МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Программная инженерия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки27.03.03. Системный анализ и управление
ПрофильСистемный анализ и управление экономическими системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план27_03_03_Системный_анализ_управление_САиУЭС-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
курсовой проект: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Лабораторные 44 44 44 44
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
канд.техн.наук, доцент, Стерлягов С.П.

Рецензент(ы):
канд.физ.-мат.наук, доцент, Патудин В.М.

Рабочая программа дисциплины
Программная инженерия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 27.03.03 Системный анализ и управление (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 902)

составлена на основании учебного плана:
27.03.03 Системный анализ и управление
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 16.03.2021 г. № 7
Срок действия программы: 20222025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кожевина О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 16.03.2021 г. № 7
Заведующий кафедрой Кожевина О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение современных инженерных принципов (методов) создания надежного, качественного программного обеспечения, удовлетворяющего предъявляемым к нему требованиям, формирование у студентов понимания необходимости применения принципов программной инженерии.
Формирование у студентов теоретических и практических навыков по изучению и использованию современных технологий разработки программного обеспечения в соответствии с международными стандартами обучения программной инженерии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен проектировать элементы информационных систем управления с использованием современных инструментальных средств и технологий программирования
ПК-1.1 Знает методологии проектирования информационных систем, современные инструментальные средства и технологии
ПК-1.2 Умеет проектировать элементы информационных систем управления
ПК-1.3 Использует современные средства и технологии при проектировании элементов информационных систем управления
ПК-2Способен анализировать и моделировать процессы в области техники, технологии и организационных систем
ПК-2.1 Знает процессы в области техники, технологии и организационных систем
ПК-2.2 Умеет описывать процессы в области техники, технологии и организационных систем
ПК-2.3 Анализирует и моделирует процессы в области техники, технологии и организационных систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• методологии проектирования и разработки; технологии, стандарты и средства проектирования и разработки ИС различных предметных областей; основные этапы проектирования и разработки ИС; модели жизненного цикла ИС;
• правила и технологии инсталляции программного обеспечения;
• отличительные особенности различных способов инсталляции программного обеспечения;
• преимущества применения принципов программной инженерии при разработке качественного ПО.
3.2.Уметь:
3.2.1.• осуществлять проектирование ИС от этапа постановки задачи до программной реализации;
• ориентироваться в методах и средствах, используемых для разработки ИС;
• создавать и развертывать дистрибутивы программного обеспечения;
• инсталлировать программные системы;
• настраивать параметры программного обеспечения ИС;
• определять эффективность выбираемых решений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• навыками использования основных методов проектирования ИС с использованием CASE-технологий;
• навыками использования различных технологий создания и развертывания дистрибутивов;
• навыками настройки параметров программного обеспечения ИС;
• современными средствами разработки программного обеспечения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ПИ в жизненном цикле программных средств.
1.1. Понятие процесса разработки ПО. Универсальный процесс. Текущий процесс. Конкретный процесс. Стандартный процесс. Совершенствование процесса. Классические модели процесса: водопадная модель, спиральная модель. Фазы и виды деятельности. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и лабораторным работам Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Жизненный цикл программного обеспечения, модели и процессы.
2.1. Понятие программной инженерии. Основные определения: информатика, Системотехника, Бизнес-реинжиниринг. Программное обеспечение: определение, свойства. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
2.2. Программная инженерия: назначение, основные принципы и понятия. Составление плана проекта по разработке программного обеспечения. Определение ролей в проектной команде. Лабораторные 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
2.3. Жизненный цикл и процессы разработки ПО. Ознакомление с требованиями к разрабатываемому программному обеспечению. Фиксация требований к программному обеспечению. Составление спецификации требований. Лабораторные 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и лабораторным работам Сам. работа 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1
Раздел 3. Рабочий продукт, проект.
3.1. Рабочий продукт. Дисциплина обязательств. Проект. Управление проектами. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Анализ предметной области и требования к ПО. Разработка компонентов модели данных приложения. Лабораторные 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и лабораторным работам Сам. работа 5 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Архитектура ПО. Моделирование архитектуры.
4.1. Понятие архитектуры ПО. Точка зрения и характеристики точек зрения. Множественность точек зрения при разработке ПО. Цели и принципы системного проектирования сложных программных средств. Процессы системного проектирования программных средств. Структурное проектирование сложных программных средств. Проектирование программных модулей и компонентов. Задачи и особенности объектно-ориентированного проектирования программных средств. Основные понятия и модели объектно-ориентированного проектирования программных средств. Варианты представления моделей и средства объектно-ориентированного проектирования программных средств. Создание простых UML-диаграмм классов, пакетов и компонентов. Анализ, архитектура и проектирование простых систем «клиент-сервер» с использованием UML и акцентом на диаграммах классов и состояний. Лекции 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Основы проектирования программного обеспечения. Разработка компонентов модели данных приложения. Лабораторные 5 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
4.3. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и лабораторным работам Сам. работа 5 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
Раздел 5. Разработка требований к ПО. Управление требованиями.
5.1. Виды требований: функциональные требования, нефункциональные требования. Свойства требований: ясность и недвусмысленность, полнота и непротиворечивость, необходимый уровень детализации, прослеживаемость, тестируемость и проверяемость, модифицируемость. Формализация требований. Цикл работы с требованиями. Организация разработки требований к сложным программным средствам. Процессы разработки требований к характеристикам сложных программных средств. Структура основных документов, отражающих требования к программным средствам. Лекции 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
5.2. Методологии разработки ПО. Проектирование и создание базы данных приложения. Лабораторные 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
5.3. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и лабораторным работам Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
Раздел 6. Управление конфигурацией в жизненном цикле программных средств.
6.1. Понятие конфигурационного управления. Управление версиями. Понятие "ветки" проекта. Управление сборками. Средства версионного контроля. Единицы конфигурационного управления. Понятие baseline. Процессы управления конфигурацией программных средств. Этапы и процедуры при управлении конфигурацией программных средств. Технологическое обеспечение при сопровождении и управлении конфигурацией программных средств. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
6.2. Архитектура программного обеспечения. Определение и разработка архитектуры программного обеспечения. Лабораторные 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
6.3. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и лабораторным работам Сам. работа 5 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
Раздел 7. Качество ПО. Верификация и аттестация, тестирование.
7.1. Стандартизация качества. Методы обеспечения качества ПО. Понятие тестирования. Тестирование черного ящика. Тестирование белого ящика. Инструменты тестирования. Критерии тестирования. Виды тестирования. Работа с ошибками. Средства контроля ошибок (bug tracking systems). Принципы верификации и тестирования программ. Процессы и средства тестирования программных компонентов. Процессы оценивания характеристик и испытания программных средств. Организация и методы оценивания характеристик сложных комплексов программ. Средства для испытаний и определения характеристик сложных комплексов программ. Оценивание надежности и безопасности функционирования сложных программных средств. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
7.2. Принципы создания удобного пользовательского интерфейса. Определение архитектуры пользовательского интерфейса приложения. Лабораторные 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
7.3. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и лабораторным работам Сам. работа 5 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
Раздел 8. Документирование ПО.
8.1. Организация документирования программных средств. Формирование требований к документации сложных программных средств. Планирование документирования проектов сложных программных средств. Шаблоны документов разработки программных продуктов. Лекции 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
8.2. Управление разработкой программного обеспечения. Проектирование отдельных форм разрабатываемого программного обеспечения. Лабораторные 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
8.3. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и лабораторным работам Сам. работа 5 9 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Сопровождение ПО.
9.1. Организация и методы сопровождения программных средств. Этапы и процедуры при сопровождении программных средств. Задачи и процессы переноса программ и данных на иные платформы. Ресурсы, для обеспечения сопровождения и мониторинга программных средств. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
9.2. Методы верификации и тестирования программ и систем. Разработка системных тестов для приложения. Лабораторные 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
9.3. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и лабораторным работам Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 10. Управление проектами разработки ПО.
10.1. Цели и процессы технико-экономического обоснования проектов программных средств. Экспертное технико-экономическое обоснование проектов программных средств. Основные ресурсы для обеспечения жизненного цикла сложных программных средств. Ресурсы специалистов для обеспечения жизненного цикла сложных программных средств. Ресурсы для обеспечения функциональной пригодности при разработке сложных программных средств. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
10.2. Качество программного обеспечения и методы его контроля. Разработка отдельных форм и интеграция разрабатываемого программного обеспечения. Лабораторные 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2
10.3. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и лабораторным работам Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примеры контрольных вопросов для текущего контроля

Программная инженерия - это
1. Совокупность инструментальных средств и методов, предназначенных для создания качественного программного обеспечения.
2. Совокупность инструментальных средств, предназначенных для создания качественного программного обеспечения.
3. Совокупность навыков, инструментальных средств и методов, предназначенных для создания качественного программного обеспечения.
4. Наука, изучающая построение программных систем
5. Правила проектирования систем со сложной архитектурой
Программная инженерия занимается
1. Вопросами оптимизации кода
2. Вопросами разработки новых алгоритмов обработки данных
3. Вопросами эффективной разработки программного обеспечения
4. Применением средств быстрой разработки программного обеспечения
5. Применением средств автоматизированного тестирования программного обеспечения
Стадии разработки программных систем, общие формы алгоритмов и схем, описывающих эти системы, регламентируются
1. Стандартами ЕСПД
2. Пунктами ТЗ
3. Никак не регламентируются
4. Зксплуатационными документами
5. Спецификацией ПС
Псевдокод представляет собой
1. Частично формализованный язык для представления описаний метода пошаговой детализации
2. Язык, использующий конструкции структурного программирования
3. Язык программирования высокого уровня
4. Язык с неформальными фрагментами на естественном языке для представления обобщенных операторов и условий
5. Формальная запись конструкций языка программирования Фортран
Под отладкой программного средства понимают
1. Деятельность, направленная на обнаружение и исправление ошибок в ПС с использованием процессов выполнения его программ
2. Процесс выполнения его программ на некотором наборе данных, для которого заранее известен результат применения или известны правила поведения этих программ
3. Отладка = Тестирование + Поиск ошибок + Редактирование
4. Процесс поиска и исправления ошибок (без тестирования)
5. Настройка ПС на требуемые наборы данных
Укажите основные процессы жизненного цикла по ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99. «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств»
1. Процесс заказа
2. Процесс документирования
3. Процесс разработки
4. Процесс управления
5. Процесс сопровождения
Проблемы, решаемые конфигурационным управлением
1. Работа в команде
2. Одновременная модификация
3. Ограниченное уведомление
4. Управление пользователями
5. Множество версий
Этапы последовательной разработки ("водопад")
1. Кодирование
2. Снятие с эксплуатации
3. Тестирование
4. Анализ требований
5. Проектирование
6. Системный анализ
7. Использование и сопровождение
Этапы итеративного цикла разработки
1. Тестирование
2. бизнес-моделирование
3. Реализация
8. Анализ и проектирование
9. Требования
Содержание технического задания на программный продукт в порядке следования
1. Технико-экономические показатели
2. Назначение разработки
3. Стадии и этапы разработки
4. Введение
5. Требования к программной документации
6. Порядок контроля и приёмки
7. Основания для разработки
8. Требования к программе или программному изделию
Порядок разработки программного модуля
1. Программирование (кодирование) модуля
2. Шлифовка текста модуля
3. Изучение и проверка спецификации модуля, выбор языка программирования
4. Выбор алгоритма и структуры данных
5. Компиляция модуля
6. Проверка модуля
Укажите соответствие
А) Анализ и проектирование
Б) Бизнес-моделирование
В) Реализация
Г) Управление проектом
Д) Управление средой
Е) Тестирование
1. Осуществление управления рисками
2. Формирование устойчивой архитектуры системы
3. Разработка классов и объектов в терминах компонентов (исходных файлов, бинарных файлов, выполнимых программ и т.д.)
4. Установление однозначного понимания заказчиком и разработчиком, что именно и каким образом должна делать система
5. Установление степени соответствия функций реализованной системы и требований к системе
6. Обеспечение организации разработки приложения процессами и инструментальными средствами, которые будут поддерживать группу разработки
Укажите соответствие диаграмм и их описаний
А) Диаграммы прецедентов
Б) Диаграммы последовательностей
В) Диаграммы кооперации
Г) Диаграммы состояний
Д) Диаграммы деятельности
1. Описывают изменение состояния системы в ответ на события
2. Акцентируют внимание на временной упорядоченности сообщений
3. Описывают организацию поведения системы
4. Демонстрируют передачу управления от одной деятельности к другой
5. Сфокусированы на структурной организации объектов, посылающих и получающих сообщения
Укажите соответствие целей применения методов программной инженерии и их пояснений
А) Сопровождаемость
Б) Надежность
В) Эффективность
Г) Удобство использования
1. Отказоустойчивость, безопасность и защищенность
2. ПО не должно впустую тратить системные ресурсы
3. ПО должно быть легким в использовании
4. Система должна быть написана с расчетом на дальнейшее развитие
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Предусмотрено выполнение курсовой работы.

Тематика курсовых работ по дисциплине «Программная инженерия»
1. Анализ кредитоспособности физического лица в сфере ипотечного кредитования.
2. Автоматизация складского учета и процесса продажи товаров.
3. Разработка информационной системы поддержки принятия решения при ипотечном кредитовании.
4. Разработка ПО для учета заявок туристической фирмы.
5. Оперативный учет движения готовой продукции на коммерческой предприятии.
6. Разработка информационной системы поддержки принятия решения при подборе компьютерных комплектующих.
7. Разработка прикладного программного обеспечения «Кадровый учет».
8. Разработка ИС «Диспетчерская Автовокзала».
9. Разработка информационной системы учета клиентов частной клиники.
10. Автоматизация рабочего места менеджера по продажам автозапчастей.
11. Разработка информационной системы связи с клиентом модуль бухгалтерских приложений.
12. Разработка информационной системы поддержки принятия решений при подборе компьютерных комплектующих.
13. Разработка прикладного программного обеспечения «Учет продаж».
14. Информационная система учета договоров страхования.
15. Разработка информационной системы «Биржа труда».
16. Автоматизированная система подбора недвижимости.
17. Разработка модуля «Учет продажи билетов на предприятии Автовокзал».
18. Разработка ИС «Оценка кандидатов на вакантную должность».
19. Разработка прикладного программного обеспечения для организации розничной торговли.
20. Разработка ППО для оптового склада.
21. Разработка ИС «Инвентаризация имущества предприятия.
22. Автоматизация рабочего места сотрудника лизинговой компании автотранспорта.
23. Автоматизация рабочего места агента страховой компании.
24. Проектирование и разработка информационной системы учета и контроля объектов, представляющих архитектурную и историческую ценность.
25. Разработка ИС для работы приемной комиссии ВУЗА.
26. Разработка ИС для работы фото-сервиса.
27. Разработка ИС таксопарка.
28. Разработка ИС учета лекарственных средств аптеки.
29. Разработка ИС диспансерного учета поликлиники.
30. Разработка ИС учета расходных материалов сервисного центра компьютерной фирмы.

Требования к курсовым работам по дисциплине
«Программная инженерия»
Содержание
Введение (1,5 - 2 стр.)
1. ПРЕДПРОЕКТНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
1.1. Анализ предметной области и объекта исследования
1.2. Постановка задачи (глазами пользователя)
1.3. Входные и выходные документы (данные)
1.4. Анализ бизнес-процессов «объекта исследования» (макс. 5 стр.)
1.5. Информационные технологии разработки ИС
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
2.1. Построение интегрированной бизнес-модели «объекта исследования» (макс. 8 стр.)
2.2. Построение инфологической модели ИС (IDEF1X) (макс. 5 стр.)
2.3. Требования к разрабатываемой ИС (макс. 5 стр.)
2.3.1. Концептуальные требования к функциональности ИС
2.3.2. Структура ИС и назначение каждого блока (модуля)
2.3.3. Исходные и результирующие документы ИС
3. ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИС «НазваниеИС»
3.1. Обоснование выбора ПО для разработки (макс. 2 стр.)
3.2. Структура ИС и функционирование каждого блока (макс. 5 стр.)
3.3. Структура базы данных (макс. 3 стр.)
3.4. Распределение ролей пользователей ИС (макс. 2 стр.)
3.5. Результаты работы ИС (макс. 2 стр.)
3.6. Оценка экономической эффективности внедрения продукта (макс. 2 стр.)
Заключение (1,5 – 3 стр.)
Литература
Приложения

Введение.
В начале введения обычно присутствует небольшая аннотация к проблематике курсовой работы.
Во введении обязательно должны содержаться: Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования и задачи, которые необходимо решить для достижения Цели. Задачи соответствуют названиям пунктов содержания (более развернуто и понятно).
Далее следует краткое описание структуры работы по частям, и краткое описание материала, методов и средств, выводов по каждой части.
Объект исследования.
1. Реальный социально-экономический объект: организация, предприятие, его подразделение, отдел, цех и т.д. При этом если Ваша ИС разрабатывается для подразделения/отдела, то именно этот отдел и является Объектом исследования, а не вся организация. В этом случае Ваша ИС должна полностью охватывать ВСЕ бизнес-процессы на предприятии/организации/подразделении/отделе.
2. Некоторый бизнес-процесс на предприятии, организации, подразделении или отделе. При этом Объектом исследования будет этот самый бизнес-процесс на организации/подразделении/отделе, а не организация/подразделение/отдел.
Предметом исследования являются методы и средства инженерии программного обеспечения, применяемые Вами для разработки ИС. Если разрабатываемая Вами ИС служит для автоматизации некоего бизнес-процесса, то Предметом исследования должен быть не сам бизнес-процесс, а методы и средства разработки ИС для автоматизации этого бизнес-процесса.
Целью исследования является разработка прототипа информационной системы или программного комплекса для соответствующего бизнес-процесса или организации. В случае, если в работе нет реализации прикладного ПО, целью исследования является разработка проекта информационной системы или программного комплекса для соответствующего бизнес-процесса или организации.
Заключение.
Напоминается цель исследования. Проводится анализ выполненных задач по частям с соответствующими выводами. Указывается степень достижения цели исследования. Также указываются возможные дальнейшие этапы разработки, внедрения, перспективы и т.д.
Построение интегрированной бизнес-модели «объекта исследования»
По стандартам IDEF:
• Диаграммы организационной структуры
• Функциональная модель ИС (IDEF0)
• Модель потоков данных (IDEF1)
• Процессная модель (IDEF3)
• Диаграммы ролей пользователей ИС (Swimmer Lane)
Либо по стандартам UML:
• Диаграммы использования ИС
• Диаграммы классов
• Диаграммы состояния
• Иерархия классов и форм
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов, выносимых на экзамен по курсу «Программная инженерия»:
1. Модели и процессы жизненного цикла программного обеспечения.
2. Модели оценки зрелости процессов ПО.
3. Метрики процессов ПО.
4. Извлечение требований.
5. Методы моделирования для анализа требований.
6. Функциональные и нефункциональные требования.
7. Прототипирование.
8. Основные понятия методов формальной спецификации.
9. Основные понятия и принципы разработки ПО.
10. Архитектура ПО.
11. Структурная разработка.
12. Объектно-ориентированный анализ и разработка.
13. Нотация UML: вид диаграмм и блоков, принципы построения.
14. Компонентно-базированная разработка.
15. Разработка ПО для повторного использования.
16. Планирование аттестационного тестирования.
17. Основы тестирования (проектирование и генерации тестов, процесс тестирования).
18. Тестирование по методу «черного ящика» и методу «белого ящика».
19. Тестирование модулей, интеграция модулей и проверка правильности интеграции, тестирование системы.
20. Объектно-ориентированное тестирование.
21. Инспектирование.
22. Сопровождение ПО.
23. Свойства сопровождаемого ПО.
24. Реинжинирия ПО.
25. Наследуемые системы.
26. Повторное использование и переносимость ПО.
27. Управление командой проекта (процессы проекта, организация команды и принятие решений, распределение ролей и ответственности, отслеживание состояния процесса, решение проблем в команде).
28. Планирование работ.
29. Методы оценки стоимости проекта и измерения характеристик качества ПО.
30. Анализ рисков.
31. Управление конфигурациями.
32. Управление качеством.
33. Средства поддержки управления проектом.
34. Среда программирования.
35. Средства моделирования для разработки и анализа требований ПО.
36. Средства тестирования.
37. Средства управления конфигурациями.
38. Механизмы для интеграции средств.
Приложения
Приложение 1.   САиУ-ПИ-ФОС.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Батоврин В.К. Системная и программная инженерия. Словарь-справочник: учебное пособие для вузов М.: ДМК Пресс // ЭБС "Лань", 2010// ЭБС "Лань" e.lanbook.com
Л1.2 Золотов С.Ю. Проектирование информационных систем: Учебное пособие Томск: Эль Контент // ЭБС "ONLINE", 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гома Х. UML. Проектирование систем реального времени, параллельных и распределенных приложений: "ДМК Пресс" //ЭБС "Лань", 2007 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э2 Microsoft Virtual Academy mva.microsoft.com
Э3 MSDN msdn.microsoft.com
Э4 Форум по ИТ citforum.ru
Э5 Сайт Министерства образования www.edu.ru
Э6 Интернет университет www.intuit.ru
Э7 Открытые системы www.osp.ru
Э8 Курс в Moodle "Программная инженерия" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Visual Studio, https://code.visualstudi.com/license, (бессрочно);
7-Zip,http://www.7-zip.org/license.txt, (бессрочно);
AcrobatReader,http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf, (бессрочно);
Bizagi Modeler, https://www.bizagi.com/en/bizagi-process-modeler-license-agreement , (бессрочно);
IBM WebSphere Business Modeler Advanced, IBM Academic Initiative, IBM EULA, (бессрочно);
IBM Rational Software Architect Designer, IBM Academic Initiative, IBM EULA, (бессрочно);
IBM Rational Data Architect, IBM Academic Initiative, IBM EULA, (бессрочно);
IBM Rational Method Composer, IBM Academic Initiative, IBM EULA, (бессрочно).
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Лабораторное занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к лабораторным занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненные задания проверяются преподавателем и оцениваются в баллах БРС.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде комплекта документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.