МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культура безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_03_01_Техносферная безопасность_БЖвТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., Доцент, Лейтес Е.А.

Рецензент(ы):
к.х.н., Доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Культура безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.В. Темерев, доктор.хим.наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой С.В. Темерев, доктор.хим.наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирования навыка пропагандирования культуры безопасности населения и безопасного поведения в ЧС.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен обеспечивать безопасность человека и сохранение окружающей среды, основываясь на принципах культуры безопасности и концепции риск-ориентированного мышления;
ОПК-2.1 Знает основы обеспечения безопасности человека и сохранения окружающей среды, основываясь на принципах культуры безопасности и концепции риск-ориентированного мышления
ОПК-2.2 Умеет идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; разрабатывать мероприятия по повышению экологической и производственной безопасности, обеспечению безопасности человека и сохранению окружающей среды, основываясь на принципах культуры безопасности и оценки профессиональных рисков
ОПК-2.3 При решении профессиональных задач владеет навыками проведения профилактических мероприятий по предупреждению несчастных случаев среди граждан, находящихся в зонах потенциально опасных объектов; оценивания возможных рисков и обеспечения их на уровне допустимых значений для создания безопасных условий жизнедеятельности человека и сохранения окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы формирования культуры безопасности;
цели и задачи обеспечения безопасности;
методы организации, планирования и реализации работы исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды.
3.2.Уметь:
3.2.1.формировать культуру безопасности4
пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и окружающей среды;
организовывать, планировать и реализовывать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.культурой безопасности и рискориентированным мышлением;
методами пропаганды целей и задач в области обеспечения безопасности человека и окружающей среды;
навыками организации, планирования и реализации работы исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Культура безопасности: основные понятия, история правой аспект, методы флрмирования
1.1. Культура безопасности: основные термины и понятия Культура безопасности: исторический аспект Лекции 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Культура безопасности: нормативно-правовое регулирование в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Культура безопасности: нормативно-правовое регулирование в области промышленной безопасности Лекции 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Способы формирования культуры безопасности Типы образовательных учреждений, для формирования культуры безопасности Системы формирования культуры безопасности Типы занятий по формированию культуры безопасности Практические 8 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Выбор методов формирования культуры безопасности в связи возрастными особенностями обучающихся Основные методы формирование культуры безопасности Пассивные методы Активные методы Кейс-метод Метод проектов Метод проблемного обучения Лекции 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Метод развития критического мышления Эвристический метод Исследовательский метод Метод модульного обучения 1. Разработка урока для средней школы ( 5-9 класы по ФГОС), с учетом деятельностного подхода. Студент выбирает тему самостоятельно, пророгамме: Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников. М.: Просвещение, 2014. Сам. работа 8 14 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Методы формирование культуры безопасности дошкольников Сам. работа 8 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Методы формирование культуры безопасности школьников Практические 8 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Методы формирование культуры безопасности студентов Лекции 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. Приемы мотивации и целеполагания при формировании культуры безопасности Лекции 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Формирование культуры безопасности населения на производстве. Формирование культуры безопасности населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
2.1. Методы формирование культуры безопасности работников организации и предприятий Методы формирование культуры безопасности населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Лекции 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. ССБТ СУОТ ССБТ Практические 8 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Вводный инструктаж Инструктаж первичный на рабочем месте Инструктаж повторный Инструктаж внеплановый Инструктаж целевой Инструктаж по пожарной безопасности 2. Разрабортка первичного инструктажа на рабочем месте с учетом ССБТ и ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" (вместе с "Программами обучения безопасности труда") Сам. работа 8 14 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Обучение и проверка знаний рабочих, специалистов и руководителей по безопасности труда Обучение безопасности труда в форме индивидуальной стажировки Практические 8 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Особенности организации обучения безопасности труда непосредственно на работе Практические 8 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Обучение безопасности туда в виде специального обучения безопасным методам и приемам выполнения работ Лекции 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. Обучение безопасности труда в форме отдельного курса обучения с итоговой проверкой знаний Сам. работа 8 14 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.8. Организация процесса обучения безопасности труда Практические 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.9. Основные задачи подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Лица, подлежащие обучению, в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Сам. работа 8 14 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.10. Организация ГО на предприятии Лекции 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.11. Особенности охраны труда в отдельных отраслях производства Лекции 8 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2
Открытые тесты:
1. Сколько способов имеет переноска пораженного двумя носильщиками?
А) 1
Б) 3
В) 5
Г) 2
Ответ Г -2
2. В каких случаях применяется переноска на руках?
А) Пострадавший находится без сознания.
Б) Пострадавший находится в сознании ,не имеет переломов конечностей ,позвоночника ,
костей таза и рёбер.
В) Пострадавший находится в сознании ,имеет переломы конечностей.
Г) Пострадавший находится в сознании, имеет ранение живота.
Ответ Б
3. В местах погрузки организуют:
А) Простейшие противошоковые мероприятия.
Б) Сортировку пораженных по срочности и способу доставки в отряд первой медицинской помощи.
В) Проверку правильности наложения повязок и в случае необходимости исправление их.
Г) Все выше перечисленные
ОТВЕТ:Г) Все выше перечисленные
4. Как пострадавших с травмой живота укладываются на носилки ?
А) На спину с полусогнутыми в коленях ногами.
Б) На спину с прямыми ногами.
В) На бок
Г) Ни один из ответов не является правильным.
Ответ Ф
5. В каких случаях осуществляется Переноска поражённого на «замке».
А) когда поражённый в сознании, либо не имеет переломов, либо с переломами,например,
тазабедренного сустава
Б) когда пораженный без сознания и имеет переломы
В) когда поражённый в сознании не имеет переломов, либо с переломами, например,
верхних конечностей, голени, стопы (после транспортной иммобилизации).
Г) когда пораженный без сознания с переломами, например, верхних конечностей,
голени, стопы (после транспортной иммобилизации).
Ответ В
6. Переноска «друг за другом» может использоваться в тех случаях, когда поражённый
А) в сознании , но не имеет переломов
Б) без сознания, но не имеет переломов
В)без сознания, имеет переломы
Г)в сознании , имеет переломы
Ответ Г
7. Как пострадавших с ранением в затылок и спину укладываются на носилки
А) На спину с полусогнутыми в коленях ногами.
Б) На спину с прямыми ногами.
В) На бок
Г)все выше перечисленные
Ответ В
8. В первую очередь эвакуируют
А) детей и пораженных, находящихся в шоковом состоянии, имеющих наложенные жгуты (закрутки),
проникающие ранения грудной клетки (открытый пневмоторакс) и брюшной полости
(выпадение внутренностей),
Б) пораженных извлеченных из завалов, с развивающимся синдромом длительного раздавливания,
В) пораженных с обширными ожогами и другими тяжелыми поражениями.
Г) все выше перечисленные
Ответ Г
9. Переноска на лямке, сложенной «восьмеркой», возможна при отсутствии у поражённого
А)переломов нижних конечностей,
Б)позвоночника, костей таза,
В) травматического повреждения обеих рук.
Г) Все выше перечисленные
Ответ Г
11.Какую помощь вы НЕ можете оказать пострадавшим до приезда сотрудников скорой помощи?
а) Остановить кровотечение
б)Сделать обезболивающую инъекцию
в)Произвести иммобилизацию пострадавшей конечности
Ответ Б
12.Какой вид транспортировки пострадавшего подойдет при травме локтевого сустава, если
пострадавший находится в сознании?
а)Передвижение с одним сопровождающим
б)Передвижение на сиденье «замок» (из четырех рук)
в) В транспортировке не нуждается
Ответ В
13.Какой вид транспортировки пострадавшего необходим при травме головы и шейных отделов позвоночника?
а) Передвижение с одним сопровождающим
б) Передвижение на сиденье «замок»
в) Передвижение на жестких носилках
Ответ В
14.Каким пораженным оказывается прежде всего первая медицинская помощь?
а) с повреждением кожных покровов
б) с ушибами
в)с кровотечением и асфиксией (удушьем)
Ответ В
15. Укажите способ транспортировки пострадавшего с травмой позвоночника на мягких носилках?
а) Лёжа на спине
б)Лёжа на животе
в) Лёжа на боку
Ответ Б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

Закрытые тесты:
1.Простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавшему называется…
Ответ:Первая медицинская помощь
2.Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать...
Ответ: Двери и окна
3.Основными зонами опасности в метро являются
Ответ:Входы , выходы,Эскалатор
4. Во время движения поезда в вашем вагоне появился запах гари и дыма. Как вы будете действовать?
Ответ: сообщите проводнику, соберете вещи и будете ждать в купе указаний;
5.Серены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означат сигнал оповещения:
Ответ «Тревога».
6.Противогаз служит для защиты органов дыхания, лица и глаз:
ответ:от отравляющих веществ;
7.Если кровь изливается на поверхность тела, то такое кровотечение называется..
Ответ:наружным
8.Неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред
жизни и здоровью граждан...
Ответ: пожар
9. При возгорании телевизора необходимо..
Ответ:отключить от сети
10.Человек, заметивший пожар или загорание, в первую очередь обязан..
Ответ6 вызвать пожарных
11.... составная часть общей культуры, характеризующая уровень подготовки в
области безопасности жизнедеятельности и
осознанную потребность в соблюдении норм
и правил безопасного поведения
Ответ: культура безопасности
12. Абрревиатура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации
Ответ: РСЧС
13. СОУТ - это...
Ответ6 Специальная оценка условий труда
14.Типы образовательных учреждений, для формирования культуры безопасности - это
Ответ: школы, вузы, колледжи
!5.Как называются работы взоне чрезвычайных ситуаций,которые проводятся с цельюпоиска и удаления людей за
пределы зон действия опасных и вредных для жизни и здоровья факторов, оказания неотложной медицинской помощи
пострадавшим и эвакуации их в лечебные учреждения, где для спасенных создаются необходимые условия?
Ответ: АСДНР
16.Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы,
стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы,
ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий
жизнедеятельности людей это...
Ответ:Чрезвычайная ситуация
17.Гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ
это...
Ответ: спасатель
18.Жгут при артериальном кровотечении накладывается ...раны
Ответ: выше
19.В деле обеспечения личной безопасности граждан и национальной безопасности России ...фактор
является одним из определяющих
Ответ: человеческий
20.Ведущую роль по организации формирования культуры безопасности в соответствующих сферах должны взять на себя
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный,
развернутый ответ на поставленный вопрос.
«Хорошо»: выполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный,
развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
«Удовлетворительно»: выполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан
неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими
и орфографическими ошибками.
«Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ
отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой), лабораторные работы и набравшие не менее 60 баллов, допускаются к зачету.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каракеян В.И., Никулина И.М. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Екимова И. А. Безопасность жизнедеятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Эль Контент, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Соломин В.П. - Отв. ред. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Базы данных, Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы: Операционные системы Windows или Linux (freeware), стандартные офисные программы (Microsoft Office, Open Office), поисковые системы (www.yandex.ru, www.rambler.ru, www.google.ru), сайты (www.mchs.gov.ru, http://www.russmag.ru/product.php?id=263, http://www.school-obz.org/, http://www.novtex.ru/bjd/).
Э2 Культура безопасности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
32. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям:
Посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Возможен тестовый контроль знаний, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.

Подготовка к тестовым заданиям:
Тесты составлены с учетом лекционных материалов по каждой теме дисциплины.
Цель тестов: проверка усвоения теоретического материала дисциплины (содержания и объема общих и специальных понятий, терминологии, факторов и механизмов), а также развития учебных умений и навыков.
Тесты составлены из следующих форм тестовых заданий:
1. Закрытые задания с выбором одного правильного ответа (один вопрос и четыре варианта ответов, из которых необходимо выбрать один). Цель – проверка знаний фактического материала.
2. Закрытые задания с выбором всех правильных ответов (предлагается несколько вариантов ответа, в числе которых может быть несколько правильных). Студент должен выбрать все правильные ответы.
3. Открытые задания со свободно конструируемым ответом (готовые ответы не даются, их должен получить сам тестируемый). Такая форма позволяют студентам продемонстрировать свои способности, выразить мысли, стимулирует к учебе.

На выполнения всего теста дается строго определенное время: на решение индивидуального теста, состоящего из 25 заданий отводится 40 - 45 мин. Тест считается успешно выполненным в том случае, если он оценивается в 52 - 100 баллов (по 4 балла за каждый верный ответ).
Тест выполняется на индивидуальных бланках, выдаваемых преподавателем, и сдается ему на проверку. После проверки теста оглашается ее результат (в графике контрольных мероприятий). Если тест не зачтен, то студент должен заново повторить раздел дисциплины. После этого преподаватель проверяет понимание и усвоение материала, предлагая студенту найти ошибки в ответах. Если все ошибки будут найдены и исправлены, то выставляется оценка «зачтено».


Методические указания к самостоятельной работе:
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к зачету/экзамену:
Изучение дисциплины завершается зачетом . Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету/экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете/экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету/экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.