МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогическая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильПсихологическая диагностика и психологическое консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_Психология_ПДиПК-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 26
индивидуальные консультации 40
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 26 26 26 26
Консультации 40 40 40 40
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат наук, доцент, Лужбина Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
кандидат наук, доцент, Гурова Ольга Сергевна

Рабочая программа дисциплины
Педагогическая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А.,д-р психол. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.,д-р психол. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса заключается в содействии формирования и развития психолого-педагогической компетентности студентов на основе знания и понимания ключевых закономерностей и механизмов образовательного процесса.
Задачи курса:
- интегрировать и систематизировать базовые знания студентов по психологическим аспектам педагогической деятельности;
- сопровождать формирование и развитие психолого-педагогической компетентности студентов, опыта творческого использования знаний по педагогической психологии в практике образовательного процесса;
- познакомить студентов с современным состоянием научно-психологического обеспечения обучения и воспитания при организации учебно-воспитательного процесса и возможностями управления интеллектуальным и личностным развитием обучающихся;
- обеспечить овладение студентами профессионально-значимыми умениями и навыками психолого-педагогического конструирования и анализа различного типа учебно-воспитательных ситуаций, а также прогнозирования их эффективности при организации образовательного процесса и профессионально-педагогической деятельности;
- содействовать ценностному личностному самоопределению студентов по отношению к психолого-педагогическому знанию, осознанию и применению личностно-ориентированных и развивающих основ педагогической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен использовать методы психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий
ПК-3.1 Знает существующие подходы и методы психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий
ПК-3.2 Умеет выбирать методы психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий для решения конкретных психологических проблем
ПК-3.3 Владеет навыками и технологиями диагностики психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий
ПК-9Способен разрабатывать и апробировать программы психологического сопровождения образовательных процессов в образовательной организации, в том числе психолого-профилактические программы, программы формирования благоприятного психологического климата на основе социально-психологической диагностики особенностей обучающихся и развития коллективов обучающихся.
ПК-9.1 Знает теорию, теории, принципы, приемы нарушений и развития межличностных отношений обучающихся, психологической диагностики особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностики социально психологического климата в коллективе
ПК-9.2 Умеет диагностировать социально-психологический климат в коллективе, выявлять психологические причины нарушений межличностных отношений обучающихся с учителями, сверстниками, родителями и применять методы развития межличностных отношений обучающихся с учителями, сверстниками, родителями, формирования благоприятного психологического климата
ПК-9.3 Способен разрабатывать и апробировать программы психологического сопровождения образовательных процессов в образовательной организации, в том числе психолого-профилактические программы, программы формирования благоприятного психологического климата на основе социально-психологической диагностики особенностей обучающихся и развития коллективов обучающихся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Знает теорию, теории, принципы, приемы нарушений и развития межличностных отношений обучающихся, психологической диагностики особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностики социально психологического климата в коллективе;
- Знает существующие подходы и методы психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Умеет диагностировать социально-психологический климат в коллективе, выявлять психологические причины нарушений межличностных отношений обучающихся с учителями, сверстниками, родителями и применять методы развития межличностных отношений обучающихся с учителями, сверстниками, родителями, формирования благоприятного психологического климата;
- Умеет выбирать методы психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий для решения конкретных психологических проблем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Способен разрабатывать и апробировать программы психологического сопровождения образовательных процессов в образовательной организации, в том числе психолого-профилактические программы, программы формирования благоприятного психологического климата на основе социально-психологической диагностики особенностей обучающихся и развития коллективов обучающихся;
- Владеет навыками и технологиями диагностики психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы педагогической психологии
1.1. Общенаучная характеристика педагогической психологии и основные этапы ее становления и развития Лекции 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.2. Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания Практические 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.3. Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания Сам. работа 5 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.4. Основные этапы становления и развития педагогической психологии как науки Лекции 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Некоторые аспекты в истории отечественной и зарубежной педагогической психологии Сам. работа 5 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.6. Образование – глобальный объект педагогической психологии Лекции 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.7. Современное образование как расширение возможностей развития личности Практические 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.8. Современное образование как расширение возможностей развития личности Сам. работа 5 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Психологические аспекты обучения
2.1. Психологические основы типов обучения Лекции 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.2. Двустороннее единство обучения – учения в образовательном процессе Практические 5 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л2.3
2.3. Двустороннее единство обучения – учения в образовательном процессе Сам. работа 5 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Соотношение обучения и развития Практические 5 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.5. Соотношение обучения и развития Сам. работа 5 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.6. Психологические показатели развития детей в процессе обучения и особенности их диагностики Практические 5 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.7. Психологические показатели развития детей в процессе обучения и особенности их диагностики Сам. работа 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Общепсихологическая характеристика учебной деятельности Лекции 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.9. Учебная мотивация Практические 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.10. Учебная мотивация Сам. работа 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.11. Общий анализ учебного процесса и структуры учебной деятельности Практические 5 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.12. Общий анализ учебного процесса и структуры учебной деятельности Сам. работа 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.13. Психологические основы типов обучения Практические 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л2.1
2.14. Системы развивающего обучения Лекции 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.15. Особенности теории и практики развивающего образования Практические 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л2.3
2.16. Особенности теории и практики развивающего образования Сам. работа 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 3. Психологические особенности личности и деятельности педагога
3.1. Педагог как субъект педагогической деятельности Лекции 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
3.2. Психологические аспекты личности и деятельности педагога Практические 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Психологические аспекты личности и деятельности педагога Сам. работа 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.4. Психологические закономерности педагогического общения Лекции 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л2.1
3.5. Психологические закономерности педагогического общения Сам. работа 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л2.1
3.6. Психологические закономерности педагогического общения Практические 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Психологические основы воспитания
4.1. Сущность и психологические методы воспитания Лекции 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.2. Сущность и психологические методы воспитания Сам. работа 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.3
4.3. Психолого-педагогические аспекты воспитания Практические 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Психологические основы методов воспитания Сам. работа 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.5. Отечественные и зарубежные методики воспитания Лекции 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
4.6. Отечественные и зарубежные методики воспитания Практические 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
4.7. Отечественные и зарубежные методики воспитания Сам. работа 5 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
4.8. Консультации 5 40 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3

Способен использовать методы психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Педагогическая психология – это наука:
а) о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности;
б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания;
в) о структуре и закономерностях протекания процесса учения;
г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя.
Правильный ответ: б

Вопрос 2. Основной задачей образования является:
а) содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения;
б) формирование умений и навыков;
в) содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения;
г) овладение социокультурным опытом.
Правильный ответ: в

Вопрос 3. Под обучением понимают:
а) процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков;
б) процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику;
в) предпринимаемые учеником учебные действия;
г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика.
Правильный ответ: г

Вопрос 4. Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а также на его развитие является:
а) научение;
б) учение;
в) обучение;
г) обученность.
Правильный ответ: б

Вопрос 5. Ведущим принципом отечественной педагогической психологии является:
а) принцип социального моделирования;
б) принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач;
в) принцип личностно-деятельностного подхода;
г) принцип установления связи между стимулами и реакциями;
д) принцип упражняемости.
Правильный ответ: в

Вопрос 6. Основоположником русской педагогической психологии является:
а) К.Д. Ушинский;
б) А.П. Нечаев;
в) П.Ф. Каптерев;
г) А.Ф. Лазурский.
Правильный ответ: в

Вопрос 7. Самым глубинным и полным уровнем обученности является:
а) воспроизведение;
б) понимание;
в) узнавание;
г) усвоение.
Правильный ответ: г

Вопрос 8. Л. С. Выготский рассматривает проблему соотношения обучения и развития:
а) отождествляя процессы обучения и развития;
б) полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка;
в) полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой.
Правильный ответ: в

Вопрос 9. Основной психологической проблемой традиционного подхода к обучению является:
а) низкий уровень знаний;
б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся;
в) недостаточная активность учащихся в процессе обучения.
Правильный ответ: в

Вопрос 10. Целью развивающего обучения является:
а) развитие ученика как субъекта учебной деятельности;
б) достижение высокого уровня обученности учащихся;
в) формирование умственных действий и понятий;
г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.
Правильный ответ: а

Вопрос 10. Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является:
а) потребность изменить социально-статусную позицию в общении;
б) потребность получать одобрение и признание;
в) стремление соответствовать требованиям преподавателей; избежать наказания;
г) стремление приобрести новые знания и умения.
Правильный ответ: г

Вопрос 11. Недостатком программированного обучения является:
а) отсутствие четких критериев контроля знаний;
б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся;
в) отсутствие индивидуального подхода к обучению;
г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся.
Правильный ответ: г

Вопрос 12. Основным показателем готовности ребенка к обучению в школе является:
а) овладение основными навыками чтения и счета;
б) развитие у ребенка мелкой моторики;
в) желание ребенка ходить в школу;
г) зрелость психических функций и саморегуляция;
д) наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей.
Правильный ответ: г

Вопрос 13. Уровень актуального развития характеризует:
а) обученность, воспитанность, развитость;
б) обучаемость, воспитуемость, развиваемость;
в) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость;
г) обученность, обучаемость.
Правильный ответ: а

Вопрос 14. Основной функцией педагогической оценки является:
а) определение уровня фактического исполнения учебного действия;
б) осуществление подкрепления в виде наказания-поощрения;
в) развитие мотивационной сферы учащегося.
Правильный ответ: в

Вопрос 15. Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» – сформулировал:
а) Л.С. Выготский;
б) С.Л. Рубинштейн;
в) Б.Г. Ананьев;
г) Дж. Брунер.
Правильный ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях – это … (назовите вид образования).
Правильный ответ: инклюзивное образование.

Вопрос 2. Конструктивный, организаторский компонент, коммуникативный и гностический компоненты – это компоненты …. … , выделенные Н.В. Кузьминой. Вставьте 2 пропущенных слова.
Правильный ответ: педагогической деятельности.

Вопрос 3. Назовите основные факторы развития личности?
Правильный ответ: наследственность, среда, воспитание.

Вопрос 4. Специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения – это … технология. Вставьте пропущенное слово.
Правильный ответ: педагогическая.

Вопрос 5. На кого ориентирована гуманистическая педагогика?
Правильный ответ: Личность.

Вопрос 6. Кем введено понятие «Педагогическая психология»?
Правильный ответ: П.Ф. Каптеревым.

Вопрос 7. Кем был предложен термин «зона ближайшего развития»?
Правильный ответ: Л.С. Выготским.

Вопрос 8. Перечислите науки, с которыми связана педагогическая психология (не менее трех).
Правильный ответ: философия, социология, психология, медицина, этика, эстетика, экономика, политология, право, анатомия.

Вопрос 9. Педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества – .... (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: воспитание.

Вопрос 10. Какова позиция учителя в личностно-ориентирующем обучении?
Правильный ответ: развитие индивидуальности каждого обучающегося.

Вопрос 11. Способ выполнения действия, ставший в результате упражнений автоматизированным, – это … (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: навык.

Вопрос 12. Публичный спор, одна из активных форм работы с учащимися – это … (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: диспут.

Вопрос 13. Комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его образовательных программ с целью удовлетворения образовательных потребностей – это образовательные … (вставьте пропущенное слово).
Правильный ответ: услуги.

Вопрос 14. Специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы, – это …
Правильный ответ: интерактивное обучение.

Вопрос 15. Субъектно-деятельностный тип обучения, приходящий на смену традиционному объектно-трансляционному типу и основывающийся на новом представлении об онтогенезе психики человека, – это …
Правильный ответ: развивающее обучение.
Вопрос 16. Л.В. Занков разработал систему … … как технологию раннего интенсивного всестороннего развития личности ребенка? (вставьте два пропущенных слова)
Правильный ответ: развивающего обучения.

Вопрос 17. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: воспитание.

Вопрос 18. Процесс двухсторонней активности учителя и учащихся, в результате которого учитель передает, а учащийся активно приобретает знания, умения, навыки, формируется научное мировоззрение, развиваются творческие силы учащихся – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: обучение.

Вопрос 19. Личностная (приобретенная) способность обучающегося успешно решать определенный круг задач – это ... (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: компетенция.

Вопрос 20. Уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности – это ... (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: квалификация.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-9

Способен разрабатывать и апробировать программы психологического сопровождения образовательных процессов в образовательной организации, в том числе психолого-профилактические программы, программы формирования благоприятного психологического климата на основе социально-психологической диагностики особенностей обучающихся и развития коллективов обучающихся.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Способность сплочения ученического коллектива и воодушевления на решение важной задачи по В.А. Крутецкому – это…:
а) дидактические способности;
б) академические способности;
в) перцептивные способности;
г) организаторские способности.
Правильный ответ: г

Вопрос 2. Деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями – это…:
а) воспитание;
б) педагогические закономерности воспитания;
в) самовоспитание;
г) самообразование.
Правильный ответ: в

Вопрос 3. Умение понимать эмоциональное состояние учащихся относиться к умениям:
а) межличностной коммуникации;
б) восприятия и понимания друг друга;
в) межличностного взаимодействия;
г) передачи информации.
Правильный ответ: б

Вопрос 4. В воспитательном плане наиболее эффективен …тип обучения.
а) традиционный;
б) проблемный;
в) программированный;
г) догматический.
Правильный ответ: б

Вопрос 5. Педагогическое взаимодействие обучающегося и обучаемого при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету составляет суть…функций взаимодействия субъектов педагогического процесса:
а) организационной;
б) конструктивной;
в) коммуникативно-стимулирующей;
г) информационно-обучающей.
Правильный ответ: г

Вопрос 6. Добровольное задание самому себе осознанных целей и заданий самосовершенствования – это…:
а) самообязательство;
б) самоотчет;
в) осмысление собственных действий;
г) самоконтроль.
Правильный ответ: а

Вопрос 7. Дальнейшая детализация, создание проекта, приближающегося для использования в конкретных условиях участниками воспитательного процесса – это..:
а) педагогическая ситуация;
б) педагогический процесс;
в) педагогическое конструирование.
Правильный ответ: в


Вопрос 8. Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе:
а) программированного обучения;
б) проблемного обучения;
в) теории поэтапного формирования умственных действий и понятий;
г) традиционного обучения.
Правильный ответ: б

Вопрос 9. Воспитанность характеризуется:
а) предрасположенностью человека к воспитательным воздействиям;
б) усвоением нравственных знаний и форм поведения;
в) умением человека адекватно вести себя в обществе, взаимодействуя с другими людьми в различных видах деятельности.
Правильный ответ: в

Вопрос 10. Педагогическая направленность – это:
а) любовь к детям;
б) система эмоционально-ценностных отношений, задающая структуру мотивов личности учителя;
в) желание освоить профессию педагога.
Правильный ответ: б

Вопрос 11. Педагогическая деятельность начинается с:
а) отбора учебного содержания;
б) выбора методов и форм обучения;
в) анализа возможностей и перспектив развития учащихся.
Правильный ответ: в

Вопрос 12. Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить гипотезы:
а) о наличии явления;
б) о наличии связи между явлениями;
в) как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями;
г) о наличии причинной связи между явлениями.
Правильный ответ: г

Вопрос 13. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже ХIХ-ХХ вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:
а) педагогика;
б) педология;
в) дидактика;
г) психопедагогика.
Правильный ответ: б

Вопрос 14. Первый по порядку следования этап и компонент педагогической деятельности:
а) подготовительный этап;
б) организаторская деятельность;
в) этап осуществления педагогического процесса;
г) этап анализа результатов;
д) гностическая деятельность;
е) конструктивная деятельность;
ж) коммуникативная деятельность.
Правильный ответ: а

Вопрос 15. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями, называется:
а) широкими познавательными мотивами;
б) широкими социальными мотивами;
в) учебно-познавательными мотивами;
г) узкими социальными мотивами.
Правильный ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Способ педагогического воздействия на воспитанника, выражающий положительную оценку его поведения с позиций интересов одноклассников и с целью закрепления положительных качеств – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: поощрение.

Вопрос 2. Какой подход требует учета индивидуальных особенностей воспитанников?
Правильный ответ: личностно-ориентированный.

Вопрос 3. Группа методов, в основе которых лежит феномен проекции, называется … методами (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: проективными.

Вопрос 4. Предполагает отработку профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами …тренинг (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: имитационный.

Вопрос 5. Процесс воспитания длится по времени всю … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: жизнь.

Вопрос 6. Особенностью процесса воспитания является его … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: комплексность.

Вопрос 7. Процесс сознательного усвоения социального опыта и формирования определенных качеств самим индивидом, необходимых ему для собственного личностного становления и развития – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: самовоспитание.



Вопрос 8. Система методов воспитательного воздействия, направленных на изменение сформированных свойств личности, выработанных привычек и нравственных основ жизнедеятельности – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: перевоспитание.

Вопрос 9. Важную роль в самовоспитании играет …. (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: самосознание.

Вопрос 10. Взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью – это … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: коллектив.

Вопрос 11. В классном коллективе могут быть 2 лидера – это … и … .
Правильный ответ: формальный и неформальный.

Вопрос 12. Определенная степень овладения приемами и способами решения профессионально-педагогических задач – это … культура педагога (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: профессиональная.

Вопрос 13. Профессиональная культура педагога конкретизируется в понятиях …
Правильный ответ: культура педагогической деятельности, культура педагогического общения, культура личности педагога.

Вопрос 14. Гносеологическая, гуманистическая, коммуникативная, обучающая, воспитывающая, нормативная, информационная выступают … профессиональной культуры педагога (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: функциями.

Вопрос 15. Вставьте пропущенное слово. Наполнение содержания образования «человековедческим материалом» с учетом личностно-развивающих методик является отражением его культуры, которая называется … культурой.
Правильный ответ: гуманитарной.

Вопрос 16. На чем базируется пригодность человека к педагогической деятельности? Назовите 2-3 характеристики.
Правильный ответ: на нормальном интеллектуальном развитии, эмпатичности, сценичности эмоций, нормальном уровне развития коммуникативно-познавательной активности.

Вопрос 17. Когда мы имеем ввиду систему ценностных ориентаций, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, стремящегося утвердить её в педагогической деятельности и общении, о каком виде направленности идет речь?
Правильный ответ: педагогическая направленность.

Вопрос 18. Вставьте пропущенное слово. Способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия – это … способности (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: коммуникативные.

Вопрос 19. К способам невербальной коммуникации педагога относятся …
Правильный ответ: язык глаз, мимика, пантомимика, жесты.
Вопрос 20. На стремлении ребенка к подражанию основан такой метод воспитания как … (вставьте пропущенное слово)
Правильный ответ: пример.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова Педагогическая психология: учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
Л1.2 И.В. Марусева Современная педагогика (с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов М. ; Берлин : Директ-Медиа, электронный, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279291
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. В. Габай Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов М. : Академия, 32 шт., 2010
Л2.2 Т. В. Манянина Коммуникативная компетентность в педагогическом общении (в аспекте психологической культуры педагога) : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 78 шт., 2007
Л2.3 .Л. Шабанова, А.Н. Фоминова. Педагогическая психология: учебное пособие М. : Флинта, электронный, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79468
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 Курс в Moodle "Педагогическая психология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов, уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу. Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.