МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ландшафтно-архитектурные стили

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное проектирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_Ландшафтная архитектура_ЛПиДОС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.искусств., доцент, Бондаренко Т.В.;д.архит., профессор, Поморов С.Б.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Ландшафтно-архитектурные стили

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
Направление 35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у обучающихся знаний по истории развития и становления ландшафтной архитектуры, садово-паркового искусства, в условиях каждой из формаций – начиная от древнего и рабовладельческого периода до наших дней; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, умений, навыков обучающихся в процессе изучения исторических стилей садово-паркового искусства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;
ОПК-4.1 Знает современные технологии профессиональной деятельности
ОПК-4.2 Умеет реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности
ОПК-4.3 Имеет навыки обоснования и реализации современных технологий в профессиональной деятельности
ПК-1Способен проводить предпроектные исследования и подготовку данных для разработки проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
ПК-1.1 Знает содержание и методы предпроектных исследований
ПК-1.2 Владеет навыками подготовки данных для разработки проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
ПК-1.3 Имеет навыки проведения предпроектных исследований и формирования базы данных для разработки проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
ПК-3Способен применять теорию ландшафтной архитектуры и творческий подход в проектировании и дизайне объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций
ПК-3.1 Знает теорию и методологию ландшафтной архитектуры
ПК-3.2 Умеет применять творческий подход в проектировании объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций
ПК-3.3 Имеет навыки применения теории и методологии ландшафтной архитектуры и творческого подхода в проектировании и дизайне объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций
ПК-4Способен разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию в соответствии с действующими нормативными документами, художественными приемами и принципами садово-паркового и ландшафтного искусства для создания, реконструкции и реставрации объектов ландшафтной архитектуры
ПК-4.1 Знает содержание проектной и рабочей технической документации, соответствующей действующими нормативными документами; принципы и приемы садово-паркового и ландшафтного искусства для создания, реконструкции и реставрации объектов ландшафтной архитектуры
ПК-4.2 Умеет формировать проектную и рабочую техническую документацию, соответствующую действующими нормативными актам; отвечающую принципам садово-паркового и ландшафтного искусства
ПК-4.3 Имеет навыки разработки проектной и рабочей технической документации в соответствии с действующими нормативными документами, художественными приемами и принципами садово-паркового и ландшафтного искусства для создания, реконструкции и реставрации объектов ландшафтной архитектуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4.1. Знает современные технологии профессиональной деятельности;
ПК-1.1. Знает содержание и методы предпроектных исследований;
ПК-3.1. Знает теорию и методологию ландшафтной архитектуры;
ПК-4.1. Знает содержание проектной и рабочей технической документации, соответствующей действующими нормативными документами; принципы и приемы садово-паркового и ландшафтного искусства для создания, реконструкции и реставрации объектов ландшафтной архитектуры;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.2. Умеет реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;
ПК-1.2. Владеет навыками подготовки данных для разработки проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры;
ПК-3.2. Умеет применять творческий подход в проектировании объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций;
ПК-4.2. Умеет формировать проектную и рабочую техническую документацию, соответствующую действующими нормативными актам; отвечающую принципам садово-паркового и ландшафтного искусства;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4.3. Имеет навыки обоснования и реализации современных технологий в профессиональной деятельности;
ПК-1.3. Имеет навыки проведения предпроектных исследований и формирования базы данных для разработки проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры;
ПК-3.3. Имеет навыки применения теории и методологии ландшафтной архитектуры и творческого подхода в проектировании и дизайне объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций;
ПК-4.3. Имеет навыки разработки проектной и рабочей технической документации в соответствии с действующими нормативными документами, художественными приемами и принципами садово-паркового и ландшафтного искусства для создания, реконструкции и реставрации объектов ландшафтной архитектуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия и краткая история развития ландшафтного и садово-паркового искусства.
1.1. Основные понятия и краткая история развития ландшафтного и садово-паркового искусства. Лекции 3 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Основные понятия и краткая история развития ландшафтного и садово-паркового искусства. Практические 3 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Основные понятия и краткая история развития ландшафтного и садово-паркового искусства. Сам. работа 3 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Вехи развития ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства в новых условиях развития человеческого общества.
2.1. Вехи развития ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства в новых условиях развития человеческого общества. Лекции 3 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Вехи развития ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства в новых условиях развития человеческого общества. Практические 3 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Вехи развития ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства в новых условиях развития человеческого общества. Сам. работа 3 20 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Стили ландшафтной культуры 21 века.
3.1. Стили ландшафтной культуры 21 века. Лекции 3 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Стили ландшафтной культуры 21 века. Практические 3 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Стили ландшафтной культуры 21 века. Сам. работа 3 15 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Подготовка к экзамену Экзамен 3 27 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Ландшафтная архитектура – это:
a. объёмно-пространственная организация территории, объединения природных, строительных и архитектурных компонентов в целостную композицию, несущую определённый художественный образ
b. искусство проектировать и строить здания и другие сооружения
c. теория и практика планировки и застройки городов

2. Барокко - это:
a. художественный стиль XVIII – начала XIX в., обращающийся к античности и античному искусству как к норме и идеальному образцу
b. художественный стиль в европейском искусстве с конца XVI до середины XVIII в., для которого характерны декоративная пышность, пластичность, а иногда и вычурность композиции
c. ряд последовательно сменяемых визуальных планов в парках, лесопарках, отдельных друг от друга кулисами и воспринимаемых на достаточном расстоянии

3. Ансамбль в садово-парковом искусстве -это:
a. каменистый сад, отображающий красоту горного ландшафта и его флору
b. сквозное ограждение террас, лестниц, подпорных стен, состоящее из ряда фигурных столбиков – балясин; в садах и парках часто оформляется цветочными вазами, скульптурой
c. пространственно и функционально связанная совокупность сооружений, растительности, водоемов и других элементов ландшафта, образующая целостную архитектурно-художественную композицию

4. Висячий сад в ландшафтной архитектуре – это:
a. ряд отдельных разграниченных насаждениями замкнутых пространств, соединенных друг с другом проходами, расположенными по одной оси
b. небольшой сад, расположенный на крыше, галерее, специальных каменных опорах, имеющий насыпной почвенный слой для произрастания трав, цветов, декоративных кустарников, иногда деревьев.
c. вышка, надстройка на здании, беседка на возвышении, с которых открывается вид на окрестности

5. Пейзажный парк - это:
a. древнеперсидский сад, характерной особенностью которого являлось обилие роз, фонтанов, водоемов
b. парк (или его часть) для прогулок и созерцания картин «естественной» природы, отличающийся свободным расположением дорог, аллей и других элементов планировки, обычно включает обширные водоемы, поляны, рощи, организованные в определенную пространственную систему
с. одно из названий сада при русской усадьбе XV−XVII вв., в котором выращивались в основном плодовые деревья и кустарники, а также овощи и цветы

6. Японский сад – это:
a. горизонтальная или слегка наклонная площадка естественного происхождения или искусственно устроенная, образующая уступ на склоне местности
b. сад, примыкающий к чайному дому, приспособлен для отдыха и чайной церемонии
с. традиционное произведение садово-паркового искусства, характерное символическим воспроизведением природы на небольших пространствах, тонкой проработкой деталей, создающее у посетителя определенное состояние созерцательности

7. Топиарное искусство - это:
a. возникшее в древности искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников, придание им геометрических и фантастических форм (например, животных, архитектурных сооружений и т. д.)
b. ряд густо посаженных низкорослых деревьев или кустарников, стриженых в стенку или на опорах
c. прием размещения одиночных посадок на открытом пространстве (деревьев, кустарников или крупных травянистых растений), которые выделяются своей архитектоникой или привлекают особое внимание

8.Трельяж – это:
a. вертикальная плоскостная опора (каркас) для вьющихся растений (роз, клематисов и др.), выполняется в виде ажурной решетки из дерева, металла с различными размерами гнезд
b. временное летнее сооружение в парках XVIII в., рассчитанное на иллюзорный или мимолетный эффект (например, палатка, изображающая каменную постройку, пешеходный мостик из живых деревьев и т.д.)
c. глубинно-пространственная композиция

9. Скульптура – это:
a. элемент оформления пейзажей романтических
b. цветник в виде узкой длинной полосы, размещаемой вдоль аллей, дорожек
c. вид пространственного искусства, создающего объемное изображение, высеченное из камня, отлитое из бронзы, в парках имеет не только декоративное, но часто и символическое значение, одухотворяющее пейзаж, придающее ему определенный идейно-художественный смысл

10. Романтизм в садово-парковом искусстве - это:
a. стиль в садово-парковом искусстве, имитирующий идиллические сельские и «героические» пейзажи, для романтических парков характерны искусственные руины, каменные «хаосы», «античные», «готические» постройки.
b. территория, характеризуемая выраженными ландшафтными особенностями местности (лес, степь, горы, скалы, река, водопады, интересные флора и фауна), подлежащая особой охране и в то же время доступная для туристов и отдыхающих
c. парк (или его часть) для прогулок и созерцания картин «естественной» природы систему.

11. Нимфей – это:
a. сад, в котором ведущим является какое-либо одно растение
b. священная роща у источника, украшенная скульптурой, колоннадой, стелой и т. п., характерна для садового искусства Древней Греции, где считалась местом обитания нимф и муз
c. курс, рассчитанный изучение цвета и формы

12. Пергола – это:
a. внутренний дворик с бассейном, фонтаном и цветником, окруженный колоннадой, отличается регулярной композицией, замкнутостью
b.– садово-парковая постройка, состоящая из деревянного или металлического каркаса, с плоской или сводчатой поверхностью, подчеркиваемой столбами или каменными колоннами, обвивается вьющимися растениями (лианами), образующими закрытую галерею
c. декоративная открытая геометрически построенная композиция из низких растений в горизонтальной плоскости, образует парадную часть регулярного парка, разбивается у главных зданий, у монументальных сооружений и памятников

13. Радиально-звездная композиция парка – это:
a. пересечение нескольких планировочных осей в одной точке, на которой формируется центр паркового ансамбля (или одного из районов парка), архитектурно-ландшафтное построение развивается по всем радиальным направлениям от периферии к центру
b. композиция, основанная на пересечении двух планировочных осей и выделении на этом пересечении или вблизи него центра ансамбля
c. композиция плана на основе креста

14. Кулисы – это:
a. условная черта, отделяющая территорию парка от улицы и застройки
b. группа деревьев и кустарников на открытых полянах в пейзажных парках
c. группировки деревьев или кустарников (массивы, куртины, группы), располагаемые в пространстве параллельно друг другу с целью создания многоплановой перспективы, закрывают несущественное или чрезмерно бросающееся в глаза, раскрывают главное с целью улучшения восприятия части парка или окружающего ландшафта

15. Малые архитектурные формы – это:
a. домик для содержания птиц
b. постройки для мини-зоопарков, размещенные на территории садов и парков
c. искусственные элементы садово-парковой композиции: беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, скульптуры из растений, киоски, павильоны, оборудование детских площадок, навесы и т. п.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. a
2. b
3. с
4. b
5. b
6. c
7. a
8. a
9. c
10. a
11. b
12. b
13. a
14. c
15. с

Критерии оценивания:
(в 3 семестре дисциплина заканчивается зачетом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

Дополните следующие предложения или ответьте на вопросы:

1. _________________ — художественный стиль XVIII – начала XIX в., обращающийся к античности и античному искусству как к норме и идеальному образцу.
2. _________________ — парк (или его часть) для прогулок и созерцания картин «естественной» природы, отличающийся свободным расположением дорог, аллей и других элементов планировки, обычно включает обширные водоемы, поляны, рощи, организованные в определенную пространственную систему.
3._________________ — государственная заповедная территория со строгим режимом посещения, обладающая исключительными природными особенностями, наличием скалистых гор, лесов с богатым флористическим составом, озер, гейзеров и других объектов, представляющих национальную ценность.
4. ________________ — специально выделяемая территория в пригородной местности, в городе, предназначенная для отдыха с целью восстановления сил и здоровья.
5. _________________— композиция, основанная на пересечении двух планировочных осей и выделении на этом пересечении или вблизи него центра ансамбля, архитектурно-ландшафтное построение развивается от периферии к центру по обоим направлениям (главному – продольному и подчиненному – поперечному).
6. Что такое кульминация?
7. Что такое мемориальный комплекс?
8. ___________________- вид цветочного оформления, характерный мпогократной сменой цветения в течение вегетационного периода, создаваемый путем подбора красивоцветущих травянистых преимущественно многолетних растений.
9. __________________- прием оформления цветника, небольшого пространства сада или фрагмента парка, построенного на геометрической системе модулей, повторяющихся через определенные промежутки.
10. _______________ - название небольшого сада внутри стен монастыря, который в древности имел символическое значение и был засажен «райскими» растениями – яблонями, виноградом, душистыми цветами и травами.
11. ________________- садово-парковое сооружение, представляющее собой каменистый участок парка, где декоративные растения сочетаются с камнями.
12. ________________ - коллекционный или декоративный участок (часть парка, сада), предназначенный для выращивания и экспонирования различных видов и сортов роз.
13. ________________ - стиль в садово-парковом искусстве, имитирующий идиллические сельские и «героические» пейзажи. Для романтических парков характерны искусственные руины, каменные «хаосы», «античные», «готические» постройки.
14. ________________ - отношение размеров изображаемого на чертеже плана к его действительным размерам сада или парка.
15. ________________ - вертикальная плоскостная опора (каркас) для вьющихся растений (роз, клематисов и др.), выполняется в виде ажурной решетки из дерева, металла с различными размерами гнезд.
16. ________________ – ряд густо посаженных низкорослых деревьев или кустарников, стриженых в стенку или на опорах, опорой служит деревянная или металлическая решетка или натянутая в несколько рядов проволока, прикрепленная к столбам.
17. ______________ - внешний вид, форма различных деревьев и кустарников.
18. ________________ – каменистый сад, отображающий красоту горного ландшафта и его флору, для которого характерно сочетание низкорослых альпийских растений со скалами, водой..
19. Что такое геопластика?
20.__________________- специальное многоступенчатое сооружение из камня или бетона, служащее для ниспадания струй воды на местах быстротоков естественных речек и ручьев, а также на путях искусственных водотоков с последовательного ряда мелких террас.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. классицизм
2. пейзажный парк
3. национальный парк
4. рекреационная зона
5. крестовая композиция плана
6. точка (место, момент) наивысшего подъема в развитии композиции, в садово-парковом искусстве она может обозначать как самое сильное зрительное впечатление, полученное при последовательном передвижении вдоль главной композиционной оси
7. территория, на которой размещены монyментальные архитектурные сооружения – мавзолеи, пантеоны, скульптурные группы, обелиски славы и памятники, пoсвященные выдающимся событиям истории народа
8. миксбордер
9. модульный сад
10. райский сад
11. рокарий
12. розарий
13. романтизм
14. масштаб
15. трельяж
16. шпалера
17. габитус
18. альпинарий
19. архитектурно-художественное преобразование рельефа, разновидность вертикальной планировки
20. каскад
Критерии оценки открытых вопросов.

Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.

Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения: итоговое оценивание, позволяющее выявить уровень освоения компетенций студентом, включает три блока:

1) блок на проверку базовых теоретических знаний, в области изобразительного искусства;
2) блок на выявление навыков анализа средств графической подачи проектной документации на основе знаний изобразительного искусства;
3) собеседование (ответ студента в рамках данного блока представляет собой устное монологическое высказывание и беседу с преподавателем по одной из предложенных тем, проводится очно в учебной аудитории).
Пример оценочного средства блоков 1 и 2:
https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=4462

Вопросы по блоку 3
https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=4462

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, представляющего собой тест с закрытыми вопросами, студент может получить максимум 12 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ);
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест с открытыми вариантами ответов, студент может получить максимум 58 баллов (от 1 до 5 баллов за вопрос, в зависимости от их сложности)баллы вычитаются в зависимости от количества сделанных ошибок.
3) за выполнение третьего блока, представляющего собой устный ответ на предложенную тему и собеседование с преподавателем, студент может получить максимум 30 баллов при выполнении следующих условий: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса;
от 21 до 29 баллов – Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа;
от 16 до 20 баллов – Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускаются незначительные ошибки в содержании ответа;
от 0 до 15 баллов – Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны.
Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу (Finaltest)» может составлять максимум 100 баллов.
Далее, баллы, суммарно начисленные студенту за выполнение всех трёх блоков пересчитываются в 4-балльную шкалу (от «5» до «2»)по схеме:
0-49 баллов – оценка «2»,
50-69 баллов – оценка «3»,
70-84 баллов – оценка «4»,
85-100 баллов – оценка «5».


Вопросы к экзамену по дисциплине «Ландшафтно-архитектурные стили»
1. Сады и парки Древнего мира. Сады Древнего Египта, государств Двуречья, Персии. «Висячие сады» Семирамиды в Древнем Вавилоне. Регулярные сады Персии.
2. Ландшафтное искусство античности. Типы объектов озеленения в Древней Греции, их композиционные особенности. Садово-парковое искусство Древнего Рима.
3. Утилитарный характер ландшафтного искусства времени Средневековья. Монастырские сады.
4. Испано-мавританские сады. Особенности их планировки, композиции и связи с природным ландшафтом.
5. Городские и загородные сады эпохи Возрождения в Италии. Основная художественная идея и признаки садов Ренессанса.
6. Сады периода барокко в Италии, их характерные особенности. Основные художественные приемы ландшафтного искусства садов стиля барокко, их влияние на развитие паркового искусства других государств.
7. Садово-парковое искусство Франции периода барокко. Формирование традиционных приемов композиции французского сада. Творчество Андре Ленотра (1613 – 1700).
8. Сады периода барокко в Голландии, применения садовых компонентов, в связи с особенностями природно-климатических условий.
9. Ландшафтная архитектура России допетровского периода. Связь паркового строительства с природными условиями. Утилитарный подход.
10. Дворцово-парковые ансамбли Петербурга и пригородов первой половины 18 в.: Летний сад (1705 – 1706 гг.), Петергоф (около 1707 г.), Ораниенбаум.
11. Садово-парковое искусство стран Дальнего Востока – Китая. Влияние дальневосточных пейзажных садов на историческое и современное развитие садово-паркового искусства Европы.
12. Садово-парковое искусство стран Дальнего Востока – Япония, особенности применения природных компонентов. Влияние дальневосточных пейзажных садов на историческое и современное развитие садово-паркового искусства Европы.
13. Предпосылки создания романтических садов в Европе – влияние живописи и литературы на образное решение сада. Роль английских (У. Кента, Л. Брауна, Х. Рептона) мастеров паркостроения в формировании принципов построения ландшафта пейзажного стиля.
14. Развитие пейзажного стиля паркостроения в России. Пейзажные парки Царскосельского ансамбля, Гатчины, Павловский дворцово-парковый ансамбль, анализ его композиции.
15. Садово-парковое искусство стиля модерн, особенности проектирования архитектора Гауди, парк Гуэль в Барселоне
16. Расширение функций садово-паркового искусства и утверждение ландшафтной архитектуры на современном этапе развития как области деятельности, связанной с комплексным формированием среды в процессе хозяйственного и культурного освоения урбанизированных, сельских и природных ландшафтов.
17. Современные тенденции развития ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства. Экологические направления, зеленая архитектура.
18. Типы и группы современных садов. Сад как часть природы той местности, где он проектируется. Сад как часть инженерных систем. Сад как часть зданий замкнутого цикла. «Кинетические сады; Сады-артефакты; Сады-инсталляции; Сады с искусственными элементами.




6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Черняева Е.В., Викторов В.П. Основы ландшафтного проектирования и строительства: Учебное пособие , 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Р.Р. Сафин, Е.А. Белякова, И.А. Валеев Садово-парковое искусство : Учебное пособие , 2009 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.В. Кругляк, Е.Н. Перелыгина, А.С. Дарковская Современные тенденции развития ландшафтной архитектуры : Учебное пособие , 2009 biblioclub.ru
Л2.2 М. В. Панкина, С. В. Захарова Экологический дизайн : Учебное пособие , 2018 www.biblio-online.ru/book/CA06BF9C-4BED-4F76-9157-39377ECC9FE2
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в мудл "Ландшафтно-архитектурные стили" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине "Ландшафтно-архитектурные стили"

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.