МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Охрана труда

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план20_03_01_Техносферная безопасность_БЖвТ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 82
самостоятельная работа 107
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 40 40 40 40
Практические 42 42 42 42
Сам. работа 107 107 107 107
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд. хим. наук, Доцент, Щербакова Л.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Охрана труда

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление с правовыми и организационными основами охраны труда; принципами, методами и устройствами, применяемыми для обеспечения безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен осуществлять надзор и контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами
ПК-3.1 Знает нормативно-правовую базу по охране труда; теоретические и практические основы организации охраны труда; порядок проведения производственного контроля и специальной оценки условий труда; методы расследования и учета несчастных случаев на объектах экономики; методы контроля за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда
ПК-3.2 Проводит идентификацию опасных и вредных производственных факторов, воздействующих на работников в процессе трудовой деятельности, производит расчет риска их воздействия и осуществляет сбор и анализ информации об условиях труда
ПК-3.3 Владеет навыками контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов и локальных нормативных актов по охране труда, правильностью применения средств индивидуальной защиты, проведения профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; выполнение
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.законодательные и нормативно-технические акты, регулирующие производственную безопасность; методы управления безопасностью труда и нормирование воздействия различных вредных и опасных производственных факторов; принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях производства; специфику и механизм токсичного действия вредных веществ.
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться правовой и нормативно-технической документацией по вопросам безопасности труда; анализировать и оценивать опасные и вредные факторы производственного процесса и оборудования; применять средства индивидуальной и коллективной защиты работников; принимать необходимые меры по предотвращению и локализации аварийных ситуаций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.обладать способностью использовать основные закономерности химической науки и фундаментальные химические понятия при решении конкретных производственных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правовые основы охраны труда
1.1. Правовые основы охраны труда Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Организация работ по охране труда. Управление профессиональными рисками в организации Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Подготовка к семинару «Основные понятия охраны труда» Сам. работа 6 3 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.4. Обеспечение требований охраны труда Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.5. Структура законодательства РФ. Законодательный акт, нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Основные законодательные акты РФ по охране труда. Вопросы охраны труда в Конституции РФ. Вопросы охраны труда в Трудовом кодексе РФ. Основные направления государственной политики в области ОТ. Права и обязанности работодателя и работника. Особенности охраны труда женщин и молодежи. Федеральный Закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Сам. работа 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.6. Подготовка к семинару «Правовые и нормативные основы безопасности и охраны труда» Сам. работа 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.7. Правовые и нормативные основы безопасности и охраны труда Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Повышение компетентности работников в вопросах охраны труда
2.1. Специалист по охране труда: требования к квалификации и профессиональному обучению Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.2. Организация проведения инструктажей по охране труда Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.3. Организация проведения инструктажей по охране труда Практические 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.4. Выявление потребностей в обучении и планирование обучения работников по вопросам охраны труда Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.5. Оказание методической помощи руководителям структурных подразделений в разработке локальных нормативных актов для проведения обучения по охране труда Сам. работа 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда
3.1. Внедрение системы управления охраной труда Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.2. Внедрение комплекса организационно-технических мероприятий Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.3. Организация проведения медицинских осмотров работников Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.4. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.5. Обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами защиты Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.6. Обеспечение санитарно-бытового обслуживания работников Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.7. Внедрение комплекса организационно-технических мероприятий Сам. работа 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Организационные основы охраны труда
4.1. Органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за охраной труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ об охране труда В РФ. Федеральная инспекция труда. Ведомственный и общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области ОТ. Ответственность за нарушение законодательства по ОТ. Ответственность работодателей, должностных лиц и работников Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.2. Органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за охраной труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ об охране труда В РФ. Федеральная инспекция труда. Ведомственный и общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области ОТ. Ответственность за нарушение законодательства по ОТ. Ответственность работодателей, должностных лиц и работников Сам. работа 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.3. Система управления ОТ на предприятии. Цели, задачи и функции управления охраной труда. Функциональные обязанности по ОТ руководителей служб, руководителей работ, специалистов. Обучение и проверка знаний по ОТ у работников предприятий. Виды и задачи инструктажей по безопасности труда: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Содержание инструктажей, сроки их проведения и ответственные лица за проведение. Оформление проведенного инструктажа Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.4. Система управления ОТ на предприятии. Цели, задачи и функции управления охраной труда. Функциональные обязанности по ОТ руководителей служб, руководителей работ, специалистов. Обучение и проверка знаний по ОТ у работников предприятий. Виды и задачи инструктажей по безопасности труда: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Содержание инструктажей, сроки их проведения и ответственные лица за проведение. Оформление проведенного инструктажа Сам. работа 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.5. Подготовка к семинару №3 «Организационные основы безопасности труда» Сам. работа 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.6. Организационные основы безопасности труда Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.7. Понятие физического и интеллектуального труда. Энергетические затраты на труд. Условия труда. Тяжесть и напряженность труда. Классификация условий труда по степени тяжести и напряженности трудового процесса. Работоспособность человека и ее динамика. Фазы работоспособности. Утомление и переутомление. Режим труда и отдыха Лекции 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.8. Понятие физического и интеллектуального труда. Энергетические затраты на труд. Условия труда. Тяжесть и напряженность труда. Классификация условий труда по степени тяжести и напряженности трудового процесса. Работоспособность человека и ее динамика. Фазы работоспособности. Утомление и переутомление. Режим труда и отдыха Сам. работа 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.9. Подготовка к семинару №4 «Виды и условия трудовой деятельности человека» Сам. работа 6 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.10. Виды и условия трудовой деятельности человека Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.11. Эргономические основы безопасности труда. Антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики человека. Общие характеристики анализаторов. Организация рабочего места оператора Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.12. Эргономические основы безопасности труда. Антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики человека. Общие характеристики анализаторов. Организация рабочего места оператора Сам. работа 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Формирование опасностей в производственной среде. Химические вредные производственные факторы
5.1. Идентификация опасных и вредных производственных факторов, ее стадии и уровни. Классификация негативных факторов. Общие методы защиты человека от ОВПФ. Классификация химических веществ в зависимости от их применения. Классы опасности химических веществ. Пути поступления токсичных веществ в организм человека. Токсичность промышленных аэрозолей. Комбинированное, сочетанное и комплексное воздействие химических веществ СИЗ от химических негативных факторов Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.2. Физические критерии и принципы установления норм (нормирование) ОВПФ Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.3. Производственные факторы химической природы. Основы токсикометрии Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.4. Идентификация опасных и вредных производственных факторов, ее стадии и уровни. Классификация негативных факторов. Общие методы защиты человека от ОВПФ. Классификация химических веществ в зависимости от их применения. Классы опасности химических веществ. Пути поступления токсичных веществ в организм человека. Токсичность промышленных аэрозолей. Комбинированное, сочетанное и комплексное воздействие химических веществ СИЗ от химических негативных факторов Сам. работа 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.5. Подготовка к семинару №5 «Воздействие на человека химических негативных факторов» Сам. работа 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.6. Воздействие на человека химических негативных факторов Практические 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.7. Виброакустические факторы Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.8. Техника безопасности работ в химических лабораториях. Общие требования к химическим лабораториям. Требования к помещениям и оборудованию лабораторий. Общие правила работы в химических лабораториях. Техника безопасности при работе с химическими веществами. Техника безопасности при работе с баллонами и электроприборами. Сам. работа 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.9. Подготовка к семинару №6 «Техника безопасности работ в химических лабораториях» Сам. работа 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.10. Техника безопасности работ в химических лабораториях Практические 6 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.11. Тяжесть и напряженность труда. Утомление. Фазы работоспособности. Режимы труда и отдыха Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.12. Оказание первой помощи при механических и электрических травмах, химических отравлениях и ожогах Сам. работа 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.13. Подготовка к семинару № 7 «Оказание первой помощи при механических и электрических травмах, химических отравлениях и ожогах» Сам. работа 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности
6.1. Основы предупреждения производственного травматизма Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
6.2. Техническое обеспечение безопасности производственной деятельности Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
6.3. Средства коллективной защиты от основных факторов производственной среды Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
6.4. Организация безопасного производства работ с повышенной опасностью Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
6.5. Обеспечение пожарной безопасности Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Социальная защита пострадавших на производстве
7.1. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
7.2. Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
7.3. Страховое обеспечение пострадавших на производстве Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
7.4. Оказание первой помощи пострадавшим на производстве Лекции 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
7.5. Оказание первой помощи при механических и электрических травмах, химических отравлениях и ожогах Сам. работа 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
7.6. Оказание первой помощи при механических и электрических травмах, химических отравлениях и ожогах Практические 6 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
7.7. Оказание первой помощи при механических и электрических травмах, химических отравлениях и ожогах Сам. работа 6 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2905

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен осуществлять надзор и контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1.Какова периодичность проведения обучения по охране труда и проверке требований охраны труда руководителей образовательных учреждений?
а) Один раз в 3 года
б) Один раз в год
в) Один раз в 5 лет
Ответ: а

Вопрос 2.Какова периодичность повторного инструктажа с педагогическим персоналом?
а) 2 раза в год
б) каждый год в сентябре
в) при нарушении охраны труда
Ответ: а

Вопрос 3. По каким документам проводится инструктаж по охране труда с вновь принятым работником до начала деятельности в образовательном учреждении
а) по программе первичного инструктажа
б) по правилам внутреннего распорядка школы
в) по программе вводного инструктажа
Ответ: а

Вопрос 4. Ответственность за нарушение требований охраны труда регламентируется
а) Трудовым кодексом РФ
б) Приказом руководителя образовательного учреждения
в) вводным инструктажем
Ответ: а

Вопрос 5. По какой программе проводиться повторный инструктаж на рабочем месте.
а) по программе первичного инструктажа
б) по инструкции
в) по отдельной программе
Ответ: а

Вопрос 6. Проверка знаний у всех работников охраны труда оформляется.
а) записью в журнале учета инструктажей
б) приказом руководителя и ведомостью
в) протоколом, утвержденным приказом руководителя
Ответ: в

Вопрос 7. Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на
a) центральную нервную систему
б) дыхательную систему
в) опорно-двигательный аппарат
г) нервно-мышечную систему
д) сердечно-сосудистую систему
Ответ: в, д, б, г

Вопрос 8. Критериями отнесения труда к тому или иному классу тяжести являются:
Выберите один или несколько ответов:
a) масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза
б) величина внешней механической работы, выполняемой за смену
в) величина суммарного усилия, прилагаемого за смену для удержания груза;
г) количество стереотипных рабочих движений в смену
д) количество вынужденных наклонов в смену и километров, которые вынужден проходить человек при выполнении работы
Ответ: а,б,в,г, д

Вопрос 9. Труду средней тяжести соответствуют
а) допустимые условия труда
б) вредные условия труда
в) оптимальные условия труда
Ответ: а

Вопрос 10. В организм человека вредные химические вещества могут поступать через
a) органы дыхания
б) кожные покровы
в) желудочно-кишечный тракт
Ответ6 а,б,в

Вопрос 11.Основным путем проникновения вредных веществ в организм являются
а) желудочно-кишечный тракт
б) кожные покровы
в) органы дыхания
Ответ: в

Вопрос 12. К общетоксическим относятся химические вещества
a) приводящие к нарушению генетического кода
б) вызывающие отравление всего организма или поражающие отдельные системы организма
в) вызывающие злокачественные опухоли
г) вызывающие отравление всего организма
Ответ: б

Вопрос 13.К канцерогенным относятся химические вещества
a) вызывающие отравление всего организма
б) приводящие к нарушению генетического кода
в) вызывающие злокачественные опухоли
Ответ: в

Вопрос 14. Профессиональные заболевания, вызванные воздействием аэрозолей называются
a) пневмокониозы
б) карбокониозы
в) фиброзы
г) силикозы
Ответ: а

Вопрос 15. Отраслевые акты не должны противоречить :
a) единым и межотраслевым
б) региональным
в) межотраслевым
Ответ: а

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен осуществлять надзор и контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано менее 1/3 мышц, называется _____ .
Ответ: локальной

Вопрос2. Максимально допустимые значения химических негативных факторов характеризуются_______.
Ответ: ПДК

Вопрос 3. Вставьте пропущеное слово: "По степени токсичности вредные вещества разделяют на ________ класса".
Ответ: четыре

Вопрос 4. Вставьте пропущеное слово: "Чрезвычайно опасные химические вещества относятся к _____ классу опасности".
Ответ: четвертому

Вопрос 5. Первая медицинская помощь пострадавшим при несчастных случаях и внезапных заболеваниях - это комплекс срочных мероприятий, направленных на _______ .
Ответ: прекращение действия повреждающего фактора , на устранение угрозы жизни, на облегчение страданий потерпевшего, подготовку его к отправке в лечебное учреждение

Вопрос 6. Оптимальным считается оказание первой медицинской помощи пострадавшему в течение ______.
Ответ: 30 минут после травмы

Вопрос 7. При попадании на тело человека химически активных веществ в твердом виде необходимо _______.
Ответ: удалить их сухой ватой, пораженное место тщательно промыть водой

Вопрос 8. Акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деяте­льности, принятый или утвержденный законодательным органом, называется ________.
Ответ: законодательный акт по охране труда

Вопрос 9. По общности и действию законодательные и нормативные правовые акты подразделяются на ______.
Ответ: 5 уровней

Вопрос 10. Расходы на финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда не несет _____.
Ответ: работник

Вопрос 11. При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения здоровья из-за воздействия ОВПФ работодатель на основании медицинского заключения должен ________.
Ответ: перевести его на другую работу

Вопрос 12. Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические мероприятия называется ________.
Ответ: охраной труда

Вопрос 13. Нормальная продолжительность рабочего времени работников на пред­приятиях всех форм собственности не может превышать _____.
Ответ: 40 часов в неделю

Вопрос 14. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника ______.
Ответ: 4 ч. в течение 2 дней подряд

Вопрос 15. Трудовой договор может заключаться на определенный срок не более _____.
Огтвет: 5 лет

Вопрос 16. К единым законодательным актам в области охраны труда относятся _______.
Ответ:Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ

Вопрос 17. Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию называют _______.
Ответ: вредным производственным фактором

Вопрос 18. Распознавание опасностей, установление причин их возникновения , пространственных и временных характеристик опасностей, вероятности, величины и последствий их проявления называется ______.
Ответ: идентификацией опасностей

Вопрос 19. Область медицины, изучающая трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их влияния на организм называется ______.
Ответ: гигиеной труда

Вопрос 20. Комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков называется _____.
Ответ: управлением профессиональными рисками


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
«Хорошо»: Овыполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
«Удовлетворительно»: Овыполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
«Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольная работа, расчетные задачи)по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2905

ПРИМЕР ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА: РАСЧЕТНАЯ ЗАДАЧА
Рассчитать значения показателей частоты и тяжести несчастных случаев на предприятии (цехе, бригаде), среднесписочный состав работающих на котором равен Р человек. В течение года произошло Н нес-частных случаев с общим числом Д дней нетрудоспособности.
Параметры:
Р, человек 820
Н, случаев 5
Д, дней 136

Показатель частоты несчастных случаев, т.е. их число, приходящие¬ся на 1000 работающих на предприятии в течение года по среднесписочно¬му составу, рассчитывается по формуле
Кч = Н*1000/Р
Показатель тяжести несчастных случаев, т.е. среднее число дней нетрудоспособности, приходящихся на один несчастный случай по предпри¬ятию (бригаде, цеху) в течение года, рассчитывается по формуле
Кт = Д/Н
Ответ: показатель частоты несчастных случаев равен 6,1, показатель тяжести несчастных случаев равен 27,2


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
"Отлично" - в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
"Хорошо" - в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
«Удовлетворительно» - в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
«Неудовлетворительно» - имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении или задача не решена вовсе..

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзаменом.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой), практических занятий и набравшие не менее 60 баллов, допускаются к экзамену.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2905. Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен осуществлять надзор и контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами

ПРИМЕРЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТ

Государственные правовые акты по охране труда.
1. Гарантии и права работников на ОТ. Обязанности работодателей по обеспечению охраны труда на предприятии. Обязанности работников по соблюдению требований ОТ.
2. Особенности охраны труда женщин и молодежи. Льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, порядок их представления.
3. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда. Общественный контроль за соблюдением законных прав работников в области ОТ. Административная, дисциплинарная или уголовная ответственность работодателей и должностных лиц, виновных в нарушении законодательных или иных нормативных актов по ОТ.
4. Основные функции и задачи службы охраны труда на предприятии. Обеспечение безопасности труда на предприятиях. Определение необходимой численности службы ОТ и условия формирования организационной структуры службы.
5. Система управления ОТ на предприятии. Цели, задачи и функции управления охраной труда. Функциональные обязанности по ОТ руководителей служб, руководителей работ, специалистов. Обучение и проверка знаний по ОТ у работников предприятий.
6. Виды и задачи инструктажей по безопасности труда: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Содержание инструктажей, сроки их проведения и ответственные лица за проведение. Оформление проведенного инструктажа.
7. Понятия: травма, повреждение, несчастный случай и др. Причины травматизма: технические, организационные, личностные, средовые.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. О. Заварзина, Р. В. Козьяков, Н. Р. Коро Психофизиология профессиональной деятельности: учебник и практикум для прикладного бакалавриата Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=298131
Л1.2 Кузнецова, Е. А. Управление условиями и охраной труда : учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Л. К. Марининой Безопасность труда в химической промышленности: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007
Л2.2 под. ред. Русака О.Н. Безопасность и охрана труда: С.-Пб., 2001
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Охрана труда portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ
http://www.gpntb.ru ГПНТБ Государственная публичная научно-техническая библиотека

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении курса работа студента делится на три больших блока:
1.Лекционное изучение предмета;
2.Семинарские занятия
3.Самостоятельная работа.
Лекционный курс состоит из 40 часов. Преподаватель дает на лекциях основной, базовый материал курса, являющийся главным по значению для студента и, возможно, представляющий наибольшую трудность для самостоятельного изучения. Безусловно, посещение студентом лекций по курсу является одной из основных задач студента, исходя из вклада лекционного курса в общий курс. Но наиболее важной считается работа студента на семинарских занятиях, решение расчетных задач, написания трех контрольных работ, из которых и складывается итоговая оценка.
Для плодотворной работы на семинарских занятиях и получения хороших результатов студенту необходимо провести самостоятельную подготовку. Самостоятельная работа студента должна занимать главное по важности место в изучении курса. Продуктивное изучение рассматриваемых на семинарских занятиях вопросов должно быть обеспечено всеми необходимыми средствами, предоставляемыми студенту преподавателем. В эти необходимые к подготовке средства входит: часть лекционного курса по данному вопросу, список основной и дополнительной литературы, список методических указаний к курсу, список электронных ресурсов, а также указание направлений предыдущего изучения различных курсов, которое могло бы быть полезно для наиболее полной подготовки к семинару.
Для допуска к экзамену необходимо не менее 3 раз выступить на семинаре, а также решить 3 расчетные задачи, представленных в ЭУМК «Охрана труда» в соответствии с вариантом, указанным преподавателем. При подготовке к семинарским занятиям необходимо воспользоваться материалами учебной литературы, конспектами лекций, а также ЭУМК «Охрана труда», включающим теоретический материал и видеолекции. В ЭУМК приведены темы и вопросы семинарский занятий. Вопросы по подготовке к семинарскому занятию, решению задач могут быть заданы на форуме указанного ЭУМК.
Студент также должен выполнить тестовые задания по всем темам курса. Тестовые задания размещены в ЭУМК. Необходимо набрать не менее 70% баллов.
Итоговая оценка складывается из баллов, полученных на семинарах, решения тестовых заданий и индивидуальных расчетных задач.