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении профессиональных задач |
ОПК-1.7 | Осуществляет обработку и интерпретацию результатов в области техносферной безопасности, инженерной защиты на потенциально опасных производственных объектах с помощью измерительной и вычислительной техники, а также современных информационных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОПК-1.1. Знает методы и технологии защиты от чрезвычайных ситуаций применительно к сфере своей профессиональной деятельности; основные закономерности технических и технологических процессов и принципы их моделирования; основы расчетов аппаратов для осуществления процессов защиты окружающей среды и обеспечения безопасности человека с учетом современных тенденций развития вычислительной техники, информационных технологий в области обеспечения техносферной безопасности; основные понятия, категории и инструменты анализа систем обеспечения безопасности; основы современных компьютерных технологий, измерительной и вычислительной техники в области техносферной безопасности, а также инженерной защиты на потенциально опасных производственных объектах. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-1.2. Использует Internet-ресурсы, полнотекстовые базы данных и каталогов, электронные журналы и патенты, поисковые ресурсы для поиска информации в области техносферной безопасности; выбирает конкретные пункты положений и должностных инструкций применительно к сфере своей профессиональной деятельности; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОПК-1.3. Проводит расчеты процессов и аппаратов защиты окружающей среды с использованием экспериментальных и справочных данных; на основании закономерностей основных технологических процессов потенциально опасных производственных объектов и процессов, протекающих в окружающей среде, правильно выбирает оптимальные типы и конструкции машин и аппаратов с учетом современных тенденций развития вычислительной техники, информационных технологий в области обеспечения техносферной безопасности; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Метрология | ||||||
1.1. | Понятие метрологии и правовые основы метрологической деятельности. Важнейшие метрологические понятия | Лекции | 5 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Понятие о методах и средствах измерений.Характеристика средств измерений | Лекции | 5 | 2 | ||
1.3. | Метрологические службы - Российские и международные | Лекции | 5 | 1 | ||
1.4. | Точность, правильность, прецизионность результатов анализа | Лекции | 5 | 2 | ||
1.5. | Точность, правильность, прецизионность результатов анализа | Практические | 5 | 2 | ||
1.6. | Классификация видов, методов измерений. Классификация средств измерений. | Сам. работа | 5 | 6 | ||
1.7. | Применение статистических методов к малой выборке.Сравнение двух средних результатов. Арифметические действия с приближенными числами. | Практические | 5 | 2 | ||
1.8. | Исключение данных. Q – критерий, F и G критерий | Практические | 5 | 2 | ||
1.9. | Понятие метрологии и правовые основы метрологической деятельности. Важнейшие метрологические понятия | Сам. работа | 5 | 6 | ||
1.10. | Точность, правильность, прецизионность результатов анализа | Сам. работа | 5 | 6 | ||
Раздел 2. Стандартизация | ||||||
2.1. | Понятие стандартизации. Исторические основы стандартизациию | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Правовые основы стандартизации | Лекции | 5 | 1 | ||
2.3. | Обьекты стандартизации. методы стандартизации | Лекции | 5 | 2 | ||
2.4. | Основные положения ГСС. Международные организации по стандартизации | Лекции | 5 | 1 | ||
2.5. | Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов | Лекции | 5 | 1 | ||
2.6. | Понятие стандартизации. Исторические основы стандартизациию | Практические | 5 | 2 | ||
2.7. | Правовые основы стандартизации | Практические | 5 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Основные положения ГСС. Международные организации по стандартизации | Практические | 5 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2 | Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Основные положения ГСС. Международные организации по стандартизации | Лекции | 5 | 0 | ||
2.10. | Понятие стандартизации. Исторические основы стандартизациию | Сам. работа | 5 | 6 | ||
2.11. | Цели стандартизации.Обьекты стандартизации. методы стандартизации | Сам. работа | 5 | 6 | ||
2.12. | Основные положения ГСС. Международные организации по стандартизации | Сам. работа | 5 | 6 | ||
Раздел 3. Сертификация | ||||||
3.1. | Сущность сертификации.Исторические основы развития сертификации. Цели сертификации. | Лекции | 5 | 1 | ОПК-1.4, ОПК-1.5 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Основные цели и обьекты сертификации | Лекции | 5 | 1 | ||
3.3. | Развитие сертификации на международном, региональном и национальном уровне.Органы по сертификации и испытательные лаборатории. | Лекции | 5 | 1 | ||
3.4. | Схемы сертификации. Системы качества. Сертификация услуг. | Лекции | 5 | 1 | ||
3.5. | Обязательная и добровольная сертификация. Роль сертификации в повышении качества продукции. | Лекции | 5 | 1 | ОПК-1.1, ОПК-1.4 | Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Правила и порядок проведения сертификации. | Лекции | 5 | 1 | ||
3.7. | Система аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий | Лекции | 5 | 1 | ||
3.8. | Развитие сертификации на международном, региональном и национальном уровне.Органы по сертификации и испытательные лаборатории. | Практические | 5 | 2 | ||
3.9. | Схемы сертификации. Системы качества. Сертификация услуг. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.1, Л2.1 |
3.10. | Обязательная и добровольная сертификация. Роль сертификации в повышении качества продукции. | Практические | 5 | 2 | ||
3.11. | Аккредитация (процедура). Системы сертификации. Сертификат соответствия. Знак соответствия. | Практические | 5 | 4 | ||
3.12. | Сущность сертификации.Исторические основы развития сертификации. Цели сертификации. | Сам. работа | 5 | 6 | ||
3.13. | Обязательная и добровольная сертификация. Роль сертификации в повышении качества продукции. | Сам. работа | 5 | 8 | ||
3.14. | Схемы сертификации. Системы качества. Сертификация услуг. | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-1.3, ОПК-1.4 | Л1.1, Л2.1 |
3.15. | Аккредитация (процедура). Системы сертификации. Сертификат соответствия. Знак соответствия. | Сам. работа | 5 | 8 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1074 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4 1. Метод анализа лишь тогда может давать правильные значения, когда он свободен от … а) случайных ошибок б) от случайных и систематических ошибок в) от систематических ошибок Ответ б 2. Инструментальные ошибки, ошибки метода, индивидуальные ошибки обычно относят к … а) систематическим б) случайным Ответ а 3. Величина … ошибки характеризует правильность метода а) случайной б) систематической Ответ б 4. Воспроизводимость измерений характеризуют … а) случайные погрешности б) систематические погрешности в) систематические и случайные погрешности Ответ а 5. Если a=0,95 это означает, что при большом числе определений результаты каждых 95 определений из100 будут попадать в доверительный интервал равный а) х ± s г) х ± 4s б) х ± 2s д) х ± s2 в) х ± 3s е) х ± s-1 Ответ б 6. С уменьшением числа измерений при одной и той же надежности доверительный интервал а) уменьшается б) увеличивается в) остается неизменным Ответ а 7. Нормальное распределение применимо … а) для большого числа измерений б) для малого числа измерений Ответ б 8. Если результат анализа (а) вычисляется из произведения измеренных величин ( х и у), то относительная ошибка результата ( а) равна … а) разности относительных ошибок измеренных величин ( х и у) б) частному относительных ошибок измеренных величин ( х и у) в) произведению относительных ошибок измеренных величин ( х и у) г) сумме относительных ошибок измеренных величин ( х и у) Ответ г 9. Сколько значащих цифр содержится в числе 4,2580*10-6? а) 4; б)5; в) 6; г) 10; д) 11; е) 9 Ответ б 10. Сколько значащих цифр содержится в числе 0,000364500? а) 4; б) 6; в) 9; г) 10; д) 8 Ответ б 11. При умножении содержащего ошибку числа на свободное от ошибки число относительная ошибка а) увеличивается б) уменьшается в) остается неизменной Ответ в 12. При умножении содержащего ошибку числа на свободное от ошибки число абсолютная ошибка а) увеличивается б) уменьшается в) остается неизменной Ответ в 13. Медиану предпочтительнее использовать: а) при большой серии измерений б) при небольшой серии измерений Ответ а 14. В числе 0,03560 значащих цифр: а) 3 б) 4 в) 5 г) Ответ в 15. Медиана выборки из четного числа значений – это … а) среднее арифметическое ряда б) среднее арифметическое двух срединных значений ряда в) среднее арифметическое двух крайних значений ряда Ответ б Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: 85 % - отлично 70 % - хорошо 50 % - удовлетворительно Менее 50 % - неудовлетворительно ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА: 1.Составляющая погрешности средства измерения, принимаемая постоянной или закономерно изменяющейся, - … погрешность Ответ:систематическая 2.Вид сертификации, которая осуществляется только по инициативе заявителя: Ответ добровольная 3.После проведения сертификационных испытаний испытательная лаборатория выдает заявителю… Ответ: сертификат 4...наука об измерениях, методах и средствах обеспечения единства и требуемой точности измерений. Ответ:метрология 5.Метрологию разделяют на три раздела ....., «Прикладная (практическая) метрология» и «Законодательная метрология». Ответ: «Теоретическая метрология» 6......— это раздел метрологии, включающий комплексы взаимосвязанных и взаимообусловленных общих правил, а также другие вопросы, нуждающиеся в регламентации и контроле со стороны государства, направленные на обеспечение единства измерений и единообразия средств измерений. Ответ: законодательная 7.Совокупность ... и производных единиц называется системой единиц физических величин. Ответ: основных 8. .... — совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений, иначе говоря, организация, отдельное предприятие или отдельное структурное подразделение, на которое возложена ответственность за обеспечение единств измерений. Ответ: Метрологическая служба 9. Слово .... в переводе с латинского означает — подтверждаю, удостоверяю Ответ: «сертификация» 10.Нестабильность показаний прибора, т.е. алгебраическая разность между наибольшими и наименьшими результатами измерений при многократных измерениях одной и той же величины в неизменных условиях называется:... Ответ . вариацией показани11. 11.Отклонение результатов измерений от истинного (действительного) значения измеряемой величины называется:... Ответ: погрешностью измерений 12.Средства измерений, которые выпускаются в промышленности, подвергаются... Ответ:Поверк 13.Условное обозначение: Национальные стандарты РФ - Ответ: ГОСТ Р 14.. Нормативный документ, который утверждается международной организацией по стандартизации Ответ :2. Международный стандарт 15.Процедура, посредством которой третья сто¬рона дает письменную гарантию, что услуга соответствует заданным требованиям... Ответ: сертификация 16.Условное обозначение: Международные стандарты Ответ: ISO (ИСО) 17.Получение информации о размере физической или нефизической величины -... Ответ: измерение 18.После проведения сертификационных испытаний испытательная лаборатория выдает заявителю… Ответ: сертификат 19.Погрешности делят на случайные и ... Ответ: систематические 20.Сертификация бывает обязательная и ... Ответ: добровольная КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос. «Хорошо»: выполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др. «Удовлетворительно»: выполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками. «Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1074 |
Приложения |
Приложение 1.
![]() |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.М. Червяков, А.О. Пилягина, П.А. Галкин | Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие | ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444677 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Сергеев А.Г., Терегеря В.В. | Метрология, стандартизация и сертификация в 2 ч. Часть 2. Стандартизация и сертификация:/- 3-е изд.- ,.- : Учебник и практикум | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Таренко, Б.И. Метрология, взаимозаменяемость, стандартизация и сертификация : тексты лекций / Б.И. Таренко, Р.А. Усманов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный технологический университет». - Казань : КНИТУ, 2011. - 222 с. | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258595 | ||
Э2 | Метрология, стандартизация и сертификация | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно) Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно) Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно) 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно) Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно) ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно) Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно) Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно) Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024) Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно) Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно) Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4. Министерство здравоохранения рф: официальный сайт. (http://www.rosminzdrav.ru) 5. Научно-практический и учебно-методический журнал бжд. (http://www.novtex.ru) 6. Нормативная документация по охране труда (http://www.tehdoc.ru) 7. Официальный сайт министерства транспорта рф. (http://www.mintrans.ru) 8. Официальный сайт мчс. (http://www.mchs.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
521К | лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL. |
Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме. В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине. При подготовке к лекции рекомендуется: 1. Просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал; 2. Полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции; 3. Если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая; 4. Психологически настроиться на лекцию. Методические указания к практическим (семинарским) занятиям Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам (заданиям); выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных (практических) задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов. Методические указания к зачету Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине. Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний. |