МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление человеческими ресурсами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки27.03.03. Системный анализ и управление
ПрофильСистемный анализ и управление экономическими системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план27_03_03_Системный_анализ_управление_САиУЭС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Ануфриева И.Ю.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Управление человеческими ресурсами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 27.03.03 Системный анализ и управление (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 902)

составлена на основании учебного плана:
27.03.03 Системный анализ и управление
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доц.,Рудакова О. Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доц.,Рудакова О. Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Цель освоения дисциплины «Управление человеческими ресурсами» заключается в изучении теоретических основ управления человеческими ресурсами и практических методов работы с персоналом организации, развитии способности разработки обоснованных управленческих решений по основным направлениям управления человеческими ресурсами.



2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
ОПК-3 Способен использовать фундаментальные знания для решения базовых задач управления в технических системах с целью совершенствования в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-3.1. Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
ОПК-3.1. Знает методы и способы решения базовых задач в технических системах.

3.2.Уметь:
3.2.1.УК-3.2. Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задания, презентуя профессиональные задачи.
ОПК-3.2. Умеет использовать фундаментальные знания для решения базовых задач управления в технических системах с целью совершенствования в профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-3.3. Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками.
ОПК-3.3. Имеет навык применения фундаментальных знаний для решения базовых задач управления в технических системах с целью совершенствования в профессиональной деятельности/

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы управления персоналом. Кадровые технологии управления человеческими ресурсами.
1.1. Система управления человеческими ресурсами Лекции 6 2 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Система управления человеческими ресурсами Практические 6 2 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. Система управления человеческими ресурсами Сам. работа 6 6 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.4. Теория и практика организации работы с персоналом Лекции 6 2 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.5. Теория и практика организации работы с персоналом Практические 6 4 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.6. Теория и практика организации работы с персоналом Сам. работа 6 8 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.7. Кадровое планирование Лекции 6 2 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.8. Кадровое планирование Практические 6 2 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.9. Кадровое планирование Сам. работа 6 6 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.10. Набор персонала Лекции 6 2 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.11. Набор персонала Практические 6 4 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.12. Набор персонала Сам. работа 6 6 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.13. Отбор персонала Лекции 6 2 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.14. Отбор персонала Практические 6 4 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.15. Отбор персонала Сам. работа 6 6 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.16. Трудовая адаптация персонала Лекции 6 1 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.17. Трудовая адаптация персонала Практические 6 2 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.18. Трудовая адаптация персонала Сам. работа 6 7 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.19. Трудовая мотивация и стимулирование труда Лекции 6 1 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.20. Трудовая мотивация и стимулирование труда Практические 6 2 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.21. Трудовая мотивация и стимулирование труда Сам. работа 6 7 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.22. Развитие и обучение персонала Лекции 6 1 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.23. Развитие и обучение персонала Практические 6 2 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.24. Развитие и обучение персонала Сам. работа 6 7 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.25. Управление карьерой персонала Лекции 6 2 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.26. Управление карьерой персонала Практические 6 2 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.27. Управление карьерой персонала Сам. работа 6 6 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.28. Оценка персонала организации Лекции 6 1 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.29. Оценка персонала организации Практические 6 2 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1
1.30. Оценка персонала организации Сам. работа 6 7 ОПК-3, УК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: Учебник М.: Дашков и Ко Дашков и К, 2022 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ануфриева, Ирина Юрьевна Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека; www.elibrary.ru
Э2 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВО «АлтГУ»; www.lib.asu.ru
Э3 Федеральный образовательный портал ЭСМ: экономика, социология, менеджмент; ecsocman.hse.ru
Э4 Справочно-информационная система «Гарант»; www.garant.ru
Э5 Электронная библиотека «Лань". www.e.lanbook.com
Э6 электронная версия журнала "Управление персоналом"; www.personal.ru
Э7 электронная версия журнала "Кадровик". www.kadrovik.ru
Э8 Эффективные коммуникации и управление челочеческими ресурсами portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
2. Гарант http://www.garant.ru.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного-теоретического процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточное количество литературы.
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к промежуточной аттестации студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на промежуточную аттестацию вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или указать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.