МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прогнозирование ЧС

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_03_01_Техносферная безопасность_БЖвТ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат биол. наук, доцент, Яценко Е.С.

Рецензент(ы):
кандидат хим. наук, доцент, Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Прогнозирование ЧС

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, ддоктор хим. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, ддоктор хим. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.повышение готовности к умелым и адекватным действиям в условиях угрозы и возникновения опасностей при чрезвычайных ситуациях, ведении военных действий или вследствие этих действий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать и проводить противопожарные мероприятия и осуществлять контроль за состоянием систем и средств противопожарной защиты
ПК-1.1 Знает требования нормативно- правовой документации по пожарной безопасности с учетом специфики организации; методы выявления, оценки и управления пожарными рисками; современные средства пожаротушения; организацию, управление и правовое регулирование системы пожарной охраны
ПК-1.2 Умеет проводить расчет пожарных рисков и разрабатывать мероприятия по профилактике пожаров и противопожарной защите объекта
ПК-1.3 Владеет навыками разработки противопожарных мероприятий на объекте и мер по предупреждению распространения пожара на соседние здания и сооружения
ПК-5Способен проводить консультационную работу на соответствие требованиям экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения
ПК-5.1 Применяет нормативно-техническую и правовую документацию Российской Федерации и технические условия в сфере экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения
ПК-5.2 Планирует и организовывает этапы работ по сбору качественных и/или количественных характеристик, обеспечивающих возможность оценки уровня качества экологической безопасности и установления причин и последствий аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду
ПК-5.3 Разрабатывает номенклатурные показатели санитарно-эпидемиологического благополучия населения по предупреждению негативных последствий токсичных веществ, с учетом аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.организационно-правовые основы управленческой деятельности;
нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду;
уровни опасностей в среде обитания;
механизмы воздействия опасностей на человека;
опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать деятельность предприятия в области производственной безопасности;
определить нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду;
обрабатывать полученные результаты уровней опасности;
определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия;
определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения на практике элементов менеджмента охраны труда, промышленной и экологической безопасности;
методами определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду;
навыками составления прогнозов возможного развития чрезвычайной ситуации, типичных для региона;
методами определения характера взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики и комбинированного действия вредных факторов;
методами анализа опасных, чрезвычайно опасных зон, зон приемлемого риска, методами оценки и расчеты различных рисков.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Прогнозирование ЧС. Понятийный аппарат, цели, задачи. Методы прогнозирования ЧС
1.1. Прогнозирование ЧС:основные термины и понятия Лекции 7 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.2. Методы прогнозироования ЧС. Классифискация методов прогнозирования ЧС Лекции 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.3. Математические методы прогнозирования ЧС Лекции 7 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.4. Расчетно-графические методы прогнозирования ЧС Лекции 7 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.5. Аналитические модели, имитационные модели, численные метод, теории нечетких множеств. Практические 7 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.6. Анализ иммитационных моделей в прогнозироования ЧС Сам. работа 7 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.7. Анализ аналитических моделей прогнозироваия ЧС Сам. работа 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.8. Принятие решений в условия определенности, принятия решений в условиях неопределенности. Алгоритм выбора критерия принятия решений. Практические 7 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.9. Разработка решений в условия определенности. Разработка решений в условиях неопределенности Сам. работа 7 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.10. Анализ алгоритма выбора критерия принятия решений Сам. работа 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.11. Методика построения простого дерева решений, дерева событий, дерева отказов. Разработка схемы многокритериальной модели выработки решений Лекции 7 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.12. Порстроение простого дерева событий и дерева отказов для ЧС техногенного характира Практические 7 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.13. Метод экспертных оценок, метод развертки , свертки проблемы, метод оперативных игр, метод анкетирования, метод эвристических сетей, метод ранжирования, метод шкальных оценок. Лекции 7 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.14. Разработка опреративной игры, как метода прогнозирования Практические 7 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.15. Проведение анкетирования. Разработка эвристических сетей Практические 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.16. Анализ результатов экспертных оценок прогнозирования ЧС. Разработка эксперного заключения Лекции 7 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и защита от них
2.1. Общие сведения, характеристика, классификация и причины возникновения ЧС природного характера Лекции 7 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.2. Геофизические опасные явления. Геологические опасные явления (экзогенные геологические явления) Сам. работа 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.3. Метеорологические и агрометеорологические опасные явления Сам. работа 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.4. Морские гидрологические опасные явления. Гидрологические опасные явления Сам. работа 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.5. Природные пожары Инфекционная заболеваемость людей. Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных. Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями Сам. работа 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.6. Природные пожары Инфекционная заболеваемость людей. Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных. Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями Сам. работа 7 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.7. Общие сведения, характеристика, классификация и причины возникновения ЧС техногенного характера Сам. работа 7 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.8. Общие сведения, характеристика, классификация и причины возникновения ЧС техногенного характера Сам. работа 7 8 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.9. Транспортные аварии (катастрофы). Пожары, взрывы, угрозы взрывов Сам. работа 7 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.10. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ). Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ). Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ) Сам. работа 7 5 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.11. Внезапное обрушение зданий, сооружений. Аварии на электроэнергетических системах. Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии на очистных сооружениях Сам. работа 7 10 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 3. ГИС технологии в прогнозированиии ЧС
3.1. Использование ГИС технологии в прогнозировании ЧС Лекции 7 6 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.2. Использоваание ГИСтехнологий в прогнозировании ЧС природного характера Практические 7 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.3. Использование ГИС технологии в прогнозировании ЧС техногенного характерв Практические 7 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.4. Анализ результатов использовнияя ГИС технологий припрогнозировании ЧС в Алтайском крае Сам. работа 7 10 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 4. Прогнозирование ЧС
4.1. Прогнозирование природных ЧС гидрологического характера Практические 7 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.2. Прогнозирование природных ЧС метеорологического характера Практические 7 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.3. Прогнозирование ЧС экологического характера Практические 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.4. Прогнозировние биологических ЧС Практические 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.5. Прогнозирования пожаров техногенного характера Практические 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.6. Прогнозирование последвий аварий на ОПО (утечка хлора) Практические 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.7. Прогнозирование последствий аварии на АЭС Практические 7 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.8. Прогнозирование социальных ЧС Практические 7 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.9. Оценка эффективности мероприятий по прогнозированию ЧС в Алтайском крае с 2010 по 2018г. Сам. работа 7 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенции ПК-1: Способен разрабатывать и проводить противопожарные мероприятия и осуществлять контроль за состоянием систем и средств противопожарной защиты

Примеры заданий закрытого типа
1.Количество эвакуационных выходов у помещения, предназначенного для одновременного пребывания 70 человек:
а) Не менее двух
б) Достаточно одного
в) Нормативными документами не регламентируется
г) Не менее трех
Правильный ответ: а
2. На какие группы горючести классифицируются горючие строительные материалы:
а) Слабогорючие, среднегорючие, сильногорючие
б) Слабогорючие, умеренногорючие, нормальногорючие, сильногорючие
в) Слабогорючие, умеренногорючие, сильногорючие
Правильный ответ: б
3. Что из перечисленного не учитывается при определении видов и количества первичных средств пожаротушения:
а) Категория защищаемого помещения
б) Площадь защищаемого объекта
в) Количество работающих
Правильный ответ: в
4. Какой вес должны иметь передвижные огнетушители:
а) Не менее 15 кг, но не более 200 кг
б) Не менее 20 кг, но не более 400 кг
в) Не менее 30 кг, но не более 500 кг
Правильный ответ: б
5. Какова периодичность проведения практических тренировок по эвакуации людей в случае пожара:
а) Не реже одного раза в три месяца
б) Не реже одного раза в год
в) Не реже одного раза в полугодие
Правильный ответ: в
6. Каким образом работникам организации доводится информация о номере телефона вызова пожарной охраны:
а) Номер телефона вызова пожарной охраны должен объявляться на производственных совещаниях
б) На видных местах во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны
в) Номер телефона вызова пожарной охраны должен находиться у вахтера на проходной
Правильный ответ: б
7. Какие лестничные клетки в зависимости от способа защиты от задымления при пожаре не относятся к незадымляемым лестничным клеткам:
а) Лестничные клетки с естественным освещением через открытые проемы в наружных стенах на каждом этаже
б) Лестничные клетки с входом на лестничную клетку с этажа через незадымляемую наружную воздушную зону по открытым переходам
в) Лестничные клетки с подпором воздуха на лестничную клетку при пожаре
Правильный ответ: б
8. Для тушения каких пожаров применяют воздушно-пенные огнетушители:
а) Пожаров класса В и С
б) Пожаров класса А и С
в) Пожаров класса А и В
Правильный ответ: в
9. Как часто должна проводиться проверка устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения:
а) В установленные сроки
б) Не реже одного раза в месяц
в) Не реже одного раза в год
Правильный ответ: а
10. Выберите подразделение, которое может создаваться в целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на производственных объектах?
а) Отдел пожарного надзора и контроля
б) Пожарно-технический отдел
в) Служба охраны труда
г) Пожарно-техническая комиссия+
Правильный ответ: г
11. Отметьте те функци, которые возложены на систему обеспечения пожарной безопасности?
а) Проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности
б) Все перечисленные функции+
в) Разработка и осуществление мер пожарной безопасности
г) Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ
д) Осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности
Правильный ответ: б
12. Виды пожарной охраны:
а) Государственная противопожарная служба, муниципальная и ведомственная пожарная охрана
б) Государственная, муниципальная, ведомственная и частная пожарная охрана
в) Государственная противопожарная служба, муниципальная, ведомственная, частная и добровольная пожарная охрана+
Правильный ответ: в
13. Опасные факторы пожара:
а) Повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения
б) Только повышенная температура окружающей среды, пламя и искры, тепловой поток
в) Снижение видимости в дыму и пониженная концентрация кислорода
г) Все перечисленные факторы+
Правильный ответ: г
14. Углекислотные огнетушители нужно перезаряжать:
а) Не реже 1 раза в 2 года
б) Не реже 1 раза в 3 года
в) Не реже 1 раза в год
г) Не реже 1 раза в 5 лет+
Правильный ответ: г
15. Определите, разрешено ли использование запаса воды, который предназначен для нужд пожаротушения, в хозяйственных и производственных целях?
а) Это запрещено+
б) Можно, с разрешения представителей Госпожнадзора
в) Можно, но только половинный запас
г) Можно, по приказу руководителя организации
Правильный ответ: а

Примеры заданий открытого типа
1.Назовите средства защиты органов дыхания, применяемые при эвакуации на пожаре?
Правильный ответ: Респиратор универсальный АЛИНА, самоспасатели СПИ-20, СПИ -50
2. С какой периодичностью проводятся повторные инструктажи на рабочем месте по пожарной безопасности?
Правильный ответ: Не реже 1 раза в год, при взрывоопасном производстве – 1 раза полгода.
3. На какой высоте следует размещать огнетушители в организации?
Правильный ответ: На стене на кронштейне не ниже 1,5 м до дна огнетушителя.
4.Какой вид противопожарного инструктажа проводится при перерывах в работе более 60 календарных дней?
Правильный ответ: Внеплановый противопожарный инструктаж.
5. С какой периодичностью производится перезарядка порошковых, углекислотных и хладоновых огнетушителей?
Правильный ответ: Не реже 1 раза в 5 лет или сразу после использования.
6. На какой высоте следует размещать штепсельные розетки в помещениях для пребывания детей?
Правильный ответ: Не ниже 1,8 м.
7. С какой периодичностью на объектах с массовым пребыванием людей должны проводиться практические тренировки по эвакуации людей при пожаре?
Правильный ответ: Не реже 1 раз в 6 мес.
8. Назовите виды ответственности за нарушение правил пожарной безопасности?
Правильный ответ: Дисциплинарная, административная, уголовная.
9. Назовите виды учений и тренировок, проводимые только по противопожарной защите?
Правильный ответ: объектовые Тренировки структурных подразделений Тренировки с вышестоящими организациями
10. Кто не обучается ПТМ непосредственно в организации по разработанным и утвержденным специальным программам?
Правильный ответ: Руководитель или ответственный за ПБ.
11. Кто проводит обучение работников по специальным программам ПТМ непосредственно в организации?
Правильный ответ: Руководитель организации, ответственный за ПБ.
12. Что относится к первичным средствам пожаротушения?
Правильный ответ: Переносные и передвижные огнетушители; Пожарные краны и средства обеспечения их использования; Пожарный инвентарь (стенд, щит);Противопожарное полотно для изоляции очага возгорания.
13. Что входит в понятие «система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты»?
Правильный ответ: Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты – комплекс организованных мероприятий и технических средств, направленных на исключение возникновения пожара, а в случае возникновения на обеспечение безопасности людей и материальных ценностей.
14.Перечислите основные способы прекращения горения веществ и материалов?
Правильный ответ: Исключить один из составляющих «треугольника огня»: Источник тепла Кислород Горючее вещество
15. Какие опасные явления возможны при неисправном электрооборудовании?
Правильный ответ: Короткое замыкание (неисправность проводки), искра, перегрузка, повреждение электропроводки.
16. Назовите виды огнетушителей по принципу создания внутри избыточного давления?
Правильный ответ: Закачные, с газовым источником давления: порошковые, воздушно-пенный, углекислотный.
17. Какова длина выброса огнетушащего вещества у огнетушителей ОУ-3 и ОП-4?
Правильный ответ: Не менее 3 метров
18. Какова должна быть длина компактной струи внутреннего противопожарного водопровода для общественных зданий?
Правильный ответ: Не менее 6 метров.
19. На каком расстоянии до здания разрешается разведение костров (в том числе для сжигания отходов)?
Правильный ответ: Не менее 50 метров.
20. Какой из документов для проведения объектовой противопожарной тренировки является основанием для ее проведения?
Правильный ответ: Приказ руководителя организации, издается за 2 месяца до проведения тренировки.

Оценка сформированности компетенции ПК-5: Способен проводить консультационную работу на соответствие требованиям экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Примеры заданий закрытого типа

1.Раздел общей экологии, рассматривающий роль живых организмов (живого вещества) и продуктов их жизнедеятельности в создании земной оболочки
а) практическая
б)частная
в) общая
г) учение о биосфере
Правильный ответ: г
2. Автомобили, железнодорожные поезда и самолёты являются главными источниками
а)естественного загрязнения
Б)физического загрязнения
в) шумового загрязнения
г) теплового загрязнения
Правильный ответ: в
3.Локальное загрязнение – загрязнение, возникающее …
а) на сравнительно небольшой территории
б)на территории региона
В) вследствие дальнего переноса ЗВ на расстояние, превышающее тысячи км от источника загрязнения
г)вследствие переноса в атмосферу ЗВ на расстояния более 40 км от источника загрязнения
Правильный ответ: а
4.Совокупность электромагнитных полей, разнообразных частот, негативно влияющих на человека — … загрязнение.
а) шумовое
Б) световое
в) электромагнитное
г) звуковое
Правильный ответ: в
5.Загрязнения природной среды живыми организмами
а) антропогенные
б)радиоактивные
В) химические
г) биологические
6. Правильный ответ: г
Физическое загрязнение – это…
а) загрязнение, возникшее в результате мощных природных процессов
б) загрязнение, вызванное проникновением в среду вредных веществ
в) привнесение в экосистему источников энергии (тепла, света, шум
г) поступление в окружающую природную среду любых твердых, жидких и газообразных веществ
Правильный ответ: в
7.Загрязнение окружающей среды – это …
а) сокращение видового биоразнообразия
б) улучшение среды обитания
-в)деградацию экосистем
г) поступление в окружающую среду экологически вредных веществ
Правильный ответ: г
8.Антропогенные факторы приводят к …
а) сокращению площади пахотных земель
б) сокращению площади лесов
в) улучшению среды обитания
г) изменению природы как среды обитания живых организмов или сказываются на их жизни
Правильный ответ: г
9. Величины, характеризующие степень токсичности вещества
а) ОДК
б) величиной токсической дозы
в)РНК
г)ДДК
д) ПДК
Правильный ответ: д
10.Загрязнение мобильных телефонов, печатных изданий и электронной почты является … загрязнением.
а) химическим
б) информационным
в) механическим
г) физическим
Правильный ответ: б
11. Количество углекислого газа (по объему), содержащееся в нижних слоях атмосферы
а)21 %
б) 15 %
в) 78 %
г) 0,039 %
Правильный ответ: г
12. Лондонский смог возникает при туманной завесе, безветрии, температурной инверсии и …
а) резкого понижения температуры
б) высокой влажности
в)фотооксидантов
г)сернистого ангидрида
Правильный ответ: б
13. Основное мероприятие по борьбе с кислотными дождями
а)экологически безопасный транспорт
б) сокращение кислотообразующих веществ в выбросах
в) установка фильтров для очистки газообразных веществ
г) применение альтернативных источников энергии
Правильный ответ: б
14. Кислотный дождь приводит к…
а) ухудшению здоровья человека
б) закислению водоёмов
в) разрушению экосистемы
Правильный ответ: в
15. Восстановление нарушенных земель, называется …
а) рекультивацией
б) деградацией
в) мелиорацией
г)дефляцией
Правильный ответ: а

Примеры заданий открытого типа

1. Что понимается под термином "окружающая среда" согласно закону "Об охране окружающей среды"?
Правильный ответ: Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов
2. Что является основанием для включения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду?
Правильный ответ: Заявка о постановке объекта на учет по форме, установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации
3.Когда заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу?
Правильный ответ: После его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации
4.Что влечет за собой нарушение юридическими лицами правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты?
Правильный ответ: Наложение административного штрафа в размере от 80 000 до 100 000 рублей
5.Что из перечисленного не является объектом земельных отношений согласно Земельному кодексу РФ?
Правильный ответ: Земля как природный объект и природный ресурс
6.Что из перечисленного входит в основные принципы государственной политики в области обращения с отходами производства?
Правильный ответ: Комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов
7. Какие из перечисленных категорий особо охраняемых территорий существуют в Российской Федерации?
Только государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники
Только национальные парки и природные парки
Только государственные природные заказники и памятники природы
Только дендрологические парки и ботанические сады
Правильный ответ: Все перечисленные категории
8.Что из перечисленного разрешается осуществлять в границах водоохранных зон?
Правильный ответ: Эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод
9.Что имеют право осуществлять общественные инспекторы по охране окружающей среды в рамкам своих полномочий?
Правильный ответ:
фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора;
принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;
сообщать в устной форме физическим лицам информацию, касающуюся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды;
содействовать в реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания;
обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в организации о предоставлении своевременной, полной, достоверной, необходимой для осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) информации о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
участвовать в работе по экологическому просвещению населения.
фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора;
6) участвовать в работе по экологическому просвещению населения.
Правильный ответ: все выше перечисленное
10. С какой периодичностью должна проводиться инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух?
Правильный ответ: Не реже одного раза в пять лет с уточнением данных в случае реконструкции, изменения технологии, технологической схемы, производительности
11.Что из перечисленного не относится к объектам охраны окружающей среды?
Правильный ответ: здания и сооружения, расположенные в природных комплексах
12. Какую ответственность несут лица, виновные в нарушении водного законодательства, согласно положениям Водного кодекса РФ?
Правильный ответ: Административную и уголовную ответственность
13.Кто подразумевается под термином "землепользователи" согласно Земельному кодексу РФ?
Правильный ответ: Лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования
14. Кем осуществляется производственный контроль в области обращения с отходами?
Правильный ответ: Организациями (юридическими лицами), осуществляющими деятельность в области обращения с отходами
15. Что признается отчетным периодом внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду?
Правильный ответ: Календарный год
16. Что понимается под термином "предельно допустимый выброс"?
Правильный ответ: Норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха
17.Кем осуществляется паспортизация опасных отходов?
Правильный ответ: Правильный ответ: Росприроднадзором и его территориальными органами
18. Что понимается под термином "негативное воздействие на окружающую среду" согласно закону "Об охране окружающей среды"?
Правильный ответ: Воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды
19.На какой срок утверждаются нормативы допустимых сбросов при их установлении на уровне нормативов качества вод водного объекта?
Правильный ответ: На пять лет
20. Кем осуществляется паспортизация опасных отходов?
Правильный ответ: Воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Прогнозирования ЧС: основные термины и понятия
2. Методы прогнозирования ЧС.
3. Классификация методов прогнозирования ЧС
4. Математические методы прогнозирования ЧС
5. Расчетно-графические методы прогнозирования ЧС
6. Аналитические модели, имитационные модели, численные методы, теории аналитические модели, имитационные модели, численные методы, теории нечетких множеств.
7. Анализ имитационных моделей в прогнозирования ЧС
8. Анализ аналитических моделей прогнозирования ЧС
9. Принятие решений в условия определенности, принятия решений в условиях неопределенности. Алгоритм выбора критерия принятия решений.
10. Разработка решений в условия определенности. Разработка решений в условиях неопределенности
11. Анализ алгоритма выбора критерия принятия решений
12. Методика построения простого дерева решений, дерева событий, дерева отказов. Разработка схемы многокритериальной модели выработки решений

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.А. Хван, П.А. Хван. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие Ростов-н/Д : Феникс, 2014 /biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271593
Л1.2 В. И. Каракеян, И. М. Никулина Безопасность жизнедеятельности: Учебник и практикум Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/2FADFE17-E750-4E6F-8ACB-CC3863FAB4C4
Л1.3 Федеральный закон № 123 – ФЗ от 22.07.08. ехнический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ (последняя редакция): , www.consultant.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ветошкин, А.Г. Нормативное и техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности: учебно-практическое пособие: в 2 ч. : Вологда: Инфра-Инженерия, 2017 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=466497
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Яценко Е.С.Прогнозирование ЧС portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

Единый образовательный портал АлтГУ
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7165

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для студентов
Самостоятельная работа ¬¬- планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).
Самостоятельная работа студентов в ВУЗе является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Государственным стандартом предусматривается, как правило, 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов (далее СРС). В связи с этим, обучение в ВУЗе включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой студента.
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание творческой активности и инициативы.
К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной финансовой ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
Формы самостоятельной работы студентов разнообразны. Они включают в себя:
• изучение и систематизацию официальных государственных документов - законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем, глобальной сети "Интернет";
• изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
• подготовку докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ;
• участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях.
Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.
Ведущая цель организации и осуществления СРС должна совпадать с целью обучения студента – подготовкой специалиста и бакалавра с высшим образованием. При организации СРС важным и необходимым условием становятся формирование умения самостоятельной работы для приобретения знаний, навыков и возможности организации учебной и научной деятельности.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Задачами СРС являются:
• систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
• углубление и расширение теоретических знаний;
• формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
• развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
• формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
• развитие исследовательских умений;
• использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
Виды самостоятельной работы
В образовательном процессе высшего профессионального образовательного учреждения выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.):
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:
• формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
• подготовка к семинарам и лабораторным работам, их оформление;
• подготовка практических разработок;
• выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач, проведения типовых расчетов, расчетно-компьютерных и индивидуальных работ по отдельным разделам содержания дисциплин и т.д.;
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются:
• текущие консультации;
• прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);
Методика организации самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.
Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:
• подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования);
• основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);
• заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).
Организацию самостоятельной работы студентов обеспечивают: факультет, кафедра, учебный и методический отделы, преподаватель, библиотека и др.
В процессе самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.

Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя
студент должен:
 освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО/ГОС СПО) по данной дисциплине.
 планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем.
 самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя.
 выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов.
студент может:
сверх предложенного преподавателем (при обосновании и согласовании с ним) и минимума обязательного содержания, определяемого ГОС ВПО/ГОС СПО по данной дисциплине:
 самостоятельно определять уровень (глубину) проработки содержания материала;
 предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельной проработки;
 в рамках общего графика выполнения самостоятельной работы предлагать обоснованный индивидуальный график выполнения и отчетности по результатам самостоятельной работы;
 предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной работы;
 использовать для самостоятельной работы методические пособия, учебные пособия, разработки сверх предложенного преподавателем перечня;
 использовать не только контроль, но и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами самоконтроля, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно.
Самостоятельная работа студентов должна оказывать важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется студентом самостоятельно. Каждый студент самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.
Основной формой самостоятельной работы студента является изучение конспекта лекций, их дополнение, рекомендованной литературы, активное участие на практических и семинарских занятиях. Но для успешной учебной деятельности, ее интенсификации, необходимо учитывать следующие субъективные факторы:
1. Знание школьного программного материала, наличие прочной системы знаний, необходимой для усвоения основных вузовских курсов.
2. Наличие умений, навыков умственного труда:
а) умение конспектировать на лекции и при работе с книгой;
б) владение логическими операциями: сравнение, анализ, синтез, обобщение, определение понятий, правила систематизации и классификации.
3. Специфика познавательных психических процессов: внимание, память, речь, наблюдательность, интеллект и мышление.
4. Хорошая работоспособность, которая обеспечивается нормальным физическим состоянием.
5. Соответствие избранной деятельности, профессии индивидуальным способностям.
6. Овладение оптимальным стилем работы, обеспечивающим успех в деятельности.
7. Уровень требований к себе, определяемый сложившейся самооценкой.
Адекватная оценка знаний, достоинств, недостатков - важная составляющая самоорганизации человека, без нее невозможна успешная работа по управлению своим поведением, деятельностью.
Время, которым располагает студент для выполнения учебного плана, складывается из двух составляющих: одна из них - это аудиторная работа в вузе по расписанию занятий, другая - внеаудиторная самостоятельная работа. Задания и материалы для самостоятельной работы выдаются во время учебных занятий по расписанию, на этих же занятиях преподаватель осуществляет контроль за самостоятельной работой, а также оказывает помощь студентам по правильной организации работы.
Чтобы выполнить весь объем самостоятельной работы, необходимо заниматься по 3-5 часов ежедневно. Начинать самостоятельные внеаудиторные занятия следует с первых же дней семестра, пропущенные дни будут потеряны безвозвратно, компенсировать их позднее усиленными занятиями без снижения качества работы и ее производительности невозможно. Первые дни семестра очень важны для того, чтобы включиться в работу, установить определенный порядок, равномерный ритм на весь семестр.
Если порядок в работе и ее ритм установлены правильно, то студент изо дня в день может работать, не снижая своей производительности и не перегружая себя. Правильная смена одного вида работы другим позволяет отдыхать, не прекращая работы.
Таким образом, первая задача организации внеаудиторной самостоятельной работы – это составление расписания, которое должно отражать время занятий, их характер (теоретический курс, практические занятия, графические работы, чтение), перерывы на обед, ужин, отдых, сон, проезд и т.д. Расписание не предопределяет содержания работы, ее содержание неизбежно будет изменяться в течение семестра. Порядок же следует закрепить на весь семестр и приложить все усилия, чтобы поддерживать его неизменным (кроме исправления ошибок в планировании, которые могут возникнуть из-за недооценки объема работы или переоценки своих сил).
Правила самостоятельной работы с литературой. Самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; «не старайтесь запомнить все, что вам в ближайшее время не понадобится, – советует студенту и молодому ученому Г. Селье, – запомните только, где это можно отыскать» (Селье, 1987. С. 325).
• Сам такой перечень должен быть систематизированным.
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой.
• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того на сколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:
1. информационно-поисковый (задача – найти, выделить искомую информацию)
2. усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений)
3. аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему)
4. творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).
С наличием различных установок обращения к научному тексту связано существование и нескольких видов чтения:
1. Библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.;
2. Просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы и каталогами, в результате такого просмотра читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;
3. Ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;
4. Изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;
5. Аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения близкие между собой тем, что участвуют в решении исследовательских задач. Первый из них предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли.
Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях. Вот почему именно этот вид чтения в рамках учебной деятельности должен быть освоен в первую очередь. Кроме того, при овладении данным видом чтения формируются основные приемы, повышающие эффективность работы с научным текстом.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Практические занятия. Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.
Самопроверка. После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.
Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.
Подготовка к экзаменам и зачетам. Изучение многих общепрофессиональных и специальных дисциплин завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
Правила подготовки к зачетам и экзаменам:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале!).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Как это ни парадоксально, но использование «шпаргалок» часто позволяет отвечающему студенту лучше демонстрировать свои познания (точнее – ориентировку в знаниях, что намного важнее знания «запомненного» и «тут же забытого» после сдачи экзамена).
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.