МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология в техносфере

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_03_01_Техносферная безопасность_БЖвТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рецензент(ы):
д.х.н., доцент, Смагин В.П.;к.х.н., доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Экология в техносфере

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов фундаментальных знаний теоретических основ общей экологии, ее основных понятий и современных концепций, методов оценки воздействия объектов техносферы на окружающую среду, методов и способов рационального использования природных ресурсов и вторичных ресурсов, управления потоками отходов и применения экобиозащитных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен обеспечивать безопасность человека и сохранение окружающей среды, основываясь на принципах культуры безопасности и концепции риск-ориентированного мышления;
ОПК-2.1 Знает основы обеспечения безопасности человека и сохранения окружающей среды, основываясь на принципах культуры безопасности и концепции риск-ориентированного мышления
ОПК-2.2 Умеет идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; разрабатывать мероприятия по повышению экологической и производственной безопасности, обеспечению безопасности человека и сохранению окружающей среды, основываясь на принципах культуры безопасности и оценки профессиональных рисков
ОПК-2.3 При решении профессиональных задач владеет навыками проведения профилактических мероприятий по предупреждению несчастных случаев среди граждан, находящихся в зонах потенциально опасных объектов; оценивания возможных рисков и обеспечения их на уровне допустимых значений для создания безопасных условий жизнедеятельности человека и сохранения окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1. Знает основы обеспечения безопасности человека и сохранения окружающей среды, основываясь на принципах культуры безопасности и концепции риск-ориентированного мышления.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2. Умеет идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; разрабатывать мероприятия по
повышению экологической и производственной безопасности, обеспечению безопасности человека и сохранению окружающей среды, основываясь на принципах культуры безопасности и оценки профессиональных рисков
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.3. При решении профессиональных задач владеет навыками проведения профилактических мероприятий по предупреждению несчастных случаев среди граждан, находящихся в зонах потенциально опасных объектов; оценивания возможных рисков и
обеспечения их на уровне допустимых значений для создания безопасных условий жизнедеятельности человека и сохранения окружающей среды

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая экология
1.1. Предмет и задачи экологии Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.2. Биосфера – живая оболочка Земли. Строение биосферы Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.3. Важнейшие экологические факторы и адаптация к ним организмов Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.4. Важнейшие экологические факторы и адаптация к ним организмов Сам. работа 4 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
Раздел 2. Экология в техносфере
2.1. Биогеохимические циклы наиболее важных для жизни организмов биогенных веществ Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.2. Среда и экологические факторы среды Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.3. Антропогенные воздействия на биосферу Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.4. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Технологические революции Практические 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.5. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Технологические революции Сам. работа 4 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.6. Основные источники и последствия загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.7. Загрязнение атмосферы и гидросферы Практические 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.8. Нормирование качества окружающей среды Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.9. Нормирование воздействия на окружающую среду Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.10. Переработка отходов. Мониторинг окружающей среды Практические 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.11. Переработка отходов. Мониторинг окружающей среды Сам. работа 4 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.12. Влияние энергетики и транспорта на окружающую среду Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.13. Влияние энергетики и транспорта на окружающую среду Сам. работа 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.14. Международное сотрудничество в области окружающей среды Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.15. Международное сотрудничество в области окружающей среды Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.16. Природоохранная деятельность Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.17. Международное сотрудничество в области окружающей среды Сам. работа 4 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.18. Экологические проблемы РФ. Глобальные экологические проблемы Сам. работа 4 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.19. Природоохранная деятельность Сам. работа 4 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.20. Основы экологического права, профессиональная ответственность Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.21. Экологические проблемы РФ. Глобальные экологические проблемы Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.22. Загрязнение атмосферы и гидросферы Сам. работа 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.23. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторным работам Сам. работа 4 14 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2961
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2 Способен обеспечивать безопасность человека и сохранение окружающей среды, основываясь на принципах культуры безопасности и концепции риск-ориентированного мышления
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Термин «экология» предложил:
1) Э. Геккель;
2) Ч. Дарвин;
3) А. Тенсли.
Ответ: 1
Вопрос 2. Основная функциональная единица в экологии:
1) популяция;
2) экосистема;
3) биоценоз.
Ответ: 2
Вопрос 3. Раздел экологии, задачей которой является установление пределов существования особи (организма):
1) дэмэкология;
2) cинэкология;
3) эйдэкология.
Ответ: 1
Вопрос 4. Какие из перечисленных ниже организмов являются неклеточными:
1) грибы;
2) вирусы;
3) растения.
Ответ: 2.
Вопрос 5. Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют:
1) биотическими;
2) абиотическими;
3) экологическими.
Ответ: 3
Вопрос 6. Показателем процветания популяций в экосистеме служит:
1) их высокая численность;
2) связь с другими популяциями;
3) связь между особями популяции.
Ответ: 1
Вопрос 7. Приспособленность к среде обитания:
1) присуща живым организмам с момента появления их на свет;
2) является результатом длительного естественного отбора;
3) возникает путем длительных тренировок организма.
Ответ: 2
Вопрос 8. При увеличении численности популяции внешние условия становятся сдерживающим фактором и приводят к:
1) внутривидовой конкуренции;
2) мутациям;
3) межвидовой конкуренции.
Ответ: 1
Вопрос 9. Как называется весь комплекс совместно живущих и связанных друг с другом видов животных:
1) биоценоз;
2) фитоценоз;
3) зооценоз.
Ответ: 3
Вопрос 10. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:
1) парниковым эффектом;
2) уменьшением объема грунтовых вод;
3) загрязнением водоемов.
Ответ: 3
Вопрос 11. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:
1) угарного газа;
2) углекислого газа;
3) оксидов серы.
Ответ: 2
Вопрос 12. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:
1) инфекционные болезни;
2) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;
3) болезни пищеварительного тракта.
Ответ: 2
Вопрос 13. Процесс потребления вещества и энергии называется:
1) катаболизмом;
2) экскрецией;
3) питанием.
Ответ: 3
Вопрос 14. Как называется источник возникновения новых аллелей при изменении генетической структуры популяции:
1) мутация;
2) дрейф генов;
3) неслучайное скрещивание.
Ответ: 1
Вопрос 15. Как называют совокупность популяций разных живых организмов (растений, животных и микроорганизмов) обитающих на определенной территории:
1) биоценоз;
2) фитоценоз;
3) микробоценоз.
Ответ: 1

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Раздел экологии, изучающий жизнь сообществ организмов (экосистем, биогеоценозов) называется ____
Ответ: синэкология.
2. Какие вещества образуются при фотосинтезе?
Ответ: кислород и углеводы.
3. Чем вызваны экологические проблемы в первую очередь?
Ответ: высокими темпами прогресса.
4. Популяция - это ___
Ответ: совокупность способных к самовоспроизводству особей одного вида, которая длительно существует в определенной части ареала относительно обособлено от других совокупностей того же вида.
5. При формировании ярусности в лесном сообществе лимитирующим фактором является ____
Ответ: свет.
5.. Наиболее прогрессивным на сегодняшний день является метод обеззараживания воды ___
Ответ: озонирование.
6.. Укажите вторичный энергетический ресурс.
Ответ: тепло продуктов сгорания.
7. Укажите физические загрязнители окружающей природной среды.
Ответ: шум, вибрация, электромагнитные излучения.
8. Разделов экологии включающий комплекс мероприятий, направленных на обеспечение сохранения здоровья человека и защиту окружающей природной среды - ___
Ответ: инженерная экология.
9. К какой группе организмов относится человек?
Ответ: консументы.
10. Как называется благоприятная зона экологического фактора?
Ответ: оптимум.
11. Максимальное количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени может быть сброшено данным предприятием в водоем, называется ____
Ответ: ПДС - предельно допустимый сброс.
12. Максимальное количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени может быть выброшено данным предприятием в атмосферу, называется ___
Ответ: ПДВ - предельно допустимый выброс.
4) ПДК сред. сут.
5) ПДК макс. раз.
13. Выпадение кислотных дождей связано с ___
Ответ: выбросами в атмосферу диоксида серы, оксидов азота.
14. Какую функцию выполняет озоновый слой атмосферы?
Ответ: является защитным экраном от ультрафиолетовых лучей.
15. Факторы, порожденные человеком и воздействующие на окружающую среду, называются ____
Ответ: антропогенные.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета(для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Основные термины и определения. Понятия экологии, окружающей среды и ее охраны,
рационального природопользования
2. Определение общей экологии, ее основные понятия, цели и задачи.
3. Прикладные направления экологии.
4. Понятие биологической системы (биосистемы). Основные уровни организации биосистем, их иерархия. Основные методы экологических исследований.
5. Общая экология. Организм и среда его обитания. Понятие аутэкологии.
6. Понятия среды, экологического фактора. Факторы естественные, естественно-
антропогенные ("нарушения") и искусственные ("загрязнения").
7. Понятия абиотического и биотического фактора. Основные абиотические факторы.
Климатические условия. Гидрогеологические и гидрологические условия. Орографические факторы, роль рельефа. Химические факторы среды.
8. Основные биотические факторы. Взаимодействие абиотических и биотических факторов, их совместное действие на биосистемы. Концепция лимитирующих факторов.
9. Понятия "экологической ниши". Адаптация живых организмов к экологическим
факторам. Виды адаптации.
10. Понятие популяции. Основные статические и динамические характеристики популяции. Понятие синэкологии.
11. Понятия сообщества и биоценоза.
12. Основные типы межпопуляционных взаимоотношений.
13. Понятие экосистемы – ключевое понятие современной экологии.
14. Понятие биогеоценоза. Основные статические и динамические, структурные и функциональные характеристики экосистемы.
15. Потоки вещества, энергии и информации в экосистеме.
16. Трофические цепи и трофическая сеть.
17. Первичная и вторичная продукция и деструкция органического вещества в биоценозах.
Гомеостаз, упругая и резистентная устойчивость и сукцессия экосистем. Основные типы
сукцессий.
18. Основы экологического моделирования. Экосфера Земли. Биосфера Земли, ее
структура.
19. Понятия живого, биогенного, биокосного и косного вещества.
20. Круговорот вещества и энергии в биосфере. Динамика и развитие биосферы.
21. Основы экологии человека. Место и роль человека в биосфере. Ноосфера.
22. Глобальные и региональные экологические проблемы.
23. Основы экологического нормирования.
24. Принципы экологического подхода к оценке и анализу процессов и явлений, происходящих в окружающей среде.
25. Основные направления негативного воздействия промышленных производств на биосферу.
26. Основные пути уменьшения материало- и энергоемкости производства, переработки и утилизации отходов.
27. Значение и проблемы организации безотходных и малоотходных технологий. Методологические основы выделения природно-промышленных систем (ППС), понятие о биогеоценоэе и ноосфере.
28. Нарушения и загрязнения природных компонентов. Классификация форм изменения природных компонентов под воздействием производства.
29. Геомеханические и геохимические изменения, причины (источники) их возникновения, формы нарушения и загрязнения земель, их основные параметры.
30. Гидродинамические и гидросферные изменения, источники и формы нарушения и
31. загрязнения поверхности вод, их основные параметры.
32. Аэродинамические и атмосферные изменения, источники нарушения и загрязнения атмосферы, формы этих изменений и их параметры.
33. Изменение компонентов "живой" природы (растительности, животного мира и микроорганизмов) под воздействием производства.
34. Виды физического воздействия на природную среду.
35. Воздействие производства на природную среду. Основные понятия, термины и определения. Источники воздействия и их классификация.
36. Принципы создания экологически чистых производств и технологий.
37. Характеристика экологического ущерба. Эколого-экономическая эффективность охраны окружающей среды.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Для промышленного предприятия, расположенного на ровной местности,
1) рассчитать величину максимальной концентрации вредного вещества у земной поверхности, прилегающей к предприятию, при выбросе из трубы нагретой газовоздушной смеси;
2) определить расстояние от источника выброса, на котором достигается величина максимальной приземной концентрации вредных веществ (по оси факела);
3) определить фактическую концентрацию вредного вещества у поверхности земли с учетом фонового загрязнения воздуха и дать оценку рассчитанного уровня загрязнения воздуха в приземном слое промышленными выбросами путем сравнения со среднесуточной предельно допустимой концентрацией (ПДК);
4) определить опасную скорость ветра и рассчитать значения приземных концентраций вредных веществ в атмосфере по оси факела выброса на расстояниях 50м и 500м от источника выброса;
5) рассчитать предельно допустимый выброс вредного вещества.
2. Вычислить концентрацию наиболее вредного компонента после разбавления водой реки сточной воды предприятия в месте водопользования и проследить изменение этой концентрации по фарватеру реки. Определить предельно допустимый сток (ПДС) по заданному компоненту в стоке.
3. Определить массу и объем осадка, образовавшегося после очистки бытовых сточных вод, который допустимо использовать в качестве удобрения для сельскохозяйственного объекта.
4. Определить размер платежей за загрязнение атмосферного воздуха при сжигании топлива (угля) в котельной, расположенной в городе Западно-Сибирского района РФ.
5. Для сохранения экологического равновесия в районе застройки определить его демографическую емкость. Полученные расчетные значения представить в виде гистограммы, сопоставить между собой.

Критерии оценивания
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Г.В. Тягунова, Ю.Г. Ярошенко Экология : учебник М. : Логос, 2013 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233716
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Информационно-справочная система Консультант плюс (http://www.consultant.ru)
2. Научная электронная библиотека (https://elibrary.ru Научная электронная библиотека)
3. Реферативная база данных ВИНИТИ РАН (http://www.viniti.ru).
4. Реферативно-библиографическая база данных научной периодики «Web of Science» (http://www.webofknowledge.com/).
5. Сеть патентной информации Европейского патентного ведомства «Espacenet» (http://worldwide.espacenet.com/).
6. Информационный ресурс SpringerLinc (https://link.springer.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106аК учебная аудитория кафедры физической и неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 2 шт.; доска маркерная - 1 шт.; проектор: марка Optoma - 1 единица; стационарный экран; модели кристаллических структур; набор моделей атомов со стержнями для составления моделей молекул, деревянные модели кристаллов; дифрактограммы веществ; таблицы Гиллера; числовые ключи Ханаваля; алфавитный указатель; рентгеновская картотека JCPDS.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
• Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
• Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
• Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.